Отзыв написан: 30 сентября 2013 г.

День Каталонии

Всякий, кому посчастливилось очароваться Барселоной раньше меня, вправе указать мое скромное место среди прочих, пытавшихся высказать свое чувство публично. Каждый, еще только готовящийся к своей первой встрече с ней, будет искать и не находить в моем рассказе того, что волнует только его, как не находила этого я в чужих талантливо или по-житейски просто написанных рассказах. К тому же поездка моя хотя и не ограничена обзорными рамками, но явно не дотягивает до того, что бы понять почему, зачем и именно здесь вся эта красота создана. Но я очень постараюсь изложить историю так, как прожила ее я - все двенадцать дней и ночей - познавательно и не скучно.
Антони Гауди

Барселона - ненасытный на гениев город - не рубит их на корню, не вгоняет в нищету, а напротив - дает развиться таланту во всю мощь. Гауди, Дали, Пикассо, Монсеррат Кабалье и,наконец, Лионель Месси - гений футбола: имена, которые слышали все.
Мне кажется, что Джон Голсуорси в " Саге о Форсайтах" списал своего архитектора Босини с Антони Гауди. Вот только судьбу уготовил ему несчастную, как и положено гению, и бросил его под трамвай.....за несколько лет до такой же  страшной кончины Гауди. Трамваи в то время царили на улицах Барселоны - мне довелось "поводить"  виртуальный трамвайчик в музее истории Каталонии. Это, я вам скажжу, нечто! Люди снуют по мостовой - тротуаров, в нашем понимании, не существовало. Народ на кадрах хроники, снятой из кабины вагоновожатого, бросается в рассыпную - кто успевает. Старичок Гауди не успел, а может голова его была полна новых идей.
Он прожил счастливую творческую жизнь: судьба свела Антони Гауди с текстильным магнатом Гуэлем, богатейшим человеком Каталонии - в те времена меценатство было в чести. Деньги Гуэля, его развитый художественный вкус и нестандартный взгляд на архитектуру молодого Гауди, избавленного от убивающей творца битвы со сметой, дали миру удивительные творения Барселоны.

Барселона приветствует русских. Мы, разбросанные по миру, рожденные с несхожими фамилиями, но думающие на одном языке, вполне можем примириться с этим: оно нам во благо, а значит - не вредно. И даже приятно увидеть в аэропорту стайку щебечущих на испанском девчушек в желтых футболках с надписью на родном языке "Консультант". Ждут наших и готовы помочь растерявшемуся в чужой стране туристу.

Я -  воробей стреляный, а значит готовый и вовсе самостоятельно решать свои туристические вопросы: апартаменты заказаны, всевозможные сайты изучены, консультации бывалых получены, решения приняты; иду покупать в  инфо, что прямо у выхода из аэропорта, пятидневную карточку Barcelona card. Карточка - в нашем с супругом случае - оказалась как нельзя кстати: мы получили неограниченную свободу передвижения в непознанном пока городе и мощный стимул побывать в тех музеях, обойти стороной которые совсем бы не хотелось. В дальнейшем нам, возможно,  достаточно будет обычных проездных, а может и вовсе обойдемся без них - пока мы этого еще не поняли. Barcelona card обладает каким-то магическим действием на всех транспортно-билетных контролеров - подобное я уже испытала в Будапеште, а потому вопрос покупать-не покупать отпал сам по себе. Покупать! Порой казалось, что предъявляю я не картонный талончик ( ее большой недостаток в Испании - приходится от дождя беречь, в отличие от стокгольмской пластиковой), а никак не меньше платиновой банковской карты: с такой готовностью распахиваются перед нами всевозможные двери.
Музей каталонского модернизма Барселона

Для начала карта "сработала" в Музее каталонского модернизма - входной билет 10 евро - мы вошли бесплатно.

Pere Borrell del Caso Две смеющиеся девочки. Музей каталонского модернизма Барселона
Сто с небольшим лет назад все резко укоротилась и лишилось изящества: женские юбки, стрижки, человеческие отношения. Но Fin de Siecle, или конец века - стал звездным часом каталонских толстосумов. Пока сытая молодежь Европы металась: впасть во фривольность или в декаданс, а может и вовсе устроить переворот, здесь не торопились ломать устои отцов, быстро разбогатевших во времена промышленной революции. Салонная жизнь Барселоны конца XIX - начала XX века была насыщенна. Модные архитекторы, проектировщики мебели, живописцы завалены заказами.
Богаты богатели и хотели жить красиво. Кроме архитектурных шедевров Антони Гауди создает мебельные жемчужины. Такой экспозиции как в музее каталонского модернизма мы не увидели больше нигде в Барселоне: Дом Батльо славен своим умопомрачительным фасадом и интерьерами, но в нем нет мебели той эпохи - слишком много посетителей проходит по дому за день - не уберечь. Дом Гауди в парке Гюэль сохранил причудливые люстры, но его благоразумно освободили от шкафов и диванов - увидеть можно только спальню и умывальную комнату.

Музей каталонского модернизма Барселона. Скамья Гауди
 Так случилось, что безудержную роскошь заставило потесниться новое. Подобно гегемону, который пришел в 1917 и все разрушил, авангард крушил академические устои. Перевернутый на голову мир, Первая мировая, гражданские войны - во всем этом безобразии по мнению абстакционистов, экспрессионистов, кубистов и прочих новаторов виновны были....рационализм и логика.
Antoni Tapies Negre i ocre en forma de pissarra
Я понимаю, что искусство ищет новые формы; по моему опыту перемены всегда к лучшему - в будущем, каким бы ужасным ни казалось настоящее. Но здесь и сегодня моя оценка проста - могла бы я жить с этим, видеть каждый день в собственном жилище; хотела бы я приходить в музей посмотреть вновь и вновь на эту картину? В случае с Антони Тапиесом, человеком весьма уважаемым, прожившим долгую жизнь и пожалованным в маркизы королем Испании за особый вклад в искусство - нет.
И мы не пошли в музей его творчества, составив свое представление по работам, выставленным во время нашего визита в Музее современного искусства Барселоны (МАКБА).
Опс! По карте опять без очереди и бесплатно.

Барселона отнюдь не встречает своей парадной стороной путешественника, въезжающего на электричке из аэропорта: всякий житель современного российского города найдет близкое своему сердцу сравнение, всматриваясь в безликие панели домов; мне почему-то приходит в голову питерская Пискаревка и я слегка огорчаюсь. Но чуть позже радуюсь безмерно. Мы поднимаемся из железнодорожных недр ( Барселона упрятала свою чугунку под землю) и не верим: то, чего надо еще заслужить, отыскать - во всей красе пред нами - Дом Батльо!
Дом Батльо Барселона
Вид из гостиной Дома Батльо
Камин в Доме Батльо Антони Гауди Барселона
Вход в одну из квартир в Доме Батльо

Умывальная комната, спроектированная Антони Гауди почти сто лет назад.
Писать о Доме Батльо - все равно что раскрывать секрет Полишинеля - как-то даже неприлично. Все и так знают, что это грандиозное по своей архитектуре и техническому решению строение Антони Гауди достойно восхищения.  Фантазировать нельзя - слишком много о нем написано и очень многие здесь бывали - быстро уличат во лжи. Переписывать сведения из справочников и буклетов - вот еще, чего ради. Но я позволю себе порассуждать. Об инвестициях.
Вложение денег в недвижимость - не есть мода дня сегодняшнего. Доходные дома строились задолго до того, как началась наша постсоветская история, а в случае с Домом Батльо - еще и делалось вложение в модного архитектора. Квартал этот на Пасео де Грасия был барселонской Рублевкой тех дней. Только соревнование "у кого круче" проходило не за высокими заборами, а принародно. В отстроенном доме нижний этаж занимал владелец, верхние - арендаторы. Люди умели считать деньги. Считают и теперь. Дом Батльо не принадлежит государству, у него есть владелец, который продолжает сдавать квартиры верхних этажей и получать плату с билетов за экскурсии по нижним - не жилым.
Однако, не все инвестиционные проекты были столь удачны. В наши дни абсолютный крах постиг владельцев недвижимости в Детройте, США.  У Барселоны был свой проект-банкрот, задуманный Антони Гауди как город-сад -  нынешний....парк Гуэль. Именно там было отведено 60 участков под застройку. А освоенно всего два, но зато каких!
Эх, знали бы фабриканты и торговцы Барселоны начала XX века во что надо деньги вкладывать....

В парке Гуэль

Нам нравятся широкие, имперски нарядные проспекты: вот оно свидетельство процветания, взлета промышленников, насыщенной светской жизни древней, но вдруг омолодившейся Барселоны конца XIX . начала XX века. Возможно, началом этому послужила Всемирная выставка 1888года. Отсчет новой эры - испанского модернизма - принято вести от этой даты

Банк Caixa Catalunya Барселона
Via Laietana
Барселона современная

Жители Барселоны обладают уникальным умением рассказывать дорогу: достаточно улыбнуться, промолвить please и ткнуть в карту пальцем - и человек, не знающий английского, весьма подробно, а главное - коротко и ясно- укажет на руках, пальцах и красноречивыми жестами через сколько улиц свернуть направо, а затем - налево. Мне кажется, что все они удивительно милые люди, снисходительно-гостеприимно принимающие туристическое нашествие. А спрашивать, на первых порах, приходится часто: на карты города нанесены все загогулинки древнего центра, по которому мы, туристы, в общем-то и гуляем, но названия улочек не вмещаются в эти самые туристические карты. Оно бы нам и ни к чему, да надо добраться до снятых апартаментов, затерянных в лабиринтах Борна.
Barcelona El Born

"El Born - одно из модных мест города, В зависимости от того, где вы остановились, шум может мешать, но он здесь не такой сильный, как в центре города. Это живописная и культурная часть города с полными жизни кафе и барами." - так сказанно в путеводителе и мы охотно верим этому, потому что жить в Барселоне хотим погружёнными в ее ценности, удобно и независимо.
Дворец каталонской музыки

Этот музыкальный театр - дань быстро разбогатевших промышленников любимому городу - построен на пожертвования.  Внутри и снаружи здание театра, как  многое из испанского модерна начала XX века, окрыляет и подавляет одновременно своей керамико-витражно- скульптурной роскошью - к этому сложно привыкнуть, но посмотреть и подивиться стоит. С удовольствием послушали каталонского гитариста-виртуоза Педро Гонзалеза - два часа рвущей душу игры мастера, завершенных неожиданной The sultans of Swing Марка Кнопфлера - на бис. Зал с тремя ярусами на 2000 слушателей с витражным потолком - единственный в Европе с естественным освещением- кажется уютно-камерным, аккустика весьма достойная.

Самый популярный вид транспорта в старой части Барселоны

Барселона - город туристический, а значит шумный. Но шум шуму рознь. Первую ночь, наслаждаясь неиспанской гортанной речью под окнами апартаментов я еще боролась за свою толерантность. Поселились мы в замечательном месте - в двух шагах от Palau de la Musica на маленькой, тихой - часов этак до десяти вечера, улочке. С наступлением темноты в нашем средневековом квартале, населенном арабами, индусами, выходцами из Латинской Америки, студентами и туристами, начинается еженощное действо, этнографическая жизнь района Борн, или старого города. Первый статист является на сцену - перекресток двух улочек шириною три метра и встает в картинную позу, подперев ногой стену - ждет; является другой - в той же позиции прислоняется к углу противороложному и роняет фразу - затевает общение; ответ первого привлекает новых действующих лиц, принимающих ту или иную сторону: начинается перебранка, или дружеская беседа, или обсуждение мировых проблем - мне не разобрать. Дома высокие, на свой второй этаж мы взбираемся по узкой лестнице: между первым этажом, который по-правде второй, и нашим как бы segundo, затерялся еще один. Вход в ту квартиру нам не ведом, но балкон этажом ниже подтверждает наличие такового. Эти каменные джунгли спасали от жары в докондиционеровую эпоху их обитателей: солнце сюда не проникает и сложно догадаться, что за пределами старого города плюс 26 и безветрие - здесь всегда витает приятный сквознячок.  Аккустике, создаваемой отвесными каменными стенами, позавидовал бы любой музыкальный зал. Окон, в нашем северном понимании, в апартаментах нет, а есть деревянные дверцы-ставни, призванные ограждать от света, холода и шума;  все прочее - как у больших , и мы вполне обустроены в своем временном пристанище. Под окнами не ходят машины - для них попросту не хватает места - но кипит жизнь. Вскоре на вечернюю прогулку выводят детей-дошколят (замечу, время близится к полуночи), улочка, в стиле "щьорт побьери", наполнятся звонкими голосами; через час детей угомоняют, им на смену выходят мальчики старшего тинейджерского возраста - отчасти, я понимаю родителей, которым хорошо и покойно оттого, что дитятки тусят под своими окнами, а не в чужой подворотне; в два ночи брызжущий тестостероном ор сменяет лай брошенной в квартире собачки; псовый хозяин возвращается, но в три часа выдвигается  на сцену мойщик узеньких улочек на маленьком проворном авто - здесь блюдут чистоту: улочки моются дважды в сутки и собирают мусор, который мы обязаны вынести из квартиры к парадной между восмью и десятью вечера. К третей ночи я покупаю беруши и обретаю тихое счастье.
Barselona Sant Pere Mitja 33

Мы очень удобно устроились под боком у Кафедрального собора и по соседству с Пикассо, совершаем вечерние моционы по Рамбле,  Готическому кварталу или Парку Цитадели.
парк Цитадели Барселона
Cascada в парке de la Ciutadella (Цитадель)
В парке de la Ciutadella

История ни одной страны, ни одного народа не была светлой и радостной. Испания, и в частности Каталония, не стала исключением, а потому излагать ее в туристическом рассказе я не буду. Упомяну лишь то, что непосредственно относится к представленным мною снимкам.
Итак, год 1988, Всемирная выставка встряхнула Каталонию, утратившую в 1714 году независимость, и подвела черту под периодом упадка. Началось каталонское возрождение. Печально известная Цитадель (Ciutadella) - читай историю Каталонии - вдруг получила новую жизнь. За несколько лет здесь разбили замечательный парк с прудами и выстроили 7 выставочных павильонов.
Жителям Барселоны вполне удается отдохнуть от гостей города в Parc de la Ciutadella. Иностранцев мы встречали возле зоопарка, расположенном здесь, но туристическая братия не часто попадалась нам на аллеях парка. А он таит массу чудесных уголков и весьма приметных сооружений как Cascada.

Пляж Барселонеты вечером. Вдали видна "Рыба" Френка Гери, сппроектированная к Олимпийским играм 1992 года
В Париже моря нет. И в Лондоне его нет тоже. У нас в Петербурге есть холодная и мелкая Маркизова лужа. Поэтому мы в Барселоне в Бархатный сезон. Пляжи Барселонеты удивительно чисты для огромного города и, похоже, готовы вместить всех гостей Барселоны, приехавшив, как и мы, насладить душу и ублажить тело. Середина сентября - лучшее для нас время для пляжного отдыха на Средиземном море: солнце не гонит в тень, но дарит тот благородный и стойкий загар, что радует еще и зимой; море прогрелось за лето и остывать пока не собирается - до октября. Детей у моря уже нет, зато вся молодежь мира съезжается в Барселону. Невольно вспоминается известный фильм . И не понять: то ли снят он здесь, потому как сумасшедшие художники, романтика и юные искательницы страстей - неотъемлемая часть существования города, то ли кино это - Вики Кристина Барселона - невероятно удачный рекламный проект. Разноязыкая, разноликая Барселонета с бескрайними пляжами, молодые лица, надежды и радости - и нам перепадает щепотка вселенского счастья.
За феменизм! Барселона
Радужный велопробег в Барселоне

Но у каждого "хорошо", есть своя обратная сторона. Постепенно свой день мы все больше смещаем к ночи и все позже просыпаемся утром - подстраиваемся под наше крикливое окружение, и приобретаем опыт: у любых апартаментов плюсы схожи, а вот из минусов надо выбирать приемлемые для себя, или обращаемые в плюсы.
Ботеров Барсик

Барсик (а как же иначе?) колумбийца Фернандо Ботеро - художника, скульптора, любителя мясистых женщин - поселился в арабском квартале Барселоны  El Raval, что для меня было удивительно. Всегда считала, что ислам не уживается с изображением людей и животных. Но такова уж Барселона: на Рамбле я дважды видела художников, рисующих совсем юных особ в хиджабах. Заказчики, судя по возрасту - отцы девочек, стояли рядом, наблюдая процесс.
Арабы, населяющие Раваль, не какие-нибудь там пришельцы, а самые что ни на есть потомки мавров, т.е. до мозга костей свои. Прогуляться по району интересно: дома и улицы как везде в старой Барселоне, а народ одет в приличествующую вере одежду, т.е. не так, как другие арабы в других частях города.

Плутаем по метро. Вот где пригодилась наша Barcelona card! С ней мы без задержек у билетных касс с, неизбежным в таких случаях указанием сокровенных мест хранения бумажников, смело погружаемся в недра метро и ... вновь плутаем. Метро в Барселоне старое, его начали строить  в 1924 году, очень разветвленное - 11 линий, означенных для удобста в различные цвета. Новые станции логичны и привычны - электрички в оба направления -  в одном зале. Но подземный центр города достоин состязаний по ориентированию на местности: для того, что бы перейти с одной на другую станцию или просто сменить неверно выбранное направление движения - что с нами случалось не раз - надо, порой, выйти на поверхность, а оказаться можешь на одной из соседних улочек или и вовсе в другом квартале.

В мое параллельно-перпендикулярное питерское мышление никак не встраивается эта изогнуто-закрученность старинных улиц Барселоны. Только на третий день мы начинаем понимать, что место, к которому добираемся на метро с двумя пересадками, находится совсем рядом. Пространственное воображение включается понемногу. Я понимаю, что La Rambla -  прямая и широкая, что соединяет она Pl.Catalunya и Mirador de Colom; все улочки, к ней примыкающие и ее пересекающие, выводят, в конце-концов к метро или знакомому уже памятнику, собору, площади. Но нам, по-прежнему, не удается пройти одним маршрутом дважды - слишком много соблазнов уводит в сторону от намеченного пути.
Дракон, охраняющий усадьбу Гуэль

Наш день строится так: вкуснейший кофе, море, вино, сиеста, музей, фруктовый ужин, вино, прогулка по ночной Барселоне; или так: наикрепчайший кофе с арабскими сладостями, музей, сиеста, пляж, рыбный ресторан,  вино, прогулка по ночной Барселоне. Постепенно средневековый многоязыкий Борн, помнящий еще рыцарские турниры, допускает к своим сокровенным уголкам. Аромат арабской кофейни и свежевыпеченных булочек будит нас по утрам; фрукты и арбузы мы покупаем на другом углу у индуса - узрев в нас постоянных покупателей, он предлагает только самый свежий товар. За молоком идем к пакистанцу - оно на евро дешевле, чем на Рамбле - здесь территория испанских цен, туристические начинаются в трехстах метрах на Via Laietana. Вино покупаем у испанца в погребке под названием Maestrazgo, основанном в 1952 году. Хозяин раскрывает нам тонкости вкусовых оттенков испанских, французских и итальянских вин, а мы  с удовольствием дегустируем их. Дружба наша началась с недоразумения: забрели случайно в магазинчик и очарованные антуражем винного погребка, долго прикидывали, что бы купить на вечерок. Хозяин уточнял наши вкусовые пристрастия и выяснял мои предпочтения как дамы. Выбрав вино, муж вынул банковскую карту, и оказалось, что магазинчик принимает только наличные, если покупка не дотягивает до двенадцати евро. Обескураженные, мы покинули магазин - был вечер и ни одного автомата в округе - и вдруг вдогонку услышали, что можем занести деньги через день - в понедельник, после выходного, и нам протянули пакет с выбранным вином - на доверии.
Победитель нашего топ-парада

Нам это вино показалось самым вкусным. Однажды нашего приятеля-виночерпия не было за прилавком, его место занимала симпатичная особа - сестра, как оказалось. Она-то нам его и посоветовала купить

Совсем рядом от места нашего квартирования рынок Святой Катерины - там мы покупаем рыбу. Пробуем все , что берут испанки в летах. Стоим, присматриваемся к их выбору и повторяем его - ни разу еще не обманулись. Рыба нарезана порционными кусочками для жарки, и это очень удобно. Крытый рынок в Барселоне очень опрятный, без специфических неприятных запахов. Продавцы не гвалтят и товара не навязывают, что, лично мне, очень приятно- не люблю восточных базаров. Не типично для южных городов  и время работы рынка - он поздно сворачивается, в половине седьмого вечера.
Рынок Св.Катерины Барселона

Три дня до матча Barcelona - Ajax, наш дом постепенно населяют голландцы и мы понимаем: полуночные "беседы" местных под окном ничто по сравнению с летающими на утренней заре стульями над головой и буйным весельем этажом ниже и за стенкой слева.
Предфутбольная атмосфера постепенно накаляется: болельщики Ajax вызывают огонь на себя болельщиков Barcelona. Мой муж хотя не узкоплечий, но высокий и светловолосый; живем мы среди голландцев, и местное,  патриотически настроенное население вполне может нас принять за них; и нам идти на матч - ну не пропускать же такую возможность! Билеты куплены. Предлагаю супругу срочно раздобыть атрибуты родной питерской команды - на случай, если предфутбольные страсти наколятся безмерно - и громко скандировать "Зе-нит -   чем-пи-он!" если ситуация начнет выходить из под контроля - все же мы ни красные, ни белые, а лишь зрители великого шоу.
Кубок лиги чемпионов Барселона 18 сентября 2013
Преждевременный триумф болельщиков Аякса закончился разгромным 4 : 0 . Первый гол на 27 минуте забил Лионель Месси - для испанцев это была всего лишь легкая разминка на поле; во втором тайме страсти накались и второй гол опять забил Месси, Пике сделал третий и, опять Великий Месси! Когда Вальдес взял пенальти, вынув мяч из нижнего правого угла, все страсти по Месси тут же померкли - зрители: фанаты Барсы, мы-зеваки, девочки, потешавшиеся над болеющими мальчиками - впали в коллективный экстаз;
голландцы - в транс.

Мы смакуем Барселону, наслаждаемся каждым прожитым здесь днем, оставляя все самое "вкусное на потом". И отказываемся от услуг туристических красных автобусов - этот способ отлично подходит для знакомства с городом накоротке, когда времени мало, а нужно увидеть все и услышать. У нас задача другая - познать и прочувствовать. Мы не ставим себе цели изучить и систематизировать, и поэтому выбор музея, порой, зависит от дня недели - в воскресенье и в понедельник редкие из них открыты. Или от погоды - в жару прохлада каменных стен спасает, в дождь - укрывает. Но мы точно знаем, зачем туда идем.  Дали, Жирона, Сант Жервази, 11 сентября в истории Каталонии - вся круговерть впечатлений просится на бумагу. Возьмусь ли? Пока не знаю.
В парке Гуэль Барселона

Я, по своему обыкновению, не стала описывать пройденных нами маршрутов и давать каких-либо рекомендаций - я не специалист в области туризма, к тому же мой выбор - это мой выбор, не каждому он придется по-душе. Но очень хочу поделиться советом, который может помочь тем, кто впервые собирается в Барселону или уже был здесь наскоком и желает вернуться, немного пожить здесь, больше узнать и увидеть - не поскупитесь, приобретите путеводитель, фото которого я привожу.

Путеводитель на русском языке с подробными картами, схемой метро, практическими советами и указаниями на то, что ну очень интересно и чего нельзя  пропустить. Стоит около десяти евро.

Вес наших чемоданчиков, дополненных парой альбомов по искусству, приблизился к критической точке в 10 кг. Муж безжалостной рукой отправил в мусорную корзину весь любовно собранный мною буклетный хлам. К нему примкнула и книжица - спутница Barcelona card, и я лишилась ценнейшей информации. Мне не удалось отыскать на страницах русского интернета упоминания о части музеев, в которых мы побывали по наводке этой самой брошюры, поэтому и на карту нашего путешествия нанесено далеко не все.

Я постаралась обойтись без бытовых подробностей в своем рассказе. Отчеты о том на чем летели и где поселились отправила в те рубрики, где им положено быть.
Отзыв об авиакомпании здесь: http://avia.turizm.ru/airline2/norwegian_air_shuttle/reviews/show_270091/
Отзыв об апартаментах
Составление карты путешествий оказалось делом очень нелегким - и я его бросила на полпути. К внесению на карту "обязательной программы" даже не приступала ввиду полной бессмысленности этого занятия - карту с перечислением всех самых интересных и посещаемых объектов Барселоны выдает любое турбюро.

Кроме путеводителя для нас оказался полезным русскоязычный сайт Барселоны http://www.barcelona-tourist-guide.com/ru/dostoprimechatelnosti/muzei-v-barselone.html. Здесь можно увидеть всю актуальную информацию о транспорте, ценах на него, музеях, времени работы, карты и многое - многое другое.

Ну и, конечно же, нам здорово помогли все те рассказы, отчеты и репортажи, а так же ветка форума Барселона, над которыми трудились уважаемые мною обитатели нашего туристического дома turizm.ru
Национальный музей каталонского искусства Барселона
Золотые годы Барселоны строго укладываются в период между двумя Всемирными выставками, проведенными здесь: первой в 1888 году, давшей мощный толчок развитию каталонского модернизма, и второй 1929 года, закрывшей эпоху процветания Испании, благополучно оставшейся нейтральной в Первой мировой войне и нажившейся на военных заказах.
Много потом всего случилось: гражданская кровопролитная, Вторая мировая, диктатура. Испанцы не любят говорить об этом, щадят себя - в ннынешних семьях все смешалось. Но в отличие от многих других народов мира к русским относятся с пониманием, что ли.
Мой путь к Барселоне был долгим. С разных концов Испании подбиралась я к ней: шесть Канарских островов, Малага, Виго, Сантьяго де Компостела,  бывшая колония Доминикана, часть атлантического пути Христофора Колумба. И везде мне было удивительно уютно среди испанцев, так до сих пор и не нашедших согласия между собой.

Испания со скидкой!
14 декабрь 2013 г.
Для Savi: эгоистический рассказ, потому что цели передать знания я не ставила, а лишь наслаждалась собственными переживаниями.
Если серьезно, то не хотелось смешивать впечатления, но руки не доходят до всего увиденного - хочется не просто написать, а заинтересовать своим рассказом, потому что добавить-то что-то новенькое к рассказанному другими очень сложно.
Спасибо за оценку и комментарий!
Savl
14 декабрь 2013 г.
Вот что интересно: рассказ практически на 100% посвящён модернистам и современности. А ничего более "старенького" Вас не зацепило ? Или Вы просто не любительница подобного ?
7 ноябрь 2013 г.
Для Alex: Барселона ни в коем случае не должна стать аперитивом к знакомству с Испанией. Только выдержанное десертное :)

Спасибо огромное еще раз всем оценившим мой рассказ!
Аlex
7 ноябрь 2013 г.
Большое спасибо за великолепный рассказ. Начав знакомство с Испанией с Канарских островов, теперь серьезно планирую поездку по ее материковой части, а после Вашего рассказа хочется начать именно с Барселоны. С Вашего позволения добавлю этот рассказ в любимые закладки.
Lanka Baginska
16 октябрь 2013 г.
Испытываю ностальгию по прекрасной Барселоне, такой яркой, нарядной и дружелюбной. Спасибо за рассказ и фото.
Estilari
Испания, Мадрид
14 октябрь 2013 г.
Забрала на свою книжную полку, буду перечитывать!!!
РоВлаВик
Россия, Новокузнецк
12 октябрь 2013 г.
Написано и проиллюстрировано хорошо. Приятно посмотреть массу знакомых мест с таким приятным гидом. Спасибо!
ЛОРРИ
Беларусь, Минск
7 октябрь 2013 г.
Очень понравилось.Фотографии потрясающие!! Барсик-просто отпад!
7 октябрь 2013 г.
Хабарульке: если Вам захотелось в Барселону после прочтения моего рассказа - это лучшая мне похвала. Соберетесь в Барселону - отыщите на сайте очень интересные рассказы, которые помогли мне и помогут Вам спланировать путешествие. Например это: http://album.turizm.ru/14061/mess_50/. И вот это http://album.turizm.ru/139168/mess_27/.
А это, если не хотите промахнуться с каталонской кухней http://album.turizm.ru/46907/mess_6/. Я промахнулась ;), потому что не читала...
Почитайте форум, там тоже найдется масса толковых советов и наставлений.
7 октябрь 2013 г.
Для Planeta Tina: мне Ваша оценка важна: приняла во внимание критику и поняла, что фото может быть в туристическом рассказе еще и поважнее текста - т.ч. потрудилась, насколько это в моих силах.
Хабарулька
Россия, Хабаровск
6 октябрь 2013 г.
А я вот не была еще в Барселоне, путешествие было в планах на будущее, но после прочтения вашего ВЕЛИКОЛЕПНОГО, ПРОНИКНОВЕННОГО рассказа, в следующем сентябре я уже точно знаю куда мы отправимся с семьей в отпуск!
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
5 октябрь 2013 г.
Леди,спасибо за воспоминание о прекрасном городе.Фотографии отличные -ракурсы мне нравятся.В Музее модернизма не была,к сожалению.А вот дома Гауди посетила,и на крыше и внутри была :)
2 октябрь 2013 г.
Еще Древний Рим был с "после нас хоть потоп" - теперь сидят в .....сапоге.

2 октябрь 2013 г.
Столетие назад в европах не только деньгами сорили некоторые россияне, но издавали подрывную литературу, неплохо жили в эмиграции (в Женеве, Лондоне, Париже и прочих неприметных местах), съезды-сходки проводили - вот попозже и аукнулось, в том числе и для Европы. Что-то в этом действительно есть!
2 октябрь 2013 г.
Вам не кажется, что повторяется ситуация столетней давности, когда состоятельные россияне сорили деньгой в европах? Главное, что бы 17 год не повторился....
2 октябрь 2013 г.
Алексей Алексеевич, не все испанцы расположены к русским, у меня был случай совершенно противоположного отношения. Тех, кто негативно расценивает участие добровольцев из СССР в гражданской войне на стороне республиканцев, тоже хватает.
1 октябрь 2013 г.
Алексей Алексеевич, теперь у меня слезы умиления ручьем полились. Мы с Вами такую сырость тут разведем, что грибы попрут кудрявее, чем на грибниковской ветке.
Спасибо за интересные дополнения. Я как советский ребенок про испанских детей и гражданскую войну знала. А вот история послевоенная -совершенно закрытая книга. Только самые общие сведения, которые я и упомянула в рассказе. Так что спасибо Вам огромное за Вашу просветительскую деятельность. Меня вот что удивляет: о старине, потерянной независимости, кто с кем боролся и кто завоевывал- сколько угодно. О начале XX века тоже, а дальше - молчок.
1 октябрь 2013 г.
Ой, Alexpop Второй, красиво, но уж как-то очень витиевато...чего-то я не поняла: говорю много или просветленной после Барселоны выгляжу?
Alexpop2
1 октябрь 2013 г.
Что ж, наверное, надо понять - свобода -это не только думать и мечтать, но и говорить все что хочешь...надо промывать мозг расеянина Барселоной - живут же люди за бугром - бери пример...
1 октябрь 2013 г.
Для В.О. Людей, действительно, нельзя фотографировать без их согласия И. упаси боже,фотографировать детей. Я обычно жестом разрешения спрашиваю - просто показываю фотоаппарат. Каталонские мальчики разрешили, девочки со свитстками и радужные тоже, спецназовцы (а они ой какие красивые в День Каталонии были - нет, тоже жестом. Кого-то со спины снимала. Ну а группа в полосатых купальниках...группу просто приблизила потом.
Насчет мыльницы я ничуть не кокетничаю: считаю - выходишь в народ - будь любезен, не халтурь. Объекты выбирала, кроме Дома Батльо, кота и дракона - тут уж не удержалась, такие, что бы маститые тухлыми яйцами не закидали.
А мой Барсик мне самой очень нравится!
1 октябрь 2013 г.
Ну и что, что мыльница, фотографии все равно интересные. А никто не возражал, что их фотографируют? У меня однажды чуть камеру из рук не вырвали.
1 октябрь 2013 г.
:) "фотографии прекрасные." - это Вы мне льстите. Нет, выброшу я ее, карманную мыльницу. Все жду - сопрет кто, вот уж тогда... Так не нужна никому.
Ledi lyda
1 октябрь 2013 г.
От полутезки - 10. Рассказ интересный, фотографии прекрасные.
Тронута, господа!
Ярик12
Браво!
30 сентябрь 2013 г.
Очень проникновенно! Спасибо большое, что поделились своим восприятием и своими ощущениями, своими мыслями и, конечно же, фотоснимками! Вы по-настоящему прожили и прочувствовали эту пьесу с именем Барселона!
Испания со скидкой!

Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.