Испанская вуаль или пляжи Альгарве. Часть вторая

Отзыв написан: 6 декабря 2011 г.

Часть вторая.5 сентября

Встали рано. Ещё раз оглядели свой постоялый двор и поразились его размерами. Прощаться всегда тяжело. Португальское двухсотметровое чудо притихло, и ждало от нас каких - то слов. Комок расставания застрял в районе груди. Тяжелая судьба всех отелей в мире похожа как две капли воды. Ваши  наночастицы  навсегда остаются с ними, в них. Если сложить всех нас вместе, то получится  история. Чем старше отель, тем интересней история. Сколько таких историй в мире? Вашему временному дому не важно, на каком языке мы говорим или шепчем молитвы. Ему важно, что он стал  ковчегом,  и всем было, тепло и уютно в нем. Оставили на кровати мелочь, посидели на дорожку, оставили ключи на столе и пошли за машиной. «Бриллиант» радостно заурчал и загорелся всеми своими лампочками. Аккуратно выехали, стараясь не разбудить соседей. Знакомое шоссе было почти пустое. Остановились один раз, чтобы заправиться. Когда подъезжали к Уэльве, видели указатели «Севилья -70 км». Знать бы заранее, и тогда машину могли сдать  в Севилье, не тратя денег на переезд на поезде.(экономия 20 евро.) Удивительно быстро нашли в Уэльве дорогу на вокзал и ровно в 12-00 сдали машину. Вокзал в Уэльве – старое одноэтажное здание. Поездов, судя по – расписанию, очень мало. Наш поезд в Севилью только через 2 часа. Уютно устроились в компании местных воробьёв в небольшом саду прямо на перроне вокзала и слегка перекусили заранее приготовленными бутербродами.

вокзал в Кордобе

…В лесу Дон Кихот и Санчо встретили влюбленного в Касильдею Вандальскую Рыцаря Зеркал, который хвастался, что победил самого Дон Кихота. Дон Кихот возмутился и вызвал Рыцаря Зеркал на поединок, по условиям которого побежденный должен был сдаться на милость победителя. Не успел Рыцарь Зеркал приготовиться к бою, как Дон Кихот уже напал на него и чуть не прикончил, но оруженосец Рыцаря Зеркал завопил, что его господин — не кто иной, как Самсон Карраско, который надеялся таким хитроумным способом вернуть Дон Кихота домой. Но увы, Самсон был побежден, и Дон Кихот, уверенный, что злые волшебники заменили облик Рыцаря Зеркал обликом Самсона Карраско, снова двинулся по дороге в Сарагосу. В пути его догнал Дьего де Миранда, и два идальго поехали вместе. Навстречу им ехала повозка, в которой везли львов. Дон Кихот потребовал, чтобы клетку с огромным львом открыли, и собрался изрубить его на куски. Перепуганный сторож открыл клетку, но лев не вышел из нее, бесстрашный же Дон Кихот отныне стал именовать себя Рыцарем Львов….

Нам предстоял короткий переезд в Севилью (45 минут). Из Уэльвы нет прямых поездов до Кордобы, а из Севильи их великое множество. Время пролетело быстро. Подали поезд, не такой красивый как в Мадриде, но также очень достойный.  Как ни странно, народу было много. Когда мы уже решили, что будем сидеть одни, в вагон зашло испанское  чудо женского рода с ярко красной сумкой от Louis Vuitton  и уселось прямо перед нами. Чудо было очень дорого одето в алое полупрозрачное платье, очень сильно пахло неизвестными духами и, как новогодняя ёлка, обвешана с ног до головы изделиями из жёлтого металла и , вообще, держалась как испанская королева. Потом чудо  достало все мыслимые и не мысленные электронные  гаджеты и стало общаться с некими паолами, санчесами и гарсиями, не обращая на нас никакого внимания. Возникла смешная ситуация. Мы сидим, смотрим в окно. Рядом сидит испанка и старается произвести на нас впечатление.(больше не на кого).Это самая примечательная  особенность испанских женщин – во чтобы это не стало - выглядеть по-настоящему необычно и оригинально,  выделяться из толпы и проявить свою неординарность. Если в холодной России все женщины – ИКОНЫ, то в жаркой  Испании – Кармен. Коррида – это  испанские мужчины. Экстравагантность, темперамент, любовь к ярким краскам – это испанские женщины. Испанская страсть – это не пустой звук или вымысел, а настоящее искусство. В основе этой национальной черты лежит совершенно простая вещь – КОНТРАСТ. Очень яркие или броские  краски: рядом с чёрным всегда красный цвет , даже алый. Прическа, макияж, маникюр, платье с воланами и большим декольте или блуза из черного кружева с пышными манжетами, высокие сапоги (даже летом), большая ажурная шаль с кистями и красный цветок или  бант в волосах. И обязательно много украшений – серьги, кольца, браслеты . Добавьте огромные черные глаза, яркие губы, охапку волос, оливковый цвет кожи…И получается –КАРМЕН. Испанские женщины себя любят и делают по возможности все, чтобы домашняя работа отнимала у них как можно меньше времени. И что самое главное, мужья это воспринимают как само собой разумеющееся. Испанская женщина предпочитает быть ЖЕНЩИНОЙ, а не ломовой лошадью. Парикмахерская, посиделки в кафе, массажный кабинет, посещение кинотеатра или театра  хотя бы раз в неделю, расслабляющая ванна дома – и пусть весь мир подождет. Это не эмансипация. Это историческая и современная реальность.

….Санчо стал готовиться управлять обещанным островом, и Дон Кихот дал ему столько разумных наставлений, что поразил герцога и герцогиню — во всем, что не касалось рыцарства, он «выказывал ум ясный и обширный». Герцог отправил Санчо с многочисленной свитой в городок, которому надлежало сойти за остров, ибо Санчо не знал, что острова бывают только в море, а не на суше. Там ему торжественно вручили ключи от города и объявили пожизненным губернатором острова Баратарии. Для начала ему предстояло разрешить тяжбу между крестьянином и портным. Крестьянин принес портному сукно и спросил, выйдет ли из него колпак. Услышав, что выйдет, он спросил, не выйдет ли два колпака, а узнав, что выйдет и два, захотел получить три, потом четыре и остановился на пяти. Когда же он пришел получать колпаки, они оказались как раз ему на палец. Он рассердился и отказался платить портному за работу и вдобавок стал требовать назад сукно или деньги за него. Санчо подумал и вынес приговор: портному за работу не платить, крестьянину сукна не возвращать, а колпачки пожертвовать заключенным. Затем к Санчо явились два старика, один из которых давным-давно взял у другого в долг десять золотых и утверждал, что вернул, меж тем как заимодавец говорил, что денег этих не получал. Санчо заставил должника поклясться, что он вернул долг, и тот, дав заимодавцу на минутку подержать свой посох, поклялся. Увидев это, Санчо догадался, что деньги спрятаны в посохе, и вернул их заимодавцу. Вслед за ними явилась женщина, таща за руку мужчину, который её якобы изнасиловал. Санчо велел мужчине отдать женщине свой кошелек и отпустил женщину домой. Когда она вышла, Санчо велел мужчине догнать её и отобрать кошелек, но женщина так сопротивлялась, что это ему не удалось. Санчо сразу понял, что женщина оклеветала мужчину: если бы она проявила хоть половину бесстрашия, с каким защищала кошелек, когда защищала свою честь, мужчина и то не смог бы её одолеть. Поэтому Санчо вернул кошелек мужчине, а женщину прогнал с острова…..

Пока мы едем, расскажем Вам , как нелегко живётся испанским женщинам в современном мире.

…..Законодательно супруги имеют абсолютно равные права, и этому есть мощная историческая основа - со времен средневековья, согласно кастильскому законодательству, женщины имели равные права с мужчинами на наследство и собственность. Они могли свободно управлять своим имуществом независимо от мужа и так же свободно передавать или дарить его. В браке собственность женщины традиционно передавалась мужу, но не состоящие в браке женщины или вдовы могли владеть своим имуществом совершенно независимо.  Испанские женщины вряд ли могут считаться самыми эмансипированными в Европе, однако  они ни в чем не уступают мужчинам ни в политике, ни в бизнесе. Яркой чертой высокого статуса женщин может служить и традиция не менять фамилию в браке.  Дети чаще всего получают первую фамилию отца, к которой добавляется первая фамилия матери. Характерной чертой, немного облегчающей понимание всего этого многообразия, является традиция называть первого сына именем отца, а дочь - именем матери. Очень сложный в Испании развод: либо обе стороны согласны на него, и тогда оформление затягивается всего лишь на пару лет, либо кому-то из них развод нежелателен, и тогда это-лет 5. Католическая страна все-таки….

Обычно, испанцы громко разговаривают. Причем в громкой речи и крике  нет ни угрозы, ни выражения эмоций - так говорят,  всегда и везде. При этом сами испанцы очень приветливы и доброжелательны. Уступить место в транспорте считается проявлением вежливости и очень ценится, особенно по отношению к незнакомым людям (увидеть стоящего в метро пожилого человека здесь практически невозможно). Также характерной чертой является стремление придержать дверь перед идущим следом или пропустить вперед женщину - испанцы считают это само собой разумеющимся.  При встрече с хорошо знакомыми людьми  разыгрывается шумный спектакль - испанцы по несколько минут могут хлопать друг друга по плечу, обниматься и  выражать большую радость. При встрече и прощании мужчины и женщины, или двух женщин, принято обозначать поцелуй в обе щеки (именно обозначать, а не целовать!) и желать доброго дня, интересоваться делами друг друга и всячески подчеркивать радость от встречи. Во время тоста говорят chin-chin или salud (последнее - если тост произносится в чью-то честь). Впрочем, словечко salud (салюд) здесь достаточно универсально - его принято использовать и как знак приветствия на улице, и для пожелания здоровья, и как ответ на чье-то обращение. В ответ на благодарность чаще всего используется de nada (не за что). Интересно, что в письменном виде приветствия сопровождаются  двумя восклицательными знаками - в начале фразы перевернутым, в конце - обычным.

В Испании не принято разговаривать о смерти и религии(религиозность жителей), о корриде (всё равно, Вам не понять), футболе (???), деньгах (гордость), возрасте(гордость), политике (см. коррида) и о том, где Вы живёте (их не интересует жизнь за пределами Испании).

Как-то мы с Наткой зашли в магазин дорогого белья. Молодая продавщица сканировала нас  и продолжала заниматься своими делами.  Натка решила что-то примерить и после,  засомневалась – надо или нет, это покупать. Мы вышли из магазина и после недолгих взвешиваний за и против, решили купить. Мы снова зашли в магазин и не видим нужной вещи. Оказывается, в этом магазине, вещь, которую примерили, но не купили, перевешивают в специальную комнату для обработки. Мало ли кто мерил. Вещь нам вернули без особой радости. Попытались с продавщицей  поговорить по-английски. Тишина. Не понимает ни слова. Говорим, что мы из Москвы. Отвечает, что слышала, но не знает где это. И дальше говорила только эта испанская девушка. Из её рассказа мы поняли не много. Самая главная мысль – Испания – великая страна. Лучше всех. Лучше лучших………..

Мы подъезжаем к Севилье. Мысленно желаем чуду скорее стать сеньорой (не было обручального кольца) и покидаем наш вагон.

Вокзал в Севилье называется. La Estación de trenes de Santa Justa "Севилья Санта Хуста". Вокзал в самом тёплом и солнечном городе материковой Испании построен с учетом местных климатических особенностей. Прямые солнечные лучи сюда почти не попадают, поэтому, в отличие от улицы, здесь всегда прохладно. А о том, что творится на улице, говорит местное альтернативное название – испанская сковородка. Это не жара – это ад. Дышать можно только ночью под кондиционером. Проход к поездам такой же, как и на Аточе. Курить можно только на улице. Через несколько минут подходят два поезда, следующих в Кордову с разницей в 2 минуты. Поезда называются AVANT и AVE, время в пути около 45 минут. В ваго­нах  есть телевизоры  и электронные табло, где бегущая строка сообщает о следующей остановке. Говорят, что если поезд опоздает, хотя бы на минуту, Вам вернут полную стоимость билетов.

….Все подивились мудрости Санчо и справедливости его приговоров. Когда Санчо сел за уставленный яствами стол, ему ничего не удалось съесть: стоило ему протянуть руку к какому-нибудь блюду, как доктор Педро Нестерпимо де Наука приказывал убрать его, говоря, что оно вредно для здоровья. Санчо написал письмо своей жене Тересе, к которому герцогиня присовокупила письмо от себя и нитку кораллов, а паж герцога доставил письма и подарки Тересе, переполошив всю деревню. Тереса обрадовалась и написала очень разумные ответы, а также послала герцогине полмеры отборных желудей и сыр. На Баратарию напал неприятель, и Санчо должен был с оружием в руках защищать остров. Ему принесли два щита и привязали один спереди, а другой сзади так туго, что он не мог пошевельнуться. Как только он попытался сдвинуться с места, он упал и остался лежать, зажатый между двумя щитами. Вокруг него бегали, он слышал крики, звон оружия, по его щиту яростно рубили мечом и наконец раздались крики: «Победа! Неприятель разбит!» Все стали поздравлять Санчо с победой, но он, как только его подняли, оседлал осла и поехал к Дон Кихоту, сказав, что десяти дней губернаторства с него довольно, что он не рожден ни для сражений, ни для богатства, и не хочет подчиняться ни нахальному лекарю, ни кому другому…

Кордова – достояние человечества и  древняя столица  Кордовского халифата, занимавшего почти весь Иберийский полуостров. Жители города участвовали в походе Ганнибала на Рим, в войнах  Помпея и Юлия Цезаря. Здесь родились великие римляне — философ Сенека и поэт Лукиан. Когда-то Кордова была большим, богатым городом, средоточием мавританской культуры, науки и искусств. По данным средневековых источников, в городе насчитывалось более 113 000 домов простолюдинов и более 60 000 домов знати, 3711 бань, множество ремесленных мастерских и лавок торговцев. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости. Золотых, серебряных и медных денег в Кордове ежегодно чеканилось на сумму до 200 000 динаров. Временем расцвета науки и культуры в Кордове были IX—X века. Город приобрел такую известность в ученом мире того времени, что его стали называть «украшением мира». Тогда в нем проживало 500 000 человек — больше, чем в любом другом европейском центре. В Кордове было 70 библиотек, а библиотека Хакема II насчитывала 400 000 томов, среди которых находились редчайшие манускрипты. Её величие было таковым, что она стала соперничать по власти и богатству с далёким Багдадом. После освобождения Испании от мавров  возникла идея построить внутри самой мечети готический кафедральный собор с алтарным убранством в стиле платереско (декоративном стиле испанских серебряных дел мастеров и архитекторов XVI века-прим, пер.) и барокко.  Несмотря на то, что собор больше известен под названием Мескита (по-испански мечеть), он просто поражает своими размерами - около четырех футбольных полей. Но главное не это. А то, что внутрь мечети был встроен христианский кафедральный собор, не разрушая при этом саму мечеть! Вот такое объединение двух великих религий - христианской и ислама -  под одной крышей в центре Европы. На самом деле – всё гораздо проще. Воюя друг с другом и выбивая друг друга из городов, мавры и испанцы просто-напросто не успевали возводить новые культовые сооружения Переделка старых сооружений не требовала значительных средства, а, кроме того, в глазах испанцев это действие не рассматривалось как святотатство. Духовенство признавало “чистыми” арабские минареты, и поэтому они довольно таки часто служили христианам в неизменном виде. Экономика должна быть экономной, говорил наш вождь. Тогда возникает вопрос, зачем нужны были все эти войны и миллионы смертей…….

В 785 г. эмир Абдурахман I выкупил у христианской общины Кордовы место, где стояла полуразрушенная церковь Сан-Висенте в V в.э.. На месте церкви эмир в честь своей жены начал строительство большой мечети. Мечеть окружена стенами, образующими прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Высота стен колеблется от 8 до 20 метров, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается к реке Guadalquivir (Гвадалквивир), стены вырастают, достигая предельной высоты. Ранее вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца. С северной стороны мечети ранее находился мусульманский минарет. Сейчас на его месте возвышается колокольня. Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила работы скульптора Вердигье.

Здание мечети занимает площадь 180 х 130 метров. Ее громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метра и создает захватывающее впечатление беспредельности. Высота колонн мечети всего чуть более трех метров, но она зрительно увеличивается сложной системой двухъярусных арок, выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневый и белый. Бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства, которое плавно перетекает в бесконечный узор орнамента, украшающего стены мечети.

Потолок мечети выполнен из ценных пород дерева. После завершения строительства мечети здание имело 19 нефов, идущих с востока на запад (сохранившиеся до настоящего времени), 30 - с севера на юг, 21 ворота и 1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На месте мечети в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII веке. Недостатка в стройматериалах в то время не было.

Все колонны были выполнены из различных материалов и имели разную высоту, поэтому некоторые пришлось частично "утопить" в пол, а другие, наоборот, поднимать, сооружая под ними опоры. Однако разнотипность отдельных колонн почти незаметна. Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась. Новое расширение мечети было проведено Хакимом II (961-976). При нем были построены четырнадцать новых нефов, устроен новый михраб (молитвенная ниша) и сооружена максура (место для халифа), на которой был установлен трон Хакима II, сделанный из самшита, эбена и сандалового дерева. Над созданием трона, по сообщению арабских источников, работали шесть выдающихся мастеров со своими помощниками в
течение семи лет. Хаким II велел построить у западной стены мечети "комнату милостыни", где нуждающиеся странники получали подаяние. Стены комнаты были покрыты тончайшим орнаментом. В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили для богослужения. Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров.

Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором. Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Это время правления визиря Ал-Мансура,  предания о котором стали частью арабского и европейского фольклора. В его правление к зданию мечети с восточной стороны были построены восемь новых нефов по всей длине восточной стороны. Для этого строительства был использован материал разрушенных испанских построек в завоеванных арабами областях. Постройки Ал-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И хотя незначительные переделки и добавления продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети.

В 1236 г. мавры были изгнаны из Кордовы. Огромное здание мечети было приспособлено под христианский храм. Начались постепенные перестройки, уже в XIII в. Были заложены пролеты, через которые внутренне помещение бывшей мечети соединялось с Апельсиновым двором. Как и любой католический храм, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами - фамильными усыпальницами знатных испанских семей. Самые существенные изменения облика бывшей мечети произошли в XVI столетии. По проекту архитектора Hernan Ruiz (Эрнана Руиса) внутри мечети была сооружена христианская церковь. Ее стены оказались выше кровли мечети, хотя архитектор и стремился использовать уже имевшиеся конструкции и по возможности сохранить облик здания. Городской совет и население Кордовы, даже христианское, резко выступило против строительства церкви. После долгих протестов и споров архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство церкви внутри мечети.

Другая жемчужина Кордовы - Алькасар Христианских Королей (Alcazar de los Reyes Cristianos) повторяет судьбу практически всех шедевров архитектуры в Европе и России. Первоначально на этом месте существовала крепость вестготов. После того, империя вестготов пала под ударами арабского халифата, эмир Абд ар-Рахман I восстановил здание крепости. Его преемники создали независимый халифат Кордовы, а Алькасар использовали в качестве дворца. Во времена правления эмира Аль-Андалуса, город приобрел статус важного политического и культурного центра, в то время, как большая часть Европы была в «темном веке». Мавры расширили Алькасар, добавив к нему обширный комплекс бань, крупнейшую на Западе библиотеку и разбив изящные сады. Протекающая неподалеку река Гвадалквивир крутила лопасти водяной мельницы, которая поднимала воду для орошения этих садов. Мельница не сохранилась, так как она своим шумом мешала спать королеве Изабелле. Алькасар в его практически нынешнем виде заложил в 1328 г. король Кастилии и Леона Альфонсо XI Справедливый. Для строительства он использовал  часть прежнего мавританского дворца невероятных размеров.(опять – экономия).Своё новое имя – «Алькасар Христианских Королей» – крепость получила в конце XV в., в правление Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонского. Здесь чета монархов прожила около десяти лет до взятия Гранады в 1492 г. Они расширили и с большим комфортом обустроили дворец, ставший впоследствии местом многих исторических событий. Так, в Алькасаре  был принят в 1492 г. Христофор Колумб, представивший свой проект морской экспедиции в Индию. По разрешению Изабеллы и Фернандо в Алькасаре начал работу трибунал Святейшей инквизиции и Алькасар 20 лет оставался его штаб-квартирой.

В 1810 г. здесь разместились французские казармы. После Алькасар заняла тюрьма, просуществовавшая с 1822 по 1931 гг. В 1931 г. дворец признали историческим памятником и были проведены первые попытки реконструкции. Затем до 1955 г. здесь размещались военные учреждения, пока, наконец, Алькасар не был передан мэрии Кордовы и частично открыт для посещения  как важная достопримечательность Кордовы.

Сам дворец представляет собой почти правильный квадрат. Созданный под влиянием арабской архитектуры, он в то же время несёт черты европейской готики. По замыслу его создателей, Алькасар должен был стать символом победы христианства над мусульманством. Во дворце находились четыре башни: башня уважения,  башня инквизиции или башня садов,  башня льва и ,наконец, четвёртой, разрушенной в XIX в., была Башня Голубя или башня ночного караула.

Патио Мориско – внутренний двор Алькасара, отделка которого выполнена в типичном мавританском стиле: штукатурку стен здесь покрывает повторяющийся охристого цвета узор из львов и замков. Королевские бани под Мозаичным залом (бывшей часовней инквизиции) представляют собой комплекс помещений из зала для переодевания, трёх холодных, одной тёплой комнаты и парной. Здесь до сих пор сохранилась отделка стен специально спечённой для этого глиной, а также частично уцелели мраморные плиты, прежде роскошно покрывавшие полы во всех помещениях бань. Сам Мозаичный зал получил своё название от перенесённых сюда наборов римской мозаики II-III вв., найденных при раскопках богатой римской виллы в 1959 г. на Плаза-де-Корредера в Кордове.

Сады Алькасара – подлинный шедевр садово-паркового искусства. Если сам дворец занимает площадь в 4100 кв.м., то его сады раскинулись на пространстве в 55000 кв.м. Христианские садовники унаследовали мавританские традиции, и хотя сады Алькасара были за прошедшие века значительно перепланированы (особенно в XVIII-XIX вв.), они по-прежнему сохранили восточный колорит. В них растут пальмы и кипарисы, лимонные и апельсиновые деревья, цветут пёстрые клумбы, а между искусственными прудами и фонтанами стоят статуи всех испанских королей и королев, чья нога хотя бы раз переступала порог дворца. Можно найти здесь и Христофора Колумба, которому дают аудиенцию Фернандо и Изабелла, а у самого входа гостей встречает памятник Альфонсо XI Справедливому.

Начиная с 1571, главными воротами в Кордову были ворота  Дель Пуэнте или как их еще называли – Ворота Моста. Эти ворота были построены по распоряжению короля Филиппа II всё тем же  архитектором Эрнаном Руисом. Первоначально единственным украшением этих ворот был рельефный полукруг, однако через два столетия на мосту появилась статуя архангела Рафаила, который считается святым покровителем Кордовы.

Жители города называют фигуры - триумфами и довольно часто устанавливают их на улицах Кордовы, особенно в тех местах, где нужно предать улице элемент торжественности. Наиболее интересная из этих фигур находится между мечетью и римским мостом. Из множества площадей Кордовы особый интерес представляют только три. Первая из них это Пласа де лос Капучинос (Plaza de los Capuchinos ), на которой можно увидеть каменное распятье в окружение фонарей оригинальной формы из кованого железа. Вторая – это Пласа дель Порто (Plaza del Potro). В центре этой площади находится очень красивый фонтан со скульптурным изображением символа города.

На площади Конституции в Кордове с самых древних времен находился городской рынок. Раньше эта площадь называлась Пласа де ла Корродера. Это была единственная площадь в Андалусии, выстроенная в греческом стиле В средние века на этой площади устраивали бои с быками, а, начиная с 16 века, здесь обосновалась инквизиция и на площади стали сжигать  еретиков. Эти церемонии, которые всегда проходили при большом скоплении народа, по своему размаху вполне соперничали с торжественным вступлением  в столицу победоносного полководца  Древнего Рима.

…Дон Кихот начал тяготиться праздной жизнью, которую вел у герцога, и вместе с Санчо покинул замок. На постоялом дворе, где они остановились на ночлег, им повстречались дон Хуан и дон Херонимо, читавшие анонимную вторую часть «Дон Кихота», которую Дон Кихот и Санчо Панса сочли клеветой на себя. Там говорилось, что Дон Кихот разлюбил Дульсинею, меж тем как он любил её по-прежнему, там было перепутано имя жены Санчо и было полно других несообразностей. Узнав, что в этой книге описан турнир в Сарагосе с участием Дон Кихота, изобиловавший всякими глупостями. Дон Кихот решил ехать не в Сарагосу, а в Барселону, чтобы все видели, что Дон Кихот, изображенный в анонимной второй части, — вовсе не тот, которого описал Сид Ахмет Бенинхали. В Барселоне Дон Кихот сразился с рыцарем Белой Луны и потерпел поражение. Рыцарь Белой Луны, бывший не кем иным, как Самсоном Карраско, потребовал, чтобы Дон Кихот вернулся в свое село и целый год не выезжал оттуда, надеясь, что за это время к нему вернется разум...

Закрываем дайджест из всех путеводителей по Кордове. Наш поезд прибыл на  вокзал Estación de Córdoba Central. Вокзал похож на аквариум. На нижнем уровне сквозные ж/д пути, уходящие под землю. Наверх можно подняться по серпантину эскалаторов или на лифте. Там находятся все основные службы: туристический центр, зал кассового обслуживания, кафе и магазины. Напротив вокзала находится центральный автобусный вокзал. Выходим на улицу и попадаем в классическую андалусскую  сауну. Даже в декабре здесь температура днём не опускается ниже 15 градусов.  Сейчас, градусов 40. Но нам не привыкать. После Севильи, кажется, даже прохладно. Отель где-то рядом, но как в него попасть, опять загадка. Решаем проблему с помощью такси. Не  адекватный молодой таксист всю дорогу громко(4 минуты) с кем-то разговаривал по телефону. На счётчике было 4,80 евро. Дали 5,0 и вышли у очень приличного отеля в самом центре  «H.Tryp Los Gallos» на улице Avenida Medina Azahara. На стойке регистрации получаем веселый вопрос:

- Вам номер, выходящий окнами на фасад, с двумя односпальными кроватями или с окнами на внутренний двор, но с одной большой?

- Конечно, с большой – отвечаем. Потом пожалели. Окна выходят на мрачный, похожий на колодец, двор. На  длиннющих  верёвках сушилось бельё. В номере можно курить в окошко, слава богу. Небольшой номер с хорошей кроватью, телевизором, большим выбором косметики в ванной. Самое главное, чтобы есть холодильник. Приняли душ и помчались смотреть город.

В городе живёт ТАЙНА. Три культуры образовали сложное переплетение заколдованных времён и событий - христианство, иудаизм, мусульманство. На сочных зелёных  улицах нам было очень уютно. Так бывает, когда город давно распахивает перед Вами невообразимую красоту, все свои узкие, словно игольчатое ушко, улицы и переулки. Если сравнивать этот город с женской красотой, то это красота не юной красавицы, а красота яркой женщины, знающая себе цену. Эта красота намного  естественней короткой  красоты молодых городов. В Кордове красота живая. Так выглядят старинные картины великих мастеров, заставляющие замереть наше дыхание и поверить в нарисованое событие. Они, словно фильтр между нами и историей, помогают  дышать полной грудью, воздухом, очищенным от всех  несуществующих проблем и бессмысленной траты жизни.

Идём в  старый город смотреть Римский мост, ворота моста и один из самых любимых жителями Кордовы памятников - памятник Победы Святого Рафаэля .

Больше уже не успеем, начинает темнеть. Одна из улиц, от жары, сверху перекрыта белыми парусами. Похоже на сказочный фрегат. По Paseo de la Victoria доходим до Cruz Roja de Cordoba, мимо музея корриды, поворачиваем на Ronda Isasa  и  выходим на  мост. Римский мост был построен во времена Священной Римской империи. Он был единственным связующим звеном через реку Гвадалквивир на протяжении многих веков. Сейчас от того моста остался только фундамент, всё остальное новодел. Девушка играет на скрипке Паганини, аккомпанируя звёздам и тихому журчанию черной реки. Толпа туристов по мосту двигается на другую сторону к башне Калаорра (Torre de la Calahorra), когда то защищающая Кордову с юга. Уже совсем стемнело. На небе зажглись все звёзды. Решаем зайти в кафе. На площади, рядом с Мединой, находим в уличном кафе свободные места. Глоток ледяного пива восстановил баланс между температурой на улице и нашими раскалёнными головами и сделал нас почти счастливыми. Ему помогали два огромных вентилятора с парогенераторами, направленными в центр кафе. Прохладней не становилось, а рёв от них и интернациональное многоголосье мешали наслаждаться вечером, мешали слышать этот город, мешали понимать время. Тишина была бы естественней. Но в этом городе её не бывает, как и во всех испанских городах, где мы были. Бесконечный день заканчивается. Ещё один город лежит у наших ног, но мы не собирались его завоёвывать, а только хотели прикоснуться  к его тёплым камням, дышать мягкими ароматами апельсиновых деревьев и  постараться запомнить его таким: таинственным и непонятным.

6 сентября.

Странно, с утра не слышать в этом городе, призывов муэдзина к молитве с минарета. В наш двор-колодец солнце не попадает. В окно виден ярко голубой цвет  неба. Решили выпить кофе в баре на первом этаже, а потом идти в мечеть-собор. В баре пахло свежим кофе и хлебом. В очередной раз поразились тому, что кофе во всех кафе стоит одинаково Случайно наткнулись на одно незатейливое блюдо, с которого испанцы начинают свой день. Кусок хлеба обжаривается на гриле, обильно поливается оливковым маслом и рублеными помидорами без кожицы….. Очень вкусно и полезно. По знакомому маршруту идём в центр. Магазины ещё закрыты. Нет послеполуденной дикой жары. Еще вчера заметили странную туристическую тропу, ведущую к нужному нам месту. Дорожка из тяжёлых листов железа  посередине улицы как волшебный клубок, привела нас к стенам собора. Беспомощные группы туристов сиротливо сбиваются в кучки, ожидая своих гидов. Нам ждать никого не надо, и мы через ворота колокольни попадаем во внутренний двор мечети - так называемый Апельсиновый двор. Двор выложен овальными камнями, т.ч. ходить не очень удобно. Здесь расположены пять традиционных фонтанов для омовения.  Строители мечети прибегли к чрезвычайно оригинальному приему: не стали возводить сплошную стену, отделяющую Апельсиновый двор от внутреннего пространства мечети, а двор засадили ровными рядами апельсиновых деревьев, кипарисов и пальм, образующими как бы ряды колонн. В результате внутренняя колоннада мечети естественно переходила в реальное пространство двора, где колоннам соответствовали деревья. Интересная система полива этих деревьев. Двор под небольшим уклоном и достаточно полить одно дерево, которое находится выше всех, а вода сама перетекает к тем, что ниже по прямоугольным каменным каналам. По всему периметру двора висят древние стройматериалы, из которых когда то был построен собор, а в углу уютно расположилась выставка-продажа керамики из Андалусии.

Говорить о впечатлениях от увиденного нами - невозможно.

О, если бы знать мне, кто она была и как прилетела, — появление ли солнца она, или месяц?

Мысль ли это ума, созданная размышленьем, или образ души, рожденный думами,

Или это образ мечты моей, в душе возникший, — его представил себе и постиг мой взор.

Или же нет всего этого, и она — превратность, с которой пришла судьба, чтобы      причинить мне смерть?

«Ожерелье голубки», Ибн Хазм

Потрясение. Лес изящных, симметричных колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита, через которые Вы проходите, напоминает бесконечность нашей Вселенной. Переход из полной темноты до света, сначала мягкого, приглушённого, потом более яркого и ,наконец, ослепляющего Вас невероятным  свечением в сочетании с бесконечным узором орнамента стен, каменным полом и деревянным потолком – это земная жизнь…… Русский путешественник В.П. Боткин так описывал свое впечатление от мечети: «Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали; редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления».… Высота колонн мечети чуть более трех метров, но она поразительно увеличивается сложной системой двухъярусных арок, выложенных  красно-коричневыми и белыми полосами . Расположенный в центре купол усыпан красивыми синими плитками в форме звёзд. Светильники , внутри которых живёт огонь, похожи на сотни летающих тарелок……….

Складывается впечатление, что величайший памятник мусульманский архитектуры так и остался им, а католический собор живёт своей не признанной,  холодной жизнью бастарда. Нельзя соединить огонь и воду, небо и подземелье, нищету и богатство………Грандиозность - да, шок –да, но нет целого. Нет Любви. Цепочка перестроек застыла от ужаса, произошедшего в XVI веке. Что сделано, то сделано. Прав был Карл V, посетив в 1520 г. Кордову и увидев результаты своего идиотского решения:

-Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире", - с горечью сказал император. Однако сожаление Карла V  уже ничего не могло изменить.

В соборе-мечети шла утренняя служба. Нет, не так. В Кафедральном соборе Кордовы шла утренняя служба. Мы шли на звуки органа навстречу свету и оказались в совершенно другом, но тоже очень красивом месте. Богатство и неоспоримая красота внутреннего убранства ставит этот собор в один ряд со знаменитыми соборами  Барселоны или Севильи. Поразил алтарь с гигантскими неуклюжими резными креслами.

Мало кто знает, что в Кордобе бушуют не шуточные религиозные страсти. Не так давно, мусульмане вторглись  в Кафедральный собор Кордовы во время Страстной седмицы. Суд постановил, что демонстрация, организованная мусульманами внутри собора  не была оскорбительной для католиков. Вторжение демонстрантов-мусульман в собор Кордовы суд не счел нарушением закона и преступлением на религиозной почве. Мусульмане, которые пытались совершить намаз в соборе во время Страстной седмицы, вовсе не хотели оскорбить чувства верующих католиков, считает судья. Напротив, они, таким образом, хотели лишь предложить совместно использовать здание для поклонения Богу. Между тем, исламские активисты утверждают, что собор Кордовы должен быть доступным не только для католических богослужений, но и для исламских ритуалов.(?!!!) Думал когда-нибудь перестройщик мечети Эрнан Руис , что через 500 лет история сыграет с ним такую шутку или европейская толерантность сама себя поставит в тупик. Есть ли выход в такой ситуации? Или нужна ещё одна война? История таких шуток не прощает.

Мы вышли на улицу. Также ярко  светило солнце, такого же цвета было небо, также пели птицы. Но мы были другие. Красота, как солнце,  может быть опасной.

В Алькасар мы не пошли. Хватило впечатлений.(потом пожалели).Что исцеляет лучше любых пилюль. Правильно. Магазины и прогулки по игрушечным улицам, мощёным камнем, в старом квартале. Это другой мир, где нет места спешке и беготне. Просто идёте, куда глаза глядят, фильтруя мысли о никчемности существования и наслаждаясь не земным покоем. Заходите во все магазинчики, покупайте сувениры или просто смотрите. Заблудиться в центре трудно. Встретили наших- они бежали к своему автобусу, боясь опоздать. Их стало немного жалко.

…В замке стоял катафалк с телом горничной Альтисидоры, якобы умершей от безответной любви к Дон Кихоту. Чтобы её воскресить, Санчо должен был вытерпеть двадцать четыре щелчка по носу, двенадцать щипков и шесть булавочных уколов. Санчо был очень недоволен; почему-то и для того, чтобы расколдовать Дульсинею, и для того, чтобы оживить Альтисидору, должен был страдать именно он, не имевший к ним никакого отношения. Но все так уговаривали его, что он в конце концов согласился и вытерпел пытку. Видя, как ожила Альтисидора, Дон Кихот стал торопить Санчо с самобичеванием, дабы расколдовать Дульсинею. Когда он обещал Санчо щедро заплатить за каждый удар, тот охотно стал хлестать себя плетью, но быстро сообразив, что стояла ночь и они находились в лесу, стал стегать деревья. При этом он так жалобно стонал, что Дон Кихот разрешил ему прерваться и продолжить бичевание следующей ночью…

Самые известные сувениры Кордобы – изделия из кожи и украшения из серебра и золота. Мы купили в El Corte Inglés великолепный портфель «Katana» из натуральной кожи за 80 евро. Нам ещё дали купон на 10% скидку в ресторане. Скидкой не воспользовались и пошли искать Massimo Dutti. Нашли совсем рядом и отвели душу по-полной. Вечер прошёл на старинных улицах Кордовы, под садившимся над церквями солнцем, в местных уличных кафе. Улицы в южных испанских городах напоминают пчелиный рой. Все куда- то двигаются,  все громко разговаривают, целуются, поют и ведут себя, как все влюблённые – стремительно и беззаботно. Ночью мы весело шли в наш отель, спиной ощущая, как  История грустно смотрит нам в след.

7 сентября.

Утро было восхитительным, чего нельзя сказать о нашем настроении. Сегодня наш последний день в Испании. У нас есть 2 часа, чтобы ещё раз пробежаться по знакомым улицам, а потом уехать в Мадрид. В Кордобе есть ещё одно замечательное качество. Красивая женщина становится ещё красивее! В воздухе живёт волшебный эликсир красоты. В Наткиных  глазах отражались синее-синее небо и ярко–жёлтое, будто апельсин солнце. А что может быть лучше сияния глаз любимой. Ничего. Столетние пальмы своими мягкими, словно руки, листьями начинали осторожное движение прохладного, остывшего за ночь, воздуха. Он наполняет Ваши лёгкие, как хорошее вино в бокале, и слегка пьянит от мысли, что рядом идёт  любимый на всём белом свете человечек. Нет прошлого, как нет выбора нужных слов и поступков. Мир стал чище и понятней всего лишь от двух атомов любви, случайно оказавшихся на родине Рыцаря Печального образа и его прекрасной возлюбленной. Мысли выстроились в нужном порядке, кровь стала вином, а  вино кровью.  Прекрасный город останется чудом в наших сердцах, как это он и делал миллионы раз, встречая на своих уютных улицах ещё одну любовь.

Мы едем в Мадрид в отель Trip Diana(****) рядом  с аэропортом. Дорога была сложная. На поезде доехали до Аточи за два часа часа. Далее на автобусе-экспрессе доехали за 4 евро до Барахаса. Не зная местности, взяли такси и доехали за 15 минут до отеля. (20 евро). Теперь мы знаем, что можно было доехать и на метро. Станция называется Alameda de Osuna (15 пешком или несколько остановок на автобусе). Обыкновенный аэропортовый отель с отвратительной звукоизоляцией, очередями на ресепшн и 24 грохотом приезжающих- отъезжающих. Для 4-х звёзд очень дешево(44 евро) В номерах чисто и очень просто. Кровать, телевизор, минимальный набор косметики, балкон, где можно покурить. До центра города 40 минут.

Пока стояли в очереди на ресепшн, увидели смешную картину. Человек 10, пестро одетых, разнокалиберно - респектабельных африканцев и  одна беременная девушка с маленьким сынишкой, громко выясняли отношения с администратором.  Среди них был  двухметровый священник, в красивой фиолетовой одежде, но с голыми ногами.  Через несколько минут мы начинаем понимать, что африканцы не заплатили за межгород. Поразила сумма – 530 евро. Они тупо смотрели на выписку, и размахивая руками, пытались клерку объяснить, что они разговаривали по телефону «совсем немножко». Потом один из них, самый умный, как нам показалось, оглядел своих соотечественников и очень недобро стал их спрашивать: - какой ..удак столько наговорил. Братья молчали. «Умный», не дождавшись признания, стал просить скидку(?!). Клерк очень спокойно стал объяснять, что счёт выписывает телефонная компания, а не он. Так продолжалось минут сорок. Очередь спокойно наблюдало это шоу, не пытаясь качать права и расстреливать африканских, милых дядек. Затем «умный» стал выяснять – куда звонили? Звонили в Уганду. Снова пауза, почесывание головы и ……..монолог о бедности африканских жителей и голоде детей.(ребята были похожи скорее всего на наркодилеров, чем на бедных студентов). Через час ребята всё таки расплатились, не спеша  сели в микроавтобус, показав отелю не затейливую фигуру из одного среднего пальца.

Бросили вещи и пошли в фойе регистрироваться на наш рейс. Компьютер безбожно съел наш евро и посоветовал обратиться к администратору. Что мы и сделали. Нам дали бумажку с секретным кодом и пожелали удачи. Удача, похожая на пятилетнею девочку из Венгрии, бегала вокруг трёх компьютеров и барабанила по клавиатуре со всей дури. Её родители мило улыбались. Пришлось перенести регистрацию на утро и пожелать юной пианистке здоровья. Стало понятно, почему в отеле не работает ни один ПК.

Поехали на метро в центр. Осталось несколько не выполненных миссий: купить детям подарки, себе сувениры в магазине напротив Prado и немного вкусной еды и вина на вечер. Мадрид в пятницу вечером был похож на огромный муравейник. Народ не вмещался на узких улицах и, наплевав на правила, шёл по мостовым. Автомобили тоже зажигали. Полиция  профессионально и бережно подгоняла в нужном направление серьезные пробки. Казалось, что вся мадридская полиция вышла на улицу. Никто не лез на бордюр, не выезжал на встречку и перекрестки, не пытался ехать задом. Бентли и Мерседесы стояли вместе с Сеатами и Фиатами. Трогались, когда зелёный, стояли, когда загорался красный или желтый. Стало завидно и грустно. Когда у нас будет так. Никогда, отвечают за нас наши полицейские, стыдливо зажав в кулаке потную сотенную. Возвращались в отель уже ночью. По дороге не встретили ни хулиганов, пытавшихся отобрать у нас хамон, ни упырей, любящих человеченку. Мрачноватый, но очень тихий и приятный район,  чего не скажешь о нашем отеле. На большой спортплощадке мальчишки играли в футбол. А в углу на лавочке сидели два  смешных человека и тихо разговаривали. Весёлый толстяк говорил:

- … нет ничего   приятнее   быть   почтенным   оруженосцем   какого-нибудь   этакого

странствующего рыцаря, искателя приключений. Правда, чаще  всего  попадаются

приключения не такие, каких бы тебе хотелось: в девяноста девяти случаях  из

ста все получается шиворот-навыворот. Это я на себе испытал, потому  в  иных

случаях меня подбрасывали на одеяле, в иных лупили. Однако со  всем  тем  до

чего ж хорошо в ожидании происшествий скакать по  горам,  плутать  в  лесах,

взбираться  на  скалы,  посещать  замки,  останавливаться  на  каких  угодно

постоялых дворах и при этом ни черта не платить за ночлег!...

А другой, тощий и длинный, эмоционально отвечал ему, размахивая руками:

-… за огромный труд, который пришлось положить на розыски  и

копанье в архивах Ламанчи, дабы вытащить помянутую историю  на  свет  божий,

автор не требует от своих  читателей  никакой  другой  благодарности,  кроме

того, чтобы  они  отнеслись  к  ней  с  таким  же  доверием,  с  каким  люди

здравомыслящие относятся к рыцарским романам, которые пользуются ныне  таким

успехом: это вполне вознаградит и удовлетворит его и подвигнет на то,  чтобы

извлечь и разыскать другие, если и не столь правдивые, то, во всяком случае,

не менее занятные и увлекательные….

8 сентября.

Ночью не спали, прислушиваясь к хлопанью дверей  и интернациональному многоголосью в коридорах.. Встали в 5-00, чтобы успеть на бесплатный трансфер в аэропорт. На улице уже стояли два новеньких красивых автобуса. Один едет в 1 и 2 терминалы Барахаса, другой в 3-4. Водитель, подняв наш чемодан, изменился в лице и с восхищением пробормотал в наш адрес добрые слова….. (перевод) – Россия - Великая страна и очень большая. Без проблем в аэропорту  сдали багаж, выпили кофе, купили в магазине Натке красивый браслет из Toledo и через 2 часа были во Франфуркте. Уже в аэропорту запахло Россией. Наших людей не перепутаешь ни с кем. Громкие разговоры, толкание, пихание, мат, море алкоголя - неизбежные спутники наших соотечественников. Короткая пересадка, и мы снова в небе. В Москве было очень холодно и шёл дождь.

Испания со скидкой!
kan1961
14 декабрь 2011 г.
СПАСИБО всем!Вставки из Дон Кихота в рассказе появились не случайно. Перечитайте его, и удивитесь тому, что за прошедшее время ничего не изменилось.Мельницы жизни перемалывают всё, кроме любви и преданности.Ищите своё счастье и обязательно его найдёте. Неважно где.Главное, что Вы его ищите.Едем в Лондон изучать Шекспира и репертуар Королевской оперы.
Nata M
12 декабрь 2011 г.
А мне, наоборот, очень понравились "вставки" из Сервантеса. Они придают испанский "аромат" рассказу. Рассказ замечательный, здорово передает настроение автора!
Ledi lyda
9 декабрь 2011 г.
Я бы вообще "куски" из Сервантеса" убрала. Впрочем,дело хозяйское.
7 декабрь 2011 г.
Есть же такие интересные рассказы, впечатлён ! Спасибо!
катуся
Россия, Тольятти
7 декабрь 2011 г.
Интересно,особенно точно про характеры ипанцев Мало фотографий,а ведь в таких замечательных местах были,поэтому получилось большое художественное произведение (тем более со вставленными "кусками" из Серавантеса) с подробным описанием достопримечательностей,которые есть в путеводителе. А вот свои впечатления интересны
ajljuli
Латвия, Рига
6 декабрь 2011 г.
...и почто Кордову Толедо на фотографиях "обозвали" ;)?
ajljuli
Латвия, Рига
6 декабрь 2011 г.
Интересно, а с иллюстрациями было бы ещё лучще :)
Comtesse
Россия, Ростов-на-Дону
6 декабрь 2011 г.
Рассказ интересный. Жаль, что фоток мало и они не вставлены в сам рассказ. ;0))
Испания со скидкой!

Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.