Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
" ...вновь я посетил..." (с)
И не просто "вновь", а уже в 5-й раз довелось посетить эти места - и, уверен - не в последний. Даже на нашем сайте мне пару раз встречался вопрос бывалых путешественников: "А что это такое - ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ? А где это?". Странно, что люди, наверняка прекрасно ориентирующиеся в достопримечательностях какого-нибудь Подвашингтонья или Таиландщины, не знают о том, что всего в 120 км к юго-востоку от Пскова , между древними русскими городами Остров и Опочка, находится фантастическое место, одно из тех, которые олицетворяют собой понятие "РОССИЯ". Недаром раньше это место называлось "Святые горы".
Мне, например, очень приятно, что среди многочисленных посетителей Пушкинских Гор (далее, с Вашего позволения - ПГ) практически нет иностранцев. Ну не для них это место! И нет тут никакого "шовинизьма". Как объяснить им слова: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"? Как можно вообще читать и воспринимать Пушкина в переводе? Я не представляю... (Кстати, дочь после поездок в Японию рассказывала, что в тех местах, где она бывала (храмы, парки при них и т.п), она была чуть ли не единственной "гайдзинкой", т.е."иностранкой". Это места - "для внутреннего пользования" японцев). Вот так и ПГ - для внутреннего пользования россиян, даже шире - "русскоязычных" (увы, приходится применять такой термин, чтобы никого не обидеть) - тех, для кого русский язык - родной. В 70-е и 80-е годы годы прошлого века в ПГ ежегодно приезжало 600-700 тысяч человек! Для любителя творчества Пушкина (а есть нелюбители?) поездка сюда, как хадж в Мекку для мусульманина - прикосновение к святым местам.
Две составляющие феномена очарования ПГ - гений Пушкина и окружающая природа. Мы жили в 14 км от ПГ, в доме, стоящем на холме - с потрясающим видом на равнину, испещренную рощами и перелесками и тянущуюся практически до самых ПГ, по которой протекает речка с забавным названием "Шесть". ("Почему "Шесть"? - спросите Вы. Наверное потому, что "Пять" для нее мало, а "Семь" - много...) Оттуда же - с холма - великолепный обзор, градусов на 250 по горизонту - на грозовые тучи,
на закаты - вообщем - на все небо. (Никита Михалков сказал о тех местах, где они снимали "Неоконченную пьесу...": "Поднимаешься на холм - и видишь - РОССИЯ!" ). А здесь еще и сияла в солнечную погоду на самом горизонте звездочка - крыша "Научно-культурного центра", построенного в ПГ к 200-летию со дня рождения поэта.
Вечером, гуляя по окрестностям, в полнейшей тишине и безлюдье, создавалось впечатление, что мы совершенно одни - если не на всей планете, то на обозримой ее части. А в низинах уже скапливался туман, создавая полную иллюзию вдруг возникших из ниоткуда озер... К сожалению, это же безмолвие подтверждало и грустные, но справедливые слова о том, что русская деревня вымирает - и безвозвратно. Из четырех домов - 3 пустые, хотя в садах по-прежнему нереальное количество вишен, смородины, яблок, под тяжестью которых просто ломаются ветки.
Но вместо сельхозугодий - "трава по пояс", а то и выше, молодежи практически нет... Грустно. А земля такая, что, как говорится "воткни палку - она зацветет".
По пути в Михайловское, проходя от дороги до самой усадьбы, мы чуть-чуть свернули в лес и ... набрали полный полиэтиленовый мешок грибов
- сыроежек, лисичек, маслят, а еще - 11 подосиновиков! Апофеозом был здоровенный крепкий моховик сорванный практически в центре ПГ - у входа в Святогорский монастырь, в полутора метрах от асфальтовой пешеходной дорожки с оживленным движением. А ведь шли не за грибами, а к Пушкину.
Имя его, это, действительно - "наше все" для жителей ПГ. Для тех, кто не знает - в комплекс ПГ входят усадьбы Михайловское
- там жил сам Пушкин, Тригорское - "...приют, сияньем муз одетый" (с)
- имение его друзей Осиповых - Вульф, которое он превратил в усадьбу Лариных в "Евгении Онегине" и Петровское - заложенное его предком по материнской линии - "Арапом Петра Великого" Ибрагимом Ганнибалом.
Кроме них это древние городища - насыпные холмы - крепости Воронич
и Савкина горка,
деревня Бугрово и, конечно, долина реки Сороть
и озера - Кучане и Маленец.
К сожалению, в 1918 году практически за две ночи все три усадьбы были сожжены до тла "восставшим народом", а точнее просто тупым и темным крестьянским быдлом, которому кто-то сказал, что так они строят светлое будущее. А может просто - "выпимши были..."
Так или иначе, но в 20-е годы прошлого века, когда Советская власть официально признала Пушкина Великим Русским Поэтом, Михайловское было восстановлено. Но - началась война и фашисты снова разорили и сожгли его. А то, что не смогли разрушить - заминировали, в том числе - Святогорский монастырь с могилой поэта.
К счастью, доблестные саперы Рижской инженерно-саперной бригады сумели не допустить взрыва. Более того, процесс разминирования попал в фотохронику Великой Отечественной - на месте оказались 2 корреспондента, которые, рискуя жизнью, засняли процесс разминирования.
А потом появился Семен Степанович Гейченко - добрый гений и ангел-хранитель этих мест. Став директором музея-заповедника 28 мая 1945 года (!!) он положил всю свою жизнь и здоровье на восстановление и сохранение ПГ. Его отношение к окружающему иллюстрирует рассказ из воспоминаний одного профессора ( увы - не помню фамилию). Разговаривая с Гейченко он наступил на корни одной из елей. "Что Вы делаете?" закричал Гейченко. "Ей же больно...". Тот же Гейченко создал и поддерживал движение "Доброхотов" - добровольных помощников и любителей ПГ. Он же придумал и знаменитые Пушкинские праздники поэзии на поляне в Михайловском. При нем были восстановлены усадьбы - в 1962 г. - Тригорское, а в 1977г. - Петровское (причем все постройки - на своих "родных" фундаментах). К сожалению, он умер в 1993 году и был удостоен высшей для себя чести - быть похороненым у Георгиевской церкви на городище Воронич - наверное, самом высоком месте Пушкиногорья, над долиной Сороти, рядом с хозяевами Тригорского - А. М. Вындомским и Осиповыми - Вульф.
Совсем недавно рядом с ним упокоился с миром еще один "доброхот", много сделавший для этих мест - Савелий (Савва) Васильевич Ямщиков - знаменитый художник-реставратор. Гейченко не дождался "золотого дождя", который пролился на музей-заповедник к 1999 г. - 200-летию со дня рождения Пушкина. В те годы была проведена просто колоссальная реставрационно-восстановительная работа, которая и подарила нам ПГ в их настоящем виде - в виде русских дворянских усадеб. Но, к сожалению, и с тех пор прошло уже 10 лет, а "золотые дожди" так часто не выпадают. Это чувствуется. Спасибо Сбербанку - он взял на себя расходы по поддержанию парков и, в первую очередь "старовозрастных и мемориальных" деревьев, которым по 200-220 лет ( ! ). Об этом свидетельствуют таблички типа "...деревья № № 703, 720 и 726, береза № 19, клен № 52 поддерживаются за счет средств Сбербанка". На места погибших от старости или болезней деревьев высаживают новые
(так было с "Елью-шатром", о которой писал Пушкин "Березой - седлом", в дупло которой он, по преданию, бросил кольцо), так происходит с "Дубом уединенным", которому более 300 лет,
со знаменитой липовой аллеей - "аллеей Керн" (именно Анне Керн Пушкин посвятил свое знаменитое "...Я помню чудное мгновенье..."), которую, почему-то по-английски назвали "Kerns Avenue".
Деревья в парках выглядят порой просто невероятно - практически, просто не понятно, как они вообще стоЯт, но, тьфу-тьфу-тьфу - пока даже зеленеют.
А дорожки чисто подметены, трава подстрижена,
в прудах плавают здоровенные рыбины.
Перемещаться по ПГ, конечно, нужно пешком - в этом весь смысл. К сожалению, расположение усадеб и сама инфраструктура заповедника этому не очень способствуют, мягко говоря. Но передвигаться на автомобиле вообще невозможно. Кроме того, что усадьбы расположены в разных местах и автомобильной дороги между ними практически нет, въезд на территорию заповедника вообще запрещен. Правда внутри есть парковки, право на въезд в которые можно купить (200 р. на 3 дня). Но! Главная нелепость состоит в том, что покупать пропуска нужно или в Научно-культурном центре (примерно 7-9 км от усадеб, да и кто об этом знает?), либо в кассах самих усадеб. При этом, если Вы решите начать, например, с Михайловского (так удобнее для приезжающих), Вам придется бросить машину на дороге, пройти примерно полтора километра лесом до усадьбы, купить билет, вернуться, показать его охраннику и доехать до стоянки, до которой метров 500. А дальше - все равно пешком. А чтобы попасть оттуда в Тригорское, придется сделать на машине крюк километров в 15. (Пешком - примерно 2.5 км). И что-то придумать здесь для удобства туристов просто невозможно. Увы... Еще одна нелепость - решение нынешней администрации на запрет фотографирования внутри зданий усадеб, и, даже, например, в здании касс. Мотивировка, по словам сотрудников - "... чтобы не размещали фотографии в Интернете" (??). Бред.
Были слухи, что и вход на территорию усадеб собираются сделать платным - но, пока нет этого. Да и технически это невозможно. Зато экскурсии в дома платные, по-божески. Взрослый - 80р., студ. - 60р., школьники и пенсионеры - 40 р. Есть и "семейный" билет - для 2-х родителей с ребенком - 160 р. И это хорошо - именно семьи и пары составляют сейчас основной контингент посетителей. Для их проживания (т.к. обойти все за один день - нереально) в городе имеются мотель и 2 гостиницы (одна из них называется "Арина Р."). Туристические группы, которые прибывают по выходным на автобусах селятся там же. Кроме того, для любителей "дикого" туризма между Савкиной горкой и Михайловским в лесу есть поляна, "оборудованная" туалетами, столами и деревянными чурбачками. При нас на ней стояло с десяток разноцветных палаток, народ закусывал. Правда и туда добираться только пешком и очень далеко.
Мы испробовали разные варианты осмотров усадеб и остановились на таком: (минимально) - один день - Петровское, второй - Михайловское - Тригорское, Савкина горка и Воронич. Правда, в нашем распоряжении была машина, которая привозила - увозила когда надо, а как быть "безмашинным"... Наверное, можно договариваться с многочисленными местными таксистами, вызывая их по мере надобности туда или сюда. От самого городка и гостиниц до Петровского где-то 8,5 км, до Михайловского - 6, до Тригорского - тоже около 8 км, но - в другую сторону. А вот пешком между последними двумя усадьбами можно пройти двумя путями - но оба - по фантастически красивым местам - мимо озера Маленец,
а там - по "дороге, изрытой дождями" к "границе владений дедовских"
и "трем соснам", о которых Пушкин писАл "... Здравствуй племя младое, незнакомое". (Вот где в прошлый раз реально "пробило" - цивилизация, к счастью, не коснулась этой дороги, и, казалось, вот-вот из-за поворота покажется Пушкин со своей тяжелой тростью в руке, идущий к друзьям в Тригорское).
Или второй путь (он гораздо длиннее)
- через городище Савкина Горка, на вершине которого еще в 1513 году установлен (и до сих пор стоит!) поминальный каменный крест, в память о погибших русских воинах. С вершины городища открывается просто фантастический вид - перефразируя бессмертного О. Бендера скажу "...я не художник и не шрифтовик" и описывать его не берусь. Но скажу, что сердце просто замирает от восторга, когда видишь долину, по которой бежит река Сороть, вытекающая из озера Кучане, а на дальнем берегу озера прекрасно видна беседка - ротонда усадьбы Петровское. Ближе, справа, в пойме реки - деревянная мельница, а за ней - на холме - господский дом и домик няни в Михайловском.
Эх, красота... Увы, идиллическую картину портит "фазенда", которую возвел прямо напротив Михайловского какой-то местный "кАпо" или депутат, что, зачастую, одно и то же. Да не просто возвел, а покрасил в желто-белый цвет - чтобы издалека видно было - "...Нате, смотрите, плевал я на вас...". При виде "фазенды" где-то глубоко внутри начинает что-то шевелиться - наверное генетическая память предков - того самого "восставшего народа" - хочется "фазенду" запалить, чтобы не оскверняла...
Дома-усадьбы, конечено же, надо посетить с экскурсиями. Местные экскурсоводы - просто фанаты этих мест и рассказывать могут часами, легко при этом цитируя многочисленные стихотворения Пушкина, посвященные как раз этим самым местам.
Но это только кажется, что писАл он так же легко и непринужденно, как мы разговариваем. Обратите внимание на исчирканные листы рукописей в музеях - целая страница посвящена рождению ОДНОЙ строки! Сам Пушкин и его друзья писАли о том, что именно в этих местах у него рождались многие образы и сюжеты, навеянные сказками няни - Арины Родионовны или беседами с местными жителями - причем не только господами, но и с простым народом. Не сам же он придумал, например, изумительный способ, которым помещики заставляли дворовых девушек господские ягоды собирать, а не есть их при этом (помните - в "Евгении Онегине") - девушек просто заставляли петь во время сбора урожая.
Ну и раз уж упомянул тут "энциклопедию русской жизни", то нельзя не сказать о том, что духом романа все просто пропитано в тех местах, особенно, конечно, в Тригорском. Там есть и "Аллея Татьяны" и, фактически, официально признанное место объяснения Евгения и Татьяны - знаменитая "скамья Онегина" над обрывом, с великолепным видом на Сороть.
Правда, на эту скамью не присесть - место огорожено, но этого же дизайна скамьи стоЯт по всему заповеднику, придавая этим местам особый романтический дух.
Вот что я Вам настоятельно советую, так это перечитать "Онегина" перед поездкой, а еще лучше - взять книгу с собой, устроиться где-нибудь на высоком месте и начать с поразительно выбранного поэтом эпиграфа ко второй главе - из Горация -
"О, rus!" ("О, деревня"!).
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
В Пушкиногорье и окрестностях бывала. Очень-очень лиричные места! Помню, за господским домом в Михайловском такой простор открывается и я впервые увидела на лугах серых цапель! Моей радости не было конца!
Вам, Алексей, большое спасибо за приятный рассказ.
И в дополнение пушкинской темы - не взялись ли бы Вы за рассказ о Приютино - Доме Оленина? Ведь в двух шагах от Санкт-Петербурга - Крылов туда пешком ходил -, а известен носителям русского языка еще меньше Пушкинских Гор... Печалька, как говорят сейчас на моей исторической родине.
КЛМ - Людмиле особое спасибо, за то, что отыскивает рассказы - украшение туральбома.