Андалузия – опыт самостоятельного постижения. Часть 2. Гранада, Ронда, Малага

Отзыв написан: 28 сентября 2009 г.

ГРАНАДА

Как обычно, последним автобусом, достигли мы ворот Гранады. Перекурили, размышляя, как добраться до нашего отеля «Монтекарло». На плане города, распечатанном из Интернета, автовокзал за верхним обрезом, а наш отель – за нижним. Обратились к курящей рядом пожилой паре из нашего же автобуса. Они долго пытались нам втолковать, какой номер автобуса нам нужен, а мы не могли понять: то ли 333, то ли 3 и 33. В конце концов, они махнули на нас рукой и предложили ехать с ними в такси: им в ту же сторону. И мы подкатили к дверям отеля, мило беседуя с попутчиками. От нашего предложения поучаствовать в оплате такси они наотрез отказались.

Отель Монтекарло** очень симпатичен. Он неплохо расположен, хотя и не в центре туристической тусовки, но недалеко, относительно дешев – отличная крыша над головой. Очень забавная внутренняя планировка – лестницы, коридорчики, закоулки, легко заблудиться, и замечательный лифт – входишь спереди, а выходишь в бок! Вдобавок завтраки, шведский стол, происходят в соседнем отеле 4*.

После большой и какой-то бесшабашной и в то же время отстраненной Севильи, небольшого приветливого, но строгого Кадиса, Кордобы, перенасыщенной культурой, в Гранаде мы почувствовали себя как провинциалы в столице. Это большой богатый буржуазный город, последний период его расцвета связан с торговлей сахаром в начале 20 века, здесь был оплот фалангистского движения – основы и опоры диктатуры Франко. Гранада поначалу подавляет своей монументальной архитектурой, широкими улицами с домами-дворцами, мраморными тротуарами, обилием гранитной облицовки, все это напоминает Большие бульвары Парижа или Тверскую в Москве.

Гранада, Gran Via de Colon, т. е. Проспект Колумба

«Гаснут дальней Альпухарры золотистые края…»

Подавленность довольно быстро проходит: после знакомства с районами старой застройки вроде Альбайсина или Сакромонте, не говоря уже об Альгамбре – все встает на свои места. Но в первое время это давит. Интересно, что местные жители то ли чувствуют это, то ли так уж сложилось, но в Гранаде, единственный раз за три испанские поездки, нас откровенно развели, причем вполне целенаправленно. Это произошло в ресторане, на следующий день после приезда. Мы заказали мясо и блюдо из морепродуктов. С мясом было все нормально, а морепродуктов не оказалось. Вместо них заказали Королевских креветок. Через некоторое время официант сообщил, что они тоже кончились. На вопрос «А что же есть?» он указал другое блюдо из креветок, у которого в графе цена стояло s/p, что по нашему мнению значило Sin precio – без цены. Когда блюдо принесли, оказалось, что это внушительная гора мелких и плоских креветок, размером с тыквенное семечко, есть которые невозможно. Когда же принесли счет, то выяснилось, что эти «семечки» стоят 12 евро, другого подобного блюда в меню не было. На соседних столиках мы видели еще несколько таких же «кучек», тоже не освоенных посетителями. Кстати, в счет были вписаны и Королевские креветки, которых мы не получили, правда, после нашего недоуменного вопроса их вычеркнули, но 12 евро за «семечки» пришлось платить. Качать права мы не стали, считая, что отрицательный результат – тоже результат, сами виноваты, не надо уж совсем-то расслабляться. В общем-то, это был единственный неприятный момент в том путешествии.

Кафедральный собор Гранады парит над городом

Гранада город большой, просторный, старая часть его расположена на холмах, по ним же разместились и основные достопримечательности, а современная часть города лежит под этими холмами, на равнине.

Гранада с холма Альбайсин

И над всем этим царствуют снежные вершины Сьерра-Невады.

Снежные вершины Сьерра-Невады

Здесь особенно удобен туристический автобус, поскольку своим ходом не везде можно успеть, к тому же он подъезжает к входу в Альгамбру и это тоже удобно.

Гранада из Bus Touristic

С билетами в Альгамбру у нас проблем не возникло, была лишь разница в два часа от покупки до времени входа во дворцы. Вообще, мне кажется, проблема с билетами сильно раздута, ведь билеты эти фиксируют время для получасового посещения дворца Насридов и дают право прохода в сады Хенералифе и Алькасабу, а вход на остальную территорию свободен. Мы бродили там два дня, причем один раз повернули за угол, прошли в ворота и попали в узкое крутое ущелье, которое, к нашему изумлению, очень быстро вывело нас в город, к реке Дарро и подножию холма Альбайсин. Как мы потом поняли, мы прошли между Альгамброй и садами Хенералифе, когда ходишь поверху, это ущелье совершенно не заметно.

Альгамбра, Львиный дворик. Львы в отпуске

Благодаря Bus Touristic мы попали в картезианский монастырь La Cartuja. Он находится на окраине города и своим ходом туда попасть сложно. А монастырь стоит посещения. Мне еще не приходилось видеть такой мрачной атмосферы в христианских церквях, там все изображения связаны с истязаниями и убийствами этих несчастных и безвинных монахов-картезианцев. И это на фоне потрясающе красивой каменной отделки и богатого убранства помещений монастыря. Такие красочные и разнообразные сорта мрамора и других пород камня удивили даже нас, геологов из Питера, где камня в отделке зданий совсем не мало. К сожалению, там нельзя фотографировать, единственный снимок сделан во дворе. Фотографии интерьеров монастыря картезианцев можно найти в сети, набрав в поисковике "Картуха Гранада". Очень рекомендую посмотреть.

Патио монастыря La Cartuja

Четыре дня бродили мы по проспектам и закоулкам Гранады, и нам отнюдь не показалось, что это много. Кружили по кривым улочкам, лесенкам и тупичкам холма Альбайсин, спускались на набережную реки Дарро, над которой буквально висят стены и башни Альгамбры, блуждали по тропинкам между домами-пещерами Сакромонте и, конечно, попали в такую пещеру к цыганам на фламенко.

Холм Альбайсин, вид из Альгамбры
Набережная р. Дарро
Сакромонте, пещерные новостройки
Сакромонте, дом-пещера и его хозяин
Сакромонте, дом-пещера, зал фламенко

Однажды, забрели в действующий госпиталь Сан-Хуан де Диос, основанный в 16 или 17 в. Госпиталь работает, но по зданию можно бродить и разглядывать картины, фрески, стихотворные надписи, украшения. Иногда можно встретить указатели: направо – патио № 3, налево – прозекторская.

Базилика и больница Сан Хуан де Диос
Трудно поверить, но это лестница в больнице
Больница Сан Хуан де Диос. Патио № 3

Больница Сан Хуан де Диос. Росписи стен

Забавный случай, иллюстрация на тему неторопливости испанцев, случился, когда мы пили пиво на берегу реки Дарро у церкви Санта-Ана. В Андалузии почти везде сохранился обычай подавать к пиву тапас – небольшую закуску. Это может быть немного салата, несколько оливок, какой-нибудь импровизированный бутерброд, даже чипсы, правда редко. В других частях Испании во многих местах от него уже отказываются, а здесь он держится. И вот мы сидим на террасе, пьем пиво, отдыхаем, а тапас не несут. Мы решили, что район туристский, на всех не напасешься, наверное, тоже отказались от этого обычая. Пошел я расплачиваться, а бармен мне говорит, чего это вы уходите, я еще вам тапас готовлю. Чтобы никто не потерял лицо, заказываю еще пива. Так он принес нам пиво и тапас к первому пиву, а потом и ко второму, теперь уже довольно быстро.

Церковь Санта Ана у реки Дарро

Напоследок мы посетили Аббатство Сакромонте. Оно расположено в верховьях реки Дарро, за границей города и обычно не влезает в городские планы. Надо было ехать на рейсовом автобусе, его долго не было, надвигалась сиеста, пришлось ехать в такси. Когда добрались до аббатства, выяснилось, что внутрь пускают экскурсиями не меньше пяти человек, а нас двое. Стоим, ждем, сиеста все ближе, а мы вечером уезжаем в Малагу. Минут через двадцать выглянула служительница, увидела, что мы все еще ждем и нас по-прежнему двое, и предложила провести экскурсию для двоих. Мы не стали отказываться, и она провела нас по всем залам, комнаткам, закоулкам и подземельям, подробно рассказывая истории и легенды, связанные с этим местом. Каждый раз для нас зажигали освещение, а когда после экскурсии мы уходили за нами повернулся ключ, закрывая аббатство на сиесту.

Аббатство Сакромонте
Забавные уличные сценки:
На мраморном тротуаре установлена самодельная карусель: хозяин крутит педали, лошадки собраны из кусков старых автомобильных покрышек. Довольны все, и дети, и их родители, и сам хозяин.
Cамодельная карусель в Гранаде
Полиция в Испании очень ненавязчивая и вид имеет вполне мирный. Но когда есть необходимость полиция появляется быстро и действует четко.
Полицейские конные, но вовсе не страшные
Мост через реку Жениль, мне кажется, очень древний, но никакой информации про него я не нашел.
Мост через реку Жениль

РОНДА

В Ронду мы отправились на следующий день после приезда в Малагу, как обычно, на рейсовом автобусе, который и высадил нас на автостанции в новом городе, довольно далеко от Старой Ронды с ее Новым мостом.

Новый мост в Ронде

Смотровая площадка висит над бездной

Скальная церковь Вирхен де ля Кабеса в долине
Сельская жизнь в долине

Ронда – маленький город с очень большим содержанием, основанный еще в кельтский период. Когда-то он служил пристанищем контрабандистам и разбойникам «бандольерас», был неприступной мавританской твердыней, потом – хранителем христианских реликвий, здесь родилась испанская коррида, заседала Инквизиция. После всех красот и удивлений Андалузии, кажется, ко всему уже привык, однако, при посещении Ронды моментально «сносит крышу».

Вид со смотровой площадки
Ронда. Граница города

Ощущение от пребывания в этом городе описать невозможно, это что-то запредельное. Дома, висящие над пропастью, ступеньки, спускающиеся в эту пропасть по отвесным стенам, где спят голуби;

Лестница в ущелье
Голуби спасаются от солнца

улицы, завернутые штопором (вправо-вверх, потом влево-вниз и т.д.), по которым ходят туристы, ездят машины (!), спят собаки, и никто никому не мешает.

На улицах Ронды. Ворота Филиппа V

Сиеста

В этом городе сразу начинаешь ощущать какую-то оторванность от всего мира.

Здания встроены в скалы

Почему-то даже туристы не очень мешают этому чувству. А потом, делаешь шаг и вдруг оказываешься на современной улице с ревущими автомобилями – и становится как-то жутковато, сразу хочется возвратиться в этот уютный мир на скале, вне времени и вне пространства, например, на площадь Дюкессы, где тихонько играет гитара и кто-то читает стихи.

Площадь Дюкессы (Герцогини Парсент)

В старой Ронде чуть ли не каждый дом можно осматривать не только снаружи, но и внутри – где-то музеи, где-то исторические интерьеры, патио или террасы, висящие над обрывом.

Дом маркизов де Сальватьерра
Дворец Мондрагона
Особенно рекомендую не упустить возможность посетить подземелье Ла Мина, пробитое сквозь скалу к реке, текущей по дну ущелья. Производит очень сильное впечатление, особенно если представить, что не было электрического освещения и несчастные христиане в цепях поднимали воду – 365 ступеней, куда более высоких и крутых, чем на наших обычных лестницах, а на площадках стояли мавры-надсмотрщики с кнутами.

Если забыть про электрический свет, то там, кажется, ничего не изменилось – капает вода, образуя известковые натеки, гулко отдается эхо шагов и голосов, ступеньки уходят во мрак, редкие отверстия для света – чувство полной безысходности… По легенде, цепи 300 освобожденных христианских узников Ронды Изабелла Католическая велела вывесить на стенах церкви Сан Хуан де лос Рейес в Толедо, как символ победы над маврами.

Площадка у дома маркизов де Сальватьерра
Дома района Меркадильо
Старые мосты: Римский, за ним Арабский

МАЛАГА

Автобус из Гранады доставил нас на автовокзал Мáлаги. Не зная, где найти пристанище, мы обратились в Informacia и тут же, бесплатно, получили план города с нанесенными отелями и их описаниями, а заодно совет, как доехать до центра города. Поехали. Вышли в районе скопления отелей 2**. Вошли во вторую попавшуюся дверь (см. Штирлиц: «Садитесь не в первое такси, а во второе»). Там и поселились, отель Sur, т.е. Юг. Крыша, без завтрака. Остались довольны. Может в другое время там иначе, но в начале июня отели свободны. Квартал вокруг оказался сильно обрусевшим. Рядом был русский магазин, где можно отправить передачу в Россию и, особенно, в Украину. Магазин производит нелегкое впечатление: скумбрия х/к, колбаса, российские сериалы на CD, «Комсомольская правда», «Аргументы и факты». Однажды завтракали рядом с российскими (украинскими?) испанками, узнали, как тяжело им живется, прослушали обо всех их проблемах и о том, как тут все плохо. Но вокруг была Испания, и это скоро прошло.

Мáлага не такой заслуженный город, как предыдущие. Старого города, в привычно-испанском понимании здесь нет, но есть и крепости: Хибральфаро и Алькасаба, и Кафедрал, и римский театр, все, что положено.

Малага, навсегда недостроенный Кафедральный собор
Кажется мрамор, а на самом деле - крашеное дерево
Руины римского театра
Еще это портовый город, это все время чувствуется, гораздо сильней, чем в Барселоне или Валенсии.
Малага. Порт, на переднем плане Университет
Памятник торговцу рыбой

Начали мы с того, что купили по маленькой бутылочке малáги (именно так, город – Мáлага, вино – Малáга, и наоборот: город – Херéс, вино – Хéрес, иначе они не понимают!). Так вот, по бутылочке малаги и немного фиников и употребили это, сидя на холме, над городом и под крепостной стеной поглядывая свысока на городскую суету у нас под ногами…

Под стенами крепости мы угощались малагой

Тут-то мы и поняли, что мчаться в Тарифу (самая южная точка Европы) или в Нерху («Балкон Европы», сталактитовые пещеры) сил у нас уже не осталось. Поэтому решили просто гулять и наслаждаться городом, природой, морем.

Малага. Вид с холма Хибральфаро
Бутылочное дерево на Plaza de la Marina

Особо хочу обратить внимание на несколько мест.

Во-первых, это Музей Пикассо. Сам Пикассо представлен там только черновиками и отдельными рисунками, но в подвале здания раскопана улица финикийского города, 6 век до н.э. Вся Испания прелестна именно тем, что они ничего не стремились разрушить, а строили новую культуру на основании (или, по крайней мере, руинах) предыдущей. Обычная история развития испанских городов и памятников в них: древние римляне – вестготы – мавры – католики – современность. Но кое-где из-под всего этого вдруг выглядывают финикийцы.

Во-вторых, лягушки. Это для тех, у кого есть возможность и желание немного отвлечься от туристической суеты. Ночью, в самом центре Малаги, в садике у Кафедрального собора, где цветут замечательные красные и розовые цветы, потрясающе поют лягушки. Вокруг шумят рестораны, ездят автомобили, но они поют! Это стоит услышать. Правда, было начало июня…

В пруду под этими цветами по ночам поют лягушки

Кафедральный собор Малаги

Ну и еще, рекомендую прогуляться вдоль Paseo del Parque по роскошному тенистому парку, через площадь генерала Торрихоса и далее, по Paseo de Reding, до уютного очень тихого Английского кладбища с могилами моряков с красивыми и непривычными нам надгробиями, например, покрытыми мраморными ракушками.

Сказка кончилась… В аэропорт мы добирались на городском автобусе за 1 евро. А дальше – Хельсинки и все в обратном порядке. Отмечу только, что на обратном пути Хельсинки выглядит очень непривлекательно в сравнении с испанскими городами. Да и кеофе вкусного там не бывает.

Украшение д Дворце Мондрагона
Испания со скидкой!
Geoid
Для Путешественник (А): Вы правы, лучше всего обходиться своими силами, без помощи турфирм. Но тогда мы были еще не готовы к этому, поэтому избрали компромисный вариант: отели и билеты - через турфирму.
Путешественник (А)
5 май 2010 г.
Автору. Меня ничего не задело, просто я в недоумении, что Вы покупали у Невы? Нет, я понимаю, когда стандартный пляжный тур с перелетом на чартере, это возможно выгодно и удобно. Но в Вашем случае не проще ли билет финнэйра купить в финнэйре? А отелей полно в букинг.коме и иже с ним или на сайтах самих отелей. И раз Вы сюда пишите отчеты, значит про Вас нильзя сказать, что Вы, как та "мама" из рекламы с Интернетом не дружите, а дружите только с телефоном. Вобщем, чистое недоумение с примесью ехидства по поводу Невы (являющейся лучшей и главной притчей во языцех и т.п.)
30 сентябрь 2009 г.
Для Путешественник (А): Не знаю, почему это Вас так задело, но при чем тут Нева я объяснял в первой части своих заметок. Там, наконец-то появился текст, мне кажется стало лучше: http://album.turizm.ru/64550/mess_1/ Я вообще-то не хотел давать никаких отзывов, но кажется это необходимо для публикации. А надежность турфирмы я действительно считаю важным моментом, хотя критических замечаний тоже мог бы привести, но то было в другой поездке. Еще раз спасибо всем за коментарии. Испания по-прежнему в планах на первом месте, только с реализацией планов что-то не очень.
30 сентябрь 2009 г.
Интересные фото!
selbstverstendlich
29 сентябрь 2009 г.
Мне очень понравилось как написано и замечательные фотографии приложены - можно во всём убедиться своими глазами, как сам побывал:)))))) Спасибо автору!!!!!
iralsur
Испания, Малага
29 сентябрь 2009 г.
Опубликовано: http://www.culturalmalaga.com/ru/news/rasskaz-andaluziya-–-opyt-samostoyatelnogo-postizheniya-granada-ronda-malaga/ Странно с Малагой, слово Херес с ударением на второй слог могли не понять из-за акцента.. но очень любопытно )) S.P. - значит в зависимости от веса, вдруг еще поедете в испанию ))
29 сентябрь 2009 г.
Спасибо за внимание к моему опусу. Для iralsur: Конечно я буду рад, если этот опыт появится где-нибудь еще. Что касается названий городов и вин, то в Севилье, при просьбе налить нам херЕса делали удивленные глаза, а кагда попросили хЕреса - поняли. А в МАлаге нас поправил продавец, повторив малАга. Что касается акцента, то боюсь я не в силах отличить андалусского даже от каталонского, поскольку испанского не знаю, к моему стыду.
ajljuli
Латвия, Рига
Познавательно и интересно написано
Kaheksa
29 сентябрь 2009 г.
Спасибо за интересную экскурсию!
Ulena
Россия, Оренбург
Спасибо, очень красиво!
Маргарита66
Россия, Владимир
28 сентябрь 2009 г.
пасибо за возможность еще раз побывать в Андалузии.
Путешественник (А)
28 сентябрь 2009 г.
Совершенно непонятно, зачем Вам для всего этого понадобилась великая турфирма "Нева"?
iralsur
Испания, Малага
28 сентябрь 2009 г.
деталька - и вино, и город называются одинаково, мАлага и херЕс, все здесь только так их и называют. возможно, вам показалось по-другому из-за сильного андалусского акцента местных жителей. а в остальном, спасибо большое за отчет. разрешите его утащить к себе на сайт, конечно, с указанием Вашего авторства?
Испания со скидкой!

Горящие туры и спецпредложения и скидки до 30%!
Интересные акции каждую неделю. Страхование от невыезда.
Удобный онлайн поиск туров и профессиональные консультанты.