МАРТОВСКАЯ ГОЛЛАНДИЯ. АМСТЕРДАМ, ГААГА И ВЕРМЕЕР

Отзыв написан: 26 декабря 2009 г.
Особой подготовки к этой поездке не было. Этой поездки вообще могло бы не быть, если бы нелегкая судьба адвоката не требовала непременного присутствия моего мужа в Стране тюльпанов и мельниц, а также необходимость решения  вопросов, связанных с покупкой дома в Испании. В какой-то момент у Саши (моего мужа) возникла идея взять меня с собой, тем более что мне также следовало побывать в Испании и на месте ознакомиться с делами. Да и вообще как-то засиделась я дома.

Визы получали в посольстве Нидерландов. Документы сдавали в голландский визовый центр  (http://netherlandsvac-ru.com). Процедура получения визы мне показалась несложной и удобной. Сдавать документы можно было как по предварительной записи, так и без оной. Правда, документы без записи принимают всего один час, а рассматривают дольше. Если человек получал голландские или шенгенские визы в течение последних трех лет, то документы за него может сдать кто-то другой. Судьбу своего запроса на визу можно отслеживать на сайте визового центра. Также при подаче документов можно заказать смс-уведомление о готовности документов. Еще можно заказать доставку ваших готовых документов из посольства курьером DHL. Должна заметить, что в процессе ожидания визы со мной произошел занятный случай. Вскоре после сдачи документов в визовый центр у меня дома раздался телефонный звонок. Дама вежливо представилась и сообщила, что звонит мне из посольства Нидерландов. Сотрудница посольства поинтересовалась, с кем я еду в Голландию. Я ответила, что с мужем, у которого в эти дни будет командировка. Моя собеседница сказала, что она так и думала. Также она пояснила, что ее звонок был вызван тем, что у меня был забронирован двухместный номер, а за визой обращаюсь я одна. Я сказала, что у мужа есть действующая шенгенская виза, кстати, выданная посольством Нидерландов, так что обращаться за визой сейчас ему не нужно.  Посольскую чиновницу эти объяснения удовлетворили. Виза мне была выдана сроком на 30 дней, но в тот момент этого мне было вполне достаточно.

Перелет в Амстердам был спокойным и приятным.
Летели Аэрофлотом. Билеты покупали заранее по интернету во время действия очередной акции, затем повышали класс обслуживания за мили. Лететь в бизнес-классе чрезвычайно приятно, спокойно, кормят вкусно. В очередной раз хочется похвалить бизнес-класс Аэрофлота. На европейских линиях он точно лучший.

Посадка в аэропорту Амстердама была мягкой и легкой. Крупнейший город Нидерландов встречал нас облачной, но пока еще не дождливой погодой. Еще когда самолет снижался, я обратила внимание на отсутствие снега и зеленую траву. Меня это несколько удивила. Несколько лет тому назад мне доводилось примерно в это же время быть в Мюнхене и Будапеште. Так эти более южные города встречали меня снегом.

Аэропорт Амстердама показался огромным. На мой взгляд, он значительно больше римского Леонардо да Винчи — Фьюмичино, который после более десятка поездок в Италию был изучен вдоль и поперек. Путь от выхода из самолета до паспортного контроля показался неблизким, но вполне комфортным. Везде движущиеся дорожки, в конце которых звучит предупреждение о том, что дорожка заканчивается и следует быть внимательными со своими ногами.

Поиск багажа не занял много времени. Дольше шли до багажной ленты. Дело в том, что в Схипхоле несколько залов выдачи багажа. Багаж с нашего рейса выходил на ленте в самом дальнем от паспортного контроля зале. Здесь же есть автоматы по продаже железнодорожных билетов. Так что пока ждешь багаж можно купить билеты на поезд, следующий из аэропорта в город.

Путь от аэропорта до Центрального вокзала Амстердама на поезде занимает около 15 минут.

Мы останавливались в гостинице «Victoria Park Plaza” (http://www.parkplaza.com/hotels/netamst) Она расположена напротив Центрального вокзала Амстердама. Гостиница эта имеет интересную историю. Здание это в свое время было построено одним купцом, который любил смотреть на свои корабли из круглого окошка башенки нынешнего отеля. Сейчас в роли этого купца могут оказаться гости отеля, которым повезет оказаться в номере, частью которого является этот «наблюдательный пункт». Нам же достался стандартный двухместный номер в этом же старом здании отеля, но без вида на каналы и корабли. Замечу также, что гостиница состоит из нескольких корпусов. Здания эти соединены переходами, а номера могут заметно отличаться.

Наша гостиница

После обеда, пока у Саши было время, мы решили прогуляться по городу.

В центре города

Воздушный мостик

Любимый транспорт амстердамцев

Велосипед ждет хозяина

Отель наш был действительно очень хорошо расположен. Амстердам — город небольшой, но первый день в любой поездке для меня бывает непростым. Все-таки сказывается усталость от дороги.

Мы дошли до площади Дам — центральной площади Амстердама

Королевский дворец на площади Дам в Амстердаме

Живая скульптура на площади Дам

Церковь Ниуве-Керк (Новая церковь) на площади Дам

потом двигались в сторону, противоположную нашему отелю. В конце концов мы оказались в Квартале Красных фонарей (тоже достопримечательность, между прочим).

За этими зданиями начинается Квартал Красных фонарей

Дома в Квартале Красных фонарей, но без деталей. Там фотографиро

Должна заметить, что мы с мужем оказались в этом Царстве Порока в светлое время суток. Видимо, поэтому барышень известного поведения там было немного. Правда, мне где-то попадались сообщения о том, что обитательниц Квартала Красных фонарей будут постепенно выселять из центра Амстердама, а дома эти, вроде как, продадут другим хозяевам. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но мне показалось, что очень многие дома Квартала Красных фонарей уже опустели. Еще удивило, что сначала в окнах-витринах стояли дамы, мягко выражаясь, сильно потрепанные жизнью, весьма почтенного возраста и отнюдь не блещущие красотой. Правда, по мере продвижения вдоль канала внутрь известного Квартала барышни становились моложе и симпатичнее.

В какой-то момент мы свернули и вновь оказались на площади Дам. Начал накрапывать дождь, и мы решили вернуться в гостиницу. Тем более, что у Саши должна была состояться встреча с его голландским коллегой — местным юристом. Я же должна была присоединиться к ним позже, к ужину.

Ужин в ресторане гостиницы был приятным, вкусным и веселым, но без особых гастрономических изысков. Понравился интерьер ресторана, но позабавил газовый камин. Странное впечатление — вроде ярко горит, но без милого, теплого и душевного потрескивания, дрова в него никто не подбрасывает, а  камин не гаснет. И не наступает счастливый и умиротворяющий "час, когда дрова в камине становятся золой". В общем, ненастоящий он  какой-то, бездушный и неромантичный. Вечный огонь какой-то, а не камин.

Камин в ресторане отеля

Впрочем, ощущение отсутствия романтики в Амстердаме при его структуре, огромном количестве воды, подвижной и таинственной,  большом количестве каналов и мостиков, при кажущейся легкости архитектуры меня не покидало все время. Впрочем, чего я хочу. Амстердам - город торговый. Товар-деньги-товар. Ничего личного, только бизнес. Нравы тут вольные, любовь продажна, тоже товар. Какая уж тут романтика. В общем, "не ходи туда, где можно без труда найти себе и женщин и вина".

Во время ужина трое моих юристов — муж, его коллега из Москвы и их голландский коллега договорились встретиться завтра в пригороде Гааги, где им и предстояло решать их дела. Я же, узнав, что Саша и его московская коллега уезжают туда довольно рано, также решила наконец отправиться в Гаагу, чтобы сделать то, ради чего я и приехала в Голландию - увидеть знаменитую картину Вермеера. Не знаю, правда, насколько увеличил ее известность замечательный фильм по роману Трейси Шевалье с прелестной Скарлетт Йоханссон.

На следующий день мы все поехали в Гаагу. Саша и его коллега по делам в пригород под названием Рийсвийк, где находится Европейское патентное ведомство, а я — на встречу с прекрасным.

Все вместе мы доехали до вокзала Den Haag HS – это не центральный вокзал, он расположен дальше от центра, чем Den Haag Central, но ребятам надо было еще пересесть на другой поезд. Я же решила, что Гаага — город совсем небольшой, и я смогу дойти или доехать до музея от этого вокзала.

От вокзала до музея пришлось идти минут 20. Найти нужное мне место оказалось довольно легко. Голландцы в основной своей массе говорят на английском языке. Во всяком случае я ни разу не столкнулась с языковой проблемой. Все, к кому я обращалась с готовностью и дружелюбно показывали и подсказывали дорогу. Впрочем, Маурицхейс — музей, в котором находится шедевр Вермеера, на встречу с которым, вернее, с которой я ехала и шла, найти оказалось довольно просто и без обращения за помощью к местным жителям. В какой-то момент мне стали попадаться небольшие указатели, показывающие направление на музей Маурицхейс или Мауриц-музеум, как называли его сами местные жители (видимо, для удобства звучания).

Пройдя полтора квартала по довольно безликой улице, застроенной в основном современными зданиями делового назначения, я свернула на небольшую симпатичную пешеходную улицу.

ДОм в центральной части Гааги

Дом в центре Гааги

В центре Гааги

Вильгельм Оранский с птичкой на голове
Дворец Юстиции в Гааге

Она вывела меня на площадь уже в историческом центре города. Здание Мауриц-музея не заметить было не возможно.
С фасада прямо на меня смотрела Она — та, ради кого я и приехала в Гаагу, да и вообще в Голландию.

Перед тем, как войти в музей, я обратила внимание на красивые ворота Бинненхофа — исторического центра города.
Ворота Бинненхофа - исторического центра Гааги
Ворта Бинненхофа

После осмотра музея я решила пройти через эти ворота и посмотреть, что там за ними.
Музей работает с 10 часов. Я приехала где-то через полчаса после открытия. Оказалось, что поступила я очень правильно. В это время посетителей в музее было совсем мало.

Войдя в музей, я сразу же отправилась на свидание с Ней. Она ждала меня в 15-м зале на втором этаже. Надо сказать, что Ее дом прекрасен. Я поднялась по красивой деревянной лестнице, немного полюбовалась интерьером небольшого, но изысканного здания и вошла в зал, где мы наконец-то встретились. «Северная Джоконда», как Ее нередко называют, из своего 17 века смотрела на меня удивительно спокойными и чистыми глазами, слегка повернув голову. Мне казалось, что она хотела сказать мне: «Как хорошо, что ты решила заехать ко мне. Я была уверена, что ты непременно придешь и мы немного поговорим о своем». Я же сидела напротив и не отрываясь смотрела в чистое лицо «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера. Она прекрасна. Пожалуй это все, что я могу сказать о Ней. Какое-то удивительное спокойствие исходит от ее чистого лица, от полуоборота головы, от прозрачных светлых глаз и приоткрытого рта, от светотени и жемчужины, на которой невольно фокусируешь взгляд. «Кто ты? Почему ты так внимательно смотришь на меня? Почему я не могу отвести взгляд от твоих чистых и ясных глаз?», - мысленно спрашивала я Ту, что была изображена на картине. Но Она молчала, а я смотрела на Нее и не могла отвести взгляд.

На самом деле, о Девушке известно очень мало. Неизвестно, писал ли Вермеер ее на заказ, как многие свои картины, или нет. Неизвестно, кто была эта девушка. Неизвестно, является ли картина портретом некоей современницы художника или это вымышленный образ. Есть версия, что это портрет одной из дочерей художника, но многие искусствоведы считают эту версию сомнительной. В любом случае, это удивительная и завораживающая картина. Точно известно лишь то, что история, рассказанная в романе Трейси Шевалье и затем экранизированная, является вымыслом. Девушка, изображенная на картине, не была служанкой в доме Вермеера. И не известно, была ли она вообще. Портрет Неизвестной.

Еще немного полюбовавшись таинственной незнакомкой, я прошлась по другим залам Мауриц-музея. Королевская пинакотека обладает богатой коллекцией. Здесь есть Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие старые мастера, но, обойдя музей, я снова вернулась к «Девушке с жемчужной сережкой». Надо сказать, что посетителей в музее стало больше, и любоваться картиной стало сложнее. Вести наш безмолвный диалог стало совсем невозможно. Зал заполнился группой итальянских школьников. Итальянцы лично мне очень симпатичны, но итальянские дети в большом количестве — это непросто. Между тем, мы с Ней еще раз обменялись взглядами, мысленно попрощались и я отправилась к выходу.

Я даже не ожидала, что эта небольшая картина произведет на меня такое сильное впечатление. Когда я сидела на кушетке напротив «Девушки», я чуть не расплакалась. Удивительно, но ни одна из картин любимого Возрождения не вызывала у меня таких сильных эмоций. И очень хорошо, что эта излучающая спокойствие и чистоту картина находится в небольшой, тихой и уютной Гааге, а не в Амстердаме. Там бы вокруг нее собирались толпы туристов, и вдоволь полюбоваться картиной было бы очень сложно. И я бесконечно рада, что приехала к «Девушке с жемчужной сережкой». Она стоит Амстердама с его каналами, бриллантами и свободой нравов, она стоит всего Ван Гога, настоящего и поддельного. И я очень рада, что на несколько часов бросила Амстердам ради Нее. И еще я знаю, какой вопрос я бы задала Скарлетт Йоханссон, если бы мне посчастливилось взять у нее интервью. Мой вопрос звучал бы также, как у героя одного из моих любимых фильмов «Как украсть миллион» (в котором, кстати, и Ван Гог присутствует, правда, в виде поддельных картин). Вспомнили? Вопрос звучал бы так: «Так что же Вы делали в 17-м веке?».

Выйдя на улицу, я немного полюбовалась красивым отражением в пруду Мауриц-музея и Бинненхофа, и вернувшись назад, через ворота вошла в историческую часть города. Внутренняя часть Бинненхофа очень небольшая. Я немного погуляла по площади и вышла через  ворота с противоположной стороны.

Вид Мауриц-музея со стороны пруда (Гаага)

Внутри Бинненхофа (Гаага)
Рыцарский зал (Бинненхоф - Гаага)

Здесь находится Парламент Нидерландов (Гаага)

Фонтан внутри Бинненхофа. В марте не работал (Гаага)

Фантастическое животное - украшение фонтана (Гаага)

Площадь внутри Бинненхофа (Гаага)

Здание Парламента Нидерландов (Гаага)

Обитатель пруда перед зданием Парламента

Птичка-уточка

Здания исторического центра Гааги

Городская скульптура в Гааге

Кораблики на приколе. В Гааге тоже есть каналы

То, ради чего я ездила в Гаагу, было сделано. И я решила возвращаться в Амстердам, тем  более, что вскоре в город должен был вернуться и Саша. Логичнее, конечно, было бы найти центральный вокзал, но муж прислал сообщение о том, что уже находится на том вокзале, где мы расстались несколько часов назад, и ждет меня. Так что я решила возвращаться в Амстердам тем же путем, что и приехала.

В Амстердаме мы решили пообедать в каком-нибудь ресторанчике национальной кухни, но найти таковой оказалось не так уж просто. Ресторан, который нам посоветовал администратор отеля, оказался скорее рестораном европейской кухни. Хотя селедку я там все же попробовала. Вкусно. У Петра  Вайля в «Гении места» прочитала, что селедку в Амстердаме продают в ларьках на улицах, как хот-доги, и любители едят ее без хлеба и лука. Ничего такого я не видела. То ли я не по тем улицам ходила, то ли Амстердам с момента написания книги  Вайлем так сильно изменился, трудно сказать. А то, что в Амстердаме голландских ресторанов не видно, жаль. Каких только ресторанов нет — и итальянские, и аргентинские, и мексиканские, и азиатские всех мастей, а вот со своими как-то не очень. А может нет ее как таковой, голландской кухни? Я особо этим вопросом не задавалась, если же кто-то меня в этом просветит, буду признательна.

После обеда мы немного прогулялись по довольно шумной, веселой торговой улице, отходящей от площади Дам. Витрины магазинов меня не очень впечатлили. Желания пройтись по магазинам не возникло. Саше надо было работать перед завтрашней встречей, а я решила прокатиться по каналам.

Прогулка по каналам, наверное, это лучший способ увидеть Амстердам. Все прогулочно-экскурсионные катера отходят от причала напротив вокзала. Компаний, владеющих экскурсионными плоскодонками, несколько, но цена стандартной часовой прогулки по каналам одна. Маршруты также примерно одинаковые. Только одни идут по часовой стрелке полукружий каналов, а другие — против. Во время прогулки по каналам на борту кораблика включается аудиогид на разных языках, в том числе и русском. Интересно и красиво. К тому же на такой прогулке появляется возможность увидеть город с воды. Восприятие при этом становится немного другим. Именно с воды обращаешь внимание на то, что в отличие от Венеции, дворцы здесь редки и довольно просты. От стандартных бюргерских домов в три окна шириной они отличаются широкими фасадами. Амстердам — город домов с узкими фасадами. Объяснение тому — чем шире фасад, тем больше налог. Вот и экономили таким образом домовладельцы. Между прочим, одной из достопримечательностью Амстердама является самый узкий дом. Ширина его фасада чуть более метра. Также с воды очень хорошо заметно, что фасады домов расположены чуть под углом к земле и иногда друг к другу. Этому также есть объяснение. Здания стоят на вбитых в морское дно сваях. И таким образом достигается устойчивость строений. Есть даже определение - «танцующие дома Амстердама».

Макет старинного корабля на Амстеле
Вид церкви Св. Николая со стороны реки Амстел
Монтелбансторен - управление водного хозяйства

Амстердам с воды, а на баржах живут люди
Сейчас проплывем под мостом
Богатые дома Амстердама - широкие фасады

Здесь тоже широкие фасады
А здесь - поуже
Впереди самая высокая колокольня Амстердама

Вот они "танцующие дома" Амстердама

"Пляшущие дома" Амстердама

Самая "широкая" церковь

С воды можно даже увидеть и сфотографировать то, что с земли я вряд ли бы сделала. Например то, как в вольном городе Амстердаме  ребята прямо на улице раскуривают самокрутку с марихуаной

Марихуану курят прямо на улице

Амстердам называют Северной Венецией. Общего действительно немало. Тут и каналы, и дома, построенные на сваях, и многочисленные мостики.

Узкие каналы

Очень красивые дома

Но главное отличие этих городов в том, что в Амстердаме все просто и функционально. Прагматичные голландцы не тратили денег на пышные фасады. А каналы в Амстердаме — это не шикарные улицы, а дренажная система или удобный путь для перевозки грузов и товаров. Дома же, построенные вдоль берега, могли также служить складами. Недаром в Амстердаме никогда не было частного водного транспорта вроде венецианских гондол. Все, даже самые богатые жители города, ходили пешком, чтобы не мешать движению грузовых лодок.

Вечером мы отправились в рыбный ресторан с забавным названием «Kopke” . Ресторан был крошечным, посетителей немного, еда вкусной. Мне показалось, что все, за исключением нас, хорошо знали это место, официанта и хозяина ресторана. Демократичное и уютное место.

На следующий день муж и его коллега снова уехали по делам, я же отправилась на причал, чтобы сесть на «музейную лодку». Среди маршрутов корабликов есть и такой. Кораблик отходит от причала у Центрального вокзала, движется вдоль каналов и делает остановки около музеев и других важных достопримечательностей Амстердама, например, около площади Дам. Билет действует в течение дня, можно выйти, погулять, а затем вернуться и продолжить путешествие по каналам. В общем водный аналог туристического автобуса, которые есть во многих европейских городах.

На таком кораблике я доехала до остановки, расположенной поблизости от двух главных музеев Амстердама — Рейксмузеум и Музея Ван Гога. Я решила начать с Рейксмузеума, где собраны картины старых мастеров.

Здание Рейксмузеума построено в стиле неоготики. Начало коллекции положил Луи Наполеон, сначала она располагалась в Королевском дворце на площади Дам. Позже для разросшейся коллекции было построено отдельное здание, где музей и располагается по сей день. К сожалению, большая часть здания музея была на реставрации и для осмотра была открыта только очень небольшая часть. На первом этаже музея можно было полюбоваться дельфтским фаянсом и знаменитым Кукольным домом Петронеллы Ортман. Этот миниатюрный голландский домик 17 века с изящными деталями принадлежал не ребенку, а взрослому.

В отдельном зале на втором этаже экспонировался знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта. Поводом для написания картины стали пышные торжества по случаю приезда в Амстердам королевы Франции Марии Медичи. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими картинами. Каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхельма ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину добровольцев, помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, но к моменту написания картины многое изменилось. Теперь в стрелковые общества объединялись почтенные зажиточные горожане. Рембрандт внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. Групповой портрет «Ночной дозор» оплачивали все стрелки роты, но Рембрандт изменил его и ввел в картину случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили. В результате портрет превратился в многоцветную городскую сцену уличного сбора — толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. Глядя на картину обращаешь внимание на лица, фигуры, кружева, одежду и многие другие детали: на аркебузы и мушкеты, знамена и музыкальные инструменты. Единственная женская фигура на картине, на которую сразу обращаешь внимание — изображение юной девушки в желтом платье в середине полотна. Считается, что это портрет дочери художника. Огромное полотно первоначально было еще больше, но затем его пришлось значительно обрезать при перемещении в ратушу, а оставшиеся куски были утрачены.

Как и многие известные произведения искусства, «Ночной дозор» не избежал нападения вандала. В 1975 году полотно исполосовали ножом, но затем оно было восстановлено. Существует легенда, что эта самая масштабная картина Рембрандта спугнула фортуну и превратила художника из богача в нищего. В действительности дело было скорее в неумелом распоряжении финансами, чем в общественном недовольстве. Хотя весьма вероятно, что солдаты стрелковой гильдии — заказчики портрета — могли быть очень удивлены результатом.

Что еще. Конечно же, жанровые сценки из голландской жизни на картинах Вермеера, «Еврейская невеста» Рембрандта, где художник изображает библейских Исаака и Ревекку в образе своих современников. И знаменитое «Катание на коньках» Аверкампа — зимний пейзаж с огромным количеством разных восхитительных подробностей, которых становится тем больше, чем дольше рассматриваешь эту картину.

Произведения европейского искусства по причине реставрации были недоступны. Впрочем, возможно, оно и не плохо. А то осталась бы я в этом музее до закрытия, а муж мой, который уже, скорее всего, вернулся со своей встречи с местными патентоведами и патентоведьмами, скучал бы без меня. А это не хорошо. Впрочем, полагаю, что человеку моего склада в Амстердаме надо больше ходить по музеям, чем по городу.

Но самое яркое впечатление в Рейксмузеуме на меня произвело объявление в сувенирном магазинчике при музее. Сувенирный магазин самый обычный, ассортимент стандартный: книги, альбомы, открытки с репродукциями картин и т.д. Очень повеселило меня то, что около кассы висела репродукция «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера, которой, видимо, с помощью какого-то графического редактора пририсовали облачко, изображающее речь со словами: «Я нахожусь в Мауриц-музее в Гааге. Здесь меня нет». Текст этот написан на английском. Видимо, ищут гости Амстердама «Девушку», да вот по моим наблюдениям далеко не все доезжают к ней в Гаагу.

К Ван Гогу я уже не пошла. Во-первых, во время своего первого визита в Амстердам я уже была в том музее, а во-вторых, Саша уже вернулся и мне захотелось с ним увидеться, чтобы затем вместе погулять по городу.

До кораблика оставалось некоторое количество времени, и я немного погуляла по прилегающему к музеям району. Эта часть Амстердама мне понравилась гораздо больше, чем центр. Музейный квартал до конца 19 века лежал за чертой города и был районом небольших ферм и огородов. Затем городской совет отвел ему роль художественного и культурного района, там были спланированы и построены первые учреждения культуры. Район очень зеленый, аккуратный, тихий и чистый, аккуратные дома, зеленые газоны. Очень спокойное и красивое место. Если когда-то и окажусь еще в Амстердаме, то постараюсь остановиться именно в этой части города.

Подошел кораблик, и я продолжила свой путь по Амстердаму теперь уже по воде. Обогнув пояса каналов, мы вернулись к первоначальной точке — причалу у Центрального вокзала напротив нашей гостиницы.

Мы с Сашей не оставили попытку найти какое-нибудь заведение с голландской кухней, но так ничего путного и не нашли. Пообедали в каком-то пабе, где среди посетителей преобладали местные, на мой вкус, ничего особенного, и продолжили прогулку.

Двигаясь от площади Дам, мы вскоре оказались около Цветочного рынка. Это лучшее место Амстердама! Чего тут только нет! Это какое-то царство вечной весны. Цветы в букетах, в горшках, в луковицах, в семенах, в черенках. Тюльпаны, орхидеи, лилии, камелии и много-много всего. Когда-то торговцы плыли вверх по Амстелу — реке, на которой стоит Амстердам — от своих питомников до этого места и продавали свой товар с лодок. В наши дни торговые места все также находятся на воде, но об этом трудно догадаться, поскольку они закреплены. На цветочный рынок приходят и туристы, и местные жители. Без покупки отсюда не уйдешь. И не важно, что это будет — огромный букет, луковица тюльпана или магнит на холодильник (здесь и сувениры можно купить, причем дешевле, чем в других сувенирных лавках), впечатления будут самыми яркими. Поразило, насколько дешево по нашим московским меркам стоят там цветы в больших, красивых, искусно собранных букетах. Шикарный букет, который в московском цветочном салоне, стоил бы никак не меньше 2-3 тысяч рублей, на цветочном рынке в Амстердаме стоит 10 — от силы 15 евро (но это будет такой букет, за которым меня просто видно не будет). Пробыть на Цветочном рынке можно сколь угодно долго, это царство цветов и листьев, цвета и  запаха не отпускает тебя. Сейчас, конечно, трудно представить, что за луковицы тюльпанов расплачивались золотом, да и сами луковицы были валютой. Но все же изрядную сумму за эту живую и хрупкую красоту оставить можно.

Цветочный рынок и тюльпаны

Много тюльпанов!

Цикламены

Цветочное царство

Амариллисы продаются горшками и луковицами

Красные амариллисы

Так цветет камелия

После прогулки по Цветочному рынку Саша отправился в гостиницу, ему надо было поработать, командировка все-таки. Я же решила еще немного погулять по городу. Вскоре я оказалась рядом с красивой церковью Ауде Керк. Это самая старая церковь Амстердама и, возможно, вообще самый старый памятник города. Была построена на месте деревянной часовни 13 века, которая была уничтожена пожаром. Первоначально маленькая каменная готическая церковь за многие годы превратилась в мощную базилику в квартале Красных фонарей. В 16 веке интерьер церкви пострадал от кальвинистов-иконоборцев и кажется довольно суровым. Впрочем, красивые цветные витражи смягчают эту суровость. В этой церкви похоронена первая жена Рембрандта Саския.

Ауде-Керк - самая старая церковь Амстердама

Вид церкви Ауде-Керк с воды

Внутри Ауде-Керк. Орган

Ауде-Керк. Витраж. Сцена из жизни Девы Марии

Ауде-Керк. Остатки росписей на колоннах

Ауде-Керк. Фрагменты росписей на потолке

Ауде-Керк. Роспись на потолке

Около церкви Ауде-Керк

Осмотрев церковь, я двинулась в сторону гостиницы, погуляла вдоль одного из каналов, нашла увиденный с кораблика самый узкий дом Амстердама. Хотя, конечно, это не самый маленький дом города. За узким фасадом только вход.

Дом № 7 - самый узкий дом Амстердама

Наш вечер завершился в ресторане Le Pecheur. Из названия, которое переводится как «Рыбак», понятно, что «конек» этого заведения — блюда из рыбы и морепродуктов. Устрицы там были замечательными, рыба тоже выше всяких похвал. Место оказалось очень популярным. Хорошо, что мы попросили портье заказать нам столик в этом ресторане, иначе пришлось бы искать другое место для ужина.

После ужина была небольшая прогулка до гостиницы. Мы пожелали Сашиной коллеге хорошего дня в Амстердаме (она улетала в Москву вечерним рейсом на следующий день) и отправились спать. На следующий день нам предстояло лететь в Испанию. Но это уже другая история.

Что же касается Амстердама, то он так и не стал «моим» городом. После второй поездки мое впечатление о нем заметно улучшилось, но Амстердам не стал и, полагаю, никогда не станет городом моей любви. Он чужой мне по духу, по атмосфере. Я долго думала, чего мне не хватает в Амстердаме. И поняла. В этом северном городе мне не хватало красок и света. Серовато-белесое небо, коричневый кирпич домов, темная вода многочисленных каналов — графично, фотогенично, но холодно, темно и не трогает. Впрочем, город интересный, достопримечательностей и вообще всяких интересных мест много. Так что каждый сможет найти что-то интересное именно ему. Да и расстояния в Голландии небольшие,  поезда ходят неплохо. Так что при желании можно еще куда-нибудь съездить.

Персональный подбор тура в Нидерланды!
26 октябрь 2010 г.
Спасибо за комментарий. Думаю, до Гааги все же стоит доехать. "Девушка с жемчужной сережкой" прекрасна и восхитительно. Да и Гаага - очень приятный город. Жаль, что у меня на нее было мало времени.
катуся
Россия, Тольятти
26 октябрь 2010 г.
Как же я сразу не прочитала ваш рассказ? Зато сейчас читала с таким упоением Вы прибавили красок и света Амстердаму своим интересным и мне кажется объективным рассказом,стиль легкий,даже утонченный ,по-моему мнению.Я тоже обожаю фильм,где рассказывается о создании этой картины ,но вот до Гааги доехать и посмотреть эту картину пока не удалось.. Кроме того,присоединяюсь к мнению об Аэрофлоте,так как являюсь участницей программы Аэрофлот Бонус!
28 декабрь 2009 г.
Спасибо за комментарий! Очень приятно.
28 декабрь 2009 г.
Очень интересно изложены Ваши впечатления! Фотографии тоже отличные! Спасибо за такой приятный рассказ!
28 декабрь 2009 г.
Не сказать, чтобы терзали сомнения. Половина рассказа (если не больше) уже была написана. Правда, это все было в виде, что называется, "заметок на полях". Надо было как-то это все свести все воедино. А оно как-то не сводилось. Рада, что мои путевые заметки кому-то понравились. Спасибо за комментарий и поддержку!
Kaheksa
И почему тебя терзали сомнения - выкладывать или не выкладывать? :) Оль, замечательный рассказ и фото отличные!
27 декабрь 2009 г.
Спасибо за комментарии. Картину Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой", сказать по правде, люблю с детства. В мои детские годы в каком-то из женских журналов того времени (то ли в "Работнице", то ли в "Крестьянке", других тогда не было) печатались репродукции различных картин с женскими образами и рассказы об этих картинах на целую полосу. Вот тогда еще и полюбила этот портрет кисти Вермеера. Всегда хотела увидеть картину воочию. Рада, что сделать это мне удалось.
scram
5 май 2010 г.
Оля, огромное спасибо за замечательный рассказ, я получила огромное удовольствие, читая его и любуясь прекрасными фотографиями. Все здОрово: птицы, здания, улицы. О встрече с Девушкой с сережкой - великолепный рассказ в рассказе! Пока читала, не покидала мысль: надо же так хорошо писать, даже о сдаче документов на визу и получении багажа в аэропорту получается увлекательно!
27 декабрь 2009 г.
Очень хороший, полный ,последовательный рассказ.Красивые фотографии. Спасибо.
Маргарита66
Россия, Владимир
27 декабрь 2009 г.
Мне очень понравился Ваш рассказ и фотографии.Ярко представила, как Вы смотрели и мысленно разговаривали с "Девушкой с жемчужной сережкой"( сама люблю это полотно Вермеера).Замечательно.
27 декабрь 2009 г.
Спасибо за отзыв. Попробую пояснить, почему это не мой город. Да, интересно и здорово. Очень фотогеничный город. Но, знаете, бывает такое ощущение, что вроде все здорово, но вот не мое и все тут. В Амстердаме мне не хватало красок. Об этом в рассказе написала. Еще город чужд мне по сути своей. Чужд своим торгашеским духом, нарочитой свободой нравов, возможно, своей космополитичностью. Он не голландский, он международный, транзитный какой-то. Гаага мне показалась гораздо более симпатичной, уютной и милой. Я не могу сказать, что мне бы не хотелось оказаться в Голландии снова. Думаю, что я даже с удовольствием на короткое время вновь оказалась в Амстердаме. Но с той лишь целью, чтобы затем уехать в провинциальную Голландию
Luna_T
27 декабрь 2009 г.
Спасибо, очень интересный рассказ. Написано и сфотографировано с чувством, и я даже растерялась, прочитав вывод, что это не Ваш город. После такого рассказа хочется посетить и Амстердам, и Гаагу.
27 декабрь 2009 г.
Павел, спасибо за отзыв. От Вас мне особенно приятно услышать теплые слова. Что касается погоды, то Сашин голландский коллега сказал, что типичная для Нидерландов погода. Я считаю, что даже повезло. Дождь был только в день нашего приезда. Потом даже солнышко проглядывало. Да и начало марта - тоже время еще не очень солнечное. Между зимой и весной.
silver
27 декабрь 2009 г.
Хороший рассказ. Погода была мрачноватая, но фотки - отличные.
Дешевые авиабилеты в Нидерланды
- Авиабилеты в Амстердам, Гронинген, Роттердам и другие города Нидерландов по низким ценам
- Он-лайн бронирование билета на сайте. Выбор удобного способа оплаты
- Оформление за 1 минуту
Узнать цены на авиабилеты в Нидерланды
В Нидерланды с "1001 тур"!
Экскурсионные туры от 22 500 руб!
Суперскидки до 40% по акции Раннее Бронирование!
Любые формы оплаты туров, туры в кредит