Путешествие в Амстердам и круиз Celebrity Silhouette

vovaosh
Отзыв написан: 18 августа 2016 г.
Посещенные курорты: Дублин
vovaosh
Как мы готовились к путешествию

При подготовке к этой поездке пришлось, как всегда, «перелопатить» очень много сайтов и рассказов в Сети.
Надо сказать, что информации о похожем круизе нашлось очень немного. В своем описании указываю цены, которые мы платили в путешествии, ведь что важно при планировании любой поездки – «сколько это стоит и сколько времени это занимает». Официальной информации о корабле очень много, а вот отзывов о нем чрезвычайно мало. Попробовал немного заполнить этот пробел.
Итак, в этом путешествии нас три пары друзей, возраст 55+, постоянно живем в Израиле вот уже более 25 лет. Практически каждый год мы выезжаем в отпуск, но до сих пор это были, в основном, самостоятельные поездки на машине по Европе и Америке, в 2014 году поехали в круиз от фирмы Celebrity на корабле Constellation, нам понравилось. В этом году круиз был на корабле Celebrity Silhouette.
По настоящему, к летнему отпуску следует готовиться за 4 – 5 месяцев, т.к. цены получше, да и выбор побольше. Хорошо и удачно то, что мы с друзьями можем взять отпуск в летнее время. Эти мысли начали приходить в голову впервые в ноябре прошлого года, ведь хороший отпуск – это хорошо подготовленный отпуск. Круиз 2014 года нам очень понравился и понравился корабль Celebrity Constellation, поэтому поиск следующего круиза мы начали на сайте компании Celebrity. Направлений есть очень много, но как правильно выбрать? Круиз по Средиземному морю не очень интересен, т.к. во многих европейских странах мы уже побывали и, даже, если и не были в некоторых, то обязательно будут те места, где мы уже побывали.   Сравнивая маршруты круизов разных компаний и цены на эти круизы, выбрали направление  на Британские острова. Круиз назывался Британские острова & Open на круизном лайнере Celebrity Silhouette с 13.07 по 25.07.16 и начинался и заканчивался в Амстердаме. Кстати, почему в названии присутствует слово «Оpen» израильские турагенты объяснить не могли, оказалось, что в это время в Шотландии проходил открытый турнир по гольфу. И это мне объяснили в одной из российских турфирм. Их сайт круизов оформлен гораздо лучше других аналогичных сайтов, включая чат онлайн.
Мы решили  прилететь за день до начала круиза, а обратно – на следующий день после его окончания. Конечно, можно найти такой авиарейс, чтобы прилететь в день начала круиза и вылететь обратно в день его окончания, но затрата нервов в случае задержки рейсов никому не нужна.
Кроме билетов на круиз, нужно было позаботиться о гостиницах и о билетах на самолет.
По нашему опыту мы знаем, что за сумму в 80-100 евро за номер для двоих за ночь можно снять плохонькую гостиницу близко к центру европейского города или же гостиницу получше, но и подальше... Захотелось почему-то именно такую - получше, хоть и подальше... У нас уже была знакомая с прошлой поездки гостиница Golden Tulip Amsterdam West, заказывали ее через www.booking.com.
При заказе авиабилетов и самого круиза обратились в агентсво «B.D. Graiver Tourism Services Ltd.» и остались очень очень довольны обслуживанием.
Авиабилеты израильской компании El AL мы заказали через них,  получилось немного дешевле. Надо отметить, что билеты на 12 июля мы купили в марте, т.е. за почти четыре месяца до вылета.
Ну, а теперь самая главная цель нашего путешествия – круиз. Как я уже писал, он назывался          «12 ночей по Британским островам & Open». Представительство компании Celebrity Cruises есть в Израиле и называется SUNORAMA TOURIST SERVICES LTD. Мы уже знали, что они «первая рука» продажи билетов, но на их сайте стоимость билетов была выше той, за которую мы в конечном итоге приобрели билеты. Процедура  заказа следующая – при заказе надо заплатить аванс (примерно 25% общей стоимости), а за месяц до поездки оплатить весь заказ. Через несколько дней после этого приходит номер заказа.   С этим номером заказа можно уже войти на сайт компании Celebrity Cruises и увидеть свои имена как будущих пассажиров.
Нужно отметить, что дополнительно к стоимости каюты при приобретении билетов на круиз, оплачиваются «чаевые» персоналу в размере $13-15 в день за каждого пассажира. Эти «чаевые» не платить нельзя – они являются неотъемлемой стоимостью круизного билета. Эта сумма идет на оплату обслуживающего персонала (горничных, официантов и др.) и порсто выделена отдельной строкой в стоимости круиза. Замечу еще то, что можно не платить эту сумму сразу при приобретении билета на круиз, тогда ее снимут с кредитной карточки по окончании круиза, причем сумма «чаевых» зависит от категории выбранной каюты – чем выше категория, тем выше эта сумма. Окончательную стоимость нужно оплатить за месяц до начала круиза, предварительно заполнив анкету, которую должен прислать и, вообще говоря, помочь заполнить турагент. Без заполнения этой анкеты невозможно получить билеты.
В конце концов, в начале июля у нас были на руках билеты на самолет, ваучер на заказанные гостиницы Golden Tulip West в первый день и Radisson BLU (в аэропорту Схипхолл) на последний день, билеты на круиз и ваучер на такси KIWI TAXI – один для проезда из аэропорта в гостиницу и второй - на следующий день из гостиницы в круизный порт.
После получения билетов на круиз можно самостоятельно в сайте компании или с помощью турагента сделать чек инн на корабль и получить X-PASS с указанным в нем номером каюты, а за 24 часа до вылета - и экспресс чек инн на самолет.

Путешествие начинается...
Добирались до аэропорта поездом из Хайфы, вылет как всегда, в достаточно неудобное время – 06:10 утра, приходится не спать всю ночь, но зато прилетели в 10:10 по местному времени, немного выспасвшись в полете. Обслуживание El AL, как всегда, на высоте. Отличные взлет, полет и посадка, вполне съедобный.завтрак.
Выше упоминал о том, что через сайт  KIWI TAXI заказал минибус на 6 человек с местом для 6 чемоданов (впереди круиз, все-таки). Сайт этой фирмы оформлен очень хорошо, удобно, понятно, на нескольких языках, включая русский и, при сравнении, немного дешевле, чем в других аналогичных сайтах. Понятно, что захотелось воспользоваться этими удобствами. Представлял себе, что в аэропорту прилета нас встретит водитель фирмы с плакатиком с названием фирмы, проводит к машине и привезет в гостиницу. Оказалось – совсем не так...Нас никто  не встречает, что делать не знаем. Искали на улице минибус желтого цвета с логотипом фирмы (как на сайте), но не нашли. Кстати сказать, при заказе требовалось оплатить задаток, но я от этого отказался и фирма согласилась. В общем-то, можно пойти на обычное такси, но верил что если ваучер в руках, то и водитель где-то близко. Через 15 мин. ожидания позвонил по телефону, указанному в ваучере и диспетчер сказал, что нужно для встречи с водителем идти в Mitting Point. Пока нашли где это находится, прикатили 6 чемоданов...и обнаружили, что и там нас никто не ждет. Приняли решение обратиться к таксистам аэропорта и договориться о поездке. До конца так и не поняли как у них это работает, но с вместе таксистом к нам подошел сотрудник охраны аэропорта и предупредил, что тот таксист, с которым мы договорились в аэропорту не является официальным. После этого он посмотрел на бирки чемоданов, определил что мы прилетели из Тель Авива, что у нас есть ваучер KIWI TAXI  и вызвался нам помочь. Тут же позвонил диспетчеру этой фирмы и спросил о том, где находится их водитель. Оказалось,что около  Mitting Point, но без всяких опознавательных знаков. И как диспетчер фирмы предполагал, что мы должны встретиться?! Потом мы больше километра шли к общественной стоянке к машине, 6 чемоданов в нее поместились с трудом. Водитель не знал куда ехать, дали ему ваучер, только тогда он поставил GPS и через 20 мин. привез нас в гостиницу. Стоимость проезда 50 евро. Пришли к выводу, что сайт просто является посредником между водителями и пассажирами и, скорее всего не владеет своим парком автомашин. Надо сказать, что на следующий день, согласно ваучера, водитель приехал вовремя, но снова не знал свой маршрут. Как-то несерьезно все это выглядело...
Вечером из гостиницы написал отзыв об обслуживании KIWI TAXI   и послал в их диспетчерскую службу, получил ответ, что они извиняются и представляют скидку в $10 на следующую поездку этой компанией. Ответил, что только на телефонные разговоры с их диспетчером потратил больше. Понятно, что ни сам, ни друзья не будут больше пользоваться услугами KIWI TAXI.
Хочу отметить, что это был единственный сбой в плане нашей поездки, что говорит о качественной подготовке.
Итак, 12.07.16 вторник - 1-й день путешествия, после получения гостиничных номеров поехали погулять в Амстердаме. Проезд на трамвае (стоимость билета на 24 часа – 7.50 евро, приобретается прямо в трамвае) и через 20 мин. с одной пересадкой мы уже на площади возле ж.д. вокзала. Для сравнения, билет на трамвай в одну сторону стоит около 2 евро. Начали движение от Amsterdam Centraal — главного ж/д вокзала Амстердама. Amsterdam Centraal — это совершенно великолепное здание, построенное в лучших традициях 19 века. Стоит обратить  внимание на башни вокзала. На правой — установлены традиционные для вокзала часы, а на левой – флюгер, как и подобает городу, тесно связанному с морской торговлей. Известен следующий забавный факт, о котором говорят в туристическом автобусе - в конце 19 века Амстердам посетила официальная делегация из Японии. Центральный вокзал столицы Нидерландов произвел на гостей такое сильное впечатление, что вскоре в Токио появилась его точная копия – новое здание центральной железнодорожной станции. Правда, найдя в Сети фотографию вокзала в Токио, приходишь к выводу, что это – не совсем точная копия, но идея та же. Здание, отделяющее город от порта, возводилось с 1881 по 1889 год на трёх искусственных островах на 8687 деревянных сваях восьмилетней выдержки.Оно было построено в стиле неоренесансса знаменитым голландским архитектором Питером Кейперсом, который также являлся автором проекта Ряйксмюзеума - государственного музея в Амстердаме. Внешнее сходство обоих зданий, ставших архитектурным украшением города, присутствует и в очертаниях, и в цветовой гамме, и в росписи, и в форме окон. Оба творения Кейперса отличаются не только внешней красотой, но и практичностью, максимальной приспособленностью к исполнению задуманного предназначения. Центральный вокзал выполнен из красного кирпича с декоративными каменными элементами. Его фасад выходит в город, а обратная сторона – на реку Эй, откуда открывается вид на гавань. Подобное расположение символизирует окончание морской эпохи и начало промышленной эры в истории Амстердама. Слегка выступающий главный вход с двумя башнями был сознательно разработан Кёйперсом в виде «городских ворот» для того, чтобы у путешественников складывалось впечатление, что они входят в «ворота» города. Башни главного входа украшены изображениями сцен из жизни людей торговли, промышленности и судоходства. На фронтоне изображён государственный герб между двумя львами. Под ними находятся четырнадцать гербов городов, включая Берлин, Санкт-Петербург и Париж, до которых в то время можно было доехать по железной дороге. На восточной стороне здания расположен «Королевский павильон», через широкие ворота которого раньше можно было проехать внутрь вокзала в карете. Павильон украшен фресками с инкрустированной мозаикой, изображающими, в числе прочего, герб династии Оранских и басню о лисе и петухе.Замечательной частью вокзала являются расположенные над платформами огромные перекрытия угольно-черного цвета. Их внешний вид контрастирует с пестрым фасадом, что особенно хорошо заметно со стороны реки Эй, где находится 14-этажное здание речного вокзала. В 2001 году здесь был построен новый терминал, от которого отходят круизные лайнеры.Здесь можно сесть на туристский автобус (Hop On-Hop Off). Он начинает работу в 9.15, проходит по маршруту, выполняя 12 остановок с частотой – каждые 15 мин. Билет на автобус, стоимостью 16 евро на 24 часа, позволяет входить и выходить на любой из остановок. Выгодно приобрести билет в 12-13 часов, с тем чтобы покататься до 18.00 (последний автобус), и продолжить назавтра до 12 дня (билет на 24 часа). Билет на автобус дает право приобрести билет на катер по каналам за 10 евро вместо 15.50 евро. Таких катеров (и по разным ценам) достаточно много. На этот раз мы не брали билет на автобус, решили прокатиться катером по каналам. Стоимость презда в течение часа – 10 евро. Потом пошли на площадь Дам. По своей популярности она не уступает Красной площади в Москве. После прогулки  трамваем вернулись в гостиницу.                                                             13.07.16 среда - 2-й день путешествия 1-й круизный день – отплытие
Амстердам, Нидерланды                  ОТПРАВЛЕНИЕ ЛАЙНЕРА 17:00
Наступил день 13.07.16 - 2-й день нашего путешествия. Позавтракали в гостинице очень разнообразным и вкусным завтраком, потом пошли прогуляться в парк напротив. Парк приятный с какой-то речушкой и обилием цветов. В 11.00 приехал водитель и отвез нас в круизный порт. После предыдущего круиза мы были знакомы с процедурой приема туристов на лайнер компании Celebrity. Все прекрасно организовано, на чемоданы тут же наклеили бирки с номером каюты (непонятно, правда, зачем при онлайн регистрации требовалось в цвете распечатать багажные бирки – это оказалось никому ненужным). Поразило то, что багаж почему-то принимали и грузили молодые девушки... После сдачи багажа (все заняло не более 15 мин.) мы прошли на регистрацию, заполнили декларацию о здоровье, нас сфотографировали и тут же выдали SeaPass – пластиковую карточку для входа на корабль, она же средство расчета на корабле и одновременно ключ от двери каюты. При входе нас ждали бокалы с шампанским и бокалы с соком. Чемоданы приехали к каютам позже, а мы пока пошли осматривать лайнер. Морской круизный корабль «Celebrity Silhouette» 5*+ класс Премиум.                                                                                                                          Технические параметры лайнера: построен в 2011 г (Германия), первый круиз 23 июля 2011 из Гамбурга в Рим(Чивитавеккья) Италия, водоизмещение: 122.400 т. длина: 315 м, ширина: 37 м., крейсерская скорость: 24 узла (45 км/ч), экипаж: 999 человек, пассажиров 2.886 человек, 2 668 кают: 56 Suite (40-153 кв. м), 1 177 кают с балконом (20 - 30 кв. м), 102 кают с окном (15-17 кв. м), 102 внутренних кают (14 - 16 кв. м)., 30 кают для людей с ограниченными возможностями. В каютах: сплит)-система (кондиционер, ванная комната, фен, телефон, плазменный ТВ (32 - 52"), WiFi, мини-бар, сейф, стенной шкаф, мягкая мебель. Для проживающих в каютах категории Suite, Concierge и AquaSpa дополнительно: приветственная бутылка шампанского, свежие цветы и фрукты каждый день, сувениры: пляжная сумка, халат от Frette, возможность выбрать наполнение подушек.  Инфраструктура круизного лайнера:
• Главный ресторан, 4 специализированных ресторана, 5 кафе, 8 баров, винотека.
• 3 открытых бассейна, крытый бассейн, 4 джакузи, солярий на открытых палубах, зона для игры в гольф и отдыха с натуральным газоном (2.000 кв. м) и кафе на открытой палубе.
• Тренажерный зал, волейбольная и баскетбольная площадки, настольный теннис, беговая дорожка на открытой палубе.
• Казино, ночной клуб, театр, дискотека, комната для игр, библиотека, художественная галерея, интернет-кафе, торговая галерея, конференц-зал, медицинский центр.
• Для детей: мини-клуб, игровые автоматы.
В двухэтажном СПА-центре "Aqua Spa" у гостей создается полное ощущение пребывания на настоящем курорте. До и после процедур клиенты смогут отдохнуть в уютном зале с видом на океан или в Персидском саду, разбитом на территории СПА-центра. Сам центр предлагает большой выбор различных процедур, но наибольшей популярностью пользуется акупунктурный массаж, ставший фирменным знаком Aqua Spa. Рядом со СПА-центром находятся 130 кают AquaClass, предоставляющих неограниченный доступ к некоторым курортным удовольствиям, включая фирменные душевые кабинки, создающие ощущение водопада. Посещение СПА-центра пассажирами, не являющимися гостями AquaClass  за дополнительную плату. Лайнер располагает публичными зонами, традиционными для кораблей Celebrity Cruises. Круизный корабль Silhouette – это новейшее четвертое судно уникального класса Solstice, построенное в Германии, которое характеризуется множеством новинок. Среди них заведение под названием The Lawn Club Grill, представляющее собой первый ресторан-гриль в круизной индустрии на открытом воздухе. Открылось стильное дизайнерское кафе The Porch на террасе, расположенной на территории зоны Lawn Club, откуда открывается вид на море. В The Art Studio можно получить рекомендации различных экспертов в живописи и рукоделии, рисовании, составлении коктейлей, искусстве сервировки еды, проводятся творческие и кулинарные мастер-классы. Кроме того, круизный лайнер Celebrity Silhouette располагает беседками The Alcoves, предназначенными для уединенного отдыха с красивым видом на море, а также газоном с настоящей травой. Обустроены и 8 беседок в зоне The Lawn Club. Доступны 8 комфортных гамаков, 2 стульчика причудливой формы Adirondack. Гости Celebrity Cruises имеют прекрасную возможность отдохнуть и расслабиться на свежем воздухе. В числе новинок лайнера – зона отдыха под названием The Hideaway, ориентированная на пассажиров, которые ищут уединения. Можно расположиться с iPad из iLounge, почитать любимую книгу или просто уединиться. The Hideway сделали в виде авангардного домика на дереве.
Палуба 3 Plaza
Silhouette Theater - Ночью здесь идут различные шоу, выступают актеры, музыканты, а днем проходят показы различных блюд и другие развлечения подобного рода. Grand Cuvee Dining Room - Главный ресторан корабля вместительностью 1428 гостей с ослепительными башней и люстрой из бокалов. Luminae - Без дополнительной платы для гостей сьютов. Фирменные блюда готовятся на глазах посетителей, каждый вечер происходит новый показ шоколадов и десертной тележки. В меню также рекомендуемое вино к определенным блюдам.
Палуба 4 Promenade
Martini Bar - Бар с охлаждаемой задней стенкой, придающей ей удивительный морозный вид. Cellar Masters - Винный бар с богатой коллекцией вин от всем хорошо знакомых до абсолютно неизвестных. Shops on the Boulevard - Традиционные дьюти-фри магазины, специализирующиеся на табаке, алкоголе, бижутерии, повседневной одежде и всякой всячине. Quasar - Ночной клуб, где днем также проходит множество событий, например, X-Box соревнования и мастер-классы по зумбе. Celebrity Central - Огромный выбор развлечений от живых представлений и комедий поздней ночью до фильмов, показов различных блюд и всевозможных конкурсов.
Палуба 5 Entertainment
Bistro on Five - Здесь вы вдохновитесь оладьями, приготовленными на открытой кухне, а также супами, салатами, панини и десертами. Cafe' Al Bacio - Уютная кофейня с удобной мебелью и теплой атмосферой делает это место идеальным вариантом для отдыха на протяжении дня, прекрасная возможность выпить коктейль или попробовать десерт. Gelateria - Невозможно устоять перед свежайшими десертами, благоухающими ванилью, лесными орехами и фисташками. Дополнительный соблазн создают вафельные стаканчики домашней выпечки.Ensemble Lounge - Это идеальное место, чтобы выпить до или после ужина и послушать живую музыку. Murano - Одно из четырех особых мест на корабле, доступно только за дополнителную плату. Рассчитано на 72 персоны, специализируется на современной французской кухне. Michael's Club - Уютная атмосфера, живая фортепианная и гитарная музыка делают этот клуб неотразимым. Идеальный выбор для тех, кто хочет расслабиться и провести время, неспешно наслаждаясь напитками. Blu - Здесь на Celebrity Silhouete подают средиземноморскую кухню, легкую и ароматную. Qsine - С помощью айпадов гости выбирают напитки и блюда из меню, поражающего причудливым миксом из знакомых и совершенно необычных элементов. Сервировка вас также удивит, используются различные коробочки, полочки и другие предметы. Tuscan Grille - Изысканное сочетание традиционной итальянской кухни с американским стейкхаусом, блюда готовятся на глазах посетителей. Дополнительный шарм придают проплывающие за окном пейзажи.
Палуба 11 Penthouse
Relaxation Lounge - Лаунж с удобными мягкими стульями и лежаками, где вы можете комфортно расположиться и наблюдать за тем, что творится за бортом.  The Library - Здесь можно в удобной обстановке почитать книгу из богатой библиотечной коллекции, решить кроссворд или поразмышлять над судоку.
Палуба 12 Resort
Persian Garden - Здесь любой желающий под расслабляющую музыку может отдохнуть на керамических лежаках с подогревом, посетить сауну, эвкалиптовую парную и тропический душ. Solarium - Территория бассейна, открытая только для взрослых, посетителей ожидают сверкающие водопады, два джакузи и AquaSpa Cafe со стеклянными стенами и крышей. AquaSpa Cafe' - Кафе с бесплатным угощением, расположено рядом с Solarium, сервирует легкую, быструю и здоровую еду.
Палуба 14 Lido
Oceanview Cafe' - Для поклонников кухни в стиле фьюжн. Sky Observation Lounge - Отличное место на Celebrity Silhouete, чтобы насладиться проплывающим за окном пейзажем. К вашим услугам комфортные мягкие стулья, коктейли, различные викторины и конкурсы. Mast Grill - Здесь вы найдете все, что нужно, чтобы перекусить на скорую руку: бургеры, хот-доги, жареная картошка и другие прелести жизни.
Палуба 15 Lawn
Patio on the Lawn - Прекрасная возможность отдыхать в тени на удобном мягком стуле с утренней газетой, последним книжным бестселлером и чашечкой кофе.   The Lawn Club - Почти 7000 кв. м. настоящей зеленой травы, здесь пассажиры могут сесть и отдохнуть или принять участие в различных играх на газоне днем, а также концертах под открытым небом в качестве зрителей ночью. Sunset Bar - Наслаждайтесь коктейлем и живой гитарной музыкой, смотря, как солнце медленно исчезает за горизонтом.
Ужинали мы в главном ресторане, стол на 6-ых был в отличном месте – в углу и рядом с окном. Отличное обслуживание, вкусная еда в ресторане шефа, вышколенные официанты, гости в костюмах, дамы в вечерних платьях, вино со всего света – прекрасное приподнятое настроение. После ужина погуляли по кораблю, разложили вещи из чемоданов в настенный шкаф, посидели на веранде каюты и пошли в театр. Надо отметить, что выступления и шоу в театре в этом круизе были довольно слабыми (может быть, за исключением одного -двух) и мы больше дремали эти 45 мин. представления. После театра снова погуляли по лайнеру, разведывая новые уголки для отдыха, бары, музыкальные салоны. Посидели в таком салоне, заказали коктейли, потанцевали. Было очень приятно и весело проводить время с близкими друзьями.                                                                                                       13.07 и 14.07.16 лайнер находился в море – переход до первого порта круиза – Белфаста.
15.07.16 пятница - 4-й день путешествия 3-й круизный день – Белфаст
БЕЛФАСТ, Северная Ирландия  СТОЯНКА ЛАЙНЕРА 10:00 - 21:00
До города были предоставлены бесплатные автобусы - шаттлы. В пути примерно 15-20 минут. В городе они останавливаются около City Hall на Площади Донегалл рядом с турбюро. Сразу пошли в City Hall  - «дорвались» до бесплатного WiFi, позвонили домой. Обошли площадь, немного пофотографировали, потом к нам подошел представитель автобусной турфирмы и проводил к автобусу. Стоимость билета 12.50 фунтов с человека. Автобус ходит каждые полчаса. Этого времени достаточно, чтобы все посмотреть на каждой остановке. Сначала хотели выйти в районе Falls посмотреть поближе на картины революционного характера на стенах - мюралы, но район там какой-то неприветливый.В автобусе нет информации на русском языке и вообще нет никакой информации на русском. Доехали до замка Белфаста. Внутри замка смотреть нечего, есть небольшое парк перед замком, со скульптурами кошек и клумбами цветов. В принципе одного часа хватает, чтобы посмотреть парк перед замком и найти 8 кошек. Проехали полный маршрут, потом еще погуляли в центре. Город показался неприветливым и особого впечатления не произвел и в памяти не оставил. Для того, чтобы что-то осталось в памяти о посещении Белфаста, нашел немного информации в Сети.                                                                                                                                   Белфаст - столица Северной Ирландии, в наши дни является частью Великобритании, что, несомненно, наложило отпечаток на облик и традиции города. Белфаст - город двуликий и в культуре, и в политике. Архитектура города многообразна и диаметрально различна. Викторианские здания соседствуют с ультрасовременными постройками. Название североирландской столицы, Белфаст, происходит от Beal Feirste, что в переводе с кельтского означает "песчаный форд в устье Фарсет". В 17 веке там, где теперь пролегает улица High Street, протекала река Форсет, и корабли швартовались у ее берегов. В 19 веке реку закрыли мостовой, поместив в трубу, и теперь это торговая улица, на которой лишь кое-где проглядывает ее флотское прошлое.                                                                              Белфастский Собор/Собор Св. Анны (Belfast Cathedral/St.Anne`s Cathedral). Когда в 1888 году королева Виктория присвоила Белфасту статус города, было решено возвести здесь новый собор. Собор решили поставить на месте церкви Св. Анны, построенной еще в 1776 году. Первый камень в фундамент был заложен в 1899 году. Стены и колонны нового собора были построены поверх старой церкви, служба в которой продолжалась вплоть до 1903 года. Из-за особенности местного болотистого грунта, в фундамент пришлось вбивать 15-метровые сваи. Работы продолжались 80 лет, полностью собор был закончен к 1981 году. На Пасху 2007 года на крыше собора был установлен 53-метровый шпиль в память о жертвах теракта 11 сентября 2001 г. в США.                                                  Площадь Донегалл (Donegall Square) - это сердце современного Белфаста. На площади находится много зданий разных архитектурных стилей: от викторианского до арт-деко и модерна. В центре площади расположена городская ратуша (City Hall), помпезное строение, выполненное в барочном стиле. В 17 веке Белфаст был небольшой деревней. Но к концу 19 века город превратился в мощный индустриальный и торговый узел. Были развиты такие отрасли как кораблестроение, производство льна и табака. Развитие промышленности привело к росту населения. В 1888 году королева Виктория даровала Белфасту статус города, в ознаменование этого события и был построен Сити Холл. Строительство длилось с 1889 по 1906 года. Вокруг Сити Холл много статуй, но одна особенно примечательна. Это композиция The Titanic Memorial, поставленная в память о гибели «Титаника». На основании памятника выбиты имена людей, погибших в этой катастрофе. «Титаник» строился на верфях Белфаста и именно отсюда ушел в свой единственный, ставший легендарным, путь. Напротив Сити Холл расположено одно из наиболее известных зданий Белфаста - Linen Hall Library. Это старейшая библиотека города, основанная в 1788 году. Через центр Белфаста течет в Ирландское море река Лаган (Lagan River). В 18 веке навигация по реке доходила до озера Неа (Neagh Lake). Груженые суда из устья реки буксирами тянули до шлюзов за мостом Королевы (Queen's bridge). Далее товары сгружали на более легкие и поворотливые баржи, которые и шли до озера Неа. Пустые же суда обычно тянулись обратно командой, т.е. бурлаками, однако построенный в 1920 году слишком низкий ж/д мост прекратил навигацию на реке. В 1994 году на реке была построена плотина. Уникальность сооружения в том, что оно поддерживает уровень воды в реке на одном уровне. Здесь же, у плотины, находится скульптура "Большая Рыба". Уникальный 10-метровый монумент в виде сине-белого лосося, на котором отображена история Белфаста и его жителей.                                                                                                                    Таможня/Custom House Здание таможни было построено в 1854-1857 годах. Оно заменило старую таможню, которая находилась здесь с 1717 года и к концу 19 века уже не справлялась с возросшими объемами работы. Считается, что своей судьбой крупного морского порта Белфаст обязан Таможне. В 1905 году более 60% всех налогов Северной Ирландии собиралось именно здесь.Таможенная площадь (Custom House Square). Когда-то здесь было самое оживленное место в городе. Здесь соединялись реки Лаган и Фарсет (Farset River). Позже, когда Фарсет убрали в трубы и скрыли под землей, здесь появился перекресток. И только в 1997 году, вместе с окончанием работ на плотине Лаган, оборудовали пешеходную площадь. Паб McHugh, расположенный на соседней Queens Square,  один из старейших в городе - в 2011 году он отмечает своей 300-летие. На площади Queens Square, находящейся в двух шагах от Таможенной площади, расположена еще одна известная достопримечательность Белфаста - Часовая башня Альберта (Albert Memorial Clock Tower), т.н. Белфастский ответ Пизе. «Падающая» башня высотой в 35 метров построена, преимущественно, из песчаника. Отклоняется от своей оси на 1.25 метра. Башня возведена в память о покойном супруге королевы Виктории, принце Альберте, который скончался в 1861 году. Жители Белфаста так любили принца, что пожертвовали на строительство башни личные сбережения на общую сумму 2.500 фунтов. Строительство продолжалось 4 года - с 1865 по 1869 г. Часы на башне очень напоминают Биг-Беновские. Они были собраны в Белфасте в мастерской на Хай стрит. Внутри башни находится колокол весом в 2 тонны.  В начале 20 века, из-за зыбкости грунта, башня стала наклоняться. Только после замены деревянных свай, держащих почву, на железобетонные, была обеспечена устойчивость, и с тех пор башня стабильно сохраняет свои 1,25 м. отклонения от перпендикуляра. Белфастский замок (Belfast Castle) Первый замок был построен здесь норманнами еще в конце 12 века. В 1611 году сэр Артур Чичестер, барон Белфаста, построил на этом месте замок из камня и бруса. Замок полностью сгорел 100 лет спустя, осталась только улица, которая и обозначила место, где он находился. Чичестеры (позже Донегаллы) жили в Англии, сохраняя право землевладельцев в Белфасте. Архитектор Джон Ланьон спроектировал замок. Строительство было закончено в 1870 году. Стоимость проекта составила 11000 фунтов, по тем временам  - огромные деньги. Такое расточительство опустошило семейный бюджет Доннегалов, и замок мог бы остаться незаконченным. Зять маркиза, лорд Ашли, граф Шафтсбури, вступился за семью и заплатил за окончание работ. Имена двух знаменитых родов можно встретить в городе в названиях улиц и площадей. В гербе Донегалла используется изображение передней двери и северной стены замка с элементами итальянской лестницы-серпантина. Семья Шафтсбури занималась благотворительностью и устраивала праздники в садах замка. А в 1934 году она передали замок городу. После окончания Второй Мировой Войны, и вплоть до 1970-х годов, замок пользовался большой популярностью у устроителей свадеб и разного рода торжественных приемов. В 1978 году городской совет начал работы по обновлению замка. И в 1988 году замок был открыт заново. Существует поверье, что удача будет сопутствовать всем, кто посещает замок, но только до тех пор, пока в замке следуют кошачьей традиции. Как гласит легенда, в замке всегда содержали белого кота, и в садах замка можно одновременно найти 9 кошек.                                                                                                                                                                                                                          Музей «Титаника», расположенный в центре Белфаста, посвящен истории самого известного корабля – «Титаник». Современное здание музея, по форме напоминающее носовые части четырех кораблей, было открыто в 2012 году. Belfast Mural Tour, или экскурсия по уникальным городским граффити Белфаста - вряд ли стоит потраченного на нее времени. Своеобразные фрески достались городу в наследство от двух воинствующих партий - республиканцев и либералов (католиков и протестантов), которые боролись за власть в Северной Ирландии: одни -  за присоединение к Англии, вторые - за независимость. Чем все закончилось мы знаем (Северная Ирландия так и не принадлежит Республике Ирландия), а вот проникнуться настроением и занять «свою сторону» хотя бы мысленно - можно и по сей день. Если начать прогулку с The Falls Road или Shankill, откроются лучшие виды на дома, чьи стены по сей день носят «агит-характер». Мы решили не выходить в этом районе. После осмотра города, уже в 19:00 поднялись на корабль. Потом, как заведено, ужин в центральном ресторане с бутылочкой хорошего вина, шоу в театре лайнера, отдых в многочисленных музыкальных салонах или посещение магазинов. В 21:00 «Celebrity Silhouette» отчалил, напраление – рейд порта Эйр, Шотландия.
16.07.16 суббота - 5-й день путешествия 4-й круизный день – Эйр
Эйр, Шотландия                        СТОЯНКА ЛАЙНЕРА (внешний рейд)  07:00 - 23:00
В 7 часов утра прибыли на рейд города Эйр. Добирались к берегу на катерах лайнера за примерно 20-25 минут. Город Эйр – портовый город, на берегу залива Ферт-оф-Клайд. Является административным центром графства Эйшир. С огромным трудом нашел в Сети упоминание о городе.  Несколько улиц, бюро туристической информации.  Северная часть Эра плавно переходит в Прествик, возможно, наиболее известый как место одного из трех международных аэропортов в Шотландии. Он сейчас известен как Международный Аэропорт Глазго-Прествик, в настоящее время, практически южный пригород Эйра, Недалеко от информационного цетнра увидели стоянку такси и договорились за 35 фунтов в одну сторону доехать до Замка Калейн. Замок представляет собой красивейшее древнее строение и важный памятник архитектуры Шотландии. Сегодня на территории замка расположены кафе, рестораны, а также внутри здания открыт музей. Замок Калейн считается одним из самых интересных вариантов для поездки в выходные дни, потому что каждый найдет здесь что-то любопытное для себя. Это бывшая резиденция маркизов Эйлса, но в настоящее время замок принадлежит Национальному фонду Шотландии  и открыт для публики. Интересно, что в 1987 году изображение замка появилось на обратной стороне банкноты в 5 фунтов стерлингов, выпущенной Королевским банком Шотландии. Замок построен по приказу десятого Дэвида Кеннеди, 10-го графа Кассилиса (нет ничего общего с семьей американского президента) на скалистом мысе, с которого открывается великолепный вид на залив Ферт-оф-Клайд. Он поручил архитектору Роберту Адаму перестроить старое, гораздо более простое здание в фешенебельный загородный дом, достойный быть резиденцией графа. Калейн окружен 600 акрами прекрасных садов и густых лесов, которые входят во владения замка, поскольку они расположены примерно в 3 милях от берега. Строительные работы по возведению замка Г-образной формы продолжались с 1777 по 1792 год, а основным элементом архитектурного плана стала массивная овальная башня с просторным круглым залом. Именно из этой комнаты открывается невероятный вид. Кроме того, замок славится изогнутой парадной лестницей и элегантно обставленными апартаментами. В 1945 году семья Кеннеди передала замок Национальному фонду по делам Шотландии, что позволило избежать налога на наследство. При этом стороны оговорили, что апартаменты в верхней части замка будут предоставлены генералу американской армии Дуайту Эйзенхауэру в знак признания его заслуг как верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами союзников в Европе во время Второй мировой войны. Генерал впервые посетил замок Калейн в 1946 году и останавливался там четыре раза, в том числе один раз, уже будучи президентом Соединенных Штатов. Одну из комнат замка и сейчас занимает выставка, посвященная истории его жизни. Помимо этого, в замке проводятся выставки старинного оружия и артефактов.Замок был вновь открыт в апреле 2011 года после реконструкции, которую профинансировал щедрый дар американского миллионера Уильяма Линдси. Стоимость посещения замка, включая парк – 14 фунтов. Погуляли по замку, очень понравился парк, лужайка с оленями, оранжерея, домик камелий. Очень приятно провели время, потом попросили служащую вызвать такси и вернулись в Эйр, а после этого пошли в порт, дождались корабельного катера и вернулись на корабль. В 23:00 лайнер отошел в направлении порта Гринок.
17.07.16 воскресенье - 6-й день путешествия 5-й круизный день – Глазго.
Глазго, Шотландия (порт Гринок)                                  СТОЯНКА ЛАЙНЕРА 07:00 - 23:00
После завтрака вышли в порт и возле туристского терминала встретились с нашим гидом  Элиной Моденовой. Здесь, наверное, стоит поделиться тем, как я искал гидов на русском языке в Шотландии. Таких гидов в этом районе немного и стоимость экскурсий у них разные. Первым, как раз, попал на адрес Элины (а поиск начал в феврале – за 5 мес. до поездки). Наметил 8-9 часовую экскурсию по Глазго и окрестностям, а также озерам и в один из недалеких замков. Нам нужен был минибус для 6-ти чел. и, желательно, гид с водителем (не хотелось, чтобы гид отвлекался на вождение машины). Стоимость такой экскурсии, предложенная Элиной, показалась высокой и я продолжил поиски. Через определенное время нашел гида, его стоимость экскурсии оказалась гораздо дешевле и мы «закрыли» заказ. Никаких авансов я не платил, т.к. объяснил, что мы в круизе и у нас нет никаких причин отказаться от экскурсии, а гид это вполне может сделать, переживать по этому поводу не хотелось. Как оказалось, я поступил очень правильно. Где-то за месяц до начала круиза я получил письмо от гида, с которым у меня все было договорено о том, что он не может, т.к. занят (несмотря на наши договоры), но он может предложить услуги своего товарища. Надо сказать, что этот товарищ тут же прислал письмо, что он проведет с нами намеченную экскурсию на договоренных с его другом условиях. За две недели перед круизом я написал письма всем гидам, с которыми у меня была договоренность на протяжении круиза, с просьбой подтвердить экскурсии. Этот самый товарищ написал, что он не может и предлагает замену. А если бы я не спросил?! Понял, что ребята несерьезные, с низким уровнем ответственности. Пришлось снова начинать поиски гида в Глазго и по Шотландии. Во время поисков обратился к нескольким. Оказывается, что те, к которым обращался вначале, известны своей безответственностью, об их профессиональных качествах,правда, не могу сказать ничего. Неудобно было еще раз обращаться к Элине, поэтому нашел сайт гида по Шотландии Марины Гай www.highland-tours.ru, блог multi-marin.ru эл. почта (m.v.g.aqua@gmail.com),но оказалось, что она проводит экскурсии только по Высокогорной Шотландии. Она же посоветовала мне связаться с Элиной Моденовой elli.mod@gmail.com, сайт: www.tourscotland.ru.                   В конце концов «закрыли» экскурсию с дипломированным гидом по Шотландии Элиной и, забегая вперед, могу сказать, что единодушно остались очень довольны.  Во-первых, она сразу прислала предлагаемую программу, расписанную по часам. Во-вторых, встречала нас в точно назначенное время у выхода из круизного терминала, в-третьих, манера ведения экскурсии больше была похожа на то, что она показывала любимые места старым друзьям, называя каждого по имени, а не туристам, с которыми познакомилась утром и попрощается вечером. С самого начала была создана дружеская атмосфера. Мы пришли к выводу, что это был самый лучший гид в нашем круизе. Итак, минибус подан, программа намечена, поехали.... Вначале Элина познакомила нас с Глазго. Глазго – крупнейший в Шотландии город, имеющий древнюю историю. Согласно старинным документам, он был основан в VI веке святым Мунго, заложившим у реки Молендинар монастырь. Со временем тот оброс поселениями, и был превращен во впечатляющий своей красотой собор, который также получил имя св. Мунго. Кафедральный собор Глазго - собор Святого Мунго, или как его еще называют - собор Святого Кентигерна, Высокая Церковь Глазго. Сейчас собор находится под покровительством пресвитерианской церкви Шотландии, поэтому титул "Кафедральный" нужно расценивать скорее как исторический. Кстати, теперь на его территории располагается резиденция. Наша экскурсия началась на площади Джордж Сквер. В центре площади высокий памятник в виде колонны, на вершине которого стоит Вальтер Скотт. Памятник Роберту Бернсу. В Глазго жила Вильгельмина - возлюбленная Бернса . И жила она в доме, который стоял на месте Городского Совета. Дома нет, девушки нет, поэта тоже давно уже нет на этом свете. А памятник стоит... Джейс Уатт . Великий шотландский изобретатель из Гринока обосновался здесь, в Глазго. Рядом с Уаттом гарцуют на лошадях принц Альберт и королева Виктория. Интересно, что как рассказала нам экскурсовод, конные памятники людям при жизни ставили так, что морда лошади смотрела вверх, а уже ушедшим из жизни на помент установки памяти – напрадлена вниз. Как пример она указала на памятники королевы Виктории и принца Альберта. На Джордж Сквер есть много других памятников знаменитым шотландцам. Слева от площади - памятник Веллингтону, который установлен перед Национальной галереей Шотландии. Памятник знаменит тем, что ежедневно, начиная с 1980-го года, на голову знаменитого военачальника кто-то неизвестный надевает дорожный заградительный конус. Ежедневно этот знак убирают, но наутро он появляется вновь. Главная пешеходная улица Глазго - Бьюкенен буквально нашпигована крупными магазинами и супермаркетами. Это кажется, что магазинов немного и что они неказистые. На самом деле каждый дом имеет могучую заднюю пристройку в несколько этажей. Особо впечатлил Allisaints Spitalfield . Его витрина – это самая большая в Европе коллекция старинных швейных машинок. Рассматривать витрины можно со всех четырех сторон, с основной и боковых улиц, а также внутри. По статистике Глазго самый многонациональный город Великобритании. Больше всего индийцев, пакистанцев, выходцев из Бангладеш. Глазго в значительной мере напоминает американские города: основная застройка XIX века, мощные викторианские здания и – квартальная планировка, улицы с односторонним движением и шумящее прямо под плитами тротуаров метро. Погуляли с Элиной по городу, погода была очень подходящей – не жарко и без дождя. Город Глазго произвел очень прияное впечатление. Конечно, очень понравился университет Глазго. Было полное впечатление, что попали в сказку, еще и приправленную интересной экскурсией от Элины. Университет Глазго – один из старейших университетов Европы и второй в Шотландии после университета Сент-Эндрюс. Университет был основан в 1451 году. Облицовка светлым песчаником и готический стиль совершенно чужды викторианской эпохе постройки, но университет Глазго является вторым по величине образцом неоготического стиля в Великобритании после Вестминстерского аббатства в Лондоне. Среди выпускников университета – шесть нобелевских лауреатов и два премьер-министра Великобритании. Сегодня в университете учится  16 тыс. студентов из 80 стран мира. University of Glasgow был  признан лучшим в стране по результатам недавнего рейтинга университетов Великобритании. Университет получил высшие награды за качество преподавание 16 предметов, опередив по этому показателю все прочие вузы Шотландии. Из 740 тыс. жителей Глазго каждый тридцать шестой имеет какое-то отношение к университету. Одних только преподавателей насчитывается пять с половиной тысяч.После этого мы поехали в Художественную галерею и самый посещаемый музей Шотландии – Келвингроув.Здание музея было построено в 1901 году и в настоящее время является важным памятником архитектуры Шотландии. Базисную основу галереи составляла коллекция уважаемого городского жителя Глазко - Арчибальда Маклеллана. Он отдал музею свое собрание шедевров, а именно 400 картин преподнес в дар галерее.В экспозиции галереи можно увидеть работы известнейших художников, среди которых картины Рембранта, Рубенса, Моне, Пикассо, Дали, Ван Гога. Здесь также представлена крупная коллекция предметов культуры Древнего Египта и несколько экспозиций, рассказывающих об истории, становлении и развитии культуры Шотландии. Еще одной достопримечательностью этого музея является большой старинный орган. Здесь проводятся ежедневные бесплатные концерты. Кроме картин, в музее выставлены также коллекции оружия и доспехов, искусство древнего Египта, коллекции по естественной истории (в том числе скелеты доисторических животных) и даже настоящий самолет «Спитфайр» - английский истребитель времён Второй мировой войны.  Под потолковисит инсталляция из голов, отображающих разные эмоции. К сожалению, у нас не было достаточно времени, чтобы фундаментально рассмотреть коллекцию музея и галерею, но общее впечатление мы получили.После интересной экскурсии по городу поехали в район озер и по пути заехали на вискикурню Glengoyne. У нас не была запланирована экскурсия по самой вискикурне, посмотрели ее обзорно и прослушали небольшую лекцию нашего гида о производстве виски. Шотландский виски производится с 1833 года на одноименном предприятии, расположенном в 15 км от Глазго. Условно говоря, это место находится на гипотетической линии, разделяющей район Хайленд и равнинную местность. Здешние обитатели зовут эту территорию Glen of the Wild Geese (в переводе «долина диких гусей»). Изначально завод назывался Burnfoot и был нелегальным, как и 18 его собратьев, расположившихся неподалеку. Привычное для нас имя вискикурня получила с появлением новых владельцев в 1876 году. Началось все с поставок рома и виски в Шотландию через порт Глазго торговцем по имени Хью Лэнг. Его дети — Александр, Гэвин и Уильям — продолжая дело отца, приобрели собственную вискикурню. Название Glengoyne она получила в честь долины, раскинувшейся у подножия горы Драмгойн. Здесь же берет начало речка, снабжающая водой все производство. Предприятие вскоре получило лицензию и стало не только единственным из продолжавших работу в этой местности, но и в целом самым южным производителем виски в Шотландии. Виски здесь получается необычайно легким из-за умеренного климата. В отличие от других односолодовых скотчей этого региона Glengoyne не имеет торфяного привкуса, так как ячмень здесь сушат на открытом воздухе. Также на этой вискикурне существует особая технология перегонки — так называемая «медленная» дистилляция. На Glengoyne для этого используют кубы разного размера. Те, что предназначены для вторичной перегонки, вдвое меньше по размеру. Считается, что этот способ в сочетании с длительным временем, которое здесь тратится на этот технологический процесс, делает конечный продукт более качественным. По сей день Lang Brothers Ltd. остается независимой фирмой, продукция которой представлена на прилавках 30-ти стран мира. Благодара богатой палитре ароматов и особой «жирной» текстуре, виски Glengoyne в 1999 году победил в соревновании с двадцатью более чем достойными собратьями, завоевав золотую медаль и титул «Образец гениальности мастеров винокурения». Виски этой марки с 17-летней выдержкой был любимым напитком королевы-матери. С этим названием связан еще один интересный факт из истории. Некогда на вискикурне Glengoyne служил акцизный офицер Артур Теддер, впоследствии ставший главным инспектором акцизной службы. Его сын проводил много времени вместе с отцом на предприятии. Позже Теддер-младший стал превосходным военным летчиком Королевских ВВС, сражался во Второй мировой войне. За боевые заслуги ему пожаловали баронский титул. Впечатлительный юноша в память о детских годах стал Бароном Теддером из Гленгойна. Виски Glengoyne имеет ярко-золотистый цвет. В его мягком аромате читаются не заглушаемые дымом нотки дуба и спелых яблок. Glengoyne имеет богатый вкус, насыщенный древесными и фруктовыми мотивами. Дальше наш путь лежал в сторону Национального парка  Trossachs с остановкой в турцентре Аберфойл. Троссакс называют озерным краем Шотландии. Этот национальный парк охватывает огромную территорию. Здесь находится самое большое по площади озеро Шотландии — Лох-Ломонд. Как нам объяснили приставка «лох» собственно и означает по-шотландски озеро, а через черточку пишут уже его название.С древних времен на берегах Лох-Ломонда и на склонах холмов селились суровые горцы. Но позже их все-таки переселили, а склоны заняли милые овечки. Говорят, что сейчас в Шотландии овечек в два раза больше чем жителей. Людей в Троссаксе живет очень мало, поэтому это место так привлекает туристов, уставших от шумных мегаполисов. В национальном парке обитает множество птиц, млекопитающих, произрастает несколько сотен видов самых разнообразных растений. Для любителей природы — это настоящий рай. По дороге к озеру Лох-Ломонд мы любовались чудесными видами. Удивительную красоту пейзажей парка Троссакс воспел в своих произведениях Вальтер Скотт, именно ему Шотландия обязано своей славой и популярностью у туристов. В этих местах происходило действие поэмы Вальтера Скотта «Дева у озера». Необычайная популярность «Девы у озера» в начале XIX века вдохновила Шуберта на создание «Песни Элен», которая также известна как «Аве Мария». Парк объединяет четыре зоны: Лох-Ломонд – самое большое озеро в Шотландии; Троссакс; Бредалбейн и старейший в Великобритании заповедник Аргайл. Озеро Лох-Ломонд является важной природной достопримечательностью Шотландии. На этом озере есть около 30 островов. На многих из них есть развалины старинных замков, домов, церквей. Некоторые из них исчезают под воду во время прилива. Кстати, если сначала мы считали, что название Лох-Катрин озеро получило в честь какой-нибудь прекрасной девушки, то на самом деле оказалось, что словом «cateran» называли разбойников, которые угоняли скот. В непроходимых окрестностях озера они прятали свою добычу.Теперь наш путь лежал в сторону замка Стирлинг. Стирлинг - один из самых грандиозных замков Шотландии. Расположенный на вершине потухшего вулкана он являлся стратегическим военным ключом от царства в средние века и любимой королевской резиденцией. Когда-то здесь короновали королей и королев, он успешно выдержал множество осад, а ныне назван национальным памятником и самой популярной туристической достопримечательностью. Стирлинг издавна охранял основные северные пути Шотландии. Считается, что первое укрепление возникло здесь еще в VII веке. Есть также мнения, что оно использовалось еще римлянами в I веке. В конце XIII века Стирлинг стал эпицентром конфликта между Англией и Шотландией. В те времена это был особенно важный стратегический объект, поскольку считалось, что тот, кто контролирует замок, контролирует Шотландию. Крепость была захвачена Эдуардом I            в 1296 году и Шотландия была провозглашена владением английского короля, но уже в следующем году вспыхнуло восстание и шотландцы вернули себе Стирлинг, что стало самым известным поражением, которое когда-либо потерпела английская армия.Кровавая история продолжилась Великой осадой 1304 года. Гарнизон всего из 30 человек держал оборону четыре месяца, пока не умер последний солдат. Но самая знаменитая битва состоялась в 1314 году в трех километрах от Стирлинга. Разгром английской армии обеспечил восстановление независимости Шотландии. Стирлинг также известен как королевская резиденция, в которой жила и короновалась королева Мария Стюарт. После возвращения из Франции, где она проживала в замке Шенонсо, Мария чуть не сгорела в собственной постели, когда от свечи случайно загорелись занавески. Как и в большинстве шотландских замков, в Стирлинг имеются свои привидения. Самый известный из них - Зеленая леди, которая появляется в самых неожиданных местах. Полагают, что это призрак горничной, которая спасла Марию Стюарт при пожаре, но сама скончалась от полученных ран. В тот день девушка была одета в зеленое платье. Говорят, появление туманной зеленой фигуры всегда предшествовало катастрофам, в том числе нескольких пожаров. Замок Стирлинг считают архитектурной жемчужиной Шотландии. Поскольку он перестраивался в течение многих столетий, его стиль заметно менялся от возрождения до поздней готики. Некоторые строения XIV века были восстановлены, но большинство из того, что можно увидеть сегодня, относится к XV, XVI и более поздним векам. Артиллерийские укрепления были построены в XVIII веке. Королевский дворец (XVI век) является лучшим примером ренессанса в Шотландии. Трехэтажное здание отличается богато украшенным фасадом и высокими окнами с нишами, в которых установлены гротескные резные фигуры. К сожалению, мы приехали уже за час до закрытия замка, поэтому смогли войти во двор, осмотреть замок снаружи и пройтись по улицам городка. План экскурсии был выполнен, мы поехали обратно. В 6.30 часов вечера от всей души тепло поблагодарили и попрощались с нашим гидом и поднялись в наш гостеприимный лайнер. В 23:00 было взято направление на Ливерпуль.
18.07.16 вторник - 7-й день путешествия 6-й круизный день
ЧЕСТЕР, Англия (ЛИВЕРПУЛЬ)   СТОЯНКА ЛАЙНЕРА  12:00 – ночь
В 12 часов дня мы уже вышли на берег порта Ливерпуль и возле круизного терминала встретились с нашим гидом Еленой (Elena Whitehead chipchey@gmail.com, сайт: http://russhelen.tourister.ru). Согласно плана, мы должны были посетить Честер. Договаривались с гидом еще в марте месяце, но уже поближе к самому круизу она обратилась ко мне с просьбой присоединить к нашей группе семью из четырех человек. Мы согласились, хотя потом поняли, что экскурсия для 6-ых отличается от экскурсии для 10-ти человек.Это и проведение экскурсии с микрофоном, что отдаляет гида от гостей, это то, что не всегда можно сказать одним, не задев других. В общем, конечно, никаких претензий гиду Елене, она честно выполнила свою работу «от сих до сих», но такой душевности, как с гидом в Шотландии не получилось. В завершении экскурсии она еще напомнила нам о необходимости расплатиться, как-будто мы не собирались этого делать... Проведя с нами небольшую прогулку по приморскому бульвару Ливерпуля, гид пригласила нас в минибус и мы поехали в Честер. Честер - это бывший римский город, построенный римлянами. (Chester, 120 000 жит.)- без сомнения, один из самых интересных городов Англии. Вначале мы прогулялись по городской стене , время постройки которой относится к 14 в. Со стены открывается живописный вид на город и реку Ди (Dee). Маршрут занял около часа, за который мы обошли весь Честер. Прогулка началась у Восточных ворот, верх которых венчают часы, самые фотографируемые в Англии после Биг-Бена. Идя дальше по стене, ближе к Новым воротам, попробовали пробежаться по «ступеням желания», или Угловым ступеням, построенным в 1785 г. Согласно легенде, если загадать желание и пробежать снизу до верха и обратно, при этом задержав дыхание, то загаданное обязательно сбудется. К сожалению, дыхание уже не то – не получилось... Вошли в башню короля Чарльза, из которой Карл 1 следил за поражением своих войск в гражданской войне. Возведенная в 1092 г. красная монастырская церковь была превращена Генрихом VIII в собор. Позже он многократно перестраивался, соединяя в себе черты различных архитектурных стилей. Гордость Честера - большие фахверки с высокими, выдающимися вперед мансардами, реставрированными в викторианскую эпоху. На первом этаже располагаются сувенирные лавки, магазины, а на втором — частные квартиры. Часто эти дома называют «сороками» из-за их бело-черной расцветки.  Характерная черта города - The Rows («Ряды») , соединенные друг с другом галереи второго этажа, образующие длинные ряды над лавками и магазинами первого. Это красивое зрелище, которое простирается на 200 или 300 ярдов на каждой из главных городских улиц, является смесью оригинальных тюдоровских домов и викторианских подражаний, которые трудно различить. Не существует чёткого объяснения происхождения «Рядов», они были впервые зарегистрированы вскоре после пожара, опустошившего Честер в 1278 году. Вероятней всего, твёрдая скала, которая лежит в основании центра города, помешала владельцам магазинов и торговцам построить погреба, которые были им необходимы, так что вместо этого они построили помещения наверху. Самые красивые тюдоровские здания находятся на Уотергейт-стрит, хотя Бридж-стрит является самой живописной улицей. При своих небольших размерах город хранит внушительное количество достопримечательностей, повествующих о 2000-летней истории города - со времен римлян, заложивших здесь первый камень военного лагеря, и до наших дней. В 79 году нашей эры римляне построили здесь «воинский лагерь на реке Ди» – самую большую из известных крепостей Британии. Позднее Этельфледа, дочь короля Альфреда Великого, расширила и заново укрепила это поселение, но веком позже Вильгельм Завоеватель захватил и разорил его. Честерский кафедральный собор - пожалуй, главная достопримечательность города и один из самых впечатляющих памятников английского Средневековья. Построенная еще в 907 г. церковь несколько раз перестраивалась и реконструировалась, и потому в ее архитектуре смешение стилей разных эпох.   В Честерском соборе хранится уникальная икона «Мадонна с младенцем», выполнена она не на обычном холсте, а на паутине. Создатели этого искусства — тирольские крестьяне, собиравшие паутину с садовых деревьев. Ее очищали, натягивали на картон и пропитывали для прочности молоком. Словно сотканная из воздуха честерская «Мадонна с младенцем» живописца Элиаса Прюннера — самая старая в мире из всех дошедших до нас гравюр на паутине, возраст ее близится к 200 годам. Уточнили этот факт у гида и она сказала, что ни разу не видела эту икону в соборе...  Другой достопримечательностию Честера является Высокий крест (The Cross), расположенный на перекрёстке улиц, где городской глашатай приветствует приезжающих в город (май-август вторник-суббота в полдень). К сожалению, мы этого не увидели за то время, что провели в городе. Городская Ратуша и Собор Честера - севернее Высокого креста, вдоль Нортгейт-стрит, поднимается неоготическая городская Ратуша (Town Hall). Была очень хорошая погода, хорошее настроение, город очень понравился. После этого была запланирована поездка в деревню Порт Санлайт. В Британии во времена промышленной революции 19 века был создан город (поселение) одного предприятия, в котором было запрещено пьянство, рабочие жили в коттеджах, получали бесплатное образование и землю для садоводства. В голове крутилось то, что это напоминает "Город Солнца" Томаззо Кампанеллы... Успешные предприниматели вложили свои деньги в построение города будущего, с новыми отношениями между людьми. Каждый дом в этом городе не похож на другой, так как создавался по индивидуальному проекту архитектором, входившим в эту группу новых людей, опередивших свое время.Весь антиквариат и картины, собранные за годы, владельцы фабрики передали в бесплатную галерею для народа. Это случилось за сто лет до того, как музеи в Британии сделали бесплатными. Коллекция британского неглазированного фарфора марки Веджвуд в галерее просто роскошна. Мы увиделие так называемые «мыльные» картины. Здесь начиналась слава фирмы Юнилевер, глава которой придумал продавать мыло с разными картинками на упаковке. Это идея имела очень большой успех. Очень интересный факт, который не знал раньше – о картине  художника Джона Эверетта Милле (1829 год - 1896 год) "Мыльные пузыри" , которая была написана им в 1886 году. На картине изображён четырёхлетний внук художника - Вильям Джеймс, будущий английский адмирал, надувающий пузыри из мыльной пены с помощью специальной трубочки. Из-за короткого времени жизни настоящих мыльных пузырей для их изображения были изготовлены специальные стеклянные сферы, которые и служили художнику моделями. Первоначально картина получила название "Мир ребёнка" и только позже стала всемирно известна как "Мыльные пузыри".Вообще, изображая мыльные пузыри, Милле хотел напомнить нам о быстротечности и хрупкости красоты, недолговечности человеческой жизни и неизбежности смерти. Такое сочетание - ребёнок и идеи бренности мира - были совершенно новыми для живописи викторианской эпохи, в которой изображения детей были связаны лишь с невинностью и радостями детства. По окончании картина была продана Джоном Миллером сэру Уильяму Ингрэму - владельцу популярного лондонского журнала и полноцветная иллюстрация с картины уже под названием "Мыльные пузыри" появилась в рождественском выпуске, посвященном 1887 году.Как же случилось, что картина изменила первоначальное название? Еще до появления иллюстрации в журнале, авторские права на картину были выкуплены компанией по производству мыла "A & F Pears". А управляющим этой компанией в те годы был Томас Баррет - один из пионеров современной рекламы. Вот Томас Баррет и решил использовать эту замечательную работу в качестве рекламы, для чего на переднем плане был добавлен кусочек мыла с логотипом "Pears soup". Милле был взбешён, но уже ничего нельзя было изменить - продажа им авторских прав на картину давала возможность её новым хозяевам использовать работу по своему усмотрению, в том числе, и в рекламных целях. Что и случилось. В 1914 году компания "A & F Pears" была куплена "Lever Brothers", а позже стала частью концерна "Unilever Group". Продукция "A & F Pears" всё же была сохранена как отдельный бренд. До сих пор "Мыльные пузыри" остаются одним из наиболее известных когда-либо созданных рекламных изображений. Множество цветных копий, выполненных с картины, разошлись по всему миру, обессмертив фигурку маленького мальчика с удивлением и грустью наблюдающего за полётом хрупкого, лучистого шарика.
Художественная галерея леди Левер, одна из самых больших достопримечательностей городка Порт Санлайт. Галерея особенно славится картинами британских художников XVIII-XIX века, а также мебелью XVIII века и большой коллекцией посуды фирмы Веджвуд. Музей был создан в 1914 году, но двери музея для посетителей открылись только в 1922 году. Эта галерея была основана богатым промышленником викторианской эпохи Уильямом Хескет Левером, виконтом Леверхалмом, который сумел собрать одну из лучших в Англии коллекций живописи. Большой светлый музей, построенный в классическом строгом стиле, галерею он посвятил памяти своей покойной жены. Мы увидели, действительно, одну из самых красивых коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Великобритании, в том числе коллекцию красивой китайской керамики. Залитый солнечным светом главный зал галереи выдержан в классическом стиле и там находятся работы художников XVIII и XIX веков.
В сквере перед  Художественной галереей находятся интересные солнечные часы – надо встать на плитку с названием месяца, повернуться в сторону числа месяца, тогда тень человека укажет на время дня (с поправкой на перевод на летнее / зимнее время). После посещения Санлайт вернулись обратно в Ливепруль. Вернулись мы в 17.00,  поэтому еще немного погуляли по приморскому бульвару, потом поднялись на корабль на ужин. После этого, как уже привыкли, - посещение театра и музыкальных салонов. Корабль оставался в порту до 14:00 следующего дня, выходить вечером в город еще раз не захотелось.                                                                                                                  19.07.16 вторник - 8-й день путешествия 7-й круизный день
Англия (ЛИВЕРПУЛЬ)   СТОЯНКА ЛАЙНЕРА  ночь--14:00
До отхода лайнера в 14:00 впереди было несколько часов для более близкого знакомства с Ливерпулем. Первый туристический автобус начинал свою работу в 10 часов утра. Стоимость билета 9 фунтов на человека, поехали... Первые упоминания о Ливерпуле относятся к концу XII в., всредние века он имел значение прежде всего как порт, через который шла торговля с Ирландией, а с XVII в. становится важным пунктом торговли Великобритании с Америкой, за счет чего растет благосостояние города. Сейчас население Ливерпуля составляет около 730000 человек. Город не только не утратил статус крупнейшего порта страны, но еще и приобрел статус торгового и финансового центра. Порт в Ливерпуле расположен прямо в центре города на Канадском бульваре. Остановка автобуса – направо от выхода из терминала на бульваре. Главной городской улицей является Лайм Стрит. Здесь много достопримечательностей, в том числе первая в истории железнодорожная станция линии Ливерпуль-Манчестер. Недалеко от Лайм Стрит находятся весьма загадочные подземные лабиринты, вырытые в XIX веке по указке табачного магната Джозефа Вилльямсона. Никому неизвестно, для чего Вилльямсон их рыл. По одной из версий - он был "святым" филантропом и таким образом боролся с безработицей. По другой - готовил себе убежище на период приближающегося Армагеддона. Музей Биттлз -  Ливерпуль широко известен среди любителей музыки благодаря тому, что является родиной "Биттлз". На приморском бульваре рядом с музеем Ливерпуля установлена композиция «великолепной четверки» - Биттлз. С другой стороны музея находится Альберт-Док. Это один из первых в мире доков закрытого типа. Когда-то он был самым большим доком в стране и считался символом Ливерпуля. Построен только из камня, кирпича и чугуна без использования дерева и назван в честь принца Альберта, которой присутствовал на его открытии более 150-ти лет назад.                                                        Ливерпульский собор Христа и святой Девы Марии был построен в XX веке, это крупнейший собор Великобритании и пятый по величине в мире. Сначала резиденцией епископа была небольшая приходская церковь Святого Петра. Почти 20 лет ушло на согласование места строительства нового собора и конкурс проектов. Конкурс выиграл 20-летний Джайлс Гилберт Скотт, который к тому времени еще не завершил учебу, не построил ни одного здания, и к тому же принадлежал к католической вере. Первый камень был заложен королем Эдуардом VII в 1904 году, однако в 1910 году Скотт кардинально переработал проект. Первоначальный план предусматривал строительство двух башен и единого трансепта, согласно новому плану была построена центральная башня и два симметричных боковых трансепта. Большие изменения претерпела и отделка собора, во многих элементах неоготический стиль был заменен на более современный и монументальный.Первая мировая война существенно задержала строительство, которое возобновилось в 1920 году. Планировалось завершить работы к 1940 году, но из-за начавшейся в 1939 году Второй мировой войны строительство вновь замедлилось, к тому же собор пострадал от бомбардировок.Полностью собор был завершен лишь в 1978 году. Его длина составляет 189 метров, а высота центральной башни - 101 метр. Колокольня собора также одна из самых высоких в мире, а на высоте в 67 метров находится самое высокое и самое тяжелое в мире собрание звонящих колоколов. Также собор может похвастаться самым большим в Великобритании органом.  Практически рядом с входом в порт стоит памятник героям машинистам "Титаника" . Его поставили в память о героизме и преданности долгу, которые показали 244 инженера судна, оставаясь на своих постах, что позволило судну оставаться на плаву как можно дольше. Памятник был построен около 1916 г, и хотя был изначально связан только с Титаником, позже его дизайн был изменен и он стал памятником всем морякам и работникам машинных отделений, которые погибли во время Второй мировой войны. На северной стороне памятника находится надпись, которая гласит – « В честь всех героев машинного отделения». А на южной « Последовать их мужеству и преданности долгу».
Памятник очень символичен, и представляет собой обелиск и главными впечатляющими деталями являются скульптуры – два кочегара с одной стороны и два инженера с другой. У основания обелиска по углам присели четыре мускулистых человека, а рядом над волнистыми линиями воды, поднимаются позолоченные солнца. Затем, в верхней части обелиска, четыре девы стоят в развивающихся одеждах. На самой вершине обелиск увенчивает факел с золотым пламенем,символизирующий торжество огня – то есть, победу паровых двигателей над водой. По пути следования туравтобуса мы выходили посмотреть внутри Ливерпульский собор. Впервые видели и очень удивились тому, что внутри собора находится довоьно большое кафе. Не проверял, но надеюсь, что с «божескими» ценами. После этого доехали до Альберт-Док, посмотрели как можно при желании превратить старые корабельные доки в место отдыха горожан и гостей города. Попутно зашли в музей Ливерпуля, посмотрели экспозицию. Ливерпуль оставил очень хорошее впечатление. В 13:00 поднялись на борт «Celebrity Silhouette», в 14:00 попрощались с гостеприимным городом. Направление - Дан Лири.
20.07.16 вторник - 9-й день путешествия 8-й круизный день
Дан Лири (Дублин), Ирландия                                            СТОЯНКА ЛАЙНЕРА 07:00 - 18:00
В 7 утра лайнер встал на якорную стоянку на рейде городка Dun Laoghaire (Дан Лири). Переезд в порт был организован спасательными катерами корабля. Путь занял 20-25 минут. Мы находимся в Ирландском море, оно является одним из самых коварных морей в мире. Нередко бывали такие случаи, когда за одну ночь в этом море тонуло до двух десятков кораблей. В 1807 году недалеко от берега от налетевшего шквального урагана затонули две корабельные морские эскадры принца Уэльского, унеся жизни 380 солдат и членов их семей. 10 октября 1918 года, всего за месяц до окончания Первой Мировой войны, в этом месте подводная лодка U-boat 132 двумя торпедами потопила крейсер Leinster, в результате чего погибло около 500 человек. 74 форта охраняли ирландское побережье от вторжения французов во времена Наполеона. Из них 27 фортов охраняли дублинское побережье. Форты были воздвигнуты в течение всего 10-ти лет, начиная с 1804 года. Сама идея создания прибрежных фортов исходила от случая, связанного с английской военной компанией, когда подобные форты Cape Mortella, что на острове Корсика, имевшие малочисленный гарнизон, сумели нанести значительный ущерб двум большим военным кораблям, которые в итоге были вынуждены отступить. Под впечатлением защитной способности таких фортов, английские власти воздвигли подобные береговые форты вокруг Англии и Ирландии. Форты были вооружены 18-ти или 24-х футовыми орудиями, установленными на рельсах, на в верхней части брустверов. В дополнение, в некоторых фортах, орудия были установлены еще и перед самим фортом. Толщина защитных стен составляла примерно 8 футов (фут - мера длины, равная 30,48 см) - 2.5 метра толщины. Все эти форты, в основном сохранились. Некоторые из них были переоборудованы в кафе или жилые дома.
Значительным толчком для развития городка Кингстоун (Kingstown) , более известного под названием Дан Лири (в переводе с ирландского - Форт короля Лери {Dun Laoghaire}) послужило то, что сюда в 1834 году провели из центра Дублина железную дорогу. Одновременно в Дан Лири была построена большая и добротная железнодорожная станция. Она обслуживает пассажиров и по сей день, включая пассажиров, прибывающих несколько раз в сутки из Великобритании паромом в морской порт, расположенным по соседству. На первом перекрестке, с правой стороны, находится здание Департамент Рыбного Промысла. Приблизительно на месте этого здания, в 5-ом столетии, находился Форт (по гэльского "Форт" - "Dun") короля Лири (King Laoghaire). В 1821 году это место было переименовано на английский манер, как Кingstown (Королевский Городок), но в 1920 году городку вновь вернули ирландскую версию звучания и правописания, как Дан Лири. В зоне пирса, в гавани, находятся небольшие бараки, принадлежащие ирландской военно-морской службе. Здесь же расположено учреждение Специально Уполномоченных по Освещению Ирландии - организация, отвечающая за бакены, буи, маяки и освещение ирландского побережья, учрежденное еще в 1867 году. Рядом находятся яхт клубы. Королевский Ирландский Яхтовый Клуб с восьмиколонным зданием, он был учрежден здесь в 1851 году. Первые же парусные гонки - регаты, здесь были зарегистрированы сразу же после окончания строительства пирса, в 1828 году. Далее расположено новое здание морского вокзала Stena Ferry Terminal, введенного в эксплуатацию в 1996 году. Далее расположен архитектурный шедевр, выполненный в венецианском стиле - Town Hall (1880), реставрация лицевой части которого завершилась в 1997 году. Ныне в этом здании разместилось государственное учреждение под именем Дан Лири Ратдаун Каунти Кансэл. Чуть выше по улице Royal Marine Road виднеется шпиль церкви St Michael’s Church, опустошенной пожаром в 1966 году. По этой же улице, но с левой стороны, расположен парк Moran’s Park и высотное здание. Далее, с левой стороны, виднеется шпиль церкви Marine’s Church (1837). Ныне в этом здании расположился государственный морской музей. В коллекции этого музея есть баркас, который в 1796 году участвовал в составе французской эскадры во вторжении на территорию Ирландии. Это самый старинный баркас из подобных сохранившихся в мире. Гранитный камень для строительства пирса доставляли при помощи фуникулеров подвесной дороги с расположенной по соседству горы из городка Dalkey. Когда верхний фуникулер загружали строительным камнем, и под собственной тяжестью он спускался вниз, при этом поднимая наверх другой, порожний фуникулер. Дальше по улице находится второй Яхт Клуб - Royal St George, основанный в 1845 году. Расположенный на нашем пути обелиск воздвигнут в честь George IV и напоминает о том, что именно он официально создал особую ассоциацию для строительства этой гавани, окруженной каменными пирсами. Далее расположена организация Королевская Государственная Спасательная Служба. Впервые службу спасательных судов в Дублине создали примерно в 1800 году. Постоянно действующий сервис спасательных судов начал действовать с 1862 года. Это был самый первый в Европе подобный сервис. Яхт клуб National Yacht Club является одним из трех яхтовых клубов, расположенных на территории Дан Лири . В самом начале пирса, с правой стороны, расположены места для купания, сооруженные в викторианском стиле. Здесь же на постаменте находится старинное орудие, символизирующее то, что Ирландия была готова отражать возможное военное вторжение французов во времена правления Наполеона. Потом мы пошли к ж.д. вокзалу. Увидели «ловцов туристов» - представителей фирмы туристических автобусов зеленого цвета, а рядом – междугородний автобус этой фирмы. Подумали, что купив билеты на него, сразу на нем и поедем в Дублин. Оказалось, что нет – сначала нужно было купить билеты в кассе на дарт - местную электричку одновременно с билетами на этот автобус в Дублине.Общая стоимость такого билета 23 фунта на чел. Кстати сказать, можно купить билет только на поезд, а в самом Дублине выбрать между всем известным красным Citysigntseenig и зеленым. Цены и маршруты совершенно одинаковые. Интервалы на красном короткие: 8-10 минут, у зеленого – 15-20 мин. Прочли, что зеленые автобусы мультиязычные, включая русский язык, но оказалось, что только каждый третий автобус имеет мультиязычный аудиогид, а в остальных роль гида выполняет водитель автобуса. Остановка автобуса находится напротив ж.д. станции.
Дублин - столица Ирландии. Город был основан в начале 9 века на восточном побережье острова в дельте реки Лиффи на берегу Дублинского залива. Дублин считается одним из самых древних городов Западной Европы.
Собор Святого Патрика расположен в центре города и является самой большой церковью в Ирландии. Он был построен в 13 веке на том месте, где Святой Патрик крестил местных жителей. В 18 веке церковь отреставрировали в готическом стиле, с тех пор здесь ежедневно проводятся службы. В Соборе находятся останки известного сатирика Джонатана Свифта, который был настоятелем монастыря в 18 веке.          Дублинский замок был возведён в 12 веке и до сих пор является одной из самых главных достопримечательностей города. Стоит замок на небольшом возвышении к западу от города. Он окружён крепкой защитной стеной со сторожевыми башнями, воротами и окружён рвом с водой. Дублин славится своими общественными парками, наиболее известным из которых является Парк Феникс, расположенный рядом с резиденцией ирландского президента. Он находится в западной части города и занимает площадь в 712 га. Здесь вдоль открытых травяных полян можно прогуляться по 3 пешеходным дорожкам и посидеть на берегу небольших озёр. В парке расположен Дублинский зоопарк.Вискикурня Джона Джемесона, открытая им 1780 году, является музеем одного из символов Ирландии - известного всему миру виски Jameson, которому уже 230 лет.
Одна из основных достопримечательностей столицы  - университетский комплекс Тринити Колледж (или же Колледж Святой Троицы)  был основан королевой Елизаветой I в 1592 году. Тринити Колледж - старейший и престижнейший университет Ирландии. Он входит в число пятидесяти лучших университетов мира, а расположен, естественно, в центре Дублина. Был основан в 1592 году английской королевой Елизаветой I, время правления которой называют "золотым веком" Англии. Здесь обучались Оскар Уайльд ("Портрет Дориана Грея"), Джонатан Свифт ("Путешествия Гулливера"). Самое примечательное сооружение находится прямо напротив входа - это колокольня ("кампанила") середины 19-ого века. С обеих сторон от колокольни расположены два сидячих памятника. Левый изображает директора университета Джорджа Сэлмона (1888-1904), сравнительно известного математика и одновременно теолога, автора публикаций в области аналитической геометрии и многомерной алгебры.  Он был решительно против того, чтобы дать женщинам возможность обучаться в университете, ведь Тринити колледж, как и многие другие заведения того времени, был изначально открыт только для мужчин, а первые девушки поступили сюда уже после смерти Сэлмона. Правый памятник посвящён Уильяму Леки, ирландскому историку и писателю. Уж не знаю, чем он заслужил такое почётное место на кампусе, но факт остаётся фактом. Скульптура напротив здания библиотеки - "сфера внутри сферы", работа итальянца Арнальдо Помодоро. Похожие сферы можно увидеть в Ватикане, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в различных музеях в Вашингтоне, Сан Франциско. В Тринити Колледже существуют две библиотеки в двух разных зданиях. Новая библиотека предназначена для студентов и преподавателей, а старая библиотека является музеем и гордостью университета. Жемчужиной музея считается так называемая Келлская книга, рукописная книга заботливо составленная монахами острова Иона (Шотландия) в начале 9-ого (!!!) века и долгое время хранившаяся в аббатстве города Келлс (Ирландия). Её страницы содержат четыре Евангелия на латинском языке и огромное количество цветных узоров и миниатюр тонкой работы. Конечно, мы вышли возле  Тринити Колледжа и прогулялись по его территории. Очень красиво, впечатляет, потом снова сели на тур. автобус, доехали до  ж.д. станции и вернулись в порт. На набережной посмотрели выступление, видимо, детского танцевального кружка ирландских танцев. Девочки очень самозабвенно танцевали. А дальше известно -  катером на корабль, ужин, театр, музыкальные салоны и отдых после экскурсии. В 18:00 лайнер покинул якорную стоянку.                                          Направление - остров Гернси, порт Коб.
21.07.16 вторник - 10-й день путешествия 9-й круизный день
Коб, Ирландия                          СТОЯНКА ЛАЙНЕРА 8:00 – 18:00
Круизные лайнеры причаливают к порту г. Коб (Cobh). Валюта - Евро.  Балкон нашей каюты находился прямо напротив памятной доски - прямо отсюда и уходил Титаник в 1912 году. Собственно пассажирский терминал очень компактный, вплотную к нему прижата ж.д. станция и сразу за терминалом начинается "набережная" - метров 200 всего. Многие отсюда электричкой едут в город Корк, но мы решили не ехать, т.к. отзывы о посещения этого городка были никакие, поэтому остановились в Коб. В каждом графстве Ирландии немало интересных, самобытных уголков, но, пожалуй, одним из самых уникальных мест является портовый городок Коб (в переводе с ирландского – «бухточка») в графстве Корк, который находится на южном берегу Большого острова в гавани Корка. Гавань эта, кстати, является второй по величине в мире естественной гаванью. Население 6517 человек (на 2006 год).
Согласно легенде, одним из первых ирландских поселенцев был Neimheidh, который высадился в гавани Корка за 1000 лет до н.э. Он и его спутники, как утверждается, умерли от чумы, а Большой остров на ирландском языке стал называться «Oilean Ard Neimheadh» в честь своего первооткрывателя. Позже Большой остров получил имя «Crich Liathain» в честь племени леханов (Lehane), бывших его правителями. Впоследствии остров называться «Oilean Mor An Barra» (Большой остров Бэрри и Бэрримора), т.к. семья Бэрри получила его в наследство. На острове стояла деревушка Ballyvoloon, смотрящая на бухту, т.е. Коув «Cove». Именно об этой деревушке историк Смит написал в 1750 году, что она населена моряками и чиновниками, в первый раз назвав селение Коув. В справочнике Корка за 1787 год указывалось, что в Коуве было около тридцати предпринимателей, в том числе один мясник и один торговец мануфактурными товарами. В 1780-е годы в городе открывается паб «Anti Gallicon», В 1720 году на острове Haulbowline был открыт Водный клуб, ставший прародителем Королевского яхт-клуба Корка (ныне базирующегося в Кроссхэвен) и являющимся старейшим яхт-клубом в мире.
В начале 1800-х годов Коб начинает стремительно развиваться, чему содействовала обстановка в мире. Благодаря своей естественно защищенной гавани город приобретает исторически важное значение как место для военно-морской базы. К примеру, во время наполеоновских войн между Францией и Англией, здесь базировался военно-морской флот. И сегодня на острове Haulbowline расположены подразделения ирландской военно-морской службы. В период Наполеоновских войн, когда Коб был британским военно-морским портом с собственным адмиралом, была построена значительная часть зданий, стоящих и по сей день. Для многих ирландцев именно порт Коб стал отправной точкой на пути в Канаду, США, Австралию. Притеснения со стороны англичан, нищета, неурожаи, великий голод 1845года, повлекший за собой страшные эпидемии болезней, отсутствие всяческих перспектив для нормальной жизни – все это послужило причинами беспрецедентной по свои масштабам эмиграции.В период 1848-1950 годов более 6 миллионов взрослых и детей эмигрировали из Ирландии (Коб стал местом прощания с Родиной для более 2,5 миллионов ирландцев). На берегу бухты установлен памятник (хрупкая девушка и двое мальчишек рядом с ней в честь Энни Мур. Эта девушка и ее братья стали первыми в истории людьми, попавшими в США через новый иммиграционный центр, отрывшийся на острове Эллис (Нью-Йорк) 1 января 1892 года. Они покинули Коб (называвшийся в то время Квинстаун) на пароходе «Невада» 20 декабря 1891 года и спустя 12 дней прибыли в США. Аналогичную статую Энни можно найти на острове Эллис в Нью-Йорке. Для ирландцев Энни Мур является символом эмиграции, воплощающим в себе боль вынужденной разлуки с близкими людьми и надежды на лучшую жизнь. Путь этой хрупкой девушки повторили миллионы ирландцев. Остров Haulbowline, напротив Коба, является штаб-квартирой ирландской военно-морской службы, бывший британский военно-морской станции. Важной статьей доходов Коба стал туризм. Большие круизные лайнеры посещают город каждый год, в основном в летние месяцы. На высшей точке Коба стоит Кафедральный собор Св. Кольмана (1868–1915), в поисках интересных видов на порт и городок пошли туда. Надежда на виды не очень оправдалась...Мемориал Лузитании - 1198 из 2000 пассажиров и членов комманды круизного лайнера погибли после торпедной атаки с немецкой подводной лодки в 1915 г. Среди них было 128 американских граждан. Гибель Лузитании - флагмана компании Кунард - стала для руководства США важным поводом для вступления в Первую мировую войну. Очень маленькая, но ухоженная набережная от музея Титаника до круизного терминала. Именно отсюда впоследствии отправляли заключенных в Австралию, а ирландских иммигрантов в северную Америку. Коб вошел в мировую историю как порт, откуда в 1821 году отправилось в Англию первое паровое судно. А в 1838-м здесь останавливался знаменитый «Сириус» – первый паровой корабль, который пересек Атлантический океан. В 18:00 лайнер вышел из бухты Ков в направлении острова Гернси.

22.07.16 пятница - 11-й день путешествия 10-й круизный день
Остров ГЕРНСИ (Сент-Питер-Порт), Англия   СТОЯНКА ЛАЙНЕРА (внешний рейд) 13:00 - 21:00
В 13.00 лайнер встал на якорную стоянку на внешнем рейде острова Гернси. До берега на добирались «шаттлах» -  моторных спасательных шлюпках лайнера.Заняло это минут 20.У Англии есть свой собственный "остров свободы" -  остров Гернси,входящий в состав Нормандских островов, находится под юрисдикцией британской короны, но при этом не является частью Великобритании, не входит в состав Европейского Союза, и кроме всего еще официально признан оффшорной зоной. Этот остров впитал в себя французскую и английскую культуры и уникален своей архитектурой. Вопрос, который задают почти все посетители - это почему Гернси относится к Британским островам, а не к Франции, несмотря на то, что территориально он ближе к Франции. Вся эта история началась в 933 году н.э., когда Нормандские острова стали частью Нормандской короны. В 1066 герцог Нормандский разместил свою армию в Сассексе и стал королем Уильямом I. Его графство Нормандское, включая Нормандские острова, стало королевством Англии и Нормандии. 138 лет спустя король Джон потерял большую часть герцогство Нормандского, но Гернси и другие Нормандские острова остались под Британской короной. В это время остров развил свою собственную систему правления и институты парламентаризма, и сегодня - это территория с самостоятельным управлением. Сент-Питер-Порт — это не просто столица Гернси, а его главный порт. Этот небольшой городок начинает свое летоисчисление еще с римских времен. В то время Сент-Питер-Порт был популярным портом среди многих мореплавателей и путешественников. Их привлекало удобство расположения города и безопасность якорной стоянки, что тогда было огромной редкостью. Сент-Питер-Порт, безусловно, относится к одному из самых красивых городов Нормандских островов. В его узких улочках эффектно смешались английский и французский стили, создав в городе необыкновенную атмосферу. Многоуровневые сады и тихие аллеи в сочетании с огромным количеством старинных зданий создают неповторимую атмосферу.                                                                                   Климат и погода Город Сент-Питер-Порт характеризуется мягким умеренным климатом. Теплая зима сменяется солнечным, но не жарким летом. Теплее всего здесь с июля по сентябрь. Дневная температура в это время года находится в пределах +20 ºС. Дожди — явление достаточно редкое, чаще всего они бывают с декабря по февраль. Температура в городе, как и на всем острове Гернси, редко достигает нулевой отметки.                               В самый прохладный месяц (февраль) температура составляет около +6 ºС. С суши город Сент-Питер-Порт окружают небольшие холмы, а к югу растянулись вдоль побережья живописные утесы. Французы острова называют Нормандскими, у них и Английский Канал – Ламанш.
На набережной нас ждал тур.поезд (трактор и несколько вагончиков), продавали билеты на него на ближайший выезд через 1,5 часа (поезд небольшой, а пассажиров корабля около 3 тыс. чел.), поэтому решили походить по городку самостоятельно. Как потом оказалось, это было правильное решение – не выбрасывать по 7 евро за чел. на поездку этим «поездом». Все достопримечательности находятся в пешей доступности – до замка Корнет 15 мин. ходьбы, до первой улицы – 5 мин. Замок занимает часть острова, которая ранее была отделена от основной части Гернси, а сегодня соединена с ним волнорезом. Издали он похож на беспорядочное нагромождение гранита. Это сооружение XIII века выгладит театральной декорацией к исторической драме, и такая драма действительно имела место. Во время гражданской войны в Англии, когда остров объявил себя сторонником парламента, роялисты долго еще отсиживались за крепкими стенами замка. В результате остров Гренси оказался последним оплотом королевской власти на Британских островах, впоследствии павшим под натиском сил парламента. Стены старинного замка Корнет XIII века украшают пять чугунных фигур современного скульптора Энтони Гормли. Пять измождённых фигур вокруг территории замка стоят, как часовые на страже. Они находятся в замкнутом пространстве, а их взгляды устремлены к горизонту. Скульптурный ансамбль представляет собой размышление о свободе и тюремном заключении. В XVIII веке замок Корнет стал базой английских каперов, выходивших отсюда в море за добычей. Трудились пираты с законными лицензиями на свой промысел прилежно, и к 1800 году они захватили добычу на 2 000 000 фунтов стерлингов. Сейчас Замок Корнет это уникальный музей, вход в который стоит 10 фунтов.Отвиль-Хауз — это дом, в котором в конце XIX века жил и работал известный французский писатель Виктор Гюго во время своего изгнания. Именно здесь были созданы такие великие произведения, как «Отверженные», «Человек, который смеется», «Труженики моря» и др. Сейчас в этом доме создан музей. "Кусочек Франции, отколовшийся от нее, упавший в воду и подобранный англичанами" - так когда-то сказал об острове Гернси великий французский писатель Виктор Гюго, три года проживший здесь в изгнании. На побережье Гернси можно увидеть множество замков, фортов, крепостей и наблюдательных вышек, которые являются наследием богатого военного прошлого, которым так гордятся жители острова, и к которому относятся с особой бережливостью.Остров Гернси вместе с островами Олдерни, Сарк, Херм и множеством маленьких необитаемых островков и скал является так называемым Коронным владением британской короны, то есть является самостоятельно управляемой территорией и не входит в состав Соединённого Королевства . В то же время Гернси ( как и другие Коронные владения Британии - Джерси и Мэн) не является независимым государством, законодательная власть на его территориях принадлежит британскому парламенту. Британский монарх в каждом из владений представлен лейтенант-губернатором (сейчас это главным образом церемониальный пост). Больших впечатлений посещение городка у нас не вызвало, несмотря на хорошую погоду. Заглянули в несколько магазинов, убедились что ничего такого, на чем стоит остановить взгляд, не нашлось. После этого «шаттлом» вернулись на корабль. В 21:00 по расписанию покинули рейд острова Гернси. Впереди – последний порт нашего круиза – порт Гавр во Франции.
23.07.16 суббота - 12-й день путешествия 11-й круизный день
ГАВР (LE HAVRE)  Франция                                      СТОЯНКА ЛАЙНЕРА 07:00 - 21:00
Как всегда, точно по расписанию, в 7.00 лайнер пришвартовался во французском порту Гавр. Он, почему-то, рассматривается как морские ворота в Париж, хотя до Парижа чуть ли не три часа езды. На сам город вечного огней и света остается не более 4-5 часов, что, сами понимаете, явно несерьезно для Парижа. В Париж мы решили не ехать, от пристани в Гавре у нас была заказана экскурсия по Нормандии с гидом Кириллом info@best-tour.fr, bretagne.guide@gmail.com, сайт  www.best-tour.fr Мы с ним списывались и договаривались тоже в марте месяце, он был первым, кто предложил почасовой план экскурсии. Экскурсия была расписана по местам посещения и по часам, и наш гид старался придерживаться плана. Мы встретились у выхода из круизного терминала, сели в минибус и экскурсия началась. Надо сказать, что Кирилл – достаточно образованный человек, получивший образование в Сорбонне и очень хороший гид. Вначале мы поехали в городок Онфлер, куда приехали примерно через 45 минут.  Проехали через гигантский Мост Нормандии, словно парящий над устьем Сены. Посмотрели на отлив в Сене метров на 8....впечатляющая картина!
Онфлёр находится в регионе Нижняя Нормандия, департамент Кальвадос. Интересна этимология названия города До XVIII город назывался Honnefleu, где первый звук произносился. Казалось бы, налицо французское происхождение названия – fleur переводится как «цветок». Однако корнями название восходит к норвежскому floth («устье реки»). В Нормандии, кстати, довольно много городов, в названии которых можно отыскать тот же корень: Barfleur, Vittefleur, Harfleur, Crémanfleur, Fiquefleur , Lа Gerfleur. Первая же часть слова, по-видимому, пришла из англо-саксонсого имени Hona или норвежского Hunni. Кстати, в Исландии есть залив Húnaflói. Этот небольшой живописный портовый городок основан викингами. Здесь старинная деревянная архитектура, вдохновлявшая многих художников-импрессионистов, отчего здесь так много художественных галерей и он сам считается «столицей импрессионизма». Первое письменное упоминание об Онфлере относится к времени Ричарда III, герцога Нормандии, в 1027 году. К середине XII века город был значительной вехой на пути торговцев из Руана в Англию. Король Карл V укрепил город, чтобы защитить его от атак англичан. Правда, это не особо помогло: в 1357 году, а также в 1419-1450 гг. англичане занимали порт. После окончания Столетней войны, онфлерцы занялись торговлей. Даже религиозные войны XVI века не смогли разрушить торговый бизнес, хотя и нанесли некоторый урон городу. Отсюда же отправлялись и мореплаватели-исследователи. Например, в 1506 году Jean Denis направился к острову Ньюфаундленд, а в 1608 году экспедиция Samuel de Champlain достигла берегов современной Канады, основав там город Квебек. Это способствовало развитию торговли с Канадой, с Антильскими островами, с Африкой. Благодаря этому город стал одним из пяти главных портов для работорговли во Франции. Расположен на южном побережье Сены, рядом с Гавром. Дома фахверковой постройки, Старая гавань с узкими и высокими домиками, тесно прижавшимися друг к другу и чем-то похожие на корабли, - всё напоминает о многовековой морской истории города. Изысканная деревянная архитектура делает город каким-то несовременным, но в то же время и весьма необычным, непохожим на своих соседей Трувиль и Довиль. Его спокойный, беззаботный вид навевает прекрасное, необъяснимое чувство радости. Наверное, именно благодаря своей необычной атмосфере здесь предпочитали жить художники, создавая полотна, ставшие классикой импрессионизма. Когда порт Онфлера перестал развиваться из-за того, что находящийся на другой стороне устья Сены Гавр рос быстрее и интенсивнее, крепостную стену, окружавшую город и гавань, снесли, а на место моряков пожаловали художники-импрессионисты, которых вдохновляли местные пейзажи. Главной достопримечательностью здесь стала узкая набережная, окружающая бывший старый порт. Она застроена жмущимися друг к другу разноцветными домиками XVII-XVIII веков. Живости пейзажу добавляют покачивающиеся в крохотной гавани яхты и лодки. Среди «толпящихся» зданий можно различить крохотную церквушку Сен-Этьен и знаменитый Дом лейтенанта XVII века с фрагментом средневековой крепостной стены и аркой, некогда служившей входом в город из порта. Недалеко от старого порта мы прошли Соляные склады, где четыре столетия назад горожане покупали дорогостоящую соль, а рыбаки хранили свой улов. К слову, почти все архитектурные памятники Онфлёра имеют особенный почерк, ведь строили их, как правило, корабельщики. Поэтому и старейшая деревянная церковь Франции XV века, посвященная Святой Екатерине, и церковь Святого Леонарда, и те же самые Соляные склады формой крыши напоминают напоминают перевернутые лодки или корабли, построенные без единого гвоздя. Именно здесь родился и жил предвестник нового направления в искусстве художник Эжен Буден, открывший миру Клода Моне. В доме Будена давно работает музей, где выставлены как его работы, так и полотна его знаменитого ученика и других известных импрессионистов. Прогулялись с гидом по узким улочкам и по набережной и, прослушав интересный рассказ об истории городка, отправились в городской парк Онфлёра. Там, на берегу маленького пруда отыскали необычный памятник, посвященный героине рассказа Тургенева «Му-Му» – маленькой собачке. Бронзовую скульптуру установили тут по инициативе Юрия Грымова, режиссера одноименного фильма. Место выбрано неслучайно: во-первых, Тургенев бывал в Онфлере, где не раз встречался со своим французским коллегой – писателем Ги де Мопассаном. А, во-вторых считается, что памятник Му-Му установлен именно на том месте, где доведенный до отчаяния Мопассан несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Отсюда и другое название монумента – памятник любви и одиночеству.На набережной находится рыбный рынок, где можно приобрести свежие дары моря. Порт был построен в 17-ом веке. Из порта виден необычный деревянный шпиль, принадлежащий церкви Сент Этьен, построенной в 15-ом веке. Это самая старая церковь Онфлера. Теперь в ней находится морской музей города — Musée de la Marine. Позади церкви находятся склады для хранения соли Greniers à sel. В 17-ом веке соль, хранящаяся здесь, использовалась в свою очередь для хранения трески, пойманной рыболовным флотом города. В настоящее время данные здания используются для проведения выставок и концертных мероприятий. В городке Онфлер провели около двух часов. Надо отдать должное предупредительности Кирилла – понимая, что нам легче будет не возвращаться к парковке минибуса, он всегда приезжал в конечную точку намеченного маршрута (и время экономилось при этом). Следующая запланированная остановка – Довиль и Трувиль. Минут через 40 мы приехали на парковку городка Трувиль. На самом краю Нормандии, там где речка Тук впадает в Ла-Манш, раскинулось целое ожерелье знаменитых курортов. В устье реки, на правом ее берегу, у подножья зеленых холмов, расположился один из самых старых  знаменитых французских курортов - Трувиль. В самом начале XIX века стояла себе здесь маленькая рыбацкая деревушка Сен-Гасьен-де-Буа, в которой один парижский журналист построил скромную дачку.  И скоро в деревушку начали ездить парижские гости, а за ними потянулись и знаменитости - Жорж Санд, к примеру. А уж когда этот скромный уголок нормандской провинции посетил Александр Дюма - это стало лучшей рекламой и вскорости популярность Трувиля затмила славу старинных курортов, да к тому же об ту пору морские курорты вошли в моду среди европейской аристократии. Этому способствовала и близость Трувиля к Парижу, да и средства передвижения постоянно совершенствовались - теперь не только богатые и знаменитые могли позволить себе морские купания, но и обладатели среднего достатка. Люди со скромным достатком селились вдоль берега реки, а на кромке приморского пляжа и на склонах холмов как грибы после дождя выростали роскошные вилы. Центром светской тусовки оставался приморский пляж. Здесь открывались все новые и новые отели и пансионы, а так же первые казино - сначала простеньких, а позднее - в солидных постройках, который отличает всю курортную архитектуру. Всего через несколько лет на месте бедного рыбацкого поселения вырос настоящий «райский сад»: роскошные отели, прекрасно оборудованные пляжи, дорогие магазины, ипподром и увеселительные заведения. Словом, все те атрибуты, которые должны были привлечь аристократов на этот берег. Постепенно, к середине века, на трувильских пляжах становится все теснее и самым естестенным образом рождается мысль об освоении левобережья речки Тук. Но бум курортно-дачного строительства требовал харизматичного, а главное со связями, бизнесмена. И такой человек нашелся - герцог де Морни. Для задуманного дела герцог бысто сколотил группу знаменитых богачей, среди которых случился и наш соотечетственник Анатоль Демидов, он же князь Сан-Донато. Это вот сообщество и взялось довольно энергично за обустройство нового морского курота - три десятка роскошных вилл, утопающих в садах, было построено уже к 1863 году, именно этот год стал годом рождения Довиля. Примерно в это же время  в Довиль с Трувилем пришел первый поезд железной дороги. Теперь на то, чтобы доехать туда из Парижа, уходило всего шесть часов. Земли стали хорошо продаваться, аристократы строили в Довиле роскошные виллы и дворцы. Нынешний Довиль - дорогой, породистый, размеренный, элегантный, очень буржуазный, но такой притягательный курорт всего в двух часах езды от Парижа. Тысячи парижан отправляются на уик-энд в Довиль, который насктолько у них популярен, что получил прозвище 21 округа Парижа.     И по сей день Довиль и Трувиль как близнецы-братья, только Довиль брат серьезный, а Трувиль - весельчак. Разделены они весьма условно - коротким мостом через речушку Тук, который можно миновать буквально за пару минут. В начале прошлого века существовала даже такая шутка, что жен вывозят в Довиль, а любовниц держат в Трувиле. На довильских пляжах, а также в ресторанах, отелях, казино и прочих увеселительных заведениях богатые и знаменитые «выгуливали» свои наряды и до Первой мировой войны, и в эпоху джаза, и продолжают выгуливать сегодня. Интерес к Довилю регулярно подстегивает кинематограф. Сначала это удалось Клоду Лелюшу, снявшему там свой культовый фильм "Мужчина и женщина", в котором главные герои весь фильм едут или в Довиль или из Довиля. Молодая Коко Шанель свой первый  магазин перед Первой мировой открыла как раз в Довиле. Она же и ввела моду на загар, морские купания, трикотаж и тельняшки. Довиль находится в области, называемой «Нормандской Ривьерой». Это очаровательный прибрежный город, с отличным пляжем, великолепными зданиями, магазинами для прекрасного шопинга. Здесь проходит ежегодный кинофестиваль, находится известный ипподром, поле для гольфа и казино. Довиль зародился благодаря замыслу сводного брата Наполеона Третьего. Говорят, что находясь в соседнем Трувиле, он бросил взгляд на окружавшие его болота и дюны и решил построить ипподром. Рядом с ипподромом выросли элегантные виллы знати, так и зародился Довиль. Изначально это был престижный курорт, таким он остается и поныне. Хотя изначально Довиль был основан в 19-ом веке, вторую волну своего развития он переживает в начале 20-го века; именно в тот период была облагорожена набережная, построено современное казино, шикарные отели — отель Норманди и отель Рояль, а также открыто поле для гольфа. Площадь Ля Морни была создана по подобию Плас д’Этуаль в Париже. Восемь дорог сходятся в центральный сад с фонтанами. Плас дю Марше — другая площадь Довиля. Здесь находится крытый деревянный рынок, построенный в 1920-х. С 1975-го года Довиль стал местом проведения фестиваля американского кино. Он проходит каждый год, в начале сентября.  Пляж Довиля считается излюбленным местом для прогулок не только простых парижан, но и известных актеров и режиссеров, о чем свидетельствуют именные кабинки для переодевания, принадлежащие мировым знаменитостям, посещавших Довиль и его пляж. Именно вдоль пляжа расположена бесконечная череда именных кабинок кинозвезд в стиле арт-деко, ставших главной достопримечательностью Довиля. Среди них Майкл Дуглас, Морган Фриман, Кальвин Клейн… История пляжа интересна тем, что изначально он не был песчаным. Песок был занесен сюда ураганом случайно, после чего было решено сделать пляж полностью песчаным. Известная деревянная мостовая Les Planshes вдоль пляжа была изначально сделана специально для дам буржуа, которые могли наслаждаться видом и морских воздухом, не испачкав подола своего платья. Дело в том, что еще 100 лет назад никто и представить не мог, что на пляже можно лежать практически голым, а тем более купаться при всех. В те времена солнечные ванны было принято принимать полностью одетыми, неспешно прогуливаясь или восседая под зонтиками. Именно здесь, на этом пляже, где-то среди этих кабинок и произошла «пляжная революция», которую совершила ни кто иная, как Коко Шанель. Со своим другом Артуром Кейпелом она решила сломать устоявшиеся принципы и прямо при всех они начали купаться на пляже и загорать!!! Об их «героических» заплывах газеты писали на первых полосах. Мода на загар и купания начала распространяться с огромной скоростью, а купальники, которые разрабатывала и продавала в своем первом бутике здесь же, около самого пляжа Коко Шанель, разлетались быстрее, чем жареные пирожки. С тех пор тихий семейный курорт превратился в модное место, куда высшее общество съезжалось на торжественные обеды, празднества, скачки и состязания по поло. Мы начали обзорную экскурсию по Трувилю и, обойдя его, перешли в Довиль. Прошли вдоль достаточно протяженного рынка с дарами моря, погуляли по улицам, постояли возле муниципалитета, зашли в роскошную гостиницу, потом перешли в Довиль. Конечно, прошли по деревянной набережной, увидели знаменитые кабинки, повстречались с толпами «новых парижан» - выходцев из Африки, с большим желанием и радостью устраивавшим пикники на пляжах Довиля (!). Окунувшись часа на 1.5 в эти курортные городки и роскошь Довиля, мы продолжили свою экскурсию в сторону Руана. Примерно через час приехали в Руан. Вначале мы заехали в бистро, где наш гид заказал столик для нас. Очень вкусно покушали, отведав блюда Нормандии. Интересно, что в бистро (впервые это увидел здесь) оплата счета производится не официанту, а в кассе при выходе. После этого продолжили экскурсию. По субботам и воскресеньям на площади Сен-Марк устраивается рынок, где можно купить свежие продукты и цветы из фермерских хозяйств пригородов Руана. Также здесь продаются антикварные и просто подержанные предметы интерьера, мебель и посуда. Как раз была суббота, мы прошли через  рынок морепродуктов, потом через крытый фермерский рынок. Наряду с известными креветками, крабами и лобстерами,о многих морских деликатесах мы только читали. Сыры местного производства с настолько необычным вкусом, что по словам нашего гида, их могут потреблять только местные жители. Очень интересно и познавательно. Руан уютно разместился в северной части Франции, на берегу Сены. Долгое время служивший исторической столицей Нормандии, сегодня город имеет статус столицы Верхней Нормандии. Являясь департаментом Приморской Сены, Руан включает в себе 44 пригородных коммуны. Во времена англо-нормандских династий в городе располагалось казначейство Нормандии. Здесь же в 1431 году была приговорена к сожжению орлеанская дева Жанна д"Арк.Руан основан одним из племен галлов. Изначально он носил название Ратумакос, затем, во времена римской империи, был переименован в Ротомагус. От этого времени на территории города сохранились руины древнего амфитеатра и термы. В 841 году в долину Нижней Сены вторглись норманы и захватили город. В 912 он стал столицей Нормандии. В 1150 году, когда заработала Хартия Руана, город обрел возможность самоуправления. В том же, XXII веке, население Руана увеличилось на 6 тыс. человек еврейской национальности. Еще несколько тысяч евреев расселись по ста коммунам Руана.
Руанский собор 1210 года – основная достопримечательность города. Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей. Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Руанский кафедральный собор считается самым высоким храмом во всей Франции и представляет собой настоящий шедевр готического архитектурного стиля, слава о котором распространилась во всех уголках мира. Интересно будет узнать, что город Руан называют «Городом ста Шпилей», из-за огромного количества высоких и красивых зданий с многочисленными шпилями, которые возвышаются в этом городе. Однако самым высоким собором Франции, который увековечен в картинах известнейшего художника Клода Моне, признан именно Руанский кафедральный собор высотой в 151 метр. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии. «Пламенеющая готика» назвал этот архитектурный стиль наш гид.Кроме того, в Руане находятся самые старые часы в Европе, церковь Жанны д’Арк и храм Сен-Маклу, музей изящных искусств и музей современного искусства, музей керамики. В городе можно купить образцы бело-голубой керамики и попробовать самые вкусные нормандские яблоки. В Руанском кафедральном соборе одна из башен называется Масляная. Однако масло здесь не производили и не хранили. Такое название произошло оттого, что деньги на строительство этой башни были получены от продажи церковью разрешения есть масло в Великий пост, чего в принципе делать нельзя. Начало тринадцатого века ознаменовалось для города приходом Филиппа Второго, который ввел Нормандию в состав Французского королевства. В это время Руан становится центром текстильного производства, основанного на привозной английской шерсти. Город поставлял в Англию вино и пшеницу, производя выгодный обмен на шерсть и жесть. Прибыль в городскую казну поступала и от перевозок по Сене. В начале XIII века король Филипп IV принимает решение о выселение евреев из города. Конец тринадцатого века сотрясает Францию массовыми восстаниями, затронувшими и Руан. Хартия Руана прекращает свое существование, и город теряет привилегии на транспортное сообщение по Сене. В тяжелые годы Столетней войны, а именно, в 1419 году, город переходит во власть английского короля Генриха Пятого. И только в 1449 году, стараниями Карла Седьмого, город вернулся под юрисдикцию Французского королевства. Сегодня, в Руане насчитывается 553 тысячи жителей. Высшие учебные заведения представлены Университетом Руана и Руанской школой бизнеса. Транспортная инфраструктура Руана достаточно хорошо развита. Речное сообщение обеспечивает полноводная Сена. Железнодорожный транспорт связывает город с Гавром и Парижем. Есть две линии метро. Построен аэропорт, обслуживающий внутренние и междугородние направления. Общественный транспорт представлен автобусами и трамваями. В Руане можно фотографировать непрерывно. Важно выбрать какой-то момент, чтобы сказать себе: "хватит, мне не нужно больше фотографий красивых интересных средневековых домов". После очень интересной и познавательной экскурсии по Руану мы поехали дальше - в дом-усадьбу Клода Моне. Сад-музей и дом Клода Моне, который смело можно назвать «садом-музеем» расположен в городке Живерни. Через час мы уже были на месте и, постояв минут 15 в очереди за билетами, вошли на территорию усадьбы. Мы были заворожены красотой, которая вдохновляла выдающегося художника на протяжении более чем 40 лет его жизни. Хотя художник приобрел этот дом в 1883 году, в возрасте 43 лет, уже будучи вполне маститым, известным мастером, окончательно и насовсем он послелился здесь только в 1893 году, со своей второй супругой Алисой. Здесь он прожил до самой смерти в 1926 году. Увы, он пережил и Алису, которая умерла в 1911 году и смерть старшего сына Жана, умершего в 1914-м. Этот сад создавался Моне в два этапа: первый — как приусадебный участок возле дома. Вторая часть сада была приобретена Клодом Моне позже, она отделена от приучадебной части улицей Chemin du Roy (Руа) по совместительству объездной дорогой D5. По этой причине объединить участки местные власти не разрешили и художнику пришлось построить подземный переход. Когда-то эта местность была заболоченной и Моне пришлось приложить немало усилий, чтобы создать здесь водоем для столь любимых его сердцу кувшинок, провести каналы и построить японский мостик. Сад занимает не такое уж маленькое пространство, в 1966 году, его сын завещал его вместе с домом французскому государству и надо отдать должное администрации музея Моне, благодаря их усилиям мы сегодня вполне можем представить как он выглядел в годы жизни художника. К сожалению, у нас не было достаточно времени на то, чтобы неспешно пройтись по саду, перемежая это отдыхом на скамейках в цветах, но мы успели посмотреть и дом, и пройти по саду, и дойти до озера с кувшинками. Меня не оставляла мысль о том, что здесь художник стоял, здесь подбирал пейзаж...и хотелось бесконечно фотографировать...На этом наша экскурсия завершилась, дорога в порт Гавра заняла часа 1.5, в 19.30 мы были уже возле корабля и, поблагодарив нашего гида, поднялись на лайнер. Этот экскурсионный день продолжительностью 11.5 часов был завершен. Предстоял переход в Амстердам в течение почти 1.5 суток.
25.07.16 понедельник - 13-й день путешествия
Амстердам
Накануне вечером в каждую каюту положили ежедневную круизную газету с указанием номера ряда в багажном отделении терминала, где мы сможем получить свои чемоданы. Чемоданы нужно было сложить и выставить в коридор до 23.00 накануне вечером. Все было организовано очень четко – при выходе из круизного терминала чемоданы всех пассажиров были выставлены рядами, в указанном ряду мы быстро нашли свои вещи. Насколько мы поняли, уже в 4 утра лайнер Celebrity Silhouette пришвартовался в порту Амстердама. Нужно было выйти с корабля до 8.30 утра, спокойно позавтракали и вышли.
Общее впечатление, оглядываясь назад, неплохое. Все достаточно хорошо организовано, обслуживание на корабле очень хорошее, питание разнообразное и вкусное, обслуживание в центральном ресторане (на ужин) великолепное. Из минусов можно отметить довольно слабые развлекательные шоу, развлекательная программа вообще на лайнере, как мне показалась была где-то на оценку 6 – 7, посадка и высадка пассажиров шаттлами корабля занимала довольно много времени стоянием в очередях (а таких трансферов за круиз было три), нужно еще отметить очень слабые кондитерские изделия, в основном, все похожего вкуса. Наш круиз завершился.
Вначале я хотел предварительно заказать такси RIWI TAXI от круизного порта до гостиницы в аэропорту, но потом решили, что сможем взять минибус без проблем. Так оно и оказалось, правда, стоимость поездки была несколько выше планируемой.В 11 утра мы уже были в холле предварительно заказанной гостиницы Radisson BLU           в аэропорту Схипхол. Гостиница очень хорошая, номера бизнес класса большие и хорошо оборудованные. Номер нам, правда, предоставили только после 3 часов дня, а пока чемоданы поместили в камеру хранения гостиницы. Позавтракали мы утром на корабле, т.ч. осталось только получать удовольствие от продолжения знакомства с Амстердамом. Каждые полчаса от гостиницы в аэропорт ходит бесплатный шаттл. На нем мы добрались в аэропорт, а там приобрели в автомате билет «туда-обратно» поехали в город. Главная цель, которую мы запланировали на этот день было посещение музея Ван Гога. Понятно, что билеты в музей можно было заказать через сайт музея. Проблема заключалась в том, что купить билет онлайн можно на конкретный день и конкретное время, а мы точно не знали время, когда доберемся до музея. В общем, в 11 утра мы оказались в очереди в кассы музея. Музей работает все дни неделиапреля: пон-чт: 9-18,  пт: 9-22, суб-вск: 9-18. Сайт музея http://www.vangoghmuseum.nl/vgm/index.jsp. Над очередью в кассы висят экраны, на которых написаны часы входа, насколько мы поняли, групп туристов в музей. Ближайшее время посещения указано на 17.00. Понятно, что мы расстроились – войти в 5 вечера, музей работает до 6 вечера, а на часах только 11 утра.
Решили встать в очередь и попасть в музей по-любому. Здесь интересно заметить, что в кассы есть две очереди – одна туристов «без очереди», другая – всех остальных. Пропускают в кассы по несколько человек из одной и другой очередей. Время ожидания заняло 20-25 минут. Оказалось, что можно входить в музей и начинать осмотр экспозиции в любое время. Поняли, что не нужно заказывать билеты через сайт на определенное время, не нужно нервничать, что опоздаешь к этому времени. Мультимедиа гид можно взять либо в кассе вместе с входным билетом, либо в гардеробе музея. Стоимость входного билета 17 евро, мультимедиа гид – еще 5 евро. Руководство музея позаботилось о русскоговорящей аудитории. На русском есть достаточно профессиональное описание картин, причем предлагается ускоренная экскурсия по музею – «только известные картины Ван Гога» продолжительностью 45 мин., а также вариант с полным описанием всех выставленных картин, и короткие исторические справки, включая  письма Винсента Ван Гога своему родному брату. В музее Ван Гога собрано более 200 картин Винсента, около 500 рисунков  и свыше 700 писем.  Кстати, эти письма сыграли очень большую роль в признании гения Винсета Ван Гога. Благодаря им жена брата художника узнала и оценила труд Ван Гога, сохранила коллекцию, обнародовала переписку и привлекла ценителей искусства к его персоне. А для того, чтобы коллекция не распределялась по родственникам, племянник Ван Гога добился от властей Голландии финансирования строительства музея. В музее картины сгруппированы по темам и этапам творчества Ван Гога, поэтому после прохождения всех залов с мультимедиа гидом, становится понятно, почему одни его картины серые и темные, другие кислотно яркие, а третьи солнечные и ближе к импрессионистам. Здесь же хранится коллекция любимых Ван Гогом японских эстампов, которые он скупал на парижском Монмартре, а потом тщательно перерисовывал. Неоднократно художник писал своему брату о том, что он никак не может понять, как у японских мастеров получаются такие простые линии, изящные композиции, кардинально отличающиеся от европейского стиля. Вообще, упорству и целеустремленности Ван Гога можно только позавидовать. С таким трудолюбием постигать искусству рисунка, так сильно хотеть организовать свою школу…Кстати, в музее выставлены не только работы самого Ван Гога, но и его друзей и учителей. Вы увидите картины лучшего друга Гогена, Моне, Курбе, Писсарро и других талантливых людей, старинные французские афиши и многое другое. В музее мы провели почти 4 часа и очень устали, но музей произвел неизгладимое впечатление. После этого зашли еще на цветочный рынок, немного прошлись по улицам, «подышали Амстердамом», а потом поездом и шаттлом добрались до готиницы. Наутро вылетели El Al в Тель Авив. Наше путешествие окончилось.