Бывалова Мария
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Вадим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Лисина Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Рогова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кичигина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Алексеева Оксана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Мукаилова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Осипова Инесса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Гончарова Лилия
+7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Васнева Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Кулинич Никита
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бодаева Людмила
+7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Палагина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Афанасьева Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Самарина Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Вахрамова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Волкова Виктория
+7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Габоева Белла
+7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковалёв Максим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кашина Дарья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Баркова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ескина Алла
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Гакова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулинич Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Самохина Валерия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Фортова Маргарита
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Тузова Татьяна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Максимов Павел
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Сапрыкина Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Мустяца Людмила
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Балыко Яна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Антохина Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Гундырева Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бабичева Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Власова Анжелика
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Карпунина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Родзик Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрова Галина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Буглак Иван
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Погосян Ани
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Ласьков Максим
+7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Табагуа Диана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Дмитрова Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Плешко Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Шевцова Марина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Метельская Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гарёва Оксана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ларионова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Макарова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Трофимова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Хлопкова Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Малышева Элеонора
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Карева Олеся
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Маргарян Шушан
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Евдокимова Екатерина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Ворик Илона
+7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Купреева Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шепелева Татьяна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Потапова Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Липатенков Илья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулагина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Рыльцева Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Петрикова Валерия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Нестерова Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Мишина Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Павликова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Никулина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Дербина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Иванова Анастасия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Карпухина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Слобожанинова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Антонова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковязина Жанна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Гаршина Алена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Брагэ Анастасия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Наумова Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Порохина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Северина Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Быков Павел
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Шипова Алиса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Маслов Александр
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Махнёва Мария
+7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Павленко Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Зубкова Руслана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Иванова Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Малькович Регина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Шугаева Светлана
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Чекалова Лариса
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Беззубов Сергей
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ткач Михаил
+7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Ким Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шакирова Ксения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Шелягина Ирина
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Мазина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Лукманова Рената
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
+7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Попеску Даниела
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Четвергова Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Таран Алена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Коваленко Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Лужкова Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокина Юлия
+7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Захарова Инна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Кувыкина Елена
+7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Захарченко Ольга
+7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Королева Анна
+7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Гусева Евгения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лызина Наталья
+7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрова Ксения
+7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Калуга некосмическая, местами обшарпанная, но обаятельная и привлекательная
Здравствуйте, друзья! Я приглашаю вас в Калугу - сравнительно неприметный город на туристической карте России. В том смысле, что знать-то о ней, конечно, знает каждый, а вот мотивации доехать до неё хватает далеко не всем (и я, признаюсь, долгое время был в их числе, и даже сейчас мы выбрали её "по остаточному принципу" в силу не слишком хорошей погоды, не пожелав "жертвовать" в этом смысле намного более привлекающей меня Рязанью). К тому же за Калугой закрепился "тематический" шлейф, завязанный на теме космоса и личности Циолковского, а это сейчас интересно не каждому.
Я не буду уверять, что такое отношение к Калуге - это "баааальшая ошибка", и призывать всех срочно ехать туда, это действительно относительно нишевый и, честно скажем, не самый "топовый" город в "шаговой" доступности от Москвы, но мне она понравилась, я получил от знакомства с ней много позитивных эмоций и приятных впечатлений и буду рад не только поделиться ими, но и сам ещё раз пережить наиболее приятные моменты - коих оказалось немало - этой поездки.
Калуга, несмотря на треть миллиона населения - это, по сути (равно как по атмосфере и колориту), типичный провинциальный город во всех хороших и плохих смыслах этого слова. "Обшарпанностей" разного рода и разной степени там хватает, но они, в отличие от Торжка, не погружают в тоску и депрессию и не мотивируют "бить во все колокола": калужские обшарпанности какие-то "домашние", чуть ли ни уютные, и, как я уже отметил в заголовке, местами даже обаятельные, не портящие впечатления, а, напротив, дополняющие общую картину и даже придающие ей некий шарм (понимаю, что местные жители с этим наверняка не согласятся, но ведь никто не отменял принцип "не путайте туризм с эмиграцией": турист, как правило - существо эгоистичное, смотрит на всё с позиции личного, причём, сиюминутного - приехал и уехал - интереса и часто видит колорит там, где местный люд - "ужас-ужас"... Так что мой рассказ надо оценивать именно с позиции пришлого "транзитного" посетителя:)
Также я хочу сразу и честно предупредить: меньше всего Калуга меня интересовала именно в "космическом" плане (космосом, как и патриотизмом, я "переболел" ещё в детстве, получив, в отличие от нынешних вакцин, пожизненный иммунитет), так что эта тема в рассказе раскрыта не будет: главным фокусом, как обычно в моих путешествиях, стала историческая архитектура.
Доехать же в Калугу из Москвы очень просто. Не слишком быстро, но просто: за 2.5-3 часа скоростной электричкой (так называемым "фирменным экспрессом"), прибывающей на вокзал "Калуга-1", который сам по себе является одной из самых красивых городских достопримечательностей.
Калужский вокзал, построенный в 1898 году, входил в состав Брянской линии частной (паевой) Московско-Киево-Воронежской железной дороги. К тому времени через город уже проходила другая - Ряжско-Вяземская - железная дорога, тоже частная, но в конце 19 столетия выкупленная в казну, которая имела свой вокзал, именовавшийся Сызрано-Вяземским. В советское время его здание было передано заводу и сильно перестроено, так что сегодня туристической ценности оно не представляет. А вот "второй" вокзал, ныне 1-й и основной, практически полностью сохранившийся в своём первозданном виде, стал по-настоящему ярким - во всех смыслах слова - украшением сегодняшней Калуги.
Вплоть до 1964 года, когда на калужский вокзал прибыл из Москвы первый электропоезд, сюда ходили исключительно паровозы – о тех временах напоминает установленный на станции памятник:
Вокзал расположен далековато от центральной части города (хотя несравненно ближе, чем "2-я Калуга", где останавливаются скорые поезда), куда можно удобно доехать на автобусе, маршрутке или троллейбусе (карты Яндекса подскажут конкретные номера маршрутов). Как и во многих других российских городах (эта тенденция сравнительно недавняя, но быстро развивающаяся), проезд в общественном транспорте Калуги можно оплатить банковской картой, не заморачиваясь вопросом покупки билетов и местных проездных: стоит это (на май 2021-го) всего 19 рублей на автобусе и троллейбусе и 22 рубля на маршрутке, в последнем случае платёжный терминал находится у водителя.
"Точкой входа" в "основную" Калугу мы выбрали улицу Кирова (4-я остановка от вокзала, ехать около 10 минут), сейчас - центральную, но когда-то бывшую северной окраиной города и носившую очень "домашнее" имя Садовая (после революции она ещё немного побыла Театральной).
Здесь, на пересечении с улицей Ленина, по которой мы приехали от вокзала, в 2014 году была установлена скульптура городового с собакой. "Полицейский", уже в годах и с усталым, но выразительным лицом, одет в форму царских времён, с шашкой на одном боку и кобурой с револьвером на другом.
..........
Улица Кирова (тогда ещё - Садовая) стала главной улицей Калуги при градостроительной реформе конца 18 века, когда по велению императрицы Екатерины II многие российские губернские и уездные города перестраивались на основе регулярных планов, предусматривающих создание сети проходящих перпендикулярно друг другу широких и прямых улиц со многими площадями. Причиной тому были, главным образом, соображения противопожарной безопасности, поскольку сложившиеся веками стихийные, местами хаотические застройки, определявшиеся в основном рельефом местности, выгорали, как показывал многовековой опыт, практически моментально; возможно, решающим поводом для реформы послужил сильнейший пожар в Твери, уничтоживший в 1763 году весь городской центр.
Именно Тверь стала первым крупным российским городом с новой регулярной планировкой, автором которой был архитектор Пётр Романович Никитин. Опыт оказался удачным, новый город так понравился Екатерине II, что она назвала его "самым хорошеньким в империи после Петербурга". И именно Никитин спустя 15 лет разработал генеральный план переустройства центра Калуги, который сам же и воплощал вплоть до своей смерти в 1784 году.
Правда, в отличие от относительно плоской Твери, рельеф Калуги оказался очень неровным, к тому же чуть ли ни поперёк всего центра проходил глубокий Березуйский овраг, названный по имени протекавшего по его дну ручья Березуйки, впадающего в Оку. И тогда Никитин, чтобы не отходить от общей схемы, проложил через него спроектированный им же самим каменный мост-виадук в стиле древнеримских акведуков длиной около 160 метров и высотой более 20-ти, опирающийся на 15 арок, центральные три из которых являются двухъярусными. Сегодня калужский виадук считается одним из старейших сохранившихся каменных мостов во всей России, при этом по нему не только ходят пешеходы, но и ездят автомобили!
Любопытно, что изначально на мосту располагалось 28 торговых лавок, тоже каменных (вспомним знаменитый Понте Веккьо во Флоренции!), но они ещё в 1840-х годах были разобраны (как жаль!) и заменены чугунными коваными решетками, кои мы видим и сегодня.
К сожалению, у ни в чём не повинного калужского каменного моста есть и "тёмная сторона": периодически с него прыгают люди, решившие свести счёт с жизнью. Несколько раз с моста падали и автомобили, но такова, видимо, судьба многих мостов...
..........
Виадук мы ещё раз увидим, когда будем переходить по нему в соответствии с хронологией нашего небольшого городского путешествия, а сейчас вернёмся на улицу Кирова, где напротив городового на другой стороне улицы Ленина возвышается Предтеченская (Усекновения Главы Иоанна Предтечи) церковь, одна из самых красивых в Калуге (впрочем, то же самое я скажу про каждый второй - а порой, и про каждый первый - калужский храм). Раньше она находилась на выезде из Калуги в сторону большой Московской дороги (и где-то здесь стояли монументальные, напоминавшие триумфальную арку, Московские ворота, зачем-то разобранные большевиками в 1930-е годы), а сегодня, с расширением города, оказалась в самом центре. Построена церковь была в 1735 году на месте прежней деревянной, а после пожара 1754 года восстановлена и расширена.
Обидно, что как раз в это время небо начало закрываться плотными облаками, и "открыточных" фотографий на фоне голубого неба не получилось...
..........
В нескольких сотнях метров к западу от Предтеченской церкви по той же улице Кирова (кстати сказать, известный революционер в Калуге никогда не бывал и вообще никакого отношения к ней не имел) находится церковь Жён Мироносиц в форме ротонды, увенчанной круглым куполом, когда-то бывшая приходским храмом располагавшейся здесь Ямской слободы. Своё название церковь получила не случайно: по древней традиции первый весенний выгон скота совершался на День жён-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи), и по этому случаю совершался специальный молебен. Не удивительно, что самыми почитаемыми образами в ней были иконы св. Власия - покровителя животных вообще и домашнего скота в частности - и мучеников Флора и Лавра, считавшихся на Руси покровителями лошадей.
В нынешнем виде храм возвели на рубеже 18 и 19 столетий по проекту губернского архитектора Ивана Денисовича Ясныгина, работавшего здесь ещё вместе с П. Р. Никитиным. А вот высокая трёхъярусная колокольня, ставшая неотъемлемой частью церковного ансамбля и даже его доминантой (её высота вместе с крестом составляет 87 метров, что ставит её в один ряд с самыми высокими колокольнями России), появилась тридцатью годами позднее.
Особенностью храма являются не совсем классической формы портики с дорическими колоннами:
Ещё несколько "гражданских", чисто "подорожных" фрагментов улицы Кирова, протянувшейся, что интересно, между двумя круглыми площадями (Мира и Победы), тем самым вместе с ними напоминая длинную гантель.
На другой стороне виден Калужский областной драматический театр с площадью-сквером с фонтанами (не всегда работающими) перед ней:
Сам театр был основан ещё в 1777 году и имеет богатые традиции, а вот его нынешнее здание в типичном стиле "советского дома культуры" относится к послевоенному времени.
Одна из исторических достопримечательностей бывшей Садовой - торговый дом купца П.С. Ракова, построенный в начале 20 века. Его открытие было публичным; рассылаемая гостям открытка-приглашение гласила, что "Пётр Степанович и Надежда Васильевна Раковы покорнейше просят Вас почтить своим присутствием торжество освящения нового дома и магазина, на углу Московской и Садовой улиц, сего 17-го апреля 1911 года и откушать хлеба-соли".
На первом этаже Раков открыл универсальный магазин, а на втором поселился сам со своей семьёй. Магазин быстро стал знаменитым, калужане ходили в него, как на экскурсию: ведь там было не только диковинное для провинции электрическое освещение, но и большой аквариум с золотыми рыбками!
После революции купец, пытаясь обезопасить себя, добровольно передал свой дом государству (наверху расположился сначала Городской совет, а потом - горком партии), а сам устроился работать продавцом в уже теперь бывшем своём магазине. Но это его не спасло: в 30-е годы Ракова выслали в Архангельскую область, где он скончался в 1944 году. Намного удачнее сложилась семья его сына Николая - шестого ребёнка в семье: уже в 12 лет он играл на скрипке в калужском городском оркестре, потом поступил в Московскую консерваторию, в которой и остался после её окончания, совмещая преподавание с выступлениями в качестве дирижёра. В числе его учеников были А.Я. Эшпай, Вано Мурадели, Альфред Шнитке... Отработав в консерватории 58 лет (!), Николай Петрович умер в Москве в 1990 году.
Ну а в Дом Ракова остаётся торговым: после войны в нём был открыт универмаг, затем - "Детский мир", а сейчас внутри расположен магазин подарков "Остров сокровищ".
* * * * * * * * * *
Помните, я сказал, что улица Кирова какое-то время была Театральной (почему - вы, наверное, уже поняли: из-за расположенного на ней драмтеатра)? А сегодня так называется местный "Арбат" (простите, калужане, если кого коробит это сравнение!) - пешеходная улица, которая отходит от Кировской как раз напротив театра. Туда-то мы сейчас и "нырнём".
История этой улицы начинается в 18 столетии, правда её тогдашнее имя было не слишком благозвучным: Облупская. Такое название происходило от слова "облупа", что означало расположенный на городской окраине кабак с мутной репутацией, где имели обыкновение обирать (а то и что похуже) подвыпивших клиентов. Впоследствии она переименовывалась не раз, побывав сначала Кутузовской (в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года), потом - Ленина, а в 1961 году стала Театральной.
В последнее время мода на пешеходные улицы стала всеобъемлющей: ими обзаводится (а порой и не одной) практически каждый город вне зависимости от его туристичности. Оно и понятно: частенько они становятся отдушинами и для местных жителей, поскольку отличаются повышенной ухоженностью, декоративностью, красивым освещением - в общем, уголком, где можно погулять, "потусоваться", отдохнуть душой и вообще на какое-то время "выпасть из реальности" и отвлечься от порой серой и хмурой действительности. Вот и Калуга не отстала от жизни и обзавелась собственным - ещё раз простите! - "Арбатом", под который была выделена часть Театральной улицы (пишут, что в 2022 году пешую зону продлят до её конца). Что ж, получилось вполне симпатично
А какая же пешеходная улица без городских жанровых скульптур? Вот и на Театральной установили несколько таковых. В самом начале можно увидеть Мешок счастья (в простонародье - мешок с деньгами), подаренный городу в День смеха 1 апреля 2011 года калужским филиалом одного известного банка.
Я не имею обыкновения фотографировать людей без их согласия, но тут случай особый: если человек откровенно садится на часто фотографируемую достопримечательность (и даже закрывает её собой), он, тем самым, негласно соглашается (или не возражает, что в данном случае одно и то же) запечатлеться в кадре.
А вот другая композиция расположена не на земле, а на стене дома - это фасадные часы "Девушка с зонтиком". Любопытно, что изображённая на них дама имеет конкретный, но оставшийся безымянным прообраз с одной из старинных уличных фотографий, а часы были изготовлены швейцарской фирмой и показывают точное время благодаря синхронизации со спутником.
В апреле 2011 года в преддверии Дня космонавтики и в честь 50-летия первого полёта человека в космос на Театральной улице появилась бронзовая скульптура Константина Эдуардовича Циолковского с велосипедом, на котором он, как известно, любил разъезжать по городу и окрестностям. Как писал сам Циолковский, "...на другой год (в 1902 г.) купил старый велосипед и в 2 дня научился. Было мне 45 лет. Велосипед был для моего здоровья чрезвычайно полезен: улучшил легкие и развил мускулы ног". Взгляд Константина Эдуардовича устремлён вверх, выражение лица слегка рассеянное, на нём явно "написано", что он пребывает "не в мире сем", поэтому композиция получила название "Грёзы о небе".
Кстати, пишут, что всего в Калуге насчитывается целых 7 только уличных памятников и бюстов, посвящённых одному из самых великих конструкторов в истории человечества. На фотографиях я видел их все и должен сказать, что скульптура на Театральной - не только самая обаятельная, но и самая "человечная". Ведь зачастую памятники ставят не столько людям, сколько их деяниям, под которые и подгоняется образ, но при этом теряется сам человек...
..........
Если свернуть с Театральной (там, где сегодня кончается её пешеходная часть) на улицу Дзержинского и пройти по ней пару-тройку сотен метров, можно увидеть необычное для калужской архитектуры здание синагоги. Она была построена в 1913 году по просьбе городской еврейской общины, поскольку уже существовавшая к тому времени молельня не вмещала всех верующих. После революции здание было национализировано, в нём сначала располагалась мельница, а затем - клуб различных профсоюзных организаций, областная культурно-просветительская школа, училище культуры... Лишь в 2013 году синагоге вернули первоначальный статус и спустя 2 года, после реконструкции, проведённой на средства местной еврейской общины и меценатов, она вновь торжественно открылась.
..........
До следующей достопримечательности на нашем маршруте около километра, и пока мы просто идём по улицам Калуги, смотря по сторонам:
В небольшом Сорокинском переулке, ныне - улице Чебышёва, в 1841 году открылся Дом трудолюбия для девушек, оставшихся без родителей. В 1900 году при нём возвели одноглавую церковь Равноапостольного князя Владимира, которая просуществовала недолго: после революции её закрыли, верхнюю часть снесли, а на первом этаже разместили детский дом. Позже здание пришло в упадок и начало разрушаться, хотя сохранило остатки красивого кирпичного декора на фасаде. Наконец, в 2015 году бывшую церковь передали в собственность Калужской епархии, и совсем недавно начали восстановительные работы, результат которых уже заметен:
Дом Архангельских, или Архангельский дом (иногда также называемый Домом Билибиных-Архангельских) был построен купцом Билибиным то ли в конце 18 века, то ли в начале 19-го (мнения и сведения расходятся), а в середине 19 столетия его приобрела семья калужского чиновника губернского секретаря Василия Михайловича Архангельского. Здание является угловым, будучи расположенным на пересечении двух улиц, но ничуть не проигрывает от этого благодаря тому, что его "угол" выполнен в виде полуротонды с высокими колоннами.
А это не просто аптека, а городская достопримечательность, и не только из-за красивейшего ажурного чугунного крыльца, продолжением которого служит размещённый наверху балкон. Аптека N2, более известная как Аптека "на стрелке" (так называют пересечение двух улиц или рек под острым углом), расположенная на первом этаже дома лесного старосты Осипа Сорокина, построенного в 18 столетии, появилась в начале 19 века (впервые она упоминается в 1813 году) при одном из последующих владельцев особняка и сегодня является старейшей в Калуге, причём за всё время своего существования они ни разу не закрывалась - даже во время фашистской оккупации. И, кстати, она до сих пор остаётся единственной в городе государственной круглосуточной аптекой!
Сегодня интерьеры Аптеки "на стрелке" украшены картинами с видами старой Калуги, а общий дизайн выполнен в стиле 1950-х годов, так что любителям ретро есть смысл зайти внутрь
..........
Ещё одна "стрелка" находится на пересечении той же Театральной (но уже не пешеходной) и улицы Дарвина. Её острый угол сглаживается небольшой ротондой часовни Иконы Божией Матери Казанской, возведённой на рубеже 18-19 столетий уже упомянутым ранее губернским архитектором И.Д. Ясныгиным (его имя ещё не раз прозвучит). Правда, изначально она являлась простым павильоном в усадьбе Билибиных, а часовней стала лишь в конце 20 века в силу исторических обстоятельств, связанных с возрождением Казанского Девичьего монастыря.
Сам монастырь возник ещё в начале 17 века и располагался в южной части города недалеко от Оки, но при большевиках, как водится, был закрыт, а при освобождении Калуги в 1941 году практически полностью разрушен. В конце 20 столетия началось его восстановление, но прежде чем вернуться в "родные пенаты", монашеская община в течение 12 лет располагалась в прилегающем к усадьбе Билибиных здании дореволюционного Духовного училища, а домовой храм училища, освящённый в честь святителя Гурия Казанского, был монастырским. Именно тогда бывший павильон и стал часовней при Казанском монастыре.
Сейчас церковь Гурия Казанского отреставрирована и смотрится очень нарядно, а примыкающее к ней Духовное училище работает "по прежней специальности": в нём размещается Православная гимназия.
Кстати, таких павильонов-ротонд в усадьбе Билибиных было несколько, и, похоже, когда-то они являлись угловыми башенками в ограде со стороны главного въезда в усадьбу. Я думаю, что голубой дом на следующей фотографии был пристроен уже позднее, нарушив изначальную "композицию".
Ещё дальше по всё той же Театральной улице находится Доходный дом Власова постройки 19 столетия, интересный тем, что в нём работал один из первых калужских синематографов - "Унион". После революции кинотеатр стал называться "Ударник", а с 1967 года в здании расположился Театр юного зрителя. Правда, после того как в 2018 года театр признали несоответствующим требованиям пожарной безопасности, он используется только для репетиций, а спектакли проводятся в других местах. Сейчас на месте бывшего городского рынка строится новое здание ТЮЗа, которое предполагают открыть в 2023 году.
Один из самых интересных исторических особняков Калуги - Дом купца и мецената Н.В. Теренина, сооружённый в начале 20 века в модном тогда стиле модерн. Дом построен из портландцемента (особого вида цемента) с гранитной крошкой и богато украшен лепниной.
Особняк строился для радости, но его история оказалась печальной. Согласно одной версии, он предназначался в качестве свадебного приданого для дочери купца, но она вскоре после замужества, когда особняк ещё не был достроен, скончалась от возникшего при аппендиците воспаления. Суть другого предания примерно такая же, только речь идёт не о дочери, а о сыне, который погиб в ходе Первой мировой войны. В любом случае, как сказали в одном известном фильме, "все умерли"...
После революции дом был конфискован, долгое время в нём размещались горкомы партии и комсомола, курсы повышения квалификации партийных и советских работников, а с 1998 года - городской отдел ЗАГСа, позже переименованный во Дворец торжеств.
Особняк, конечно, очень интересный, но нынешний мрачный "траурный" цвет ему совершенно не идёт, более того, он подавляет все архитектурно-декоративные детали внешнего оформления. В светло-серых тонах, в которые Дом Теренина окрашен на большинстве фотографий в интернете, причём явно недавних, он смотрится намного лучше.
Дом Сухозанета, построенный в конце 18 века, назван по имени одного из последних своих владельцев - Николая Онуфриевича Сухозанета - российского генерала 19 века, дослужившегося до чина военного министра, участника Наполеоновских и Крымской войн и подавления восстания декабристов (именно его пушки, сделавшие несколько залпов картечью, внесли тогда окончательный перелом в ход противостояния).
Особняк в Калуге генерал приобрёл уже на закате своей жизни, когда обосновался здесь после отставки. Сам же дом интересен, прежде всего, своими барельефами с грифонами:
Ещё два интересных сооружения находятся аккурат друг напротив друга на соседней улице Кропоткина. Одно из них - каретная конюшня усадьбы Сухозанет, построенная в 1870 году, то есть как раз в тот год, когда генерал Н.О. Сухозанет поселился в Калуге.
А напротив... видимо, просто дом, про него мне ничего найти не удалось:
..........
Улица Кропоткина (как и параллельная ей улица Карпова) выводит к изумительной красоты церкви Покрова Пресвятой Богородицы "на рву", сооружённой в 1685 или 1687 году и являющейся одним из старейших (по некоторым оценкам - самой древней из сохранившихся) храмов города. Касательно её названия "на рву" существуют две версии: согласно одной, "рвом" является Березуйский овраг, на высоком "берегу" которого она стоит. По другой же причиной было то, что когда-то храм располагался близ деревянного калужского кремля около крепостного рва, через который к церкви был перекинут мост. Как бы то ни было, калужскую Покровскую церковь можно считать "родственницей" знаменитого храма Василия Блаженного в Москве, официальное имя которого практически такое же, только статус повыше: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.
За прошедшие века облик церкви почти не изменился, лишь шатровая изначально колокольня была перестроена в 18 столетии после пожара (от прежней сохранилась нижняя четырёхгранная часть).
Покровская церковь построена в стиле русского узорочья и полностью оправдывает это название: потрясающая вязь рельефного декора, ниши в виде кокошников и пояс имитирующих изразцы фигурных кирпичей под ними, оконные наличники с пышными фронтончиками и колонками, угловые полуколонны, трогательно-маленькие главы на тонких ножках-барабанах (более громоздкие "убили" бы всю гармонию сооружения)... А белоснежный цвет стен ещё больше подчёркивает тонкость и изысканность рельефов, превращая их рисунок в невесомо-воздушное каменное кружево.
С южной и северной сторон к храму пристроены два одинаковых крыльца на столбах-кубышках с типичными для архитектуры 17 века двойными арочками с висящей между ними "гирькой". К сожалению, уже в 20 веке проёмы между столбами обоих крылец заложили кирпичом, исказив тем самым их первоначальную красоту...
* * * * * * * * * *
Расположенный напротив Покровской церкви по другую сторону небольшой площади особняк конца 18 века принадлежал градскому голове И.И. Борисову. Он имел репутацию честного и справедливого человека, в частности, устав терпеть бесчинства местного губернатора Лопухина, пожаловался на него в столицу, после чего в Калугу для расследования прибыл известный своей неподкупностью сенатор Гавриил Романович Державин, которого большинство из нас знает как поэта. Однако поэтом Державин был "по совместительству", так сказать, "вов-торых", а "во-первых" он являлся крупным государственным деятелем, занимая вполне серьёзные посты (к примеру, возглавлял Олонецкую ("по-нашему" - Петрозаводскую) и Тамбовскую губернии, а впоследствии 2 года занимал должность аж министра юстиции Российской империи).
Во время проведения ревизии, в ходе которой, как говорится, факты подтвердились, и Лопухин был отстранен от должности калужского губернатора, Державин жил как раз в доме Борисова (впору музей Державина в нём открывать, только подремонтировать сперва хорошенько!).
..........
Теперь, чтобы пройти дальше, нам надо обогнуть тот самый Березуйский овраг, поскольку по верху через него проходит только каменный мост-виадук, но он находится в другом месте, да и вообще нам пока не по пути.
Масштаб оврага снимки, как обычно, не передают... На самом деле, он очень широкий и довольно глубокий, это не просто какая-то лощинка (помните параметры виадука: 160 метров в длину и более 20 метров в высоту?).
Вдоль северной оконечности оврага проходит улица Достоевского, в конце которой видна голубая Успенская церковь. Я нашёл интереснейшую старую фотографию, которая сделана примерно с той же точки (плюс-минус пара десятков метров) и позволит наглядно увидеть, что и как изменилось в Калуге за столетие "с чутем".
Есть что-то похожее, правда?
А теперь мы пойдём к самой церкви, которая так красиво (может, это только моё мнение, поскольку все оттенки синего и голубого - мои любимые цвета) смотрится в конце пути (то есть, конечно, улицы: пути ещё длиться и длиться). Каменная застройка в этой части города всё чаще сменяется деревянной.
До революции храм Успения Пресвятой Богородицы, возведённый в середине 18 века (колокольня была перестроена в конце того же столетия), был известен как Успенская церковь "за верхом". Сейчас это кажется парадоксом, но когда-то слово "верх" на крестьянском "сленге" означало овраг, так что "по-нашему" название церкви "переводится" как "за оврагом".
В верхней части храма, обрамлённая полукруглым выступом наподобие закомары, находится икона Успения Божией Матери:
Ещё один фрагмент улицы, где современные новостройки соседствуют со старыми одноэтажными - как деревянными, так и каменными - домами:
Как ни странно, самый непрезентабельный вид здесь имеет деревянный Дом Циолковского, точнее, один из них, поскольку за время своего пребывания в Калуге Константин Эдуардович по разным причинам 4 раза менял место жительства. Конкретно этот дом был вторым - в нём Циолковский жил с августа 1893 года по март 1902-го (после чего переехал в тот, где впоследствии открылся известный Дом-музей К. Э. Циолковского). О былом напоминает памятная доска на стене избушки, но состояние её самой, как видите, оставляет желать, мягко говоря, много лучшего...
..........
Совсем рядом (она уже была видна за деревьями на одной из предыдущих фотографий) расположена великолепная церковь, которую многие считают самой красивой в Калуге, а кое-кто - даже символом города: Свято-Георгиевский собор, или просто храм Георгия "за верхом" (почему "за верхом", я уже рассказал, да и вообще весь этот район, бывший калужский посад, раньше назывался Завершьем).
Пишут, что красные (точнее - алые) стены символизируют мученическую кровь (поскольку св. Георгий в христианстве считается великомучеником), а голубые купола - Царство Небесное, куда попадают праведники (а тонкие барабаны с маленькими куполами-луковками олицетворяют бутоны цветов в райском саду). Хотя, часто замечая любовь к хаотическому и бессистемному перекрашиванию исторических памятников (в том числе - храмов) в самых разных городах, не уверен, что такая цветовая гамма существовала изначально. Но, как бы то ни было, насколько "Покрову на рву" шёл белоснежный цвет, настолько же Георгиевскому собору - нынешний ярко-алый, мне даже трудно представить его каким-либо иным... Георгиевский собор столь красив, что, как мне кажется, находись он в каком-нибудь раскрученном городе Золотого Кольца типа Ярославля, Ростова или Костромы, о нём знали бы почти все, кто путешествует по Средней России или интересуется старорусской архитектурой.
Нынешняя пятиглавая церковь в стиле московского барокко с шатровой колокольней была сооружена в 1700-1701 годах на месте прежней деревянной. Её главная архитектурная особенность - галерея, окружающая храм с трёх сторон, с каждой из которых она опирается на четыре высокие "псевдороманские" арки.
На галерею (и в верхний храм) с двух сторон ведут две широкие лестницы со ступенями, покрытыми металлическими (видимо, чугунными) пластинами:
Соборная колокольня невысокая и сама по себе довольно простая, но благодаря красивейшему шатровому верху со множеством декорированно оформленных слуховых окон (всего их 32) в 4 яруса она выглядит просто неотразимо и завораживает взор
Во времена Советов, когда Троицкий собор был закрыт, кафедральным являлся как раз Георгиевский храм (он закрывался, и то очень ненадолго, только 1 раз в 1940 году), причём, что любопытно, он сохранил соборный статус и после того, как Троицкий собор вновь вернулся к выполнению своих изначальных функций.
В верхний, "основной", храм (на втором этаже) мы не попали: там готовилась пышная служба, поскольку завтрашний день (6 мая) был одним из четырёх дней почитания Святого Георгия, а "завтра", как известно, в православии начинается именно на вечерней службе. А вот в нижний, главный придел которого как раз и посвящён Георгию Победоносцу, зашли:
Напротив Свято-Георгиевского собора сохранились остатки, в которых даже сегодня угадывается былые красота и роскошь, декоративной ограды усадьбы Фалеевых-Гончаровых:
* * * * * * * * * *
Красивый вид с куполами Георгиевского собора на заднем плане открывается с площади (хотя такого статуса она не имеет) на пересечении улиц Пушкина, Баумана и Академика Королёва:
Здесь же находится очень интересное трёхэтажное здание (предыдущий вид снимался как раз от него, поэтому оно само в кадр не попало), которое официально называется особняком купца И.Г. Билибина, но с некоторых пор больше известно как Дом Шамиля. Построено оно было на рубеже 18-19 столетий во вполне, в общем-то, традиционном классическом стиле тех времён и мало чем выделялось среди прочих купеческих особняков города, но в середине 19 века о нём узнала вся Калуга.
История предводителя кавказских горцев Шамиля слишком масштабна, чтобы пытаться пересказывать её в двух предложениях, к тому же я знаю, что если даже попытаюсь сделать это, то "Остапа понесёт" и... Поэтому ограничусь только самой общей канвой событий, последующих за сдачей (весьма почётной, надо отметить!) Шамиля главнокомандующему русской кавказской армией генералу А. И. Барятинскому. Шамиль просил разрешения остаться в Дагестане, но по личному указанию императора Александра II местом его жительства была определена Калуга, куда "пленный" прибыл в октябре 1859 года. Сначала Шамиля поселили в лучшей гостинице города, но после того как через несколько месяцев в Калугу приехала его семья, власти арендовали бывший особняк Билибина с 13-ю комнатами, где разместились сам Шамиль с двумя жёнами, два его сына со своими семьями и четыре дочери с мужьями, а также прислуга и телохранители. Хотя в охране имам вряд ли нуждался: горожане его только что не боготворили, наперебой зазывали в гости, а перед его приездом раскупили все литографические портреты знаменитого горца; местные газеты писали, что "19 ран имама, 9 из которых на груди, свидетельствуют о его необыкновенной храбрости", а местный коннозаводчик Рогозин подарил Шамилю племенную лошадь - известно, что на Кавказе оружие и лошади всегда считались лучшими дарами (правда, произошёл небольшой конфуз, когда выяснилось, что лошадь оказалась кобылой, но Рогозин загладил свою оплошность). Сам Шамиль, хоть жил замкнуто и аскетично, охотно общался с местным людом, гуляя по городу, вёл длительные беседы с русскими офицерами. Здесь же, в Калуге, в зале губернского Дворянского собрания имам со своими сыновьями в августе 1866 года принёс присягу на верноподданство России.
Калуга Шамилю приглянулась. М. Жебрак в программе "Пешком..." рассказывает, как в одной из первых прогулок он воскликнул: "Чечня! Совершенная Чечня!", имея в виду привычный для его родных мест холмистый рельеф местности. Он прожил здесь 8 лет, пока в 1868 году, учитывая его возраст, при котором калужский климат был, мягко говоря, не идеальным для здоровья, император разрешил имаму переселиться в Киев, а чуть позже - отправиться в Мекку для паломничества, во время которого Шамиль скончался в Медине - священном для мусульман городе, где и был похоронен. А провинциальная Калуга сохранила добрую память о своём знаменитом госте.
..........
"Побывав в гостях" у Шамиля (а заодно получив повод поподробнее ознакомиться с его историей), мы отправляемся дальше. Вот довольно любопытное сооружение, но что это - нечто историческое или довольно колоритный новодел, я сказать не возьмусь:
Зато следующий дом - не просто исторический, а старейший сохранившийся памятник гражданского зодчества в Калуге - Палаты купцов Коробовых конца 17 столетия (вначале каменным был только первый этаж, а верхний - деревянным, но и он был перестроен из камня спустя несколько лет):
Когда-то этот ныне отдельно стоящий и затерявшийся между новостройками особняк был центром большой купеческой усадьбы, на территории которой находились хоромы трёх сыновей купца, соляной амбар, погреб с сушилом, сенник и сад с огородом. Во второй половине 19 века после смерти последнего члена семьи Коробовы здание Палат приобрела вдова упомянутого выше генерала Сухозанета и передала их местному Дворянскому собранию, а в 1897 году в них разместился Губернский исторический музей. Благодаря этому судьба Палат сложилась удачно: после революции они получили Охранную грамоту, долгое время в них проходили заседания Общества истории и древностей. Потом внутри располагались государственные учреждения и жилые квартиры, а в 1997 году после реставрации Палаты Коробовых были переданы Калужскому областному краеведческому музею.
Музей внутри Палат существует и сегодня, но и со стороны они привлекают внимание богатым и красивым наружным декором из белого известняка:
В тени великолепных Палат Коробовых находится расположенный почти напротив них сам по себе тоже довольно красивый каменный дом-особняк, явно дореволюционных времён:
..........
Самым калужским гастрономическим специалитетом является Калужское тесто. Конечно, это не тесто в привычно-классическом значении этого слова, а некая сладкая масса, вкус которой передать довольно сложно. Если совсем "на пальцах" - это размолотые ржаные сухари, перемешанные с мёдом и специями. Звучит, может, и не очень заманчиво, но это ооочень вкусно! Правда, настолько же и дорого...
По словам поэта Демьяна Бедного, "Калуга - это такое место, где готовили калужское тесто, гордились особой калужской рогожей и торговали щетиной и кожей". Как видите, "тесто" он всё же поставил на первое место (хотя, подозреваю, просто для рифмы). А появилось это лакомство, как минимум, в конце 18 века - тогда оно впервые упоминается в некоем стихотворении, о котором в противном случае никто никогда и не вспомнил бы. В 19 столетии оно уже было хорошо известно - о тесте упоминают многие писатели того времени. А после Отечественной войны 1812 года стала популярной карикатура художника Ивана Теребенева, на которой гвардеец засовывает в рот Наполеону вяземский пряник (в сражении под Вязьмой наполеоновская армия потерпела сокрушительное поражение), ополченец, увешанный московскими калачами, наливает горячий сбитень, "вскипевший" на московском пожарище, а сам император сидит в бочке с Калужским тестом - ведь именно по калужской дороге его армия отступала из Москвы.
До революции тесто изготавливали в городских пряничных, коих в Калуге насчитывалось около 30. Однако с приходом к власти "пролетариев" пряничные начали быстро закрываться, и вскоре фирменный рецепт теста оказался утерян. Первая попытка возродить местный деликатес состоялась в 1960-х годах, но вскоре его производство было прекращено. Сейчас, когда многие провинциальные города начинают активную борьбу за туристов, в Калуге опять вспомнили о "своём" тесте. Правда, массовым продуктом, как знаменитый чак-чак в Татарстане, оно ещё не стало, но в городе появились заведения, где его можно купить или просто отведать. Одним из таковых является фирменная лавка-пряничная, которая так и называется: "Калужское Тесто", расположенная на улице Пушкина неподалёку от виадука:
Друзья, а дальше давайте договоримся так: если кому-то этот рассказ показался интересным (всё же город довольно нишевый, и не факт, что вызовет большой интерес), напишите, и я выложу продолжение.
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
по России