Отзыв написан: 29 июля 2013 г.

Побывав на Мадейре однажды, будьте уверены, что Вы обязательно захотите туда вернуться.  Мы пробыли на этом острове всего четыре полноценных дня, и убедились, что это  катастрофически мало для столь дивного места.
   Остров совсем небольшой, всего 57х22 км в самом широком месте, общая площадь береговой линии около 150 км, но он отличается огромным разнообразием  природных красот. Можно за короткое время побывать в разных климатических поясах - от арктической пустыни до субтропиков, и для их покорения совершенно не нужно терпеть  множество лишений, в отличие от путешествий по "диким" местам России, они доступны, так как на Мадейре уже давно проложено множество пеших маршрутов вдоль левад (оросительных каналов для стока дождевых вод с гор),  и построены  неплохие автомобильные дороги, некоторые участки  которых соединены тоннелями.
          Считается, что архипелаг Мадейра, где Мадейра- самый большой остров, был открыт моряками Генриха-мореплавателя в 15 веке, в начале эпохи Великих географических открытий, но по другим сведениям, на тайные морские карты Ордена крестоносцев она была нанесена уже в 13 веке. Когда-то Мадейра вся была покрыта субтропическими лесами, но их выжгли, чтобы разбить плантации сахарного тростника.
Морякам, отправлявшимся в дальние странствия с берегов Мадейры, было поручено привозить ростки растений из тех мест, которые впоследствии стали португальскими колониями: из Южной Америки, Западной и Центральной Африки, Западной Индии, Юго-Восточной Азии. И теперь на этом райском острове с мягким климатом, где температура летом редко поднимается выше 30 градусов, зимой же - не опускается ниже 15,  буйно цветут и благоухают растения со всего света.
    Как  курорт Мадейра известна более 200 лет, но из-за своей  удаленности от Европы и дороговизны не стала курортом массовым.
  Международный аэропорт столицы Мадейры- Фуншала, стал не так давно принимать рейсы и из России. Из Лиссабона и Порту в Фуншал отправляются несколько рейсов в день.
  Мы улетели  из Лиссабона поздним рейсом, и в час ночи уже оказались в Фуншале, отеле "Baija Azul". Вид из номера  на океан:
Отель неплохой, соответствует  4-м звездам, в 5 минутах ходьбы - вход на платный пляж с удобствами (лежаками, душем, шкафчиками,  бассейнами с морской водой), а главное - спуск в океан  по поручням, разовый вход - 5 евро, работает этот пляж с 7.30. В 20 минутах ходьбы от отеля есть бесплатный городской пляж "Формоза", но мы туда сходили лишь однажды: во-первых, далековато, во-вторых- очень тяжело выйти из воды (на океане всегда бывают волны, камни - ребристая галька, по которой нам было больно ступать, в тапочках же плавать не комфортно).  Из нашей компании всем, кроме меня, плавать более 15-20 минут было холодно, хотя, на мой взгляд, водичка была не холоднее, чем в прибалтийских озерах в июле-августе, что-то около +18-20, и свои минимальные 1,5-2 часа  в день я с удовольствием проплывала утром и вечером..
    Когда готовилась к путешествию, искала для нашей компании хорошего гида с машиной, и одновременно написала Татьяне и Мариану. Первой откликнулась Татьяна, и я забронировала две 8-часовые экскурсии по острову.  Вторым откликнулся Мариан, но, извинившись, я ему отказала. Тогда он практически "навязал" нам обзорную 4-хчасовую экскурсию за 150 евро. Посоветовавшись с друзьями, все-кати согласились на неё в первый день. Но Мариан, вероятно, был очень уставшим,  без блеска в глазах, поэтому не могу его никому порекомендовать. По Фуншалу  нужно передвигаться самостоятельно: город небольшой, если не хочется связываться с автобусами- всегда можно заказать или остановить такси, среди которых есть и микроавтобусы.
 Во время нашего пребывания на Мадейре бОльшую часть времени было облачно, в первый день накрапывал слабенький дождик, было не жарко: +22-26.
     Итак, панорамы Фуншала:
Вечерний город:
Паром до острова Порто-Санто

Фуншал скоро будет принимать 5 океанских лайнеров в сутки: порт расширяют
Лава, покрытая мхом, напоминает о том, что Мадейра- большой вулкан, хоть последнее извержение было 6,5 тысяч лет назад
В Фуншале есть множество винных погребков, где можно попробовать знаменитую мадеру
         Лично мне больше всего понравилась сухая мадера).
          Главная достопримечательность города- городской ботанический сад и сады Монте, они соединены канатной дорогой. Из садов Монте можно спуститься на фуникулере в город обратно. Когда мы поднимались, увидели косулю на склоне горы. Поскольку было облачно и немного дождливо (в сады Монте поднялись в тумане), фотографии не делала, чтобы не разочаровываться. Поскольку почти всюду на острове встречаются цветы, ниже публикую фото цветов из других мест, сделанных при хорошем освещении.Оба сада потрясающе красивы, расположены каскадами, в каждом есть музей (в первом- ещё и попугайчатник, а во втором- коллекция полудрагоценных камней в виде огромных друз, и музей керамики), сады ухожены, и с них открываются красивые виды на Фуншал. Чтобы  не торопиться, нужно на каждый сад отвести не менее 2,5-3-х часов.
От садов Монте любители экстремальной местной экзотики спускаются на санках-тобоганах, но мы на эту авантюру не поддались.
   По поводу особенностей кухни на Мадейре: мы налегали на блюда, приготовленные из свежепойманной рыбы и морепродуктов. Местный деликатес- рыба-шпага, есть белая и черная, по вкусу незначительно отличаются (вторая - менее жирная), её готовят в виде рулета, гриллируют, готовят панированную во фритюре, запекают  с овощами и т.д. По поводу суммы, затраченной на ужин/обед на Мадейре на 5 голодных уставших ртов со спиртным в умеренном количестве: колебания от 25 евро (пили пиво, обедали где-то на западе побережья в малюсенькой деревне) до 170 евро (в рыбном ресторане Фуншале на берегу моря, с 2 бутылками вина). Как видите, цены   очень демократичные.
О том, что Португалия - католическая страна, нам напомнила религиозная процессия в честь церковного праздника на одной из улиц Фуншала

В Фуншале нужно обязательно сходить на рынок (будьте внимательны: он не работает в воскресенье), чтобы попробовать экзотические фрукты (гибриды маракуйи, местные ананасы и бананы), посетить старинный собор Се, сложенный из блоков лавы, и прогуляться по улице Санта-Мария. На этой узкой и довольной длинной пешеходной  улице все дома расписаны местными художниками, а по вечерам из ресторанов и кафе на неё выносят столики.
        Если в Лиссабоне нас поразил вовсе не столичный темп жизни местных жителей, то темп  фуншальцев был  примерно таким:
А с другой стороны, куда им торопиться? Ну куда турист с острова денется? Конечно, подождет, придет время, и он получит то, что просит).
 Португальцы вообще, и жители Мадейры в частности, очень любят развлекаться сами, и заодно развлекать туристов: круглый год на острове проводятся праздники и фестивали. Как раз во время нашего пребывания в Фуншале был ежегодный  международный джазовый фестиваль, и 4.07, в первый день фестиваля, выступал сам Чик Кориа, один из лучших джазовых пианистов мира! И мы, конечно же, отправились на его концерт (начало в 19.30, билет на все 3 дня фестиваля стоил 30 евро, на 1 концерт - 15), а через день - слушали бархатный вокал Жасинты, да ещё получили по её  бесплатному диску впридачу. Концерты проходили в парке Санта-Катарина open air, мест на пластиковых стульях на всех  хватало, но некоторые располагались прямо на травке.
     Об экскурсиях: поскольку наш гид Тальяна родилась не в Фуншале, и даже не в Португалии,  а в крупном украинском городе, наш ритм совпадал, и благодаря ей мы за 2 дня увидели почти 2/3 острова. За первый день объехали юг, запад и север острова.
     В окрестностях Понта-до Сол, несмотря на название, было отнюдь не солнечно
Но несмотря на пасмурную погоду, скалы потрясающего рыжего и черного цветов возле Камара до Лобош были очень яркими

Виды с утеса Кабо-Жирао, с головокружительной 589-метровой высоты (как я ждала хотя-бы 1 луча, и дождалась!):

К счастью, погода на острове менялась довольно быстро: из-за туч в окрестностях Рибейра-Брава выглянуло синее небо

и я наверстывала упущенное: фотографировала цветы.
Встречались яркие кактусы,

и символ Мадейры- "райская птица"-стрелитция,

и дикорастущие фуксии

олеандры с очень крупными цветками

и даже розы

Северо-Запад: вид на Порту-Мониш (видны лавовые бассейны в океане):

На плато  Пауль да Серра мы любовались горными пейзажами,

и горными коровы, пасущимися на склонах,

гордо выступающими из тумана
По дороге на север увидели водопад "Фата невесты" рядом с городом Сейшал. вероятно, весной он всё-таки полноводнее:

На севере прошлись по лавовым  пещерам в Сан-Винсенте
Гортензии рядом со входом в пещеры

Но гортензии и ещё синие и белые колокольчики раступ на Мадейре практически повсюду.
          Если в первый день мы больше ездили, то во второй -  практически вся время шли пешком: мы отправились в горы и на леваду
          Вершины для меня - это всегда новое открытие, новое чудо, они всегды прекрасны:

На пик Ариэйру ведёт прекрасная автомобильная дорога, а от самого пика есть пешеходная тропа к пику  Руйво. Для того, чтобы прогуляться по этим горам всерьез, нужна специальная экипировка: теплая и непромокаемая одежда, горные ботинки, запас еды и питья минимум на сутки. Такая предсторожность связана с тем, что на горы может внезапно опуститься облако, и передвижение в тумане может стать опасным для жизни, если видимость в тумане резко упадет. Тогда нужно будет остановиться и дожидаться, когда рассеется туман.
          Мы прошли от Ариэйро немного, всего метров 500, и повернули обратно

Затем нас Татьяна с водителем повезли к деревне Рибейра Фрио. В этой маленькой деревне есть форелевая ферма и бар,  где подают местный коктейль "понша", состоящий из рома (классический рецепт,  есть и разновидности, основа же всегда-ром). лимонного сока и меда. Напиток довольно крепкий и вкусный. Подкрепившись поншей, мы отправились вдоль 12-км левады до деревни Портела. От Рибейра-Фрио есть ещё короткая левада Балкоиш, всего 4 км, но мы лёгких путей не ищем!
       В начале пути мы увидели красивые диковинные цветы

Путь вдоль левады очень живописен

Видели горы и холмы, покрытые лесом, сквозь ветви деревьев

Преодолевали небольшие препятствия
По пути проходили маленькие тоннели
Наблюдали с края пропасти, как облако мгновенно "наползает" на деревушку в долине
В подлеске росли известные и неизвестные нам цветы:
ядовитая наперстянка
дикая мята
настурции
и даже древовидная ромашка
На Мадейре нет рек и крупных ручьев, но недостатка в пресной воде нет:  дождевая вода с гор по левадам стекает в водохранилище
      Жаль, что фотографии не могут передать запахи: там совершенно особый горный воздух, при этом состоящий из множества оттенков ароматов трав, цветов, древесной коры, палой листвы, и они совершенно не похожи на запахи лесов и лугов нашей европейской средней полосы.
     По этой длинной леваде мы шли, не торопясь, наблюдая за игрой солнечных лучей сквозь листву, радужными бликами и брызгами на потоке воды, лубуясь причудливыми тенями ветвей и листьев. Пройдя 12 км, мы совсем не устали, но нашему гиду не повезло: она надела новенькие легкомысленные кеды, которые совершенно не фиксируют стопы. Всё-таки для таких путешествий нужны минимум кроссовки на толстой эластичной подошве.
    Наше пребывание на Мадейре подходило к концу, и мы не успели отправиться на восток острова, и не увидели "лунные" пустынные пейзажи.
    В будущем, конечно, если мы снова там окажемся, обязательно запланируем дней 10, и ночевки в 3-4-х точках, чтобы пройти всю Мадейру пешком, по левадам, и для этого совсем не нужно бронировать машину. Для нашего 4-х-дневного путешествия покупка 2-хдневной экскурсии было идеальным решением: они обошлись всего в 42 евро в сутки на человека, считаю, что с Татьяной нам повезло.
   Мадейра- идеальное место для тех, кто умеет ценить красоту диких мест, но при этом не хочет расставаться с привычным комфортом. Надеемся, что мы когда-нибудь увидим её снова.

9 декабрь 2014 г.
Аммосик, спасибо! Маршруты сама выбирала, по карте и отзывам, Татьяна только коррекцию вносила, чтобы мы и не устали, и увидели побольше. Напишите Татьяне (она коммент в этом рассказе оставила - Кор Татьяна-Мадейра).Е-мейл - напишу в личку.
Аммосик
9 декабрь 2014 г.
Вот, наконец то я поняла, что лечу на Мадейру в любом случае. Спасибо за рассказ и потрясающие фото!!!! Если есть возможность связаться с Татьяной , я бы взяла экскурсии. А пешком вы сами выбирали маршруты или Татьяна рассказывала куда ходить? Ещё раз- Спасибо:-)
2 август 2013 г.
спасибо, Малтат и Cheelena!
cheelena
Россия, Самара
2 август 2013 г.
Который раз уже пересматриваю фотографии. Очень классно! А вот та пастораль - с 2 коровами, "гордо выступающими из тумана", - это, по-моему, что-то в духе старых голландских мастеров.
Малтат
Россия, Красноярск
2 август 2013 г.
Очень красивые места. Прочитал рассказ и захотелось посетить этот остров.
2 август 2013 г.
Лора, Татьяна, большое спасибо!
Кор Татьяна
Португалия, Мадейра
Светлана,
талантливый человек - талантлив во всем. Это о Вас.
Вы талантливый фотограф и интересный рассказчик.
Я очень рада, что у Вас остались хорошие впечатление от наших экскурсий.
Удачи Вам!
Лора С
Россия, Петропавловск-Камчатский
1 август 2013 г.
Какая красота!!!Спасибо за рассказ. Обязательно поедем!!!
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
1 август 2013 г.
Замечательные фотографии:глаз радует!Рассказ отличный.Мои знакомые едут через неделю-дам им ссылку на Ваш рассказ.И сама хочу....... чуть позже.
1 август 2013 г.
Рассказ наконец-то полностью написан.
Андрей, Cheelena - спасибо за оценки и комментарии. Скоро будет продолжение - материковая Португалия.
cheelena
Россия, Самара
30 июль 2013 г.
Меня неожиданно заинтересовала Мадейра. Придется что-то с этим делать))
А в фотографиях больше всего понравилось сочетание броской растительности, рыжей почвы и неба - то синего, то свинцового. Очень ярко, но при этом, как ни странно, сдержанно и деликатно.
30 июль 2013 г.
Не переживайте! Отличное начало, несмотря на в основном пасмурную погоду, фото чудо как хороши!!!

Коровки из тумана - шикарно, да и не из тумана - тоже. Композиционно фото прекрасны!!!
30 июль 2013 г.
Рассказ был написан в выходные полностью, но из-за сбоя на сервере не сохранился. Теперь не редактируется, а новый вариант в черновике- не сохраняется (((
Planeta Tina
Германия, Мюнхен
30 июль 2013 г.
Ждём продолжения..... меня эта тема интересует.
29 июль 2013 г.
Прошу всех читателей меня извинить: рассказ пока не дописан, и был отправлен на модерацию по ошибке.