Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Регистрация с помощью:
или
Зарегистрироваться
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить
Москва. Россия
210 отзывов
Отзыв написан: 18 июля 2021 г.
Москва. Россия

Прогулки по Саратову - начало


  Что объединяет таких столь разных людей, как критик-революционер Н. Г. Чернышевский, премьер-министр Российской империи П. А. Столыпин, опальный генетик Н. И. Вавилов и гениальный актёр О. И. Янковский? То, что значительные события в жизни каждого их них происходили в Саратове. Чернышевский тут родился, окончил Саратовскую духовную семинарию, преподавал в местной гимназии и здесь же встретил свою будущую жену. Столыпин 3 года занимал должность губернатора Саратовской губернии, после был отмечен лично Николаем II и назначен министром внутренних дел России. Вавилов несколько лет прожил в Саратове, будучи профессором агрономического факультета Саратовского университета, а спустя 20 лет, попав под каток очередных сталинских репрессий, закончил свою жизнь в местной тюрьме. Ну а для Янковского учёба в Саратовском театральном училище и последующая работа в Саратовском драматическом театре стали "стартовой площадкой" его блистательной актёрской карьеры.

  К своему стыду, об этом я узнал всего пару месяцев назад...

  Признаюсь, что до недавнего времени мои знания о Саратове были мизерными: "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов", "огней так много золотых на улицах Саратова" ... ну и то, что в расположенном напротив Саратова на другом берегу Волги городке Энгельс (причём из одного города в другой можно было добраться, всего лишь переехав мост через реку на обычном городском троллейбусе) находилось хорошо известное в определённых кругах Высшее Зенитное Ракетное командное училище ПВО, выпускниками которого были многие офицеры нашего дивизиона (к сожалению, оно было второпях расформировано в "весёлые" 1990-е годы, а его ныне пустующие корпуса оказались невостребованными и стремительно разрушаются).

...........

  Эх, давненько я не ездил в поездах - имеется в виду настоящих, не сидячих... А в Саратов ехать так сам Бог велит (по сравнению с перелётом): всего одна ночь за небольшие деньги - и ты уже на месте (а потом точно так же - дома). Попутно я узнал от проводника любопытную информацию: оказывается, довольно большой участок дороги, равный примерно половине всего пути между Москвой и Саратовом, до сих пор не электрифицирован, поэтому в Мичуринске и Ртищево поезд делает получасовые остановки, во время которых электровоз меняют на тепловоз, а потом обратно (именно этим объясняется отсутствие "Ласточки" на маршруте Москва-Тамбов). По словам проводника – правда, подтверждений им я в Инете не нашёл, причина тому - болотистые почвы в этой области, препятствующие возведению сети контактных опор; однако, многих, думаю, обрадует новость, что РЖД обещает решить эту проблему к 2024 году, после чего Тамбов (а через него и интереснейший для туризма Елец) станет "ближе" к столице.

  Красивый вокзал в Аткарске (это уже Саратовская область), построенный, между прочим, ещё в позапрошлом вере - в 1894 году:

0
0

  И - добро пожаловать в Саратов!

0
0

* * * * * * * * * *

  Конечно, в известной даже школьнику-двоечнику тираде "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов" из комедии "Горе от ума" под словом "глушь" надо понимать исключительно деревню, но не сам Саратов. Поскольку, когда герой А. С. Грибоедова произносил эти слова, на дворе стоял 1822 год, а к этому времени Саратов уже почти полвека являлся столицей Саратовской губернии (изначально - наместничества) и крупным торгово-промышленным центром, по числу жителей уступавший на всём Поволжье только Казани. А уже вскоре, в середине 19 столетия он и вовсе стал самым большим городом на Волге и частенько именовался - неофициально, конечно - столицей Поволжья (этот расцвет длился до разрушительных 1920-х годов, в корне изменивших экономическую карту России). И облик того самого дореволюционного зажиточного купеческого города во многом сохранился до наших дней, причём в виде не только отдельных зданий, но и целых кварталов - тем он и интересен для туриста. Да, Саратов не столь фееричен, как Астрахань или Самара, в которой я побывал пару недель спустя, но посмотреть здесь есть что, есть на что, и я, честно говоря, когда только обратил на него внимание, был приятно удивлён "ассортиментом" его достопримечательностей, о которых ранее и представления не имел.

  Исторический антураж старого города проявляется сразу после того, как современная Привокзальная площадь переходит в Московскую улицу - центральный проспект Саратова, в советскую эпоху носящий имя Ленина. Как в тоннеле, вы оказываетесь между двумя невысокими - всего-то по 3 этажа, но монументальными и роскошными, очень похожими друг на друга (разница между ними - на уровне "найти 5 отличий") длинными зданиями, построенными в 1898 году:

0
0

0
0

0
0

  Глядя на них, трудно поверить (а если не знать - невозможно догадаться; держу пари, что никому из вас даже в голову не пришло), что это ... бывшие казармы. Изначально в одной размещался Балашовский резервный батальон, в другой - Бобруйский, через несколько лет батальоны были переформированы и отправились на Дальний Восток для участия в русско-японской войне, но в губернию прибыли другие воинские части - и казармы не пустовали. Одним из их "постояльцев" был проходивший тогда срочную службу в Саратове будущий легендарный партизан С. А. Ковпак, который после "дембеля" некоторое время проработал в здешнем трамвайном депо.

  То, что мы видим с улицы - всего лишь "фасадная часть" бывших казарм: во внутреннем дворе располагались многочисленные конюшни по 8 лошадей в каждой, обозный сарай и ещё один дополнительный сарай для 100 повозок.

  При советской власти одна казарма была отдана университету, в другой долгое время размещались военные службы, а с 2012 года в ней расположен корпус N1, именуемый "Деникинским", Поволжского института управления имени П.А. Столыпина.

  Ещё дальше находится огромный комплекс Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского - приемника бывшего Императорского Николаевского университета, основанного при содействии П. А. Столыпина в 1909 году и ставшего десятым и последним университетом царской России. Архитектурный комплекс "университетского городка" сооружён в симметрично-монументальном "петербургском" стиле и состоит из нескольких корпусов, объединённых парадным двором-курдонером, в котором уже в наше время была возведена церковь Кирилла и Мефодия, на мой взгляд, прекрасно вписавшаяся в общий ансамбль.

0
0

0
0

0
0

0
0

  В целом гармонично выглядит и здание научной библиотеки университета, построенное в 1957 году: по крайней мере, оно вполне соответствует модным веяниям классицизма 19 столетия, в частности - скруглению фасадных углов. Пишут, что при взгляде сверху здание напоминает раскрытую книгу, что весьма символично, учитывая, где оно расположено.

0
0

  А симметрично ему на другом углу университетского городка уже совсем недавно был сооружён похожий на него угловой корпус:

0
0

  Перед ним, как ещё один символ - знаний и мудрости, установлен памятник создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию:

0
0

  Территория университета открыта для всех, поэтому при желании можно зайти внутрь и посмотреть, как тут всё устроено:

0
0

0
0

0
0

..........

  А пока мы идём по Московской улице и смотрим по сторонам, я скажу пару слов - хотя, наверное, получится немного больше, но я постараюсь не занудствовать, чесслово! - об истории возникновения Саратова. Его основателем является князь Григорий Осипович Засекин, о жизни которого известно на удивление очень мало. Но история сохранила и донесла до нас основные вехи его военной карьеры: служба на командных должностях в крепостях Корела и Орешек во время русско-шведской войны, участие в Ливонском походе, воеводство в небольших, но стратегически важных пограничных городках.

  После взятия Казани и Астрахани Россия политически прочно утвердилась в Среднем и Нижнем Поволжье. Однако всем известно, что удержать город, крепость или территорию намного сложнее, чем завоевать их, а потому было высочайше решено строить на волжских берегах сторожевые крепости, которые, к тому же, позволили бы взять под полный контроль и закрепить за собой Волжский торговый путь. Эта задача была поручена Засекину, и он с ней прекрасно справился, основав всего за несколько лет три укреплённых форпоста с гарнизонами по 100-150 человек: в 1586 году - Самару, в 1589-м - Царицын и, наконец, в 1590-м - Саратов.

0
0

0
0

  Правда, справедливости ради отметим, что изначальный город находился совсем в другом месте, точное расположение которого нам до сих пор не известно, а нынешний Саратов де-факто является уже третьим, поскольку зимой 1613-1614 годов основанная Засекиным крепость сгорела и через 3 года была построена вновь на левом берегу Волги, а в 1674 году царь Алексея Михайловича приказал "Саратов на горах делать новый", после чего город был перенесён на правый берег реки - и вот он-то и стал реальным прообразом современного Саратова.

0
0

0
0

* * * * * * * * * *

  Наш основной маршрут по саратовским достопримечательностям (всё, что было до сих пор, можно назвать лишь преамбулой, увертюрой) начинается на исторической Большой Казачьей улице. В 18 столетии в строительстве сторожевых линий на Волге участвовали переселявшиеся сюда донские и украинские казаки, которые жили либо в отдельных станицах, либо в казачьих слободах на окраинах городов, в том числе - и в Саратове. На месте этого поселения впоследствии появилась улица, прозванная в народе Большой Казачьей. Правда, городским властям такое название не понравилось, и улицу переименовали в Театральную, поскольку она начиналась недалеко от драматического театра. В советское время она носила имя Кутякова, а в 1991 году ей возвратили первоначальное название.

  На пересечении Большой Казачьей и Астраханской находится интереснейший архитектурный комплекс, с которым связана история становления электрического освещения в Саратове и городского общественного транспорта. В начале 20 века по соглашению с Городской управой работы по замене старой доброй, но уже устаревшей конки на трамвай были поручены хорошо известной в Европе компании - Бельгийскому обществу устройства трамваев. В "пакет" договорённостей также входило создание электрической станции, энергия которой использовалась бы не только для нового транспорта, но и для централизованного городского освещения и нужд промышленных предприятий.

  Одновременно с запуском трамваев началось строительство трамвайного парка и электростанции, образовавших большой комплекс зданий в стиле модерн. В него также входили депо, кузница, вагонные мастерские, больница, общежитие, контора и квартира управляющего. Примечательно, что "бельгийская" электростанция являлась основным источником электроэнергии для города вплоть до введения в строй Саратовской ГРЭС в 1930 году.

  Сейчас на территории бывшего трамвайного парка располагается администрация саратовского электротранспорта ("Саратовгорэлектротранспорт"), продолжают работать ремонтные мастерские и тяговая электроподстанция, а его самые красивые сооружения включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Хотя увидеть большинство из них можно только через забор:

0
0

0
0

0
0

  Пройдя ещё пару кварталов, мы выходим на площадь Кирова, в центре которой стоит церковь Митрофана, епископа Воронежского. Она находится недалеко от того места, где в 1838 году была построена каменная церковь Вознесения Господня, один из приделов которой был освящён в честь святителя Митрофана Воронежского, чьё имя также получила сама площадь и расположенный на ней базар, бывший к началу 20 века самым большим в Саратове. Напротив неё находился двухэтажный причтовый дом для трёх священников, дьякона и трёх псаломщиков.

  В советские годы церковь была разрушена, а вот дом причта уцелел - в нём долгое время размещалась кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского медицинского университета. Сама же Митрофановская площадь была переименована и получила имя сначала Н. Г. Чернышевского, а потом С. М. Кирова.

  В 2005 года церковь начали восстанавливать, причём, что любопытно, её основой стал бывший причтовый дом, над которым установили купол, а рядом пристроили колокольню. Так что нынешний Митрофановский храм, с одной стороны, можно назвать новодельным, а с другой – вроде, как и не очень... Но смотрится он и красиво, и колоритно:

0
0

0
0

  Памятником советского прошлого является трёхзальный (!!! - по-моему, в то время даже в Москве такого не было) кинотеатр "Победа", открытый в 1955 году к 10-летию окончания Великой Отечественной войны:

0
0

  А вот уже полный новодел, но вполне симпатичный - "панно" с часами на фасаде торгово-развлекательного центра в южной части площади:

0
0

  Ещё одним историческим сооружением на бывшей Митрофановской (ныне, напомню - Кирова) площади является Крытый рынок, построенный в стиле модерн в 1916 году. Интересно, что его автор - городской архитектор В. А. Люкшин - предварительно побывал в Одессе, Риге, Санкт-Петербурге и Москве, где осматривал тамошние рынки, перенимал опыт, и только после этого, обобщив впечатления от увиденного, приступил к созданию своего проекта. Новый рынок был не просто зданием: при его строительстве использовались самые передовые технологии того времени (Саратов в те годы считался "столицей Поволжья", так что "положение обязывало"): в подвале разместили холодильные камеры, для подъёма продуктов предусматривались электрические лифты, на рынке было и электрическое освещение, и центральное отопление, и вентиляция. Любопытно, что ещё во время строительства в подвалах размещались эвакуационные госпитали (шла Первая мировая война).

0
0

0
0

  Большое внимание уделялось и внешнему оформлению: тут и лепной декор, и губернский герб, и атланты...

0
0

0
0

  Согласно городской легенде (которая на 99% является именно легендой, фактами не подтверждённой), у торца рынка устроили специальную нишу, в которую богатые люди города могли положить драгоценности в качестве пожертвования на "светлое будущее" главного торгового центра Саратова. В этой нише их (ценности, а не людей!), якобы, замуровали, и в течение нескольких дней, пока бетон не затвердел, рядом с ней дежурил полицейский. Придумают же такое!

    Сегодня рынок, являясь памятником архитектуры федерального, между прочим, значения, остаётся рынком, а ещё в начале 1920-х годов внутри, под центральным куполом, был установлен фонтан с бронзовыми фигурами двух девушек-крестьянок.

  "Лицом к лицу" с Крытым рынком обосновался Саратовский цирк имени братьев Никитиных, который считается первым в России стационарным цирком (до этого цирки были странствующими: цирковая труппа кочевала из одного города в другой, устраивала на улицах или на площади представление и ехала дальше), будучи основанным в 1876 году. Правда, Русский цирк братьев Никитиных в Пензе появился тремя годами ранее, так что вопрос этот, как и о практически любом первенстве, спорный и неоднозначный. Справедливости ради нужно отметить, что пензенский цирк при всём желании трудно назвать стационарным по той простой причине, что находился он ... на льду реки Суры, где был поставлен шатёр (братья прибыли в Пензу за 6 дней до зимней Никольской ярмарки, когда все земельные участки на торговой площади уже были распроданы).

  Братья Дмитрий, Аким и Пётр Никитины родились в семье саратовского крестьянина Александра Никитина, игравшего на шарманке, и с детских лет давали представления на улицах в качестве бродячих артистов, но, обладая предпринимательской хваткой, стремились к большему - результатом чего и стало появление "никитинских" цирков почти в двух десятках городов России, включая Москву. Но первыми, повторюсь были "сезонный" цирк в Пензе и по-настоящему стационарный - в Саратове.

  Вначале саратовский цирк находился на месте нынешнего кинотеатра "Победа", о котором я уже писал, и был деревянным, причём несколько раз перестраивался. В 1928 году его снесли "за ветхостью" и спустя 3 года возвели новое, уже каменное, здание, претерпевшее не одну реконструкцию, значительно изменивших его облик. Последнюю из таковых, длившуюся 3 года, я как раз и застал (она завершилась, если верить "Википедии", буквально через несколько недель - в начале июля), и это, видимо, и было причиной того, что красивый фонтан "Одуванчик" перед главным фасадом цирка, к моему огорчению, не работал, и вообще походил на стройплощадку.

0
0

  Сам же фасад по бокам обрамлён оригинальными рельефными панно со сценками из цирковой жизни:

0
0

0
0

  Напротив (на другой стороне улицы Чапаева) рынка можно увидеть красивейшее кирпичное здание, построенное в 1898-1899 годах. Оно принадлежало фармацевту А. Г. Фридолину, титулярному советнику и магистру фармации; второй этаж был отведён под жилое помещение, первый - под аптеку, а в полуподвале находились склады.

0
0

  Главным украшением дома является расположенный над главным входом угловой эркер с полуарочным окном, покрытый сверху чёрной "чешуёй" из кровельной жести:

0
0

  Интересны и четырёхколонные "греческие" портики с тремя окнами по обе стороны боковых фасадов:

0
0

  В 1920-х годах "фридолинская" аптека была национализирована и стала обычной городской аптекой, каковой остаётся и сегодня.

* * * * * * * * * *

  От площади Кирова отходит одноимённая улица, точнее - проспект, хотя этот статус ей подходит меньше всего, поскольку она не очень широкая, а с 1983 года - полностью пешеходная (она является одной из первых в СССР и России центральных пешеходных улиц: для сравнения, знаменитый московский Арбат стал таковым в 1985-86 годах, а старее неё в этом смысле только улица Ленина в Орле и Трёхсвятская в Твери).

  В историческом плане проспект Кирова не очень старинный: он появился лишь в начале 19 века и сначала был "иностранным": в одной его части селились ссылаемые сюда пленные французы, в другой - немцы-колонисты, приглашенные ещё Екатериной II для освоения поволжских земель (от них пошла история немцев Поволжья, численность которых к началу 20 столетия приближалась к полумиллиону человек). В документах 1825 года улица уже называлась Немецкой, и она сохранила это имя вплоть до 1917 года, когда после Февральской революции по решению Городской думы её переименовали в улицу Республики. 

  Любопытно, что ранее, в 1883 году, Дума предприняла попытку назвать Немецкую улицу именем генерала Скобелева и отправила в Петербург соответствующее ходатайство. Саратовцы настолько были уверены, что столица их поддержит, что даже изготовили и вывесили на улице таблички с новым названием. Однако министр внутренних дел (тогда им был Д. А. Толстой) отклонил просьбу, и таблички вновь пришлось заменять на прежние.

  Согласно нумерации домов, проспект Кирова начинается от площади Чернышевского, но мы с вами волею построенного мной маршрута пойдём с другого его конца и посмотрим всё в "обратном порядке".

0
0

  Первый квартал проспекта не слишком примечательный; всё самое интересное и красивое начинается после его пересечения с улицей Вольской (по ней мы ещё пройдём отдельно). Тут, на перекрёстке, расположены два примечательных здания.

0
0

  Одно - построенный в 1890 году дом П. А. Никитина, младшего из "цирковых" братьев, которых я упоминал выше, говоря о Саратовском цирке. Он выделяется угловым балконом-эркером округлой формы, выполненным в виде башни, а вход, расположенный под эркером, с обоих сторон украшен кариатидами (характерно, что не атлантами - чувствуется мужская сущность Петра Александровича). Собственно, жилым был второй этаж, а первый сдавался под магазины, рестораны и конторы.

0
0

0
0

  Другое - уже советское: Дом книги постройки 1937 года, интересное, прежде всего, угловым мини-портиком с двумя перпендикулярными арками, разделёнными массивной центральной колонной.

0
0

  Сразу за ним на Вольской улице виден дом в стиле модерн постройки 1912 года. После революции в нём располагался клуб саратовского управления НКВД, а в 1937 году здание передали Саратовскому театру юного зрителя, основанному в 1918 году и считающемуся первым в мире театром, предназначенным для детей. В 2012 году (по иронии судьбы - в год его столетия!) особняк сильно пострадал от пожара, обрушилась кровля (хотя именно лицевой фасад полностью уцелел, и сегодня мы по-прежнему видим "оригинал") и ... начался привычный советско-российский долгострой, благо что сам ТЮЗ переехал в построенное годом раньше (как чувствовали!) новое здание. Правда, к моменту моего приезда дело всё же довели до ума, по крайней мере, по внешнему виду такое впечатление создаётся.

0
0

  А мы, уже никуда не сворачивая, отправимся дальше по проспекту Кирова:

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

  Вот как раз скульптурная композиция "Огней так много золотых", посвящённая знаменитой песне из кинофильма "Дело было в Пенькове", снятом в 1957 году:

0
0

0
0

0
0

  Самое монументальное здание на бывшей Немецкой (не считая, конечно, консерватории, о которой речь впереди, но она - вообще отдельная "песня") - гостиница "Астория", строительство которой завершилось аккурат "к дате" - осенью 1917 года. Его "фишкой" являются установленные под самой крышей статуи средневековых рыцарей и гонцов, застывших "на низком старте" в полной готовности "рвануть" вперёд. Рыцари, якобы, символизируют защиту и исполнительность, гарантировавшиеся постояльцам отеля, а гонцы - готовность незамедлительно помочь гостям, в частности, встретить их и отнести в номер багаж.

0
0

0
0

0
0

0
0

  Допускаю, что об этих статуях в городе ходят и другие легенды и, возможно, даже анекдоты...

  После революции гостиница продолжила свою работу, в ней останавливались "непростые" гости Саратова. К примеру, в январе 1927 года здесь в течение пяти дней проживал В. В. Маяковский. А в 1956 году гостинице дали новое имя - "Волга".

  Доходный дом купца К.Ю. Юрьева конца 1880-х годов с ажурным чугунным балконом:

0
0

0
0

  Доходный дом купца Петра Бестужева, сооружённый на рубеже 19 и 20 столетий (третий этаж надстроили примерно в 1908 году, а крышу - уже в наше время). И тоже с "кружевным" балкончиком

0
0

0
0

  Арт-дворик с кафе:

0
0

0
0

  Доходный дом купца В. А. Красулина, построенный в стиле модерн в 1912 году:

0
0

  Один из красивейших особняков на проспекте Кирова - доходный дом Е.С. Полякова середины 19 века с атлантами на фасаде:

0
0

  Доходный дом хорошо известных в Саратове 19 века купцов Парусиновых был построен в 1899 году. На первом этаже сначала располагался ресторан "Столичный", а в 1907 году вместо него был открыт первый в Саратове синематограф - "Мишель", вмещавший 150 посетителей. Спустя 7 лет особняк расширили, что позволило увеличить зрительный зал до 650 мест, поэтому кинотеатр стал называться "Гранд-Мишель". Вот так звучала его реклама в местных газетах: "Кинотеатр «Гранд-Мишель» представляет шедевры русской и иностранной синематографии. Общая тишина и образцовый порядок; в фойе работает буфет. Трамвай во всех направлениях". Также в нём порой устраивались ночные сеансы европейских эротических фильмов.

0
0

  С приходом советской власти кинотеатр был национализирован и вскоре переименован сначала в "Прожектор", затем - в "Культармеец", а потом в "Центральный". В 1990-е годы кинотеатр закрыли, а его место занял ночной клуб под ставшим уже историческим именем "Гранд-Мишель".

  Одно из кафе удачно совместило анонс своего открытия с небольшим историческим "фотоэкскурсом":

0
0

0
0

  Большое угловое здание на пересечении проспекта Кирова и улицы Горького впервые упоминается в 1853 году, как частный особняк генерала А. А. Македонского. После его смерти дом купил купец Н. А. Барсуков, который открыл в нём гостиницу. В конце 19 века новые хозяева построили третий этаж, а в 1902 году сменившие их владельцы - четвёртый, окончательно сформировав нынешний облик здания (тогда же гостиница получила название "Россия").

0
0

0
0

  В советские годы бывшую гостиницу постигла печальная судьба многих старинных зданий: оставшись фактически бесхозной, она не реставрировалась и постепенно ветшала, а в 1995 году пострадала от пожара, лишившись, в частности, угловой башенки. Сегодня она находится в аварийном (можно даже сказать - супераварийном) состоянии и, несмотря на широкую огласку в прессе и требования общественности, продолжает "успешно" разрушаться...

  Здесь начинается последний, но не менее интересный отрезок Кировского проспекта:

0
0

  На переднем плане (слева) последней фотографии - украшенный двумя парами кариатид особняк, построенный в конце 1860-х годов купцом И. Н. Уфимцевым. Изначально он был двухэтажным, а третий этаж надстроил новый хозяин дома уже в 1908 году. Именно здесь останавливался французский писатель Александр Дюма во время своего двухдневного пребывания в Саратове (в 1858-1859 годах он совершил большое путешествие по маршруту Париж - Кёльн - Берлин - Штеттин - Балтийское море - Санкт-Петербург - Финляндия - Валаам - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань - Саратов - Царицын - Астрахань - Кизляр - Дербент - Баку - Тифлис - Поти - Черное море - Средиземное море - Марсель, после чего рассказал о своих впечатлениях в книге "Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию"). Любопытно, что в наше время в подвале особняка действует лютеранская часовня святого Иоанна Богослова.

0
0

  Двухэтажный дом в стиле модерн с отделанным кафельной плиткой фасадом был построен купцом И. З. Красовским в 1911 году:

0
0

  На одном из домов можно увидеть мемориальную доску, посвящённую композитору и литератору Ивану Петровичу Ларионову, который после отставки в звании штаб-ротмистра (Иван Петрович закончил кадетский корпус в Москве и в течение 10 лет прослужил на воинских должностях) поселился в Саратове и стал музыкальным рецензентом в газете "Саратовский листок". Одновременно он много путешествовал по Российской империи, собирая русские народные песни (в итоге их набралось около 400), а в 1860 году написал музыку для фольклорного спектакля "Васильев вечер", исполняемого актёрами-любителями, в том числе - песню "Калинка", ставшую впоследствии всемирно известной.

0
0

  Добавлю только, что мемориальная доска расположена как раз на том здании (проспект Кирова, 13), в котором работал "Саратовский листок".

  Особняк купца Ф. Я. Дружинина конца 19 века с очень красивым декором фасада известен, прежде всего, тем, что в 1912 году его выкупила хорошо известная в то время московская хлебобулочная компания Д. И. Филиппова, поставлявшая свою продукцию к императорскому двору. В особняке были открыты пекарня, булочная и кондитерская, в которых продавалась продукция только высокого качества. Подписанное Филипповым рекламное объявление гласило: "Имею честь известить почтенную рублику, что на Немецкой улице в доме Смирнова можно получать всевозможные булочные, хлебные и кондитерские товары высшего качества. Всегда громадный выбор ежедневно свежих конфет, шоколада, пастилы, мармелада, тянучки, паты, помадки, тортов, карамели, пирожных, монпансье, печенья. Сухари всевозможных сортов. Принимаются заказы на мороженое, крем, пломбир, жжем, кулебяки. Придворный поставщик Филиппов. Москва, Санкт-Петербург, Царское село, Тула, Саратов" (упомянутый Смирнов - муж дочери купца, которая получила особняк в приданое).

0
0

0
0

  После революции магазин Филиппова был национализирован, но продолжал выпекать и продавать хлеб, причём пользовался в городе большой популярностью (к примеру, здесь всегда можно было купить знаменитый саратовский калач, который сегодня найти очень сложно). Но уже в 2000-е годы булочная не выдержала конкуренции за очень "вкусное" место на главной городской улице и была вынуждена закрыться...

  Любопытный факт: в 1924 году сам Филиппов, эмигрировавший в Бразилию, прислал в Саратов письмо с просьбой частично возместить убытки от потери имущества, но, естественно, получил вполне предсказуемый отказ...

  Одним из поволжских немцев, заселивших Немецкую улицу, был Иван Христианович Эрфурт, владевший одним из самых красивых особняков на нынешнем проспекте Кирова. Он был сооружён в конце 19 столетия (по другим данным - в 1900-х годах) в стиле эклектики, причём при его строительстве использовались два старых одноэтажных дома, находившихся на этом месте. Особняк украшен барельефами и "непарным" (то есть не имеющим симметричного аналога с другой стороны) крылом в правой части фасада с каменным балконом, обрамлённым тоже каменными колоннами.

0
0

0
0

  "Плечом к плечу" с Домом Эрфурта расположен особняк купца второй гильдии С. Е. Замоткина, построенный в середине 19 века и декорированный вазами в 1895 году. В 1903 году в нём состоялась одна из первых в Саратове демонстраций синематографа, а спустя 3 года здесь открылся синематограф "Патэ", позже переименованный в "Биоскоп".

0
0

  Напротив него высится жилой дом постройки 1956 года - тоже по-своему интересный:

0
0

  Мы заканчиваем прогулку по пешеходному проспекту Кирова, оказавшись ... в его начале (формальном). И здесь находятся одни из самых-самых (во всех смыслах!) достопримечательностей Саратова, но они достойны отдельного разговора и отдельной главы в рассказе

0
0

* * * * * * * * * *

  Домом N1 на проспекте Кирова является Саратовская консерватория, и это очень символично, поскольку она - самое необычное и самое красивое сооружение города, часто называемое его главным символом, или, как часто принято говорить, "визитной карточкой".

0
0

  Первое здание для тогда ещё музыкального училища было возведено в 1902 году и выглядело вполне традиционно для российского города конца 19 века: прямоугольная форма, красный кирпич, рельефный декор, округлые арочки. Но когда спустя десять лет на его базе была создана Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория (названная в честь наследника престола царевича Алексея), ставшая третьей в России после Санкт-Петербурга и Москвы, городские власти решили реконструировать здание, вызывавшее недовольство и критику саратовцев (с лёгкой руки местных газетчиков его даже прозвали "элеватором").

  На проведённом по этому случаю конкурсе победил проект архитектора С. А. Каллистратова, автора гостиницы "Астория", которую я уже показывал: поскольку рядом с училищем находились католическая церковь и лютеранская кирха, он предложил продолжить "европейскую линию" и создать подобие средневекового готического замка с башнями, увенчанными остроконечными шпилями. Поскольку все изменения коснулись только внешних частей здания, а само оно радикально не перестраивалось, работы проходили быстро и завершились в том же 1912 году.

0
0

  После октябрьского переворота консерватория была национализирована и "понижена" до статуса музыкального техникума, но в 1935 году "восстановлена в правах" с присвоением имени знаменитого оперного певца Леонида Витальевича Собинова.

  Давайте ещё раз рассмотрим все детали, "оптом и в розницу", этого замечательного сооружения:

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

  Напротив "замка", с другой стороны проспекта Кирова, ещё в 1986 году появился фонтан "Мелодия". Когда-то на его месте стоял купеческий двухэтажный дом середины 19 столетия, который, пережив большую часть социалистических пертурбаций, в конце концов всё же был снесён в 1970-х годах вместе с расположенной рядом лютеранской кирхой.

0
0

0
0

0
0

0
0

  Фонтан, совсем недавно реставрированный, очень красив, но ещё прекраснее он выглядит вечером, поскольку является цветомузыкальным; более того, это самый потрясающий фонтан из подобных ему, которые я когда-либо видел, и одно из самых ярких впечатлений от Саратова. Я обязательно покажу его, но попозже: во-первых, тематически - когда перейду к описанию вечернего города, а во-вторых, чтобы эта феерия цвета и музыки не затмила красоту самого фонтана - вполне самоценного.

..........

  Проспект Кирова открывается большой площадью, в прошлом - Новособорной, а ныне носящей имя уроженца Саратова Николая Гавриловича Чернышевского, памятник которому установлен в её центре. Интересно, что он расположен на месте, где до революции стоял другой памятник - императору Александру II, снесённому в сентябре 1918 года во исполнение декрета Совнаркома, требующего, чтобы "памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежали снятию с площадей и улиц". В том же году на "императорском" пьедестале поставили наспех изготовленный (уже в 1934 году он был убран по причине ветхости) бюст Чернышевского, а в 1953 году на площади установили нынешний монумент, созданный скульптором А. П. Кибальниковым (самые известные его работы - памятники В. В. Маяковскому в Москве и С. А. Есенину в Рязани, который наверняка видели все, кто побывал в этом прекрасном городе). Любопытно, что макет памятника получил личное одобрение Сталина, которому, правда, не понравились длинные волосы революционера. Впрочем, самого Сталина скоро не стало, и волосы "стричь" не пришлось

0
0

  Насколько я вообще не "фанатею" (мягко говоря) от памятников всевозможным "борцам за светлое будущее", настолько мне неожиданно понравился этот. Молодой, полный сил и энергии, Николай Гаврилович в гордой свободолюбивой позе с развевающимися на ветру волосами как будто сурово спрашивает свысока: "За что боролись? Как вы дошли до жизни такой? А ты, Россия (цитируя И. Талькова) - как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам?". И это - упрёк всем нам, молчащим ягнятам. Кто же знал в 1990-м, что другая знаменитая песня Талькова "Я вернусь" пелась не про тогдашнее, а нынешнее время... Неужели нам действительно потребуется "сто веков", чтобы зажить по-человечески???...

0
0

  В дальнем от консерватории конце площади Чернышевского, где проспект Кирова переходит в ещё одну пешеходную улицу – Волжскую (она уже не столь живописная и интересная, но вечером мы обязательно по ней пройдёмся), ярким пятном выделяется красивейшая шатровая церковь в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Она была построена при Архиерейском доме в 1906 году в "очень русском" стиле, а её разноцветные купола напоминают Собор Василия Блаженного в Москве, только меньших размеров. Особое обаяние храму придаёт и трёхрядный пояс кокошников.

0
0

0
0

0
0

  Интерьеры церкви не особо примечательные, что и понятно: изначальные были утеряны при Советской власти (внутри храма располагались сначала клуб Дома матери и ребенка, потом - планетарий. С другой стороны, возможно, что именно благодаря этому уцелела сама церковь, почти полностью сохранив свой первозданный внешний облик).

0
0

  К церкви "Утоли моя печали" примыкает невысокая, но длинная угловая постройка - Архиерейские ряды, сооружённые в 1872 году в псевдорусском стиле. На втором этаже располагалась гостиница для духовенства (в Саратов, бывший губернским центром, часто наведывались священники из сельских, волостных и уездных приходов), а нижний сдавался в аренду под магазины и лавки: в частности, здесь находился писчебумажный магазин Федина и Покровского, в котором работал сын его владельца Константин - будущий писатель К. А. Федин.

0
0

0
0

0
0
Подписаться на автора
Отдых на море по лучшей цене!
Комментарии к отзыву (4)
Добавить
author-name
Savl
Автор
Россия, Москва
29 июль 2021 г.
Для Галина:
Углич - прекрасный город, хорошей Вам поездки!
Касательно в Казани - только вчера вернулись из поездки туда. Интересно, но город явно переоценён, слишком много монументального новостроя, по общему уровню исторического колорита и антуража уступает даже Самаре и Саратову, не говоря уж об Астрахани. А с Нижним и рядом не стоит.
Ответить
author-name
Галина
Россия, Серпухов
21 июль 2021 г.
Из волжских городов хорошо знаю Нижний Новгород (когда-то давно там родилась, но потом переехала в Подмосковье) и с удовольствием несколько лет назад побывала в Казани. Оба города хороши для путешествий. Очень понравилась Кострома, обязательно выберусь туда еще. Ярославль тоже примечателен, была дважды, но не прочь побывать еще. А в августе собираюсь посмотреть Углич.
Ответить
author-name
Savl
Автор
Россия, Москва
18 июль 2021 г.
Для Галина:
Всё-таки относительно интересных, "на безрыбье", так сказать...в своей "нише"... Европу они никогда не заменят...
Кстати, после Саратова я ещё побывал в Самаре, и она произвела огромное впечатление. Хотя в Нижнем и Среднем Поволжье "хит N1" всё равно Астрахань:)
Ответить
author-name
Галина
Россия, Серпухов
18 июль 2021 г.
У нас так много интересных городов. Спасибо за Саратов. Недавно смотрела спектакль "Горе от ума" и вспомнились эти слова из пьесы Грибоедова, которые Вы привели.
Ответить
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru

В начало страницы
Эксперты
по туризму
рядом с Вами
Найти эксперта
Елена
Елена +7 (495) 229-52-88
China Travel
Бауманская
Перезвоните мне
Евгений
Евгений +7 (800) 775-80-73
Чайна Трэвел
Бауманская
Перезвоните мне
banner-dzen