Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Ростов Великий и его монастыри
Конечно, Ростов - это, прежде всего, его Кремль (ну да, знаю, формально кремлём он не является, но я, как и многие другие, буду его называть именно так: всё-таки в представлении большинства он именно кремль, да и сам себя так именует - Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"), и не религиозные люди, равно как и те, кто особо не увлекается архитектурой, вполне может им ограничиться - и будут по-своему правы.
Мы же посмотрели Ростов более комплексно, посетив несколько монастырей на его окраинах, и даже съездили в Борисоглебский монастырь. И поскольку рассказ построен не хронологически, а описывает увиденное нами "с юга на север", я начну со Спасо-Яковлевского монастыря, расположенного на юго-западной окраине города. Тем более что это будет как раз совпадать с реальной хронологией: мы посмотрели его по пути в Вологду, чтобы немного разгрузить "основное" посещение Ростова, запланированное на обратную дорогу (и это решение оказалось очень удачным).
**********
Итак, Спасо-Яковлевский монастырь. Честно скажу, что прочитав о нём в нескольких источниках, я так и не нашёл в его истории ничего примечательного, что было бы интересно религиозно не ангажированным людям (сужу по себе). Отмечу только, что основан он был - изначально как Зачатьевский - в конце 14 века изгнанным из Ростова (как пишет "Википедия" - за помилование ожидавшей казни преступницы) епископом Иаковом, именем которого он и был назван впоследствии (Яковлевский - это и есть "Иаковлевский").
Однако каким монастырь точно не выглядит - так это древним. В своей парадности и монументальности он, пожалуй, перещеголял даже Нилову Пустынь на Селигере близ Осташкова, в которой мы были в прошлом году. Его нынешняя архитектура - как раз тот "формат", который совершенно меня не трогает и даже не привлекает. Но на фоне голубого неба с белыми облачками, да с идеальным солнечным освещением в нужную сторону "картитнка" получилась яркой и красивой.
Впрочем, особой старине здесь взяться и неоткуда: первые каменные сооружения начали возводиться только в конце 17 столетия. А свой сегодняшний вид Спасо-Яковлевский монастырь приобрёл в 19 веке, в значительной степени - благодаря богатым пожертвованиям графа Н. П. Шереметева и графини А. А. Орловой-Чесменской, на средства которых были построены Димитриевский собор (с классической колоннадой) и Яковлевская церковь. Тогда же изменениям подвергся и третий, самый старый (1686 года) храм монастыря - Зачатиевский собор (Зачатия св. Анны).
В центре монастыря находится современная надкладезная часовня, сооружённая над источником св. Иакова. Его вода считается целебной, но на вкус она препротивнейшая - к типичному железистому привкусу добавляется горьковато-солоноватый вкус. Больше одного глотка я сделать не смог...
**********
В дальнем (от главного входа) конце монастыря обнаруживается очень симпатичный, приятный глазу, душевный уголок - такой тихий, патриархальный, не помпезный, практически деревенский, с прудиком, заросшим травой - в общем, по-настоящему "монастырский":
Здесь можно подняться на угловую башню (открыта до 17 часов, цена - 100 руб.), и это того стоит. Несмотря на относительно небольшую высоту, виды с неё замечательные:
И великолепная панорама озера Неро, возраст которого оценивается приблизительно в 500 000 (тысяч!) лет, являющегося одним из немногих доледниковых водоёмов на территории России. И было оно тогда примерно в 25 раз больше нынешнего, тоже, мягко говоря, не маленького. А вот глубина его чисто символическая: всего лишь от 1 до 3.5-4 метров... Зато толщина илистых отложений на дне составляет до 20 метров. Об их плодородии, кстати, чуть ли ни легенды слагают (про другую легенду - о местном "лохнесском чудовище" - я уж упоминать не буду)...
Говорят, что Пётр I мечтал построить русский флот именно на озере Неро. Но, приехав сюда и узнав о его глубине, назвал Неро "грязной лужей" и уехал из Ростова. Так колыбелью русского флота стало другое озеро - Плещеево.
Отсюда хорошо виден расположенный снаружи Спасо-Преображенский храм, или церковь Спаса на Песках - бывший собор Спасо-Песоцкой обители 13 века, в 1765 году присоединённой к Яковлевскому монастырю (после чего он и стал называться Спасо-Яковлевским).
Спустившись с верхнего яруса башни, можно немного пройти по крепостной стене:
Другая башня, напротив:
=========================
А теперь мы идём смотреть главную ростовскую достопримечательность - и это, конечно, Кремль, а формально - Митрополичий двор, резиденция ростовских митрополитов, возведённая в 1650—1680 годах митрополитом Ионой Сысоевичем, сподвижником патриарха Никона. В то время как Никон воссоздавал в Подмосковье подобие Святой Земли (Новоиерусалимский монастырь), Иона Сысоевич пошёл ещё дальше: он задумал создать земной образ Небесного Иерусалима - такого, каким он его представлял, опираясь, естественно, на описание в Апокалипсисе Иоанна Богослова: город, обнесённый белой стеной, 12 башен которого символизируют 12 ворот Града Небесного, внутри которого расположен "райский сад", окружённый яблоневыми деревьями. Пруд в его центре возможно, олицетворял "реку воды жизни" - символизм вообще штука сложная и неоднозначная, а Иона Сысоевич своих тайн, если они были, не раскрывал. Как бы то ни было, в результате получилось творение дивной красоты, равных которому ещё надо хорошенько поискать. Уникальность Ростовского кремля и в том, что он - редчайший случай! - дошёл до нас практически в своём первозданном виде (удивляет, что Ростов на протяжении уже более 20 лет является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и света в конце туннеля пока не видно. Почему-то никакушный, по сути, исторический центр Ярославля уже почти 15 лет, как стал частью Мировой культурной сокровищницы, а Ростов ещё не понятно сколько пороги будет обивать... "Обыдна, а?!")
Главным входом в Кремль служит красивейшая и величественная Надвратная церковь Иоанна Богослова - одно из последних сооружений Митрополичего двора:
Особенность церкви - явная устремлённость вверх, достигнутая за счёт общих пропорций, а также вытянутых по вертикали барабанов куполов и крестов.
Пройдя через неё, мы попадаем на центральную площадь Кремля - в архиерейский, или владычий двор, расположенный в середине всего комплекса (к нему с одной стороны примыкает Соборная площадь с Успенским собором, с другой - митрополичий сад). Оказавшись здесь, я могу сказать только одно - глаза разбегаются и, честно говоря, даже пропадает желание что-то знать, хочется просто смотреть, любоваться и наслаждатьсяя
На заднем плане - сравнительно небольшая церковь Спаса на Сенях - домовой храм ростовских митрополитов, соединённый с Самуиловым корпусом - митрополичими хоромами (жёлтое здание слева).
Прудик в середине небольшой, но он как будто связывает весь ансамбль воедино. И без него всё было бы немножко не так живописно
При "правильном" расположении солнца в нём красиво отражаются белокаменные строения:
..........
Конечно, каждое сооружение Ростовского кремля имеет свою историю и чем-то примечательно. Но мой рассказ будет преимущественно иллюстративным - по причине, что я уже пояснил. Я скажу по несколько слов лишь о тех постройках, которые покажу немного подробнее. Как, например, очень красивая и оригинальная церковь Одигитрии, возведённая позже других - уже при новом митрополите Иоасафе в 1692-1693 годах:
Её особенностью является открытый балкон на втором этаже - в отличие от традиционных галерей. А раскраска стен создаёт ощущение их рельефности.
Пойдя в направлении Водяной башни с красивым, бросающимся в глаза ещё издали, декором...
... мы попадаем на кремлёвские "задворки", "хоздвор", где размещались службы, обеспечивавшие жизнедеятельность резиденции: поварня, сушила, пивоварня, кладовые палаты. Конечно, здешняя архитектура намного проще, да и степень ухоженности тут заметно ниже, но колорит всё равно наличествует, посмотреть интересно.
И снова церковь Спаса на Сенях - уже с другой стороны:
**********
Из архиерейского двора на Соборную площадь ведут ворота церкви Воскресения:
Внутри ворот проход изгибается, но сделано это не в оборонительных целях. Вообще то, что Кремль похож на фортификационное сооружение - не более чем антураж, который не выдержал бы серьёзных боевых действий. Впрочем, этого и не требовалось: во время постройки Митрополичего двора Ростов уже не имел военного значения и не нуждался в реальных укреплениях.
Насколько аскетично выглядят ворота со стороны центральной площади, настолько же они парадны и торжественны при взгляде с площади вокруг Успенского собора:
Здесь ещё раз можно убедиться в декоративности "крепостных" сооружений: несмотря на башни по бокам, в верхней части ворот - не боевые бойницы, а широкие окна, украшенные красивыми наличниками.
Сооружений на Соборной площади немного, но какие они! В центре, конечно, сам собор, возведённый в 1508-1512 годах:
Успенский собор кажется белокаменным, но это не так: он построен из кирпича и побелен, и только некоторые детали его конструкции и часть внешнего декора выполнены из камня.
В конце 17 века к южному фасаду собора пристроили нарядное крыльцо, обращённое в сторону архиерейского двора - для торжественного входа в храм митрополита (позднее через него входили в собор российские государи):
А действующим ныне входом в собор являются его довольно скромные главные ворота. При Ионе Сысоевиче над ними тоже соорудили крыльцо, но оно было разобрано при реставрации 1960-х годов, возвращая храму более достоверное историческое обличие (южное крыльцо решили сохранить в туристических целях для придания большего антуража).
Внутри храм практически полностью находится в состоянии реставрации, начатой после его возвращения церкви в 1991 году, конца которой пока не видно, хотя службы в нём проводятся.
В полукрипте хранятся мощи очень почитаемого святого Леонтия Ростовского:
В 1953 году над Ростовом пронёсся мощный ураган (пишут даже о смерче), приведший к сильным разрушениям. Он сорвал купола и крыши многих храмов в центре города, не обойдя и Успенский собор, который выглядел так:
Сразу после этого начались масштабные реставрационные работы, благодаря которым - вот уж воистину: не было бы счастья, да несчастье помогло - были убраны поздние наслоения, и собор вновь предстал в своём первоначальном облике.
..........
Но главный, на мой взгляд, архитектурный шедевр этой части Кремля - не собор, а его потрясающая звонница, из тех, что "ни в сказке сказать, ни пером описать". Так что будем просто смотреть:
А вообще, прекрасен весь вид от собора в сторону архиерейского двора - он из тех, что называют "открыточным":
Кайф был ещё и в том, что мы ходили по территории супертуристического Ростовского кремля чуть ли ни в одиночку (в самом начале ещё встретились несколько небольших групп, но потом и их не стало) - наш расчёт приехать сюда на обратном пути, в понедельник, оказался верным. Можно только представить, что творилось здесь в субботу, если бы мы оказались здесь по дороге в Вологду...
Но вернёмся к звоннице. Изначально она была трёхарочной, а самый большой колокол весил 1000 пудов (то есть 16 тонн). Но тональность их звона - слишком минорная - не устроила Иону Сысоевича, и в 1688 году он заказал мастеру Флору Терентьеву отлить огромный колокол в 2000 пудов (один только его язык весил более полутора тонн). Чтобы его повесить, пришлось возвести отдельную колокольню, пристроенную вплотную к звоннице, которая, таким образом, стала четырёхпролётной.
Новый колокол Иона Сысоевич назвал "Сысоем" - в честь своего отца, бывшего простым сельским священником. В то время по своим размеру и весу, по моему довольно поверхностному анализу, он был где-то седьмым-восьмым в России. Уникальность колоколов ростовской звонницы ещё и в том, что все они (сначала их было 13, а ещё 2 добавились в 19 веке) сохранились до нашего времени в оригинале. Во время войны со Швецией Пётр I отдал указ об изъятии колоколов - ростовской митрополии удалось откупиться деньгами. Собирались отдать их на переплавку в советское время - благодаря вмешательству наркома Луначарского колокола смогли отстоять. В общем, ростовская звонница родилась под счастливой звездой
На неё сегодня можно подняться - стоит это удовольствие 100 рублей. И это не фигура речи - удовольствие действительно огромное, звонница хоть и не очень высокая, но виды с неё потрясающие. Да и сама она очень интересная.
Наверх ведёт узкий подъём - спускаться, кстати, как мне показалось, даже сложнее, чем подниматься.
Зато наверху ... опять же, это надо просто видеть. А ещё лучше - оказаться здесь.
Торговые ряды с церковью Спаса на Торгу, построенной тоже при Ионе Сысоевиче, но на средства горожан:
..........
Кстати, вход на Соборную площадь из города - свободный и бесплатный. Как и в сам собор. А вот за посещение остальной территории Кремля надо платить, впрочем, не так уж и много - 70 рублей (вообще копейки по нынешним временам). Отдельную стоимость имеют экспозиции, но это уже на любителя ( https://www.rostmuseum.ru/posetitelyam/stoimost-biletov ).
**********
Третья часть Ростовского кремля - митрополичий сад - место для отдохновения души, выражаясь штампом - "оазис тишины и умиротворения".
Здешний "аптекарский огород":
А это уже "для антуража":
Отсюда хорошо видна церковь Григория Богослова (по цвету куполов её легко спутать с надвратным храмом другого Богослова - Иоанна):
И "крепостные" (кавычки - по причинам, отмеченным ранее) башни:
А это - церковь Николы на Подозерье, расположенная уже за пределами Кремля:
..........
На этом, пожалуй, свой рассказ (впрочем, я не столько рассказывал, сколько и показывал, о чём честно предупредил в самом начале) о Ростовском кремле я закончу, но с Ростовом мы ещё не прощаемся, ещё будет много интересного!
=========================
Не все чудеса Ростова, как Кремль, бросаются в глаза с первого взгляда. Любопытно, что если посмотреть на город сверху - а современные спутниковые карты позволяют сделать это легко и непринуждённо - то кажется, что не только Кремль, но и весь исторический центр будто находятся внутри огромного, похожего на многолучевую звезду фортификационного сооружения, ощетинившегося бастионами классической формы:
Самое интересное - что никакого "будто" нет и в помине, и это действительно самая настоящая крепость, только земляная - уникальный по своей сохранности археологический и инженерный памятник первой половины 17 столетия, вошедший в историю культуры как образец староголландской (!) фортификационной системы.
Несмотря на то, что с появлением артиллерии тактика и методы ведения боевых действий существенно изменилась, к концу 16 века при строительстве русских крепостей упор по-прежнему делался на традиционные высокие каменные стены с башнями. Это объяснялось как устоявшейся привычкой, так и тем, что главные в то время враги - татары - предпочитали не осаждать города, а штурмовать их наскоком, как это делалось в средневековье.
В 1631 году в Москву прибыл голландский инженер из Амстердама Ян Корнилий ван Роденбург, специализировавшийся на возведении земляных укреплений. Вскоре после приезда он сделал макет "земляного города", который так понравился царю Михаилу Федоровичу, что он поручил голландцу построить по этому образцу земляную крепость в Ростове. Работы шли споро, и в 1634 году уже были завершены. Крепость окружала система рвов и валов: перед основным валом, где в окопе размещались стрелки и орудия, проходил сухой ров, а ещё дальше - бруствер-привалок (невысокий вал) и глубокий ров с водой. Через них внутрь вели трое ворот с деревянными тынами перед ними: в направлении Москвы, Ярославля и к озеру Неро.
Большая часть земляной части ростовской крепости (проездные ворота не сохранились) дошла до нас почти в абсолютной степени сохранности, разве что из 9 бастионов осталось 6, а сквозь валы кое-где были прорыты широкие проезды для вновь проложенных улиц - это случилось в 1779 году, когда императрица Екатерина II утвердила новый регулярный план города. С этого момента крепость окончательно потеряла своё военное значение.
При строительстве валов было снесено много городских построек, но для одной из них сделали исключение. Более того - специально вписали её в профиль возводимых укреплений. Видите, в центре одного из бастионов обозначено некое строение? Это каменная церковь Вознесения Господня, известная также как храм Исидора Блаженного на валах, являющаяся сегодня старейшей в Ростове. Её возвели в 1566 году по повелению Ивана Грозного на месте обветшавшей деревянной церкви, поставленной над захоронением одного из самых почитаемых ростовских святых - юродивого Исидора, которого царь считал своим небесным покровителем.
Видите, она в самом центре одного из бастионов, который, в свою очередь, не расползся, а сохранил свои идеальные геометрические контуры (на "натуре"-то это не столь заметно):
В 17–19 веках церковь подвергалась реконструкциям, исказившим её первоначальный вид, а колокольня в стиле совершенно неуместного здесь классицизма, заменившая прежнюю шатровую, довершила эту картину. Правда, частично оригинальный облик храму возвратили при реставрации 1956-1959 годов, в частности, громоздкая луковичная главка была заменена на шлемовидную, каковой она и была изначально.
В интерьерах церкви большой культурный и исторический интерес вызывают росписи, описывающие сюжеты из жизни Блаженного Исидора, сделанные в 1720 году - они покрывали все внутренние поверхности храма. Правда, цену за них пришлось заплатить немалую: при этом разобрали старинный иконостас, подаренный церкви Иваном Грозным...
Вживую практически невозможно увидеть, что эти, кажется, совершенно естественно расположенные на местности пригорки и низины, поросшие травой и кустами, образуют правильные и ровные контуры крепостных укреплений. Честно скажу, что если бы я заранее этого не знал - в жизни бы не догадался...
**********
Ещё одна церковь - Толгской иконы Божией Матери, или просто Толгская (называемая также храмом святого Иоанна Милостивого, или Иоанна Власатого, чьи мощи здесь хранятся), построенная в 1761 году, интересна тем, что сохранила не только свой внешний вид, но и внутренний, поскольку на протяжении 250 лет своего существования ни разу не закрывалась - единственная в Ростове! Да, в ней переписывались фрески, но в целом её интерьеры являются теми самыми, в которых молились наши далёкие предки и 100, и 200 лет назад - это чувствуется даже непрофессионалу. Здесь можно увидеть и старинные деревянные иконы, относящиеся к 17 веку, а иконостас, украшенный витыми колоннами с виноградными лозами, был изготовлен в середине 19 столетия.
Вот таким агрегатом топят церковь зимой. Я лично подобный вообще впервые вижу, но наши друзья-дачники оказались больше "в теме"...
=========================
Подъезжая к Ростову, мы, если помните, заехали в Спасо-Яковлевский монастырь, расположенный на юго-западной окраине города. А с противоположной его стороны, северо-восточной (их как будто специально поставили симметрично относительно Кремля), находится другой монастырь - Авраамиев (полное название - Авраамиев-Богоявленский), считающийся самым древним в Ростове и одним из старейших во всей России.
Его основание связывают с именем отшельника Авраамия, который в конце 10 века поселился близ Ростова, неподалёку от языческого капища, где стоял каменный идол бога Велеса. Авраамий был одержим желанием свергнуть "нечестивого" истукана, да не знал, как это сделать. Однажды ему явился Иоанн Богослов и вручил камышовую трость, одним ударом которой Авраамий сокрушил истукана - оно ж во все времена так было - "кто не с нами, тот против нас", и ростовский отшельник тут далеко не первый и не последний.
Расправившись таким образом с символом "неверных", Авраамий, по преданию, основал обитель, сам сделавшись её наставником. Правда, историки подвергают эту легенду большим сомнениям, поскольку Авраамиев монастырь впервые упоминается в летописи только в 1261 году, а самого Авраамия "приписывают" 14 столетию, но кто ж их будет слушать...
Как бы то ни было, "трость Авраамия" долгое время хранилась в монастыре, пока перед походом на Казань её не забрал посетивший обитель царь Иван Грозный. Трость принесла удачу, Казань была взята, и в благодарность Грозный 1553-1555 годах построил в монастыре из кирпича собор во имя Богоявления Господня. Ещё две церкви появились здесь в конце 17 века, при "ростовском строителе" Ионе Сысоевиче.
В советские времена обитель сильно пострадала, и её пришлось отстраивать чуть ли ни заново, реставрации продолжаются и сегодня, и работы тут ещё хватит надолго...
И всё же Авраамиев-Богоявленский монастырь очень красив - прежде всего, благодаря двум своим основным сооружениям: Никольской надвратной церкви и Богоявленскому собору - тому самому, что воздвиг Иван Грозный.
Церковь Николая Чудотворца потрясает ещё издали. Её построили в 1680-е годы, и уже тогда она имела две мощные башни по бокам, но выглядела иначе. А свой сегодняшний облик приобрела уже в 19 веке, превратившись в храм-колокольню.
С обратной стороны (с территории монастыря) она уже не так впечатляет - всё-таки её в основном "делают" обрамляющие вход башни...
Ещё сильнее поражает лишённый какой-либо симметрии форм величественный собор Богоявления Господня, даже несмотря на свой ещё не вполне "парадный" вид (в отличие от Никольской церкви он ещё вовсю реставрируется и пока закрыт для посещений):
За ним расположено кладбище, на котором можно видеть довольно старые кресты:
Небольшой фрагмент закрытой для обычных посетителей части монастыря (сегодня он опять действующий):
**********
А на том месте, где Авраамию явился евангелист Иоанн, через несколько столетий, в 1687 году, построили - без единого гвоздя! - посвящённый апостолу деревянный храм, известный сейчас как церковь Иоанна Богослова на Ишне (крохотная река длиной всего 17 километров, впадающая в озеро Неро, известная тем, что на её берегах в 1213 году произошла "братская" битва между войсками князей Константина и Юрия Всеволодовичей). Сегодня она считается самой старой деревянной церковью в Ярославской области. А кроме этого, она просто очень красива:
К сожалению, церковь была закрыта, и нам не удалось увидеть изумительные резные царские врата - деревянные с позолотой, изготовленные в середине 16 века (точнее, их копию, поскольку оригинал хранится в музее Ростовского кремля).
..........
Возле церкви расположилась совсем небольшая (всего-то десяток дворов) деревушка с громким названием Богослов. Дома в ней разные, но вот с такой "падающей избой" не сравнится даже Пизанская башня...
=========================
Расположенный в трёх километрах от Ростова Троице-Сергиев Варницкий монастырь известен тем, что находится на месте, где в 14 веке родился один из самых почитаемых на Руси святых Сергий Радонежский. Он был основан в 1427 году в небольшой слободке, где добывали и вываривали соль - отсюда пошло название села, а потом и монастыря.
Несмотря на "имя", обитель долгое время оставалась очень бедной: в ней не жили знаменитые подвижники, не было мощей и святынь, привлекавших паломников, да и "сильные мира сего" не удостаивали её высочайшим вниманием. Достаточно сказать, что каменное строительство началось здесь только в конце 18 века - позднее, чем во многих окрестных деревнях, а расцвет монастыря пришёлся уже на 19 столетие, но длился недолго: пришедшие к власти большевики разрушили его практически "до основанья".
Свой нынешний облик Варницкий монастырь, каким мы видим его сегодня, получил уже в начале 2000-х годов. Выглядит он монументально, ярко и парадно:
В центре обители находится вновь отстроенный Троицкий собор, ставший когда-то первым каменным сооружением в монастыре:
А уже совсем недавно, в 2014 году, к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, был возведён новый - красивый и величественный - собор в его честь:
Внутри он пока ещё совсем не украшен, есть только самое необходимое:
Надвратная церковь преподобных Кирилла и Марии - родителей Сергия Радонежского - тоже новодел, но очень красивый:
Расчищенный и восстановленный колодец, существовавший ещё в "прежнем" монастыре и называвшийся "Сергиевым":
Вообще монастырская территория очень приятная, "дух стройки" отсюда уже выветрился, и пребывание здесь радует и глаз, и душу.
Но ещё живописнее он выглядит снаружи, где сразу начинается "чистое поле" - для этого нужно выйти за пределы монастыря через ворота в одной из башен окружающих его стен (они были построены в середине 19 века, при Советах полностью разрушены и тоже восстановлены уже в наши дни):
Добавлю только, что сейчас в Варницком монастыре располагается православная гимназия.
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
Лидия, спасибо за добрую оценку!
Галина, никак не могу прокомментировать, я все фото вижу...