Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Пособие по борьбе из древнего мира
На восточном берегу голубого Нила к северу от города Малави среди бесплодных скал находится некрополь гробниц XI–XII династий Бени-Хасан. Свое название он получил от одноименного арабского племени. Добирался я до этого места на такси в сопровождении двух полицейских. Подъехали мы как раз в полдень, когда нещадно палило солнце. Входной билет на территорию комплекса, который расположен в 20 метрах над уровнем реки, стоит 30 египетских фунтов. Здесь находятся 39 усыпальниц правителей этой области и сотни более скромных гробниц, размещенных выше.
И лишь в 12 богато украшенных гробницах, из которых для посещения обычно открыты лишь четыре, сохранились разноцветные настенные росписи. Ради них я и приехал в такую египетскую глухомань.
Одной из характерных особенностей этих гробниц являются высеченные в скале внешние портики, ведущие во внутренние помещения. В некоторых усыпальницах также имеются ниши со статуями (или что там от них осталось) умершего и его семьи. Одно плохо — нигде нет освещения, так что рассматривать росписи приходилось в полутьме.
Первая точка моего маршрута — гробницы Хети, монарха времен XI династии, и его отца Бакти III. Туда мы отправились вместе со смотрителем, который открывал двери гробниц. Обе усыпальницы почти идентичны по архитектуре и настенной живописи. Заметил одну особенность: настенные росписи в них делались поверх известнякового раствора, при помощи которого выравнивали бугры и углубления скальной поверхности. Квадратный зал в обеих гробницах был разделен колоннами (правда, не все из них сохранились) в виде пучков лотоса. Сразу привлекают внимание многочисленные сцены борьбы на восточной стене — это своего рода пособие по единоборствам. Ряды рисунков наверху на северной стене изображают загонную охоту в пустыне, а внизу — цирюльника, ткача, плетельщика, танцовщиц и девушек, играющих в мяч. На южной стене видны бытовые сцены, жертвоприношения и труд земледельцев. Весьма интересны и познавательны рисунки, где молодежь играет в мяч.
В немного более древней гробнице Аменемхета, по прозванию Амени, на задней стене в культовой нише можно увидеть статуи правителя, его жены и матери. Там же, неожиданно для себя, обнаружил эффект эха: пробовал с разных углов — все подтверждается.
Также на стенах усыпальницы хорошо сохранились сцены охоты, рыбной ловли, сельских работ, спортивных соревнований и акробатических танцев. Самые известные из фресок — кормление антилоп из гробницы Хнумхотепа III и подношение погребальных даров, а также зарисовки из загробной жизни.
Самая знаменитая — гробница Хнумхотепа III. Длинная биографическая запись в нижней части культовой камеры рассказывает историю правителя и его семьи, а заодно повествует о его владениях. Очень живые картины выше человеческого роста изображают Хнумхотепа III за ловлей птиц и за рыбалкой. Прямо над ними расположено очаровательное Птичье дерево, на ветвях которого сидят различные представители «летающего племени». Но все же самой знаменитой сценой усыпальницы по праву считается большой караван семитов в центре северной стены. На ней изображена группа из 37 бедуинов — мужчин, женщин и детей, отличающихся от египтян пестрыми одеяниями и прическами.
К греко-римской эпохе относится и маленькая скальная часовня, на карнизе которой сохранился картуш с именем Птолемея Александра II. Как пояснил смотритель, в коптскую эпоху в некоторых скальных гробницах жили отшельники, оставившие надписи на стенах. В гробнице Нечернахта сохранился старый коптский алфавит: очевидно, здесь когда-то была школа. Гробница неподалеку, по-видимому, служила церковью. На берегу Нила, у подножья скал, лежат живописные руины покинутой арабской деревни.
На обратном пути заехали на древнее кладбище Завиет-эль-Майитин («Край мертвых»). Этот погост, где хоронили усопших со времен древнеегипетских фараонов, как сообщил здешний смотритель, самый большой в мире. Его длина – более 12 километров, ширина – 9 километров. Здесь нашли вечный покой представители разных религиозных конфессий: мусульмане, копты-христиане, почитатели сонма древних богов - язычники. По традиции местные жители посещают могилы своих предков в дни полнолуния в определенные месяца.
С мечтою о вечном
Осматриваем развалины города солнца.
Стремление человека к новому, неизведанному — старо как мир. Одни из нас фантазируют, придумывая несуществующие образы, и лишь выстраивают воздушные замки, другие — идут напролом и ценою огромных усилий воплощают свои мечты в жизнь. К числу первых относится итальянский мыслитель философ-утопист Томмазо Кампанелла с его произведением «Город солнца», ко вторым - можно смело причислить древнеегипеского фараона-реформатора из XVIII династии Эхнатона. Это самый необычный правитель в истории Египта. От многобожия этот высокородный бунтарь смело шагнул к единому богу Атону — «единому всеозаряющему животворящему Солнцу» и объявил себя его верховным жрецом. А также построил город Ахетатон ("Горизонт Атона"), куда впоследствии и перенес из Фив свою резиденцию и столицу царства. Туда я и направился (рядом с арабским поселением Телль-эль-Амарна), чтобы осмотреть городские руины, где некогда правил царь-революционер Эхнатон («Угодный Атону») вместе со свое женой прекрасной Нефертити. Несмотря на раннее утро деревня уже проснулась: женщины, закутанные в платки, спешили куда-то по своим делам, мужчины, словно объявили сбор, собрались у местной кофейни и вальяжно, никуда не торопясь, покуривали кальяны. Кажому свое. И почти никто из местных не обращал внимание на наше потрепанное «Жигули», которое пылило по проселочной дороге.
На восточном берегу Нила в широкой долине, окруженной неприступными скалами, в стародавние времена была возведена новая столица Ахетатон. А на одной из 14 пограничных стел, которые окружали поселение, даже сохранилась клятва фараона никогда не переступать этих границ. Сегодня в этом месте среди немногочисленных развалин гуляет лишь раскаленный обжигающий ветер, да клубы пыли "гоняют" по пустырям.
Как я заметил, городская планировка по тем временам была очень демократичной. Территория обширная — никаких ограничительных барьеров. Поэтому застраивали поселение в основном домами усадебного типа. Планировка как бедных, так и богатых зданий не отличалась разнообразием. По свидетельству археологов, постройки во многом были похожи друг на друга. Единственным существенным отличием бедных домов от богатых было то, что к первым не пристраивали молельни, хозяйственные службы и помещения для рабов.
Как удалось узнать из письменных источников, в центре города находился дворец — самое большое гражданское здание. Площадь его составляла 700x300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями. В центральном квартале находилась канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички — Тель-эль-Амарнский архив, в западной части — полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. Севернее находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, чуть дальше в горах — царский некрополь. Рабочие, которые там трудились, жили в квартале с узкими улицами и тесными домами, окружённом высокой стеной с одними воротами. В окрестностях Ахетатона, на западном берегу Нила, были обнаружены 24 каменные усыпальницы, большинство из которых остались недостроенными.
После ранней смерти Эхнатона, ему еще не исполнилось и 35 лет (некоторые исследователи древнеегипетской истории даже предполагают, что он был отравлен недоброжелателями), новые фараоны сделали все, чтобы вычеркнуть из истории память о своем предшественнике и его новом боге. По приказу Херемхеба началось уничтожение Ахетатона, к тому времени уже и так окончательно покинутого. Прекрасный город разрушили до основания. Потом это место на несколько тысячелетий укрыл песок пустыни. И лишь в 1880 году здесь начались масштабные раскопки, явившие миру это чудо света.
Реализм по-древнеегипетски
Осматриваем усыпальницы города-солнца Ахетатона.
В разных местах ущелий, что обрамляют развалины солнечного города, расположены Северный и Южный некрополи, где в скалах вырублены гробницы видных сановников, служивших при дворе Эхнатона. По древней царской дороге на такси я посетил поочередно каждый из них.
Отличительная особенность: входы в усыпальницы вельмож сделаны в виде портиков. Каждая гробница состоит из длинного прямого коридора и одной-двух комнат. Стены всех помещений покрыты рельефами, в проходах высечены иероглифические надписи и коленопреклоненные фигурки владельца гробницы и его жены. Рельефы гробниц дают нам представление о будничной жизни того времени. Но прежде всего они свидетельствуют о грандиозной революции в древнеегипетском искусстве, произошедшей во времена религиозной реформы: художники и скульпторы с позволения фараона Эхнатона отбросили устаревшие каноны и стали изображать мир таким, какой он есть — произошел стремительный поворот к реализму.
Сначала на таксомоторе мы двинулись в северном направлении. Безжизненная каменистая пустыня, напоминающая лунный пейзаж, подпирала скалы, где нашли последнее пристанище приближенные фараона. Протяжно заскрипела тяжелая металлическая дверь, открываемая смотрителем, луч света, ворвавшись в темную гробницу верховного жреца Мери-Ра I, потревожил спящую ящерицу, которая шустро юркнула в малоприметную щель. Подсветка в этой, а также и в других усыпальницах не предусмотрена, так что советую заранее припасти электрический фонарик. Так как я не обзавелся дополнительным источником света, то пришлось довольствоваться только тем освещением, что проникало через открытую дверь (благо был день). В главном помещении гробницы сохранились две оригинальные колонны в форме связок папируса. На стенах можно увидеть сцены награждения Мери-Ра I, выезд царской семьи из дворца и изображение Эхнатона на колеснице. Как и в других местах, лицо царя и знак Атона (бога солнечного диска) были безжалостно сбиты. Привлекает внимание рельеф, находящийся у самого пола в углу, где реалистично изображены слепые нищие, ждущие подаяния.
Затем я посетил гробницу писца Яхмоса. Здесь на рельефе изображены фараон Эхнатон и Нефертити, едущие на царской колеснице. Они увлеченно беседуют, откровенно любуясь друг другом, и им без разницы, куда везут их кони. Еще одна точка моего маршрута — усыпальница дворецкого царицы Тэйе по имени Уйа. За бакшиш мне удалось сфотографировать здесь несколько фресок царской семьи.
Вообще, отличительной чертой гробниц города-солнца является то, что здесь главным действующим лицом были фараон и его семья, а усопший являлся второстепенным героем изображений. Связано это прежде всего с тем, что большинство вельмож Эхнатона были выходцами из социальных низов, полностью зависели от правителя, и потому милости фараона были для них показателями их статуса.
Заключительным этапом вояжа по Ахетатону стало посещение Южного некрополя. В недостроенной гробница Эйе, приближенного Эхнатона, сохранилось много прекрасных рельефов, показывающие внутреннюю жизнь дворца. Много позже в зрелом возрасте после кончины Тутанхамона он унаследовал престол и стал последним фараоном XVIII династии. На стенах его последнего приюта можно увидеть фреску с многокомнатным гаремом Эхнатона, где женщины танцуют, играют на арфах, делают прически. Вот Эхнатон с балкона одаривает счастливого Эйе. Здесь же сидит Нефертити с дочерью на коленях.
Однако, как полагают археологи, лучшие изображения семьи фараона сохранились в гробнице начальника полиции Маху. На росписи предстает царская семья, едущая в колеснице. Фараон целует Нефертити, а их дочь Меритатон палкой погоняет коней. Перед колесницей бегут Маху и еще пятнадцать стражников. На другом изображении показано, как начальник полиции поймал чужеземных шпионов. Идет допрос, и в это время его подчиненные раскаляют на жаровне орудия для пыток.
Отдельно от усыпальниц придворной знати, более чем в четырех километрах от города, на границе с пустыней стоит одинокая гробница. К ней ведет каменистая дорога. Предположительно это место последнего пристанища самого фараона Эхнатона (его мумию так до сих пор и не обнаружили). Эхнатон прожил в Ахетатоне одиннадцать лет. Здесь он и умер. Возле каменной лестницы располагается вход в меньшую усыпальницу: здесь покоились останки рано умершей царской дочери Меритатон.
Холм, с которого началось сотворение мира
Как вы считаете, откуда у древнеегипетских гробниц появилась пирамидальная форма? Их прообразом, согласно одной из легенд, стал первый холм на земле, возникший из океана перевобытного мрака и небытия.
Чтобы увидеть это место, я на поезде из Каира добрался до города Эль-Минья (Средний Египет), затем на частном такси в сопровождении полицейских отправился по новой дороге, проложенной вдоль восточного берега, на встречу с неизведанным. Почему в сопровождающих у меня были два стража порядка, одного из которых, кстати, звали Саддам Хуссейн (как он пошутил «я номер второй»)? Неспокойно в тех местах было раньше: религиозные экстремисты иногда буянили да постреливали в представителей власти, бывало что и туристам доставалось «горячего», вот местные власти и решили обезопасить путешественников. Позже я выяснил, что второй «коп» поехал с нами за компанию. Передвигались мы на старенькой раздолбанной «копейке» (ВАЗ-01), которая хоть и нещадно дребезжала во время движения, но исправно несла все тяготы нашего вояжа. Во второй половине прошлого века, когда СССР и Египет крепко задружились, отечественный автопром нашел в этой арабской стране приличный рынок сбыта. И ведь бегают до сей поры по знойным пустыням и пыльным улицам египетских поселений наши ретро-автомобили. Следуя рекомендациям попутчиков, я оделся по-простому, чтобы не привлекать излишнего внимания аборигенов. Даже накрутил на голову «арафатку» (шейный мужской платок).
На противоположном западном берегу Нила, куда после обеда мы переправились на пароме, у небольшого селения Эль-Ашмунейн находятся величественные руины Гермополя. Согласно одному из древних мифов, именно здесь с первоначального холма началось сотворение мира, в котором мы с вами живем до сих пор.
Так, согласно преданию, солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, из «лотоса, возникшего в начале времен... священного лотоса над великим озером». Эта легенда в дальнейшем получила широкое распространение. Неоднократно археологи находили изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем — солнечным богом. Подобные картины из стародавних времен встречаются вплоть до римского периода, показывая, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.
Миновав пыльную арабскую деревушку и свернув с главной дороги, мы попали в музей древнего искусства резьбы по камню под открытым небом, вход в который бесплатный. Нас встретили две огромные, сделанные из песчаника статуи бабуинов. Эти каменные колоссы некогда поддерживали потолок храма Тота, выставляя напоказ свои фаллосы (напрочь отбитые в эпоху раннего христианства борцами за нравственность). Храм, возведенный Рамсесом II, стоял внутри большого участка, в самом центре священного города, жители и паломники которого поклонялись богу Луны (Тоту). В египетской мифологии ибисоголовый Тот был богом-писцом, ведущим счет лет, а также покровителем науки и знаний.
С раннединастических времен Гермополь играл роль культового центра, где на вершине первородного холма появился бог Солнца. Местное жречество выработало сложную космогоническую систему, известную под названием Гермопольская Огдоада, или Великая восьмерка. И хотя древние египтяне называли город Хемену, в историю он вошел под эллинистическим именем — Гермополь, как производное от греческого бога Гермеса.
Сколько ни оглядывался, ничего особо примечательного на месте сотворения мира не заметил: лишь каменные насыпи да скудные развалины. Пожалуй, только пару десятков гранитных колонн, стоящих немного южнее, привлекают внимание. Они были установлены на этом месте археологами. Некогда колонны, как утверждают историки, принадлежали древнегреческому храму, а позже поддерживали перекрытия коптской базилики V века.
Когда я приблизился к руинам, вдруг откуда-то из небытия «нарисовался» охранник в галабее с большой берданкой, который неспешно направился в мою сторону. После разговора с полицейским он остался стоять невдалеке, зорко наблюдая за происходящим. Продираясь сквозь цепкие колючки, что в изобилии растут в окрестностях, я обошел вокруг колонн, пофотографировал их и засобирался в обратный путь. До захода солнца надо успеть попасть в некрополь Туна-эль-Гебель, а затем на паром, иначе придется заночевать на этой стороне реки.
На встречу с богом-писцом Тотом
После посещения Гермополя я отправился в некрополь Туна-эль-Гебель, рядом с которым расположена одноименная деревня. Путь в основном пролегал по каменистой пустыне. На полпути обратил внимание на стелу, которая является неотъемлимой частью утеса. В прошлые времена она отмечала границу древнего города Ахетатона, который основал фараон-реформатор Эхнатон. По каменной лестнице, полузанесенной песком, поднялся к скале. Стела оказалась «запечатанной» толстым стеклом, по всей видимости, пуленепробиваемым. На ней — изображение Эхнатона, его жены Нефертити и их дочерей. Царская семья, подняв руки по направлению к небесному светилу, здоровается с солнцем, которое протянуло к ним свои лучи… с ладошками. Картина прекрасно сохранилась и произвела на меня неизгладимое впечатление.
Название «Туна» по одной из версий может происходить от древнеегипетского слова «заяц», по другой — обозначать место, где собираются стаи ибисов. На протяжении тысячелетий это место было культовым центром, куда со всех концов страны стекались паломники, чтобы поклониться богу Тоту. Обычно это божестово изображали в виде человека с головой ибиса, но иногда Тот также принимал облик бабуина (мужского пола) с напряженным большим половым органом.
Местные жрецы бальзамировали тела священных ибисов и бабуинов. По самым скромным подсчетам, например, только одних птиц было принесено в жертву около двух миллионов. Сегодня это обширное место ритуальных захоронений скрыто под огромной толщей песка. Чтобы попасть на территорию комплекса, заплатил за билет 20 египетских фунтов.
На выходе недалеко от дороги обнаружил развалины некогда величественного храма Тота. Сейчас на этом месте лишь несколько колонн да жалкие обломки каменных перекрытий. Окрестности густо усыпаны глиняными черепками, которые покрыты паутиной древности. Украдкой подобрал один из них (красноватого цвета) — на память. Также неплохо сохранилось полуразрушенное кирпичное сооружение над источником, который снабжал некрополь чистой водой.
Впечатляет усыпальница верховного жреца тамошнего главного храма Петосириса, относящаяся к 350 году до н. э. Смотритель милостиво, за взятку, позволил запечатлеть на фотокамеру настенные росписи. Так, стены вестибюля гробницы с обеих сторон украшены бытовыми сценами, глядя на которые можно узнать, как раньше возделывали землю, доили коров, собирали урожай, шили одежду, занимались изготовлением кирпичей и приготовлением вина. Внутри в полутемном помещении находятся зрелищные картины из «Книги врат» и «Книги мертвых». А на самой яркой фреске изображены бабуины, женщины и кобры, олицетворяющие временные циклы. Также интересны сцены с нубийцами и изображения самого Петосириса.
Еще в одной гробнице находится полуразложившаяся мумия (по свидетельству источников из российского Интернета) молодой женщины Айседоры, утонувшей в водах Нила около 120 года до н. э. Жертвы реки, оказывается, после своей кончины обретали святость, и их в прошлом хоронили со всеми почестями. Но меня туда почему-то не потянуло. Попив воды, засобирался в обратный путь — пора на речной паром. Завтра отправляюсь в Луксор. Но об этом в следующем материале.
ХАБАР.
Идеальный спокойный отдых в ОАЭ!
Горящие туры, интересные акции каждую неделю -торопитесь!
Бонусная программа, страхование от невыезда
Офисы продаж по всей России
Тел.: (499)215-05-60, сайт - www.1001tur.ru
никто трогать не будет.
Вот только не могу понять... Разве нужно говорить "НА Египте"? Может, всё-таки "В Египте"? Я не придираюсь, просто как-то глаз резануло. :)