Отзыв написан: 21 ноября 2011 г.
Посещенные курорты: Алгарве

Обычно мы не возвращаемся в те места, в которых уже были. Но есть страна – исключение. Испания!!!!! Греки считали, что в её садах растут золотые яблоки, а арабы –что она была воротами в рай. Для нас Испания, это  ворота в волшебную страну нас самих, наших снов и фантазий, нашего детства. Нашей первой любви.

Испанию, как бы ни хотелось, мы не узнаем никогда. Мы можем только разглядывать в замочную скважину её красоту, дышать её воздухом, ласкаться в океане, сгорать под её солнцем и ночами считать звёзды на её огромном небе. Мы можем петь с нею и танцевать, ходить по её улицам и паркам, пить великолепное вино и кофе. Но мы не можем чувствовать так, как чувствовал великий  Манолетте, убивающий быка или Кармен, танцующая танец своей смерти или графиня Альба, танцующая фламенко в 85 лет на своей очередной свадьбе.

…Мы вновь  возвращаемся в Испанию с книгой о трёх  озорных и симпатичных  мужчинах и одной прекрасной даме. Самому молодому из них 464 года, другим , немного меньше. Что такое возраст для мужчины. Ничего. Мигель де Сервантес Сааведра   и его верные Дон Кихот Ломанчиский, Санчо Пансе и Дульсинея Тобосская. Гордость Испании и , если хотите, её совесть. Настоящее не возможно без прошлого. А прошлое невозможно без героев своего времени. Вот с ними мы и будем вспоминать очередное путешествие на юг Испании и Португалии в сентябре 2011 года.

....   Досужий читатель! Ты и без клятвы можешь поверить, как хотелось бы мне,чтобы эта книга, плод моего разумения, являла собою верх красоты,  изящества и глубокомыслия. Но отменить закон природы, согласно которому  всякое  живое существо порождает себе подобное, не в моей власти. А когда так, то  что  же иное мог породить  бесплодный мой и неразвитый  ум,  если  не  повесть  о костлявом, тощем, взбалмошном сыне, полном самых неожиданных мыслей,  доселе никому не приходивших в голову, - словом, о таком,  какого  только  и  можно было породить в темнице, место пребывании всякого рода помех, обиталище одних лишь унылых звуков.  Тихий  уголок,  покой,  приветные  долины,  безоблачные небеса, журчащие ручьи, умиротворенный дух - вот что способно  оплодотворить самую бесплодную музу и благодаря чему  ее  потомство,  едва  появившись  на свет, преисполняет его восторгом и удивлением. Случается  иной  раз,  что  у кого-нибудь родится безобразный и нескладный сын, однако  же  любовь  спешит наложить повязку на глаза отца, и он не только не замечает его  недостатков, но, напротив того, в самых  этих  недостатках  находит  нечто  остроумное  и привлекательное и в разговоре с друзьями выдает их за образец сметливости  и

грации.

Наше путешествие мы придумали за один час на тихом бережку во Влахернском. Давно были куплены билеты  в Мадрид (а/к Люфтганза) за копейки (5100 руб./билет).Но маршрута не было, как и не было мыслей, куда ехать. Яблоко на нас не падало, так что старик Ньютон здесь не причём.. Обнажённая идея ,словно русалка, вышла из прудика в Кузьминках,  и стала планом нашего отпуска в сентябре. Такая  красивая , как и все наши идеи. Мы, после поездки в Таллинн на наших уродливых поездах, неожиданно для себя решили развить эту тему и передвигаться по Испании на поездах испанских железных  дорог (RENFE), а по Португалии - на машине.

План.

31 августа в 6-00 вылет из Домодедово в Мадрид через Мюнхен. День в Мадриде в  отеле Radisson blu hotel. Музей Прадо через дорогу, вокзал Atocha (Аточа) в 500 метрах. За номер - 65 евро.

1 сентября в 18-00 переезд в Уэльву (20 км.от границы с Португалией) на поезде Renfe  В Уэльве ночь в  отеле Monte Conquero рядом с вокзалом. За номер - 60 евро.

2 сентября в 12-00 берём  машину в Уэльве и едем по дороге А7 в Португалию . Южный берег- Альгарве.Старинный город на  побережье Атлантического океана называется Лагуш (Lagos) Там живём 3 дня на вилле Casa Sousa в самом центре (120 евро за три дня), купаемся в океане, едем на самый край Европы,( место, где кончается земля и начинаетс море, мыс Святого Винсента), изучаем окрестности, ассортимент местного рыбного рынка и наслаждаемся жизнью ( судьба очередной раз очень существенно поменяла здесь наши планы)

www.casa-sousa.com

5 сентября возвращаем машину, садимся на поезд и едем в Севилью. Из Севильи, опять поездом, доезжаем до одного из самых красивых городов Испании - Кордоба и живем там 2 дня в отеле H.Tryp Los Gallos. Цена за два дня - 96 евро.

7 сентября  на поезде возвращаемся в Мадрид в отель Trip Diana рядом с аэропортом Барахас из-за раннего вылета. Цена за номер 44 евро.

И 8 сентября рано утром вылетаем в Москву через Франфуркт.

….В некоем селе Ламанчском жил-был один идальго, чье имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке. Фамилия его была не то Кехана, не то Кесада, точно неизвестно, да и неважно. Лет ему было около пятидесяти, телом он был сухопар, лицом худощав и дни напролет читал рыцарские романы, отчего ум его пришел в полное расстройство, и ему вздумалось сделаться странствующим рыцарем. Он начистил принадлежавшие его предкам доспехи, приделал к шишаку картонное забрало, дал своей старой кляче звучное имя Росинант, а себя переименовал в Дон Кихота Ламанчского. Поскольку странствующий рыцарь обязательно должен быть влюблен, идальго, поразмыслив, избрал себе даму сердца: Альдонсу Лоренсо и нарек её Дульсинеей Тобосской, ибо родом она была из Тобосо. Облачившись в свои доспехи, Дон Кихот отправился в путь, воображая себя героем рыцарского романа.

Полугодовую мульти визу  мы получили в июне очень просто в испанском визовом центре на Павелецкой за три дня. Всё оставшееся время искали информацию в интернете. Полировали маршрут.

Билеты на поезда испанских железных дорог можно купить за два месяца на сайте www.renfe.com.

Нужна кредитная карточка VISA. В левом верхнем углу на сайте ищете «Compra de Billetes» Выбираете город (откуда-origen) и город (куда-destino),далее дату. Дальше всё просто.(только не выбирайте английский язык, испанский сайт его не любит) Система предложит Вам варианты со временем отправления и ценой. Мы выбирали самые дешёвые тарифы «WEB» и «TURISTO» Гораздо сложнее с оплатой. Вы можете сразу зарегистрироваться на сайте, а можете после того, как выбрали нужный вариант. Разницы нет.  Этот заколдованный сайт, после недели наших мучений и нескольких обращений в банк ВТБ-24, для получения ещё одного секретного кода, всё- таки продал нам билеты. Можно выбрать вагон и места. Обязательно распечатайте билетики и дожидайтесь дня отправления. В Испании не надо распечатывать в автоматах на вокзале фирменные билеты. С нашими распечатками проблем не было ни разу.  У нас было четыре билета на абсолютно разные типы поездов:

1.Мадрид-Уэльва 632 км. Стоимость одного билета 28 евро.

2.Уэльва-Севилья 94 км. Стоимость одного билета 10,5 евро.

3.Севилья-Кордоба 138 км. Стоимость одного билета 17 евро.

4.Кордоба-Мадрид 400 км. Стоимость одного билета 21,45 евро.

Аренда машины. Бронировали в

www.economycarrentals.com.

Пежо-207 решили брать на железнодорожном вокзале в г. Уэльва.(там же возвращали), хотя могли и в Севилье(сэкономили бы деньги на одном переезде) Аренда за 3 дня обошлась  в 88 евро. Волновал вопрос со страховкой и франшизой. Перерыв огромное количество информации, решили застраховать машину дополнительно в www.insurance4carhire.com

Компания английская. Страхует от всего (без франшизы) за  небольшие деньги. И самое главное. Страхуется время пользования машиной, а не машина. Так, за 49 фунтов можно застраховать 31 день в год пользования любой машиной в Европе. Хотите 31 раз по одному дню, хотите сразу 31 день. Покрывает 2000 фунтов ущерба.(колёса, стёкла, железо и т.д., в общем всё то, что не покрывает стандартная страховка) Мы оплатили  за  3 нужных нам дня ( 02.09-05.09 - 4,75 фунта в день) картой VISA. На сайте есть ссылка «Daily excess». И забыли про возможные аварии.

Запаслись картами, поменяли деньги и стали собираться в дорогу.

31 августа.

Последний день лета, как последняя страница книги. Грустно. Измученные жарой деревья ждут осени и дождей. Для них дождь – это жизнь. А для нас?. Зонтик, галоши и насморк. Равновесия событий всё равно не получается. ….. Выехали из дома в 02-30.(зарегистрировались заранее) Удалой таксист, в надежде получить чаевые, включил своё нехитрое живое радио: Путин, Сабянин,  беспредел гаишников и т.д.. Ночь, тем временем, галопом неслась мимо нашей машины навстречу утру. В зеркало видно, как родное сокровище тихонечко посапывает на заднем сиденье. Доехали быстро.…..  В аэропорту не без проблем сдали вещи. Рейсы объединили с рейсами Трансаэро. На  две стойки человек триста. Оценив ситуацию, подошли к милому ребёнку в платочке от Трансаэро, спросили, что нам нужно только сдать один чемодан, а регистрация не нужна. Девушка показала , куда мы можем пройти и сдать багаж без очередей и нервотрёпки. Нас поставили в очередь bissnes – пассажиров. Было смешно и грустно смотреть  на очередь из бизнес- леди и бизнес- неледи. Они заплатили огромные деньги за  сомнительное «без очереди» и кресло, на 2 см шире, а теперь грустно стоят и хотят без очереди в «очереди без очереди». В этой очереди сильнее всего пахло ненавистью ко всему на свете в этот ранний час в аэропорту Домодедово. Для многих из них – это был шок. Для нетерпеливых путешественников  сразу скажем, что мы случайно заметили одну хитрую стойку регистрации, в которой не бывает очередей. На ней написано – стойка для регистрации опаздывающих пассажиров.(она расположена в районе стоек с номером 30) Пока мы стояли, к ней подходили вовсе не опаздывающие пассажиры, а вполне респектабельные господа и их спутницы. И всех регистрировали. Немного погуляли и в 05-40 вылетели в Мюнхен. Новенький А320, пледы, подушки. Пассажиров мало, маленьких детей нет вообще.(они громче в полёте, чем любой симфонический оркестр) Взрослые немецкие стюардессы шустро разнесли завтрак и потом всю дорогу, о чём то тихо болтали на кухне. Как и прошлый раз поразили железные столовые приборы в сочетании с пластиковой посудой. Пренебрегая безопасностью, Люфтганза старается обеспечить максимальный комфорт для своих пассажиров. В 08-30 мягко сели, прошли быстро таможню и стали ждать свой стыковочный рейс. Чем хороша мульти виза? Можно пойти покурить на улицу и поглазеть на аэропорт Мюнхена снаружи. В нём два терминала:1 и 2 .Мы прилетели и улетаем из второго. Много кафе, магазинов (Max Mara, Marko Polo,Bulgari, Boss и т.д.) В аэропорту стоят автоматы с !!!! бесплатными напитками: чай ,кофе, шоколад. Отличные курительные комнаты, построенные на деньги «Сamel».Веселый верблюд смотрит на всех курильщиков без особого энтузиазма. Зря правители и минздравы всех стран с нами борются. Только взаимное уважение противоборствующих сторон принесет результаты. Тем более в аэропорту. Там всегда хочется курить, потому что страшно. Тотальные запреты на курение ни к чему хорошему не приведут. Лучше запретите дуть ветру или идти снегу.  Сложнее запретить продавать  водку и пиво. Миллионы людей скажут запретителям  огромное спасибо. Пора идти на посадку. Дорогу на входе в аэропорт перегородила пара стареньких туфель с высокими каблуками, забытых или выброшенных одной из пассажирок .Так и не придумали, к чему ЭТОТ знак.

Перелёт Мюнхен-Мадрид ничем не отличался от первого. Только на этом рейсе  кормят  за деньги. Нам и не очень хотелось. Когда садились в Барахасе, испытали неприятные чувства. Самолёт неуверенно заходил на посадку и как то боком  попадал на ВПП. Слава Богу. Всё обошлось. Решили, что забытые кем то туфли – это был хороший талисман

Ещё в Москве готовились доехать из аэропорта в отель на метро.( на такси около 50 евро) Изучили карту метро. Мадридское метро состоит из 13 линий и двух кольцевых. Занимает второе место в мире по протяжённости(после лондонского). И гораздо симпатичнее московского. Маршрут получался громоздким и неудобным. Нам надо доехать по розовой ветке до конца, перейти на серую (кольцевую). Далее до остановки Chatro /////, перейти на голубую ветку и доехать до остановки Atocha. А там рукой подать до отеля (500 метров). Весь путь надо проделать с 23 кг.чемоданом (многие переходы в мадридском метро – это обычные лестницы). Помог случай. Вышли из аэропорта и увидели очередь на автобус, на котором написано BUS EXSPRESS. На лобовом стекле бежит строка : Аэропорт - Atocha. Автобус делает всего две остановки. В соседнем терминале и где-то в городе на площади Сибелиуса. Автобус  оборудован не только сиденьями, но и  стойками для чемоданов и другого мелкого багажа. Билет – 2 евро. Через 15 минут Вы высаживаетесь на ж/д вокзале Atocha.(она же станция метро). Никаких лестниц и эскалаторов. А вот о том - куда идти дальше , карта сказать не могла. Улица, на котором находится наш отель, называется Calle Moratin. Мы видим  бульвар на котором находится Prado, а куда идти дальше - не знаем. Сервантес тоже не помог. А Дон Кихота мы спросить побоялись .Выручила  парочка полицейских – сначала направление показали полицейские – мужчины, полистав свои карты- шпаргалки, размером со спичечный коробок. Чуть позже, другое направление показали две очаровательные полицейские- девушки, ни бум-бум не понимающие язык Шекспира и  с такими же шпаргалками .В общем, при помощи 33 интернационала, мадридской полиции и собственной интуиции отель был найден. Radisson blu hotel.Madrid.Prado.

…Проехав целый день, он устал и направился к постоялому двору, приняв его за замок. Неказистая наружность идальго и его возвышенные речи всех рассмешили, но добродушный хозяин накормил и напоил его, хотя это было нелегко: Дон Кихот ни за что не хотел снимать шлем,  мешавший ему есть и пить. Дон Кихот попросил хозяина замка, т.е. постоялого двора, посвятить его в рыцари, а перед тем решил провести ночь в бдении над оружием, положив его на водопойное корыто. Хозяин спросил, есть ли у Дон Кихота деньги, но Дон Кихот ни в одном романе не читал про деньги и не взял их с собой. Хозяин разъяснил ему, что хотя такие простые и необходимые вещи, как деньги или чистые сорочки, не упоминаются в романах, это вовсе не значит, что у рыцарей не было ни того, ни другого. Ночью один погонщик хотел напоить мулов и снял с водопойного корыта доспехи Дон Кихота, за что получил удар копьем, так что хозяин, считавший Дон Кихота сумасшедшим, решил поскорее посвятить его в рыцари, чтобы избавиться от столь неудобного постояльца. Он уверил его, что обряд посвящения состоит в подзатыльнике и ударе шпагой по спине и после отъезда Дон Кихота произнес на радостях не менее высокопарную, хотя и не столь пространную речь, чем новоиспеченный рыцарь.

Дон Кихот повернул домой, чтобы запастись деньгами и сорочками. По пути он увидел, как дюжий сельчанин колотит мальчишку-пастуха. Рыцарь вступился за пастушка, и сельчанин обещал ему не обижать мальчишку и заплатить ему все, что должен. Дон Кихот в восторге от своего благодеяния поехал дальше, а сельчанин, как только заступник обиженных скрылся из глаз, избил пастушка до полусмерти…

Наш постоялый двор принадлежит к цепочке  The Rezidor Hotel Group. Это первый отель из этой цепочки, который открылся в Мадриде.( испанцы очень неохотно пускают к себе чужаков) Уровень сервиса , предлагаемый в старинном здании Radisson Blu Hotel, Madrid Prado, поражает своей изысканной скромностью в сочетании с роскошью и продуманным чувством  превосходства над другими ближайшими отелями. Близость музея всех музеев (Prado) вдохновила молодой выдающийся дуэт испанских дизайнеров, Сандру  Таруеллу (Sandra Taruella) и Изабелль Лопес (Isabel Lopez) на создание очень достойного архитектурного шедевра .Да, иначе бы не получилось то, о чём можно с уверенностью сказать – очень стильно и уютно В отеле нет ни одного похожего номера.  Когда мы были маленькими, то у нас у всех перед любым праздником было ощущение - предчувствие праздника. Не сам праздник, а его предчувствие. Мы только зашли , и это чувство появилось вновь. Предчувствие  новой встречи с Мадридом , с Испанией. Как будто мы  получали приглашение на королевский бал.

За высоким окном весело шуршал город. Город, который мы любим, но ещё  не понимаем. На стенах висят увеличенные фотографии с изображениями видов Мадрида. Пуле-солнце-непробиваемые занавески, серые и коричневые тона под слабым рассеянным светом подчёркивают строгую красоту совершенства форм и теней. Так, красивая женщина, пушистой кисточкой наносит последний штрих своего образа. Не красоты, а   именно образа. Музыка в ванной комнате, дизайнерская косметика от Anne Sémonin, шикарные зеркала придали нашему усталому  настроению, праздничность и беззаботность. Отпуск наступил.

Прямо напротив Музея Прадо, в нескольких минутах ходьбы от отеля находятся одни из главных  достопримечательностей Мадрида: Музей Тиссена-Борнемиссы (Thyssen Bornemisza) и Музей королевы Софии (Reina Sofia), которые вместе с Музеем Прадо составляют так называемый «Золотой треугольник искусств» Мадрида. Но сил идти в музеи у нас не осталось. Выбор пал на Real Jardin Botanico(Королевский ботанический парк). Мы, как всегда, немного перепутали сады.( вместо парка El Retiro)  Real Jardin Botanico – это увеличенная во много раз копия наших садовых товариществ. Огурчики, помидорчики, разная зеленушка, яблочки, груши и т.д и т.п.

Сад был основан в 1755 году Фердинандом VI. В нём поддерживается три вида климата: тропический, умеренный, и пустынный . Всего коллекция насчитывает около 30 000 растений и цветов, и 1500 деревьев со всех концов света.

Ботанический сад

-Terraza de los Cuadros - коллекции декоративных растений: лекарственного, ароматического. Тут же растёт и фруктовый сад. На  южной стороне парка -сад камней.

-Terraza de las Escuelas Botánicas -  коллекция таксономических  растений(????).

ТАКСОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

… соподчинённые группы растений и животных, отличающихся различной  степенью родства. Т. к. разного уровня, или ранга (вид, род, семейство и т. д.), присваиваются конкретным обособленным группам организмов — таксонам.

-Terraza del Plano de la Flor - разнообразные коллекции деревьев и кустарников в  романтическом английском стиле.

…………В общем, всё то, что создал Господь в один из своих выходных. Толпы детей, туристов со всего света и любителей труда на свежем воздухе бродят по вытоптанным аллеям и тщательно всё конспектируют за тщедушными экскурсоводами-вегетарианцами. Если  хотите зря потратить по  5 евро с человека  или утереть нос учителю ботаники – Вам сюда надо обязательно сходить. А мы пойдем на Del Sol, гулять, пить  сервесу   и наслаждаться тёплым вечером в  Мадриде.   Зашли в любимый El Corte Inglés. В этой испанской сети можно купить всё – от булочки за 1 евро до роскошной шубы за несколько десятков тысяч евро.

El Corte Inglés — сеть крупных универмагов в Испании и  Португалии.   Сеть известна своей политикой по отношению к возврату денег клиентам: покупатель может купить товар в одном центре, а вернуть его в другом .   В 1995 году сеть съела своего главного национального конкурента — сеть Galerías Preciados, а в 2001 году добавила в свой актив ещё пять больших гипермаркетов, что не дало французской сети Carrefour войти на рынок Испании. В этот же год компания приобрела все 9 центров Marks & Spencer, как в Испании, так и в Португалии, только для того, чтобы освободить испанский рынок от этой британской компании. … Вот Вам простое решение сохранения и развития национальных компаний. В стране нет места рамсторам, ашанам, мегам и икеям. Сейчас сети принадлежит 64 торговых центра -   59 из которых находятся в Испании и 5 в Португалии.  Когда-нибудь и  наши ГУМЫ и ЦУМЫ появятся на Камчатке. Дожить бы...

Купили у знакомого ещё с  прошлогодней поездки продавца , с бровями как у Брежнева, любимый бэби-хамон и гусиный паштет. Дядька нас запомнил на всю свою длинную испанскую жизнь. В прошлом году, в  одно из наших посещений любимого магазина, я назвал его (случайно) сеньорой. Вот это был взгляд! Ни один из мифологических персонажей не смотрел так на своих жертв, как этот простой продавец хамона в супермаркете смотрел на меня. Он  покраснел как сеньор-помидор и долго- долго говорил нам вслед незнакомые испанские слова. Сейчас он сделал вид, что не узнал нас. А может всё-таки забыл? Дошли пешком до отеля, выпили пиво в соседнем кафе (10 евро) на улице, рядом с полицейским участком и завалились спать.(сказалась бессонная ночь) Постель была потрясающая, как и всё в этом отеле.

Ночью опять приснился Дон Кихот.

………Встречные купцы, которых Дон Кихот заставлял признать Дульсинею Тобосскую самой прекрасной дамой на свете, стали над ним насмехаться, а когда он ринулся на них с копьем, отдубасили его, так что домой он прибыл избитый и обессиленный. Священник и цирюльник, односельчане Дон Кихота, с которыми он часто спорил о рыцарских романах, решили сжечь зловредные книги, от которых он повредился в уме. Они просмотрели библиотеку Дон Кихота и почти ничего не оставили от нее, кроме «Амадиса Галльского» и ещё нескольких книг. Дон Кихот предложил одному хлебопашцу — Санчо Пансе — стать его оруженосцем и столько ему наговорил и наобещал, что тот согласился. И вот однажды ночью Дон Кихот сел на Росинанта, Санчо, мечтавший стать губернатором острова, — на осла, и они тайком выехали из села. По дороге они увидели ветряные мельницы, которые Дон Кихот принял за великанов. Когда он бросился на мельницу с копьем, крыло её повернулось и разнесло копье в щепки, а Дон Кихота сбросило на землю.

На постоялом дворе, где они остановились переночевать, служанка стала пробираться в темноте к погонщику, с которым договорилась о свидании, но по ошибке наткнулась на Дон Кихота, который решил, что это влюбленная в него дочь хозяина замка. Поднялся переполох, завязалась драка, и Дон Кихоту, а особенно ни в чем не повинному Санчо Пансе, здорово досталось. Когда Дон Кихот, а вслед за ним и Санчо отказались платить за постой, несколько случившихся там людей стащили Санчо с осла и стали подбрасывать на одеяле, как собаку во время карнавала.

Когда Дон Кихот и Санчо поехали дальше, рыцарь принял стадо баранов за вражескую рать и стал крушить врагов направо и налево, и только град камней,

1 сентября.

Наш номер без завтрака. Проснулись и решили пойти завтракать в кафе напротив отеля. Мадридское утро не похоже на московское. В испанском языке нет слов – доброе утро. Есть Buenos dias- добрый день, хотя многие словари переводят эту фразу как раз –доброе утро. Но даже ребёнку понятно, что dias - это день. А утро по-испански –Manana (маньяна). .Т.е.в Испании нет утра, а есть сразу день. Дальше, ещё смешней. Вечер в испанском языке имеет три синонима: tarde, noche, velada. Но noche – это  ночь и причём здесь вечер. Получается, что у испанцев сутки состоят из - дня, фиесты и ночи. А самое главное испанское слово – Hola. (Ола). Привет. С этого слова начинается  не только утро, но и любая встреча в магазине, лифте, музее, кафе. Ещё есть - аста лависта,  аста маньяна. Красиво звучит -  виноградная лоза оплела юную красавицу…А та и не сопротивляется.

По бульвару Прадо несётся поток машин навстречу немногочисленным пробкам. О пробках в Мадриде расскажем позже. .Нет ни одной грязной машины.  Холодное утреннее солнце нежно обнимает старые улицы, боясь нарушить гармонию света и тени. Голуби важно прохаживаются на площади перед отелем, собирая с мостовой то, что не успели убрать дворники. Похоже, что в Мадриде не бывает плохой погоды, как и во всей Испании. На простых загорелых лицах, проходящих мимо людей нет паники, обречённости или ужаса предстоящего рабочего дня, как в Москве. Пахнет свежим хлебом и кофе. Счастье -самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете- писал любимый Ремарк. Со второй частью цитаты мы не согласились, уплетая испанский омлет ( взбитые яйца с картофельным пюре) и запивая его густым, словно сироп, кофе.(20 евро)   Бульвар Прадо. Маленькая площадь на улице Моратин.  Завтрак в почти пустом  уличном кафе с любимой. Мягкий утренний свет. Всё очень определённое и почти бесплатно. Натка поднялась в наш номер, вышла на балкон и стояла там, словно шекспировская  Джульетта. Объектив фотоаппарата успел сделать снимок. Мгновение. Счастье.История.

Нам выписываться из отеля в 12-00. Решили пойти в ещё одну жемчужину Мадрида. Парк называется  El Retiro. Buen Retiro, что в переводе с испанского означает «благое уединение». Впечатляют размеры- 1625 Х 1300 метров. У входа в парк стоит один из самых известных памятников Мадрида - ворота Алкала. Здесь некогда был въезд в город, а сами ворота были построены по образцу триумфальной арки.  Парк  Ретиро изначально планировался, как дворцовый и с 1639 года использовался, как место увеселений королевской семьи, праздничных балов и театральных представлений. В 1808 году парк был практически уничтожен армией  Наполеона.    Парк славиться, по мнению испанцев, единственным памятником в мире – дьяволу(сатане, демону, Люциферу, Мефистофелю и т.д.) El Ángel Caído  работы Рикардо Бельвера по заказу герцога Фернана Нуньеса . В 1879 году эта статуя получила премию на Всемирной выставке в Париже.. Светское или политкоректное название - «памятник падшему ангелу».  Этот самый известный. Но, не единственный. Ещё есть : -три каменных столба по  пути в Мекку: Jamrat al-Ula, Jamrat al-Wusta и Jamrat al-'Aqaba; -Le génie du mal (Гений зла) Гийома Гифса (Guillaume Geefs)в кафедральном соборе Льежа -Архангел Люцифер Джекоба Эпстайна(Jacob Epstein) стоит в художественной галерее Бирмингема.

Падший ангел

По разному можно относиться к скульптуре. Но ,постояв у подножия этого фонтана, и глядя на раскрытый от ужаса рот, вспомнили цитату одного гения –«… хорошая скульптура ставит вопросы, но не даёт на них ответы.» Каждый из нас хотя бы раз в жизни был на его месте. Или будет. .Наши «ангелы» стоят у стены на самой красивой площади в мире……. и ни чего. Или другой «ангел», друга бывшего мера стоит на паруснике в центре Москвы… и тоже – ни чего. Бельвера умудрился извлечь из обычного камня нечеловеческую боль. Не мозолистыми руками, а  вторгшись в наши юные души. Место для памятника выбрано идеальное. Вокруг невообразимая  красота - дух захватывает. Шуршащие, уходящие в небеса, аллеи, деревья- великаны, похожие на гигантские одуванчики стоят рядом с постриженными деревцами-карликами. Всё идеальных форм  из учебников по геометрии: прекрасный сад роз (La rosalenda), множество фонтанов, пруды, озеро .  Парк – лабиринт, парк паутина или парк - сказочная шахматная доска, созданная Господом. Очень напоминает – рай на земле.

хрустальный дворец

А фонтан с парнишкой – зеркало нас самих. Других  каменных персонажей мы смотреть не стали. Одного надолго хватило .(Стоит посмотреть ещё одного «ангела» на коне - Альфонсо ХII, стоящего посередине великолепной колоннады на берегу небольшого озера)Оставим для следующего раза.    Мы  идём смотреть два дворца - кирпичный и  хрустальный , на берегу небольшого озера. Две жемчужины, созданные человеком в далёком 1887 году. С кирпичным всё ясно – красиво. А вот хрустальный дворец и  соседний грот с огромными бабочками (Натке показалось, что это летучие мыши) произвёл на нас сильное впечатление.  Многотонное  ажурное плетение из стекла и железа, словно сказочный бабушкин платок, укрывает волшебный замок на берегу небольшого озера. Прямо в воде стоят деревья и не думают умирать от избытка воды. Под деревьями плавают утки с утятами. Пастораль усиливает солнечный свет, проникающий через стеклянные витражи дворца и отражаясь в воде. Стекло на солнце  превратилось в хрусталь. Ещё одна сказка, из нашего скупого детства, созданная человеческими руками. Ещё одна любовь. Ещё одна мечта. На землю нас вернула надпись краской на одной из стен дворца – REAL MADRID FOREWER.

Мы обязательно сюда вернёмся. А пока нам надо бежать, выписаться из отеля, пройтись по любимым Фуенкарналь и Гран Виа и часов в 17-00 быть на вокзале Аточа. Гран Виа – это испанский Бродвей. Именно на ней в 30- е годы появились первые  модные магазины. Улица – река. Туристы смешались с мадридцами, как сахар в чашке чая. Весёлая, бесшабашная, счастливая толпа выгуливает себя день и ночь. Мы так и не смогли понять куда( или откуда) всё это двигается и зачем. Полиция неустанно пытается регулировать этот поток. С машинами это ей удаётся, а с людьми – бесполезно.

Нам больше нравится другая улица - Фуенкарналь. Она меньше, уютней и спокойней, но магазинов даже больше, чем на Гран Виа. Два или три часа для неё мало. Лучше идти на полдня. Не спеша, заглядывать  во все магазины и магазинчики, через час – посидеть в кафе, потом опять в магазины и магазинчики, на сколько хватит сил и настроения.. И самое главное - НЕ СПЕШИТЬ. Эту улицу Вы будете помнить долго. На ней мы открыли магазины испанской сети «Sfera».Стильно, красиво и недорого. Зайдите.

Пробежку по магазинам приходится прервать в самый не подходящий момент.. Надо в отеле забрать чемодан и спешить на вокзал. В 18-00 мы перебираемся  в город Уэльва.

наш поезд

Вокзал Аточа родился в  1892 году по проекту Альберто де Паласио. В переводе с испанского - слово Аточа означает испанский дрок, низкорослый кустарник с мелкими жёлтыми цветами.  Старый зал ожидания известен своей большой модерной конструкцией крыши из чугуна и стекла с настоящим зимним ботаническим садом в зале ожидания, в котором растут  пальмы, папоротники, интересные экзотические кустики. Под пальмами тихо журчит небольшой прудик с рыбками и черепашками, греющимися на камушках. Сад вокзала Аточа – это не попытка жителей Мадрида быть экстравагантнее всех и вся. Это очередной прекрасный пример отношения  к памяти и самим себе. Испанцы могли  расставить пластмассовые берёзки в грязных горшках, повесить одну доску в память о погибших в страшном теракте и  ЗАБЫТЬ! В Испании люди другие. Они ничего не забывают. В северном вестибюле вокзала стоит  памятник, погибшим во время кровавого четверга 11 марта 2004 года. ровно через 911 дней после теракта в Нью-Йорке. Вокзал тоже должен быть взорван, но бомба не сработала  Железный человек, состоящий из кусочков- заплат символизирует разорванную человеческую плоть. Памятник стоит в очень тёмном месте и его невозможно сфотографировать, да и не надо. Полумрак прошлого, усыпальница 192 светлых душ.

И ещё. Рядом с вокзалом есть ещё один памятник  погибшим от рук семи уродов – смертников, взорвавших себя.. Лес умерших (. Bosque de los Ausentes). В память о погибших было  посажено 192 дерева — (22 оливы и 170 кипарисов), по одному дереву на каждого погибшего.

Оказывается, вокзал может быть не только местом, куда прибывают поезда, не только местом, где слезы расставаний смешиваются со слезами радости встреч, но и местом, где прошлое встречает будущее, где цветут живые сады c сотнями черепах, где фантастически красивые поезда уносят  навстречу мечте.

На все переходы по серпантину эскалаторов и  досмотры  у нас ушло около 20 минут.

Потом  регистрация. Очень похоже на  аэропорт. Наши билеты не вызвали  подозрений и мы на эскалаторе спустились на перрон.

Наш поезд, похожий на птицу, называется Talgo 250 (AVE CLASS). Компания Talgo (официальное название — Patentes Talgo), образованная в 1942 г инженером А. Гойкоэчеа и финансистом Х.Л. Ориоля.  Первый  дизель-поезд  из малогабаритных вагонов получил название Tren Articulado Ligero Goicoechea Oriol, сокращенно Talgo. Конструкция поездов Talgo во многом объясняется сложными условиями эксплуатации на  Пиренейском полуострове. Горы. Железные дороги Испании характеризуются большим числом крутых уклонов и кривых малого радиуса, что затрудняет движение поездов большой длины и массы.

Шесть вагонов, один их которых вагон-бар с кофе, пивом и нехитрыми закусками. Кондиционеры, самолётные кресла, телевизоры, WiFi, наушники в фирменном мешочке от Renfe лежали на креслах, затемнённые окна, электронное табло с температурой в вагоне и на улице, скоростью движения поезда. Ровно в 18-00 мы тронулись. Только табло скорости напоминало нам, что мы едем ( ни любимого стука колёс, ни крена, ни визга тормозов). Очень тихо, хотя скорость превышала 250 км в час.

Путевые заметки. На испанских железных дорогах не принято разговаривать по мобильному телефону в вагонах. Надо позвонить – выходи в тамбур. Большая часть мужского населения поезда сразу переместилась в бар и очень мирно беседовала там все четыре часа. Бармен был своеобразным третейским судьёй в спорах горячих испанских юношей и мужчин с банками пива в руках. В ручках кресла пульт управления пятью радиоканалами. Все на испанском языке. На одном канале- трансляция ТВ, на других музыка .На шесть вагонов всего три проводника. Билеты проверяли всего один раз.

Ровно в 22-00 мы, проехав за 4 часа 632 км.  вышли на станции Уэльва (Huelva). На улице уже темно. Наш отель называется Monte Conquero. Ещё когда планировали наше путешествие, думали, что дойдём до него пешком. А сейчас слегка напряглись. В какую сторону идти. Пришлось спрашивать дорогу у встречающих. Они посоветовали доехать на такси. Что мы и сделали за 5 евро. Быстро зарегистрировались, взяли карту города, поднялись на 5 этаж и оказались в небольшом уютном номере. Идти гулять, сил  не было. Завтра нам в 11-30 уже выписываться, так что распаковывать чемоданы не стали и сразу завалились спать.

…Как-то ночью Дон Кихот и Санчо услышали зловещий стук, но когда рассвело, оказалось, что это сукновальные молоты. Рыцарь был смущен, и его жажда подвигов осталась на сей раз неутоленной. Цирюльника, который в дождь надел на голову медный таз, Дон Кихот принял за рыцаря в шлеме Мамбрина, а поскольку Дон Кихот дал клятву завладеть этим шлемом, он отобрал у цирюльника таз и очень возгордился своим подвигом. Затем он освободил каторжников, которых вели на галеры, и потребовал, чтобы они отправились к Дульсинее и передали ей привет от её верного рыцаря, но каторжники не захотели, а когда Дон Кихот стал настаивать, побили его камнями.

2 сентября

Город Уэльва(Huelva) стоит на берегу двух речушек Odiel и Rio Tinto, которые, сливаясь, впадают в Атлантический океан (от города 10 км.).Ходит легенда, что из него Христофор Колумб отправился открывать Америку. Мы до конца не уверены, но это уже третий город  из которого Колумб отплывал в Новый Свет.( а сколько ещё таких «детей лейтенанта Шмидта»на белом свете?) Лавры города- первооткрывателя не дают спать жителям Кадиса, Палос-де-ла-Фронтера. А вот теперь ещё и Уэльва. Не могут испанцы без упоминания о неординарности своего клочка земли. Уэльва – оказалась, ещё и центром  самого крупного экологического ресурса в Европе. Речь идёт о Доньяне, зоне распространения флоры и фауны в чистом виде, объявленной национальным парком, биосферным заповедником. Не много, не мало, а достояние человечества. Национальный парк  включен в список Всемирного наследия. Сюда на зимовку прилетает свыше полумиллиона водоплавающих птиц. Здесь обитает наибольшее количество испанских рысей, оленей, ланей и диких кабанов. Мы были в городе несколько часов, но первые впечатления всегда самые правильные. Красивый современный город, но не такой яркий и безбашенный как Мадрид или Севилья. За два часа, которые у нас были для его осмотра, мы потратили на изучение нескольких приятных консервативных магазинчиков. Один из них MASSIMO DUTTY .В этот магазин мы зашли случайно. Зашли и не смогли выйти. Современная мода создаётся исключительно для детей. А здесь мы нашли то, что в Москве не найти днём с огнём. Одежда, и для женщин за ….ть с тонким вкусом, и для мужчин, долго принимающих решение о замене любимых Levis, на  новое и необычное.  Классика, граничащая с модерном, великолепная ткань  облегчила наш кошелёк на несколько сотен евро. С отличным настроением мы почти бежали выписываться из отеля. В отеле нам попалась идеальный портье. Немолодая девушка так задорно общалась с нами, что мелькнула мысль – не остаться ещё на денёк. А когда она стала рассказывать о проживании солистов  Большого  театра в её отеле, то стало ещё веселей. Классические: водкааа и на ззздоровье в её исполнении,   грустно напомнили нам, что о России они больше ничего не знают. На вокзал ехали опять на такси за 5 евро. Ровно в 12-00  мы стояли у стойки аренды машин Economycarrentals. Путешествие продолжается. Мы едем в Португалию.

Оформление машины заняло минут 15. На соседней стоянке стоял наш чёрный бриллиант, породы Пежо-207 с заправленным под горловину баком. Только припаркован он был  нехорошим человеком так, что залезать в него пришлось через пассажирскую дверь. Выезжали из  города по наитию. Указателей нет. После выезда из города появились указатели Faro и Portugal. Заблудиться не возможно. Дорога похожа на большинство всех европейских дорог. Максимальная скорость 120 км. На одном из участков стали попадаться столбы с заклеенными плёнкой щитами. Во всём виноват кризис. Очень скоро  бесплатная дорога станет платной. Граница между Испанией и Португалией – это красивый автомобильный мост через одну из трёх самых больших рек в Португалии -  Guadiana (Гвадиана). Интересен перевод названия -  «река-река»…По Португалии километров 100 ехали под проливным дождём. Но, дорога была СУХАЯ !!!Чудеса. Останавливались один раз на заправке, выпить кофе. Вся дорога заняла 4 часа.

граница с Португалией

История Лагуша (Lagos) начинается еще с доримских времен, когда в устье реки Bensafrim возникло поселение с портом. Важную роль порт Лагуша играл в эпоху Великих Географических Открытий. По приказу Принца Генриха Мореплавателя отсюда отправлялись экспедиции на поиски новых земель. Из него ушел в свое знаменитое плавание Васко да Гама. Есть даже свидетельства того, что жители города спасли после кораблекрушения Христофора Колумба, еще до того, как он открыл Америку. В 1578 году жители Лагоса успешно защитили свой город от нападения пирата  Фрэнсиса Дрейка. Почти два века, с 1578 по 1756 Лагуш был столицей области  Алгарве. С той поры осталось несколько зданий, помнящих былую славу. Это первый в Европе невольничий рынок, построенный около 1445 года, золотая" церковь Св. Антония, восстановленные и отреставрированные крепостные стены. Рядом с Лагушем  расположено множество великолепных  пляжей. На востоке классический пляж - Meia Praia. На западе - Praia da Luz, Burgau и Salema. Еще дальше на запад находится  мыс Святого Винсента - юго-западная оконечность Европы. Волны Атлантики разбиваются об утесы сказочных великанов из оранжевого песка.

… Наконец Дон Кихот прибыл домой, где ключница и племянница уложили его в постель и стали за ним ухаживать, а Санчо пошел к жене, которой пообещал, что в следующий раз он уж непременно вернется графом или губернатором острова, причем не какого-нибудь захудалого, а самого лучшего. После того как ключница и племянница целый месяц выхаживали Дон Кихота, священник и цирюльник решили его навестить. Речи его были разумными, и они подумали, что помешательство его прошло, но как только разговор отдаленно коснулся рыцарства, стало ясно, что Дон Кихот неизлечимо болен. Санчо также навестил Дон Кихота и рассказал ему, что из Саламанки вернулся сын их соседа бакалавр Самсон Карраско, который сказал, что вышла в свет история Дон Кихота, написанная Сидом Ахметом Бенинхали, где описаны все приключения его и Санчо Пансы. Дон Кихот пригласил к себе Самсона Карраско и расспросил его о книге. Бакалавр перечислил все её достоинства и недостатки и рассказал, что ею зачитываются все от мала до велика, особенно же её любят слуги. Дон Кихот и Санчо Панса решили отправиться в новое путешествие и через несколько дней тайком выехали из деревни.

Мы в городе, но  как проехать до виллы, не знаем. Спросили дорогу у местных. Нам показали направление. Дорога пошла круто вверх, улицы становятся всё уже и уже. В повороты с первого раза уже не вписываемся, зеркала пришлось складывать. Колёса безбожно визжат, попадая в каменную колею. Везде одностороннее движение. Мелькнула мысль – что было бы, если бы мы взяли джип. Старый город из маленьких халуп, невообразимая жара и не понятно, когда всё это закончится. Снова остановились, чтобы спросить дорогу. Пожилой португалец улыбнулся и показал на соседнюю улицу. Но там висел кирпич. То есть мы видим дом, но проехать туда не можем. Надо объезжать. Но как мы найдём эту улочку снова. Решили, что Натка пойдет на виллу пешком, а я на машине , задним ходом под уклоном в 30 градусов к ней подъеду и буду искать «бесплатную общественную парковку», как было написано на сайте этого португальского чуда. Натка ушла, оставив меня один на один с ПДД. В это момент я пожалел, что я сейчас не на танке. За 40 минут было предпринято не одна попытка заехать в этот переулок задним ходом. Но как только мы с «чёрным бриллиантом» начинали манёвр, из переулка ехала вереница вражеской техники. Мы занимали опять стартовую позицию, и так не один раз. Дальше, ещё смешнее - пропала Натка. Вошла в какой-то дом и пропала. За ней в дом вошли два типа определённой наружности и походки. И тишина. Спас нас родной МТС. Пришлось звонить любимой через Москву(роуминг) и просить выйти из этой избушки на курьих ножках и   бежать из этого бермудского треугольника, куда глаза глядят.

Из рассказа Натки.

Подъезд с симпатичной стеклянной дверью, звонок не работает. Пришлось стучать. Открывает баба яга и провожает в соседний дом. Пахнет плесенью и  старой мебелью. На столе веером лежат распечатки бронирования из букинга  и черепа недобросовестных туристов. Долго ищем наши. Находим.

-Я Вам покажу квартиру – говорит старуха, показывая два передних зуба.

- А можно нам сначала припарковать машину – обречённо спрашиваю бабулю.

-Без проблем – бубнит божий одуванчик - место всем хватит. И крестится. Не к добру всё это.

Идём смотреть квартиру в дом, в конце улицы. Бабушка шустро  бежит впереди. Подходим к двухэтажному домику. Когда мы вошли, я поняла. Попали!!! Хрущёвки и частный сектор в Анапе отдыхают. Квартира на двух хозяев пахнет вовсе не Евросоюзом, а гетто в Бомбее. Комната, метров 12, три кровати, телевизор на тумбочке, кухня на балконе. На  двух квадратных метрах стоит маленький холодильник, плита, стол, застеленный клеёнкой. На мой вопрос, о кондиционере, последовал ответ:

- Да вот же он.

Её перст упирается в настольный вентилятор. Затем бабушка-риэлтер открывает балкон и показывает вид из окна. Маленький дворик с выжженной травой. По краям растёт осока. Больше ничего. Напоминает тюремный двор Алькатраса.

Перемещаемся в ванну. В крохотной комнате на верёвках сушится чужое бельё. Божий одуванчик хлопает себя по голове и говорит, что она перепутала ванные комнаты.

- У Вас, отдельная - говорит радостно.

Бабуля не успела показать очередной шедевр. Позвонил Саша и ласково попросил выйти из пещеры  на свет божий.

-Я сейчас вернусь – вру я бабуле и пулей вылетаю на улицу. Отдохнуть за 40 евро в день в самом центре города на берегу Атлантического океана с бесплатной парковкой не получилось. А жаль.

Специально для туристов – экстремалов сообщаем название этой уютной виллы: Casa Sousa, Lagos, Portugal. А на дворе 6 часов вечера, пятница. У нас есть машина, вода и немного еды. Дон Кихот воюет с мельницами и ему не до нас. Едем искать другой постоялый двор. Свободных мест нет. В одном отеле нам предложили только одну ночь за 150 евро. Едем дальше вдоль океана. На одном из поворотов видим табличку «Vila Palmeira, reseption». Без энтузиазма заходим и видим за стойкой молодую симпатичную девушку. На наш вопрос о ночлеге на 3 ночи, она, смотрит в компьютор и говорит:

-Да, есть один 4-х местный номер.  Вас всего двое, поэтому  я могу предложить его  со скидкой 50%. 120 евро за ночь. Хотите посмотреть?»

Когда мы вошли и увидели то, где нам предстояло жить три дня, то хором закричали:

-ХОТИМ !!!!

www.vila-palmeira.com

наша вилла

…Дон Кихот и Санчо Панса решили отправиться в новое путешествие и через несколько дней тайком выехали из деревни. Самсон проводил их и просил Дон Кихота сообщать обо всех своих удачах и неудачах. Дон Кихот по совету Самсона направился в Сарагосу, где должен был состояться рыцарский турнир, но прежде решил заехать в Тобосо, чтобы получить благословение Дульсинеи. Прибыв в Тобосо, Дон Кихот стал спрашивать у Санчо, где дворец Дульсинеи, но Санчо не мог отыскать его в темноте. Он думал, что Дон Кихот знает это сам, но Дон Кихот объяснил ему, что никогда не видел не только дворца Дульсинеи, но и её самое, ибо влюбился в нее по слухам. Санчо ответил, что видел её и привез ответ на письмо Дон Кихота тоже по слухам. Чтобы обман не всплыл, Санчо постарался как можно скорее увезти своего господина из Тобосо и уговорил его подождать в лесу, пока он, Санчо, съездит в город поговорить с Дульсинеей. Он сообразил, что раз Дон Кихот никогда не видел Дульсинею, то можно выдать за нее любую женщину и, увидев трех крестьянок на ослицах, сказал Дон Кихоту, что к нему едет Дульсинея с придворными дамами. Дон Кихот и Санчо пали перед одной из крестьянок на колени, крестьянка же грубо на них прикрикнула. Дон Кихот усмотрел во всей этой истории колдовство злого волшебника и был весьма опечален, что вместо красавицы сеньоры увидел крестьянку-дурнушку…..

сад на вилле

Наш номер метров 200. Гостиная, две спальни, две ванны, два туалета, кухня со всем необходимым для 12 человек, дорогая мебель, ковры, 3 кондиционера,  10 метровый балкон со столом и стульями, выходящий в сад. В саду бассейн, тропический сад, прудики с красными рыбками и черепахами, водопады. За три дня мы видели 4-х соседей. Всего. У нас отдельное место для бриллианта на подземной приватной парковке. На парковку можно попасть прямо из сада. Единственный минус – убираться мы должны сами. Пока девушка оформляла  наш номер, нам предложили съездить в магазин за продуктами в километре от виллы. Что мы и сделали. Магазины в Португалии немного беднее, чем в Испании. Но есть всё. Цены одинаковые. Забить 2-х метровый холодильник всем необходимым на три дня  стоило около 70 евро. Начинало темнеть. Но мы всё равно пошли поздороваться с ЕГО Высочеством Океаном. До пляжа 50 метров и надо перейти  две дороги. Одна - двух полосная - автомобильная, другая железнодорожная – одноколейка, по которой раза 4 в день проходит игрушечный поезд из трёх вагонов в соседний городок.

дорога на океан

Луна, словно лампочка, тускло освещала проложенную в океане хрустальную дорожку. Она начиналась здесь, а где заканчивается ? Её света не хватало, чтобы появились тени. Да и откуда им взяться, если на  пляже ни души. Рядом залаяла собака. Из густого чёрного неба выпала на свободу крохотная звёздочка, оставив на мгновение яркий след.

…. Где то есть город, тихий как  сон,

В городе этом сказки живут,

Шалые ветры с собою зовут,

Там нас порою сводили с ума,

Сосны до неба, до солнца дома…

Безответная просьба о  билете в своё детство, а мы сейчас в настоящем, на пороге будущего просто идём , взявшись за руки, по ковру из песка ,под зонтиком из звёзд и неизвестности ночи. Здесь нет ни сосен, ни города…..Только Океан, ветер, песок и мы. Вот так и заканчивался наш первый день на самом краю света, в очень старом городке без полиции(видели одного), со  сказочными пляжами, в  стране с серьёзным кризисом (не заметили) и какой -  то невероятной простотой. В стране с непонятным (непереводимым с первого раза) языком и культурой .Это не Лиссабон и не Порту. Там, наверно, всё другое. А эта земля без яркого прошлого и о ней  не хочется говорить, как о КРАЕ ЗЕМЛИ. Будем оптимистами: здесь начинается  земля. Начинается Европа.

3 сентября.

У большого дома есть два недостатка и одно достоинство. Можно играть в прятки. Вас будут долго искать и могут не найти до следующего вечера. Это достоинство. А недостатки – это то, что приходится много ходить и ночью жутковато. Мерещатся многочисленные земные упыри и нелегалы ЕС- инопланетяне. Поэтому спали беспокойно, прислушиваясь к каждому шороху, и проснулись не свет, ни заря. Надо разобраться с техническим прогрессом на кухне и  готовить завтрак. Завтракать решили на балконе. Процесс занял времени в два раза дольше, чем дома. За каждой фигнёй приходилось ходить несколько раз и не один десяток метров. Забыл ложку -  20 метров на кухню и столько же обратно. Забыл соль – ещё 40 метров здоровья. И так целый день. Но разве можно сравнить завтрак в окружении тропических деревьев, журчания фонтанов и восходящего над океаном солнца с завтраком в отеле. Чувства посещают странные. Мы, привыкшие в своей жизни ко всему ограниченному и маленькому, здесь терялись. Лишнее пространство не находило применения. Натка, мечтавшая об окне над мойкой, посудомоечной машине, личной ванной комнате с окном, огромном балконе с розами и орхидеями, гаражом в саду, притихла и не была похожа сама на себя. Всё оказалось проще простого. К роскоши и к сотням квадратных метров надо ПРИВЫКНУТЬ. А можно и не привыкать. Тогда свихнетесь, и роскошь Вас обезличит и станет ненавистной мачехой или вчерашней пустой бутылкой.

Позавтракали, чем Бог послал в сопровождение  птичьего пения и журчания разбрызгивателей поливалок газона, и стали собираться в дорогу: изучать окрестности и искать рыбный базар. Пляж поразил шикарным видом, чистотой и цветом воды. Океан, похожий на огромную линзу, в этом месте очень мелкий. А ночные приливы и утренние отливы чистят его автономно, лучше любых уборщиков. На песке остались небольшие лужи с прозрачной водой и необычным рельефом дна, похожим на человеческие вены. В луже  отражалось солнце, словно там  забыли выключить маленькую желтую электрическую лампочку. Если ночью, героиня всех превращений – элегантная луна, то утром – беспощадный солнечный шар. Перед ним и  до берега ожила ярко мерцающая дорожка- гирлянда. Вода преломляла яркие стрелы-лучи херувимов и становилась россыпью драгоценных камней. Океан, цвета травы или неба - это слёзы  влюблённых  всего мира, это ласковый шепот всех молитв, которые существуют на свете. Океан – это мы, похожие на струны любимой гитары, рождающие стоны то ли отчаянья, то ли счастья.

Воздух, пропитался солью Океана и запахом тропических деревьев. Пошли в сторону города по пляжу (4 км), собирая ракушки. По дороге увидели местных рыбаков, тянущих большую  лодку. Рядом шустро бежали местное женское население в пёстром одеяние и ребятня. Рыбка из сети быстро складывалась в пластмассовые ящики и сразу исчезала. Мы так и не поняли, официальная это ловля или браконьерство. Всё делалось на жуткой скорости и с радостными воплями. Не стали мешать местным корсарам и пошли дальше в сторону маяка. До него мы дошли достаточно быстро, но попасть на набережную мы здесь не могли. Кругом заборы, небольшой порт со старыми ржавыми  баркасами, выброшенные сети, ящики для ловли креветок и дикая нищета. А ведь Португалия была, когда то мировым лидером. Для того, чтобы попасть на набережную, можно воспользоваться моторной лодкой или пройти в обход по небольшому мостику. Решили искать дорогу к мостику. Полюбовались кошачьим домом на пристани. Ленивый португальский кот мирно дремал на втором этаже с открытыми глазами. Мозг, тем временем, старательно записывал поступающую информацию. Этот город не похож на туристический центр. Скорее, на бедный и очень живописный провинциальный городок. Очень бедно или несправедливо бедно для страны, входящей в Евросоюз. В путеводителях про него пишут, что его экономика – это 90% от доходов услуг туристического сектора., а остальное - сельское хозяйство. Город жив до сих пор  только за счёт туристов. Дошли до «колхозного рынка», попав в хоровод местных, желающих дешево купить vegetables. Ассортимент удивил. Нет экзотики московских рынков – персиков, сливы, арбузов или дынь. Только зелень, картошка, огурцы, корявый винный виноград и местные неизвестные бренды экзотических плодов. Спросили у молодого паренька, торгующего мидиями, где тут fishmarket. Парень искренне удивился. Таких слов он не знает, а мы не знаем, как по-португалькому – рыба.  Рынок нашли при помощи прохожих,  идущих с пакетами, из которых торчали рыбьи хвосты, и оторвались там по-полной. Чего там не было? Такого изобилия из недр Его Величества мы не видели никогда. Длинные и блестящие, как сабли; розовые рыбины с огромными глазами; огромные куски тёмно-красного цвета, похожие на мясо акулы, кальмары, всех размеров;  креветки; мидии и т.д. Купили красных тигровых креветок и рыбу с непроизносимым названием. Креветки продавец надрезал острым ножом вдоль хребта, а из рыбы сделал четыре превосходных стейка. За всё удовольствие 30 евро. Обед удался на славу. Немного отдохнули и решили съездить за портвейном в соседний супермаркет, а потом снова пройтись вдоль океанского берега. Только в другую сторону.

Рыбный рынок

…Дон Кихот продолжал путь и прибыл в село, где праздновали свадьбу Китерии Прекрасной и Камачо Богатого. Перед венчанием к Китерии подошел Басильо Бедный, сосед Китерии, с детства влюбленный в нее, и у всех на глазах пронзил себе грудь мечом. Он соглашался исповедаться перед смертью, только если священник обвенчает его с Китерией и он умрет её супругом. Все уговаривали Китерию сжалиться над страдальцем — ведь он вот-вот испустит дух, и Китерия, овдовев, сможет выйти замуж за Камачо. Китерия дала Басильо руку, но как только их обвенчали, Басильо вскочил на ноги живой и здоровый — он все это подстроил, чтобы жениться на любимой, и она, похоже, была с ним в сговоре. Камачо же по здравом размышлении почел за лучшее не обижаться: зачем ему жена, которая любит другого?

В СССР до 1985 года выпускалось не меньше 2 млрд литров ординарного портвейна (причём на все остальные виды вина (включая шампанское, сухое, марочное, ликёрное и т. д.) приходилось только 1,5 млрд литров).!!!!! Сортов портвейна выпускалось более 60, из них 15 высококачественных марочных, имеющих свои индивидуальные названия («Айгешат», «Акстафа», «Кизляр» и др.). В советские годы дешёвые виды портвейна относились к бормотухам. Например, Портвейн 777 производился с помощью дешёвого виноматериала и этилового спирта. Таким образом, слово «портвейн» могло, в зависимости от марки, обозначать и высококачественное марочное вино, ординарное вино или дешёвую выпивку, изготовленную с применением свекловичного сахара и зернового спирта. Благодаря благоприятным особенностям климата и почв на местных виноградниках, портвейн и сейчас производится  на Южном берегу Крыма. (Массандра, Магарыч, Инкерман).

История портвейна началась в XI веке, когда Генрих ll Бургнский женился на дочери короля Костилии и Леона. В приданое ему предоставили графство Портукале, где он прививал лозы или частично заменял местные виноградные лозы, оставшиеся со времён римского владычества, на привезённые из его родной Бургундии. В 1703 году англичане и португальцы подписали Метуанское торговое соглашение, которое гарантировало льготные ввозные таможенные тарифы для вин Португалии. В то время вина  были только красные, грубые и высококислотные с содержанием алкоголя 12-13°. Также они не переносили длительную морскую транспортировку и оказывались, по прибытии в порт, в ужасном состоянии. Но, благодаря случаю, произошёл качественный скачок в «винном» вопросе — кто-то пришёл к мысли о стабилизации перевозимых вин с помощью добавления бренди.  Тот портвейн, который известен сейчас, был создан уже в начале ХIХ века, когда была сформирована новая технология производства этого вина, основанная на прерывании брожения виноградного сусла именно для сохранения в нём остаточного сахара. Эта технология производства портвейна широко распространилась в Португалии и до наших дней. Виноград для портвейна выращивают только  в долине реки Доуру, на севере- востоке Португалии. Сами португальцы говорят о местном климате, как о «восьми месяцах зимы и четырёх месяцах ада»: жестокие морозы зимой и выжигающее всё живое солнце летом. Весна же здесь известна своим штормовым порывистым ветром, проливными дождями, вызывающими оползни, и градом размером с грецкий орех. В долине реки Дуору выращивают 165 (!) сортов винограда, из них для производства портвейна наиболее широко используют всего 5 красных и 4 белых сорта. К красным сортам винограда, разрешённым для производства портвейна, относятся: торига, тинта, тинта баррока, тинта кро  и тоурига франсеза. Из белых сортов разрешены: мальвазия, виосиньо, донселиньо и говейо. Портвейн должен быть выдержан в дубовой бочке не менее 3 лет. Далее их судьба в зависимости от решения технолога будет иметь продолжение во взрослении в бутылке или взрослении в бочке. По методу выдержки все портвейны делятся на две категории. В первую входят портвейны, чьё многолетнее (от 3 до 40 лет) созревание проходит в дубовых бочках  и заканчивается вместе с разливом. Это все невинтажные портвейны, в первую очередь, ruby и различные виды tawny. Вследствие пористой структуры дуба вино подвержено некоторому контакту с кислородом и, следовательно,  старению. Кроме того из-за слабого испарения напиток теряет в объёме, становясь со временем более вязким. Вторую группу составляют портвейны, основной процесс развития которых проходит в плотно закупоренных стеклянных бутылках без доступа воздуха извне. Замедленное старение приводит к тому, что цвет напитка меняется гораздо более медленно, а вкус становится более тонким. Очень малочисленную подгруппу этой категории составляет Vintage Port, который объявляется виноделом только в исключительно удачный год. Созревание винтажного портвейна после сравнительно недолгого контакта с бочкой происходит именно в бутылке и в этом отношении очень схоже со старением лучших бордоских вин. И те, и другие пить раньше 15-20 лет выдержки расточительно!!!!

Не устали. Тогда ещё немного. «Как ухаживание за маленьким ребёнком его родителями: в детстве он может доставить множество хлопот, но взрослея, он превращается в настоящее чудо». Так, португальские виноделы говорят о производстве портвейна. В отличие от технологии производства сухих вин будущий портвейн всегда выдерживается в дубовых бочках от 3 до 6 лет, и это закреплено законодательно как неотъемлемая часть производства. Именно такой период времени был определён опытным путём как оптимальный для деликатной оксидации вина кислородом, поступающим через поры древесины, и снижения высокого уровня танинов, находящихся в исходном вине. Тип бочки и материал, из которого она была произведена, также оказывают заметное влияние на формирование будущего портвейна. Для производства портвейна разрешено использовать три варианта бочек: из португальского, французского и американского дуба. Французский дуб обладает наиболее плотной и мелкопористой структурой, что позволяет портвейну развиваться максимально «комфортно» и гармонично. Американский дуб, в свою очередь, обладает менее плотной среднепористой структурой, что заметно ускоряет развитие портвейна. Португальский же дуб обладает рыхлой крупнопористой структурой, поэтому его используют только для выдержки вин невысокого уровня.

Подобно шампанскому, портвейн является результатом ассамбляжа нескольких вин. В ассамбляж, как правило, входит не менее 15 вин различного возраста и уровня качества. Самое молодое вино составляет основу свежести и фруктовости будущего портвейна, самое взрослое — «тело», остальные же вина придают ему мягкость, сложность, деликатность, насыщенность и букет. Именно так рождаются стили портвейна от различных Домов. К слову, портвейн категории Vintage — это тоже ассамбляж из нескольких вин одного выдающегося года. После ассамбляжа портвейн снова оставляют в «покое» для дальнейшей выдержки минимум на три года.

Портвейн разливается по бутылкам в строгой зависимости от его категории. Например, портвейны категории Vintage разливаются в бутылку после двух лет, проведённых в бочке, и далее продолжают своё развитие уже в бутылке. С другой стороны, портвейны категории Tawny, как то 20-, 30- и 40-летние, развиваются и взрослеют в бочке, и заканчивают своё развитие уже после попадания в бутылку.

Мы покупали портвейн от 5 евро за бутылку. Самый дорогой, который мы видели, стоил 20 евро. И самое главное: напиток, который был в моём детстве – НИ ЧЕГО общего с тем, что мы пробовали в Португалии не имеет !!! В России хорошо делают «пшеничный сок» или ракеты. Не надо делать ничего другого. Он, все равно не станет тем, что делают там!!!

…Герцогиня и герцог пригласили его в свой замок и приняли как почетного гостя. Они и их челядь сыграли с Дон Кихотом и Санчо много шуток и не переставали дивиться рассудительности и безумию Дон Кихота, а также смекалке и простодушию Санчо, который в конце концов поверил, что Дульсинея заколдована, хотя сам же выступал в качестве колдуна и сам все это подстроил. На колеснице к Дон Кихоту прибыл волшебник Мерлин и возвестил, что, для того чтобы расколдовать Дульсинею, Санчо должен добровольно три тысячи триста раз огреть себя плетью по голым ягодицам. Санчо воспротивился, но герцог обещал ему остров, и Санчо согласился, тем более что срок бичевания не был ограничен и можно было это делать постепенно.

4 сентября.

Утром снова пошли гулять на пляж. Искупаться не удалось. Вода слишком холодная. Решили поехать на самый—самый край света: город называется Sagres(Сагреш)

Городок Сагреш расположен в Алгарве, рядом с  мысом Св. Винсента – крайней юго-западной точки Европы.  В XV веке, влюбленный в море принц Генри Мореплаватель основал Школу Навигаторов для подготовки мореплавателей. Принц  пригласил самых опытных лоцманов, астрономов и математиков. Эта школа привлекла  к обучению лучших ученых Европы, специализирующихся на навигационных  науках.  По легенде,  именно эту школу закончил Христофор Колумб, а также многие другие  португальские мореплаватели.

Сагреш до сих пор практически не тронут цивилизацией. Мы проезжали по старинным улицам и было ощущение, что попали в  XIX век. Нет ни новостроек, ни неона, ни признаков современного города.  Здесь  много красивых песчаных пляжей, расположившихся между отвесными скалами, при этом целый ряд, открытых для всех ветров, пляжей пользуется огромной популярностью у серфингистов.   Во время  Лиссабонского землетрясения в 1755 году, школа была разрушена, позже, после землетрясения, на развалинах школы был построен форт под названием «форт Балеейра» Приблизительно в 7 км от деревни Сагреш, на самой юго-западной точке Европейского континента (и самой западной после мыса Рока) находится  мыс Сент Винсент или Сагреш Пойнт (сакральное место римлян, назвавших его Промонториум Сакрум, что означает Священный Мыс) С мыса открывается , захватывающий дух, вид на широкий горизонт моря и неба и гряду отвесных скал высотой около 50 метров, на которых мы заметили нескольких рыбаков(!?) Это места использовалось для проведения древних ритуалов. Позднее финикийцы воздвигли на мысе святилище в честь Геркулеса. Римляне также считали священной эту землю, вокруг которой океанские воды вскипали под лучами заходящего в них солнца..  В дальнейшем к мысу потянулся поток паломников, стремившихся поклониться святому Винсенту: его тело было перевезено сюда и захоронено после освобождения этих земель от арабского завоевания, тогда именем святого мученика и был назван мыс.  Стоящий здесь мощный маяк был построен на месте францисканского монастыря XVI века: по некоторым свидетельствам, еще в те далекие времена монахи освещали мыс сигнальными огнями, чтобы предупредить подходящие корабли о неминуемой опасности. Купив билетик за 5 евро, и пройдя километра три, можно подойти поближе, к самому краю и замереть на время. Остановка дыхания. Шок. Восторг. Страх. Ужас…..Не возможно передать своё состояние в этот момент. Вы стоите на узкой полоске земли, буквально, над пропастью. А дальше, только вода, вода, вода.

Под ногами у нас руины крепости, которая была построена в XVIII веке на месте другой, созданной Генрихом Мореплавателем ещё  в XV веке и, согласно имеющимся утверждениям, разрушенной  Фрэнсисом Дрейком после его нападения на Кадис. Крепость обрамляет часть мыса, на которую можно попасть, только пройдя под ее впечатляющей аркой. Ветра здесь дуют сумасшедшие. Ещё интересный факт: на этом месте заканчивается автомагистраль E9 European Coastal Path, протянувшейся на 5 тыс. км к Narva-Jоesuu в Эстонии.!!!!! Нигде мы не видели знак – конец всех!!! дорог.

После такой порции адреналина нужно чем -  то успокоить нервы. Плаванием – решаем мы и едем на один из местных пляжей в скалах. Остановились на платной парковке, которая не хотела принимать 10 центовые монеты.  Для того, чтобы попасть на пляж, надо спуститься по деревянной лестнице. Мы выбрали пляж с самой короткой лестницей (20 метров). Одна из волн-проказниц решила утопить нашу одежду. Ей это почти удалось. Потом поехали на виллу, переоделись и пошли гулять по городу. И ещё раз поразились непохожести города на лубочно-игрушечные города в Европе. Время здесь остановилось, на всегда, но наше путешествие продолжается. Завтра рано утром мы переезжаем в сказочную  Кордобу. За три дня почувствовать вкус этой сказочной страны мы так и не успели. Придётся вернуться. Tchau, adeus !

… В замок прибыла графиня Трифальди, она же Горевана, — дуэнья принцессы Метонимии. Волшебник Злосмрад обратил принцессу и её мужа Треньбреньо в статуи, а у дуэньи Гореваны и двенадцати других дуэний начали расти бороды. Расколдовать их всех мог только доблестный рыцарь Дон Кихот. Злосмрад обещал прислать за Дон Кихотом коня, который быстро домчит его и Санчо до королевства Кандайя, где доблестный рыцарь сразится с Злосмрадом. Дон Кихот, полный решимости избавить дуэний от бород, вместе с Санчо сел с завязанными глазами на деревянного коня и думал, что они летят по воздуху, меж тем как слуги герцога обдували их воздухом из мехов. «Прилетев» обратно в сад герцога, они обнаружили послание Злосмрада, где он писал, что Дон Кихот расколдовал всех одним тем, что на это приключение отважился. Санчо не терпелось посмотреть на лица дуэний без бород, но весь отряд дуэний уже исчез…..

Продолжение следует.

Испания со скидкой!
ajljuli
Латвия, Рига
23 ноябрь 2011 г.
По доброму завидую тем, кто умеет так красиво писать, спасибо. Только фотографий бы чуть побольше :). А и вот ещё, площадь Сибелес, не Сибелиуса.
Ledi lyda
23 ноябрь 2011 г.
"Забить 2-х метровый холодильник всем необходимым на три дня стоило около 70 евро."? Да ещё на двоих..., это круто!Научите жить.
kan1961
21 ноябрь 2011 г.
Это только часть первой части.Робот заблокировал 90% рассказа.Сейчас рассказ (полный) на модерации.Подождём.
21 ноябрь 2011 г.
Как вы с любовью об Испании ! :)
Испания со скидкой!

Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.