Санкт-Петербург. Интересные места и необычные памятники

Отзыв написан: 24 марта 2009 г.

ЧАСТЬ 2.

Интересные места и необычные скульптуры.

При посещении Петербурга с экскурсионными целями любой турист, взяв обзорную экскурсию по городу, получит возможность увидеть некий набор основных достопримечательностей - в зависимости от квалификации гида. Разумеется, гуляя по городу самостоятельно, что я настоятельно рекомендую делать, можно увидеть намного больше, но можно и пройти мимо многих интересных мест, просто не подозревая об их существовании или "интересности". А ведь именно  они  создают городу ту неповторимую  ауру, которая делает его не только одним из красивейших, но и одним из интереснейших городов мира. Можно ходить по городу и показывать - здесь убили одного царя, здесь - другого, здесь - Распутина, а здесь, увы, Пушкина. Вот здесь жил Чайковский, здесь - Достоевский, там - Гоголь, а там  Собчак. А вот здесь - почетный гражданин города голландец Дик Адвокаат и т.д.- до бесконечности. Каждый дом в историческом центре является историей и почти каждый достоин отдельного рассказа.Вообще, как сказал знаток и любитель города А.М.Михайлов: "Плотность заселения города гениями - грандиозна".
Кроме того, город обладает собственным фольклором, очень интересным и необычным, а глубина его изучения увлеченными людьми просто поражает. Зайдите в Дом Книги - там целый раздел, который называется "петербурговедение" и в нем собраны книги, рассказывающие не просто о городе и его архитектуре или каком - то районе, но и об отдельных улицах, домах, поговорках, фразеологии, мистике, топонимике, и т.д. и т.п. Невозможно перечислить всех авторов, чтобы кого - нибудь не обидеть, но нельзя не назвать имя Н.А.Синдаловского - автора многочисленных и очень популярных книг о ГОРОДЕ.

За годы прогулок по любимому городу я открыл для себя много удивительных мест, которые, я считаю, будет интересно увидеть и гостям Питера, но о которых они, быть может, не всегда знают, зато теперь смогут их запланировать для того, чтобы увидеть своими глазами - а они того стОят.

Есть в городе одна точка, с которой можно увидеть одновременно огромное количество интересных мест( это не колоннада Исаакиевского собора - там "вид сверху").Надо всего лишь встать на середине Троицкого моста через Неву - того, что у Петропавловской крепости. Стоя лицом к крепости, и поворачиваясь по часовой стрелке мы увидим совершенно невероятное для питерской архитектуры сооружение - самую северную в мире мечеть с голубым куполом и двумя минаретами "а-ля" "Гур-Эмир", далее - ближе к Неве - "первый питерский кондоминиум" – Дом политкаторжан -построенный в 1933г. для тех, кого  стали расстреливать в 1937-м, далее, на набережной, у спуска к воде – мифические фигуры Ши-Цза (некий гибрид льва и лягушки - еще пара Ши-цза - в крошечном китайском саду на Литейном пр.), за ними, в сквере - домик Петра I – первое здание Петербурга, еще дальше - там где от Невы отходит Большая Невка - видны трубы крейсера "Аврора". Еще правее, по этому же берегу Невы,  недалеко от квадратной башни со шпилем – Финляндского вокзала, на набережной виден небольшой белый купол - церковь тюрьмы "Кресты". Дальше, уже на другом берегу Невы, на самом горизонте – Смольный собор, ближе к нам, у Литейного моста, высокое серое кубическое здание с антеннами на крыше - знаменитый "Литейный 4" – здание бывшего КГБ. Еще ближе к нам - Летний сад с Летним дворцом Петра I и великолепной решеткой,с обоих сторон которого - первые в Петербурге каменные мосты - Прачечный и Лебяжий, еще ближе - Марсово поле и памятник Суворову, за ним - Михайловский замок с золоченым шпилем и Михайловский дворец(Русский музей), Спас-на-крови. На набережной - Мраморный дворец и, далее, вся Дворцовая набережная, с Эрмитажем и Зимним дворцом,(а над крышами виден ангел с Александрийского столпа),  Адмиралтейство, вдали - Исаакиевский собор, Дворцовый мост - рядом с ним Кунсткамера, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи (Военно-морской музей) и Ростральными колоннами. И все это, не говоря уже о фантастической панораме самой Невы можно увидеть практически с одной точки.На той оконечности Заячьего острова, (на нем находится Петропавловка) которая ближе к Стрелке разбит замечательный сквер со скамеечками, откуда открывается, пожалуй САМЫЙ ЛУЧШИЙ вид на центральные достопримечательности и Неву.Обязательно туда дойдите, когда будете гулять в крепости.
(Еще одна уникальная точка находится на Садовой улице у Старо-Никольского моста - рядом с Никольским собором. Как известно, Питер - это город мостов и их точное количество в городе ОФИЦИАЛЬНО НЕИЗВЕСТНО - из-за разных методик подсчета. Но вот с этой точки можно увидеть и сосчитать  аж целых 9 (!)мостов. Подобная точка есть и в Амстердаме, но с нее видно только 7).Еще один вид на 9 мостов - включая и его самого - с того же Троицкого моста. Не успокаиваясь на достигнутом,мой брат нашел еще одну точку с видом на 8 мостов - это пешеходный Краснофлотский мост - рядом с Поцелуевым. Стоя на нем, с некоторым допуском, тоже можно увидеть еще 7 мостов - правда один - на пл. Труда - бывший, над засыпанным каналом - о чем повествует мемориальная доска в подземном переходе под площадью.

Но вернемся к началу путешествия.Посещение Петропавловской крепости я рекомендую запланировать с утра, с таким расчетом, чтобы без нескольких минут 12 оказаться внутри, у Нарышкина бастиона с Флажной башней, смотрящих на Неву. Именно оттуда стреляет "полуденная" пушка, и там можно в полной мере ощутить, что такое близкий выстрел 105-мм орудия. Туда заранее стекаются толпы туристов - постарайтесь посмотреть на их лица при выстреле (а они будут смотреть на Ваше). Кроме посещения собора с могилой Петра I и других  царей, нужно зайти в интереснейший интерактивный музей истории города в Комендантском доме и в казематы тюрьмы, расположенные внутри крепости. Можно зайти в одиночную камеру или карцер, закрыть за собой дверь, присесть на железную койку и подумать об истинных ценностях и прелестях свободы в холодном и сыром даже летом "каменном мешке". А перед собором стоИт "Ботный домик"-в нем хранится копия легендарного "ботика Петра I" - небольшой лодочки, на которой царь рулил.(Оригинал - в Военно-Морском музее).Сейчас она превратилась в копилку - туристы бросают туда не только монеты, но и купюры разного достоинства и самых экзотических стран.

За Петропавловской крепостью находится огромное здание из красного кирпича - бывший Арсенал, а сейчас - интереснейший для мужчин музей-артиллерии,инженерных войск и войск связи, попросту - "Артиллерийский музей". Не доходя до этого музея, если идти от Иоанновского моста Петропавловки, справа по ходу - небольшой обелиск. На этом месте повесили декабристов.Была такая история...

Сойдя с Троицкого моста к Мраморному дворцу, во дворе его можно увидеть многострадальный конный памятник царю Александру III, скульптора Паоло Трубецкого. Тот самый, что раньше стоял на Знаменской пл.(пл.Восстания), стал объектом знаменитого трехстишья "На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот",(Был еще один стишок-гораздо резче: "Третья дикая игрушка для российского холопа - был царь-колокол, царь-пушка, а теперь еще царь - ж...па")затем был убран и долгие годы простоял во дворе Русского музея, невидимый из-за высокого забора. Совсем недавно ему нашли-таки новое место, поставив туда, где раньше (ирония судьбы) стоял броневик "Враг капитала" – с которого, якобы, выступал Ленин.Пройдя по краю Марсова поля, вдоль грандиозного здания, занимаемого "Ленэнерго", Вы попадете на одно из самых необычных мест города - Тримостие. Там где сливаются Мойка и канал Грибоедова построено уникальное сооружение в виде 3-х мостов, расходящихся под углом 120 градусов (один из них - фальшивый). С него - отличный вид на Спас-на-крови и Михайловский зАмок.В последнее время у питерских "брачАщихся"(кажется так теперь говорят о молодоженах?)появилась дурацкая, на мой взгляд, традиция  - вешать замочки и замкИ на ограду одного из мостов. Другое популярное для этого ритуала место - мост через Мойку с характерным названием - Поцелуев мост - там рядом с ним установлен специальный решетчатый столб, на который замки и вешают.

К Михайловскому зАмку нужно подойти и обойти его со всех сторон, чтобы увидеть еще один памятник Петру I - "Прадеду правнук"  - там на барельефах постамента есть "заветные" места, которые надо потереть на счастье - например, блестящая пятка спасенного матроса обещает успех на экзаменах.( Еще одно название памятника - "Конь с ногой человека" - в определенном ракурсе левая передняя нога коня очень напоминает человеческую). Во дворе замка новый памятник Павлу, а на фронтоне дворца надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ".Существует легенда, что когда зАмок построили, некая юродивая со Смоленского кладбища предсказала, что царь проживет столько лет, сколько букв в этой надписи - посчитайте, их 47. В 47 бедного царя и убили в этом зАмке, задушив офицерским шарфом и пробив голову золотой табакеркой. Удар был такой силы, что на табакерке осталась вмятина.Кстати, эту табакерку и сейчас можно видеть - она лежит в "Бриллиантовой кладовой" Эрмитажа. Вмятину выправлять не стали - это тоже история.(Цифра 4 являлась сакральной для царя, и здесь-полная мистика - царствовал он 4 года, 4 месяца и 4 дня, прожив в замке 40 дней).Вообще,для исследователей паранормальных явлений Михайловский замок является одним из самых мистических мест Петербурга и несомненным "местом силы". Возможно это связано с легендой о том, что Павел, будучи гроссмейстером Мальтийского ордена, спрятал в подземельях замка одну из главных святынь ордена - "ларец из вечного металла", который ему передали рыцари ордена, когда Мальту захватил Наполеон.Сама история замка завораживает и полна загадок - строили его с невероятной поспешностью, на том месте, которое, якобы, указал архангел Михаил, явившись одному из солдат, стоявших там на посту.Когда об этом доложили Павлу, он не удивился, а сказал, что воля будет исполнена.И строительство началось небывалыми темпами и с немыслимыми затратами.6 тысяч строителей работали день и ночь, деньги на работы собирали со всей России, практически прекратив все другое строительство, вселился туда царь даже не дождавшись, пока просохнут стены и, изменив традицию, назвал замок не "по месту" и не "по владельцу", а по имени архангела.В настоящее время эти же исследователи насчитывают в замке не менее 17 привидений, или, как они говорят - "сущностей", которые являются и нынешним охранникам замка."Нехорошести" этому месту добавляет и тот факт, что неподалеку от замка во время блокады якобы закапывали расстрелянных без суда и следствия людей, которые взяли себе на душу грех людоедства - место так и называлось - "кладбище людоедов".

Там же, рядом с зАмком еще одна легенда Петербурга - "Чижик-пыжик". Но об этом ниже.К сожалению не сохранился и еще один Летний дворец - примерно там, где сейчас решетка Летнего сада. В нем жила Анна Иоанновна, и в нем же, по другой широко известной легенде, она видела привидение - свою Смерть.Такие вот мрачные места.В тех же краях, где Фонтанка сливается с Невой - на углу Летнего сада - через Фонтанку переброшен мост, который называется Прачечный, а с другого края Летнего - Лебяжий. Это первые каменные мосты в городе.

Там же недалеко, во дворе дома № 2/7 по ул. Чайковского - просто фантастическое место, которое называется "Малая академия искусств" . Кто был в Барселоне, в парке Гюэль, помнит невероятные объекты, созданные  Гауди из обломков мозаичных плиток -  наш Гауди - Владимир Лубенко создал нечто подобное  - скамейки, фигуры людей, фонтан, расписанные  стены. Найти место довольно сложно, но спросите у местных - покажут. Оно того стОит.

Еще одно место, подсказанное мне братом - музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.Речь сейчас не о самом музее, а о необычной и загадочной надписи... Вход в музей находится в арке дома 53 по Литейному пр. (5 минут пешком от Невского). Войдя в арку - посмотрите направо. Там на стене находится непонятная надпись. Просто так прочитать ее не получится - она с секретом. Попробуйте секрет разгадать и прочитать эти страшные слова.

Но вернемся к Тримостию. Пройдя оттуда направо по набережной Мойки мимо Мойки 12 - музея-квартиры Пушкина, Вы попадете на Дворцовую площадь (Загляните в Миллионную улицу, идущую параллельно Мойке - там "…атланты держат небо на каменных руках").На Дворцовой есть мое самое любимое место - которое я сам открыл. Описать его довольно сложно, но попробую. Если выходить с Дворцовой пл.в сторону Мойки и Капеллы, двигаясь вдоль здания, стоящего слева и глядя направо, можно дойти до определенной точки, с которой стена здания напротив будет выглядеть как некая пустая декорация - просто стенка, а за ней нет ничего.Эффект - потрясающий, надо только медленно двигаясь найти эту точку. Секрет в том, что здание имеет необычайно острый угол - ну это Вы увидите сами.(Поразительно, но в городе есть еще несколько подобных мест - и эффект не хуже - о нем читайте в ч.3 - "Дома с "изюминками").

С Дворцовой можно двигаться двумя путями - по Английской набережной, чтобы увидеть великолепную панораму Невы, львов у спуска к воде и малоизвестный памятник Петру I, который называется "Царь-плотник". Оригинал его находится в Голландии, и посвящен молодому царю, который в Голландии учился строить корабли. А здесь он стоИт перед Адмиралтейством, там, где были первые верфи. Пройдя по набережной, Вы выйдете к "Медному всаднику".
А можно пойти вдоль Александровского (в народе "Сашкиного") сада и Адмиралтейства. Там, прямо на тротуаре сохранен участок "брусчатки" с трамвайными рельсами - память о первой линии трамвая в Питере. В 80 - х годах прошлого века Питер держал мировой рекорд по протяженности трамвайных линий - 690 км(!). Сейчас осталось 500. Кроме того –  именно в нашем городе, на Васильевском острове, находилась самая сложная в мире трамвайная развязка - несколько лет назад ее разобрали.
  В саду – бюст путешественника Пржевальского (ужасно похожий на Сталина). Рядом с бюстом лежит почему - то верблюд(а не лошадь), почти в натуральную величину. У туристов есть традиция - потереть его нос, который уже сияет вовсю. Чтобы не портить клумбу, которая окружает памятник, к верблюду проложили специальную дорожку.

Слева - Исаакиевский собор, а перед ним на углу большое здание с колоннами - особняк Лобановых - Ростовских(сейчас реставрируется). На крыльце здания стоят еще 2 льва из многочисленной стаи, живущей в городе (именно за львами, если помните, охотились некие придурковатые итальянцы). Так вот, на одном из этих львов спасался от  наводнения герой пушкинского "Медного всадника" Евгений, и оттуда, уже безумный, грозил Петру : "Ужо тебе!" - действительно, "Медный всадник" рядом, грозить было удобно. Правда, чем все кончилось – мы знаем.

Обойдя Исаакиевский собор, на том фасаде, который ближе к зданию Манежа с двумя конными композициями братьев Диоскуров, можно увидеть серьезные отметины от одной из десятков тысяч бомб, упавших на город в блокаду. Заделывать их не стали, так же как и следы на постаменте одной из скульптур Клодта на Аничковом мосту или на стене "Спаса-на-крови",(снабдив соответствующей табличкой "Это следы одного из 148478 снарядов...) так же как и знаменитую надпись "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна" в начале Невского  пр.( д.14)– ее наверняка покажет гид.

Пройдя через Исаакиевскую пл. Вы увидите конный монумент Николаю I (таких в мире - считанные единицы - он стоИт на 2 - х точках опоры - даже "Медный всадник" - на 3 - х - 2 ноги лошади и хвост, касающийся змеи - последнее почти незаметно, и, поэтому визуально, как "точка опоры", не воспринимается),за ним - Синий мост ( а его может и не увидите - мост шириной 99 метров является практически частью площади, и о том, что это мост, догадаться довольно трудно, зато очень интересно проплывать под ним на кораблике).

Справа от него, на набережной, стоит гранитный столб с трезубцем, а на нем - черные полосы - следы самых высоких наводнений. Учитывая то, насколько поднялся "культурный слой"  за   последние почти 200 лет (во время реконструкции, начавшейся в 2009 г. в Летнем саду выяснилось, что там он, например, поднялся на 70 см.), Вы поймете, что окажись Вы здесь в 1824 г., Вас бы накрыло сильно с головой, а в 1924г. –  по плечи и выше.Добралось оно аж до нынешней ст.м. "Технологический институт" - на д.19 по Московскому пр. тоже есть отметка, правда - почти у земли - ниже колена. Еще один указатель уровней наводнений - в арке Невских ворот Петропавловской крепости. А в городе, на некоторых домах – мраморные доски, с отметкой уровня воды в те непростые дни.(Например д.9 в пер.Гривцова - рядом с Сенной пл., на летнем дворце Петра I в Летнем саду,Дворцовой наб.34, Невском 33,Большой Морской 33,Б.Конюшенной 9,Гороховой ул.19 и еще в ряде мест на Васильевском и Петроградской стороне).

"Цветные" мосты - еще были Зеленый, Красный - были так названы для удобства неграмотного крестьянства, которое не могло прочитать их название, но ориентировалось по  цвету. Еще одно место, где реально можно почувствовать. что такое разгул стихии в Питере – стрелка Васильевского острова. Спуститесь к самой воде - по обоим сторонам спуска на постаментах - огромные гранитные шары. Так вот, даже при среднем наводнении эти шары как бы плавают на поверхности воды. Все остальное - под поверхностью.(см.фото)Наверное, к сожалению для туристов, но - к счастью для города эпопея с наводнениями в Питере закончилась - в декабре 2009 г. успешно прошли испытания последних и самых больших запорных ворот, которые будут закрывать судовой ход через дамбу в случае угрозы затопления. Они будут сводиться почти час и способны при этом даже ломать лед толщиной до полуметра.

В июле 2011 г. случилось событие, сопоставимое с открытием для посетителей Спаса на крови - наконец - то, впервые с петровских времен, "простой" народ допущен на остров Новая Голландия. Богатейшая история места практически с начала строительства города, наличие на нем уникальных объектов - как всегда, с применением слова "впервые" - например, именно на этом острове находилась радиостанция, с которой большевики объявили о победе революции, там же находится "опытовый бассейн", разумеется первый в России объект для испытания кораблей и морской техники. Но главная достопримечательность ( кроме, конечно Арки Деламота) это круглая военно - исправительная тюрьма Морского ведомства - тоже первая в России, построенная в 1863 г. по европейским стандартам пенитенциарной системы и за свою необычную форму получившая название "бутылка". Отсюда, кстати, и пошло широко известное предостережение - "Не лезь в бутылку!".
Дальнейшая судьба острова не известна, пока проходит конкурс проектов на его освоение. Надеюсь, здравый смысл победит и остров не превратится в очередной "шопинг - центр".

Еще одно место, которое, безусловно, заслуживает внимания любознательного туриста - улица зодчего Росси. Она идет за Александринским театром, который находится на Невском пр. – за памятником Екатерине Великой. Но смотреть эту улицу  нужно с набережной Фонтанки, от пл. Ломоносова. Именно оттуда открывается грандиозная в своем совершенстве перспектива улицы, заканчивающаяся зданием театра. Секрет улицы в ее пропорциональности - ширина ее равна высоте зданий по бокам. Сейчас, конечно перспективу портят припаркованные автомобили, но если зайти сюда, гуляя, например, в "белые ночи" - можно увидеть ее в почти первозданной красоте.

Есть и еще одно необычное место - называется Пять Углов - потому, что там пересекаются не 2, а 3 улицы, образуя перекресток с 5-ю углами. Находится он совсем недалеко от ул. зодчего Росси - нужно с пл. Ломоносова перейти Фонтанку через мост Ломоносова и пройти по ул. Ломоносова метров 100 - до Загородного проспекта.А есть еще и 8(!) углов - у ст.м. "Лиговский пр."( А вот в Париже на пл. Звезды выходят целых 12 улиц - сколько же там углов?)

Если пойдете на "Аврору" - не поленитесь перейти мост и зайти в круглое здание напротив, примыкающее к гостинице "Санкт-Петербург" - бизнес - центр "Петровский форт" (вход свободный). Там, в стеклянном атриуме находятся совершенно уникальные огромные часы, окруженные фонтаном. Часы выполнены в виде рельефной карты центра города с основными зданиями и достопримечательностями.

Если Вы поклонник фигурного катания, то Вам прямая дорога ... в Юсуповский сад, расположенный  на Садовой ул., недалеко от ст.м. "Сенная" - этакое релаксное место в центре города, типа Грин-парка в Лондоне или парка Ретиро в Мадриде, только намного меньше.Его очень любят пенсионеры и дети, в большом, необычной формы пруду плавают утки,а на островке в центре пруда положены специальные досочки, чтобы им было удобно выбираться на сушу. И тем не менее, этот маленький садик имеет право называться "первым" не только в российской, но и в мировой истории. Здесь, впервые в истории России в 1868 году был осуществлен старт научного полета на воздушном шаре, здесь же, спустя 10 лет, 1878 году были проведены первые в истории соревнования российских...фигуристов, и здесь же, в 1896 году прошел первый в истории, пока еще неофициальный, чемпионат мира по фигурному катанию. А на официальном, в 1904 г. здесь же, русский спортсмен Н.Панин занял 2-е место. Представляю, какие "тулупы" они тогда крутили. Вот такое вот, оказывается, культовое место, куда любители "тодесов" и "поддержек" могут придти поклониться.

В области спорта Петербург вообще был "впереди России всей" - именно у нас построены первые в России крытый ( земляной) кегельбан в усадьбе Демидовых, о которой я пишу в ч.3 и вообще - первое в России крытое спортивное сооружение - еще в 1793 г. - дом для игры в мяч - "JEU DE PAUME" (Университетская наб.11).

Интересно попытаться представить, как выглядел город в "раньшие" времена. Я не говорю о тех временах Елизаветы Петровны, когда город заканчивался на берегу Фонтанки,а к Александро-Невской лавре вела просека через лес,в котором жили волки и пошаливали разбойники. Просеку позднее назвали "Невским проспектом".(Кстати, уже в 1819 г. зафиксировано нападение волка на фонарщика в районе нынешней пл. Восстания - глухое было место и опасное, а ведь городу уже было 100 лет!). И не о тех временах, когда в районе нынешней станции метро "Технологический институт" стояли загородные дачи вельмож, а на Дворцовой площади пасли скот.(Кстати, когда построили последний Зимний дворец, площадь была натуральной помойкой от оставшихся стройматериалов. Царю тогда подсказали удачную мысль - разрешить горожанам брать все, что хотят - и площадь очистили за одну ночь.) Я говорю, хотя бы о начале прошлого века - когда по Невскому ходила конка (эту конку вместе с лошадьми можно сейчас увидеть у выхода из ст.метро "Василеостровская"). Вот эти времена уже можно зримо представить,например, на этих сайтах

или если зайти в знаменитое своими пирогами кафе "Штолле" в Конюшенном переулке. Оно стилизовано под те времена - много дерева, гнутые стулья, деревья в кадках, а на стенах - черно-белые фотографии с видами города тех лет. Дико выглядят красивейшие гранитные спуски к воде - например на Фонтанке у Аничкого моста. Это сейчас они такие романтичные, а раньше выполняли совершенно прозаические функции - служили складами дров, которые подвозили по воде, а уже оттуда продавали горожанам для отопления.А все реки и каналы были забиты корабликами,лодками, баржами и прочими "шаландами полными кефали", как сейчас - прогулочными катерами.В те времена в городе самым сильным запахом был запах... навоза, чему способствовали десятки тысяч лошадей, "числящихся на балансе" города - в начале ХХ века только "ломовых" (т.е. грузовых)извозчиков было около 25 тысяч, плюс несколько тысяч "легковых" "Ванек", плюс около 10 тысяч "личных" лошадей. Ну а сейчас "железные кони" создают свой, специфический "выхлопной" дух. Хорошо хоть в "трубе" Невского постоянно дуют ветры, которые и очищают воздух.

Недавно в Петербурге открылась ст. метро "Обводный канал", которую я настоятельно рекомендую посмотреть как очень необычную достопримечательность.Пройдя по ее перронам вы увидите панорамы обоих берегов канала конца 19 - начала 20 веков на всем его протяжении, выполненные в виде старинных фотографий и коллажей. Особенно интересно рассматривать их тем, кто представляет, как это выглядит сейчас и сравнивать - многие "знаковые" сооружения сохранились с тех пор - вокзалы, церковь "бутылочка",мосты, здания и даже тот крохотный домик, который я в ч.3 назвал "Сын полка".

Да и вообще, кстати, гостям города, из тех мест, где нет метро рекомендую туда спуститься, чтобы увидеть великолепные "подземные дворцы" станций "Автово", "Кировский завод", "Пл.Восстания", "Пушкинская" или даже столь любимые москвичами (у них таких нет) станции "закрытого типа" - "Маяковская", "Василеостровская" и др.

Москвичам, испытывающим ностальгию но родному городу,наверняка будет приятно увидеть ул. Репина на Васильевском острове (выйдя из м. "Василеостровская" идти направо по Среднему проспекту) - мало того, что это, вероятно, самая узкая улочка в городе ( ширина 5 - 6 метров),и наверное - единственная, полностью выложенная диабазом, мне она очень напоминает арбатские переулки, как я их понимаю (а ближе к Неве - даже старый Таллин) - совершенно нетипичная улочка для Питера, но тем и интересна.

Особый разговор - о памятниках. Ведь кроме помпезных, официальных, с кепкой или скипетром в руке памятников великим людям, существуют еще и памятники людям, калибром поменьше, но тоже хорошим, а также памятники "персонажам". О последних будет отдельный разговор.
Есть и перегибы - не особо напрягаясь, я вспомнил только в городе 7 памятников Петру I ( а всего их, как я недавно узнал - 16 (!), включая бюст на одном из фортов Кронштадта)и 5 памятников Пушкину - из них 2 - в метро(!)соответственно на станциях "Пушкинская" и "Черная речка". Малоизвестный факт - первый памятник Пушкину был поставлен еще при его жизни в 1817 г. неподалеку от Лицея ( с согласия директора Е.А.Энгельгардта) его друзьями - лицеистами - это был мраморный валун, на котором была выбита золотая надпись по латыни - "Genio loci" -"Гению места" - ясно о ком шла речь. Когда Лицей переехал на Каменноостровский пр. в Петербурге, камень тоже перевезли туда, но, впоследствии он затерялся.Так что первый СОХРАНИВШИЙСЯ памятник поэту в Питере - на Пушкинской ул.( первой улице, названной в честь поэта в России), а первый в России - в Москве, скульптора Опекушина.

А уж памятников Ленину в городе вообще было более 100(!!).Особенно интересна в этом смысле реальная фишка : "Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина станция "Пл.Ленина".
К интересным памятникам "не очень великим" людям я отношу, например памятник "Стерегущему" и героям-матросам, затопившим корабль, чтобы не отдать его врагу. Он находится на Каменноостровском пр., рядом со ст.м. "Горьковская" - если идти из метро направо, в сторону Петропавловки.(Правда, позднейшие исследования говорят, что это было невозможно технически, и корабль затонул сам, но легенда осталась). В Летнем саду – замечательный памятник баснописцу Крылову, сидящему в окружении персонажей его басен. Родители с детьми любят ходить вокруг и показывать: "…а вот "Квартет", а вот - мартышка с очками, Волк и Ягненок , Кукушка и Петух…" и многие другие. В этом же списке  и "Царь-плотник", о котором я уже писАл - совсем непафосный, но выразительный. Увы, проникло в город и "творение" (от "натворил") Зураба Церетели. Он, как известно, поступает очень хитро, сначала что-то "ваяет", а потом, от широкой души дарит. Подобные подарки, как раз относятся к тем, из рекламы, которые"…лучше бы не дарили". Вот и изваял он очередного истукана Петра I, подарил, и стал город думать, куда бы его деть. Автор, естественно, настаивал, по своей скромности, на центре города. Нашли другое место, где – писАть не буду, не стОит он того. Вот этот список можно продолжать – кто-то что-то добавит на свой вкус - например - первый в истории памятник собаке, созданный еще в 1935 г. по инициативе академика И.П.Павлова (того самого, который на них и изучал условные и безусловные рефлексы) - он находится в парке при физиологическом отделе Института экспериментальной медицины на Петроградской стороне - к сожалению - за забором, в закрытой зоне института и хода туда нет. Увы, только совсем недавно нашлось место Достоевскому, Гоголю и Ломоносову, но они, на мой дилетантский взгляд, не стали украшением города.

Отдельно упомяну об интересном и необычном памятнике войне и ... фотографии. В фотоистории Великой Отечественной войны и блокады есть одна знаменитая фотография - жители Ленинграда, стоя на углу Невского и Малой Садовой улицы слушают сводку Совинформбюро из огромного репродуктора, висящего на углу дома 54 по Невскому проспекту. Эти репродукторы работали всю блокаду, даже когда не было передач, просто стучал метроном - это говорило о том, что город жив.Вот этот репродуктор воспроизвели и повесили на старое место, а на мемориальной доске разместили ту самую фотографию.В том же доме - со стороны Невского еще одно памятное место - мемориальная доска на лестнице, расположенной уже внутри дома говорит о том, что в этом помещении всю блокаду работала ПАРИКМАХЕРСКАЯ! Воистину - "Красота спасет мир". Совсем рядом с этим местом - еще одно, страшное место, связанное с войной - перекресток Садовой ул. и Невского пр. во время войны получил название "Кровавый" - после того, как в 1943 г. там, одним артиллерийским снарядом было убито сразу 43 человека и ранено еще 9 стоящих на остановке. Еще, конечно, надо упомянуть о памятнике-комплексе героическим защитникам Ленинграда  у ст.м. "Московская". Грандиозное подземное сооружение, в котором горит 900 факелов – по количеству дней блокады,(хотя, реально их было, где-то, примерно, 872 -  потом округлили для "красоты") безусловно, заслуживает посещения хотя бы только потому, что там можно увидеть те самые "125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам" – пайку эрзац - хлеба, которую получали жители блокадного города, в том числе и моя бабушка, пережившая всю блокаду, работая в городе. Но даже нам она очень не любила об этом рассказывать…

Есть у нас ( на Тихорецком пр. д.1) и памятник героическому комдиву В.И. Чапаеву в окружении соратников в которых угадываются образы Петьки, Анки - пулеметчицы, Фурманова - казалось бы - какая связь у Чапаева с Питером? А никакой... Однако преклоним головы перед подвигом людей, воздвигших этот монумент блокадной зимой 42-43 годов(!!) "как символ беспримерного мужества и стойкости защитников города Ленина" - вспомните, кем был Чапаев для советских людей после выхода знаменитого фильма - героем, но, отнюдь не анекдотов. Вот так.(Мне кажется, что очень похожий на него монумент, если, вообще, не его копия, находится в Самаре).

Один из недавно  открытых памятников - очень оригинальный, посвященный женщинам - бойцам МПВО ( местной противовоздушной обороны), которые в блокаду тушили "зажигалки" - зажигательные бомбы, сбрасываемые на дома.Находится он на Кронверкской ул.д.16 (на Петроградской стороне, недалеко от ст.м. "Горьковская") и изображает тонкий женский силуэт из металла, стоящий высоко на брандмауэре (как бы на крыше) дома и с тревогой вглядывающийся в небо.

На гранитном спуске к реке, напротив дома 21 по наб. Фонтанки установлен памятный знак "Блокадная полынья" - сюда ленинградцы в те страшные зимы приходили за водой.

Тема войны и блокады - очень тяжелая, на грани физического шока. Хотя я и писАл здесь о некоторых местах, связанных с этими годами, скажу еще об одном. Я понимаю, что, наверное, очень тяжело переключиться с  того радужно - восторженного состояния в которое приводит город и его красоты, но, все - таки рекомендую и Вам самим, и, обязательно, Вашим детям посетить Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, расположенный в Соляном пер.9 - это совсем рядом с Летним садом. Он небольшой - 1 зал, не такой "пафосный", как комплекс у ст.м. "Московская", но он полон потрясающих артефактов того времени - подлинных вещей - оружия, бытовых предметов, детских игрушек,документов, образцов пропаганды, причем - с обоих сторон. Там можно увидеть и кусочек "блокадного" хлеба,  и сладкую "бадаевскую" землю  и лепешки из жмыха, жареные на машинном масле. Особая тема - блокада и дети. Совершенно душераздирающая страничка из дневника 10 - ти летнего мальчика, не уступающая по своей силе дневнику Тани Савичевой. Там есть, например, такие строки : "... опять поймал кошку - варили суп четыре дня", "... папа готов есть трупы убитых при бомбежке, мама не соглашается", и последняя :"... папа умер".Да, это чрезвычайно тяжело видеть, но об этом надо знать, причем, особенно, нашим детям.Решайте сами...

Еще интересные места, которые могут не войти в обязательный список - это некрополи Александро-Невской лавры и "Литераторские мостки" Волковского кладбища. В некрополях  похоронены выдающиеся люди прошлого - Суворов, Ломоносов, Фонвизин, Росси, Крылов, Жуковский, Достоевский, Глинка, Чайковский, Куинджи, Римский-Корсаков,Дельвиг, Петипа и многие другие. Находится у ст.м. «Пл. Александра Невского».  А на "Литераторских мостках" похоронены  Тургенев, Салтыков-Щедрин, Куприн, Блок, Менделеев, Павлов, Попов, Миклухо-Маклай, Иоффе,  Козинцев, Соловьев-Седой, Петров-Водкин, Стржельчик и еще много кто. Там же - мать и сестры В.И. Ленина. Туда же предлагают перенести прах и самого вождя - место есть - рядом с матерью. Добраться туда можно на любом трамвае от ст. м. «Лиговский пр.»,"Обводный канал", или на автобусах - выйдя из метро, ехать влево, а из "Обводного..." - вправо. Трамвай идет по Лиговскому пр, а потом сворачивает налево - в Расстанную ул. В конце этой улицы четко видна желтая арка ворот – это вход.

Еще одно, пожалуй, самое святое и "намоленное" для петербуржцев место - часовня блаженной Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище - самой почитаемой в городе святой и небесной покровительницы Петербурга.Добраться до кладбища можно на маршрутке от ст.м. "Василеостровская",( № 249) на которой так и написано "Смоленское кладбище" или "часовня Ксении". А можно и пешком - выйдя из метро идти влево по Среднему проспекту до 16 - линии, повернуть направо - и до наб.р.Смоленки - там слева увидите вход на кладбище. На самом кладбище нужно идти по центральной аллее и слева увидите часовню.А если и не увидите - то поймете - вот уж куда, воистину, не зарастает народная тропа - народ идет туда нескончаемым потоком, чтобы помолиться, зайти в часовню, оставить записочку с просьбой, а то и просто постоять, прижавшись лицом к стенам часовни.
На том же кладбище похоронена няня Пушкина - Арина Родионовна.

Мифические существа - их, как известно, так же как и львов, в городе хватает. Самые знаменитые – сфинксы и грифоны. Сфинксы находятся на Египетском мосту через Фонтанку - у гостиницы "Азимут", на набережной Малой Невки - на парапетах пристани у Каменноостровского моста около бывшей дачи принца Ольденбургского, на набережной Невы, рядом с Академией художеств. На одного из них забирались те самые итальянцы, спасаясь ото льва. У подножия сфинксов - грифоны, лбы которых также натерты до золотого блеска туристами. Другое место со сфинксами – на Свердловской наб. Невы, напротив бывшей дачи канцлера Безбородко. Что интересно, итальянцы отметились и там - они проезжали вдоль ограды дачи, считая львов, которых там 29. Ну и последние по времени - сфинксы скульптора Шемякина, установленные напротив тюрьмы "Кресты" – но на другом берегу Невы. Они олицетворяют жертвы политических репрессий и выглядят жутковато - одна половина лица у них человеческая, а вместо второй - череп с пустыми глазницами. Есть еще сфинксы во  дворе Строгановского дворца и Горного института. Самые же известные грифоны с золотыми крыльями сидят на Банковском мосту через канал Грибоедова - за Казанским собором. Наверное, много можно написать и про ангелов - в основном они украшают фасады  и крыши домов. Один восторженный «писарчук», описывая Эрмитаж заявил, что на крыше стоят «ангелы в натуральную величину». А какая она – натуральная? Самые известные ангелы города живут на верхушке Александрийского столба (на Дворцовой), на крыше Лютеранской церкви св.Петра на Невском  и на шпиле собора Петропавловской крепости. Последний подрабатывает флюгером. Про "Ши-Цза" я уже писАл.

Теперь о "персонажах" – самый известный из них, конечно, Чижик-Пыжик – там где сливаются Мойка и Фонтанка, между Летним садом и Михайловским зАмком  есть два моста - Пантелеймоновский (побольше, через Фонтанку) и перпендикулярно ему небольшой мостик, который называется "Инженерный мост № 1" - вот на устое этого моста, прямо у воды, если смотреть со стороны Фонтанки и сидит маленькая птичка. Чтобы ее увидеть, надо перегнуться через гранитный парапет моста. Есть традиция - бросать ему монетки. Если монетка не упадет в воду, а останется лежать рядом с птичкой - будет Вам "щастье". Желающие же обрести "щастье" в рождении детей должны, например, подержаться за пальцы ног эрмитажных Атлантов ( правда, непосредственно от этого дети не появятся - тут еще нужны будут некие действия - но об этом - на других сайтах).

Пройдя мимо зАмка и здания Манежа, Вы попадете на Манежную пл., а с нее – на пешеходную Малую Садовую ул., которая идет к Невскому. На углу Невского и Малой Садовой находится Елисеевский магазин (сейчас на реставрации). Там, где к зданию магазина примыкает следующий дом, на высоте 2-го этажа у большого окна сидит кот Елисей и смотрит вниз, на людей, которые бросают ему монетки. Задача людей - та же, что и у Чижика, только бросать надо вверх. Чтобы коту было не скучно, на здании напротив, тоже на карнизе 2-го этажа стоИт кошечка - звать Василиса.Тема знаменитых "кошачьих" актуальна для города - ведь львы, которые "стерегут город" - тоже - "кошачьи".Третья знаменитая городская кошка - митьковская кошка Матроскина (в тельняшке) стоИт в "охотничьей позе" на карнизе дома 36 по ул.Марата. (Есть и другие - во дворе дома по ул.Егорова д.25, на Канонерском острове).

Возвращаемся на Малую Садовую. Чуть дальше от Невского, уже на земле,  стоит Фотограф под зонтиком. Его, тоже для "щастья", надо подержать за мизинчик. (Как, кстати, и шемякинского Петра I в Петропавловской крепости). Раньше, во дворе, рядом с Фотографом сидел второй по популярности питерский "персонаж" – Добрый Пес Гаврюша. К нему приходили прошептать на ушко свои пожелания молодые девушки, а для желаний всех прочих висел специальной ящик. Но поскольку просители "щастья" не давали житья местным жителям днем и ночью, Пса убрали. Якобы на реставрацию, но, в итоге, сейчас он сидит на ул. Правды - в сквере между домами 11 и 13 - недалеко от ст.м. "Владимирская". Правда, былого паломничества к нему уже нет. Там же - на ул.Правды, во дворах д.4-6-8 - интересные фигуры персонажей "Волшебника Изумрудного города" - Страшила, Дровосек, Лев, дуболомы, Бастинда, Гингема, летучие обезьяны... Увы, но и здесь, похоже, повторяется ситуация с Гаврюшей и Двором Грифонов - жители домов решили закрыть дворы и перекрасили трубу - башню, так что, скорее всего, туда уже не попасть. Еще один сказочный персонаж - огромный 3- х главый дракон, длиной метров 10, расположился во дворе дома 27 по Большому пр. В.О.

Пара больших медведей (тоже с натертыми носами)  уже более 100лет(!) - с 1902 г., стоят опираясь на деревья - фонари  перед бывшей фабрикой Зигеля - на ул.Достоевского д.44.
От Невского пр., рядом с Домом Книги, отходит пешеходная  Малая Конюшенная ул. - в начале ее - у Невского пр. стоит бронзовый Гоголь, а в конце – бронзовый же Городовой, удивительно похожий на молодого Никиту Михалкова. Между ними находится интересное сооружение - Метеорологический павильон, в котором можно было увидеть на приборах изменение температуры и влажности воздуха и атмосферного давления.Сейчас, к сожалению он не работает - видимо некому приглядывать за ним.

Выйдя с Малой Конюшенной на набережную канала Грибоедова и перейдя через мост, Вы попадете на Итальянскую ул. Там, у входа в ресторан стоИт  сын турецкоподанного - Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей - рядом с ним стул работы Гамбса, под мышкой - папка "Дело". Ботинки - без шнурков.  Есть у нас и свой "Писающий мальчик" - фонтан, как раз напротив цирка - на углу набережной Фонтанки и ул. Белинского. На площади Островского - справа от Александринского театра - если стоять к нему лицом - монументальный Дворник из серого гранита. У входа в Петропавловскую крепость, слева, если идти по Иоанновскому мосту, прямо посреди протоки, на столбике сидит Заяц. Ведь остров, на котором находится крепость, называется Заячий. Зайцу нужно, как и Чижику, бросить монетку. Чтобы легче было попасть - сделали специальную полочку.

Если выйти из ст. м. "Василеостровская" - прямо перед Вами будет пешеходная улица, на которой стоИт конка, запряженная двумя лошадьми - прообраз современного трамвая. Пройдя немного дальше по улице, увидите сидящего на пушке бравого то ли артиллериста, то ли матроса Василия, который, якобы, здесь жил, и в честь которого, якобы и назван Васильевский остров.

Недалеко от Смольного (но далеко от туристических троп) на Одесской ул.( между Суворовским пр. и Тверской ул.)стоИт Фонарщик,( тоже весь "натертый" туристами) со своим приспособлением для зажигания газовых фонарей - а фонарей рядом несколько – те, что на самом деле применялись в Питере - целый музей под открытым небом. Именно эта улица впервые В МИРЕ в 1883 году была оборудована электрическим освещением. В тех же краях - на Шпалерной ул., напротив Таврического дворца, около Водонапорной башни - Музея воды - бронзовый Водовоз со своей бочкой - без воды, как известно "ни туды и не сюды...".

Появился и свой Трубочист - он висит на лестнице на брандмауэре здания во дворе д.1-3 по Большой Московской ул. - прямо у ст.м."Владимирская".

На правом берегу Невы, есть район, который называется Охта - по имени небольшой речки, впадающей в Неву. В старинные времени - дальняя, глухая окраина, "центр молочного животноводства" - молоком оттуда снабжался весь город. Но ее увековечил в одной единственной строчке великий Пушкин. В романе "Евгений Онегин", он, описывая зимнее утро в Петербурге, пишет : "Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином ОХТЕНКА спешит, под ней снег утренний скрипит". Вот эту самую "охтенку"(т.е.жительницу Охты) с молочным кувшином  и увековечили. Так она и спешит. Я считаю - это здОрово.

Еще одно интересное место, связанное с Пушкиным находится на пересечении Невского пр. и наб.Мойки. Если идти по Невскому в сторону Адмиралтейства по правой стороне, то перейдя  Зеленый мост через Мойку (кстати, первый в России чугунный мост, на нем же - впервые в истории был уложен асфальт) Вы упретесь в большую надпись на угловом доме "С.ВОЛФЪ и Т.БЕРАНЖЕ" - это знаменитое кафе(сейчас - "Литературное") в свое время очень любил посещать Александр Сергеевич, оттуда же он уехал на дуэль.Но память о нем осталась - если заглянуть в витрину кафе со стороны Невского, можно увидеть "наше кудрявое все", сидящее за столиком у окна. Вечером на столике зажигают свечу...

Рядом, в специальном стеклянном футляре хранятся "те самые" гранитные ступени, которые лежали тогда у входа и по которым гений заходил в ресторан.

(Существует легенда, что в этом же кафе Чайковский выпил сырой воды от которой и заразился и умер.Но это вряд ли - заведение было респектабельное).

Новые времена рождают новых героев - и вот перед бизнес-центром на Аптекарской наб. 20 у Кантемировского моста  уже сидит на лавочке с ноутбуком на коленях бронзовый МЕНЕДЖЕР.

Наконец - то в 2010 г. появился и памятник СТУДЕНТУ - разумеется, рядом с одним из крупнейших ВУЗов города - Политехническим университетом, расположенном на Политехнической ул. (ст.м. "Политехническая"). Бронзовый юноша в форме студента начала прошлого века сидит на гранитной скамье с учебниками на коленях, а рядом "шпиндиляет" фонтан, вокруг которого расположены какие - то гнутые металлические трубки. Однако, приглядевшись, легко можно понять, что это фигуры людей ( видимо, тоже студентов).Представляю, как быстро этому бедному студенту начнут натирать разные места - "на счастье".

Из совсем уж необычных "персонажей" есть Муму, которая сторожит фартук и сапоги хозяина, зашедшего в кабак на пл.Тургенева,(кабак, т.е. кафе называется, естественно "Два Му") и два очаровательных бегемотика, охраняющие вход в бар "Бегемот" на Садовой ул.12.Есть еще памятник рыбе колюшке в Кронштадте, телефону и даже... дырке. Во всяком случае большой камень с дыркой посередине стоИт на ул. Маяковского. А про сколько я еще не написал!

Недавно на пожарных колокольнях на Садовой ул.58 и Большеохтинском пр.3 появились фигуры доблестных пожарных - в брезентовых робах и противогазах - они смотрят вдаль, готовые, если что, предупредить о пожаре. Того что на Садовой зовут Петрович.

Ну и наконец гоголевский НОС майора Ковалева, который прилепился к стене дома № 38 по Вознесенскому пр.(угол с ул. Римского-Корсакова). О том, чей именно это нос - сообщает памятная доска.Недавно узнал, что памятников этому носу в городе аж 3 (почти как Ленину)- копия этого носа висит еще и на д.2 по Чернорецкому пер. - там администрация музея городской скульптуры.А есть еще "нос на ножках" во дворе Восточного факультета Университета.

Есть и еще "малые формы" - сова, сидящая над входом в ювелирный магазин на Невском 29, коза, стоящая на козырьке над входом в магазин на Пушкинской ул., или оркестр, оригинально устроившийся вокруг круглого фонаря у входа в магазин нот на Невском 26.

А у английского паба "OFFICE" на Казанской ул.д.5 - сразу за Казанским собором, установлена настоящая лондонская красная телефонная будка. Для придания полной "аутентичности" ее английским коллегам будка раньше так же изнутри была обклеена цветными картинками малоодетых девущек, предлагающих свои нехитрые услуги - сейчас картинки убрали.

Мало того, что в городе есть 2 музея железнодорожного транспорта, так еще и 2 отдельно стоящих паровоза имеются - один стоит под колпаком на Финляндском вокзале - на нем, в качестве кочегара из ссылки прибыл В.И.Ленин и тут же, перед вокзалом, выступил с броневика - мероприятие, увековеченное трижды - сам паровоз, кусок стены старого вокзала с дверью, из которой он вышел ( встроен в стену современного вокзала - напротив Финского переулка) и памятник перед вокзалом, изображающий как "Ленин говорит с броневика".
Второй паровоз, с вагончиками - тоже, под колпаком, стоИт на Витебском вокзале - это первый(!) паровоз, который ходил по первой(!) железной дороге - между Петербургом и Царским селом и назывался он "Проворный". 3-й класс - это просто скамейки, стоящие на открытой платформе. Ездоков сильно обдавало дымом, паром и искрами из трубы, так что, путешествие было экстремальным, да и скорость - по сравнению с экипажем - сумасшедшая, до 64 км/ч!

Наверное ни один город мира ( кроме, пожалуй, Парижа) не имеет такого количества литературы, посвященной самому городу, его истории. Причем целые книги - исследования посвящены не только районам, но и улицам, кварталам и даже домам. Зайдите в Дом Книги (Дом Зингера) на Невском и убедитесь - справа от входа на первом этаже их целый раздел, который так и называется "Петербурговедение". Если попытаться рассказывать хоть по чуть - чуть и о самом интересном - понадобятся годы. Но все - таки - несколько штришков, хотя бы о Невском: вот, например, известная, наверное, всем гостям города гостиница "Октябрьская" на пл. Восстания. На ее месте ( тогда - глухая окраина города) во времена Елизаветы Петровны находился "Слоновий двор", в котором, действительно, жили... слоны, подаренные еще Анне Иоанновне шахом Надиром - целое стадо - 14 штук! Там же их купали в специально выкопанных прудах и поили водкой за казенный счет.Каждый раз на купание слонов сопровождали толпы праздношатающейся публики и детей. Для занятия этого было даже придумано слово - "слоняться". Позднее, когда на этом месте появилась гостиница "Северная", в ней в разное время жили такие интересные исторические персонажи, как имам Шамиль, плененный на Кавказе, революционер Каракозов и террорист Савинков.После революции там находилось "Городское общежитие пролетариата" (сокращенно "ГОП"), в котором жили дети - бывшие беспризорники. Их и стали называть - ГОПНИКИ.Еще это здание интересно тем, что вдоль его стены проходит, наверное, самая короткая улица города - Песковский переулок, между пл.Восстания и 1-й Советской ул.- даже таблички с названием на доме нет, но переулок существует - посмотрите карту (этот район города раньше называли "Пески"). Длина переулка - где - то около 30 шагов).Там же, недалеко, находится и улица, которой на карте точно нет  - она расположена во дворе знаменитого сквота, который теперь называется "Арт-центр "Пушкинская 10".Попасть туда можно через арку дома 53 по Лиговскому пр. - почти напротив Московского вокзала (приметное здание с двумя башенками).Войдя в арку увидите вывеску Арт - центра, зайдете в дверь, спуститесь по лесенке и пройдете в железную дверь напротив. Выйдете в маленький дворик, в котором, тем не менее установлен еще один бюст А.С.Пушкина, мемориальные доски с именами живших и работавших там представителей "неформального искусства". А над аркой - барельефы "ливерпульской четверки", рядом нарисована желтая подводная лодка и вывеска "Улица Джона Леннона".

Дом № 100 по Невскому пр. ( в нем сейчас кинотеатр "Колизей") известен тем, что в нем аж до 20-х годов прошлого века находился переживший все революции и потрясения крытый каток - "Скетинг-ринг".

Угол Невского и Литейного назывался "Вшивой биржей" - здесь искали работу поденщики, а напротив, в нынешнем здании гостиницы "Редиссон Блю" в советские времена было культовое место - кафе "Сайгон", посетителями которого был весь питерский андерграунд - такие люди, как Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Борис Гребенщиков и многие, многие другие. В доме №72 находится кинотеатр "Кристалл - Палас ". В нем прошел первый в истории России сеанс звукового кино, он же первым в городе был оснащен и звуковой системой "Dolby". А в расположенный напротив дворец Белосельских - Белозерских приехали развеяться после содеянного убийцы Распутина, и только там заметили, что пол автомобиля залит кровью старца, а в салоне валяется... его галоша.

Здание универмага "Пассаж" известно огромной подземной галереей, проходящей параллельно галерее универмага. Там находился зверинец, в котором жили даже 2 крокодила, а также ночное кафе, в котором собирались "те дамы" и мужчины, нуждающиеся в их услугах. В советское время там были склады универмага и его сотрудники проводили практически весь рабочий день в неприятных условиях подземелья.

Гостями "Гранд отеля "Европа" в разное время были такие люди, как Льюис Кэррол,Герцен, Белинский,Тургенев, Достоевский,король Густав V, миллиардер Джон Пирпойнт Морган, принц Чарльз, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Ричард Никсон, Джимми Картер, Чайковский,Шаляпин, практически все нынешние звезды - гастролеры. Довелось и мне попасть в этот список - одну ночь я там переночевал в 2000м году. Особенно поразил тогда листок с прогнозом погоды на завтра, на 2-х языках, заботливо положенный вечером горничной на подушку.

А в костеле Св. Екатерины были погребены такие люди, как последний король Польши Станислав Август Понятовский и наполеоновский генерал Жан - Виктор Моро.

Дом Энгельгардта - №27 был, наверное, самым "сладким" домом в городе - здесь находились шоколадная фабрика и магазин известнейшего Жоржа Бормана, и здесь же - кондитерская "Рабон", принадлежащая Марии - Мадлене Буше, давшей свое имя знаменитому пирожному. А в доме...  Нет, хватит - надо останавливаться - иначе места не хватит.

Все-таки еще несколько адресов - связанных с литературными персонажами. В том же доме Энгельгардта Арбениин из лермонтовского "Маскарада" подсыпал яд в мороженое своей жене Нине. Дом № 10 (дом Нарышкина) по Английской набережной, Лев Толстой описал как место первого бала Наташи Ростовой, в доме № 10 по Малой Морской жила княгиня Наталья Петровна Голицына - пушкинская "Пиковая Дама". Про львов у дома Лобановых - Ростовских я уже писАл. Целый район города известен, как "Петербург Достоевского" - так Родион Раскольников жил в доме на углу Столярного пер. и Гражданской ул. 19/5 (там есть мемориальная доска), а старуха - процентщица в доме на Ср.Подъяческой ул. 15/104 и между этими домами примерно 730 шагов. В доме Рогожина на Гороховой ул.38 разворачивается последняя сцена "Идиота".Есть и адрес дома Сони Мармеладовой и полицейского участка Порфирия Петровича и т.д. и т.д. снова вынужден себя останавливать - город безграничен для изучения.

Расположенный на перекрестке Литейного пр. и ул. Пестеля Спасо - Преображенский собор известен своей оградой, изготовленной из трофейных турецких пушек, захваченных в войне 18828-29 годов.

Я уже писАл о забавных названиях мостов - Синий, Зеленый - а есть и удивительно романтичный (по названию) - Поцелуев мост - там где ул.Глинки пересекает Мойку и идет к Мариинке - рядом с Юсуповским дворцом.Но не спешите романтичные влюбленные целоваться на нем - несмотря на красивые легенды о прощавшихся на мосту со своими девушками курсантах военного училища - оно рядом, на набережной - история говорит о том, что рядом с мостом был кабак купца Поцелуева, который назывался "Поцелуй" - увы... Но, можете не говорить об этом своей потенциальной "половинке", а привести ее на мост, показать название и, например, объясниться в любви или сделать предложение руки и сердца - такие идеи обсуждались на нашем форуме.Туда же приезжают нынешние "брачАщиеся" и по укоренившейся дурацкой (ИМХО) традиции вешают замки на специально установленную для этой цели конструкцию.

Еще один необычный памятник - можно сказать - "памятник советскому общепиту" - маленькое, но знаменитое кафе "Пышки" на Большой Конюшенной ул.д.25. Здесь до сих пор можно попробовать, как и в советские времена, вкуснейшие пышки с сахарной пудрой по 10р. и "кофе с молоком" (как мы раньше говорили - "из ведра") по 13р. стакан, стоя у круглого столика. Место для Ленинграда такое же знаковое, как и "Сайгон" на Невском. Только "Сайгон" не уберегли - там сейчас роскошный отель, а вот "Пышки" специальным постановлением правительства внесены в список 16 объектов в городе, которые нельзя перепрофилировать(наряду, например, с Домом Книги, Елисеевским магазином и рестораном "Метрополь" на Садовой). Если хотите поностальгировать - вам сюда.Да и перекусить можно.

Не могу не рассказать и о некоей пикантности отдельных монументов и заранее прошу прощения у тех, кто сочтет это не соответствующим духу публикации. Я таких знаю 3 - Ивану Крузенштерну, на набережной Невы, В.И. Ленину на Московской пл. и полководцу Барклаю де Толли - перед Казанским собором. Конечно, скульпторы и архитекторы ничего такого не планировали, но получилось так, что если смотреть на эти монументы с определенной точки, то можно увидеть весьма неприличную картину, связанную КАК БЫ с размерами и состоянием половых органов этих уважаемых людей.Особенно неприличным выглядит бедный Барклай, держащий в левой руке какой-то свиток.

Еще одна пикантная легенда связана с Аничковым мостом - якобы П.Клодт на "причиндалах" одного из коней - того, что первый справа, если идти в сторону пл.Восстания, изобразил профиль любовника своей жены - некоего вельможи, которому не мог отомстить иначе. Попробуйте и Вы поискать эти ракурсы, если, конечно, интересно :). Сам мост, кстати, практически до революции имел неофициальное название (прошу прощения у нежных дам) - "мост 18 яиц". Почему "18 - ти"  спрОсите вы? Ну "16 - ти" - понятно - кони, люди...
Оказывается, практически до самой революции на мосту дежурил городовой...

Успехов Вам в познании Города!

P.S. Публикация постоянно редактируется и дополняется.

Ясно, что и в этой публикации, и в ч.3, я, если можно так выразиться, дал Вам "вишенку с торта", а сам "торт", т.е.город, настолько объемен, что ни в какую публикацию не поместится.

Отдых на море по лучшей цене!
30 октябрь 2011 г.
Пожалуйста - для того и написано :)
Elfiechka
Россия, Южно-Сахалинск
30 октябрь 2011 г.
С вашего разрешения, распечатаю как путеводитель.
Oleg_T
28 июнь 2011 г.
Спасибо, Алексей! Как всегда Ваши обзоры очень интересны и полезны!! Супер!!!
юлия37
Украина, Запорожье
15 декабрь 2010 г.
Большое спасибо Алексею за такой рассказ-путеводитель!Ваши рассказы о Питере читаю уже почти год.Этим летом собирались в Питер,но увы,не получилось.Надеемся на июнь 2011.Ведь ни один город не может сравниться с этим прекрассным местом на земле.Я была в Питере 16 лет назад-до сих пор не могу забыть этот город!Спасибо вам за такие нужные путеводители!
Ivanovich
Беларусь, Минск
26 август 2009 г.
Здесь тоже интересные места есть! http://theplaces.ru
Helena_
Россия, Пермь
Рассказ-СУПЕР! Снова захотелось в ПИТЕР и посмотреть то, что еще не видела и прочитала в Вашем рассказе. А в Питер влюбилась еще во втором классе и всегда мечтала, что в первый свой отпуск поеду туда. Для отдыхающих-очень рекомендую селиться рядом с мостами, которые разводятся. Каждую ночь ходили смотреть. Троицкий очень неожиданно-вроде бы все прямой, прямой, а потом вдруг раз и уже почти вертикально стоит-)
silver
15 июль 2009 г.
Отличный рассказ! Просто супер!
17 март 2009 г.
Цюро75! Я очень рад за всех, кто с таким восторгом пишет о моем родном и любимом городе-я вам даже завидую-получить такой заряд эмоций! Но, честно говоря, я до сих пор сам этот заряд получаю каждый день-я счастливый человек. Милости просим-приезжайте!
Цюро75
Украина, Днепропетровск
Алексей, мне 33 года, а я первый раз этим летом увидела Питер. Ехала целенаправленно с желанием увидеть, которое приследовало меня давно. Поехало нас из Днепропетровска 5 человек таких же как я ни разу не бывших. Через турагенство заказали тур, который нам подходит. Могу сказать одно, что все увиденное превзошло мои ожидания. Мы жили в Репино в гостинице "Репинская". Понравилось мне исключительно все. не было ни одного такого места, чем бы я осталась разочарована. Я влюбилась в этот город . Твоими советами воспользуюсь при посещении Питера в следующий раз. Кстати мой ребенок в октябре прошлого гола также посетил Швейцарию, где ему тоже безумно понравилось (кстати тур был практически как у Вас, только в австрии они еще посетили Вену, которая моего ребенка очень впечатлила).
Маргарита66
Россия, Владимир
9 февраль 2009 г.
Замечательный путеводитель.Читается легко,очень хороший слог.
веселый доктор
6 февраль 2009 г.
Молодец!!!
30 январь 2009 г.
Zygimantas! Какие проблемы-милости просим!
Kaheksa
28 январь 2009 г.
Здорово!
Zygimantas
28 январь 2009 г.
Спасибо! Вот что значит любить свой город -- примерно так, как я -- Москву! Жалею, что репортаж опубликован уже после моей неудачной поездки в город.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.