Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Господин Игнатий Рошкевич (Roskovics Ignác) с набережной у моста Сечени к моему рассказу отношения не имеет, если не считать того, что был он художником, а мы собрались в городок, облюбованный творческим людом.
Сентендре
Иногда и от отдыха хочется отдохнуть. Ночью вернулись в Будапешт из Вены, а утром поняли, что ещё одного дня каменного великолепия не осилим. Манила природа, из города гнало любопытство — а что там, за поворотом Дуная?
Дунай неожиданно оказался обычной рекой: не голубой, не слишком широкой и вовсе уж не величественной, каким он представился в костюме с иголочки — набережных венгерской столицы.
Вполне так себе дачная жизнь течет на его берегах: на пляжиках дамы в панамах стерегут малышню; пионеры доказывают, что теперь они скауты
и нахально торчат излишества постсоветских времен — не то "нововенгерская" дача, не то культовое сооружение.
Кораблик наш поспешал к Дунайской излучине, в Сентендре. Название городка никак не удавалось запомнить — списала на сложности венгерского языка —да вдруг осенило: это же город Святого Андрея!
Добравшись в Сентендре по воде, начинаешь сочувствовать тем, кто приехал по суше: не видать им пасторальной гармонии, что неожиданно открываются взору за поворотом Дуная; не восхититься отраженными в реке церковными маковками и черепичными крышами, сбегающими по склону холма; не ощутить самобытного духа посреди однотипных хрущевок (зачеркнула) помпезной имперской застройки от Любляны до Львова на всей территории бывшего австро-венгерского союза.
Мы, искушённые в туристических премудростях – не ехать туда, куда можно приплыть, – пренебречь панорамой с воды не могли и отправились в Сентедре с речного причала.
На пристани Vigadó ter. — уже в который раз за время будапештского вояжа — подвела убедительная статья знатока Будапешта о том, как и на чем добираться куда-то. Туристическую соломку себе не подстелишь, но проверять выуженные из интернета сведения все-таки стоит. И желательно, на домашних страницах намеченного объекта. Ибо в отпуске время, потерянное в блужданиях, становится невозвратным. Расписание всех видов транспорта я нашла по ссылкам, приведенным на сайте города Сентендре http://iranyszentendre.hu/en/compass/public-transport/ , но отыскала достоверную информацию, когда писала рассказ, а не тогда, когда мне это было действительно нужно — такова моя туристическая планида…
А тогда, в июле 2017-го, кораблик, совершающий рейс в Сентендре, по какой-то причине отправлялся не от Vigadó ter., на которую указывают все интернет-источники, а от причала номер 5 возле моста Маргит, на пештской стороне Будапешта (Carl Lutz rkp.), куда нас и пару поджарых англичан отправила работница кассы. Мы домчали на знаменитом двойке-трамвае, идущему параллельно Дунаю до Парламента, а оттуда наперегонки, подбадривая друг друга, припустили к причалу вдоль парапета без спусков — одолели 500 метров. Успели.
В Сентендре, который всего в 20 км от Будапешта вверх по течению Дуная, в зависимости от сезона ходит только один или два теплохода за сутки: отходит от пристани в 10 утра (и в 14:00 с 30 июня по 2 сентября), путешествие длится полтора часа. Назад, по течению, добираться быстрее, но отправление в 17:00 лишало нас вечерней купальни, и мы возвращались в Будапешт электричкой. Сведения эти привожу, чтобы было легче понять расписание на венгерском, на которое попадаешь с англоязычной страницы сайта (см.выше) города Сентендре.
В первой таблице дано расписание речного круиза с всего десятиминутной (!) остановкой в Сентендре, а поэтому нами отвергнутого: заглотили наживку марципаново-туристического местечка и размениваться на другие красоты уже не хотелось — разве что в следующий раз…
Городом художников называют Сентендре все туристические проспекты, что, в общем-то, справедливо для городка, с конца XIX века ставшего излюбленным местом венгерской богемы: нищей — для проживания в столице, амбициозной и эксцентричной — для жизни в деревенской глуши; черпавшей и черпающей вдохновение в винах и в виноградниках, в древнеримских руинах, в мощеных запутанных улочках, в церквях и соборах, в Дунае, которому наскучил плавный бег, и он запетлял среди окрестных холмов...
Сетендре претендует на звание европейской культурной столицы. Утверждают, что такого количества разнообразных музеев, выставок и памятников истории на крошечном пятачке больше нигде не встречается — ну и пусть утверждают!
Мы оставили любителям гончарного творчества музей Margit Kovács Ceramic Collection (Vastagh György utca 1, ежедневно, 10:00 - 18:00), поклонникам импрессиониста Карой Ференца музей его имени, Ferenczy Károly Museum (Kossuth Lajos utca 5, кроме пн, 10:00 - 18:00),
любителям пива — пивнушку (Péter Pál u. 2), дегустаторам — винные погреба (Bogdányi u.10.), детям — музей марципанов, транспорта (Dózsa György út 3.) и Скансен.
Я так и не выяснила, почему венгерская этнографическая деревня является тезкой стокгольмскому "Скансену". Возможно потому, что каждый житель Сентендре — немного Карлсон, ибо живёт на крыше соседа.
Мы решили оставить музейные "редкости" неискушенным туристам и отправились на прогулку по городку.
Для начала, взамен унесённой дунайским ветром, купили мне обтянутую шелком в синий горошек шляпу "а ля Майкл Джексон", обсудили с продавцами успехи продаж "Путин-футболок" и низкий спрос у туристов на "Трампа". Торговая улочка начинается от причала и наполнена традиционными венгерскими кружевными изделиями, цветными скатёрками, вышитыми блузками и неплохо сидящими на хорошей фигуре дамскими платьями. Все двадцать пять тысяч жителей городка работают для туристов. Здесь круглый год проводят фестивали и праздники. А в остальное время нет никаких проблем снять недорогое жильё в частном секторе или в отеле, даже — читала — целый домик. Не знаю, не проверяла, но мысль не показалась абсурдной. От Сентендре до исторической части Будапешта добираешься на электричке всего за 30 минут — вполне приемлемый вариант для семейства с детьми, для которых камерные музеи и музейчики Сентендре могли бы послужить прелюдией перед вхождением в большую культурную жизнь.
Когда попадаются подобные виды, фотографические несовершенства начинают подзуживать: "Смени свой дальнозоркий, с кошачьей способностью видеть во тьме и такой удобный для городских забегов 400-граммовый Люмикс на вызывающее уважение многокилограмовье — и будет turizm.ru счастье." Но ни обречь мужа на таскание тяжестей, ни самой стать вьючной фотографисткой я не могу…
Мысль о тягловой силе навеяло мне романтическое название "Ослиная гора", с которой я пыталась запечатлеть окрестные дали. Переселенцы из Далмации (территории частично в нынешней Хорватии, частично в Черногории) застроили холм живописными домиками, кожевники из Боснии в 18 веке установили большой кованный крест на каменном постаменте, частичка Адриатики сменила название на "Холм Ангела".
Слева на фото возвышается Преображенская церковь ( Bogdányi utca), к ее воротам мы попали, сбежав из торговых рядов, которых, войдя в город с пристани, не миновать. Взгляд зацепился за надпись на церковнославянском и цифру 1769. Стало вдруг интересно — ехали в город венгерской богемы, а попали в тихую обитель, где доминантой служат православные церкви.
Преображенская церковь построена сербскими беженцами первой волны в конце XVII века, В нынешнем виде существует с 1800 года, для туристов открыта раз в году, 19 августа, в день Сербского фестиваля.
Сентендре, в его нынешнем виде, основали гонимые турками сербы. Благодать посреди католической Европы не сошла сама по себе, а была дарована Габсбургами за активную помощь сербов австрийским войскам в их отпоре Османской империи, за что турки мстили страшно, но названа резня элегантно "репрессиями". Два "Великих сербских исхода", вызванных турецким террором, случились в 1690 (год освобождения Венгрии от турок) и в 1740, и к этому же времени относится рождение на венгерской земле городка балканских славян.
Конечно, задолго до православных райский кусочек земли застолбили древние римляне — и где их нога не ступала в Европе? А задолго до римлян в этих местам обитали когда-то разграбившие Рим кельты, а задолго до них — иллирийцы… А после падения древнеримской крепости на стратегически удобном изгибе реки обосновались гунны, после них представители древнегерманских племен. Так что время рождения поселения можно назвать только условно, но название "Сентендре" встречается в учредительном уставе епископата, опубликованном в 1009 году. В четырнадцатом веке город был процветающим, пока не попал под пяту Османской империи. Появление православной общины в конце восемнадцатого века и связанное с ней возрождение Сентендре имеет четкие даты.
Сейчас в Сентендре находится центр Будимской епархии под юрисдикцией Сербской православной церкви. Исповедующих православие в Венгрии всего ничего — официально порядка пятнадцати тысяч. Возможно, в последние годы количество их увеличилось за счёт переселившихся в Венгрию с Украины, но единства в Православной церкви не наблюдается, поэтому паломники из России в Сербский приход не спешат. Что, на мой взгляд, и к лучшему. Церкви различных конфессий в Сентендре прекрасно соседствуют. Живут своей внутренней жизнью и не каждому туристу дают любопытствовать — что там внутри…
Я испытываю сложные чувства, увидав распахнутые двери храма. Когда-то давно любопытство своё ублажила: побывала в католических знаменитых соборах, в лютеранских кирхах, в православных церквях, в мечетях и синагогах. И если случается вдруг, по неведомым мне побуждениям, заглянуть в чужую обитель, то стараюсь ничем не нарушить сложившийся веками уклад, а за данную мне возможность прикоснуться к чужим святыням обязательно оставляю небольшое пожертвование.
Постепенно помимо сербов Сентендре заселили греки, спасающиеся от турок, к островку православия прибило румын и, неведомым ветром, немцев. Все эти люди принесли с собой традиционные для их родины ремёсла, притянули купцов — город ожил и развился.
Так и соседствуют Bogdányi utca c Main Square (Fő tér). Тесненько, но без претензий, в клочья разорвавших славянский лад на Балканах…
Гуляя по узеньким, крутым и запутанным улочкам, мы то и дело встречали убеленных годами старожилов, приветствующих нас в ответ на каком-то из славянских наречий.
Кириллица и латиница в городке перемежаются, и испытываешь гордость, что можешь прочесть и одно, и другое. Третье тоже прочтешь, но ничего не поймешь...
Проголодались. Беглого взгляда на тарелки обедающих хватило, чтоб убедиться: забегаловки на променадах Сентендре, именуемые " ресторанами" – не наша туристическая мечта, а поглядывать на часы, ожидая заказа в харчевне с традициями, не хотелось. На отдыхе и еда – удовольствие, поэтому трапезу мы отложили на вечер в ставшем возлюбленным нами Еврейском квартале (см здесь http://album.turizm.ru/story/633324-v_evropu_v_glush_glava_pro_budapesht/ ). А в Сентендре зашли в гастроном, купили фруктов, воды и мороженого.
Поднялись к храму по имени-отчеству Saint Jоhn The Baptist Catholic Parish Church, история которого восходит к 13 веку, зачем-то разрушенному рыцарями, восстановленному и снова разрушенному, теперь уже турками, а после, в восемнадцатом веке, отстроенному заново жившими в городе католиками-далматами — потомками древнего народа Далмации. Сели на лавочке под древним деревом на самой верхушке Сентендре, посмотрели окрест поверх черепичных крыш на холмы с виноградниками, вдохнули ветра и поняли — день удался: в Сентендре мы приехали не напрасно.
Назад в Будапешт нас несло по видавшей виды чугунке мимо дачек — не дач, — садовых товариществ, не тронутых капиталистической дланью. Вагоны поскрипывали, нас потряхивало, впереди ждал Эгер.
для Галины: спасибо! У Вас так много путешествий за плечами))) Рада, что наши оценки городка Сентендре совпали.
Возможно. А возможно, не столько критично, сколько просто пропустив через призму собственного восприятия. Но это я опять о бесполезных впечатлениях;) А что касается полезных, то часто они просто быстро устаревают. Кстати, как только уехали мы из ДС, я тут же нашла в инете еще кучу дорожек, до которых мы не доехали. И вот спрашивается; почему ПОСЛЕ?! xD
Оля, мне кажется, "после" мы можем критично отнестись к информации, а "до" любую лапшу принимаем за истину. Стараюсь мюльон раз перепроверить информацию, которую закладываю в рассказы, поэтому и отыскиваются источники, на которые не выводят сходу поисковики. Но это - когда уже знаешь, что надо искать...
Алекс, спасибо за лайк!
Не одна ты грешишь;) Почему-то, что бы я не читала "ДО", самая нужная и интересная информация появляется только "ПОСЛЕ!" И естественно, выясняется, что это я пропустила, это не посмотрела, и тд.
Улочки преочаровательные, и я тоже с удовольствием с тобой по ним прогулялась.