Ретро-туризм. С комсомольцами в Англию. 1988 год

Отзыв написан: 26 марта 2019 г.
Посещенные курорты: Манчестер

Ретро-туризм. С комсомольцами в Англию. 1988 год.

Размещенный недавно на одном из сайтов отзыв о первой зарубежной поездке в Венгрию в 1985 году всколыхнул чувства и воспоминания туристов-ветеранов и породил ностальгические позывы. Я, поразмыслив, тоже решил попробовать. Зачем? Во-первых, приятно вспомнить. Во-вторых – чтобы «мОлодежь и пОдростки», которые сейчас жалуются на сложности в получении виз или какие-то проблемы с организацией поездки узнали, каково это было в 80-е годы. И в-третьих, все же, поделиться эмоциями, возможно, полезными (или, наоборот, уже неактуальными сегодня) советами и впечатлениями. Понимаю, что должен «поступиться принципами» написания своих отзывов, которые предполагают предоставление актуальной и полезной информации, но – рискну.

Итак, первая моя зарубежная поездка состоялась в 1987 году в становившуюся тогда уже совсем не братской Польшу. Может, и до этого рассказа как-нибудь дозрею, но более показательной и «исторической» стала вторая поездка – в Англию летом 1988 года. Как тогда попадали за границу? В основном, по комсомольской и профсоюзной линиям. Но если профсоюзы просто давали возможность для выезда, но за путевки все равно приходилось что-то платить, то комсомол использовал свою «квоту» в целях поощрения активистов и я оба раза ездил бесплатно.

Ежегодно в каждый райком комсомола поступал список путевок, которые Бюро Молодежного Международного Туризма «Спутник» выделяло для поездок в социалистические и капиталистические страны. Получить путевку в Болгарию или Польшу было довольно легко, а вот супердефицитные ФРГ, Англия или Франция использовались как сильнейший стимул. Например, в нашем Красногвардейском районе очень плохо обстояло дело с комсомольскими оперотрядами. Была такая форма добровольных народных дружин, но ходили в них не усатые заводские дядьки за отгулы, а комсомольцы по поручению. И вот в райкоме сказали нам, комсомольским вожакам – у кого будет лучший оперотряд – тот вместе с командиром поедет летом в Англию.

Я был секретарем комитета комсомола в родном ВУЗе (1200 комсомольцев) и у нас был океанологический факультет, студенты которого на третьем курсе могли рассчитывать на получение визы для участия в международных экспедициях. Они знали об этой возможности с самого начала учебы и до третьего курса их легко можно было напрягать на любые нагрузки, поскольку непосредственную рекомендацию на визу давал комитет комсомола. И так получилось, что мой хороший друг и тоже океанолог Костя просто по жизни интересовался подобной работой и активно возглавил этот самый оперотряд, ходил с ними в рейды и они даже однажды помогли задержать мужика, находившегося во всесоюзном розыске.

Такая активность не прошла даром, наш отряд признали лучшим в районе (на безрыбье) и нас с Костей наградили этими путевками. Может потому, что мы были достаточно известны в комсомольских и партийных кругах района, которые давали согласие на визы по итогам собеседований или еще как-то, но эта тема прошла легко – мы получили все необходимые рекомендации. Но надо было еще получить медицинскую справку!

Парадокс, но тогда наши органы больше интересовало, чтобы гражданин выехал из страны здоровым, чем чтобы таковым вернулся. Поэтому надо было собрать справки из кожно-венерологического, психо-неврологического и туберкулезного диспансеров, сделать несколько прививок и анализов, передать документы в районную поликлинику где на консилиуме давали разрешение на выезд по состоянию здоровья, которое подписывал Главный врач поликлиники. Ужос! Но и этот этап был пройден.

Таким образом из всех районов города собрали порядка 30 человек, старшим назначили инструктора горкома и мы поехали в Москву, откуда уже прямым рейсом Аэрофлота полетели в Лондон. Летели на огромном Ил-86 в котором уже начали чувствовать все прелести зарубежной жизни – сервис, напитки, обстановка… Но как-то все не верилось… И вот уже снижаясь над аэропортом Хитроу увидели внизу дороги по которым машины ехали ПО ЛЕВОЙ СТОРОНЕ! И только тогда мы поняли, что попали в Англию.

Сразу удивили в аэропорту на погранконтроле строгие дядьки, задававшие вопросы и стрелка у них над головой «Into Great Britain». С английским языком у меня тогда были серьезные проблемы (учил немецкий), но с помощью нашего групповода Тамары прошли границу без проблем. Сразу после нее паспорта у нас отобрали и вернули только на обратном пути.

А путь наш лежал в город Манчестер (с ударением на первом слоге), где располагалась принимающая сторона – Манчестерский коммунальный колледж. Его представители Кэт и Дейв встретили нас в автобусе и мы двинулись по шикарным автострадам на север страны. Однако, первая остановка была запланирована в Стратфорде на Эйвоне, где мы должны были посетить местное шоу, посвященное Шекспиру и его произведениям. Оно проходило на английском языке, было интерактивным и такого мы никогда в жизни не видели! Сразу – шок.

А после него нас повели в местный парк, где организовали обед на траве. Поскольку, мы много ездили, то и в другие дни частенько обедали на ходу – всем выдавали по бутерброду, коробочке с соком (впервые видели такое!) и зеленому яблоку. Вполне приличный перекус. А тут еще всем разрешили (это мы так думали, что разрешили. На самом деле ходить и лежать там на траве – обычное дело!) не просто ходить по газонам, но и полежать на травке. Поскольку это было воскресенье и народу в парке было много, мы выглядели как напряженные пингвины, которые на негнущихся ногах неуверенно ходили между семейными пикниками или просто обнимающимися у всех на виду парочками в поисках свободного места.

Отдохнув, двинулись дальше обалдело глядя по сторонам на окрестные дома, зарубежные автомобили и дружно ахали, когда на перекрестке автобус вдруг выезжал на встречную (по нашему восприятию!) левую полосу.

Разместились мы в довольно приличном пакистанском районе в двухэтажном отеле. Конечно, еще один шок от устройства раковин и ванной – два крана и никакого смесителя! Хочешь умыться теплой водичкой – затыкай слив, набирай воду в раковину и оттуда зачерпывай для дальнейших процедур. Дикость!

Завтраки проходили в отеле и были классическими – яичница с беконом или каша, тосты, чай с конфитюром. Обедали часто в дороге, а ужинали по-разному, но об этом отдельно. Именно на первом же завтраке местная девушка - официантка впервые обратилась ко мне со словом «Сэр», чем подняла внутренний статус на недосягаемую высоту.

Как я уже писал, нас принимал местный колледж, поэтому сразу поехали знакомиться с ним, руководством и местной молодежью. Ректор, что удивительно, бойко говорил по-русски (якобы учил в армии), были представители местной прессы (что вылилось в статью с моим фейсом в английской газете Manchester Evening News. Нам потом всем раздали на память ксерокопии статьи) и шикарный шведский стол. А потом экскурсия по учебным корпусам. В колледже готовили садовников, воспитателей, парикмахеров и других специалистов для работы в городских социальных службах. Нам показали специальное поле для гольфа и футбольный газон, на которых студенты практиковались, но ступить на них разрешили только после того, как мы разулись.

Короче – познавательно. Поскольку наш визит был в какой-то степени официальным (Ленинград и Манчестер города-побратимы), то на следующий день нас ждал прием в Ратуше. Перед входом нас встретил местный Глашатай, который громко звенел в колокол и кричал так, чтобы все прохожие услышали, что в город приехала делегация из самого Ленинграда и все должны этому радоваться.

Женщина-мэр провела небольшую экскурсию, потом опять перекус и первая раздача «халявы» - сувениров с местной символикой, всяких книг и прочего. По итогам поездки, туда я ехал с одной сумкой, а обратно возвращался с двумя – вторая была забита подарками.

Еще одним официальным мероприятием в городе было посещение местной филармонии. Не знаю кому пришла в голову эта дурацкая идея, но нам пришлось больше двух часов сидеть на последнем ряду балкона и слушать унылые песнопения. А в это время группа наших активистов с неформальными интересами сумела отколоться и осталась просто погулять на улице. Когда мы с кислыми лицами вышли с концерта они встретили нас с глазами по 8 копеек и наперебой стали рассказывать, что им удалось увидеть местный гей-парад (или шествие трансвеститов – не помню деталей) и всякие чувства и эмоции их просто переполняли. А мы им завидовали.

На этом официоз закончился и мы стали выполнять программу поездок. Утром завтрак, рассадка в автобусе и экскурсии по окрестностям. Первым делом – Ливерпуль! Как выяснилось, среди всех я один был фанатом Битлз и для меня эта поездка была чуть ли не главным событием всей поездки. Но сначала нас завезли в местную галерею Тейт, где демонстрируются образцы т.н. «современного искусства», а уже потом устроили обзорную экскурсию по городу. Надо ли говорить, что проходила она по битловским местам! И экскурсоводом была женщина, которая показала нам книгу с фотографией, где она сидит на первом ряду в клубе «Каверна», а на сцене выступают Битлз! У меня есть с тех пор фото на фоне домов где жили МакКартни

и Леннон у Стравберри филдз, на Пенни Лейн

и главное – на Мэтью стрит, где располагался клуб «Каверна».

Там же удалось зайти в официальный магазин, где 2 зала от пола до потолка были забиты разными сувенирами с Битлами. Там я купил за 5 фунтов НАСТОЯЩУЮ пластинку «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», чем был несказанно счастлив. И пока я как подорванный носился везде с фотоаппаратом, бОльшая часть группы тихо кемарила в автобусе – им это было совсем неинтересно.

А теперь про то, как мы ужинали. Поскольку на дворе стоял 1988 год и в стране бушевала Перестройка, то мы, как ее живые свидетели, оказались страшно интересны местной публике и все хотели с нами встретиться и пообщаться. Поэтому, практически, каждый вечер, нас вывозили на вечеринки, организованные в нашу честь. Там нас тепло встречали, угощали, много и заинтересованно расспрашивали о жизни и мы, как могли, доносили до них свое восприятие перемен. Ну и там же проходил обмен сувенирами - я ему значок за 20 копеек с серпом и молотом, он мне ручку «Паркер". Поскольку в это время проходил Уимблдонский турнир, то пару раз нас угощали местным фирменным лакомством – клубникой со сливками. Для местных жителей вход на эти вечеринки был платным (типа – за питание), а для нас – «халява».

Были у нас и два «ознакомительных обеда». Один – в МакДональдсе (шок!), а второй в лондонском заведении Fish and Chips с типичной английской кухней.

В то же время проходило и еще одно важнейшее мероприятие – чемпионат Европы по футболу, где наши выступали суперуспешно и заняли в итоге второе место. Пока мы были в Москве, наши обыграли в групповом турнире самих англичан и мы даже опасались, что местные фанаты встретят нас совсем нелюбезно. Но они, наоборот, сами предложили нам сыграть с ними в футбол и назначили дату матча. Мы отнеслись к этой затее с юмором, но вдруг в один из дней нам напомнили, что вечером у нас игра! Ничего себе! Стали формировать команду и выяснилось, что реально на поле могут выйти только 10 мужчин. Англичане в ответ согласились нам выделить своего вратаря. Собрались ехать на стадион, девчонки прихватили из столовой несколько красных скатертей – типа, флаги, а мы все продолжали с юмором обсуждать предстоящее мероприятие не веря в его серьезность. И вдруг, приехав на стадион, увидели как на поле выходят трое судей в форме, на трибунах сидят люди, а местная команда выходит в красно-черных цветах клуба «Манчестер Юнайтед»! Обалдеть! Нас отвели в раздевалку, предложили кроссовки и желто-синюю форму «Манчестер Сити» и мы пошли на заклание. Но все получилось не совсем уж страшно – сначала забили нам, потом мой друг Костя забил два гола им. Время уже заканчивалось, но судьи упорно не свистели пока англичане не сравняли счет. После этого игра резко закончилась, мы вернулись в раздевалку, приняли душ и потом нас повезли на очередное «пати».

Что интересно, полуфинал с итальянцами мы смотрели во время очередной экскурсии в местный паб. Пока ехали туда через весь город первый тайм уже закончился и мы с удовольствием увидели что наши ведут 2:0. Публика болела за нас, мы с удовольствием дождались победного конца и местные болелы стали угощать нас пивом, а хозяин снова выкатил всем по мешку сувениров с фирменными кепочками Barstonwood Beer и отдельно мужчинам – календари с малоодетыми девушками. Такой менталитет .

Финал смотрели в баре отеля, болели за своих, а местный бармен в одиночку за Голландию. И тихо (под нашими мрачными взглядами) радовался забитым голам, поскольку поставил на победу Голландии 10 фунтов.

Но выпадали у нас и свободные вечера, которые надо было заполнять чем-то познавательным. Тогда только-только стали появляться у нас видеосалоны с разными интересными фильмами. А уж в Англии… Поэтому наши активисты стали намекать принимающим ребятам, типа, вечерами скучно, а в отеле есть видик… Те ответили: «О, йес!» принесли 2 фильма с Индианой Джонсом. Наши в ответ: «Ну, мы тут все взрослые люди, а вы нам сказочки приносите». Те в ответ: «О, йес!» и принесли какой-то английский фильм с небольшой «обнаженкой». Но третий укоризненный взгляд уже не выдержали, все поняли и принесли 2 кассеты с «Эмманюэль», правда, все равно с цензурными обработками. Но строго-настрого предупредили, что для публичного просмотра они запрещены, так что надо сделать так, чтобы смотрели только мы. О кей. Дождались вечера, собрались в холле и только зарядили кассету, как явилась группа проживавших в отеле девиц, приехавших в город на какой-то семинар. Ну, стали по второму разу смотреть Индиану Джонса. А они все не уходят, да еще парочка наших альфонсов к ним подсела на халявное пиво. Короче, ждали-ждали и самые нестойкие уже стали расходиться по номерам, как вдруг клич: «Разошлись!». Ну, сбежались вниз и рассмотрели, наконец, как они там красиво загнивают.

В один из дней нас отправил на шопинг.

У меня был список заказов с размерами и я, практически, все выполнил, купив жене джинсы и тапочки, себе толстовку, игрушку ребенку и дурацкий сувенир брату. А один наш паренек за все деньги купил цветной телевизор, не зная, что в нем используется система PAL, которая в нашем формате SECAM просто не работает. Говорят, он дома потратил еще столько же денег, чтобы телевизор заработал.

Пока ходил по большому универмагу вдруг услышал какое-то объявление, после которого все резко двинулись на выход. Я решил, что меня это не касается и продолжал искать обувь. Вдруг ко мне подбегает местный охранник, хватает под руку и бегом выводит наружу. Оказалось – поступил сигнал о минировании!

В тот день обратно в отель из центра мы добирались самостоятельно и пешком, поэтому пришлось проходить через один очень неприятный район – Мосла. Там живут местные афро-англичане и по его границе проходит шоссе. Мы по незнанию пошли по их стороне дороги и уже через пару минут стали ловить на себе неприязненные взгляды, а когда попытались сфотографировать местные трущобы, то и агрессивные выкрики. А всего-то надо было перейти на другую сторону улицы, на которой стояли дома зажиточных пакистанцев и других выходцев с ближнего востока, что мы и сделали. Но контраст почувствовали серьезный.

Для продолжения темы шопинга нас повезли на экскурсию в местный универсам типа наших современных «Каруселей».

У нас сразу поехала крыша, поскольку первое, что мы увидели это 40-метровая полка с разными видами…туалетной бумаги. Остальное уже пропало в навернувшихся слезах отчаяния. Для смягчения эффекта нам устроили показ фильма об истории компании и снова одарили всех пакетами с печеньем, джемами и всякими вкусностями. На выходе один из наших парней ошарашенно сказал: «Ну и что! Зато у них тут практически нет обуви» ! В продовольственном магазине… Вот такой был эффект.

А поездки наши продолжались и в один из дней мы поехали в прибрежный город Блэкпул для посещения тамошнего парка аттракционов и аква парка «Sand Castle». Ехать было далековато и гид рассказывала, что когда местные жители везут туда детей, то чтобы их чем-то занять предлагают конкурс – кто первым увидит Блэкпульскую башню (у них там в парке небольшой макет Эйфелевой башни), тот получит приз. Типа, и вы смотрите – будет приз. Все как-то расслабились, но мой друг Костя, наоборот, напрягся и стал смотреть еще пристальнее и через какое-то время разбудил всех криками: «Башня! Башня!». Ну, гид спрашивает – какой тебе приз хочется? А у нашего водителя в автобусе все время играла кассета с песнями Криса де Бурга. Костя и говорит – хочу вот эту кассету! И пришлось гиду, чтобы не потерять лицо, уговаривать водителя отдать кассету. Уговорила.

По парку мы ходили придерживая руками челюсти, чтобы не отвалились, но тратить на аттракционы драгоценную валюту никто не согласился.

Тогда пошли в аква-парк и этот поход, по результатом опросов, стал самым запоминающимся мероприятием всей поездки. Мы не то что не видели раньше такого, но и не слышали и представить себе не могли! Сейчас понимаю, что это обычный парк, только с волнами, а в тот момент это казалось просто настоящим нереальным раем.

Еще запомнилась поездка в город Брэдфорд и тамошний музей кино и телевидения. Огромный интерактивный комплекс с историей, разными аттракционами где можно выступить в качестве ведущего новостей BBC, сняться в сцене из «ужастика», полетать на ковре-самолете над горящими джунглями и т.п., а потом все это увидеть в телевизоре или на экране. Взрослые люди, а угорали там как дети малые.

Еще ездили в городок Честер и осматривали тамошнее древнеримское поселение. Спустя несколько лет случайно разговорился в Павловске с туристкой из Англии, а она оказалась родом из Честера. И когда я ей сказал, что бывал там, она чуть со скамейки не упала – не ожидала, что про них кто-то здесь знает.

В последний день в Манчестере нас разобрали к себе в гости на ужин местные ребята. Мы с Костей и еще одной девушкой, которая прилично говорила по-английски, попали в дом к Дейву. Домик оказался ужасно тесным, хотя снаружи казался вполне приличным. А угощать они нас стали…вареной картошкой с мясом! Специально узнали, что у нас люди едят и решили сделать приятное. Но мы - то рассчитывали на местные специалитеты и легонько им на это намекнули. Тут Дейв вспомнил, что у него в холодильнике есть позавчерашний пудинг и выкатил его на стол. Так и приобщились к местной кухне. Но расставались хорошо и Дейв, узнав про мою любовь к Битлам, даже подарил НАСТОЯЩУЮ пластинку с альбомом «Эбби роуд». Я был на седьмом небе, хотя нормального проигрывателя для винила у меня дома не было.

Мы прожили в Манчестере 10 дней и поехали в Лондон, по пути заехав в Оксфорд. Там успели только прогуляться мимо колледжей и зайти в магазин сувениров. Вот там-то я пожалел, что потратил все деньги в Манчестере, поскольку легко мог купить футболку с надписью Oxford Univercity и щеголять в ней дома на зависть окружающим. Не срослось, увы…

В Лондоне нас поселили в многоэтажном общежитии местного университета и дали свободное время до утра. Мы с Костей сразу рванули в Сити, где оказались одинокими на пустынных улицах среди небоскребов – рабочий день закончился и кроме нас там никого не было. Прогулялись по Барбикану и добрели до Сохо. Ну а зачем руссо-туристо идут в Сохо – конечно, чтобы зайти в секс-шоп. Конкретных планов, естественно, не было, поскольку нашего воображения просто не хватало, чтобы представить, что там продают! Но больше всего шокировало то, что на выходе столкнулись с девчонками из нашей группы! Представляете – тридцать человек приезжают, разбегаются по многомиллионному городу и встречаются именно в одном из сотен подобных магазинов. Было смешно.

Вышли из магазина и Костя мне говорит: «Постой секундочку, я хоть витрину сфотографирую, чтобы было что дома показать». Стоял секунд 30, вдруг подходит такой типичный мужичонка из зарубежных фильмов и спрашивает: «Sir, Do you want young sexy girl?» «No!» Он с пониманием: «Young sexy boy?» - «No!!!». Он смотрит на меня, как на дурака, типа, а чего ж ты тут стоишь?? А мне так неприятно стало, я кричу: «Костя, пошли отсюда нафиг!». Так и ушли. Но вернулись на следующее утро, чтобы внимательно все рассмотреть. Ан, фигушки. Все магазины закрыты, на витрины опущены жалюзи и ничего не напоминает о том, как тут все выглядит вечером. Ну да ладно, зато настоящих панков на Пикадилли увидели.

По Лондону мы уже гуляли самостоятельно, все самое главное, включая Тауэр, Музей мадам Тюссо и Даунингстрит, 10 увидели и даже сходили на экскурсии в Британский музей и Лондонскую национальную галерею, увидели потрясающие картины Тёрнера.

Домой возвращались опять рейсом Аэрофлота и только сели в самолет, как я увидел свежий номер газеты «Правда» со стенограммой Девятнадцатой партийной конференции и выступлениями борцов за демократию. А мы и не представляли, что дома такое творится. Весь полет не отрывался от чтения и погружался в пучину разоблачений, дискуссий и прочих интересностей.

Прилетели мы вечером, а билеты на поезд домой у нас были только на следующий вечер и многие наши нетерпеливые друзья рванули на вокзал в надежде поскорее вернуться домой. А остальные спокойно погуляли по Москве и вечером приехали к поезду. И тут мой хитрый друг Костя придумал и провернул отличную комбинацию . Билет у нас был групповой, на 30 человек, а по факту осталось только 18. И он пошел к кассе и всех желающих срочно уехать в Ленинград вписал в наш список и взял по 10 рублей за билет. Но не себе! Поскольку через две недели принимавшие нас англичане приехали с ответным визитом, то на эти деньги мы закатили для них шикарный вечер в Интерклубе моряков. Встречались с ними на вокзале как с родными, водили по городу, кого-то разобрали по семьям, короче, все организовали зеркально. Все были довольны.

Вот и я сейчас доволен, что все вспомнил и рассказал. Мне до сих пор кажется, что мы были не просто в туристической поездке (ведь показали нам, реально, очень много), но и выполнили некую важную миссию по ознакомлению англичан с нашими реалиями и людьми. А ведь они до сих пор так ничего о нас и не знают.

Надо чаще туда ездить.

Кто смог дочитать до конца – тому спасибо за внимание. Отдельные извинения за качество фото - это все, что сумел найти и переснять.

Автор.

Sergey Zakharov
5 март 2023 г.
Тогда пошли в аква-парк,,,,,,,,,,, и этот поход, по результатом опросов, стал самым
Не знаю,,,,,,,,,,,, кому пришла в голову эта дурацкая идея, но нам Когда мы с кислыми лицами вышли с концерта,,,,,,,,,,,, они встретили нас
Пока ехали туда через весь город,,,,,,,,,, первый тайм уже закончился
папрасити кавонить правереть весь текст. Там ищо йэсть.
Sergey Zakharov
14 сентябрь 2022 г.
Пока ходил по большому универмагу,,,,,,,,,,,,,, вдруг услышал
Поскольку, мы много ездили -- зомпинтайа нюнужна. Умбиринти.
двинулись дальше,,,,,,,,,,, обалдело глядя по сторонам