Киев. Украина
Отзыв написан: 26 июля 2013 г.

В 988 году нашей эры, на берегах Днепра у бревенчатых стен Киева князем Владимиром произошло Первое народное Крещение. В этом году мы отмечаем 1025-летие Крещения Киевской Руси.
С этой целью Киевский областной центр развития туризма провел пресс-тур для журналистов.
И вот солнечным утром мы отправляемся по летописным местам. Начинается эксурс в историю с города Вышгород. «Ольжин град» - город Ольги. Так о нем написано в «Повести временных лет» еще в 946 году за право княгини Ольги на значительную долю в прибылях древлянской дани. Потом город стал называться Вышгородом, от наречия «выше» и существительного «город».
Город на высоком месте - на высоком холме над Днепром. Побывав в краеведческом музее города можно посмотреть макет детинца древнерусского Вышгорода. А из рассказа экскурсовода узнаем, что первые поселения людей на данной территории были уже в V-III столетии до нашей эры. Во времена Киевской Руси город был важным ремесленным, торговым, военным и религиозным центром. В окрестностях города расположены многочисленные археологические памятники от эпохи палеолита до средневековья. Археологические экспедиции обнаружили здесь самый большой гончарный цех времен Киевской Руси. Считается, что в Вышгороде был построен первый православный храм.
Именно здесь были похоронены одни из самых первых восточнославянских святых Борис и Глеб (канонизированы в 1072 году, позднее останки перевезены под Смоленск).
И есть предположения, что церковь называлась Св. Василия и построена была именно князем Владимиром. Но по недосмотру церковь сгорела. На ее месте в 1072 году в Вышгороде был построен деревянный храм Св. Бориса и Глеба.
А в 1115 году внуки Ярослава Мудрого - Святополк, Владимир Мономах и черниговский князь Олег Святославович – построили большой каменный собор-мавзолей и отделали захоронение князей золотом и драгоценностями. И был этот храм самым величественным и самым большим на Руси.
Во время монголо-татарского нашествия храм был уничтожен, а святые мощи исчезли. И до сих пор не найдены.
Возродили храм на том же месте в 1861 году по проекту Константина Тона.
Пережил храм Октябрьскую революцию, а вот во время форсирования Днепра в 1943 году храм был разрушен - купол от выстрелов провалился внутрь храма. В таком виде и стоял храм до конца 90-х годов прошлого столетия. С назначением приходским священником отца Дмитрия были проведены работы по реставрации церкви . И теперь храм возродился и радует всех. Отец Дмитрий рассказал о возращении в храм иконы Вышгородской (Владимирской) Божьей Матери. По легенде Вышгородская икона Божьей Матери была написана самим Евангелистом Лукой на липовой доске от стола, за которым сидел Иисус Христос с матерью и отцом. Она самая старая из всех Богородичных чинов. Когда Мария увидела свой нарисованный образ, то сказала «Отныне будут ублажать Меня все роды. Благодать Рожденного от Меня и Моя пусть будет с этой иконой». В начале ХІІ века византийский император подарил икону князю Мстиславу. Но защищала вышгородцев святыня недолго - уже через сто лет сын киевского князя Юрия Долгорукого, Владимиро-Суздальский князь Андрей разрушил часть Киева, похитил образ и вывез во Владимир-на-Клязьме.
Сейчас икона находится в Третьяковской галерее. По инициативе председателя Киевской областной государственной администрации Присяжнюка и при содействии Митрополита Владимира во время личной аудиенции с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было достигнуто соглашение в том, что известная на весь мир чудотворная икона Вышгородской Божьей Матери должна вернуться на Родину. Было получено согласие на изготовление высокохудожественной копии этого образа. Вот такая история возвращения иконы в храм Бориса и Глеба.
Посетив город Ольги, мы переезжаем в город Владимира – Васильков.
Проехать можно по Окружной дороге. Всем известно, что в поездке нельзя быть голодным. Поэтому вдоль Окружной дороги выстроено много таких заведений. И где-то посередине нашего пути есть «Фортеця Гетьмана». Это не Киевская Русь, но это наша история. У входа встречуют гостей бравые казаки. Побывав внутри можно изучить историю Гетьманщины Украины с 1648 года по 1764 год. Здесь и ковры, и предметы старины ( под старину), воины в доспехах и пр . Весь комплекс гармонично выполнен. Прекрасный каминный зал, а на улице столики в маленьких домиках. Есть гостиница с тематическими номерами: гетьманский номер, посольский, Екатерининский и другие. Цены порадовали, т.к. демократичные учитывает приближенность столицы. Прекрасный обед с такими же демократичными ценами. Так как все остались довольно, то быстренько запаслись визиткой заведения «Фортеця Гетьмана».
А дорога зовет.
В 37 км от Киева на берегу реки Стугна среди яров и валов для охоты в 991 году Владимир Святой поставил терем. И назвал Веселое Васильево.
Почти, что на окраине города нас встречает Николаевская церковь, построенная в 1742 году. Основателем и строителем церкви был корабельный священник протоирей Иоанн Колосовский. Прослужив более 30 лет на флоте, отец Иоанн тяжело заболел и вынужден был покинуть флот. . Все годы служения на флоте он был на полном довольствии и не нуждался в казенном жаловании. И покидая службу забрал жалование сразу за 30 лет - золотом.
Вернувшись на родину (предположительно хутор Черкасс в пригороде Василькова) отец Иоанн не строил себе особняков . А купил землю на окраине Василькова в болотистом месте и все заработанные деньги отдал на строительство храма божьего посвященного тому святому, который охранял его на всех путях земной жизни Святому Николаю.
Окончания строительства Никольского Храма , к сожалению, отец Иоанн и не увидел. И вот уже более двух столетий стоит храм. Закрывался он только во время сталинских репрессий. Богослужения восстановились с 1943 года.
Удивительно, что ни разу, ни пули, ни снаряды не повредили стены Храма. Наверное, Святой Николай оберегает его, т.к когда-то оберегал его создателя.
А к 1000-летию города Васильков на территории Николаевской церкви восстановлена Каплица «Живоносный источник». Здесь установлена и доска с описанием всех исторических дат. А также табличка гласит: Пришел, нажми кнопку, прочитай «Отче наш». Я этого не знала.
Испив святой воды, знакомимся с город дальше.
Только в 1157 году город переименовали в Васильков. С этого начинается рассказ директора краеведческого музея, который мы посетили.
Хотя посещение музея было не долгим, но очень познавательным. Мы узнали, что в Василькове родился в 10-м веке преподобный Феодосий, игумен Печерский. Еще в 18-м веке была пещера преподобного Феодосия, но сейчас она завалена и нет возможности ее восстановить. Однако остался колодезь, который по преданию он выкопал, а вода из него славится чудотворными свойствами. Над ним недавно построили каплицу. Вода из колодца очень вкусная.
Много пережил город. Огромные валы – единственные остатки давнего города, свидетельствуют о важном значении, которое в древности имел Васильков. Разрушенный в 1240 году Батыем вместе с Киевом, он никогда уже не приобретал прежнего значения. В 1259 году великий князь Киевский Андрей Юрьевич – внук Владимира Мономаха, прозванный Китаем - отдал Васильков Киево-Печерской Лавре. Новые владельцы-монахи воздвигают здесь деревянную церковь, на развалинах прежней.
В конце первой половины 18 столетия деревянная церковь была уже настолько старой, что Духовный Собор Киево-Печерской лавры постановил разобрать его и выстроить новый кирпичный собор. Именно с этой целью на окраинах Василькова был построен завод для производства кирпича.
Строительные и отделочные работы проводились в течение трех строительных сезонов 1755- 1758 гг. Храм построен в стиле украинского барокко — восьмиугольный и увенчан пятью куполами. Престол один – во имя Антония и Феодосия Печерских. Автор проекта остался неизвестным, а руководил строительством крепостной Киево-Печерской лавры, «каменных дел мастер» Степан Ковнир со всесторонней помощью управляющего Васильковским хозяйством Киево-Печерской лавры архимандрита Луки. Ходят слухи, что от храма есть подземный ход в Киево-Печерскую Лавру.
А за храмом находится детинец города, откуда открывается величественный вид на город. Еще в 998 году на холме по приказу князя Владимира Святославовича была построена крепость для защиты Киева с юга от набегов кочевников. В наши дни здесь установили крест.
И для полного ощущения эпохи Киевской Руси стоит посетить «Парк «Киевская Русь». Находится «Парк Киевская Русь» в 34 км от Киева в селе Копачив Обуховского района Киевской области. И вот мы на месте и перед нами открывается территория в 10 га, обнесенная оборонительной крепостной стеной - высотой 10-12 метров, длинной 1,5 тысячи метров. Есть и оборонительные рвы. Дух захватывает! Перед нами Детинец Древнего Киева – то, что создал Владимир Креститель в X веке и положил начало нашего государства. И главное здесь то, что строительство парка осуществляется в исторически значимом месте, упоминаемом в летописях. Все максимально соответствует ландшафту и повторяет растительность Древнего Киева тысячелетней давности, – рядом с рекой Стугна.
Воссоздается его архитектурный образ в полном объеме, в масштабе 1:1, с учетом знаний современной науки. А также воссоздается атмосфера Киевской Руси. Так у ворот нас встречает воин. На фотографиях видно, что о строительстве объектов на схеме он показывает мечом. Очень умело!
За два последних года сделано очень много и работы не прекращаются.
Появились усадьбы 9-12 столетий, посольские палаты, стан кочевников, монгольский стан, оборонная стена, заканчивается строительство Михайловских ворот. Стоит ладья-красавица.
Празднование Крещения Руси будет проходить в парке 27-28 июля 2013 года.
Во время празднования увидим еще новые объекты.
И, на последок, как во времена Руси, нас накормили отличным обедом.
Персональный подбор тура!
  • Горящие туры в Анапу, Адлер, Геленджик, Сочи!
  • Подбор туров более чем из 300 млн. вариантов!
  • Планируйте отдых сейчас! Без лишних расходов!