Лондон.Look right или завтрак с Королевой (часть вторая)

Отзыв написан: 21 февраля 2012 г.

Часть вторая

«ARS LONGA, VITA BREVIS»

Сколько мы не читали, как пользоваться автоматами по продаже билетов в метро, решили не рисковать и купить билеты в кассе аэропорта. Неожиданно к нам подошла девушка в форме и предложила помочь купить билеты в автомате. Узнав, что мы едем в центр, взяла у нас 10-фунтовую бумажку, нажала несколько кнопок и выдала нам два розовых билетика. На билетике гордо написано - London Underground. Турникет на входе со звонким  восторгом всосал их в себя, потом выдал нам их обратно с указанием времени входа и зоны, которая нам нужна.

Первый поезд метро пошел под землей в 1863 году. Электрических двигателей не было, поэтому использовали тепловые, как на обыкновенных поездах. Дыму было в туннелях! Пассажиров не спасало даже то, что в вагоне не было окон.(все равно, нечего смотреть).Окна появились гораздо позже, когда пассажиры стали падать в обмороки и всех замучила клаустрофобия.  В лондонском метро 270 станций. (В московском 185). Станции очень маленькие, почти игрушечные. Нет станций как у нас, с одним общим  перроном. Англичане говорят: «Три почти параллельных линии, одна из которых кольцевая». Схема движения метро настолько запутана, что мы несколько дней постоянно пытались ехать не туда, куда нужно, пока не обратили внимание  на цвета линий. Входишь в метро, красная ветка направо. Идём направо. Подходим к эскалаторам. Красный прямоугольник. Наш. Спускаемся вниз. Кругом стрелки. Красная налево. Идём налево. Подходим к платформам. Висят два списка. Один слева, другой справа. Ищем свою станцию. Туда и идём. Поднимаем голову и видим электронное табло. Наш поезд через одну минуту. Если Вы ошиблись, то поручни в вагонах, столбы на станциях имеют  цвет, нужной Вам линии.    Представьте себе ветку метро, которая может расстраиваться посередине, потом одна из веток раздваивается и в конце,  все три ветки снова соединяются в одну.  Весь Лондон поделен на несколько радиальных зон. Стоимость проезда зависит от того, в какую зону Вы едете, и возрастает с количеством пересекаемых зон.  Вагоны лондонского метро меньше московского в ширину и в высоту. Между двумя сидениями по обе стороны вагона может стоять только один человек. Для любителей облокотиться на двери , в вагоне предусмотрены специальные ниши. Влезаешь одним местом в такую нишу и ни о чём не думаешь. Упасть или сползти  невозможно. Сидения обшиты веселенькой тканью. В вагоне довольно чисто. Нет толкотни или ругани. Всё очень спокойно и благородно. Все уступают места. Все улыбаются. Поражает правильная английская речь и взгляд людей. ДРУГОЙ. В метро много рекламы. Рекламный контракт на размещение рекламы принадлежит CBS Outdoor. Он считается самым дорогим в мире и стоит 1 млрд фунтов.  Вся  реклама состоит из рекламы кино, театра, спорта и разных социальных проектов. Нет рекламы одежды, белья, шуб, пылесосов с телевизорами.

Симпатичный логотип метро- красный круг, в центре которого, внутри синего квадрата надпись- UNDERGROUND. На самом деле, это серия логотипов всей транспортной системы Лондона. Логотип меняет свое назначение в зависимости от цвета  и надписи. На станциях метро в нем могут писать название станции, разные запрещающие и предупреждающие надписи. Отдельная история про надпись - Mind the gap внутри этого синего прямоугольника, которая даже стала символом Лондона. (Следите за гэпом). Gap - это промежуток между вагоном и платформой.   О нем постоянно напоминают, когда Вы подъезжаете к станции. На станциях,  в час-пик  ходит специальный человек и  через громкоговоритель повторяет эту фразу, раз за разом. У нас тоже симпатичный логотип  метро. «М» Жалко – «Ж» не хватает. А получилось бы красиво. «МЖ»

В метро много музыкантов. Их никто не гоняет. Когда то  правительство запретило им играть в метро, однако жители Лондона  вышли на улицы. После этого в метро разрешили играть, но надо купить лицензию с указанием места и времени на игру. Например. Вы покупаете лицензию на игру на балалайке на станции London bridge, c 13-00 до 14-00, семь дней в неделю. Никто Вас не тронет. Закон. С тех пор для музыкантов есть специальные выделенные места, отмеченные полукругом и надписью –« Помогите нашим талантам!»

И последнее. Вы никогда не будете пробираться к дверям метро, чтобы выйти на следующей остановке. Игру в пятнашки в лондонском метро забыли давно. Поезд остановился на нужной Вам  станции, и Вы начинаете спокойно  выходить из вагона. Весь вагон УСТУПИТ вам дорогу (выйдут все). ВСЕГДА.

Можно бесконечно рассказывать о Лондонском метро, лучше один раз проехать. Вопрос. ПОЧЕМУ у нас не так? - будет иметь всегда одинаковый ответ. ПОТОМУ!!! Обидно.

Минут 15 мы едем по открытому участку. В окно  удается разглядеть кладбища, огороды (!?), небольшие домики, футбольные поля и поля для игры в гольф. Очень напоминает виды Подмосковья. Из вагона никто не выходит, а только заходят. Рядом с нами сидел молодой человек, только что закончивший отмечать Новый год. Как только он пытался заснуть, его голова откидывалась назад и с ужасным треском пыталась пробить окно. Так продолжалось несколько остановок, пока сердобольный молодой хиппи в кедах, майке и в новогоднем разноцветном головном уборе, в виде каких- то побрякушек, не подложил под его голову свою толстовку. Все вокруг улыбались. Через пять остановок хиппи вышел, забыв свою толстовку. Весь вагон почти рыдал от горя. Чудо. Хиппи на следующей остановке вбегает в вагон, очень аккуратно вынимает куртку из  под головы, так и не проснувшегося мужика и грустно говорит:

-Прости брат. Теперь ты уж сам.

Вагон снова улыбается. Мы едем по голубой ветке метро «Piccadily Line». Ехать из Хитроу до центра минут 40  с одной пересадкой на коричневую ветку.      Не увидев лифта, торопливо штурмуем лестницы с высокими ступеньками, проклиная проектировщиков. Зря ругали. Для таких,  как мы есть лифт.  В переходах, на стенах заботливо написано – какой стороны держаться :левой или правой. В лондонском метро огромное количество выходов на одной станции. Очень легко ошибиться. У нас был хороший ориентир- название отеля.

Мы вышли на Vaterloo station (там же вокзал – Ватерлоо) . Спросили дорогу к отелю  у уборщика. Тот радостно показал. Нужно пройти весь вокзал и выйти в двери с надписью Westminster Bridge . Наш отель действительно находится в пяти минутах быстрой ходьбы от вокзала. Идет сильный дождь, а мы без зонта, почти бежим по переходам и лестницам. Потом мы бежали с чемоданами  по улице, безжалостно наступая на лужи. Лондонская погода – только для настоящих туристов.

Когда англичане разговаривают о погоде, например, когда день жаркий -  они скажут: "Приятный день!"  Когда день холодный -  они скажут: "Приятный день!". Почувствовали разницу. Мы нет.

Отель Park Plaza Westminster Bridge принадлежит к цепочке  Park Plaza Hotels & Resorts.  Мы уже жили в похожем отеле в Майами. Огромный стеклянный муравейник с высоченными потолками, похож, скорее всего, на современный ухоженный склеп. Мрамор, витражи, ковры, вазы с цветами. Но. Очень темно везде.. На первом этаже позвякивает вилками суши-бар и кофе-бар.  Попытка заплатить депозит наличными, не получилась. Опять заморозили на карте 200 фунтов.(вернули через месяц) Наш  номер на 4 этаже. Выходим из лифта и идём по ковру  с цитатами из Шекспира. Повсюду стоят тележки горничных, слышно ворчание пылесоса. Окно в номере, как на паромах, выходит на внутренний атриум и упирается в такие же окна напротив. Если присмотреться, то можно увидеть маленький кусочек улицы и Вестминстерского моста и соседей на противоположной стороне.  Внизу, под нами,  расположился бар. Напрочь отсутствует шкаф для верхней одежды. Если это было бы в Африке, то всё правильно. Он не нужен. А мы- то в Лондоне. Сумеречный полусвет идеально подходит для вампиров, а не для обыкновенных людей.

Экономика должна быть экономной. Но не до такой же степени. Хорошо, что у нас есть свечи. Телевизор,  мини-бар,  кофеварка,  зеркала, высокая кровать,  авторская косметика, большая ванна с  душевой кабиной. Классический урбанистический дизайн без теней, света, солнца больше подходит для командировочных бизнесменов или  принцев из Саудовской Аравии. 10 лет планирования и 2 года строительных работ  убили дух Лондона и превратили отель в банальную американскую мечту прошлого века. В отеле есть, не понятно зачем, бальный зал площадью 1200 кв.м., 31 зал для встреч.(кого с кем??) Бесплатный Интернет нас не радовал, его вообще не было. Расположение великолепное, но вся обстановка этого фешенебельного отеля вызывает скуку и желание быстрее смыться на улицу.

Перекусили и понеслись смотреть Биг Бен. У специальных мальчиков попросили зонтик. Дали без разговоров. Начинает темнеть. Перед нами открывается великолепный вид на мост через Темзу, Биг Бен и Вестминстерское аббатство. Вот где жизнь, несмотря на дождь. Плотный интернациональный человеческий поток аккуратно обходит железные турникеты, оставшиеся после вчерашнего салюта. Часы на башне ярко освещены и похожи на луну, которая спряталась от дождя в каменном скворечнике. Дошли до  Трафальгарской площади, начальной точки отсчета расстояний в Британии.( нулевой километр)

Площадь названа  в честь победы Англии в 1805 году, одержанной английским флотом под командованием адмирала Нельсона  у мыса Трафальгар над франко-испанским флотом. В центре площади гордо стоит 44 метровая кколонна, на которой очень давно стоит адмирал Нельсон.

Четыре стороны колонны украшены фресками, изготовленными из захваченных и переплавленных наполеоновских пушек.
  По углам площади — четыре симпатичных постамента. Три из них заняты британскими политическими деятелями, а про четвертую забыли.
 Время от времени, на ней устраивают перфомансы. Самая смешная произошла пару лет назад, когда некий скульптор Энтони Гормли
организовал оригинальный флеш- моб под названием  “Один и другой”.

Сто дней на пустующем пьедестале в течение часа стояли по одному британцу. С помощью 2400 добровольцев Гормли создал

коллективный портрет современного Соединенного Королевства. Церемония открытия началась с незапланированного инцидента..

Первой пьедестал должна была занять 35-летняя Рэчел Уорделл из Линкольншира, которая считает себя типичной матерью семейства

и домохозяйкой, и решила впервые приобщиться к современному искусству. Однако до нее на пьедестал забрался человек, которого

не было в списке участвующих. У него с собой был плакат с текстом “Спасите детей! Запретите табак и курение на экранах”.

Дядьку звали  Стюарт Холмс из Манчестера. Он рассказал в полиции, что протестует против курения уже 26 лет. Несмотря на то,

что незваного участника  сняли с пьедестала, организаторы заявили, что он дал отличный старт проекту. Стюарт Холмс сам забирался

на постамент как Человек-паук (остальных доставлял на место специальный желтый подъемник). Каждый британец, задействованный

в проекте, в течение часа волен заниматься всем, что ему вздумается. Желание стать “живой статуей” изъявили более 16 тысяч человек.

Среди них – морской биолог, нарядившийся в костюм фекалии, велосипедист, крутивший педали, чтобы вырабатывать энергию и с ее

помощью подсвечивать свой костюм, а также 83-летний ветеран, передававший сообщения с помощью флажков. Гвозди бы делать из этих людей.

У англичан отменное чувство юмора и собственного достоинства. Прошлым летом на улицы Лондона вышли представительницы слабого пола. Мероприятие  называлось «Марш шлюх». Не подумайте ничего плохого. В Канаде один высокопоставленный офицер полиции нечаянно сказал, что в изнасилованиях женщин виноваты сами  женщины, которые ярко и необычно одеваются. Тем самым, они сознательно провоцируют насильников и разных упырей. Итог сказанного не заставил себя долго ждать. На улицы Лондона вышли тысячи самых простых женщин,  одетых очень-очень ярко и очень-очень вызывающе. Демократия.

По той же дорожке, вслед за канадцами, пошли уже наши неумные священнослужители. Приводим дословно слова одного из них:

-… женщина, условно одетая или раскрашенная как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения. Найдет, может быть, трезвого идиота, но разве его она по-настоящему ищет?...

-...во все времена, у всех народов женщина уважалась и выбиралась в спутницы жизни, если отличалась скромностью и если мужчины знали ее чуть посерьезнее, чем во время встречи на улице или в питейном заведении….

-…Развязный внешний вид и развязное поведение - прямая дорога к несчастью. К пустым "любвям на один раз". К краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют крысиные разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию. К жизненной катастрофе…

-…Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права…

Ужас. Не будем на этих страницах спорить с Главой Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным. Сказал бы это он в Лондоне, вот бы смеху было. Лучше бы подумал - как поменять фамилию, дабы не позорить знаменитого однофамильца.

Ещё одной достопримечательностью Трафальгарской площади раньше были голуби. Тут могло находиться до 35 тысяч голубей.  В 2000 году мэр Лондона  запретил на площади продажу  корма для голубей, убрав  продавца птичьего корма вместе с его киоском. Мэрия, говорят, тратила сотни  тысяч фунтов на уборку птичьего помёта. А в 2007 году вообще запретили кормление голубей туристами на площади. Голубям это совсем не понравилось, и они улетели в соседние леса. Ещё на площади стоит главная елка страны, которую привозят из Норвегии. Вообще, жизни площади не позавидуешь-31 декабря лондонцы празднуют на ней Новый год, 14 января там же  русские эмигранты и понаехавшие празднуют Старый новый год, в конце января на ней феерично гуляют китайцы, отмечая уже свой Новый год.

Дождь все  не переставал, и мы решили идти в отель. Свернули на набережную. Дошли до моста Ватерлоо. Посмотрели на огромное подсвеченное  колесо обозрения (лондонский глаз) и очередь из желающих попасть в него. Купили эль  в супермаркете. Постояли около дверей отеля. Заканчивается наш первый день в Лондоне. Мокрый  асфальт отражал фонари светофоров и красных двухэтажных автобусов. К левостороннему движению автомобилей за один день мы так и не привыкли. Странно. Но первые впечатления от увиденного не совпадали с образом города. Мозаика впечатлений  не складывалась в единую картинку. Мы что- то упустили на сырых улицах Большого дыма. Так ласково называют Лондон его жители. Другой вариант названия - Лондиниум (лат). Единого мнения об образовании этого слова нет. Варианты перевода нам ничего не говорят. Неистовый, Дикое место, Разливающаяся река. За оставшиеся дни попробуем разобраться с нашими впечатлениями и вариантами названия  великого города. Если повезёт. Составили программу на завтра и завалились спать.

2 января.

Пора бросать курить. Выходить каждый раз на улицу в 4-00 часа утра из фешенебельного отеля, испытание. Единственное спасение – сократить такие выходы до минимума. Лень побеждает желание курить. Вот она, изящная панацея для всех курильщиков мира, для которых государство объявило  унизительный геноцид. Можно утверждать, что это скоро кончится. Знаете, почему. Эта война похожа на войну в 20-х годах в Америке. Сухой закон, принятый в 1919 году в Америке привел одних, к богатству, других, к смерти от пули гангстеров или нищете. Вместо того, чтобы оздоровить нацию, сухой закон поверг её в глубочайшую коррупцию. Мафия стала МАФИЕЙ , заработав на контрабанде миллиарды. Пить никто не перестал. А в 1929 году по миру понеслась великая депрессия, отбросившая мир на десятилетия назад. Нельзя утверждать, что все беды навалились на государства от оздоровительных мер населения, но и отрицать  нельзя. Новая мировая война с курильщиками: повышение цен на сигареты, запреты на курение - банальный идиотский популизм. Политики, которые этим так занимаются , самые обыкновенные пройдохи. Появились новые «бутлегеры», казна не получает денег, наркотики и, как следствие, очередной экономический кризис.(это всего лишь -версия) Курить бросают единицы: кто не курит, тот и не курит. Поверьте, цена пачки сигарет, не главное. Бросить курить - для одних мода, для других невозможно. На войне как на войне. Завтра запретят украинский сыр. Не полезно. Но вкусно.

Сегодня у нас запланирована поездка на красном экскурсионном автобусе. Слава Богу, погода в Лондоне за ночь поменялась. Светит солнце, небо невероятной голубизны,  птицы, согреваясь, весело исполняют сложные пируэты в небе Лондона, лужи исчезли. Очень холодно и дует сильный ветер. Даже разделительные пластиковые тумбы накрыты мешками с песком. Элегантный Биг Бен поменял на циферблате холодную луну на яркое солнце и всем своим видом напоминает сказочный скворечник. Прошлое живет в нем, не мешая настоящему. Пятитонные часы механика Дентомна  бьют, начиная с 21 мая 1859 года  в специально отлитый 2-х метровый колокол, весом 13, 5 тонн, каждые 15 минут.

Интересно, именно с первым ударом главных часов государства в ночь с 31 декабря на 1 января планета официально по международному временному стандарту переходит в Новый Год. Официальное наименование Биг Бена - часовая башня Вестминстерского дворца. Также её называют Башней Св. Стефана. Высота -  98 метров или 332 ступеньки по узкой винтовой лестнице. Попасть туда не возможно. Биг-Бен и окружающие его другие небольшие колокола выбивают перезвон следующих слов: «Сквозь этот час Господь хранит меня и сила его не даст никому оступиться». После боя курантов первый удар молота  точно совпадает с первой секундой начала часа. Каждые 2 дня механизм проходит тщательную проверку. Но, как любые часы, они или  опаздывают или спешат. Погрешность хода всего 1,5 — 2 секунды. Чтобы исправить положение, нужен всего лишь грузик. Никто точно не знает, кому первому пришла в голову мысль использовать монеты, но идея сработала. Старый английский пенни, положенный на маятник длиной 4 метра ускоряет его движение на 2,5 секунды в сутки. Завидная судьба у этой монетки. Добавляя или убирая пенни, смотритель часов,  таким образом, добивается необходимой точности. Механизм, несмотря на свою почти 150-летнию историю, работает идеально. Четыре циферблата  Биг-Бена смотрят на все  стороны света. Сделаны они из Бирмингемского опала, часовые стрелки отлиты из чугуна, а минутные сделаны из медного листа. Надпись на латыни в основании каждого из четырёх циферблатов -Domine Salvam fac Reginam nostram Victoriam primam (Боже храни королеву Викторию). По периметру башни справа и слева от часов начертана ещё одна фраза на латыни - Laus Deo (Слава Богу).

Какой символ Москвы? Красная площадь, скажите Вы. И будете правы. Один наш знакомый немецкий архитектор считает Красную Площадь потрясающим мировым памятником архитектуры. Площадь имеет форму линзы, и больше  в мире таких площадей просто нет. Полное её величие и грациозность осознаешь только стоя в середине….

А какой символ Лондона? Их много. Самые известные – это красный двухэтажный автобус, красная телефонная будка и красный почтовый ящик, ставшие визитной карточкой Лондона. История общественного транспорта в Лондоне началась с единственного конного экипажа – омнибуса – по маршруту, который начинался в районе Паддингтона и заканчивался на южном берегу Темзы. Вместимость омнибуса составляла всего около двадцати человек. Мест естественно всем желающим не хватало, и некоторые, особо отчаянные, даже забирались на крышу. Это подсказало идею создания двухэтажных экипажей – «даблдеккеров» – имевших дополнительные места на крыше. Снижение стоимости проезда в два раза окупало неудобства доставляемые отсутствием защиты от непогоды. Классический лондонский красный автобус, это Routemaster, что в переводе на русский означает «хозяин дорог». Легендарный лондонский автобус был создан компанией AEC в 1954 году. Сейчас все Routemaster заменены на более современную  и комфортабельную технику, но они, так же, как и постепенно выходящие из эксплуатации красные телефонные будки Лондона, не канули в лету, а были распроданы всем желающим по средней цене около 2000 фунтов стерлингов. Странно, что в Лондоне не продается воздух. Местные ребята ничего не стесняются и продают абсолютно все.

Вот на таком автобусе мы и поедем. Остановка автобуса напротив нашего отеля. «Big Bus Tours» имеет 2 маршрута – красный и синий. Красный маршрут немного короче, но в нем Вы можете услышать живого гида на английском языке. Для  туристов из России интереснее синий  маршрут автобуса, так как здесь есть аудиогид на русском языке. Время работы маршрута: примерно с 10.00 до 17.00, интервал движения 30 минут. Вы можете выходить или садиться в автобус на любой остановке, а также менять тур с Красного на Синий и наоборот. Ваш билет действителен в течение 24-х часов – в течение этого времени вы можете воспользоваться любым автобусом неограниченное число раз.( Нам повезло, наш билет действовал в течение двух дней.) Кроме автобусных экскурсий, ваш билет включает в себя бесплатный круиз по Темзе. По предъявлению автобусного билета вы можете совершить 30 минутный речной круиз и посмотреть на Лондон со стороны Темзы. Речные пароходики отправляются от причалов Westnminster, Waterloo, Tower, Greenwich.. Также в билет, говорят, входят три пешеходные экскурсии, сопровождаемые гидом.

Нам, как всегда повезло. Автобус шел по красному маршруту. Показав распечатанные в Москве билеты, водитель с гидом наперебой стали нам рассказывать, что нам лучше подождать следующего автобуса, идущего по синему маршруту. И еще, распечатки на настоящие билетики  нам поменяют где- то в городе, специальные люди. В автобусе нас было шестеро: мы, пара китайцев, и пара молодых мужчин, определенной ориентации. В салоне можно взять одноразовые плащи и карту центра Лондона. Мы поднялись на второй этаж и уселись на холодные и мокрые после вчерашнего дождя пластиковые кресла. Автобус тронулся под смешные комментарии не совсем трезвого гида. Вальяжно,  развалившись на свободном кресле, он начал свой рассказ,  на идеальном английском, тонким умирающим от жажды голосом. Оживлялся он только тогда, когда мы проезжали мимо известных пабов и ресторанов. Нас  его проблемы не волновали, но изрядно смешили. А , тем временем, гид распалялся в своём красноречие и его булькающая речь приобретала скабрезные оттенки. Фотографировать сидя через стекло автобуса было неудобно, а стоя, не разрешил водитель, прибежав к нам со своего места. Едем мимо собора Святого Петра, Тауэра. Подъехали к Вестминстерскому Аббатству. Стало очень холодно, по улицам Лондона носился сумасшедший ветер, пытавшийся унести со своих улиц непрошенных гостей. Или это был небесный пылесос, заботливо убирающий город после вчерашней вакханалии. Мы  решили выйти около Вестминстерского аббатства, чтобы вернуться в отель и переодеться.

Вторая наша поездка проходила уже по синему маршруту. Народа в автобусе  было больше. Наушники можно взять в специальной корзине около входа. Голос нашего нового гида был женский, с сильным акцентом. Всю дорогу нас интересовал один вопрос: синхронизация рассказа гида и движения автобуса. Всё было достаточно четко и понятно. Букингемский дворец, Сити, Гайд - парк величественно проплывали мимо наших окон в автобусе. Наша цель – Marble Arch .(мраморная арка) около уголка ораторов в королевском Гайд- парке.( Hyde Park) Ранее парк принадлежал Вестминстерскому аббатству, но великий реформатор церкви Генрих VIII,  начиная реформу с роспуска монастырей, под шумок изъял  парк для своих развлечений. Парк прославился еще и тем, что в нем была установлена первая в Англии огромная скульптура обнаженного мужчины( Ахилла). И даже, то, что тело было украшено фиговым листочком, не спасло скульптуру от  бури негодований горожан. В наше время парк  стал синонимом места, где можно свободно провозглашать и отстаивать любые идеи, не спрашивая разрешения городских властей. Иди и говори. Даже, если слушать тебя некому.

Мраморная арка - это монументальное сооружение с тремя проездами, с колоннами и рельефами. Прототипом  послужила римская триумфальная арка , а построена  англичанином Джоном Нэшем. Первоначально она замыкала двор перед Букингемским дворцом и служила парадными воротами для экипажей. Когда же  закончилось строительство нового дворцового корпуса, арку передвинули к Гайд-парку. Ходили слухи, что её переносят лишь оттого, что большая золотая королевская карета не может под ней проехать. Однако, во время коронации Елизаветы II в 1953 г. миллионы зрителей видели, как большая золотая карета все-таки проехала под аркой. Странная арка в странном месте. Ей место явно не здесь. Мраморная арка стоит рядом с местом, где раньше находилась знаменитая виселица Тайберн(Tyburn). Последнего человека казнили здесь в 1793 году, но состояние тревоги,  почему то  не покидало нас целый вечер и несколько следующих дней. Да, и сны снились нам соответствующие.

Название лобного места в Лондоне  происходит от имени речки Тайберн, одного из притоков Темзы. В настоящее время она полностью, от своих истоков в Вестминстере и до места впадения в Темзу, течёт по подземным искусственным каналам. Первая казнь в Тайберне состоялась и была задокументирована в 1196 году. В 1571 году виселица была модернизирована  и установлена близ местонахождения нынешней Арки. Это «тройное дерево» ( Triple Tree) было сделано из деревянных балок и представляло собой оригинальную конструкцию, образующую большой треугольник. В просторечье именовалось также «Three legged mare» (трёхногая кобылка). На такой виселице могли быть казнены одновременно несколько преступников. Это Тайбернское дерево надолго стало официальным символом законности. После проведения казней тела обычно закапывали поблизости, или передавались врачам для проведения анатомических опытов. Так, согласно принятому в XVI веке парламентом закону были объединены Surgeons Guild (гильдия врачей-хирургов) и Company of Barbers (общество парикмахеров), и этому новому смешному союзу дозволялось брать для изучения по четыре тела казнённых преступников ежегодно. Странно писать о такой нравственности в Британии, но из песни слов не выбросить. Что было, то было. Зачем парикмахерам покойники?

Во время возвращения на английский и шотландский престолы представителей династии Стюартов во второй половине XVII столетия, в Тайберне состоялась символическая казнь над лидерами Английской революции. Из могилы в Вестминстерском аббатстве были извлечены останки умершего  лорда-протектора, а фактически диктатора Англии Оливера Кромвеля, доставлены в Тайберн, сперва повешены на «дереве», затем утоплены а реке, после чего четвертованы. Казни в Тайберне были как в Средневековье, так и в Новое время излюбленным развлечением лондонцев. Жители  охотно пользовались этим в коммерческих целях, сооружая перед казнями деревянные трибуны и продавая на них места. Впрочем, такие «услуги» не всегда были безопасны для зрителей. Известны случаи, когда при большом напоре жаждущих увидеть зрелище, самодельные трибуны разваливались, погребая под собой сотни зевак. Однако подобные происшествия никак не уменьшали числа желающих полюбоваться «весёлым зрелищем». Посещение места казни даже поощрялось из моральных и нравоучительных соображений. Так, день экзекуции для лондонских цеховых и мастеровых учеников был нерабочим. Тайберн был озвучен в многочисленных поговорках, связанных со смертной казнью. Так, кому желалось всевозможные несчастья или предвиделась худая доля, желалось «съездить в Тайберн» (To take a ride to Tyburn»). Тот, по ком уже плакала петля, звался «Властитель Тайберна» (Lord of the Manor of Tyburn). Приговорённые доставлялись к месту казни волами,  в открытых повозках. От них зрители ожидали «доброго представления», под которым понималось мужественное и спокойное принятие смерти одетыми в своё лучшее платье преступниками. В этом случае публика, восхищённая их поведением, восклицала «Хорошо умер!» (Good dying!). В случае же, если казнимый проявлял малодушие или цеплялся за жизнь, лондонцы осыпали его оскорблениями. Кроме мужественного поведения, присутствующая при казни публика обычно настаивала и на так называемом «последнем слове» (Last dying speech»), которым, как правило, пользовался осуждённый, чтобы покаяться в совершённых преступлениях и повиниться перед пострадавшими. Иногда подобные речи для преступников были заранее отпечатаны и читались ими с листка. Там, где раньше было место казни, начинается ещё одно современное сумаcшествие. Шопинг.

Прямо около мраморной арки начинается улица Оксфорд - стрит(Oxford street). Самая любимая и известная  улица всех шопоголиков Европы  тянется на  3  километра. Каждая первая витрина зовет Вас  простым и понятным словом «SALE» к  более чем,  500 самых  известных торговых марок мира. У улицы(?1) есть собственный сайт и четыре станции метро: http://www.oxfordstreet.co.uk

Выходите на любой  станции("Marble Arch", "Bond Street", "Oxford Circus", "Tottenham Court Road")и идите в центр. Вот небольшой список наиболее крупных магазинов на Оксфорд- стрит:

Селфриджис (Selfridges) – один из самых знаменитых и фешенебельных универмагов Оксфорд стрит. В магазине располагаются секции самых знаменитых модных домов как Alexander McQueen, Balenciaga, Bulgary, Burberry, Calvin Klein, Cartier, Chanel, Chloé, Chopard, Christian Dior, D&G, DKNY, Elle Macpherson, Fendi, Givenchy, Gucci, Hermes, Hugo Boss, Jimmy Choo, Lagerfeld, Lanvin, Longines, Louis Vuitton, Marc Jacobs, Moschino, Paul Smith, Prada, Ralph Lauren, Roberto Cavalli, Rolex, Sonia Rykiel, Stella McCartney, Vera Wang, Versace, Vivienne Westwood, Yves Saint Laurent.

John Lewis – третий крупнейший универсальный магазин в Великобритании. Открыт в 1864 году. С 1 января 2008 года магазин Джон Льюис Оксфорд стрит получил королевское разрешение на осуществления поставок предметов галантереи и домашнего обихода ко двору королевы Великобритании.

Marks & Spencer – один из крупнейших розничных универсальных магазинов в Великобритании. На пересечении Оксфорд стрит и Оршад стрит находится основной магазин компании известный под именем «Маркс и Спенсер Марбл Арч», площадь которого достигает 16 000 м2.

Debenhams – крупнейший розничный универсальный магазин сети , в которую входит 153 магазина в Великобритании и Ирландии, а так же примерно 40 филиалов по всему миру

House of Fraser – так же крупный универсальный магазин предлагающий товары только самого высокого качества и только самые знаменитые мировые бренды. Находится в роскошном здании стиля арт-деко построенном в 1935 году. Так же данный магазин знаменит тем, что именно здесь впервые в Великобритании на каждом этаже для удобства покупателей были установлены эскалаторы.

Primark – флагман ирландской сети магазинов модной одежды по низким ценам.

Pull and Bear – флагман сети модных магазинов урбанистической одежды испанской компании Inditex Group.

Urban Outfitters – магазин винтажной одежды и ретро стиля.

Moss Bros – магазин изысканной мужской одежды для особых случаев.

Schuh – крупнеший обувной магазин  представляющий разнообразные торговые марки.

Clarks – магазин обуви производимой под брендом Кларкс.( Этих Кларксов в Лондоне великое множество. Цены смешные. Раза в два дешевле, чем в Москве)

Russell Bromley – крупнейший магазин изысканной модной обуви.

Рядом находится ещё одно чудо шопинга. Бонд-стрит (Bond-street).Улица получила свое название от имени Томаса Бонда, главы синдиката застройщиков, который триста лет назад выкупил прилегающий квартал, расчистил территорию и начал бурную застройку различной недвижимостью.  Когда-то Бонд-стрит была наиболее известна благодаря своим антикварным лавкам и магазинам, торгующим произведениями искусства. Более ста лет на этой улице находился лондонский офис аукционного дома Сотбис.(Sotbis)

В Лондоне зимой темнеет часа в четыре. Музеи закрываются рано. И поэтому, остается достаточно времени для походов по магазинам. Нам нужно было посмотреть детскую коляску для будущего внука. Зашли в Mothercare. Все, кроме колясок продавалось с 50% скидкой. Цены(даже со скидкой) такие же ,как и в Москве. Ничего там не купили и пошли дальше. Очень советуем заглянуть на пару часов в  следующий очень интересный магазин ирландской сети Primark. 4 этажа очень низких цен  и хорошего качества. При входе не забудьте взять тележку (и чем больше она будет, тем лучше). Покупатели всё берут упаковками(самая популярная цена -1фунт). Бренд брендом, но  вся улица пестрит бумажными пакетами из этого магазина. Шопинг часто похож на рыбалку. Если сразу не получается то лучше на время отложить.

Ни в одном словаре русского языка Вы не найдете этих слов: шопинг, шопоголик, шопоголизм. Если с шопингом все понятно ( в булочную за хлебом), то новая болезнь, шопоголизм (невозможность оторваться от покупок), стройными рядами идет по планете. В основном, ряды женские. Сегодня в Англии насчитывается примерно 700 тысяч шопоголиков. Они  тратят  невероятные суммы. В среднем их задолженность по покупкам достигает 15 тысяч фунтов стерлингов. Это – годовая зарплата квалифицированной секретарши, медсестры. Но и это – не предел. Газеты пишут, что одна женщина вынуждена была заложить собственный дом, чтобы оплатить свои покупки на 70 тысяч фунтов стерлингов…. Некая Люси Дэвис, менеджер социальной службы, вот уже больше года находится в тюрьме. Она получила трехлетний срок за то, что ухитрилась растратить не свои деньги – в приступе шопоголизма – больше100 тысяч фунтов.

Есть такие семьи, где к распродаже относятся не спонтанно, а творчески, разумно и – как следствие этого – семья действительно неплохо экономит за время зимних и летних распродаж... В течение полугодия составляется список реальных потребностей для всех членов семьи, начиная от белья и кончая новыми куртками, пальто, телевизоров и прочего добра. Обновив гардероб после рождества, думают о летней распродаже. После летней думает о зимней. Шопоголизм – это защита или волшебная терапия. А может, это один из вариантов женской ОХОТЫ. Мужчины в лес, женщины в магазин. Пока покупают, живут и радуются. Чем больше  покупают, тем больше радуются, возвращаясь домой с добычей. ….Жительница Северного Лондона Росс Тенхаус за семь лет прогрессирующего шопоголизма ухитрилась истратить более 500 тысяч фунтов стерлингов. Полмиллиона!

Эта проблема  из социальной давно превратилась в медицинскую. Медики уверяют, что излечиться от этой болезни можно, важно только обратиться во время к врачу .Вот некоторые советы, которые они дают.  Первое и главное – избавиться от Credit Card, притупляющие тот момент, что  основа  рынка: товар – деньги, а не кусочек пластика или, на худой конец оставить одну  единственную. Лучше всего, еще до выхода в магазин, ограничить себя определенной суммой  и расплачиваться за покупки только наличными. Как можно реже посещать большие торговые центры, где предлагаются большие скидки. Забудьте о каталогах и переключайте каналы телевизоров, которые круглосуточно гонят рекламу. Если уж так тянет в магазин, что трудно этому сопротивляться, выйдите из дома, но приведите себя в парк. Часовая прогулка на природе избавит вас от этого желания.

Мы обреченно бродили по SALEвым  развалам улицы и не могли решить, что нам нужно. ( в одном отзыве мы прочитали, что молодая пара приехала в Лондон с одним чемоданом, а уехала с пятью) Огонь шопинга медленно угасал в наших глазах. Легких долгожданных покупок, таких как в Америке или в Европе, в этом городе сегодня не предвидится. Причина – мы сами и безумные цены. Слишком все перепуталось. Яркие впечатления этого очень дорогого города сыграло с нами злую шутку. Эмоции от увиденного, сожгли все желания.  В этот вечер мы больше ничего не хотели. Надо изменить тактику. Есть одно испытанное средство – растворять хандру. Ужин в хорошем кафе. Что мы и сделали незамедлительно, свернув с Оксфорд-стрит на тихую боковую улочку. На глаза попался симпатичный итальянский ресторан. Отличная, незатейливая, итальянская кухня и местное пиво сделали  своё дело. Из ресторана мы вышли без 25 фунтов, но готовыми к новым испытаниям. Первое испытание нас ждало в маленьком магазинчике египетского постельного белья, в витрине которого, на красивой коробке  стояла цифра – 29. Скучающий старичок лет 80 любезно показал нам всё, что у него было за 29 фунтов. Было мало. Но первый залп крейсера Аврора по не преступной улице  был сделан, именно в этом магазине, совсем за другие деньги. (50 фунтов) Но как говорил классик: « лед тронулся, Господа присяжные заседатели». Заразный вирус шопоголизма пролетел мимо нас, оставив нас наедине с простым и любимым делом -  покупками нужных нам вещей.  Идем пешком в отель мимо Пикадилии,  Трафальгарской площади.  Много машин и автобусов, но все двигается. Как они разъезжаются на узких улицах, не понятно. Огни витрин и иллюминации освещают улицы вместо фонарных столбов, отбрасывая холодное сияние на проезжающие машины. Лишь номера и надписи на автобусах напоминают нам, что мы в Лондоне. Дошли до отеля на последнем дыхании и рухнули замертво, чтобы завтра снова  почувствовать энергетику этого сумасшедшего города.

3 января.

Всю ночь и утро идет  дождь. Я стоял на улице  и смотрел на лондонцев, торопливо шагающих по своим делам. На их лицах не было эмоций, но глаза были полные смертельной тоски. Дождь превратил город в огромное серое озеро. Набережные и мосты суетливо накрылись разноцветными зонтиками.  Вчерашнее ощущение весны сегодня исчезло. Но не исчезла вчерашняя одежда горожан. Не важно, солнце или дождь на улице, тепло или холодно, одеваются они одинаково. Балетки, темные колготки, сверху крохотные шорты и легкие куртки можно увидеть в любую погоду. Эти девочки не знают историю о молодых парижанках  времен Великой французской революции, которых называли “Victimes de la mode (дословно «жертвы моды»). Они выбегали из дома  зимой в  модных шифоновых платьях, и, как результат, огромное количество летальных исходов от пневмонии. Антибиотиков еще не было. Многие, вообще, бегают по улице без курток и плащей с красными носами. Погода для них не имеет значения. Почему они не замерзают или не боятся промокнуть, не понятно.

Вот мой Онегин на свободе:
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.

Это не про них и не про этот город, несмотря на то, что Лондон является столицей высокой моды и само понятие «дендизм» появилось в Лондоне в XIX веке. Красиво, ярко и изысканно  одетых людей на улице, единицы.

Основателем стиля  считают самого знаменитого денди – лорда Джорджа Брайана Браммелла. В отличие от классических франтов и щеголей, которые старались выделиться своей одеждой и манерами, Браммелл, чётко придерживался принципа, что одежда определяется законами приличия. В своих нарядах он избегал пестрых оттенков, аксессуаров и побрякушек. Джордж  носил отлично скроенные сюртуки и фраки и не стремился оказать какое-либо влияние на моду. Тем не менее, именно Браммелл  был иконой стиля, которому подражали тысячи мужчин по обе стороны Ла-Манша. Им восхищался даже лорд Байрон. Но, к сожалению, недолго. Браммелл вынужден был покинуть Англию, после чего в его жизни наступила черная полоса – он проиграл свое состояние в карты, попал в сумасшедший дом и умер в полной нищете. Именно в эту эпоху создаются известные твид, фланель и клетчатый рисунок ткани.  Невзирая на свою простоту, одежда денди была очень дорогой. Минимализм и элегантность были вылизаны до совершенства и стали эталоном классического стиля и изысканности. В одежде того времени преобладали черный и коричневый цвет, а также синий, серый – никаких кричащих оттенков. Единственными уместными аксессуарами считались булавка в галстуке и карманные часы с цепочкой. Рубашка денди должна быть всегда белоснежной. В связи с этим элегантному мужчине тех времен еженедельно требовалось двадцать рубашек, а также двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков. Особенную роль играл галстук или шейный платок. Этот элемент одежды был единственным броским аксессуаром в имидже денди. И конечно неотъемлемым атрибутом денди являлся цилиндр. Жалко, что от золотой эпохи остались лишь старые английские и американские фильмы, да  пыльные манекены в исторических музеях. В середине ХХ века сами англичане заявили о завершении эпохи дендизма. Да здравствует эпоха Zaraвских  лолит XXI века, рваные джинсы и безразмерные майки из синтетики за 10 фунтов. Самоуверенность денди сейчас подменили на наглость, достоинство – на  кредитные карты, тонкий вкус – на безвкусие, элегантность на гламурность и нарциссизм. Но мы, как, ни странно, оптимисты. Все проходит, пройдет и это.

Сегодня мы идём в Королевскую Оперу. Утро началось с поездки за билетами на экскурсионном автобусе в кассы оперы, благо нам подарили возможность ездить бесплатно и во  второй день. Театр нашли быстро, но кассы оказались закрыты и открывались только в 10-00 .Очередь, человек 30, спокойно ждала открытия дверей.

Ровно в 10-00 мы попали внутрь. Посмотрев по сторонам и увидев две неравные очереди, решили, что нам туда, где стоит всего два человека. И не ошиблись. Это как раз и была нужная нам касса - обменять электронные билеты на настоящие. Кассир, молодой мужчина, куда- то сходил и принёс конверт с нашими  билетами. На билетах были наши имена и фамилии. Заглянули в магазин сувениров в фойе. Ассортимент не отличался от хорошего магазина сувениров и подарков в центре, только все было с логотипом театра.

Дождь помешал нам погулять по Ковент Гарден. Пошли искать набережную Темзы, недоумевая, почему именно здесь Горбачев решил отметить  свой юбилей. Наверное, Михаил Сергеевич решил сэкономить и не дожидаться открытия Большого в Москве. Место он выбрал достойное, но почему, так и останется загадкой.

Увидели крохотное отделение почты. Зашли купить почтовые марки, чтобы отправить домой открытки. Марки продают оптом.  4марки с изображением молодой Королевы и надписью Worldwide postcard стоят 4 фунта. Придется покупать 4 открытки. Дождь не прекращался ни на минуту. Решили сегодня ездить на метро. Но сначала около Трафальгарской площади зашли в чайный магазин и купили отличный набор чая, маленькую баночку мандаринового мармелада и плитку шоколада. 20 фунтов остались у себя на родине, а пакет с подарками мы благополучно забыли в одном из магазинов по дороге к метро. Растяпы. Кто- нибудь порадуется сладкой находке и улыбнется, вспоминая смешных туристов из далекой России.

В Лондоне безумно дорогой транспорт. Поездка на метро стоит около 4-5 фунтов(250 рублей) в пределах выбранной Вами зоны. Мы решили купить проездной билет на целый день. Стоит 7 фунтов и катайся целый день. Хочешь на метро, хочешь на автобусе. Мы едем в Харродс(филиал ГУМа) .Магазин находится на  Бромптон-роуд в фешенебельном районе рядом с  Кенсингтонским дворцом - резиденции Принца Чарльза и его бывшей покойной супруги принцессы Дианы. Легендарный магазин в Лондоне, в котором можно купить все: от коробка спичек до слона. Но коробок может стоить как Жигули, а цена за слона эквивалентна ВВП небольшой страны. Очень и очень дорого, но посмотреть надо обязательно. Чего стоит только Египетский зал.

Адрес магазина Харродс:
87–135 Brompton Road
Knightsbridge
London, SW1X 7XL

Самый знаменитый магазин мира. Универмаг №1, одна из самых известных достопримечательностей Лондона, символ роскоши и аристократизма. Это чудо торговли давно не оставляет равнодушными  красавиц и их спутников-миллиардеров, франтов из      Сити всех столиц мира, русских чиновников и их детей, арабских принцесс и принцев. Харродс – это самый дорогой в Великобритании, и один из самых роскошных в мире универмагов. Здесь работает около 5 000 сотрудников из разных стран, говорящих на самых разных языках мира и всегда готовых помочь клиентам знаменитого лондонского универмага. Однако, прежде всего универмаг – это уникальный  сервис,  известный как «By Appointment» (По предварительной договоренности о встрече), где личный шопинг-ассистент целиком и полностью посвящен покупателю, помогает значительно сэкономить время, быстро найти нужные отделы и товары, окажет помощь и проконсультирует в совершаемых покупках, а также предложит необходимые сопутствующие услуги.

Два раза в год на ступеньках магазина разворачиваются боевые действия. Желающих первыми попасть на распродажу тысячи. Очередь занимают за три дня до начала шоу. Эксперты подсчитали, что в первый день распродаж, магазин посещают 250 000 человек и оборот за один час работы составляет 1 000 000 фунтов. Больше всех покупают китайцы с рынка в Люблине и русские. Ученые объясняют эти феномены очень просто: любая вещь,   купленная в Харродсе, ставит человека на одну ступеньку с великими мира сего.

Харродс - это целый мир, заключенный в стенах известнейшего универмага Лондона, построенного в 1849 году лондонским купцом Чарльзом Генри Харродом и  где можно не только совершить покупки, но и проникнуться печальной историей любви британской принцессы Уэльской Дианы и сына египетского миллиардера Эмад эд-Дин Мохаммед Абдель Монейм эль-Фаед. В 1956 году нынешний супруг Королевы Елизаветы герцог Эдинбургский Филипп сделал универмаг официальным поставщиком Королевского двора. А в декабре 2001 года он свое постановление отменил. Знаете почему? Дело в том, что в 1985 году магазин купили два брата из Египта Аль Файеды.  Доди, один из сыновей Мохаммеда Аль Файеда влюбился в принцессу Диану и они, якобы,  хотели пожениться. Трагическая авария в Парижском тоннеле повергла не только  Британию в шок, но и отца Доди. Ни один из членов королевской семьи теперь в универмаге ничего не покупает. А Аль Файед в 2010 году  его продал  государственному «Катарскому инвестиционному фонду» за 1,5 млрд фунтов. Шекспиру такой сюжет и во сне не мог присниться. А в Харродсе с тех пор стоят две скульптуры в полный рост: матери будущего английского короля и сына египетского миллиардера. Они пытаются удержать в руках птицу счастья. Не получилось.Жаль.

Харродс - это аристократичная утонченность и великолепие во всем. Неудивительно, что здесь существует свой собственный дресс-код, согласно которому бдительные швейцары знаменитого универмага могут отказать гостю в посещении, если он явился в  пижаме и стертых тапочках. По установленному в Харродсе этикету, в универмаге не допускаются посетители в неопрятной одежде, спортивных, пляжных или плавательных костюмах, майках с оскорбительными изображениями или надписями, в защитных шлемах, а также без обуви, или во вьетнамках. Дамам запрещено приходить в универмаг в слишком откровенных нарядах, открывающих интимные части тела. Помимо довольно жесткого дресс-кода существует ряд правил поведения в Хародсе. Так, при посещении универмага сумки размеров более среднего, рюкзаки и чемоданы следует оставлять в специальной камере хранения. Следует помнить, что посетителей, слишком громко разговаривающих или распевающих песни, ругающихся или сквернословящих могут попросить удалится. Из соображений безопасности в магазине запрещено фотографировать в отделе ювелирных украшений, банке, а также отделе антикварной мебели. Нас попросили только снять рюкзак с плеча и нести его за ручки. В универмаге мы тоже сделали историческую покупку- пачку кофе, на которой написано желтыми буквами на зеленом фоне HARRODS. Гулять, так гулять. Кофе оказался отличным.

Дождь кончился. Выглянуло солнце. Мы решаем ехать на автобусе до Бейкер стрит(Baker Street), зайти в магазин сувениров около метро ( очень дешево). И уже оттуда ехать в отель отдохнуть перед театром. На улице, около отеля нас остановили две русские тетки и ткнув куда-то в карту спросили на родном языке: «Биг Бен - там?».

-Там, там - ответили мы. И смеясь, побежали дальше.

То, что мы увидели вечером в театре, описывать трудно. Но не описать этого нельзя.

Браво Королевская Опера (Royal Opera). Браво Чайковский. Браво Лев Иванов. Браво Петипа. Браво лондонская публика!!!! Nutcracker сделал всех зрителей в этот вечер счастливыми.

Мы все до одного воспитаны на музыке великого Чайковского. Каждый школяр нашего двора знал, кто это, и что написал. Чайковский прочно сидит в нашей ДНК и будет сидеть ещё тысячу лет.  Темы сказки, любви, волшебства, предательства у Чайковского актуальны всегда, чтобы не происходило в мире. А тема Щелкунчика в  Новый Год – это классика. Классический русский балет на классической лондонской сцене. Мы гордились своей странной в этот вечер, видя глаза многотысячной публики на этом спектакле. Огромный зал, после взмаха дирижерской палочки стал сказочным детским садом. В нашем неспокойном мире не существовало ничего, кроме Великой волшебной музыки. Она заполняла наши опустошенные жизнью души новой энергией, духовностью, смыслом. Это история не о маленькой девочке, не о Щелкунчике - храбром деревянном солдатике, не о мышином короле- символе зла. На самом деле, это фантастическая история про нас с Вами, про наше детство, когда засыпая, мы представляли себя сказочными героями, которые всегда побеждают мышиного короля, и в конце находят волшебную дверь в мир бабушкиных сказок. В наших снах игрушки превращались в людей, уродливая кукла - в прекрасного принца, готового отдать жизнь за ЛЮБОВЬ. Маленькая девочка превратилась в девушку, танцующую  со своими друзьями под сказочным звёздным небом и сломавшая проклятие мышиного короля. Просыпаясь в первый новый день года, под красавицей-елкой мы искали долгожданные подарки. Жизнь казалась сказкой. А снег за окном превращался в пушистый ковер- самолёт, уносивший нас в мечты.

Сегодня, в этом великолепном зале мы опять стали детьми. Мы смотрели на китайский и русский танец и плакали. Это были слезы счастья  на сцене Королевской Оперы. Не бойтесь плакать, когда Вам хорошо.

В антракте Королевская Опера превращается в громадный ресторан. Можно есть мороженное, которое Вам дают вместе с программкой. Можно пить шампанское, которое Вы покупаете вместе с билетом.(10ф.) Можно есть и пить за столиками, предварительно сделав заказ на сайте. На предварительно накрытом столике будет лежать бумажка с Вашим номером.  Приятного аппетита. Рядом будут находиться человек сто официантов, готовых в любую минуту помочь Вам. Мы  решили посмотреть на один из залов, но как только мы поднялись по мраморной лестнице, охранники бросились нам наперерез. В этом зале ужинало несколько очень пожилых пар. Выглядели они отлично. И зал тоже.

Великолепные декорации,  свет, кресла. Сцена похожа на конструктор трансформер. Все двигается, проваливается, улетает, взрывается, стреляет. Костюмы поражают цветами, разнообразием, непредсказуемостью. Оркестр - выше всех похвал. Браво.

Такой публики, которая была с нами в этот вечер, мы не видели ни когда. До начала балета это был улей. Я не слышал Натку, хотя она и сидела рядом. После того, как погасили свет – гробовая тишина. Аплодисменты были такие, что мы думали, что Опера в любую минуту может развалиться. И это продолжалось минут двадцать. Цветов было столько, что сцены было не видно. Вообще.

Мы вышли из Оперы в город, наполненный Великой музыкой, другими.  Cчастливыми.

p.s.На днях мы ходили в Большой театр. Со всей ответственностью заявляем- театра больше нет. Кони на фасаде есть, колонны есть, история есть, а театра нет. Намоленное музыкой за двести лет место превратилось  в декорацию за миллиард долларов. То, что не удалось фашистам в 1941, удалось министерству культуры в XXI веке. Очень и очень жалко. Простите за банальность, но театр встал на одну ступеньку с Храмом Христа Спасителя. Новый Храм, Новый театр.