Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Третий лондонский день по плану дожен был вместить в себя как можно больше мест так сказать культурно-познавательных, с тем чтобы следующий посвятить неторопливой необязательной прощальной прогулке. О том, как это у нас получилось,- в следующей части, ну а пока — после непременного утреннего кофе, на сей раз в аналогичном «Старбаксу» кафе «Коста» (визуально будучи практически старбаксовым клоном, оставило достаточно удручающее впечатление), мы делаем четыре мелких шажка по карте и обнаруживаем себя перед Британским музеем
Небольшое отступление. Количество музеев в Лондоне ошарашивает. Помимо вполне обычных — типа музея Лондона, Аквариума, Военно-морского музея, разнообразных галерей и иже с ними, тут существуют например музей детства и музей игрушек, музей вееров, галерея живых слов (интересно, чтобы это значило ?), музей истории садоводства, музеи регби и крикета и еще сотни музеев, галерей и выставок. Полный список для музейно- подорванных, самый на наш взгляд толковый сайт для планирующих поездку в Лондон да и вообще в Великобританию — здесь:
http://www.touruk.co.uk/london/index.htm
Но перед нами уж в первый приезд задача обойти все музеи точно не стояла, а Британский музей — вот он, рядом. Зайдем ?
Думаю, что не скажу ничего нового, поделившись выстраданным наблюдением, но так как вынашивал я мысль долго — то уж озвучу, а Вы терпите. Британский ли, Пушкинский, Эрмитаж ли — музеи одного порядка. Подобного рода сокровищницы можно определить как «музеи успешных войн империи». И в самом деле — чем больше сражений выигрывали полководцы — тем богаче становились музейные коллекции соответствующих государств. Общеизвестный факт, что Лувр по сей день, фигурально выражаясь, ставит свечки военному гению Бонапарта за то, что не всё награбленное в бесчисленных походах по Европе он делил между маршалами, генералами и солдатами — а и Францию не забывал, отправляя домой обозы скульптур, картин, драгоценностей и прочих творений гениальных рук и мозгов покоренных им народов — египтян, итальянцев, немцев…
Если поставить себе цель посмотреть хотя бы бегло всё, что выставлено на обозрение в Британском музее — прощай, Лондон, причем явно не на один день. Счастливые они люди, лондонцы — вход бесплатен, ходи хоть постоянно, разглядывай, делай зарисовки, фотографируй. Нам же пришлось ввиду краткости визита потратить некоторое время на торчание в вестибюле и четко определить для себя, что нам хочется увидеть в первую, оно же в последнюю очередь. Облегчая Вам эту процедуру, даем ссылку на сайт музея, где план всех 80-ти с небольшим залов на трех этажах ничем не отличается от такого же отпечатанного типографским способом.
http://www.britishmuseum.org/visiting/floor_plans_and_galleries/upper_fl…
Много экспонатов, отсылающих к истории Греции и Рима, много из Египта и стран Ближнего Востока, много из Индии и Китая, Европы, Северной Америки, почти ничего нет из Африки, Японии, ничего из Южной Америки ( всё у испанцев-португальцев). Опять таки очень и очень грамотно организованная экспозиция, много пространства, света, но и посетителей более чем достаточно. Для Риты самое большое впечатление — залы, посвященные Японии, во время осмотра которых я смиренно сидел на скамеечке, боясь даже дышать,
а для меня — монетный зал, где собрана замечательная коллекция дензнаков и предметов, их заменяющих в некоторых странах мира, от античности до наших дней. Очень интересно. Даже более чем интересно.
Через два с половиной часа шатаний и попыток усвоить главное, в глазах начинает рябить,- а значит пора и на улицу, в путь, к Вестминстеру.
И что характерно, опять никакого метро, пусть это и несколько безжалостно по отношению к собственным ногам. Но как же можно упустить возможность лишний раз пройтись по улицам, название которых знакомы с детства ? Ответ простой — никак ! И мы по Чаринг Кросс выдвигаемся в направлении Трафальгарской площади.
Практически у самой площади, слева по ходу движения обнаруживается прелестнейшая церковь Св. Мартина в полях. Как выяснилось позже, где-то прямо за ней — могила Оскара Уайльда. Эх, как плохо узнавать о том, что тебе действительно интересно, уже потом, когда поезд практически ушел ! Но при этом как приятно осознавать, что вот уже начинают формироваться планы следующей поездки. Впрочем, нам для того, чтобы зайти в церковь повод особенно не нужен. Заходим. К Рите тут же подходит девушка с программкой,- «Вы на концерт?»
Церковь, рояль, в программе — Моцарт. Сразу вспоминается подобная же ситуация во Флоренции, когда нежданно-негаданно забрели в безымянную церквушку недалеко от центра, и слушали Перголези в исполнении трио — орган, скрипка и контратенор. То был катарсис в чистом виде… Не припомню более подходящего концертного зала… Не припомню более трогательной атмосферы…Эх… ладно…
Трафальгарская площадь с обрамляющим её зданием Национальной галереи и колонной Нельсона в данные конкретные дни вид имела совершенно нетуристический, напоминая богатую гостиную с плазменной панелью или, даже вероятнее, огромный спортбар. Аккурат у колонны установлены были огромные экраны, денно и нощно транслировавшие баталии пекинской олимпиады.
На ступеньках, у фонтанов — толпы людей, сопереживающих своим героям, поддерживающих своих любимцев. В который раз удивляемся безупречной чистоте вокруг. Представьте себе подобное мероприятие где-нибудь на Манежной… Страшно ? Вот вот. Причем разнообразные банки-бутылки-обертки, валяющиеся где попало — это нормально, это не самое страшное. А то ведь и машину, неосмотрительно припаркованую неподалеку, могут искорежить до полной несовместимости с жизнью. Поэтому подобного рода публичных мероприятий в родном городе мы стараемся избегать, как огня. Здесь же, в Лондоне очень четко работает понятие, столь чуждое ( по нашим многолетним наблюдениям) большинству русских туристов за рубежом - «комфорт каждого складывается из уважения к окружающим».
Народу-то полно, но никто не толкается, никто не кидает огрызки себе ( и тебе) под ноги, никаких «вас здесь не стояло». Но так как нас, в силу краткости пребывания в городе, олимпийские страсти волнуют в последнюю очередь, то, задержавшись лишь чтобы кратко осмотреться и отдышаться, топаем по правительственно-ориентированному, да еще вдобавок и безжалостно перекопанному Уайтхоллу, наблюдая в конце оного вожделенное Вестминстерское аббатство.
Ах, Вестминстер. Наверное самое сильное (для подвизавшегося на исторической ниве особенно) впечатление от британской столицы, символ Англии, пантеон сильных мира. Наш совет — если будет такая возможность — возьмите экскурсию или привяжитесь не афишируя к какой-нибудь уже сформированной группе. Чтобы не запутаться в капеллах, гробницах, памятниках, табличках — дело абсолютно необходимое. По выходе из Соборной церкви Святого Петра в Вестминстере (это официальное название аббатства) мы хихикали,- «Так вот где собрались все русские туристы Лондона!» Ощущение было, что мы где-то в Коломенском или в Кремле— русских групп, внимающих экскурсоводам мы насчитали не менее шести. Делая вид, что осматриваемся вокруг, и что нам всё равно, что происходит вокруг, мы приклеились к группе с самым колоритным сопровождающим — молодым парнем явно нетрадиционной ориентации, обладавшим совершенно панковского вида шевелюрой, утрировано — гейскими манерами и замечательным русским языком. Обо всех, лежащих здесь — будь то монарх, адмирал или поэт — гражданин рассказывал так, будто это его старые знакомые, причем вполне живые люди, со своими забавными или трагичными жизненными историями. Ну очень интересно. В частности, мы узнали что очень многие личности в действительности не захоронены в аббатстве — Лонгфелло, Уайльд да и другие похоронены в иных местах, а здесь просто памятные мемориальные доски. Что совершенно не умаляет величественности картины. Эх, нельзя, нельзя фотографировать, а то что удалось контрабандой снять на видео — пока не покажем, не смонтировано.
Информацию об истории Вестминстерского аббатства каждый, кому интересно, без труда отыщет в сети,- например, тут:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Вестминстерское_аббатство
а мы, постояв некоторое время, проникаясь дыханием времен, возле коронационного трона практически всех монархов Британии, включая и нынешнюю правительницу, да говорят, что без сомнения и последующих монархов — и направляемся как раз в гости к Королеве — Букингемский дворец.
Честно сказать, самое большое впечатление в данном заведении на нас произвела сама организация посещения. Всяк посещающий покупает билет ( на минуточку — 12 фунтов, королеве на булавки) на определенное время. Причем количество посетителей в каждой группе строго ограничено. Нам посчастливилось приобресть 2 из остававшихся в наличии 9 — ти билетов на последний сеанс, в 15.45. В 17.00 королева вежливо но твердо выпроваживает всех гостей. Кто не успел, тот, извините, не успел. Компьютерная регистрация, проверка личных вещей похлеще, чем в ином аэропорту, бесплатный аудиогид ( наличествуют по-моему более чем на 20- ти языках, включая и русский) — милости просим в королевские чертоги.
То ли подустали, то ли ожидали большего, - извините, не вставило. Подстроиться под мягко говоря неспешный темп аудиогида, расчитанного наверное на людей с ограниченными возможностями передвижения и явно несколько ограниченными умственными способностями, у нас так и не получилось, поэтому минут через 20 мы их поотключали и бродили в так сказать «свободном полете». Ну что ж, поставили галочку, огляделись — и ладно. Как в старом анекдоте про Эрмитаж и нового русского — чистенько, но бедненько. Или — скромно, но со вкусом. Особняк как особняк, ощущения, что в нем проживали властители половины мира не остается совершенно. А к роскоши мы достаточно равнодушны — вот неясно, что одной, пусть большой да венценосной семье делать в столь формальном музееобразном жилище. Ноблесс, конечно, оближ, но — пролетарию(а относительно происхождения для королевы Великобритании все мы пролетарии) видно не понять. В общем, выделенного нам от щедрот часа оказалось даже многовато. И слава богу — есть еще немного времени перед посещением мюзикла «We Will Rock You» - прогуляться не торопясь по Сент Джеймс парку и более чем не торопясь пообедать во французско-ориентированном кафе 1700-бородатого года основания на Пикадилли.
Неторопливость обслуживания в лондонских заведениях общепита — и расслабляет, что нормально, и раздражает одновременно. Логика — то понятна — раз уж зашел в не самое дешевое заведение — будь любезен, сиди, жди, пока тебе все приготовят (и правда, замечательно вкусно), развлекай даму беседой. Вино опять же пей, отдохни, не спеши. Не хочешь ожидания— ради бога, фастфуды вокруг на каждом шагу. Всё up to you. Так что никто не виноват. Но воля ваша — а как же планировать последующие передвижения? Откидывать на простой обед из двух блюд два часа — это уже слишком, как-то в голову не пришло. Ай, ладно, чего уж там — вспомнили молодость и рысью, переходящей временами в галоп, добежали до театра «Доминион» на углу Тоттенхем корт и Оксфорд стрит и утвердились в креслах аккурат за минуту до поднятия занавеса.
До сего дня на развлечении под названием «мюзикл» мы бывали лишь однажды — в Москве на «Метро» и ушли оттуда с ощущением, что нас мягко говоря надули. Тем ярче по сию пору впечатления от несомненно удачного лондонского похода. Вроде и сюжет вялый, да просто никакой — притянутая абсолютно за уши к песням Queen убогая фантастика — но: во-первых — какой же безумный звук ! - слышна просто каждая нота, каждый мельчайший нюанс исполнения, во вторых — поразительный кастинг — ни одного случайного голоса, ни одной сомнительной ноты. Риту поразили актеры, участвовавшие в массовых сценах — смотри, говорит, у девушек даже фигуры все одинаковые ! А отточенность движений ! Короче, культура исполнения и инструментальная и вокальная и хореографическая не просто высочайшая — она безупречна. Такой слаженности ансамбля мы не видели никогда и нигде. А ведь ни одной мега-звезды в труппе спектакля нами замечено не было. А главное — как удалось им обыграть великие песни! Не стремясь как можно ближе приблизиться к оригинальному исполнению, привнося что-то свое, живя в этих звуках, волнами захлестывавшими зал.
Лондонская публика достойна уж по крайней мере отдельного абзаца. Столь подготовленной, вежливой, позитивной и доброжелательной аудитории мы не видели доселе ни разу. Никакой концерт даже самой большой западной звезды в России, да возможно и ни один виденный нами раньше спектакль не сравнится с виденным нами здесь и вполовину по уровню взаимодействия зрителей и находящихся на сцене артистов. Каждая удачная реплика, да что реплика — даже каждый удачный вокальный пассаж встречался с огромным энтузиазмом, аплодисментами, смехом. А ведь присутствовали мы на спектакле, идущем вот уже 7 — й сезон, почти каждый день и - такая реакция, и ( понедельник, кстати) — аншлаг. Удивительно, потрясающе, великолепно ! И такой заряд адреналина, что куда-то подевалась вся усталость, - и так неохота в отель, и мы крадем еще часа три у без того короткого сна, и гуляем по ночной Picadilly Circus, и до самого закрытия пасемся в закромах HMV,
и дойдя до отеля обнаруживаем, что London pub еще открыт, и присаживаемся за заваленный пачками из под сигарет и пустыми пивными бокалами стол, уже чувствуя себя неотъемлемой частью огромного организма под названием Лондон, а за спиной общаются друг с другом угрожающего вида граждане из Шотландии - диалог очень содержательный, даже со скидкой на 2 часа ночи :
Where’s the fuck are you from, man ?
Fuckin’ Edinburgh
And what’s the fuck goes on out there?
Nothing really, some usual fuckin’ crap, man, if you really wanna know.
И так далее, и тому подобное. Ну что тут скажешь ? Fuckin’ London, guys and girls ! Он и такой бывает, и тоже чертовски притягателен!
А продолжение следует…
по Великобритании