Иркутск. Россия
Отзыв написан: 10 декабря 2010 г.

Поездка в Болгарию получилась неожиданной и слегка авантюрной. Обычно я стараюсь все заранее продумать, подготовить, забронировать. Но правильно говорят, что все когда-то бывает в первый раз. И у меня случился тот самый первый раз. Сложилось так, что в бешеном ритме пришлось доделать всю срочную работу перед отпуском, вечером оставался всего час времени, чтобы после работы в таком же бешеном ритме, на ходу, на бегу собрать вещи, все еще пытаясь взять все самое необходимое, ничего лишнего. До сих пор поражаюсь, как мне это удалось!!! И вот уже мчусь в аэропорт. Регистрация на рейс уже идет. Там (вот напасть-то!!!) тоже все как-то нервно, медленно и долго. Как только все процедуры пройдены, сразу же посадка в самолет. И вот только взлетев, я наконец-то смогла успокоиться и передохнуть. Так, кем летим? Авиакомпания «Кавказские минеральные воды». Немного читала про нее в отзывах. Боялась после прочитанного жутко.

Но по порядку «страшилки» из Интернета:

1. "Пенсионный фонд авиакомпаний". Читала такое мнение. Соответствует на 70 %. Экипаж действительно весьма взрослый. Даже стюардессы старше привычного возраста у стюардесс. Хотя была одна молоденькая и очень хорошенькая девчушка, как две капли воды похожая на певицу Рианну, только со светлой кожей, а так - и прическа и глазки, и вообще личико похоже очень, такая же стильная и красивая, как звезда, в-общем. Если говорить о стюардессах в этих полетах, то, в-общем, нормально. Но именно нормально, хотя могло быть лучше. Слегка раздраженные и недовольные дамочки, причем на обоих рейсах прослеживалась эта тенденция.

На самом деле, сейчас, после полета, я думаю, что «возрастной экипаж» - не так уж плохо. Да и потом, это же опыт, а для пилотов опыт бесценен. Вообще к пилотам претензий никаких, молодцы!!!

2. "Ужасные самолеты". Есть такое дело. Самолеты на обоих рейсах были ТУ - 204. Подозреваю, что из этого модельного ряда весь авиапарк "КавМинВодыАвиа", и еще ТУ - 154 тоже. При взлете и посадке самолет трясло, словно в самой крутой турбулентности, и шум такой мощный был, что казалось, каждый винтик, каждая заклепка издает скрежет. Мне впервые стало страшно лететь. Шасси тоже с диким грохотом выпускается, и тоже самолет аж скрипит и трясется весь, бедняга. Но повторюсь, пилоты молодцы, все прошло хорошо.

3. "Часто задерживают рейсы". У нас задержек не было, вылетали точно по времени.

4. «Ужасный сервис». Не хотела об этом писать, не люблю такие темы развивать, но уж раз писать отчет, то справедливый, и без сиюминутных эмоций. Вот почти три месяца с полета прошло, а это воспоминание не стирается. Читала, что в самолетах пахнет, извините, туалетом. И это действительно так. На обоих рейсах. Как в анекдоте: экипаж сменился, самолет тоже, запах остался. Все-таки лететь 7 часов в подобном воздухе тяжеловато. И еще плюс к этому в салоне стояла жуткая духота. Мы просили включить кондиционеры, нам ответили, что они включены, но дышать по-прежнему было тяжело - жара, духота. То ли кондиционеры так слабо работали, то ли они в принципе не работали.

Да, и еще к сервису: можно было бы какой-нибудь журнальчик для пассажиров выпустить. Совсем ничего нет почитать. А так, пассажир читает фирменный журнал, и все от этого выигрывают: авиакомпания рассказывает о себе и своих услугах и направлениях, у пассажира время в полете проходит интереснее и быстрее, и он опять же больше узнает об авиакомпании, о популярных направлениях, о скидках и предложениях, и, возможно, в ближайшее время воспользуется ими. Ну или хотя бы газеты почитать дали.

5. "Ужасная еда". Ну, конечно, омаров в шампанском не подавали. Так и в других авиакомпаниях не подают, по крайней мере, сколько летала - не подавали. Но ничего ужасного не было - это точно! Вполне себе вкусно, хороший набор продуктов, и что лично для меня важно - я водохлеб, и обычной малюсенькой самолетной кружечки мне мало, так здесь можно чай с лимоном брать не одну кружку, а сколько надо, столько девочки и нальют. И водичка, и газировка потом стояли на полке - подходи, наливай, и пей себе на здоровье (здоровье, это про водичку, конечно, не про газировку).

ВЫВОД: нормальная авиакомпания, со своими плюсами и минусами. Минусов больше, чем у других авиакомпаний. Но плюс для меня всегда самый главный - долетели живыми и здоровыми, за что и спасибо всем сотрудникам.

Теперь о стране. Конечно, как человек, любящий географию и историю, я достаточно много знала о Болгарии. Читала, что Болгария - это древняя Фракия, и самыми известными фракийцами были Спартак и Орфей, и еще болгары искренне убеждены, что и Александр Македонский тоже был рожден во Фракии. И, как увлеченный путешественник, настроенный посетить все страны мира, непременно хотела посетить эту страну, с которой нас столько связывает. Но в этот раз настолько все было сумбурно и стремительно, что не было никакой возможности обдумать все детали поездки, посмотреть отели в Интернете, почитать полезную информацию и отзывы, подумать над обязательными экскурсиями и местами посещения, как обычно я это делаю. Пришлось брать то, что дают. «Симпатичный городок Несебр» - так нам посоветовали. Отель «Гавайи» - тоже хороший. И я убедилась, иногда действительно нужно брать то, что идет само тебе в руки, а не привередничать. Как же я благодарна, что поехали мы именно в Несебр, и именно в наш отель!!!

Прилетели мы в Варну поздно вечером, около 23:00, до Несебра еще часа два ехать. Ночь, за окном машины ничего не видно, и ввиду перегрузок последних дней и тяжелого перелета (лично для меня), спать хочется. Приехали в отель, он симпатичный такой в ночной подсветке. Но хорошо разглядеть отель смогли только утром. Поутру выхожу на балкон - прямо передо мной прекрасный вид на море, слева видны 2 бассейна нашего отеля, справа вид на дорогу и подсобное здание, но это мелочи. Отель 13 этажей. Высокое симпатичное здание, которое видно из любой точки города - не заблудишься, что прибавляет еще один плюсик отелю. Вокруг отеля растут яблони, груши, виноград - очень уютно и красиво.

Питание. У меня был только завтрак, к питанию вопросов не было. Конечно, не Египет и Турция с изобилием предлагаемых блюд, но все вкусно, были национальные блюда, что я очень ценю. И разнообразие было, и среди блюд, и среди фруктов. Вот только помидоров не было, не знаю почему. Был знаменитый шопский салат (свежие огурцы, помидоры и натертая брынза. Иногда добавляется лук, паприка и оливки). А просто помидорчиков не было. Ну да ладно, и так было что поесть.

Номер. Не очень большой, но хороший. В сине-голубых тонах, я очень люблю такие цвета в интерьере, поэтому мне там жилось отлично!!!! Хорошая новая мебель. В ванной тоже все на уровне.

Убирали номер каждый день, меняли полотенца тоже, постельное белье меняли раз в три дня. Девушки цветочки и лебедей из полотенец делали. Оставляли чаевые, но ни разу (!!!) не взяли, уж не знаю, почему.

Вообще персонал очень понравился, такие молодцы все, кругом чистота и искренние улыбки. Я каждое утро перед завтраком плавала в бассейне, вода довольно прохладная, бодрящая, и середина сентября на дворе, ночи уже холоднее стали, для болгар видимо, вообще уже купальный сезон завершен. А тут 7:20 утра, солнышко только встает, утренняя прохладца, ветерок, а русская девушка подходит к бассейну, и сразу же в заплыв. Они всем персоналом выходили на крыльцо, смотрели на меня, как на моржа. Я чувствовала себя героиней. Интересовались постоянно, не замерзла ли, не простыла, не заболею ли. Очень все заботливые и приветливые.

Море. Черное море мне не очень понравилось. В первый день приезда оно вообще все было в водорослях на любой вкус и цвет. А поскольку я в первый раз была на черноморском побережье, я в ужасе подумала, что оно всегда такое… Но, слава Богу, в последующие дни водорослей не было, вода была чище. Но все равно это не кристальное Красное море, даже близко нет. Я старалась не сравнивать, понимаю, насколько они разные, но сравнения невольно возникали, и были не в пользу Черного моря. А к концу отпуска вообще медузы стали появляться по несколько штук. И еще через день море было неспокойно, штормило, почти всегда был красный флаг. Зеленый флаг - полный штиль, был только один день. И несколько раз был желтый флаг, но к вечеру, как правило, его всегда меняли на красный. Но тем не менее, я прекрасно загорела, и если не получалось плавать в море, то с удовольствием плескалась в бассейне отеля. А у шторма на море тоже были плюсы: на берег выносило раковины и ракушки удивительной красоты, такие при штиле не найдешь на берегу, так что за сувениры Черному морю огромное мерси.

Вид на Солнечный берег:

Теперь о моей главной любви в Болгарии. Город Несебр. До сих пор поражаюсь, как могла ничего не знать о нем. Несебр - город-музей, красивый, словно с сувенироной открытки. Старая часть города, расположенная на острове, соединенном с материком узким перешейком, словно переносит в атмосферу средневековья.

Несебр особенно интересен любителям истории и старинной архитектуры (таким, как я). В городе более 40 церквей и монастырей V-VI вв., сохранились остатки крепостных стен, античные городские ворота, а также несколько древнейших построек. Достаточно сказать, что это единственный город Болгарии, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и находящийся под его охраной.

Мы жили в Новом Несебре, и это давало массу преимуществ:

1. В Новом Несебре лучше пляжи - отличный песочек. В Старом Несебре большие камни на берегу, или ракушечник, очень колючий, больно ходить по такому пляжу.

2. Цены на продукты и сувениры ниже в Новом Несебре.

3. В Старом Несебре всегда полно туристов, куча народа приезжает на экскурсии. Поэтому туда хорошо ходить гулять, любоваться городом, обедать и ужинать в чудесных ресторанчиках на берегу моря, но не жить, поскольку там всегда шумно и очень много народа.

4. Вообще нам очень повезло, что мы попали в Несебр. Люди из всех курортных мест Болгарии платили деньги за экскурсию в Несебр, а мы там гуляли столько раз, сколько хотели, и так долго, как мы хотели, а не гид. Всего лишь нужно пройти из Нового Несебра по живописной дороге посреди моря на островок, на котором находится Старый Несебр. Путь лежит мимо мельницы, тоже очень симпатичной:

В городе сохранилась церковь Христа Пантократора, построенная в XIII веке:

А также развалины римской базилики:

Еще мне всегда нравятся милые национальные символы стран. В Болгарии один из таких символов забавные тележки для осликов, расписанные в национальном колорите. Они есть и в натуральную величину, как на фото:

В ассортименте различные магниты, фигурки, миниатюрные тележки, очень часто в такой тележке сувенирная бутылочка ракии или розовой воды, я тоже себе такую привезла, смотрится очень мило. Если уж разговор зашел о сувенирах, то Болгария меня очень порадовала в этом смысле. На любой вкус, цвет и кошелек. Причем как раз для кошелька покупки не очень опустошительны, цены вполне приемлемые, а иногда даже дешевые, качество при этом, в-основном, хорошее. Шопингом в Болгарии я лично осталась очень довольна. Естественно, огромный выбор товаров из розы, недаром же Болгарию называют страной роз. Хорошие, качественные кожаные и текстильные вещи.

Экскурсии. Я была приятно удивлена огромным выбором интереснейших экскурсий в Болгарии!!! Когда я летела в Болгарию, думала съездить обязательно в Стамбул (моя мечта :-)), ну и может еще парочку экскурсий по самой Болгарии. А что же оказалось на деле, когда я ознакомилась с буклетами? Наверное, еще ни в одной стране я так не раздумывала над тем, что же выбрать!!! Настолько хотелось и туда, и туда, и вот туда еще, и про то не забыть!!! По-моему, и двух недель не хватит, чтобы осмотреть все экскурсии, даже по несколько штук в день. Очень много двухдневных экскурсий, или на целый день, и все такие увлекательные!!! Вот уж не думала, что небольшая страна таит в себе столько интересных мест и уголков! Действительно, на любой вкус и цвет!!! И это не считая тривиальных яхт-туров, рыбалки и т.д., которые есть в любой стране пляжного отдыха. Тем удивительнее мне было слышать от людей, уже после моего возвращения, мнение, что, мол, в Болгарии смотреть нечего. Друзья мои, это совершенно не так! В этой чудесной стране есть что посмотреть, и куда съездить. В итоге, после всех мук выбора, учитывая, что Несебр у нас и так каждодневная великолепная экскурсия, мы остановились на трех, максимально насыщенных и интересных для нас:

1. Двухдневная экскурсия: Пловдив - София - Рильский монастырь - Боровец;

2. Двухдневная экскурсия в Стамбул;

3. Экскурсия на целый день Балчик - мыс Калиакра - Каменный лес.

Сразу скажу, что понравились нам все!!! Особенно первая, практически полстраны увидели, очень довольны. С нее и начнем. Древний город Пловдив - чудесный, красивый, с прелестными улочками и домиками.

Домики уникальны своей архитектурой. Дело в том, что в Болгарии налог за недвижимость рассчитывается по площади фундамента дома, и болгары смекнули, как им строить дома: с каждым последующим этажом дом увеличивается на специальных подпорках - балках, и получается такой забавный теремок, с небольшим фундаментом, у которого второй этаж больше по площади первого, а третий больше второго. Забавно. И такие домики - еще один символ Болгарии, тоже часто красуются на многих сувенирах.

Также в Пловдиве хорошо сохранился римский амфитеатр:

И еще мы увидели памятник воину-освободителю Алеше. Помните песню «Стоит над горою Алеша», это именно об этом памятнике в Пловдиве:

Конечно, в Пловдиве, как практически во всех городах Болгарии есть церковь в память павших русских воинов в освободительной русско-турецкой войне:

Все-таки пятьсот лет турецкого ига не прошли бесследно для страны, и теперь рядом с церквями можно увидеть мечети.

Еще Пловдив побратим нашего Санкт-Петербурга, Ленинграда в то время.

Симпатичны также дома на скалах, и непременно рядом с домиками будет церковь.

Знакомство с Пловдивом было продолжено в уютном национальном ресторанчике. Чудесное местечко с прекрасной кухней.

Болгарская кухня - это моя песня. Восторг. Много свежих овощей, прекрасные салаты. Вкуснейшие овощные (в-основном, на основе фасоли) супы и похлебки. Какое-нибудь вкуснейшее нежирное мясо или рыба, как правило, филе, под грибным или сливочным соусом. Немного похоже на чешскую кухню, но менее жирно и калорийно. Для девушек самое оно!!! И десерты тоже, лакомиться можно без опасения набрать лишние килограммы, пирожные или торты со свежайшими фруктами и ягодами, с натуральными легчайшими взбитыми сливками - очень вкусно!!! Также стоит попробовать сладости из розы. Ну а бокал хорошего болгарского вина завершает образ чудесного и достаточного легкого застолья, можно сказать, идеального.

Ну а то, что в Болгарии практически не возникает языковых проблем, это всем известно. Хотя некоторые слова вообще не похожи на русские. Из продуктов, например: клубника - мягоди, абрикосы - кайсии, персики - праскови, огурец - краставица, сыр - кашкавал, курица - пилешка, кокошка. Другие можно понять по смыслу: виноград - грозде, мороженое - сладколед, помидоры - домати, перец - пипер и др. Но в принципе понять в Болгарии можно все. Особенно, если знаешь украинский или польский язык, как я, то вообще проблем нет.

Но продолжаем путешествие по Болгарии.

Далее наш путь лежит в столицу государства - Софию.

Красивый город. Особенно меня впечатлил храм святого Александра Невского. Благодарные болгары в честь освобождения от турецкого ига хотели построить величественный храм в честь российского императора Александра II. Но храм можно назвать только в честь святого, поэтому было принято решение назвать храм в честь небесного покровителя императора - святого Александра Невского.

Увидели мы и памятник императору Александру II.

И монумент в честь той победы.

Вообще Болгария очень красивая страна. Равнины, горы, реки и озера соседствуют, сочетаются друг с другом и создают прекрасные пейзажи. Едешь по стране и любуешься, вид постоянно меняется, не дает заскучать и привыкнуть к однообразию.

На следующий день нас ждало свидание с жемчужиной православной Болгарии - знаменитым Рильским монастырем.

Это действующий мужской монастырь, основанный святым Иваном Рильским. Мне монастырь понравился своей непохожестью на другие виденные мной монастыри, он необыкновенно красив и самобытен. Настоящий шедевр!!!

А невероятно яркие краски фресок поражают своей красотой. Невозможно оторваться или отказать себе в удовольствии сделать еще парочку-другую фотографий.

Монастырь находится в Рильских горах, местность очень красивая, горные речки, чудесный горный воздух. Еще мы там купили прекрасный горный балканский мед прямо с пасеки.

На посошок, так сказать, мы заехали на горнолыжный курорт Боровец. Вдруг надумаем как-нибудь зимой на лыжах покататься в горах Болгарии?

Двухдневная экскурсия в Стамбул.

Стамбул, Константинополь, Византия - эти слова заставляли биться чаще мое сердце. Когда в 2008 году я отдыхала на побережье Турции в Алании, я мечтала съездить в Стамбул. Но из Алании доехать до Стамбула и дальше, и дороже. А из Болгарии достаточно просто и недорого. И вот, наконец-то!!! Я еду в Стамбул!!! Я увижу тот самый мост из Европы в Азию и обратно, и даже пройду или проеду по нему!!! И я снова побываю в Турции!!! Не буду подробно описывать все достопримечательности и красоты города, скажу одно: Стамбул великолепен. Он такой чистенький, беленький, красивенький. Я восхищалась им с каждой минутой все больше, и влюблялась в этот город все сильнее. В этом рассказе я решила не рассказывать о Стамбуле, и фотографии не выкладывать. Стамбул конечно же достоин отдельного рассказа и фотоотчета. В скором времени обещаю его подготовить. :-)

Экскурсия Балчик - мыс Калиакра - Каменный лес.

Город Балчик знаменит, прежде всего, резиденцией румынской королевы Марии. Она очень любила отдыхать здесь.

Место по-королевски красивое. Особенно ботанический сад и аллея роз.

Также мы продегустировали вино в королевском винном погребе. Вина восхитительны!!!

Далее об удивительном мысе Калиакра. Он имеет форму огромного змея. Место странное и мистическое, очень много легенд и поверий с ним связано, но красота неимоверная!!!

Здесь же установлен памятник адмиралу Федору Федоровичу Ушакову. Во время русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. Ушаков нанес поражение турецкому флоту у о. Фидониси (1788), в 1789 был произведен в контр-адмиралы. В 1790 стал командующим Черноморским флотом. Применив им же разработанную маневренную тактику, 31 июля 1791 г. одержал над турецким флотом блистательную победу в сражении у мыса Калиакра.

Ну и чтобы завершить день на такой же мистической ноте, мы поехали в уникальный природный заповедник Каменный лес. Никто до сих пор не может объяснить, почему и откуда появились эти каменные изваяния причудливых форм.

А формы действительно интересные - тут тебе и семья: папа, мама, ребенок, собака и котенок.

И трон королевский, на котором я сижу. Ну а рядом, правее, скульптура, сами поймете, как называется. Хотя мужчины отрицали сходство, что мол, и вовсе не похож, на мой взгляд, весьма напоминает ту самую мужскую гордость. :-)

Вот таким получилось наше увлекательное путешествие по Болгарии. Уже потом, вернувшись домой, я разговорилась со своей знакомой, занимающейся турбизнесом. Конечно, с восторгом рассказала ей свои впечатления о Болгарии. Она немного удивленно смотрела на меня, а потом говорит: «Знаешь, у меня было несколько туристов, желающих поехать в Болгарию, и я их отговорила (!!!). Боялась, что им не понравится, и они будут разочарованы. Вот если бы раньше встретила тебя!!!». Не знаю, почему встречаются предубеждения против этой страны - она прекрасна, и безусловно, стоит того, чтобы туда съездить. На самом деле, я искренне убеждена, что любая страна мира самобытна и очень интересна, и в каждой стране можно найти что-то свое, свою фишку, свою изюминку. Когда меня спрашивают, куда я еще хочу поехать, я всегда с улыбкой отвечаю: «На данный момент есть только 3 страны мира, в которые я пока бы не поехала. Это Сомали, Ирак и Афганистан. Причем, подчеркиваю - пока. Как только в Ираке станет снова мирно и спокойно, я бы с удовольствием туда съездила, хотя бы потому, что на территории этой страны находится древний Вавилон, всего в каких-то 110 км от Багдада! Совершенно необходимо его увидеть!!!

Ну да ладно, прямого отношения к Болгарии эта тема не имеет. Вернемся к сомнениям: «Ехать или нет». Потом еще несколько раз встречала у знакомых, у коллег подобные вопросы. Так вот, если Вы сомневаетесь, ехать ли в Болгарию, боитесь разочароваться или думаете, что там нет ничего интересного, уверяю Вас: не сомневайтесь. Ехать однозначно!!! Не стоит бояться разочарования, ехать с подобным настроем вообще вряд ли куда-то стоит - тогда обязательно найдется повод для недовольства. Ну а найти что-то интересное лично для себя в Болгарии может любой человек. Надеюсь, мой рассказ убедит в этом хоть немного. :-)

Лучшие туры в Болгарию!
Танютка
Россия, Иркутск
4 сентябрь 2015 г.
Юра&Лиля, Вы правы! Действительно, Болгария - это приятные люди и добрая, душевная, красивая страна.
Юра&Лиля
Россия, Новый Уренгой
3 сентябрь 2015 г.
Были с Вами на одном маршруте, только на 10 лет раньше. И в Стамбул ездили на 2 дня. Понравилась страна и жители, а покойная фирма "Нева" организовала всё великолепно.
Танютка
Россия, Иркутск
13 декабрь 2010 г.
Спасибо, мои дорогие, очень приятно. :-) LANA_GREGORY, насчет философского и легкого отношения к мелким неприятностям, Вы абсолютно правы - я уверена, что именно так и нужно воспринимать жизнь, так легче и спокойнее. Ну не стоит зацикливаться на мелочах, и портить тем самым себе отдых и впечатление от него!!! И я рада, когда люди относятся к этому, как мы с Вами. :-) vadim-61, спасибо зо добрые слова. Я как раз была в Болгарии в первой середине сентября, и считаю, что в это время она особенно хороша! Вот в Созополе побывать не удалось, слышала, что тоже чудесное место, может, как-нибудь в другой раз поеду туда.
vadim-61
Румыния, Сучава
11 декабрь 2010 г.
Такая интересная женщина и почему одна? Болгария мое одно из любимых мест отдыха.Бываю раз в 2-3 года чередуя с Турцией.Пока места лучше чем Созопол не нашел.Балчик оставил двоякое впечатление.Вроде понравилось,но после Крымских дворцов и Никитского ботанического сада-жалкое подобие.Кто обратил внимание на фото Балчика-пустынные пляжи в разгар сезона.Это самое худшее место для пляжного отдыха в Болгарии.Хотя даже пляжи Балчика намного лучше Ялты,Алушты,Санта Барбары.Ну а цены ниже Крымских как минимум в 2 раза.Балчик-бывшая Румынская Южная Добружжа,местное население румыны.Всвязи с этим это место популярно для отдыха соседей -румын.В городе многие говорят по румынски,надписи по румынски.Совсем как у нас в Буковина де Норд.Люблю бывать в Болгарии в первой половине сентября.
LANA_GREGORY
10 декабрь 2010 г.
Вот люблю я Болгарию и всё тут!:))))Не смотря на все её недостатки и недоделки...Просто я такая же по натуре,как и Вы(чувствуется;) )-ко всему отношусь легко и по философски-ну нет помидоров на столе,ничего-салатик пожуём,ну,море в водорослях-ничего,не каждый же день)))))) Спасибо за рассказ,как будто снова сама побывала в этой Розовой Стране!
Лучшие туры в Болгарию!
Выгодные цены по акции Раннее Бронирование!
Удобные способы оплаты, туры в кредит, страхование