Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Любовь к оранжевым фруктам
В начале XVIII века Пётр I дарил земли вокруг Санкт-Петербурга своим приближённым. Подарком стала и местность на южном берегу Финского залива в 40 километрах от петровской столицы. Земли были дарованы князю Александру Даниловичу Меншикову. Нарекли эту местность Ораниенбаум, что переводится с немецкого как померанцевое дерево, то есть дерево, на котором растут апельсины. Выбор названия предопределила любовь Петра к экзотике. Впрочем, по поводу названия существует несколько версий. Однако, четыре апельсина присутствуют в княжеской короне, венчающей Большой Меншиковский дворец. Также померанцевые деревья изображены на стенах одноэтажной галереи дворца.
Красавец в стиле петровского барокко
Большой дворец в Ораниенбауме, иногда его называют Меншиковский, строился с 1711 по 1727 год – шестнадцать лет. Начинал строительство итало-швейцарский архитектор Джованни Мария Фонтана, а закончил возведение дворца немецкий архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Дворец стоит по краю естественной возвышенности. Длина фасадной части дворца – 210 метров. Центральная часть фасада двухэтажная и увенчана княжеской короной. Влево и вправо от центральной части дугообразно идут одноэтажные галереи, заканчивающиеся павильонами.
Северный фасад смотрит со своей аристократической высоты в сторону Финского залива. Теперь подойдём к дворцу со стороны южного фасада. От угловых павильонов на юг уходят прямые одноэтажные галереи, образуя своеобразное каре. По периметру с северной и южной стороны располагается ограда. С западной и восточной стороны естественным ограждением дворца являются внешние стены одноэтажных галерей. Во времена первого владельца князя Меншикова к дворцу с Финского залива подходил канал. Высокопоставленные гости подплывали к дворцу, сначала любуясь внешним обликом здания, а затем восхищались невиданной роскошью внутреннего убранства. Эта самая невиданная роскошь оказалась не совсем чистого происхождения. В 1724 году первый хозяин дворца Александр Данилович Меншиков в очередной раз попался на злоупотреблениях. Терпение императора Петра на этот раз лопнуло окончательно. Меншиков был снят со всех постов. После смерти Петра I Меншиков снова поднялся, но ненадолго. Остановимся на фигуре первого хозяина большого дворца подробнее.
«С простой жизни начал, простой жизнью и закончу»
Александр Меншиков – ровесник Петра. Он был всего на год старше царя. Познакомились они ещё в юности. Меншиков каким-то образом оказался в окружении царя. О происхождении нашего героя практически ничего неизвестно. Есть только догадки. Так он и прошёл в сподвижниках царя до 1724 года. В четырнадцать лет был принят Петром в денщики. Сопровождал царя во всех военных походах. Стремительно повышался царем, что вызывало зависть. Началось распространение слухов о сексуальной связи Петра со своим сподвижником. Распространители слухов были найдены и наказаны. Меншиков был первым генерал-губернатором Петербурга с момента основания города в 1703 году до 1724 года. В 1707 году возведён «в княжеское Российского царства достоинство». После Полтавы произведён в генерал-фельдмаршалы. Коротко говоря, настоящая правая рука Петра. В 1719 году стал президентом Военной коллегии. И вдруг в 1724 году был снят со всех постов. Что же произошло? В этом году случился уже рецидив, после которого у императора окончательно иссяк запас терпения. И было отчего. Злоупотребления вскрывались неоднократно в 1715, в 1722 годах. И каждый раз Пётр оправдывал сподвижника фразой, оставшейся в истории, «…правосудие требует взвесить на весах беспристрастия, как преступления его, так и заслуги, оказанные им отечеству и государю…». Меншиков особенно часто посягал на земли, оставшиеся без наследников. Кроме этого он укрывал раскольников или просто беглых крестьян и за это брал с них мзду. Как сказали бы сегодня – крышевал. Часто запускал руку в царскую казну. В 1724 году «весы беспристрастия» перевесились в сторону преступлений. Тем не менее, Александр Данилович Меншиков был допущен к смертному одру Петра I в 1725 году и это восприняли как прощение за все грехи.
После смерти государя в 1725 году Меншиков возвёл на престол жену покойного императора Екатерину I. Вскоре он снова занял должности генерал-губернатора Санкт-Петербурга и президента Военной коллегии и фактически управлял страной. Правила Екатерина недолго в 1727 году она скончалась в возрасте 43 лет. На престол вступил четырнадцатилетний Пётр II. Меншиков не утратил своего влияния и на малолетнего государя. Он получил чин адмирала, затем генералиссимуса, обручил свою дочь Марию с юным императором. И долго бы ему ещё править, если бы не болезнь. Предполагают, что он болел туберкулёзным артритом. За это время противники Меньшикова организовались и отправили сподвижника первого императора в ссылку. 8 сентября 1727 года его арестовали. Он был лишён всех званий, имущество передано в казну, в том числе и большой дворец в Ораниенбауме
Отбывал ссылку Александр Данилович Меншиков в городке Берёзов Сибирской губернии. Сейчас это Ханты-Мансийский национальный округ в Тюменской области. Пробыл он в ссылке недолго. 12 ноября 1729 года он скончался от оспы в возрасте 56 лет. Известна его фраза, которую он часто повторял в ссылке: «с простой жизни начал, простой жизнью и закончу». Могилу его не найти. Через несколько лет после смерти последнее пристанище сподвижника Петра смыла своими водами река Северная Сосьва.
В память основателя усадьбы установлен памятный знак.
Усадьба с множеством хозяев
Шли годы, менялиcь хозяева, и каждый новый владелец оставлял после себя след.
В 1743 году Ораниенбаум был пожалован Петру III. При нём Восточный павильон стал Японским.
В 1762 году новой владелицей стала Екатерина II. При ней итальянский зодчий Антонио Ринальди достраивал террасы и фигурные лестницы северного фасада. Сейчас эта часть дворца на реконструкции, поэтому запечатлеть северный фасад дворца при полном параде пока нет возможности.
В XIX веке ангелом-хранителем не только для Большого дворца, но и для всего дворцово-паркового комплекса стала великая княгиня Елена Павловна. В тот период была популярна эклектика. Именно стилистическую разнородность мы наблюдаем в дворцовых интерьерах. Реставраторы сохранили обстановку именно этого времени. Затем в усадьбе хозяйствовала дочь Елены Павловны Екатерина Михайловна, после которой, до самой Октябрьской революции, владельцами усадьбы были их внуки – немецкие герцоги Георгий и Михаил Мекленбург-Стрелицкие.
Во время Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь. В советское время сначала во дворце располагался техникум, в 1934 году здание отдано ВМФ. Во время войны Ораниенбаум не сдался оккупантам, и усадьба не пострадала от военных действий. Историческое наследие было сохранено.
В 2011 году Ораниенбаум становится музеем.
Зайдём во дворец
Проходишь по залам, гостиным, кабинетам, опочивальням, гардеробным и словно соприкасаешься с жизнью бывших владельцев. Словно проходишь сквозь все времена существования Большого дворца. Словно прикасаешься к жизни императоров и великих князей. Эклектика требует переключения, распознавания стиля и каждая новая комната какое-нибудь, да открытие, поскольку стили оформления каждого покоя разные.
Белый зал, Малиновая гостиная, Большой кабинет, Золотой кабинет, Зал Дианы. Во всех этих помещениях каждому понравится что-то своё.
Что понравилось мне? Человеческая память избирательна и восприятие у каждого посетителя субъективно. Запомнились стены галереи, расписанные померанцевыми деревьями.
Очевидно, это каждый раз напоминает о происхождении названия усадьбы.
Княжеская корона представлена внутри дворца, но также венчает, как купол, центральное здание. Ту, что стоит на верхотуре дворца, можно рассмотреть разве что через объектив камеры, зато вот эту внутри дворца можно увидеть в деталях.
Запомнился портрет великой княгини Елены Павловны, которую вспоминают не иначе, как ангела-хранителя Ораниенбаума, ибо она очень много сделала для процветания усадьбы.
Восхитили предметы фарфоровых сервизов в Зале Дианы, особенно с живописью Айвазовского. Меня всегда завораживают мягкие цветовые переходы по периметру картины. Я уже не говорю о самих картинах великого русского мариниста.
Обстановка кабинета Мекленбург-Стрелицких переносит нас в начало XX века. Экскурсия по дворцу – это своеобразное путешествие во времени с XVIII по XX век.
Усадьба, превратившаяся в дворцово-парковый ансамбль
Основные архитектурные объекты, вошедшие в дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума, находятся в Верхнем парке, раскинувшемся к югу и западу от Большого дворца на территории в 160 гектаров.
Павильон «Каменное зало» имеет интересную судьбу. Здание построили в середине XVIII века для проведения концертов, маскарадов, танцев. Однако жизнь распорядилась иначе. В 1812 году здесь лечи раненых. В 1847 году по настоянию Елены Павловны устроили Лютеранскую церковь, к которой в 1902-1904 годах пристроили колокольню, которую в свою очередь демонтировали в ходе реставрационных работ в 50-х годах прошлого века. С 1980-х годов здание служит для организации выставок и концертов.
Павильон «Катальная горка» построен Антонио Ринальди в 1762 – 1774 годах. Катальная горка в Ораниенбауме по архитектурным достоинствам превзошла всех своих собратьев. Здание павильона имеет элементы двух стилей – барокко и раннего классицизма. Как было организованно катание сейчас представить достаточно трудно, ибо ничего не сохранилось. И все же горка для катания была организована так. Был сооружён деревянный скат, пристроенный к третьему этажу павильона на высоте 20 метров, Скат имел три колеи. Коляски спускались по средней колее. Боковые колеи служили для поднятия колясок к месту старта.
«Китайский дворец» построен в 1762 – 1768 годах по проекту Антонио Ринальди для Екатерины II. Сразу возникает вопрос, почему дворец назван китайским. Дело в том, что ряд интерьеров дворца выполнен в духе китайского искусства, на которое в те времена была мода. Этот дворец в России построен в стиле рококо.
Дворец Петра III также создан по проекту Антонио Ринальди в 1758 – 1762 годах. Дворец – это громко сказано. Здание строилось не для проживания императора, а как павильон для кратковременного отдыха. Это единственное здание, которое осталось от так называемой потешной крепости. Построено оно в стиле рококо. Рядом со зданием установлена скульптура Петра III работы Александра Таратынова. Самодержец изображен в военной форме. В распахнутых руках он держит скипетр и державу.
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
Нужно добавить, что сейчас в парке идут большие работы и он не очень привлекателен, как и Катальная горка, которая на реставрации, предположительно, до лета 2022 г.