Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Сразу прошу прощения у тех, кто привык видеть мои истории не занудливыми. Данная - вопиющее исключение, да еще достаточно здоровое по объему. Возможно, кому-то нижесказанное покажется махровым дилетантизмом, но тешу себя надеждой, что кому-то и на пользу пойдет. Ради этого и писал, собственно...
Выбор гаджета
Решение принято – в этот раз едем в Египет исключительно для подводного фототренинга. Слишком уж много было бестолковых случайных попыток притащить из-под воды хоть что-то путное – но все попытки эти были если и не безуспешными, то маловразумительными. Хотя не только одноразовые пленочные мыльницы пользовал, но и до легендарного Nikonos-5 дело доходило. Разок. Это загадка – почему профессионально занимаясь «надводной» фотографией, прекрасно понимаешь, что только наличие топовой камеры в руках еще не означает, что картинки будут хорошими. Под водой же все хочется свалить на несовершенство аппаратуры – а вот была бы камера в боксе, да пара вспышек на кронштейнах, и я бы эту рыбу... И эту! И во-о-он та тоже бы позировала, как миленькая.
Но опыт в нужный момент шепнул – для того, чтобы учиться снимать под водой, достаточно малого. Веское слово в дискуссии сказала и жаба – тратиться на игрушки, с которыми развлекаешься два-три раза в год, стоит лишь тогда, когда поймешь, как ими правильно играют. Попросила слова лень. Ее доклад сводился к тому, что чтобы там хозяин не навыдумывал, а она ездит на юга отдыхать и таскать двадцать лишних кило аппаратуры она не намерена.
Итак, решение простое: съемкой займемся, но без фанатизма, то бишь без особых трат. Теперь нужно сформулировать техзадание на то, что будет использовано для съемки. Очень соблазнительно было купить мягкий бокс Эва-Марин, затолкать в него зеркалку со вспышкой сверху и типа не знать горя. Но зеркалку стало жалко, хотя опыт предшественников креста на этой идее не ставил. Мысли есть, но о них позже. Покупка специализированной подводной камеры типа Sea&Sea была отвергнута жабой. Безбоксовые цифромыльницы Olympus и Pentax пришлось отбраковать, поскольку 10 метров вовсе для меня не предел, а нырять с оглядкой, как бы не «провалиться» ниже критичной для камеры глубины, вовсе не хотелось. Остались бокс или мягкий чехол для цифромыльницы. В доме две мыльнички – вполне адекватный 950-й Canon Ixus и игрушечный Nikon Coolpix L4. К обеим подходит мягкий Dicapak 100, который и был куплен. Главный и сразу выяснившийся минус – его тубус экранирует вспышку, треть поля кадра не освещается. «Дикий пак» оставлен в запас – скажем, на рафтинге снимать. Начал шукать бокс. Для Кэнона ни у кого нет, а вот для Никона, как ни странно, нашелся – он был один-одинешенек в магазине Foto.ru на «Горбушке», и продавец Игорь радостно улыбался, расставаясь с этим неликвидом. Но скидки не дал.
Итак, имеем плохонькую камеру с минимумом настроек, но способную погружаться на любую доступную мне глубину. Имеем ныряльную подготовку выше средней. Имеем определенный набор знаний, которым обладает дайвер-эдванс, и опыт ныряния в восьми или девяти разных морях. Для первого «нормального» раза должно хватить.
Выбор места
Изначально нацелились на Дахаб, за неделю заказали отель у «Норда», но за три дня до вылета «Норд» ответил – дахабский «Тропитель» места не подтверждает, так что или Crowne Plaza в Шарме, или вообще ничего. О «Крауне» много всего разного пишут, но риф вроде как хвалят все. Значит, пусть будет «Краун Плаза».
...Риф действительно оказался хорош и, что главное, удобен. Коротенький плавающий понтон с одной стороны пляжа, трехметровый бетонный мосток через риф с другой позволяли обплавать и обнырять довольно большое пространство – включая рифы соседних отелей.
Первый нырк
Ну, с Богом. Первые настройки на камере я сделал с учетом макросъемки, прекрасно понимая, что с масепусенькой вспышкой снимать придется практически в упор. Да и взвеси в воде было многовато – при том, что видимость была метров 25. Плыву, держа бокс в руке. Мониторчик маленький, да еще и отсвечивает – увидеть на нем хоть что-то весьма проблематично. Приходится снимать, просто направив объектив на выбранную рыбу. Тут нас ждет первая засада. Мы все прекрасно понимаем, что «вода увеличивает», то есть граница воды и воздуха работает, как положительная линза. Но что только что бывший 35-мм объектив внезапно становится минимум полтинником, в голове не укладывается. Просмотр первого заплыва дает грустные результаты – либо вообще не попал в рыбу, либо ухватил какие-то фрагменты, а если рыба целиком – то чаще в нерезкости, поскольку в режиме макро камера очень лениво фокусируется на удаленные объекты. Главная проблема – большой лаг затвора, то есть время, которое проходит между нажатием кнопки и срабатыванием затвора. Второе неудобство – после съемки кадр «переваривается» секунд десять. Потому простейшая (умозрительно) операция – поднырнул, сделал несколько кадров, всплыл – становится в реале довольно вялой. Увидел нужную рыбу, нырнул, как-то постарался выбрать ракурс, нажал на кнопку, увидел, как очередная рыба, посчитав, что птичка вылетела, считает себя свободной и отправляется по делам, проводил ее камерой до момента, пока пыхнет вспышка... Что такое десять секунд и почему не подождать, пока камера не будет готова, там же? Потому, что плавучесть у нас, к счастью, положительная. Есть возможность – вцепишься в какой-нибудь выступ. Нет возможности – всплываешь. Беда в том, что «фотать» ярконьких рыб, снующих поверх рифа, можно без проблем. Минут пятнадцать. А как надоест – придется нырять, ибо самое интересное там, во глубине...
Короче, первый день меня сильно раззадорил. Неужели не смогу присобачиться ко всем этим условиям? Неужели окажусь тупее камеры?
Переворот в подводной фотографии
Режим макро я убрал. Вспышку оставил – при ярком свете если ее роль и минимальна, то хотя бы подскажет, что команда «спуск!» не только прошла, но и исполнена. Осталось научиться прицеливаться. Ведь если снимать «с запасом», с большего расстояния, то подсвеченная вспышкой взвесь просто убьет всю картинку. А если компоновать кадр на максимально близком расстоянии, то как это сделать с убогим мониторчиком? Лежу вечером на койке, разглядываю бокс и думаю – а нельзя ли выступающее ребро под объективом использовать, как прицел? Правда, камеру придется перевернуть – ну да не беда.
С утра начал пробовать. Вначале просто смотрел из-под бокса, направляя ребро под рыбу. Традиционно едва не стелился пузом по дну, чтобы не с макушки живность снимать, а в глаза. Но все по-прежнему: один корявый кадр сделаешь - и приходиться всплывать, тратить время на несколько вдохов, да еще следить за объектом. Кажется, спасибо надо сказать лайон-фишу, распушившему крылья в расселине рифа. До поверхности – метра три, до дна – полтора-два. Технология такая: ныряю до дна, подплываю к стене рифа и медленно всплываю. Как только появляется «карман», в котором расселся лайонфиш, навожусь и жму на кнопку. Спустя секунду камера срабатывает, но поздно… Где-то на третьей-четвертой попытке мне это надоело – и я просто нырнул вертикально вдоль стены. Показалось непривычным зависнуть вниз головой. Зато удобно – подрабатываешь потихоньку ластами и замираешь в любой точке, никуда не всплывая. Так, где ты, голубь сизый? Наконец-то мне удается, не расставаясь с объектом съемки, сделать два кадра.
Не знаю, может изобрел велосипед, но до собственного открытия «метода съемки вверх ногами» ни о чем подобном не слышал. Кто воспользуется – обязательно вспомните меня добрым словом.
В дальнейшем метода была усовершенствована. Оказалось, что вниз головой можно спокойно обследовать всякие щели-пещерки у подножия рифа, достаточно чуть наклонить корпус – и ты уже не висишь в одной точке, а плавно перемещаешься в нужном направлении. Трудность, она же опасность, одна – надо смотреть и запоминать все выступы и карнизы, в которые можно врезаться при всплытии. Зато преимуществ – уйма, и главное – возможность не всплывая оставаться на любой из доступных глубин довольно продолжительное время.
Просто снорк
Осмелюсь дать еще пару ныряльных советов. Для людей опытных они достаточно просты, но, как показали наблюдения за коллегами по рифу, не общеизвестны. Хорошо продышавшись и глубоко вздохнув, уходим в глубину практически вертикально – даже если объект заметно впереди. Поднырнуть на метр гораздо сложнее, чем нырнуть на три-четыре, зад остается на поверхности, а ласты беспомощно молотят воду. Так что если заметили что-то интересное даже на небольшой глубине, ныряйте с запасом и всплывайте уже в нужном месте. Как только начинает давить уши, зажимаем пальцами свободной руки нос и дуем в него, пока боль не пройдет. Если не проходит – все, всплываем. Значит, что-то с ухо-горло-носом. Насморк, к примеру, или евстахиевы трубы не в порядке. Можно попробовать еще раз, но предельно аккуратно – продуваться под водой не у всех сразу получается. Ежели все в порядке, то продолжаем погружение и продуваемся еще по мере необходимости. Глубина, на которой снимаете, ни в коем случае не должна быть для вас предельной. Не спешите бить рекорды, особенно в первые два дня. На то, чтобы «приныряться», нужно время. Всплывать резко нельзя – и для ушей вредно, и для тех, кто разглядывает рыбок с поверхности (если в них врезаться). Поднимаемся медленно и при этом либо оглядываемся вокруг, либо всплываем под углом – тогда хорошо видно, что в точке всплытия никого нет. Если то, что снимали на дне, требует еще погружений, не забываем следить и за объектом. Короче, сумасшедший дом – по Москве с завязанными глазами ездить проще.
Я бы не рекомендовал одновременно учиться нырять и снимать, оба занятия требуют максимальной концентрации. Потому осваиваем камеру при обычном плавании поверху, благо там всяких рыб-бабочек, рыб-хирургов, рыб-попугаев и назойливых абодефдуфов (так, кажется?) предостаточно. И света много, и краски ярче. Но в глубину обязательно потянет, поверьте. И между съемками на поверхности выбирайте время для ныряльных тренировок. Без камеры, но держа в уме, как и что тут будете снимать.
Техника безопасности проста – ничего не трогать, особенно кораллы – несколько разновидностей относятся к огненным и жгут похлеще крапивы. Если это произошло – немедля бежим в бар и поливаем свеженькие волдыри лимонным соком. Если слышите приближающийся звук мотора, старайтесь всплывать как можно ближе к рифу и уж, как минимум, внутри буйков, огораживающих купальную зону.
Резюмируя жалкий опыт
На мой взгляд, простенькая «цифра» с любым видом защиты от воды – оптимальный агрегат для освоения первых навыков. Да, в брак уходят больше половины картинок – и это только по техническим критериям, а если оставлять действительно удачные снимки – то сразу смиритесь с тем, что их будет мало. Зато результат виден сразу, можно вносить коррективы и в настройки камеры, и в технику съемки уже на следующий заплыв. Отправляться на съемку лучше с не снимающим напарником – и больше вероятность обнаружить что-то интересное, и безопаснее, и есть кому следить, куда удрал и где зарылся скат, пока вы всплывали.
Чем широкоугольнее будет у вас объектив, тем больше вероятность получения более-менее удачных снимков уже при первых экзерсисах. При съемках глубже пяти метров вспышки «мыльницы» хватает исключительно на дистанцию «в упор», все, что дальше, будет сине-зеленым. Что вовсе не значит, что будет плохим. Впрочем, насколько удачен был мой первый опыт системного подхода к подводной фотографии, можно судить по снимкам. Все они далеки от идеала, но некоторые из них мне самому нравятся. Два-три-четыре – но и из «надводных» съемок в поездках редко привозишь большее количество действительно хороших карточек. Хотя просто добротных – десятки. Но на суше я худо-бедно, а лет сорок-то снимаю, так что и под водой есть куда расти.
Теперь о перспективах. Бокс FantaSea FL - 4 с никончиком себя еще не исчерпал - даже матерясь, из этого комплекта еще многое можно выжать. Но если идти к качеству, то о задержке срабатывания камеры надо забыть. Зеркалка? А почему нет? Вначале я говорил, что кое-какие бюджетные соображения были. Теперь охота попробовать упаковать зеркалку в мягкий бокс, тем более, что дома без толку пылится Кэнон-300, пленочный. Его не жалко, на него можно поставить любой недорогой широкоугольник Красногорского завода за 1,5-2 тысячи… Пленка-проявка-сканирование – это тоже траты, конечно, но не сопоставимые с покупкой серьезного бокса для цифровой зеркалки. А качество с пленки уж куда лучше цифрового. Так что если все сложится, постараюсь освоить эту комбинацию. Но начинать с нее я бы не рискнул – слишком нежная конструкция, чтобы с ней учиться.
И еще раз уточню – все мои размышления касаются исключительно снорклинга. В дайвинге совсем другой темп и совсем другая техника. За те 40 минут, за которые неспешный обстоятельный дайвер высосет свой двадцатилитровый баллон и одолеет 500-700 метров, шустрый снорклер успеет обнырять пару километров побережья и снимет вчетверо больше. Расход энергии, конечно, гигантский – никогда я еще в отпуске так не уставал. Так что если вы еще не определились с подводной фотографией, то смело переориентируйте ту часть бюджета, что запланирована на фитнес, на покупку бокса. Эффект будет тот же, а уж удовольствия - вдесятеро больше!
Идеальный спокойный отдых в ОАЭ!
Горящие туры, интересные акции каждую неделю -торопитесь!
Бонусная программа, страхование от невыезда
Офисы продаж по всей России
Тел.: (499)215-05-60, сайт - www.1001tur.ru
Интересно, а рекомендация автора "метода съемки вверх ногами" все еще в силе?
P.S. Звезды с мобильника все еще не работают
Вы так говорите, будто фотографировать вниз головой представляет какие-то трудности. Если сноркаете давно, то просто попробуйте при случае - вполне возможно, и у вас половина подводных фотографий в исходниках станет "вверх ногами" :) Это удобно, это не требует какого-то дополнительного снаряжения и, в конце концов, это безопаснее.
Грузы я тоже использую, но только если плаваю в гидрокостюме.