Балчик, его окрестности и чудесные обыватели!

Отзыв написан: 6 октября 2008 г.

Дорога из аэропорта

Долетели! Аэропорт Варна, маленький-маленький, как игрушечный по сравнению с Пулковскими терминалами, зонами. Здесь все компактно: паспортный контроль - 3 будочки, дальше просторный холл для получения багажа, налево туалет.

Получили багаж, направились к встречающим нас представителям, распределились по автобусам, поехали... Представительница от Невы начала вводить нас в курс дела, что, где и почем, рассказала кто и где выходит, мы с мужем выйдем последними, ну и хорошо, посмотрим другие курорты. И так увлеклась своим рассказом, что забыла высадить пару на курорте Св. Елены и Константина, что тут началось... пока их не привезли обратно и не высадили, весь автобус выслушивал перебранку с ненормативной лексикой. Не понимаю я: ну и что, что проехали, обратно же вернулись, лишних полчаса покатались, вот проблема тоже! А настроение испортили всем!

Итак, все вышли и даже наш представитель тур. фирмы. Остались одни мы, едем уже часа два, посмотрели в ночной мгле курорты Св. Елены и Константина, Золотые пески, Албену, Кранево. И тут водитель поворачивается к нам и спрашивает: "Ребята, а куда дальше то ехать?", вот весело, а мы думали, что вы знаете! Приключение номер раз, вот и ладно! Нашли! И Балчик нашли и наш отель. Все! Довиждане!

Спасибо, за первый рассказ о Болгарии, как курорты потихоньку вымирают вне сезона, как болгары ездят зарабатывать деньги в этот трудный период во Францию, Германию, как мало можно заработать в Болгарии, в среднем 200 Евро в месяц. Какие они общительные, открытые, добродушные эти болгары!

Балчик как он есть

Состоит он из курортной зоны, что у моря и жилой. Расположен амфитеатром к морю, вверх ведут каменные лестницы из ракушечника, увитые зеленым плюющем, дальше белоснежные горы и синее небо. Маленький, уютный, по провинциальному тихий, утопающий в зелени, с черепичными красными крышами и маленькими осликами, как бы приклонивший голову перед Господином синим морем, милый он этот Балчик! Душа здесь хочет наслаждаться покоем, местным колоритом. А уж население, просто дивное, как в деревне у бабушки, все тебе рады, все готовы помочь, все рады, что ты приехал!

Много-много сотен лет назад здесь было море, теперь город. Отступая море подарило людям белоснежные горы, раньше это были кораллы и ракушки. Очень необычно!

Меня очень умиляли ослики, не знаю откуда у меня такая тяга к этим животным, такие умильные, их в Балчике много, ушастые, маленькие, прелесть просто. Я накидывалась на каждое встречное животное с фотоаппаратом, ловя нужный ракурс, представляю себя со стороны!

Несколько вызывало недоумение количество советской автомобильной техники: копейки, трешки, пятерки, старые волги, очень много! Как-то в Варне фотографировали улицу, потом обнаружили, что у дома стоит ряд из десятка советских машин. Ну, хоть где-то этот металлолом пользуется популярностью! Дороги похожи - у нас ухабы, рытвины, у них - серпантины, повороты!

Из числа национальных обычаев - очень непривычно лицезреть в городе: на столбах, домах, деревьях, калитках поминальные записки формата А4, с фотографией, траурным венком, и словами скорби об усопших. Ими обклеено все, вначале это воспринимается достаточно тяжело, идешь как по кладбищу, а потом привыкаешь, ко всему со временем привыкаешь.

Из Балчика легко можно добраться до других городов на маршрутках, ходят они по расписанию, которое можно посмотреть на автовокзале (Автогара), заплатить за билет можно в кассу или самому водителю, остановив машину на улице. Маршрутка ходит в Добрич (полчаса, мы ездили туда с Зоей), Варну (минут 40), Каварну, Царицыно, Софию (4,5 часа). НО: учтите, общественный транспорт прекращает работать часов в 7-8 вечера, потом только такси, которое очень не дешево (600 рублей мы заплатили в 10 часов вечера, чтобы проехать 20 километров; хотя бывают исключение - в Албене мы заплатили 100 рублей таксисту, который довез нас до нашего Отеля, ему было просто по пути).

Один единственный раз столкнулись в Болгарии с неприкрытым хамством, которое чуть не закончилось дракой. Таксисты в Болгарии крайне навязчивы, а этот тип начал даже угрожать, можете себе представить! Когда он понял, что ехать с ним мы не собираемся, что ему неоднократно было сказано, обозвал нас русским г....м, и стал угрожающе наступать, не знаю, чего мне стоило остановить мужа, Слава Богу обошлось! Зоя сразу начала расспрашивать где это случилось и номер такси, сказала, что нужно было обратиться в полицию или пригрозить ему, он бы не стал так себя вести, люди там держатся за работу. Но мы не были готовы к такому! В Болгарии все очень отзывчивы, ни разу я не видела, чтобы хотя бы на кого-нибудь из туристов недоброжелательно посмотрели. А этот тип просто "выбил из колеи". В семье как говорится...

Что, где покушать...

Очень дороги по ночам местные маленькие магазинчики, гордо именуемые супермаркетами, на набережной в кафе все намного дешевле!

Кушали вначале мы в Синем Льве, я прочитала перед отъездом положительные отзывы об этом кафе, сущая правда - кормят очень вкусно! И дешево! Там в одном лице (как я поняла) и хозяин и официант, очень приятный мужчина. Мы как-то заказали у него бутылку красного вина, а потом ходили несколько вечеров допивали. Еще на набережной есть ларек, где продают вкусные, горячие пончики с сиропом, упаковка (кажется) рублей 20, там штучек десять.

Но на курорте хочется видеть море! И наслаждаясь вкусным ужином смотреть на белоснежные яхты, поэтому облюбовали мы на берегу кафе "Старая Лодка" (основное здание на берегу, на навесных сваях площадка у моря, все очень прилично), отведав один раз у них еду, в другое место идти не хочется, шеф-повар чаровник и маг. Самое вкусное - запеканка Мусака! Безумно вкусно! Еще понравилось блюдо из акулы. Официант нас обслуживал один и тот же, он хорошо знал наши вкусовые пристрастия, и старался всячески помочь при выборе новых блюд. Молодец! На втором этаже часто заказывали пиццу, брали ее с собой в номер.

Пешком в венгерскую резиденцию королевы Марии...

Да, да пешком, совсем недалеко, а уж по набережной совсем рукой подать, минут 15, не больше! Ну, вообще говорят, что там дворец, но для меня питерского обывателя это слишком громко сказано, дворец - это Екатерининский, Петергофский, Гатчинский и т.д. А это резиденция - каменная, увитая зеленью, с интересной дизайнерской задумкой, со старыми греческими вазами, водопадами, розарием, аллеей кактусов, скульптурами, посмотреть и восхититься есть чем! Честное слово!

Старинные христианские кресты с полустершимися латинскими буквами, каменные спуски вниз, кованые узорчатые калитки, невиданные ранние цветы, разноцветные бабочки, юркие ящерки... как сейчас брожу по саду! А внизу белоснежный "дворец" и синее море!

Трогательная история о безграничной любви венгерской королевы к турчанину, которого она денно и нощно ожидала на своем каменном троне, вглядываясь в морскую даль. Нелепая, трагичная смерть от рук собственного сына... сердце она завещала оставить свое в Балчике, в небольшой часовенке, но... сердце ее в Венгрии, там где она родилась, а не здесь где жила, любила, тосковала, умерла! Мир жесток! Эти истории навевают грусть, поэтому всматриваясь в каждую скамеечку, вазу, прислоняясь к дереву, невольно думаешь о ее трагичной судьбе

Даже водопад, не производит впечатления грозной, стремительной силы, кажется он лениво, грустно сползает вниз, оплакивая свою хозяйку. И это далеко не единственная история сада, здесь есть много интересного (на русском языке) на информационных стендах.

Из прочитанного: "Нимфеум (раньше так называли святилища нимф, почитаемых как божества родниковой, лечащей воды) - это храм воды, здесь королева праздновала свой день рождения и именины. Это самое романтичное место паркового комплекса, с прекрасным видом на море." "Маленький источник Аязмото - очищает мысли и отгоняет усталость" и т.д.

Рядом с морем, облик резиденции резко меняется, грусть сменяется восторгом от увиденных красот. Личное, интимное, потаенное сменяется парадным, бравадным, тем, что должно было производить впечатление на заезжих европейских дипломатов. Производит, хочу вам сказать!

Кактусовая аллея поражает своими грандиозными размерами, не по площади, а по высоте, где вы видели кактус метров пяти, шести?! А мы видели, и не один, любопытно. Дальше несколько аллей, четко продуманных, спланированных, красивых, вот это уже похоже на наши сады, но менее захватывающе. В самом дворце по сути делать нечего, очень скромно, после сада особенно, даже как-то приземляет впечатление.

Н-да, еще интересный факт. Приобретая билет в сад, вы ОБЯЗАНЫ еще купить билет во дворец, иначе в сад вас не впустят, но об этом вы узнаете при входе, возвращайтесь обратно и покупайте еще один билет. Итого: 400 рублей! Внизу у моря стоит ресторан "Корона", через него можно попасть в сад бесплатно, я знаю, так делают многие, нам тоже советовали, но как-то совесть моя мне не позволила, иначе я бы не наслаждалась красотами сада, а воровато озиралась по сторонам, ну нафиг такой отдых! Денег нет, но совесть спокойна!

Помощь и поддержка в Балчике!

Перед тем, как отравиться после "завтрака" в сад, мы зашли в турагентство ЗОРА. Перед отъездом в Болгарию я написала несколько e-mail в местные агентства, хотела подсчитать, сколько нужно взять с собой денег на дополнительные экскурсии и уточнить их список, заранее что-то выбрать. Мне ответили из одного - это Зора.

Нас встретила прелестная женщина Зоя. Она русская, живет в Болгарии уже 26 лет, замужем, двое взрослых детей, свое туристическое агентство. Вы не представляете, как я ей благодарна! Болгария у меня ассоциируется с ней, с положительным эмоциями, которые она нам подарила, ее советы, поддержка очень помогли. Она умница! Понимаю, что звучит как реклама, но другого написать ничего не могу.

Она сразу вручила нам путеводитель, рассказала о предосторожностях, которые лучше соблюдать, наметила план экскурсий, ну а дальше не было дня, чтобы мы не зашли к Зое, хотя бы просто так поздороваться, рассказать о впечатлениях, спросить совета, да и просто посмотреть на нее - длиннющая русая коса, энергичная, фигуристая, поражает своей динамикой, эмоциональностью. Она нам стала родной! Зоя, спасибо Вам большое! (знаю, потом прочитаете - это пара молодоженов из Санкт-Петербурга Ольга и Андрей).

Поездка на дикий пляж

Утром, 16 сентября Зоя привела нас на причал, мы отправлялись на дикий пляж - позагорать, покупаться, отдохнуть. Рассаживались на борту яхты Аврора, мы под неуемный гомон немецких пенсионерок, но как только наш капитан, дабы повеселить публику, резко накренил яхту набок, пенсионерки перешли на свой родной украинский язык! Вот так превращение!

Внимание! Есть это середина сентября и 10 часов утра, оденьтесь потеплее! Мы согрелись только после несколько часового нахождения на пляже под знойными солнечными лучами. Заплыв продолжатся часа два, вдоль береговой линии, где вы видите все красоты курортов, черепичные красные крыши, коттеджи, отели, белые скалы, в море периодически видны большие, белые медузы.

Дальше вас ждёт дикий пляж, где царит коммунизм - все что там есть бесплатно, а есть: качели, ласты, маски, лежаки с зонтами, пиво, прохладительные напитки, фрукты, обед, состоящий из зажаренной на гриле рыбы и сосиски, салата, картошки. На воздухе очень вкусно!

Маленький аккуратный пляж окутан каменной грядой белого цвета, что для Балчика и его окрестностей очень свойственно, ведь раньше здесь царило море, теперь это огромные каменные глыбы ракушечника! Очень живописное место для фотосессии - синее море, белые скалы, прекрасные яхты на причале в море! Если бы не середина сентября, пожалуй, было бы все просто великолепно, но в это время года солнышко уходит рано, и сменяется сильными порывами ветра с моря, заставляя усиленно кутаться в одежду ближе к вечеру.

Часов в 7 вечера мы пристали к нашему причалу, сбегали быстренько переоделись и побежали ужинать в "Синий Лев". Ну, побежали это быстро сказано, в Балчике особенно не побегаешь, каменная дорога от набережной серпантином ведет вверх, она вся увита зеленью, и возникает ощущение, что находишься в каменных джунглях, лично у меня эти каменные ступени навевали мысли о затерянных поселениях майя, вот такая я фантазерка!

Первое время в чужой стране хочется попробовать "на зуб" буквально все! В Балчике - это все БРЫНЗА! Добавляется она и в салаты и в гарниры, и во вторые блюда, первое время ее смакуешь, а позднее ненавидишь лютой ненавистью, она везде! Трудно найти в меню блюдо без ее непосредственного участия! Ведь мы жили фактически не на курорте, а в провинциальном (местном) городке! Но на первых парах очень хорошо употребляются глиняные горшочки со всякими печено-жаренными вкусностями, конечно с участием брынзы, салат "Мешана" (помидоры, огурцы, лук, брынза), очень вкусно готовят супы и стоят они очень дешево.

Кстати, как во всех курортных городах, расположенных рядом с морем, темнеет в Балчике рано, буквально за 10-15 минут становится темно, часов в 8 вечера практически ничего не видно. А с учетом того, что туристический сезон уже практически закрыт, на улицах народ словно вымирает, ни звука, только море и чайки! Не знаю как для других, а для меня благодать!

17.09. 2007. Пикник "Орехи"

Утро. Завтрак. Опять крахмальные сосиски, холодный крупинками кофе, брынза, цветочный жидкий мед в маленькой упаковочке на одну чайную ложку, такого же формата джем, безвкусные хлопья, бррр... Единственное, что могло "согреть" в ресторане "Дионисополис" при нашем отеле, это развешенные на стенах старые репродукции с изображением Балчика, им по меньшей мере лет 100, очень увлекательно было разглядывать знакомые места и сравнивать с сегодняшней реальностью!

Хватит! Сегодня мы будем завтракать по-человечески! Пойдем на набережную! Ласковое утреннее солнышко уже проснулось, на небе ни тучки, небесная синева отражается в море и играет бликами на подмостках уютных ресторанчиков, расположенных преимущественно у самой кромки воды, их открытые подмостки уходят в море, если посмотреть на воду, то можно увидеть сотни рыбьих стаек, рядом на камнях расположились белые альбатросы, на горизонте видны разноцветные паруса! Романтика!

Сразу ложка дегтя... кроме всех этих красот, рядом у стола еще сидят своры котов, есть маленькие миленькие котята, есть трехцветные пушистые кошечки, есть матерые ободранные коты, но их десятки и все смотрят голодными глазами!!! И самое страшное в другом, за каждый кусочек пищи они готовы порвать друг друга в клочья, ведь они знают - сейчас сезон пройдет, туристы уедут и их ждет голод и это ужасно! Я до сих пор вспоминаю их мордочки с содроганием в сердце, потому что у большей части из них разодраны морды, уши, и самое жуткое - выцарапаны глаза! Естественно, большая часть моей порции уходила "под стол", за что я регулярно получала выговор от мужа, но как по-другому, ведь они хотят кушать! И я могу им помочь, хотя бы пока я здесь, а дальше... лучше об этом не думать!

Значит так, о плохом я больше не буду, коты - это единственное что навевает грустные мысли, в остальном все волшебно! Завтракали, иногда обедали и конечно ужинали мы теперь только в "Старата лодка"! У них шеф-повар маг и кудесник! Один раз мы правда попытались им изменить с другим ресторанчиком, но попробовав пищу, с позором бежали обратно, условившись, что теперь наши желудки всецело принадлежат этому месту! Очень советую: запеканку "Мусака", жареную белую акулу, на втором этаже у них готовят пиццу, да собственно у них все вкусно, уж если моему мужу угодили! Это дорогого стоит! (Перечитывая свою заметку, увидела, что уже дважды рекомендовала их, вот как они мне полюбились!)

После завтрака мы отправились в Автогара (стоянку рейсовых миниавтобусов), посмотреть маршруты, стоимость и периодичность движения, от "Лодки" нужно идти чуть вправо и наверх (собственно все подскажут) минут 10-15. Есть прямые автобусы до: Добрича (каждые 45 минут), Варны (30 минут), Каварны, Шаблы, Софии (8:45 и 21:15). Напротив Автогара стоит здание, в нем фруктово-овощной мини рынок, все дешево и вкусно, мы отоваривались там практически каждый день.

Кстати, отправляясь в Болгарию я купила разговорник (вот, дурочка), ни разу его не открыла, все отлично понимают и изъясняются по-русски, пожалуй, исключая молодое поколение лет до 20, они предпочитают по-английски, но мимо точно никто не пройдет, если вы попросите что-то показать или объяснить!

Днём мы гуляли по Балчику, было очень жарко, около 25 градусов, кстати мало кто знает из туристов, что город тянется вверх на очень много километров (мы шли в гору больше часа), но делать там откровенно нечего, стоят пятиэтажные старые дома или деревянные домики, в огородах гуляют ослики и гуси, как в деревне, на голову падают вызревшие каштаны! Да! Каштаны - это отдельная история, в Болгарии их очень много, целые парки, аллеи, к середине сентября они вызревают, и бессовестно норовят упасть на голову, спасения никакого нет.

Очень красив Балчик сверху, не нужно идти далеко, всего минут 20-25 вверх, и откроется потрясающий вид на море и город! Прямо дух захватывает!

Вечером мы отправились в сопровождении Зои на пикник "Орехи". От отеля мы ехали на машине минут 20, дальше мы увидели в национальном стиле украшенные ворота, ведущие на закрытую территорию, там нас встретили хлебом-солью, сфотографировали при входе (6 евро фото) и проводили через мосты на большую закрытую арену, где были расположены сцена и массивные деревянные столы, украшенные в болгарском стиле!

Блюд было великое множество, при большом желании, все мы бы не смогли попробовать, только салатов разновидностей 15, а сколько вина, закусок, булочек, и т.п. Горячее блюдо, я точно помню, поразило меня своими "габаритами" - половина курицы типа бройлер, зажаренная на вертеле, кажется в вине, конечно, с таким же количеством жареной картошки! Умереть можно от обжорства!

Пока мы лакомились шведскими столами, на сцене разворачивалось развлекательное действо: танцевальный балет демонстрировал национальные болгарские танцы, выступали жонглеры, акробаты, фокусники, иллюзионисты, певцы, кого там только не было! Даже мы потанцевать успели! Пока шло представление, фотограф обходил гостей и фотографировал их в ковбойской шляпе, фотографии получились очень яркими! Нам понравились.

Закончилось представление традиционно - хождением с иконой по раскаленным углям, кстати, до меня в Болгарию ездила моя подруга и на ее снимках - девушка, стоящая на раскаленных углях - полностью прозрачная, отчетливо видно стоящий за ней ряд людей! Любопытно! У нас так не получилось, но вздымаемые от прикосновения ступней (в абсолютной темноте) раскаленные угли производят должный шокирующий эффект, плюс соответствующая музыка! Однозначно, рекомендуем!

18.09. Pobiti Komani. Горный монастырь Аладжа

Еще 15 сентября, т.е. на следующий день после прилета, мы согласовали с Зоей расписание наших экскурсий на две недели вперед, очень удобно! Ведь не нужно забывать, что уже конец сезона, туристов уже не много (а тем более в Балчике), поэтому чаще всего наши экскурсии были индивидуальными, т.е. передвигались мы на легковом ам Ford Fokus I, в дороге водитель отвечал на интересующие нас вопросы, по прибытии сам оплачивал вход, а затем ждал нас столько, сколько нужно было нам, пару раз завозил в необыкновенно прекрасные места, понятно, что эти места известны только местным жителям. Было сразу несколько плюсов: нам делали громадные скидки в сравнении с ценами других экскурсионных бюро, и времени на месте было предостаточно, не нужно было торопиться.

Утром машина уже ждала нас у входа в отель, Зоя пожелала нам доброго дня и мы тронулись в путь... Первый пункт назначения - "вбити камни", природный феномен, как здесь его называют. На территории в пару километров стоят каменные изваяния самых причудливых форм и размеров, внутри они полы и насколько уходят своими "корнями" в землю приходится только догадываться, как сказал местный экскурсовод, была предпринята попытка вырыть один из каменных столбов, но углубившись на сотню метров в землю ученые так и не добрались до его начала.

Я как-то вообще не очень люблю камни, что в них может быть интересного?! Но вокруг этого места таится столько шокирующих научных явлений и мифов, что я решила, что посмотреть стоит для того, чтобы составить свое личное представление об этом месте. Итак, мое личное представление: камни действительно необычны, как всегда это "остекленевший" ракушечник, если хорошенько покопаться в порах этого столба, можно отколупать пару ракушек, как мне кажется очень-очень старых, уж не знаю, мне представляется, что они доисторические.

Место это находится на возвышенности, там безжалостно печет раскаленное солнце, спасение от раскаленного пекла песка я находила, вставая на маленькую плиточку столба, немного торчащую из песка, на пылающей жаром земле она прохладная, и это факт, значит столбы действительно зарыты глубоко!

Все говорят о том, что там удивительная энергетика, что каждый человек, приезжающий туда отдает весь свой отрицательный заряд и получает другой, чистый, т.е. по сути очищается. Может быть это и правда, т.к. после двухчасовой прогулки там, в машине я просто отключилась, абсолютно не могла справиться с собой, хотя в монастыре мне не хотелось спать и не чувствовалось никакой усталости.

После пересечения ворот с надписью "Pobiti Komani" к нам подошел местный экскурсовод с коробкой, в которой были фотографии этих самых камней, уселся на камень и произнес вступительное слово, которое видимо должно было произвело на нас должный эффект. Вел он себя чересчур инфантильно, говорил с видом человека, которого все здесь уже достало, показывая фотографию, он произносил "это слоник", "это пудель", "это дьявол", "а вот это щель, через которую может пролезть только безгреховный человек" и т.д. После его рассказа, мой супруг показывал на один из пары сотен камней и говорил "это слоник", "или может этот", "вот этот точно слоник"! Щель для безгреховных людей мы точно нашли, я пролезла до половины, по факту пролезть там может человек размера 42-46, который не боится оставить там пару лоскутков своей одежды и насажать на костюмчик пыли от песка. Муж не побоялся и я стала сразу объектом для подозрения!

Говорят, есть там чудесное место, где отключается вся видио- и фото аппаратура, не знаю, такого не видели, все исправно функционировало! Пожалуй, направляясь туда нужно взять с собой питьевой воды, бадану на голову, защитный крем и закрытые сандалики, от песка очень сильно печет, еще говорят там бывают змеи, понятно, что камни и песок их привлекают, еще там полчища маленьких противных мух, первое время от них нет спасения, а потом привыкаешь.

На песке видно очень много зигзагообразных полосок, как после змеи, заметив их, я начала нервничать, а потом мы увидели больших зеленых ящериц, это они оставляют такой след. Но лучше будьте осторожны! Зоя сказала "внимательно смотрите на песок, если увидите камень, который смотрит на вас и у вас есть желание его взять, берите, это будет ваш оберег", говорят там люди находят полностью драгоценные камни или с прожилками. На меня смотрели ракушки и я их исправно отколупывала!

После "камней" жажда была неимоверной, вода в местном ларьке была на вес золота (это буквально), пришлось потратиться. Водитель отвез нас к роднику (если смотреть на камни с дороги, то сразу направо за ними есть проселочная дорога, ведущая в небольшой лесок, там еще раз направо), там можно побыть ноги, руки, в общем смыть песок и пыль. Один раз съездить туда стоит, не уверена, что поехала, бы еще раз, хотя ...

Теперь мы направлялись в монастырь "Аладжа" (XII-XIV в.в.). Вышли мы на парковке рядом с монастырем и направились вверх по ступеням. У входа располагаются кассы, дальше помещение музея, катакомбы и непосредственно сам скальный комплекс Аладжа. При входе в грот музея играет очень торжественная церковная музыка, красиво... и создает соответствующее настроение.

Из прочитанного в музее: "Наскальные монашеские обители, выдолбленные и дополнительно оформленные в естественных пещерах, вдали от населенных мест, поражают исключительным разнообразием строительных методов и архитектурных решений. .... Здесь встречаются как единичные выдолбленные в скале кельи, так и большие комплексы, расположенные на двух и более этажах, связанные переходами, площадками, террасами и выкопанными в скале лестницами".

"Помещения скального монастыря выдолблены на двух уровнях, в отвесной в почти 40 метров высотой, известковой скале. На первом уровне расположены монастырский храм, монашеские кельи, трапезная и кухня, церковь для отпевания, крипта (гробница) и хозяйственные помещения. Второй уровень представляет собой естественную скальную нишу, в восточном конце которой устроена монастырская часовня. Связь между двумя уровнями осуществлялась по витой деревянной лестнице."

"Настоящее имя монастыря не известно. Название "аладжа", означающее "пестрый, разноцветный" - арабско-персидского происхождения и возникло вероятно в период османского владычества в болгарских землях".

"Приблизительно в 600-700 метрах западнее скального монастыря находится группа пещер, расположенных на трех уровнях, известных под названием Катакомбы. Лучше всего здесь сохранился второй уровень, который состоит из одного большого помещения неизвестного предназначения (возможно раннехристианская крипта), рядом - камера для пяти захоронений. Оба помещения связаны с раннехритсианским культом умерших. Доказательством этому является два врезанных в стенах креста с буквами "альфа" и "омега".

В музее выставлены обнаруженные в комплексе атрибуты церковной жизни и служения Богу, иконы, кресты. Все сопровождается описанием, в том числе на русском языке, сопровождающие здесь не нужны.

После музея, получив соответствующий настрой, мы направились в Катакомбы. Идти к ним одно удовольствие после жаркой пустыни с камнями, дорога проходит в тенистом леске. Понятно, что службы здесь не проходят (или может быть по особым датам), но меня всю дорогу преследовал запах ладана, хотя в музее я его не ощущала. Может это и был психологический настрой...

Внешняя стена Катакомб полностью увита зеленым плющом, сквозь оградительные решетки на окнах видно выдолбленные крипты, через большой грот можно туда пройти, я не рискнула. Понятно, что муж туда полез, пока он не вернулся я вся изнервничалась, над головой сотни тон скальных пород, под ногами шаткие от времени камни, лучше не лезть. На сами катакомбы по отвесному склону он тоже залез, принес чудную фотографию с видом на море.

Теперь направляемся к Аладже. У ее подножья разбит очень красивый сад, все ярко, празднично. На второй уровень комплекса ведет широкая, изготовленная из прочных металлоконструкций лестница, мне кажется она в ширину метров пять, высотой метров сорок. Все уровни ограждены прочным оградительным забором, выпасть не удастся, даже не старайтесь! : ) Свод пещеры весь в копоти, в стенах ниши для факлов и лучин, представляется, что там где сегодня стоит ограждение, раньше была сплошная каменная стена, и монахи пользовались исключительно светом от огня. На первом уровне в стенах отчетливо выделяются ниши для икон и места для установки свечей, все из камня - выступы для того, чтобы сидеть, принимать пищу, спать, по всей видимости даже самой примитивной мебелью здесь не пользовались. Каменные ступени внутри второго уровня ведут на первый, там находятся кельи.

Внутри есть еще одна лестница, раньше она вела на третий уровень в часовню, но сегодня она разрушена, поэтому нужно возвращаться назад на современную лестницу и подниматься наверх. На третьем уровне ближе к часовне из всех маленьких ниш горной породы, торчат маленькие записочки с просьбами, судя по количеству, народу здесь бывает много. С правой стороны от часовни висит маленький колокол, до него можно дотянуться без особого труда, и все приходящие сюда стараются ударить в него, на что незамедлительно появляется охрана, мы пробовали, ругаться - не ругается, но смотрят грозно!

У выхода из монастыря и внизу на парковке стоят сувенирные лавочки, цены приемлемые, продают вырезанные по дереву иконы (от 1500 руб.) и просто выжженные (от 30 руб.) от совсем маленьких до огромных. Национальной иконой в Болгарии считается Божья Матерь Троеручница, младенца поддерживают две руки и третья от святого духа. Также продается очень много именных икон.

На обратной дороге домой нас завезли на открытый утес, с которого открывался потрясающий вид на Албену и Балчик! Большое спасибо!

Ужин с жареной акулой, бутылкой вина, гулять и спать. Завтра новый день!

Лучшие туры в Болгарию!
ловкая
24 февраль 2009 г.
спасибо, очень объемный и интересный рассказ, очень жалко, что нет фотографий
Лучшие туры в Болгарию!
Выгодные цены по акции Раннее Бронирование!
Удобные способы оплаты, туры в кредит, страхование