Родиться по-фински, или просто рассказ без лайфхаков о финнах и о Лапландии

Отзыв написан: 4 апреля 2018 г.

Полгода зимы

Так вышло, что я пустила корни в совсем неожиданном месте. Сначала Дочь Леди, прожив несколько лет в Хельсинки, бросила столичную жизнь и уехала с мужем в Лапландию. А теперь вот родился Внук Леди, знакомиться с которым я отправилась на стыке марта с апрелем. Вслед уходящей зиме.

В прошлый раз в Рованиеми я была в конце октября. Стояли морозы под двадцать, и в атмосфере возникло явление, не виданное раньше ни мною, ни Дочерью, ни уроженцем Лапландии Аресом. С наступлением темноты небо раскрасили световые столбы. Сначала источника света никто из нас распознать не сумел — мы приняли его за северное сияние, — но тут из-за поворота показался автомобиль, свет фар которого падал не на дорогу, как полагается, а уходил… в поднебесье.

Послышался шум заходящего на посадку самолета. Обычно на такой высоте четко видны не только светящиеся иллюминаторы — пассажиров можно внутри разглядеть, — но не сегодня: вместо самолета мы увидали плавно снижающуюся на аэродром …летающую тарелку, излучающую сияние всей своею поверхностью без очерченных крыльев и выпущенных шасси.

Дочь удивляется: "И почему все рвутся в Рованиеми зимой? Середина весны для туризма не худшее время: по ночам легкий морозец, днем минут 3 — минус 5 и солнце светит весь день. Красота!"

А в октябре она удивлялась: "Почему-то туристы считают, что зима наступит лишь в декабре, когда отели заполнены и цены авиа и железнодорожных билетов взлетят по закону Высокого Туристического Сезона"

(заходящее солнце позолотило сопку в октябре, снимок вверху )

(а это апрель, снимок внизу)

А ведь и правда — в конце октября мы гуляли по промороженным улицам среди чистого снега, то и дело встречаясь с итальянским семейством, снаряженным одеждой полярников и красной палаткой (зачеркнула). В гостях у скучающего Йоулупукки (он же Дед, он же Клаус) обнялись как родные и сделали общее фото на память.

В самой резиденции все доходы от фото идут в дедморозовскую казну, но в деревне Йоулупукки — Рождественского Козла — фотографировать можно сколько угодно. Деда я не хотела обидеть, имя он получил, когда еще брал подношения, нацепив козлиную бороду и ходя по дворам. А потом вдруг одумался и построил свой бизнес по-новому — стал подарки дарить. Но практичные финны хитроумную фишку словили и имя на Клауса не поменяли.

Дед оказался не промах, деревушку построил под боком у аэропорта Рованиеми — никак не минуешь. Стоит она прямехонько на Северном полярном круге: хочешь — встань левой ногой в Арктике, хочешь — правой.

На севере комфорт, а порой и само существование человека определяет тепло. В многослойных покровах оно сохраняется лучше: три пары носков в свободных ботинках защищают от холода, а толстые вязаные в сапожках в облипочку не спасут —проверено собственноножно в прошлогодней погоне за северным сиянием.

Сейчас, в последних днях марта, по улицам города прогуливаются в полярных комбинезонах туристы из Израиля (в 2018 финский север вдруг стал популярен в этой стране) и европейцы, приехавшие на Пасху посмотреть настоящую зиму. Мимо города, дальше на Север, идет поток финских и русских машин.

Отдыхать по-фински

Финны отдыхать обожают. Не успеют закончиться Рождественские каникулы, когда вся Европа на неделю бросает дела и отправляется к тёплым морям с горячими пляжами, как изнуренные работой финны уже навострили лыжи в Лыжные отпуска, начинающиеся на третьей февральской неделе. И совершенно неважно, где пройдут дни долгожданного — аж с конца декабря! — отпуска: под пальмой или на заснеженных склонах Лапландии.

Потом к припасенным нескольким дням прибавляются четыре нерабочих дня Пасхи — и вот вам ещё один маленький отпуск.

С апреля начинается отсчёт отпусков за прошедший трудовой год (2,5 дня за отработанный месяц или больше — зависит от стажа), и финны ждут не дождутся предстоящего лета. Особо нетерпеливые прихватят Первое мая (Vappu) и отгуляют недельку весной. Другие устраивают себе маленькие каникулы на последней июньской неделе и трёх нерабочих дней Иванова дня (Juhannus). Но вся страна отправляется в отпуска с начала июля.

Прибавим сюда едва ли не самое большое в мире количество церковных праздников — выходных — и получается, что в 2018 году финнам придется трудиться целых 223 дня!

Не покладая рук будут работать…

Родиться по-фински

Малыш не спешил появиться на свет, его и не торопили. Не в характере обстоятельных финнов ускорять естественные процессы. Коллега рассказывала, что роды племянницы длились шесть дней… Не знаю, каково было женщине, но считается, если нет отклонений (пульс и сердцебиение ребенка отслеживает закрепленный на будущей маме прибор), то из зол выбирается меньшее — подавление боли. Диапазон средств и методов велик: от джакузи, фитбола и кресла-качалки до иглоукалывания, "веселящего газа" и совсем специфических мер.

В Финляндии "Скорая помощь" приезжает к будущей маме в исключительных случаях, когда есть угроза здоровью и жизни её или ребёнка. Обычно в роддом добираются на такси или семейном автомобиле, даже если придется преодолеть расстояние в 50 или 150 км. Это не плохо и не хорошо - так сложилось, и никому в голову не придёт увеличивать расходы на медицину, отправляя бригаду к здоровой практически женщине.

Напротив, их все время снижают. Или, что будет точнее, перераспределяют. Десять лет назад на 5 мил финнов было 33 роддома, сейчас их осталось 23 — закрывают, если год из года рождается менее тысячи малышей.

(телефонное фото "Дядя Федор, пес и кот" -- навеяло...)

И тем не менее, согласно отчету Международной общественной организации "Спасём детей" (Save the children), Финляндия, благодаря квалификации персонала, оборудованию и современнейшим методикам ведения беременности и родов, является самой надеждой и благополучной в мире страной.

Мой рассказ о специфической сфере человеческой жизни вполне укладывается в рамки туристического портала, ибо роды — равноправный член оздоровительного туризма, а значит требуют освещения.

Эдвард получил своё имя за несколько месяцев до рождения, поэтому дождался полуночи и появился на свет в день (или в ночь) своего покровителя. Папа был рядом, в обморок не упал, но и слез удержать не сумел, когда малыш наконец о себе заявил — сказалось напряжение прошедших полутора суток. Новорожденного, еще связанного с мамой, положили ей на грудь, а папе доверили перерезать пуповину. Уже через час мама впервые кормила сыночка, потом ребенка одели по-человечески, в распашонки, и вручили отцу.

А до того ожидание под наблюдением акушерки проходило все в той же отдельной родильной палате и тоже в присутствии папы, что для финнов обычная практика. Акушерка в Финляндии — богиня, царица, умелица на все руки и просто красавица. Она осматривает прибывшую женщину, берет положенные анализы, наблюдает её до родов, принимает и обрабатывает новорожденного — и уходит к новым будущим финнам.

Персонал появлялся в нужное время, а в ненужное будущего отца отвлекал от тревог телевизор. Дочь болтала со мной и подружками по телефону, включая прямые трансляции с места события, где кровать, превращаемая в родильное кресло, медицинские аппараты, диванчик для папы и кроватка для нового человека освещались мягкими лампами расписанного созвездиями потолка. Такая вот муниципальная родилка по-фински.

Дочь никак не могла донести до недавно родившей московской подружки, что в Финляндии коммерческие роды не влияют на качество их ведения, на отношение персонала и наличие в палате санузла и джакузи. Разве что в дородовой и послеродовой палате гарантированно окажешься без соседки и вместо положенных трех дней можешь задержаться в больнице на пять.

Социальные блага для женщин Финляндии создают налогоплательщики, то есть и я. И все же медицина здесь не бесплатна. День пребывания в роддоме (с медицинским обслуживанием, кормлением пациентки и выдачи ей зубной щетки, тапок, белья) обходится в символические 42 евро (2018 год). Но есть и коммерческие палаты — для иностранок, приехавших дать жизнь ребенку в спокойных, надежных руках.

И совсем уж для любознательных: помимо декретного отпуска маме и папе малыша полагается отпуск отцовский. Первые две недели из причитающихся четырех Арес взял сразу после рождения Эдварда — для совместной смены подгузников и купаний.

Фото: Annika Söderblom © Kela.

Живущим в Финляндии государство дарит "материнский пакет", состоящий почти из 60 предметов, необходимых на первые месяцы малышу и маме. Есть кое что там и для папы — на случай, если рождение братика или сестры не входит в ближайшие планы счастливых родителей.

Остров

Меня поставили на лыжи (впервые после школьных уроков физкультуры) и велели — иди. Летом на остров мы добирались на лодке, зимой — по заснеженному льду с намеченной местным доброхотом лыжней.

Снег слепил, солнце сияло, пёс воображал себя хаски, да мордой не вышел.

Бумер, в просторечье Балбес, хотя и сучий сын, но к неизвестному хаски отношение все же имеет. В трескучий мороз он валяется на снегу, а в дом не стремится. И кажется, что мечта его жизни — очутиться в упряжке таких же северных псов.

Читала когда-то у Амундсена, что успех экспедиции к Южному полюсу был во многом построен на тщательнейшем подборе тягловой силы — собак. Он отбирал их в Гренландии, в тяжелейшем морском переходе остались в живых и дали потомство лишь самые сильные — а дальше цепочка: за многие месяцы в Антарктиде подросшие свежие псы включались в упряжку, ослабленных скармливали живым, ну и участники экспедиции не брезговали собачатиной.

Но не будем о грустном. Наш Балбес об этом пусть не узнает.

Сползла с горки. Бочком, бочком - лишь бы не навернуться: на спине рюкзак, на груди рюкзак — между ним и мной воткнут штатив, сбоку сумка от фотика, палки в руках, фотик в зубах. Устояла. Припустила за Аресом.

Остров его родной. Сосчитали с его мамой: Арес — шестой в роду Карабас-Барабас (зачеркнула) с 1820 года, когда первый владелец острова был официально внесён в приходской реестр, а заодно услыхала историю, как в оскудевший на мужчин род был взят жених со стороны, принявший фамилию жены, — династия продолжается.

Остров немалый, мы вокруг него на лыжах отправились и порядком устали. Когда-то хватало здесь места полям и подворью. Сейчас пустоши лесом поросли, только озерцо посреди острова и осталось.

Зимой здесь никто не живёт — хозяйка навещает нечасто, а брат её, поселившийся за сотни км от родового гнезда, и вовсе бывает здесь изредка летом, на даче.

Ступила чуть правее натоптанной тропки и нога провалилась в снег по колено; второе, неожиданно подогнувшееся колено, напоминало о происшествии резкой болью — велели хозяйке и шагу без мобильника не ступать. Мне страшно представить, что может случиться с оставшейся на две ночи на острове в одиночестве женщиной, пережившей несколько лет назад инсульт: правая нога и рука хотя и движутся, но действуют с трудом.

Хозяйка острова не была бы финкой, если б подобные "мелочи" мешали ей жить полной жизнью. В компании она не нуждается, хотя человек в общении очень приятный. Летом добирается до отчего острова на лодке, пройдя от остановки автобуса два километра, да не с пустыми руками — провизия на дачные дни с собой. От города до той остановки 70 км. И весь этот путь ради пары дней единения с природой и релакса.

Пытаемся печь растопить, да дым не вытягивает наружу — трубы закрыты снежными шапками.

Приехал давний поклонник и помощник хозяйки с "континентального" берега — увидел людей на острове, решил проверить, что за нежданные гости явились. В Финляндии только кажется, что ты один на пустынной улице, в чистом поле или, как мы, на острове. На самом деле здесь все подмечают. Наверное, сама вековая жизнь среди лесов, вдали от людского скопления, сформировали эту черту — быть очень внимательным в окружающем мире. По пути к Острову Арес приметил, сколько российских машин нам попалось навстречу, а я бы и не взглянула на регистрационные номера...

Учиться по-фински

Одна из финских традиций — рассказывать малышу, даже крошечному, новорожденному, что происходит вокруг. Увидеть финскую маму с коляской, уткнувшуюся в смартфон, такая же редкость, как маму отечественную, общающуюся с дитяткой, а не с группой в ВКонтакте. По пути на работу, в метро, встречаю мужчину и мальчика лет восьми. Наблюдаю невольно, как первые 10 минут сын негромко читает английскую детскую книжку, переводя каждую фразу на финский — отец внимательно слушает. Оставшиеся десять минут пути мальчик занят игрой на планшете, мужчина "пролистывает" свой гаджет — заслужили!

Для взрослого человека я много и многому училась в Финляндии. И первые годы ощущала себя медведем на велосипеде — казалось бы очевидные вещи тебе растолковывают вновь и вновь. Эта особенность — доступно и до полного понимания — финского обучения, возможно, и создает кадры высокой квалификации во всех областях человеческой жизни. Финны считают, что знания можно донести до любого, но у каждого индивидуальная скорость их восприятия и способы запоминания информации. На этом принципе строится обучение в школе, где нет ни отстающих, ни выдающихся учеников — важнее субъективной оценки учителя воспитание личности.

Когда-то, в шестидесятых, Хозяйка острова в школу переправлялась на лодке, по льду или, во время ледохода и ледостава, жила в какой-нибудь из семей на берегу. Школа была начальной и в одной классной комнате собирала детей от первого до четвертого класса. Позже, в среднюю школу, приходилось ездить за 30 км. Сейчас из труднодоступных районов детей забирают на вертолетах.

Направо, налево, прямо пойдешь — все равно нигде не пропадешь

Чем привлекательнее Лапландия российского Заполярья объяснять, пожалуй, не буду. А вот среди равных — полярных Норвегии, Швеции, Канады или Аляски — у Финляндии есть преимущества: природные и вдумчиво создаваемые.

Без ущемления туристического комфорта любой доберется в финскую Арктику. Просто садишься на самолёт и приземляешься в объятия Деда Мороза в Рованиеми.

Или садишься на поезд и въезжаешь в пургу к стойбищу лопарей-саамов, в свободное время живущих в поселениях со всеми удобствами. Или садишься в автобус и едешь почти к Ледовитому океану, к которому у Финляндии выхода нет. Или садишься в машину и по снежным укатанным трассам, пугаясь оленей

и высматривая северное сияние, рулишь куда хочешь — и всюду будут дороги, заправки, тёплые кемпинги.

Впечатления, фото и россказни привозишь вполне так себе приключенческие, но путешествуешь без риска сгинуть в леденящей мгле. Или, решившись-таки отклониться от натоптанного must see и попав в затруднительное положение, остаешься уверенным, что набрав 112, помощь получишь на любой заполярной сопке, посреди болота или в чащобе. Главное, не забыть зарядить телефон и помнить, что набрав магические 112, отключаться нельзя, пока не позволят.

Так же Служба спасения просит действовать, если заметил пожар, стал свидетелем аварии на дороге или другой человеческой беды: позвонив по номеру 112, не надо объяснять, ГДЕ это случилось, и владеть языками, чтоб в подробностях рассказать, ЧТО случилось. Важно НЕ отключать телефон.

Кстати, финны по закону обязаны сообщать о любом происшествии и оказывать первую помощь. Вот и я опять прошла курсы ЕА1, повторяющиеся раз в три года. Задала преподавателю вопрос: "А если моя неправильно оказанная первая помощь не поможет, а навредит пострадавшему?" Ответ был: "Вы обязаны ее оказать. Но ошибка не наказуема…"

Записки из купе-кабинета

Для путешествия я выбрала поезд. Самолётом было б быстрее и не дороже, но мне нужны были эти 8 свободных от дел часов, чтобы собрать рассказ воедино. Я купила билет в купе-кабинет — переговорную комнату. И ехала в нем одна. Финны часто работают удаленно, в пути. Им и в голову не приходит, что в рабочее время можно киношку смотреть или сидеть в соцсетях. Странные, странные люди...

Осенью наша компания состояла из двоих взрослых и двух детей, мы купили билеты в семейное купе — есть такое в детском вагоне. Его преимущества очевидны: непоседливые дети никому не мешали. А на втором этаже вагона смонтированы горки, висели и прыгалки.

(телефонное фото)

Любопытно, что место и в кабинете, и в семейном купе стоит столько же, как и в сидячем вагоне. Цена за 60 дней до поездки часто в два раза ниже обычной. А подписавшись на новости сайта железных дорог, я иногда получаю совсем уж заманчивые предложения.

О Дочери Леди и Аресе я писала три года назад, поэтому выдуманных имен менять не стала. Рассказ мой, как и все предыдущие, не претендует на информационный эксклюзив, но сведения, в них содержащиеся, проверены на собственном опыте, либо получены из достоверных источников.

(телефонное фото)
В Финляндию с "1001 тур"!
10 апрель 2018 г.
Для Анны: не дай бог кому-либо в медицинских целях воспользоваться советами туристов, особенно Лучших)) Давать ссылки на заграничные клиники мы по понятным причинам не можем, вот и остается, получив достоверную информацию из рассказов, искать вне turizm.ru материалы по интересующей теме - из профессиональных источников.
10 апрель 2018 г.
Л.Леди, есть же медицинский туризм :)))
9 апрель 2018 г.
Для Анны: Ну, стоимость родов вряд ли многих туристов интересует))
За оценку спасибо. Осмелюсь сказать за всех постоянных авторов туральбома: наше хобби сродни самодеятельности, или вышиванию крестиком, или...бегу на лыжах. С одной стороны, оно для себя, с другой - кому не приятно услышать: "Красиво плывет эта группа в полосатых купальниках (зачеркнула)..."?))
9 апрель 2018 г.
Л.Леди,

Вы пишете в комментарии:
".. Каждый раз ловлю себя на мысли, не идеализирую ли местную жизнь, стараюсь избегать противопоставлений с жизнью российской, а иногда кажется, что мои рассказы о Финляндии и вовсе не туристического формата... "

Вовсе нет, не идеализируете. У Вас получается писать о жизни "там" нейтрально, спокойным тоном, непредвзято и интересно.
Что касается формата, описание житья вполне вписывается в рамки, так как есть описание городков, быта, привычек финнов :))
Указание стоимости тех или иных услуг тоже вписывается в формат :))

Л.Леди, всё у Вас хорошо написано!
7 апрель 2018 г.
Анна, Натали, спасибо за поздравления!

Для Натали: ага, дали полюбоваться - а дальше "сами с усами"))
Согласна с тобой - к обустроенной жизни быстро привыкаешь. Она становится нормой, как и то, что чиновников, ответственных за создание этой нормы, постоянно публично попрекают, что не сделали то-то и то-то...

Анна, спасибо за оценку рассказа. Каждый раз ловлю себя на мысли, не идеализирую ли местную жизнь, стараюсь избегать противопоставлений с жизнью российской, а иногда кажется, что мои рассказы о Финляндии и вовсе не туристического формата... Хотя сама очень хотела бы читать в туральбоме рассказы "из первых рук" о разных странах, где живут пользователи "туризма" К сожалению, за очень редким исключением, это рассказы местных гидов о достопримечательностях - очень неплохие, надо сказать.
7 апрель 2018 г.
Кое что о жизни в Финляндии знала от моей подруги, и, всё же, из Вашего рассказа почерпнула много интересного и нового!
Очень понравилось как написали, такой душевный и искренний рассказ. Спасибо!
Вас поздравляю с рождением внука! Здоровья и радости вам всем - маленькому человечку, молодым родителям и Вам!
Natalali
Германия, Мюнстер
7 апрель 2018 г.
Леди, дорогая, я и Робинзон тебя поздравляем! Дети это дети, а внуки- это седьмое чудо света.
Рассказ проникновенный, спасибо за напоминание, а то зажились уже и не ценим.
4 апрель 2018 г.
Спасибо, Лидия, за поздравление!

Спасибо, Тина! Что касается жизни в Германии и в Финляндии, то в Финляндии она однозначно дороже, но и зарплаты, на сколько я знаю, выше, и налоги...
Лидия
Россия, Раменское
4 апрель 2018 г.
Поздравляю с рождением внука! Это и есть настоящее счастье. Пусть растет здоровым и счастливым!
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
Леди!
Ещё раз поздравляю с внуком!!!!
Не ожидала,что в Финляндии медицинские услуги платные.У нас тоже надо доплачивать и своим ходом в роддом ехать.За каждый день пребывания 10 евро,но не 43!!!
Отличный рассказ!
4 апрель 2018 г.
Спасибо, Док! Приятно все успеть и оставить не худшую часть жизни для собственных удовольствий, к которым относятся и внуки)))

Балбес - приютский, из Карелии привезен. Кот тоже приютский - был брошен в арендованной квартире.
РоВлаВик
Россия, Новокузнецк
4 апрель 2018 г.
Поздравляю, ты влилась в наши ряды бабушек и дедушек!
Рассказ приятный, впрочем как и всегда!
А Балбес - вааще симпатяга!
4 апрель 2018 г.
Алекс, так я и сижу там в тепле))) Героические вылазки за северным сиянием или на остров ничего общего с Ланкиными многочасовыми фотозасадами не имеют.
4 апрель 2018 г.
Людмила, Алекс, спасибо, друзья, за поздравления! Как подрастет, задачей номер один для меня будет учить русскому языку как родному. Собственно, ради этого и сама практикуюсь здесь, чтоб чувство языка не растворялось в иноязычной среде. И собираю чужой позитивный опыт - так что делитесь)))

Валерий, Ваши профессиональные разъяснения многое поставили на свои места - спасибо! Но различия, видимо, не только в терминах (здесь весь процесс - дословно "роды"), но и в распределении обязанностей доктор - акушерка. Не только в гинекологии, во всех сферах есть специалисты высшей категории - доктора. Но основную нагрузку несут, как я понимаю, фельдшеры, хотя дословно не переводится именно так. Акушерка - из их когорты. Потом медсестры - тоже не соответствие с нашими выпускницами медучилищ. Дальше - санитарки, вот их квалификация где-то на уровне нашей высокопрофессиональной медсестры.
Сама я в этом не разбираюсь - спросила знакомую, врача общей практики (так, вроде, сейчас называется терапевт?) В Союзе она на "Скорой" врачом работала - здесь пришлось полностью переучиваться, чтобы диплом подтвердить. Так вот она мне рассказала, что как врач общей практики проводит все - от гинекологических осмотров до мелких хирургических операций (если опять не путаю термины?))) - типа шов наложить. К специалисту направляет только в том случае, если считает, что это его компетенция.
Словом. как у вас в антарктической экспедиции)))

Аlex
4 апрель 2018 г.
Присоединяюсь к поздравлениям! Пусть малыш растет здоровым, счастливым и жизнерадостным!

С интересом посмотрел и почитал про лапландскую специфику. Пока сидишь в теплом помещении, северный колорит кажется манящим и очень романтичным. :)
Валерий
Россия, Апатиты
Присоединяюсь к поздравлениям!

Но, Леди, как доктор доктору скажу, что роды 6 дней длиться не могут. Как говорили старые акушеры, солнце не должно взойти два раза. Другими словами, не больше суток даётся на роды.

Есть такое понятие, как мнимые схватки. То есть схватки вроде бы и есть, а родовой деятельности нет. Вот эта ситуация 6 дней может продолжаться, верю. Но это не роды.

Нам на 4-ом курсе доцент Георгий Павлович Лисица ТАК прочитал акушерство, что для себя решил, если не буду хирургом, то однозначно стану акушером. Но потом на 5-ом курсе был цикл гинекологии. и оказалось, что чистым акушером быть никак не можно. У нас в стране можно только совмещать. И как бабка отшептала:)))
КЛМ
4 апрель 2018 г.
Леди, за рассказ спасибо. Поздравляю с рождением внука! Всем вам радости и счастья.
4 апрель 2018 г.
Спасибо, Оля! Свадебного путешествия никто не отменял - только вот когда до свадьбы дозреют?)))Здесь этот ритуал сродни российской моде на венчание (я не о истинно верующих) - права у зарегистрированных и незарегистрированных пар одинаковы.
OlgaPetrusha_traveler
4 апрель 2018 г.
Как бежит время, скажу банально. Только недавно мы обсуждали с тобой свадебное путешествие детей в Африку, а вот уже и новая жизнь вошла в этот мир. Рассказ классный, и если мне кто скажет как, утащу в любимые. А детям, внуку и тебе - счастья!
В Финляндию с "1001 тур"!
Экскурсионные туры от 1481 руб.!
Суперскидки до 40% по акции Раннее бронирование!
Любые формы оплаты туров, туры в кредит, страхование