ОРАНЖЕРЕИ БОТАНИЧЕСКОГО САДА СПб. (ч.2 Тропический маршрут)

Отзыв написан: 9 июля 2022 г.

Пишу в защиту Ботанического сада и его «неприветливых» работников, о коих прочитываю в некоторых отзывах на полях инета. Отдаю должное сотрудникам этого уникального сообщества, чей труд не сахар и мед, тем, кто ухаживает за редкими и исчезающими видами растений, растит их и заботится, как о собственных детях, создает максимум комфорта для их благополучного развития и роста, считаясь с характером и особенностями каждого подопечного растения. И это не только физический труд, это еще и просветительская работа, выставки, семинары, научная работа и экспедиции, которые сами собой не происходят. Поэтому прошу вас, искушенные путешественники, смотрите на БС в СПб шире, как говорил Козьма Прутков: «Зрите в корень».

Итак, оранжереи.

Не буду повторяться об истории создания оных, напишу только о том, что мы видели на представленных маршрутах. В наш визит их предлагалось три: тропический, субтропический и водный. Мы прошли по всем трем маршрутам. Теперь все по порядку.

Дорожки в оранжереях узкие, группа порядка 15-ти человек идет за экскурсоводом гуськом в хорошем темпе, если следует пояснение сопровождающего группы, то все останавливаются, плотно подбиваются друг к другу, слушают, задают вопросы, получают ответ и опять быстро-быстро следуют за ведущим группы. Немного побегав в хвосте товарищей, я поняла, что одновременно слушать экскурсовода и снимать растения, которые мне интересны, не получается. Поспешая за лектором, приходилось останавливаться там, где считал нужным остановиться он, пояснение было интересным, но выборочным. Многое не успевала рассмотреть, все растения пролетали мимо глаз. Было понятно, что из рассказанного я мало чего запомню. Информации интересной много, а память как–то сопротивляется работать по полной, да к тому же если она не будет подкреплена фотоматериалом, то толку от такой экскурсии для меня будет очень мало. Надо было решить либо слушать, либо снимать. И решила я по-тихому от группы отстать и просто фоткать то, что мне покажется интересным. Кстати, прежде чем написать свой отзыв, я полистала отзывы других людей. У всех примерно одна проблема, мало чего запомнили, но было все интересно.

Растений очень много, работать с камерой трудно, не хотелось получить сплошную зеленую массу, поэтому приходилось на месте потоптаться, прежде чем щелкнуть затвором, а это требовало времени.

Группа ушла вперед, голоса стали почти не слышны, я настроилась на творческий процесс

и тут за мной возвращается экскурсовод и просит присоединиться к группе, т.к. отделяться нельзя, надо быть в числе экскурсантов. Это правило для всех. В организованной группе специалист ведет не только занимательный рассказ, но еще и посматривает за нами, дабы мы не стащили какой либо горшочек с рассадой или не оторвали листик для посадки в свой парник.

Дело в том, что Бот сад не занимается продажей рассады, саженцев или семян. А растеньице, выращенное в теплицах Бот сада, иметь у себя в коллекции хочется многим. Считается в народе, что украденный листик дома лучше приживается. Вот и необходимо визуально следить за сохранностью выставленных образцов, иначе в оранжереях смотреть будет нечего. Вести видео съемку в оранжереях нельзя. Можно заказать фотосессию или индивидуальный поход и фотосъемку в оранжереях выбранного маршрута, но в этом случае оплатить придется за всю группу целиком. Дети до 4-х лет к экскурсионному обслуживанию не допускаются, кроме выходных дней. По выходным дням во время самостоятельных прогулок по оранжерейным маршрутам возрастных ограничений нет, детям до 4-х лет билет не требуется. Во время самостоятельных прогулок (такие тоже организовывают по определенным дням) надо быть готовым к тому, что на протяжении всего маршрута будут дежурить сотрудники сада и оранжерей и не раздражаться по этому поводу. Консультанты стоят на маршруте, вы идете в свободном темпе, слушаете, задаете вопросы, получаете ответы.

ТРОПИЧЕСКИЙ МАРШРУТ.

Тропический маршрут – был для нас первой оранжерейной экскурсией. Фото выше – иллюстрируют растения тропического маршрута, который проходит по 8-ми оранжереям сада. Общая длина всех оранжерей составляет примерно 1,5 километра, сам маршрут занимает около трети этого расстояния. Экскурсия длится не более часа и проходит по различным тематическим зонам: тропический лес, кактусы, тропические фрукты, декоративные цветы, орхидеи, интересны растения называемые голосеменные.

Бот сад содержит огромную коллекцию древнейших растений на Земле –папоротников, которые прекрасно чувствуют себя в тропических лесах. Ознакомиться с ними можно в оранжереи № 15.

Древовидным папоротникам, посвящена целая аллея.

В умеренных зонах – это травянистые растения.

В природе папоротники занимают верхний

и нижний ярус леса.

Представленные в оранжереи растения сильно отличаются по своим формам и строению листа. У папоротника называемого Волосы Вероники много-много маленьких листиков, такой густой мелкий бес. Растение выглядит очень нежным.

(Волосы Вероники)

У папоротника выше листовые пластины мощные, рассеченные и фрагментарно вывернуты на разные стороны. Каждая деталь четкая, рельефная, рисунок листа хорошо читается, папоротник выглядит очень жизнестойким и сильным.

Еще один пример интересного строения листа папоротника, кончики листьев у него превращены в легкие локоны-кудряшки.

Внимание всех людей привлекает самый необычный папоротник эпифит – Плацитериум.

Его листья похожи на оленьи рога, в природе может быть до 100 кг весом!

Вот еще один раскидистый красавец эпифит.

Растения хорошо себя чувствуют у водоемов, забираются в расщелины скал, устраиваются в сколах и трещинах стен любых строений. В оранжереи были показаны локальные группы папоротников со схожими условиями жизни, с природным распределением видов от нижнего яруса до самого верха, не вызывая у нас чувства подмены их естественного произрастания на горшечные экземпляры.

Конечно, частично растения выставлялись в горшках, но в целом все было очень реалистично.

Папоротники, представленные на тропическом маршруте, вызывали неподдельный интерес, и пробежать мимо них, взглянув на них общо, не обращая внимания на отличительные признаки, было неразумно.

Кроме папоротников в оранжереи № 18 можно увидеть представителей древних родственников елей и сосен - саговники, которые совсем непохожи на привычные нам колючие деревца. Из-за поверхностного сходства их иногда принимают за пальмы или папоротники, но они не связаны тесно ни с одной из этих групп. Растут они обычно очень медленно и живут очень долго, некоторые экземпляры достигают 1000 лет. Саговники — класс голосеменных, преобладавший в зелёном покрове Земли. Ныне они встречаются в тропиках и субтропиках. Нам в жизни повезло увидеть одного представителя такого класса растений – саговую пальму Цикас и даже за ней понаблюдать в период цветения, когда отдыхали в Греции в 2018 году. Я подробно описывала в тур альбоме трансформацию данного вида растения. Бот сад добавил в копилку наших знаний еще два саговника. Это пальмовидное растение Саговник Румфа. Его мужские репродуктивные органы - стробилы похожи на хвойные шишки,

и еще один представитель семейства голосеменных - Замия (Zamia). Замия шершавая известна еще и под названием Замия припудренная. Представители женского пола демонстрируют красивое цветение шишками.

Данный представитель флоры сохранился на планете еще со времен динозавров. Цветет Замия редко. так, что нам повезло. Природная зона тропиков это переменно-влажные (муссонные) леса, саванны и редколесья, пустыни и полупустыни. Каждая их них на тропическом маршруте представлена своей оранжереей, растения Африки и Америки сосредоточены в оранжереи № 16, демонстрирующей резкий контраст перехода растений от обилия зелени и пышных форм к аскетичной растительности каменистых пустынь.

Колючки присуще почти любым растениям пустыни, ибо они заменяют им листья,

сводя испарение влаги до минимума и защищая растения от паразитов и поедания животными.

Несмотря на наличие множества представителей колючего

и пузатого,

тощего и длинного братства кактусов,

суккулентов,

в число которых входят агавы, алое и т.д.,

павильон просматривается на все стороны без ограничений, что собственно тоже характерно для пустынь.

Но это не мешает пристально приглядеться к растениям, вынужденным приспосабливаться к условиям резких ограничений в получении ресурсов питания, воды и высоких перепадов температур и находить схожесть растений с другими видами, которые живут совсем в других более благоприятных климатических условиях. Некоторые растения очень напоминают мини деревца, имеющие ствол и условно говоря, крону.

Например, Эониум сравним с карликовым деревом и

с цветком.

Форму цветка имеют многие листовые толстянки, например Граптопеталум,

многие виды алое

и агавы.

Вот это растеньице очень похоже на бутылочное деревце – Пахиподиум Ламера.

Похоже, да не совсем. Оно может быть подвидом, т.к. у Пахиподиума Ламера ствол покрыт колючками, а у этого малыша ствол гладкий, но претендовать на дерево вполне может, тем более что внешность Пахиподиумов колеблется от карликов, похожих на бутылку, до бутылкообразных кустарников. Совсем молоденькую Опунцию в виде небольшого кактуса тоже можно принять за колючее деревце.

Не только удивляешься приспособленческим навыкам растений пустыни к выживанию, но вдруг разглядишь в них особую красоту и индивидуальность, и непохожесть ни на какое другое растение, и признаешь их природную уникальность. Кое-что в наше посещение цвело, например, Инжирная Опунция, плоды ее съедобны, если услышите названия: «Индийская Смоква», «Колючая Груша», «фикус Индика», «Тещин кактус», то знайте, речь идет все о ней же.

А кактус, цветение которого – всегда событие для оранжерей Бот сада, имеющий крупные цветы и цветущий только одну ночь - Царица ночи находился в состоянии покоя. К ночному цветению кактуса Селеницереуса, совсем непримечательного в обычной своей жизни (тощие длинные плети) собираются огромные очереди людей, спешащих увидеть знаменитый цветок Царицы. Люди теряют сон и ночью простаивают в очередях, чтобы увидеть его цветение (фотки нет, чужую брать не захотела).

Есть в оранжереи и гигантское Алое, Марлота – вид суккулента, в естественной среде способный достигать 4 м в высоту, ради того, чтобы растение не пострадало от собственного веса, в оранжереи Бот сада его держат на опоре, т. е подвязывают в вертикальном положении к потолку, к его поперечным балкам.

Есть и гигантская Агава. В русскоязычном названии - она известна как Агава устрашающая, названная так за большие размеры и наличие крупных шипов, как по краю листа, так и на самом кончике (до 8 см длиной). Латинское название - Агава Сальмиана. Этот вид посвящен немецкому принцу и ботанику. Цветет всего один раз мясистыми желтыми цветами до 8-11 см длиной на 15-20-ый год жизни, образуя высокий цветонос 4-6 метров высотой, после чего умирает. Аборигены используют ее для приготовления алкогольных напитков, изготовления одежды и мыла. Чем не Царица! Глядя на нее, Данила-мастер мог свою каменную вазу вырезать. Просто красавица!!!

Все представители мира пустынь и полупустынь цветут, некоторые всего один раз в жизни, но как! Если вам повезет, то вы станете свидетелем этого чуда.

Всего в павильоне хранятся, 1500 видов растений пустынь и полупустынь. Не забывайте, что ближайшая пустыня в черте города Санкт-Петербурга - это 16 оранжерея Бот сада, здесь можно согреться в холодное время года и с пользой провести досуг. А мы переберемся в следующую оранжерею на маршруте тропический лес. Первым представлю растение, названия которого я, к сожалению, не знаю. Это не папоротник, но однозначно - тропическое растение, которое имеет криминальную склонность характера. Оно умеет выжидать. В лесу долго и упорно не проявляет себя ничем. Семечко тихонько лежит под слоем прелых листьев, пока в его окружении не придет пора гибели дерева-гиганта. Когда такое случается, для растений нижнего яруса леса освобождается много света ранее недоступного из-за густой кроны высоких раскидистых деревьев, что побуждает растения к росту. Одно из них стремиться занять место под солнцем быстрее других и не проявляет милосердия к своим ближайшим соседям. Красивый завиток - мощный усик - служит удушающим орудием в достижении цели, помогая растению первым занять верхний ярус тропического леса.

Такой усик растение использует, как лассо, отыскивая вокруг себя конкурента или подходящую опору. Конкурента в дикой природе усик скрутит и задушит, тем самым расчистит дорогу хозяину, который удерживаясь за поверженного соперника или ближайшую опору, будет подниматься, как гимнаст на шесте, вверх, поближе к свету.

Узелок на память. Так сплетаются корни мангрового дерева, которое произрастает не только в морской соленой воде, но и в тропиках с умеренным климатом на подтопляемых территориях.

Деревья имеют два вида корней: корни, которые вгрызаются в грунт, для удержания растения и воздушные корни, для извлечения воздуха и необходимых веществ. Это - шагающее деревья. Своими ходульными корнями они переплетаются с другими растениями, как бы делая шаг в сторону от места своего рождения, таким образом, постепенно шаг за шагом увеличивают жизненное пространство и создают растительные сообщества. Такие рощи часто бывают непроходимыми, семена мангр отличные пловцы и прежде чем укорениться, могут долго находиться в плавучем состоянии, далеко уплывая от родителя, ища для себя наиболее подходящие места роста. Где-то здесь в тропическом лесу, созданном в оранжереи Бот сада, возможно, скрывается мангровая пальма.

Еще одно дерево тропиков - дерево Тоборочи. Деревья Тоборочи или Чоризия растут в тропиках Боливии. Кора дерева вся в крупных шипах, в молодом возрасте ствол зеленый, с возрастом он становится серым.

Плоды похожи на войлочный мешочек, когда высыхают,

лопаются, и появляется пушистая масса, напоминающая хлопок. Это дерево еще в простонародье называют хлопковым деревом.

Никогда ничего подобного не видела.

В 17-ой оранжереи сосредоточены растения саванн и муссонных лесов. Саванны –это кустарники и травянистые растения,

их я пробежала быстро, заметив интересное и здесь, например, Акалифу чьи пушистые соцветия подобны лисьему хвосту. С этим растением я лично встречалась на отдыхе. Помню, как оно меня поразило: высокий зеленый кустарник с длинными, мягкими, необычайно яркими хвостатыми соцветиями.

Еще один яркий тропический цветок, привезенный в Европу из Африки – Бальзамин. Первые кустики бальзаминов попали на территорию Европы в XVI веке. Цветы привезли в подарок королеве Англии Елизавете I, но их оценили и стали разводить как комнатные и садовые растения и в Германии, и во Франции. В Россию они попали еще позже – в XIX веке.

Бальзамин Ниамейский – оригинальный гибрид, главная декоративная ценность которого заключается в необычных цветках в форме фасоли. Они могут быть двухцветными или с однотонными лепестками красного или желтого цвета. Соцветия этого вида похожи на узкий изогнутый кувшинчик желто-красного цвета. Англичане увидели в соцветии сходство с клювом попугая, поэтому его называли «цветком попугая». Мне они показались похожими на женскую серьгу. Как бы то ни было Бальзамин Ниамейский – это родственник всех бальзаминовых. В том числе и нашего «Ваньки мокрого».

Зона муссонных лесов, мне показалась более зрелищной. Влажные муссонные леса наиболее распространены в тропиках. Чаще всего они находятся на высоте от 850 метров над уровнем моря. Их называют еще листопадными из-за того, что деревья теряют листву в период засухи. Обильные дожди возвращают им былую сочность и окрас.

В подлесках распространены вечнозеленые виды. Много лиан. Метросидерос – одна из них. В дикой природе растение произрастает в Индонезии, Филиппинах, Новой Зеландии, Малайзии, Южной Африке, Центральной Америке. На молодых ветвях формируются необычные цветы. Они собраны в соцветия и представляют собой пушистый пучок, который полностью собран из очень длинных тычинок.

В зависимости от вида, растение может выглядеть как огромное дерево (высота 25-30 м), куст либо лиана. Побеги Метросидероса со временем древеснеют и приобретают огромную прочность, поэтому некоторые разновидности Метросидероса называют «железным деревом», а за необычное цветение – «брызгами моря». В Новой Зеландии это дерево называют «рождественским» за особенность покрываться огромным количеством красных и розовых цветов в конце декабря.

Муссонные леса известны своими утренними туманами и низкими облаками. Именно поэтому воздух так насыщен влагой. Уже к полудню яркое солнце полностью испаряет влагу с растительности. Во второй половине дня в лесах снова формируется туманная дымка. Высокая влажность воздуха и облачность держатся на протяжении длительного периода времени. Зимой осадки тоже выпадают, но редко. Чтобы растения чувствовали себя в оранжереях, как дома, заботливым рукам сотрудников (в основном это женщины) покоя нет. Каждое растение требовательно к созданию собственной особо комфортной зоны жизни. Поддержание необходимой температуры и влажности в зависимости от времени суток, борьба с клещами и паразитами, периодичность подкормки удобрениями, контроль состояния почвы и т.д. – все это болезненные точки роста растений, требующие концентрации, внимания, обширных знаний, усердия и прилежания людей, от труда которых зависит «здоровье» и сохранность растений, входящих в оранжерейную коллекцию Бот сада. Две из них – повышенная температура и влажность чувствительны и для людей. Не каждый экскурсант чувствует себя здесь хорошо, но это вторично.

Еще одна цветущая древовидная лиана попала в объектив камеры – Алламанда.

Распространена она на территориях южного континента Америки и на землях Бразилии (Гайана, Суринама, Гвиана), где действуют условия тропического климата. Существуют и народные названия этого цветка. На «домашних» территориях Алламанду часто называют «колокольчиком джунглей» или «золотой трубой». Именно эти эпитеты хорошо помогают представить, что собой представляют бутоны растения, так как отражают их форму и раскраску.

Растение, кажется, скромно цветущим, цветки мелковаты, но оно сразу пленяет лаконичностью своих очертаний, эффектностью вида, минимализмом и броскостью.

Хочу показать еще одну лазающую лиану с древеснеющим гладким стволом со следами опавших листьев. У нее очень эффектный стебель и воздушные корни, тем и запомнилась лиана старого филодендрона Эйхлера.

В затемненном нижнем ярусе влажных тропических лесов

можно встретить лилии.

Одна из них - тропическая лилия Кринум – ее цветы источают приятный насыщенный аромат, заполняющий собой все вокруг.

Другая теплолюбивая лилия - Эухарис в диком виде растет в Колумбии и возле реки Амазонка, поэтому ее еще называют амазонской лилией. Родиной Эухариса считаются влажные тропики Южной и Центральной Америки.

«Эухарис», в переводе означает «Грациозный» или «Прелестнейший». Шикарное цветение!!! Меня она очаровала. Оба растения луковичные.

Из почвокровных в тропических лесах встречаются Бегонии, листья у многих сортов этих растений – «расписные». Народные названия Бегонии: "Старый холостяк" – за волосатость и небритость листового черенка, "Свиное ухо", "Медвежье ушко", "Орлиное крыло", "Ангельские крылья" – из-за формы и красоты ее листьев. А после войны 1812 года ее стали называть «Ухо Наполеона». В субтропиках они тоже чувствуют себя хорошо, поэтому мы их встречали и на субтропическом маршруте, но об этом попозже.

Тропики - Родина еще одних чудо-растений – Бромелий.

Именно оттуда они приносят нам частицу вечного лета.

Сочная зелень,

яркие соцветия,

факельные цветы.

В тропиках есть один из самых удивительных и завораживающих цветков - вечнозеленая Такка. Такку называют цветком дьявола или цветком летучей мыши. Где-то встречается название кошачьи усы.

Несмотря на то, что Такка боится сквозняков, ей необходима хорошая циркуляция влажного воздуха. Поэтому рекомендуется регулярное создание «тумана» вокруг растения. Еще одна задачка для специалистов оранжерей, а еще паутинный клещ не дает ей цвести, с ним надо тоже бороться. Декоративные и полезные растения тропиков сосредоточены на участке 19-ой оранжереи. Здесь можно увидеть хинное дерево, кора которого применялась при лечении малярии (фоток нет – экономила батарейки). Тропическое листопадное дерево Чилибуха считается одним из самых ядовитых растений мира – поэтому имеет обидное прозвище Рвотный орех. Из плодов Чилибухи получают стрихнин, еще один «сюрприз» плодов Чилибухи – сильнейший яд кураре, но в медицине медикаментозные свойства этого растения благополучно используют.

В качестве плодовых тропических растений растут папайя, кокос, манго, кофе, шоколадное дерево, из плодов которого получают какао бобы. К полезным растениям относятся растения, используемые в кулинарном творчестве в качестве приправы: куркума, имбирь, ваниль и т.д., они тоже представлены на маршруте, кстати, ваниль – это орхидея. Все они сосредоточены в оранжереи № 20 (о них только упоминаю, фоток не делала).

Пик цветения Бромелий и орхидей приходится на декабрь-январь. В это время на выставке бромелии и орхидеи, соперничают друг с другом совершенной формой и красотой цветов, многообразием видов и сортов. Как правило, выставка проходит в большой пальмовой оранжереи, зимой факультативно входящей в тропический маршрут. Место постоянного проживания орхидей – оранжерея № 21.

Наш визит не совпал с датой проведения выставки «осколки радуги». К нашему огорчению, обильное цветение бромелиевых и орхидей давно прошло, удачных фоток было немного, поэтому показываю их самую малость. Но, кому интересно, полистайте мой альбом, там найдете много фоток и поэтических строк, посвященных орхидеям.

Природный вид, совсем крошечная орхидея. Очень ценный экземпляр.

Была заинтригована таинственным «цветком фламинго». Оказалось, так называют Антуриум.

Согласилась, сходство есть.

Конечно, тропический маршрут изобилует множеством других редких растений, но я на этом остановлюсь и приглашу вас в субтропики.

Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.