Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
* мальтит - тяжелая болезнь, приобретаемая в результате близких контактов с Мальтой:) Основной симптом - "Хочу на Мальту!". Лучшее лекарство - авиабилет Москва-Мальта :)
(термин позаимствован из одноименного рассказа Сергея Григорьева, но вследствие отсутствия патента на название пиратством не яаляется)
Вообще мне не свойственно желание тосковать по местам своих путешествий. Хотя все мои поездки и увиденные в них города и страны мне очень понравились, и я с удовольствием вспоминаю их и пересматриваю фотографии и видео, желание увидеть что-то новое сильнее желания ещё раз "войти в ту же реку" . Единственным местом, куда мне хотелось вернуться, до сих пор был Стамбул (и я осуществил это желание, о чем приложил отчет в соответствующем разделе). И тут - Мальта... Совсем небольшой островок, где нет рек, мало зелени и в избытке камней... Кто бы мог подумать, но именно с Мальты я вернулся больным. Диагноз - мальтит (см. выше) в тяжелой форме. И я уже строю планы следующей поездки - что-то увидеть новое, а чем-то насладиться ещё раз. See you again, Malta!
Мальта, пожалуй, самая обойденная отчетами на этом форуме европейская страна. Причем совершенно незаслуженно. Ибо история Мальты насчитывет несколько тысячелетий, там находятся самые древние из сохранившихся на земле сооружений - мегалитические храмы, на Мальте в разное время были финикийцы и римляне, арабы и европейские рыцари, Наполеон и англичане. Этот крохотный островок служил ареной сражений крупнейших в свое время армий столицей общества, оказывавшего существенное влияние на политический пасьянс Европы.
Я хочу хоть немного исправить эту ситуацию и рассказать (и показать) о впечатлениях, полученных за 4 дня пребывания там. Этого времени вполне хватило для того, чтобы посмотреть все основные достопримечательности Мальты (поездка исключала "пляжность" по причине сезона-конец октября, хотя вода была еще не холодной, но состояние моря исключало возможность входа и, тем более, выхода из моря по скользким ступеням каменистого "пляжа")
Если ехать на Мальту с целью "посмотреть" (как я), то "базой" лучше выбирать либо столицу - Валлетту (отелей там мало), либо один из ближайших пригородов, лучше всего - Слиму. Во-первых, она связана с Валлеттой паромной переправой (с 8 до 15-16 часов почти каждые полчаса). Во-вторых, из Слимы есть прямые автобусные маршруты до многих ключевых мест (в частности, до Чиркеввы, откуда идет паром на о.Гозо и до Мдины через Мосту). А также, естественно, до самой Валлетты. В-третьих, отелей в Слиме великой множество и, судя по интенсивному прибрежному строительству, дальше будет ещё больше.
На Мальте нет рек и железных дорог. Все города и деревни острова связаны сетью автобусных маршрутов, периодичность движения - от 10 мин. до часа в зависимости от маршрута и времени суток. Перед поездкой лучше всего ознакомиться с нужными номерами автобусов и примерным расписанием на сайте www.atp.com.mt (www.gozo.gov.mt для о.Гозо). Основной терминал находится сразу перед входом в Валлетту (формально - в пригороде, называемом Флорианой) в виде большого круга, внешне весьма хаотичного, но с четко закрепленными местами для автобусов конкретных маршрутов (схема их расположения также есть на www.atp.com.mt ). Оплата производится водителю, в случае интенсивных перемещений рекомендую рассмотреть вопрос использования многодневных проездных (на 3, 5, 7 дней). Практически все остановки - "по требованию", поэтому не забудьте дёрнуть за висящий на потолке автобуса шнурок, ведуший к колокольчику или к реле звонка. Или "проголосовать", если хотите, чтоб ваш автобус остановился на остановке, на которой вы его ждете.
Автобусы Мальты сами являются большой достопримечательностью, так как большая их часть была завезена сюда еще англичанами в 50-60 гг прошлого века. Хотя ничего вечного не бывает и постепенно автобусный парк "разбавляется" относительно новыми машинами, выкрашенными в те же традиционные цвета (красно-желтый, на Гозо - серо-красный). Английская колонизация Мальты также оставила след в виде левостороннего движения (и, соответственно, правого руля).
И еще хочу опровергнуть распространенную в инете "страшилку", что в мальтийских автобусах недодают сдачи, причем "в особо крупных размерах". Возможно, так когда-то и было, но сейчас все по-другому. Даже покупая, скажем, 2 билета по 0.47 (а это типовая цена маршрута из Валлетты), вы обязательно получите на сдачу 6 (шесть) евроцентов. Причем водитель начинает выбирать сдачу еще до того, как вы оторвете билет, т.е. даже не пытается "замять" этот вопрос. Другое дело, что многие не размениваются на такие деньги и, взяв билет, сразу проходят в автобус, в таких случаях водитель не настаивает. Один раз я расплачивался 2-евровой монетой и, видя, что он полез в коробку с мелочью, сразу сказал: "дайте просто 1 евро, остальное не надо". Так он даже спасибо сказал. Возможно, более тесная интеграция в ЕС (вступление в Шенген и еврозону) заставляют Мальту европеизироваться в таких вопросах.
Аредовать машину на Мальте я бы не рекомендовал. Во-первых, автобусов вполне хватает, чтобы без проблем посетить 95% интересных мест. Во-вторых, города на Мальте очень компактные, "узкие" и вопрос парковки может стать реальной проблемой. Ну и одно дело осваивать правый руль на Кипре, где бОльшая часть дорог лежит вне городов и проблем практически не возникает, и совсем другое - на плотных, порой забитых дорогах и улицах Мальты (где можно проехать полстраны и ни разу не выехать из "города", поскольку мальтийские города имеют обыкновение переходить один в другой, другой в третий и т.д.)
Пожалуй, я слишком увлекся "методологией" и, возможно, усыпил некоторых читателей. А посему пора приступить к более визуальной части отчета - фотографиям. Начнем по порядку.
1) БОЛЬШАЯ ГАВАНЬ. Собственно, не сама гавань, а круиз по ней - на мой взгляд, обязательный пункт знакомства с Мальтой, причем я бы рекомендовал начать именно с него. Прежде всего потому, что именно со стороны (в данном случае - с воды) вы сразу получите общее представление о том, что такое Мальта. И получите огромное эстетическое наслаждение. Круизный теплоход буквально "облизывает" все извилины Гавани, заходит в каждый заливчик, проплывает мимо Слимы и Мзиды, Валлетты и острова Маноэль, Сенглеи и Витториозы, Калкары и Марсы. Вот что мы увидели в процессе круиза:
2) ВАЛЛЕТТА - столица Мальты, город рыцарей, построенный "джентльменами для джентльменов", как сказал её основатель Жан Паризо де ла Валетт - Великий магистр ордена иоаннитов. Валлетту трудно описать, её надо смотреть... Можно привести много фактов (даже интересных) о её истории, но по сравнению с визуальными впечатлениями, с соприкосновением к её духу вся информация о ней кажется ненужной и излишней. К тому же, возможно, каждый находит свою Валлетту - Валлетту фортов и бастионов, Валлетту церквей и соборов, Валлетту садов и фонтанов, Валлетту балкончиков и скульптур, Валлетту крутых спусков-подъемов и Валлетту с изумительным обзором Большой гавани и соседних городов... Или все вместе, какой она и осталась в моей памяти:
Англиканский собор Св.Павла:
Храм в дорическом стиле в саду Нижние Баракки:
Сады Верхние Баракки:
Вид с Верхних Баракков на салютную батарею и Витториозу:
На переднем плане - руины оперного театра, разрушенного бомбёжкой во 2 мировой войне:
Рыцари-иоанниты делились по национальному признаку и образовывали так называемые обержи, каждый из которых имел свою резиденцию. Вот оберже де Кастиль - резиденция рыцарей Кастилии (Испании и Португалии):
Фонтан "Тритон" в центре автобусного терминала (на заднем плане - церковь Св. Публиуса - 1-го епископа Мальты):
и неоготическая церковь неподалёку:
церковь Св. Публиуса:
Возле парома Слима-Валлетта:
Вот так отправляется в недолгий путь паром:
На дальнем плане - Голубая лагуна у острова Комино:
Что можно посмотреть на Гозо? Основные "must see" - это сама Виктория и так называемое Лазурное окно - природное чудо на северо-западе острова.
В ВИКТОРИИ все идут смотреть средневековую цитадель, возвышающуюся не только над городом, но и над всем островом.
Цитадель действительно интересна, но я бы еще очень рекомендовал не пропустить местные церкви, расположенные на сранительно небольшом расстоянии друг от друга между автостанцией и цитаделью. Особенно впечатляют интерьеры церквей Св.Франциска и Св.Георгия. Приятно, что в большинство церквей и соборов Мальты вход свободный, без входных билетов и навязчивых предложений сделать пожертвования (хотя они и не возбраняются, но это исключительно ваше личное дело, никто над душой не стоит и в спину не дышит).
Церковь Св.Франциска:
Церковь Св. Георгия - не слишком замысловатая снаружи:
Но совершенно изумительная изнутри:
Виктория - Дуэйра: 11.30, 13.45
Дуэйра - Виктория: 14.02, 15.15
С учетом этого мы построили свою поездку так (может, кто-то сочтет интересным для себя): после приезда в Викторию мы посмотрели все церкви (вообще их 4) и цитадель снаружи. Потом поехали к Лазурному окну, а после возвращения посетили цитадель.
У Лазурного окна надо сделать 2 вещи: посмотреть на него с берега (лучше всего - с разных мест) и прокатиться к нему на лодке. Лодки отправляются с небольшого причальчика у так называемого Внутреннего моря (3 мин. ходьбы от автобусной остановки и 5 мин. - от самого окна). Лодки рассчитаны на 6 человек, длительность поездки - 15-20 мин. (это не мало, поездка показалась длительной и насыщенной), стоимость - 3.5 евро (на мой взгляд, практически демпинг для европейской страны для ТАКОЙ прогулки). Что при этом можно увидеть? А вот:
А вот так выглядит Лазурное окно с берега:
Побережье около Лазурного окна:
Гозитанские автобусы цветом отличаются от мальтийских:
Из-за крутизны береговых скал здесь (в отличие от Азурного окна) нет возможности спуститься к морю, чтобы увидеть грот, стоя на одном уровне с ним. Поэтому мы смогли полюбоваться гротом только со смотровой площадки:
А вот так выглядело море с другой стороны грота:
5) МЕГАЛИТЫ, или мегалитические храмы - культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб весом в несколько тонн. Это самые старые из известных человеческих построек в мире (датируются 4100 - 2500 гг до н. э., т.е. ощутимо старше египетских пирамид). Самым известным из подобных сооружений является Стоунхендж в Англии, но мальтийские мегалиты древнее.
На мой взгляд, целесообразно совместить поездку к Голубому гроту с осмотром двух недалеко находящихся мегалитов - Аджар Им и Мнайдра. Они находятся на расстоянии примерно в 1 км от смотровой площадки на грот и примерно в 800 м один от другого. Честно скажу, что мегалиты особого впечатления не произвели. Возможно, потому, что их превратили в слишком уж заповедную зону: сюда - нельзя, туда - нельзя, почти никуда нельзя, в результате теряется целостное восприятие святилища и он видится как груда камней. А кроме того, их укрыли тентами, причем укрыли очень низко, и это еще более снижает эффект их монументальности и древности. Произошло это, видимо, совсем недавно, т.к. на большинстве фото в инете и в фильмах про Мальту тентов нет, и мегалиты при этом очень выигрывают. Сделали несколько фото исключительно из уважения к статусу объектов:
Остальные мегалиты Мальты мало чем отличаются от этих (судя по их фото). Рискну высказать крамольную мысль - они НЕ являются обязательным местом посещения на Мальте ! (Подземный некрополь Хал Сафлиени (Гиппогей) в Паоле - это, как говорится, совсем другая история)
6) ВИТТОРИОЗА (старое, но до сих пор употребляющееся название - Birgu) - один из так называемых " трёх городов", расположенных восточнее Валлетты по другую сторону Большой Гавани. Имено здесь обосновались рыцари-Иоанниты, когда они прибыли на Мальту с Родоса в 1530 г. и именно Витториоза стала первой столицей рыцарской Мальты. Она представляет собой узкий полуостров (как и соседняя Сенглея), на самой оконечности которого расположен форт Св.Анжело, прославившийся в самой знаменитой битве Мальты - Великой Осаде 1565 г. К сожалению, форт сегодня не только закрыт, но и вообще находится в крайне плачевном состоянии, ожидая реставрации, которая ещё неизвестно когда начнется... Вот некоторые виды форта со стороны:
Вход в Витториозу находится со стороны основания полуострова и состоит из двух ворот, расположенных перпендикулярно друг другу и разделенных мостом через ров. Это сделано с целью завлечь врага и разгромить его до проникновения в город.
Просто уличные фото Витториозы:
Вообще Витториоза очень понравилась - она компактная, красивая, уютная и очень теплая (не по t, а по духу). В следующий раз обязательно надо посетить Сенглею - хотя бы для того, чтобы посмотреть Витториозу со стороны, особенно с вечерней подсветкой :)
Уже в процессе написания этих строк натолкнулся в инете на статью "Великая Осада Мальты": "http://www.world-history.ru/countries_about/2198.html" . До сих пор нахожусь под её впечатлением. Какая ж мясорубка, простите за грубость, там развернулась... Если 40 годами ранее турецкая армия Сулеймана Великолепного и рыцари-Иоанниты (которые в то время обитали на Родосе) после длительной осады острова, в конечном счете, можно сказать, разошлись по-джентльменски (рыцари сдали Родос, но были отпущены с почетом - им было позволено увезти с собой все имущество, знамена, пушки, мощи Святых и архивы Ордена), то теперь уж поистине - нашла коса на камень, война шла буквально до последней капли крови. В конце концов, когда силы обеих сторон уже были на исходе, турецкий предводитель Мустафа Паша уже и был рад предложить рыцарям почетную капитуляцию, но теперь уже Иоанниты отказались, решив достойно умереть на поле битвы. Убедительно рекомендую прочитать эту статью всем, интересующимся историей Мальты и рыцарства.
7) МОСТА. На пути из Слимы в Мдину по маршруту автобуса 65 расположен небольшй городок Моста. Он известен своим собором Успения Богоматери (другое, светское, название - Ротонда). Собор знаменит прежде всего размером своего купола. Мне довелось прочитать разные оценки его размера, но большинство источников отводят ему 3-е место в Европе (и 9-е - в мире). Другая особенность собора в том, что он построен по подобию римского Пантеона (разве что без отверстия в центре купола). Есть информация, что из-за этого официальная католическая церковь не приняла проект новой церкви, поскольку Пантеон является языческим храмом. Поэтому архитектору Джорджу де Васса пришлось строить церковь на свой страх и риск, вкладывая собственные средства и опираясь на поддержку горожан.
Внешне собор не производит впечатления огромного, он не доминирует и не подавляет. А благодаря барочным конструкциям на портале и колокольнях выглядит довольно изысканно:
Осмотрев собор, мы сели на той же остановке на следующий 65-й автобус и поехали в Мдину.
8) МДИНА - старая столица Мальты и вообще одно из древнейших мальтийских поселений, её возраст оценивается около 4000 лет. Первую известность приобрела во времена финикийцев, которые построили стену вокруг бывшего здесь поселения и назвали его Малет. При римлянах город назывался Мелитой. Свое современное имя город получил от арабов-сарацинов, которые захватили Мальту в 9 веке. Они еще больше укрепили город, построив более мощные и высокие стены и бастионы, а также окружили его глубоким рвом. Эту часть
города они назвали по-арабски Мединой, а остальной город за пределами стен получил название Рабат, т.е. пригород. Такое деление сохранилось до сегодняшнего дня и формально, пересекая городские ворота, вы оказываетесь в другом городе.
После прихода на остров рыцарей-Иоаннитов Мдина начала терять свое значение и постепенно превратилась в провинциальный городок с небольшим населением. На сегодня в ней проживает около 400 человек, но значение Мдины резко возросло как одного из самых интересных туристических мест на Мальте. Нам она тоже очень понравилась, и я смело могу отнести её к разряду топового must-see. Несмотря на то, что брэндовое название "города молчания" нарушается голосами туристов и цоканьем копыт (лошадиные повозки предложены в широком ассортименте), город все ж показался более уютным и спокойным (практически медитативным), чем, скажем, сицилийский Эриче или старый Родос. По крайней мере, индустрия туризма здесь все ж еще не приобрела такого размаха, и это хорошо.
Мдину по праву можно назвать городом-музеем:
Интерьер собора оказался ожидаемо (как я уже писал, это характерно для Мальты вообще) роскошным:
Красивый фонтан (очень похожий на тот, который мы видели в монастырском дворике в сицилийском Монреале) на входе в музей в Palazzo Falson:
"Немальтийские" балкончики (House of Notary Bezzina):
"Город-музей? Туристы? Ну и что ж теперь - не спать?":
В Мдине многие посещают музей-тюрьму (музей пыток) Mdina Dungeons и видеораму "Жизненный путь Мдины" (The Mdina Experience). Мы не ходили, музей пыток нам неинтересен, а на кино не хотелось тратить время - мы предпочли насладиться "живыми" видами.
9) РАБАТ - пригород Мдины, известный своими христианскими достопримечательностями, прежде всего связанными с именем Св.Павла. На главной площади Рабата (до которой от ворот Мдины минут 10 пешим ходом) расположена церковь Св.Павла. Вообще в религиозной истории Мальты именно Павлу отводится главная роль. Считается, что в 60-е годы н.э. вблизи Мальты (в Деяниях апостолов этот остров называется Мелит) потерпел крушение корабль, на котором везли в Рим на суд апостола Павла. Все бывшие на борту люди выжили и смогли доплыть до берега (Деяния 28:1 - " Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит"). После этого Павел прожил на острове 3 месяца и стал основоположником христианской веры на Мальте. По преданию он жил в гроте, известным теперь как Грот Св.Павла. Позже над этим гротом была построена церковь в его имя:
Грот связан с катакомбами, также носящими имя Св.Павла. Вход в них расположен метрах в 500 от церкви Св.Павла (надо пройти от церкви Св.Катальдо чуть левее по улице Св.Агаты), он платный. В катакомбах хоронили верующих, а вот жили ли там, я, честно говоря, так и не понял. Но прогулка по катакомбам весьма интересна - они представляют весьма сложную систему лабиринтов (см. карту ниже), не испорченных реставрационным фанатизмом.
Катакомбы слегка подсвечиваются, но в целом в них темновато (и душновато). Тем не менее их посещение очень понравилось. Рядом с ними находится средневековое кладбище с интересными надгробиями:
Чуть дальше по этой же улице находятся катакомбы Св.Агаты, которая, по преданию, пряталась в них от преследователей христианской веры. Система этих катакомбов тоже весьма сложная, поэтому самостоятельно в них не допускают - служители музея собирают небольшие группки туристов (нас было четверо) и проводят небольшую экскурсию под своим присмотром (что довольно обоснованно). Внутри запрещены любые съемки из-за наличия старых фресок. В основном катакомбы Св.Агаты использовались для захоронений, несколько скелетов любезно представлены на обозрение.
Церковь Св.Катальдо:
Еще в Рабате есть так называемая "Римская вилла", которая на самом деле не является римской, а просто расположена на месте полностью разрушенного дома римского аристократа. Там уцелели мозаики в очень хорошем состоянии, но мы, не будучи их (мозаик) фанатам,и не почтили сие место своим визитом.
Общий (примерный) регламент этой поездки примерно такой (если кто будет планировать время): в Мдине - от 1 до 3 часов (в зависимости от интересов и настроения), в Рабате - 1-1.5 часа. Время в пути - около 20-25 мин. (туда мы ехали из Слимы, обратно возвращались в Валлетту). И вот что еще может быть интересно: по Рабату ездит туристический поезд (все подробности - на
www.melitatrains.com ), он курсирует каждый час и делает большой круг примерно за полчаса, проезжая мимо основных достопримечательностей, причем стоит это всего 4 евро. Самый привлекательный, на мой взгляд, момент этой поездки - возможность увидеть панораму Мдины со стороны.
Рабат был последним пунктом нашего путешествия на Мальту. Вечером нас ждал самолет "Мальтийских авиалиний", вернувший нас в холодную, мокрую, а, главное, в непривычно после Мальты хмурую Москву... С тех пор прошло уже 2 недели, а Мальта все не отпускает, где-то внутри поселилась тоска по этой маленькой желтой каменной стране, затерянной в Средиземном море. И очень жалко заканчивать отчет, потому что с ним оборвется еще одна ниточка, соединяющая с красивым и теплым островом камней, кактусов, церквей и рыцарей. И, пересматривая написанное, я вижу,что фото, какие бы красивые они ни были, отражают действительность не больше, чем воды озера - Луну и звезды. И столько еще осталось "за кадром"... Например, церковь Кораблекрушения Св.Павла в Валлетте, совершенно неприметная снаружи, но очень интересная изнутри (к сожалению, темное освещение не позволило сделать хорошие фото). Или вкусные канолли (мальтийско-сицилийские пирожные, отдаленно напоминающие эклеры) с капуччино в кафе на набережной Слимы. Кстати, ни знаменитый напиток "Кинни", ни национальное блюдо из кролика, ни ликер из плодов кактуса не оставили каких-то выдающихся впечатлений. Зато пиццы оказались очень вкусными (или нам с ними повезло).
И напоследок - несколько самых разных фото, не вошедших в основные темы отчета.
Типичные мальтийские пляжи:
Ворота одного из фортов (кажется, Калькары):
Ну и напоследок - "попурри" на тему мальтийского креста - символа, ставшего синонимом отваги, доблести и чести:
Сент-Джулианс, Слима, Валлетта, Мальта, Гзира
Поддержка клиентов 24 часа в сутки!
Офисы продаж по всей России! Звоните сейчас: (499) 725-10-01
Наш сайт - www.1001tur.ru
по Мальте