Личный кабинет
Войти
Регистрация
Регистрация
Зачем вам это?

Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;

Общаться и заводить друзей среди туристов;

Обрести популярность в нашем сообществе.

Зарегистрироваться
Регистрация с помощью:
Регистрация турфирмы на нашем сайте позволит вам:

Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;

Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;

Внести фирму в базу сайта и получать звонки;

Регистрация в качестве официального представителя отеля позволит вам:

Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;

Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;

Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.

Забыли пароль?
Укажите свою почту и мы вышлем вам новый :)
Отправить

Сиена - "королева" тосканского средневековья. Начало

Москва. Россия
225 отзывов
Отзыв написан: 18 мая 2021 г.
Москва. Россия

Сиена - "королева" тосканского средневековья. Начало


  Сиена занимает особое место на туристической карте Италии. Как только её ни называют: и самым средневековым городом, где "время остановилось" более полутысячелетия назад, и редким уголком доренессансной Италии, и олицетворением исторического и художественного прошлого Тосканы, и просто самым колоритным и атмосферным итальянским городом... Искусствовед П. Муратов в "Образах Италии" писал, что "воспоминание о Сьене в ряду других итальянских воспоминаний остается самым светлым и наиболее дорогим. В ней соединяется все то, что заставляет сердце биться сильнее при слове Италия, - святая древность, цветущее искусство, речь Данте в устах народа, чувство воздуха, чувство насыщенной тонкими силами земли, производящей веками мирные оливы и хмельный виноград. Свой древний средневековый облик она сохранила лучше других итальянских городов. Улицы Сьены почти на всем протяжении остались теми же, какими сделали их строители треченто и кватроченто". В общем, Сиена - это некое подобие испанских Толедо и Жироны, и одному богу известно, что из них круче...

  Так ли это? Так. И не совсем так. Сиена, безусловно, во многом, больше, чем любой другой - по крайней мере, более-менее крупный - итальянский город сохранила облик Средних Веков. Но назвать её чисто средневековой мне сложно (признаюсь, после поездки я даже изменил название этого рассказа, который изначально звучал как "Сиена - королева средневековой Тосканы"), прежде всего - на психологическом уровне: слишком велики, даже громоздки, её масштабы. Большинство высоких многоэтажных домов в её центре с трудом совмещаются со сложившимся у нас стереотипом "средневековья" (в который намного легче вписываются Сан-Джиминьяно, Сорано, Дольчеакуа, исторические центры Вольтерры, Вентимильи, Губбио, Браччано и Витербо), а улицы извилистые, но в основном совсем не узкие (намекаю на ещё один шаблон: "узкие извилистые улочки") - машины по ним могут не только легко проехать, но и легко разъехаться.

  Существуют и более объективные факторы: всё-таки, кто бы что ни говорил, со времён Средних Веков Сиена изменялась. Во-первых, Возрождение всё же коснулось её, и свой отпечаток, пусть и не очень глубокий, оставило. Во-вторых, после того как в 1555 году город был взят войсками испанского императора Карла V (как, почему - эти подробности я оставляю в стороне), в результате чего некогда могущественная Сиенская республика прекратила своё существование, в нём были снесены высокие древние башни - ранее Сиена во многом походила на то, что мы видим сегодня в Сан-Джиминьяно. И, наконец, на её облик сильно повлияло землетрясение 1798 года, после которого была проведена основательная "реновация" "ветхого фонда": реконструированы некоторые старинные кварталы, полностью или частично демонтировано большинство ещё сохранившихся башен, разобраны верхние этажи "сомнительных" (с точки зрения своего состояния) зданий, а между стенами домов во многих переулках появились распорные арки, которые только добавили городу "средневекового" колорита, но на самом деле являются сравнительно недавними. Кроме того, была "скорректирована" городская планировка, ставшая более регулярной и, как неизбежное следствие, более монотонной и однотипной. Есть ещё и уйма прочих нюансов, мимо которых я не пройду (хотя порой очень хотелось бы этого!) в дальнейшем.

  Всем вышесказанным я просто справедливости ради констатирую "факты и ничего кроме фактов" и никоим образом не ставлю под сомнение колорит и обаяние Сиены - они огромны, а сам город - великолепен!

* * * * * * * * * *

  Удобнее всего приезжать в Сиену на автобусе, поскольку он привозит в самый центр - на автостанцию на Виа Тоцци. Но это можно сделать лишь из Флоренции или Ареццо (из числа типовых "маршрутных точек" путешествующих по Италии), а тем, кто едет из прочих мест, как мы, "достаётся" поезд. Вокзал Сиены находится в полутора километрах к северу от исторического центра, куда можно доехать на городском автобусе. Ну а те, у кого багажа немного, могут вместе с нами совершить пешую прогулку, тем более что по пути можно увидеть много интересного, а специально до этой части города, рискну предположить, руки (точнее, ноги!) не у всех дойдут. К тому же подняться на уровень старого города от расположенного "внизу" вокзала позволяет многопролётный (причём пролёты тут на любой вкус: и "гладкие", и ступеньками) эскалатор (Scala Mobile по-итальянски), один из трёх в Сиене, в здании торгового центра на привокзальной площади: https://www.google.com/maps/@43.3314502,11.3228715,3a,66.1y,208.06h,97.08t/data=!3m6!1e1!3m4!1st2lJj1ArBRrByC8wbk4-VA!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru .

0
0

0
0

  При взгляде на окрестности сразу видно, что мы находимся "наверху". И это ещё только "ровная" часть города

0
0

  Рядом с верхней "станцией" эскалатора находится красивая церковь св. Петронии (Петрониллы) Santa Petronilla, бывшая когда-то частью францисканского монастыря сестёр-клариссинок, разрушенного в середине 16 века. В 1622-1632 годах церковь была построена заново, а нынешний вид приобрела после масштабной реконструкции середины 20 столетия, когда, к тому же, при ней появилась колокольня в неороманском стиле:

0
0

  Наш путь проходит по Терцо-ди-Камолия (Terzo di Camollia) - одному из трёх больших исторических районов (терций), на которые делится Сиена. Здесь проходила древняя дорога Виа Франчиджена (Via Francigena), переводимая на русский язык, как "Дорога Франческо" или "Дорога франков" (и то, и то, на мой взгляд, не совсем точно), по которой паломники из Англии и Франции шли в Рим, а оттуда через порты Апулии отплывали в Святую Землю. В Сиену они входили через древние северные ворота Порта Камолия, перед которыми в 1270 году, "на волне" недавнего поражения в битве при Колле-ди-Валь-д’Эльса, в качестве дополнительного укрепления были возведены ещё одни крепостные ворота, известные как Антипорто (Antiporto di Camollia), в целом сохранившиеся до наших дней:

0
0

  Между двумя воротами образовался густонаселенный пригород, где паломники, прибывшие в Сиену поздно вечером, когда городские ворота уже были заперты, могли переночевать. Сама же старинная Порта Камолия была разрушена во время осады Сиены испанцами в 1555 году, а те ворота, что мы видим сегодня, с гербом Медичи (тогда Сиена уже входила в Великое герцогство Тосканское), сооружены в самом начале 17 столетия. На них сохранилась надпись "Сиена открывает тебе своё сердце шире, чем эти ворота", адресованная тогдашнему правителю Тосканы герцогу Фердинандо I Медичи.

0
0

  Сразу после Порта Камолия время меняется - мы оказываемся совсем в другой исторической эпохе: здесь начинается "та самая" знаменитая Сиена, ради которой сюда едут туристы со всего мира. В этой её части находится Контрада дикобраза, чей бело-чёрно-красно-синий флаг приветствует нас (и, разумеется, всех прочих гостей):

0
0

* * * * * * * * * *

  Контрады - один из самых известных, самых знаменитых "брэндов" Сиены. Это более мелкие, чем терции, районы внутри средневековых крепостных стен, на которые город был разделён примерно в 13 веке. Изначально они имели военно-милицейские функции, но со временем превратились в "государства в государстве", территориально-социальные образования, имеющими свой устав, свои символы и флаги, своего главу-приора, свою церковь и обязательно - свой фонтан, который со второй половины 20 столетия стал "крестильным" - в нём проводится обряд так называемого светского крещения, символизирующего вечную "прописку" в своём районе. Вначале контрад было более полусотни (а по некоторых источникам - даже около 80), но со временем их число сократилось до 23, а потом - до 17, что было окончательно зафиксировано специальным указом о "Новых границах между контрадами", подписанным Великой принцессой Тосканской Виолантой Беатрисой Баварской в 1730 году и формально остающимся в силе до нынешнего времени. Контрады и сегодня ревностно поглядывают друг на друга, а пиком их соперничества является знаменитые конные скачки Палио, проводимые в Сиене дважды в год в июле и августе. Собственно, из общего числа побед на них и складывается некий неофициальный "рейтинг" контрад. Также существует исторический титул "благородных" контрад, которым обладают 4 сообщества: Орла, Гуся, Ракушки и Гусеницы. В основном они были получены за воинские заслуги, проявленные во времена Сиенской Республики, но вот "Орлам" титул был пожалован императором Карлом V в благодарность за тёплый приём, оказанный ему контрадой в 1536 году - тогда до судьбоносной осады (напомню - именно она привела к краху Сиенской республики) оставалось ещё почти 20 лет...

  А вот с происхождением названий контрад, честно говоря, мне разобраться не удалось - в том смысле, что однозначной информации на этот счёт я не обнаружил, хотя версии попадались различные. П. Любимцев увязывает их с воинским качествами представителей контрад: типа, одни были зоркими, другие хорошо стреляли, третьи ... ну и так далее. А вот Г. Мортон в "Прогулках по Северной Италии" предлагает такую любопытную версию: 


"При испанцах в Сиене сделался популярным бой быков. Зрелище это устраивали на главной площади. Каждая контрада выставляла своего быка, которого с большими церемониями проводили вокруг пьяццы. Контраде приходилось идти на большие расходы, чтобы придумать и построить машину, в которой тореадоры могли укрыться в моменты опасности. В тот век пышности и развлечений машины отличались оригинальностью и красотой. Когда в 1590 году бои быков в Тоскане запретили, началось возрождение старых комических скачек. Чтобы добавить зрелищу красоты, соперничавшие друг с другом контрады организовали процессию машин, хитроумнее и красивее прежних. По названиям этих машин нынешние семнадцать контрад Сиены и получили свои странные имена.

В истинно ренессансной традиции, большинство машин представляли аллегорические композиции. Машина «Дракон» рассказывала историю Кадма. С копьем в руке, на фоне нарисованного на парусине скалистого пейзажа, Кадм стоял возле только что убитого им дракона. Когда машина приближалась к трибунам, он вырывал у дракона зубы и разбрасывал по сторонам. Машина «Гусь» изображала Рим, предупрежденный капитолийскими гусями о нападении готов. Римские солдаты окружили крепостную стену, на которой стоял гусь. У «Жирафа» в раззолоченной машине стояла модель огромного необычного жирафа. Был он белым с красными пятнами. Аллегорическая «Сова» олицетворяла мудрость и знания. Главной ее фигурой была Минерва, восседавшая на троне среди классических божеств. Впереди шагал мальчик с серебряной вазой, на которой сидела настоящая живая сова.

Очень интересная машина, которую мне особенно хотелось увидеть, была у контрады «Гусеница». Сопровождали машину садовники в зеленых жакетах, желтых бриджах и сделанных из цветов патронташах. На шляпах развевались зеленые и желтые ленты, в центре трехцветного флага — зеленого, желтого и голубого; те же цвета и у нынешней контрады — гусеница на оливковой ветке. Сама машина сделана была в виде сада, со ступенями, ведущими к беседке и фонтану. Машина объезжала площадь, а музыканты, сидевшие в саду на ступенях, играли на различных инструментах.

Вот как получилось, что каждая контрада Сиены носит имя, которым названа была созданная несколько веков назад машина. Цвета и эмблемы, которые носит контрада — последние живые свидетельства праздничного Ренессанса, ставшего прародителем маскарадов и балета".


  Честно говоря, непросто поверить в истинность вышесказанного, но, зная въедливость и историчность Мортона, его любовь к деталям, не менее трудно представить, что он повёлся на какую-то случайно услышанную "левую" историю, тем более что он провёл в Сиене несколько дней во время Палио и достаточно тесно общался с местными жителями, что он и описывает в своей книге. Кстати, эту гипотезу отчасти подтверждает упоминание неких "машин для праздничного представления" на страничке https://www.ilpaliodisiena.eu/Palio/Storia/origini2.htm .

  Некоторую ясность, хоть и, на мой взгляд, не окончательную, вносит информация с сайта городских властей Сиены https://www.comune.siena.it/La-Citta/Palio/Siena-e-il-Palio/La-Contrada/NOMI-E-INSEGNE : первоначально контрады назывались по имени своей церкви или святого покровителя, но когда в конце 15 века они стали участвовать в публичных зрелищах, то получили новое "боевое" (то есть фактически "ролевое") имя и соответствующий ему символ - реального или мифологического животного. То есть о каком-то глубоком смысле и давних исторических корнях, похоже, речь всё же не идёт...

..........

  Ну да ладно, тему контрад мы ещё затронем, когда будем проходить по территориях различных сообществ (сразу скажу, что в любимую некоторыми игру "найти все фонтаны всех контрад и связанные с ними скульптуры" мы играть не будем). А сейчас вернёмся туда, где мы прервались - на бывшую Виа Франчиджена, которая в этой части Сиены проходит по улице Виа Камолия (Via Camollia), где, как я уже сказал, начинается "настоящая Сиена".

  В Средние Века приходящие в город паломники могли остановится в гостинице при церкви св. Петра San Pietro alla Magione (итальянское слово "magione" как раз и означает "приют"). Основание церкви восходит ещё к временам крестовых походов: первое известное упоминание о ней датируется 998 годом. С середины 12 века она принадлежала тамплиерам, которые и организовали при ней приют для паломников, а после упразднения Ордена храмовников в 1312 году церковь и гостиница перешли к рыцарям-госпитальерам (Иоаннитам). Храм счастливо избежал серьёзных реконструкций, и сегодня мы видим его романский фасад 13 столетия с готическим порталом 14 века, а колокольня выполнена в виде типичной для тамплиеров звонницы.

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

  Бывшая гостиница:

0
0

  В её дворе сохранился старинный колодец:

0
0

  А напротив него - уже современный крестильный фонтан контрады:

0
0

0
0

  Изнутри церковь выглядит очень атмосферно, но её интерьеры не являются старинными: они были восстановлены уже в наше время.

0
0

  Забегая вперёд, скажу, что этот уголок запомнился как одно из самых атфосферных и колоритных мест в Сиене, где реальной аутентичности действительно, что называется, "выше крыши"

..........

  Дальше мы просто идём по прямой, никуда не сворачивая (мы же ещё с вещами, нам в отель надо!), и смотрим по сторонам:

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

  Маленький обаятельный дикообразик на уличном светильнике (назвать его фонарём язык не поворачивается!) напоминает, "кто здесь хозяин" (в смысле - в какой контраде мы находимся):

0
0

  Ненадолго остановимся у церкви св. Андрея (Sant'Andrea), известной с 1175 года, но впоследствии претерпевшей многочисленные преобразования, наиболее значительные - в 18 веке. Правда, реставрация 20 столетия отчасти вернула ей аутентичные черты, прежде всего - строгий романский фасад, оставив при этом барочную двускатную лестницу перед входом.

0
0

0
0

  Тоже восстановленная в изначальном виде средневековая колокольня с большим трудом вписывается между боковым фасадом храма и рядом стоящим зданием:

0
0

  Такое в Сиене встречается сплошь и рядом: можно заглянуть в открытый холл, вроде бы, обычного дома - и увидеть, что он когда-то был особняком или даже дворцом, имел шикарную парадную лестницу, внутренний дворик-патио или просто, как здесь, собственный колодец:

0
0

..........

  Первая значительная достопримечательность, мимо которой никак нельзя было просто пройти - одна из самых красивых и атмосферных площадей Сиены - П-образная площадь Пьяцца Салимбени (Piazza Salimbeni). С трёх сторон её обрамляют 3 дворца, но главным украшением является, конечно, "средний" - Палаццо Салимбени в стиле "готичнее некуда", к которому по бокам примыкают дворцы Спаннокки (справа) 15 века и Тантуччи (слева) 16-го. А в самом центре установлена статуя Саллустио Бандини - сиенского священника, экономиста и политика 18 столетия.

0
0

0
0

0
0

  В 1419 году Палаццо Салимбени был конфискован Сиенской Республикой, а в 1472 году в нём разместился один из старейших в мире банков Монте-деи-Паски-ди-Сиена (Banca Monte dei Paschi di Siena), предназначенный для обслуживания малоимущих слоев населения города. Его штаб-квартира находится там и поныне.

0
0

  По большому секрету (тут явно не хватает соответствующего смайлика) скажу, что прекрасный ансамбль Площади Салимбени был создан ...в 1877-1879 годах (а локальные реконструкции проводились даже в 20 столетии). Тогда же был почти полностью перестроен и Дворец Салимбени, изначально сооружённый в 14 веке: его великолепный готический фасад на самом деле является почти современной неоготикой (равно как и фасад Палаццо Спаннокки).

0
0

  Что касается Дворца Спаннокки, то его интересной особенностью является то, что под верхним карнизом, еле различимые снизу, установлены бюсты древнеримских императоров, а между ними - пятым или шестым, если считать от улицы - голова Данте Алигьери (пишут, что ещё и Леонардо где-то есть).

0
0

0
0

..........

  Чуть дальше по этой же улице, в полутора сотнях метров ближе к центру, находится "вотчина" бывших заклятых врагов Салимбени - семейства Толомеи. Здесь, на одноимённой площади, стоит готический дворец Палаццо Толомеи из тёмного, отчасти даже мрачного, камня, построенный в 1205 году и восстановленный после разрушения в конце того же века, который считается старейшим из сохранившихся частных особняков в Сиене. Он был реставрирован в 1970-х годах, но не подвергся тотальной реконструкции, как это произошло с Дворцом Салимбени, поэтому его нынешний облик близок к аутентичному.

0
0

0
0

  Толомеи - очень древний род, берущий своё начало (правда, по фактически неподтверждённой генеалогии) от знаменитой династии египетских правителей Птолемеев. В Сиене они поселились во времена Карла Великого, став одними из крупнейших торговцев и финансистов города, и уже в 11-12 столетиях владели замком. Начавшееся позднее их соперничество с главными конкурентами из семьи Салимбени носило жёсткий характер и протекало с переменным успехом. Джэйн Тилус (Jane Tylus), автор книги "Секреты Сиены" (где особых "секретов", признаться, нет), проводит параллель с известным мультфильмом про Тома и Джерри: сегодня Салимбени сжигают Дворец Толомеи, завтра (здесь "сегодня" и "завтра" не имеют буквального смысла и являются просто фигурами речи) Толомеи приглашают Салимбени на пир и пытаются их отравить; сегодня Салимбени вынуждены бежать из города и скрываться в своих поместьях в Валь д'Орча, завтра Толомеи бегут в Маремму, чтобы переждать вновь разгоревшуюся вражду... Небольшое временное перемирие наступило лишь благодаря вмешательству св. Франциска, когда он посетил Сиену в 1212 году. Толомеи прожили в Сиене до середины 14 века, после чего по велению папы Иннокентия переехали в Рим (обосновавшись там в Трастевере), где Раймондо Толомеи возглавил Сенат.

  Перед Палаццо Толомеи стоит колонна с одной из многочисленных "римских волчиц", напоминающих о главной сиенской легенде: якобы город был основан Сением и Аскием - сыновьями Рема и племянниками Ромула - знаменитых основателей Рима, которые, после того как Ромул убил своего брата, были вынуждены бежать из Рима, прихватив при этом "оригинальную" статую, изображавшую выкормившую Ромула и Рема волчицы, и укрыться в Сиене. А поскольку прискакали сюда они на чёрном и белом конях, именно эти цвета составили герб города (это лишь одна из теорий).

0
0

0
0

  Ещё один особняк или дворец на Пьяцца Толомеи:

0
0

  На другой стороне площади, напротив Палаццо Толомеи, расположена церковь св. Христофора, Сан-Кристофоро, возведённая в 11-12 веках. До строительства Палаццо Пубблико на площади Иль-Кампо она выполняла роль Ратуши, будучи местом заседаний правительства Сиенской Республики, а также муниципальных судебных органов. Её старый фасад был разрушен при землетрясении 1798 года, после чего заменён новым, в неоклассическом стиле.

0
0

  Сохранившийся боковой фасад, как видите, намного более старинный:

0
0

  А самая древняя часть церкви - небольшой клуатр в её правой (если смотреть с площади) части, где и сегодня можно видеть старинные романские галереи. Правда, только с улицы: вход в клуатр закрыт железной решёткой, и сколько раз мы ни проходили мимо в надежде, что - ну, вдруг!.., он так и оставался запертым.

0
0

  С клуатром церкви Сан-Кристофоро связан один из важнейших эпизодов в истории Сиены...


  ... Шёл 1260 год. Давнишнее противостояние Сиены и Флоренции в очередной раз достигло своего апогея, 35-тысячное флорентийское войско подошло к Сиене (собственно, корни конфликта тогда лежали не столько на государственном, сколько на политическом уровне - между двумя вечными противниками: гибеллинами, которые тогда правили в Сиене, и гвельфами, возглавлявшими Флоренцию). 2 сентября флорентийцы прислали в Сиену послов с требованием разрушить в нескольких местах крепостные стены, чтобы армия гвельфов могла свободно войти в город, а также возможности возвести в каждой терции Сиены флорентийские крепости. В случае отказа Флоренция сулила сиенцам "величайшие беды".

  Послы были приняты и заслушаны в клуатре Сан-Кристофоро, после чего получили такой ответ: "Возвращайтесь к своим и скажите, что мы ответим им так, что они услышат сами". После отъезда флорентийцев здесь же, в церкви св. Христофора, сиенцы собрались на большой совет. Поскольку численность их армии была намного меньше, чем у противника, они признали необходимость нанять немецких рыцарей-наемников, но для этого им не хватало денег. И тогда банкир Салимбени просто … сходил в свой дворец и привёз целую повозку денег - 118000 флоринов.

  После это представители совета, взяв ключи от ворот Сиены и разувшись, во главе народной процессии пошли к собору и, войдя в него, обратились к образу Девы Марии, известному как Мадонна с большими глазами, ныне хранимому в музее Опера-дель-Дуомо, со словами (цитирую по книге П. Муратова): "О Матерь милосердная, о помощь и надежда угнетенных, спаси нас! Мы приносим и предаём Тебе город Сьену со всеми жителями, землями и имуществами. Вот мы вручаем Тебе ключи, храни же город Твой от всяких бед и больше всего храни от флорентийских притеснений. О милосердная Мать, прими этот малый дар нашей доброй воли. И ты, нотариус, засвидетельствуй это дарение, чтобы оно было на веки веков". 

  Сражение состоялось 4 сентября у местечка Монтаперти в нескольких километрах к юго-востоку от Сиены. Оно проходило с переменным успехом и уже к вечеру закончилось победой сиенцев. Правда, спустя 9 лет они потерпели "ответное" поражение в битве при Колле-ди-Валь-д’Эльса, но это не сильно повлияло на "золотой век" Сиенской Республики, чьё процветание длилось ещё почти столетие, в течение которого были построены многие сооружения, ставшие "визитными карточками" города, в частности - Палаццо Пубблико и Торре-дель-Манджа.

..........

  Уже почти у самой Иль-Кампо находится площадь - точнее, перекрёсток - Кроче-дель-Травальо (Croce del Travaglio) - место, где сходились 3 главные улицы средневековой Сиены: via di Citta, Banchi di Sopra и Banchi di Sotto, на которых сосредотачивалась основная деловая и торговая жизнь города (четвёртым "лучом" является короткий переулок Виколо Сан-Пьетро, соединяющий Кроче-дель-Травальо с Иль-Кампо). Здесь в первой половине 15 века была сооружена Торговая биржа, или Рыночная лоджия (Loggia della Mercanzia) в стиле, переходном от готики к ренессансу, украшенная пятью статуями - апостолов Петра и Павла и трёх (из четырёх) небесных покровителей Сиены.

0
0

0
0

  Над Кроче-дель-Травальо возвышается средневековая башня Рокка Бруна, бывшая когда-то одной из самых высоких в Сиене, но, как и многие другие, укороченная в 16 столетии (после взятия города Карлом V, о чём я уже писал) до уровня соседнего здания.

0
0

0
0

..........

  По упомянутому выше переулку св. Петра (Виколо Сан-Пьетро) мы спускаемся на главную площадь Сиены - Пьяццу-дель-Кампо, или просто Иль-Кампо.

0
0

  Пьяцца-дель-Кампо - это что-то особенное и неповторимое. Можно сколько угодно говорить, как хорош Сиенский собор, но всё-таки основной, самый узнаваемый и тиражируемый "брэнд" Сиены - это всё же именно она. Я только что поймал себя на мысли, что в числе самых красивых площадей Европы всегда называл, прежде всего, брюссельскую Гран-Пляс и Площадь Сервантеса в городке Алькала-де-Энарес близ Мадрида, а вот об Иль-Кампо в этом контексте даже не вспоминал. Почему? Наверное, именно потому, что она столь неподражаема, что стоит выше любых сравнений и рейтингов. Просто она такая одна.

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

  Пьяцца-дель-Кампо уникальна во всём, но прежде всего - своей формой, напоминающей огромную раковину (П. Любимцев сравнивает её с огромным веером), периметр которой составляет 333 метра. Она расположена в естественной впадине между тремя холмами, на которых стоит город, и до сих пор сохраняет изначальную неровность, повторяя природный рельеф этого места. Здесь сходятся две южные "трети" (терци) Сиены: Терцо-ди-Читта и Терцо-ди-Сан Мартино, но по древнему взаимному соглашению площадь не принадлежат ни одной терци, равно как и не входит в территорию ни одной контрады. Начиная с 12 столетия на ней проводились рынки и городские праздники, а свой нынешний вид пьяцца приобрела в первой половине 14 века, когда власть в Сиене принадлежала так называемому Правительству Девяти (в целом оставившее о себе хорошую память - именно ему была посвящена положительная часть цикла известных фресок о "добром и худом правлении" в сиенском Палаццо Публико) - его символизировало разделение Иль-Кампо на 9 секторов. Тогда же площадь была вымощена красным кирпичом с рисунком, называемом сегодня "ёлочкой" (а иногда - "рыбьим хвостом").

0
0

  "Ручка веера" - место, где сходятся все сектора:

0
0

  Со всех сторон Пьяцца-дель-Кампо окружена монументальными (пожалуй, даже излишне...) сооружениями, главное среди которых - дворец Палаццо Публико, построенный на рубеже 13-14 столетий в качестве резиденции Правительства Девяти (до этого, напомню, роль городской Ратуши исполняла церковь Сан-Кристофоро). То, что при этом получилось, стало одним из самых узнаваемых и символичных зданий Италии, а внутри него ныне располагается один из интереснейших итальянских "музеев искусств". Особенно важно, что Палаццо Публико дошёл до нас практически в своём аутентичном изначальном виде.

0
0

0
0

  Геральдическое изображение над входом в палаццо:

0
0

  И очередная волчица:

0
0

  Чуть позже, в 1325 и 1348 годах, была возведена 102-метровая дворцовая башня-колокольня, вошедшая в историю, как Торре-дель-Манджа. Её успели достроить как раз накануне начала страшной эпидемии чумы, нанесшей Сиене колоссальный урон, от которого она, по сути, уже так и не оправилась. Любопытно, что Торре-дель-Манджа, расположенная на более низком месте, достигает той же высоты, что и колокольня стоящего на холме Сиенского собора - это символизировало равенство духовной и гражданской властей города.

0
0

  Сооружение из белого мрамора под колокольней - Капелла-ди-Пьяцца, Часовня Площади, построенная в 1352-1376 годах (позже она подвергалась изменениям) в благодарность Деве Марии за избавление города от чумы, которая длилась 2 года и унесла в могилу больше половины населения Сиены.

0
0

  Историю возникновения названия Торре-дель-Манджа знают, наверное, все: один из первых звонарей по имени Джованни-ди-Бальдуччо был известен своей расточительностью и обжорством, за что получил прозвище Mangiaguadagni, что означало "проедающий жалование". Со временем второе слово исчезло, а вот первое намертво закрепилось за бедной колокольней (то есть буквально получается Башня обжоры).

  Должность звонаря Торре-дель-Манджа просуществовала недолго: в 1360 году на колокольне установили первые механические часы, а через 40 лет с ними соединили механизм, который позволял автоматически звонить в колокола в нужное время. В 1425 году этот агрегат дополнили статуей, тогда ещё деревянной, имитирующей звонаря. Она (точнее, её последующие "версии") просуществовала до 1780 года, после чего была отправлена на муниципальный склад, а позже перекочевала на загородную виллу одного из городских чиновников и долгое время считалась утерянной. Лишь в 1927 году её обнаружили в очень плохом состоянии и установили во внутреннем дворе (cortile) Палаццо Публико, где её можно увидеть и сегодня.

  Кстати, давайте зайдём него (вход абсолютно свободный с утра до вечера):

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

  Ещё одна волчица:

0
0

  А вот и "бренные остатки" статуи-звонаря:

0
0

..........

  На другой стороне Иль-Кампо, практически напротив Палаццо Публико, обращает на себя внимание ещё один дворец, тоже с башенкой, хотя и невысокой. Это Палаццо Санседони начала 13 века:

0
0

  Многие прочие сооружения, окружающие площадь, тоже появились во времена Средневековья, но почти все они были реконструированы в 1760-х годах, получив новые фасады в разных стилях.

0
0

  Уже много столетий Пьяццу-дель-Кампо невозможно представить без Фонтана Гайя (Fonte Gaia), в виде большого мраморного бассейна, имя которого переводится как "радостный". Он стал главным общественным фонтаном города, появление которого в 1346 году жители встретили с восторгом - отсюда и пошло его название. Для подачи воды в него была сооружена грандиозная система подземных туннелей (Bottini) общей длиной около 25 километров, которые питают и многие другие фонтаны Сиены. Более полувека спустя, в начале 15 столетия, фонтан был украшен скульптурными рельефами из местного мрамора, выполненными известным в то время скульптором Якопо-делла-Кверча.

0
0

0
0

0
0

0
0

А так (забегая вперёд) он выглядит с высоты Торре-дель-Манджа:

0
0

  К сожалению, сиенский мрамор оказался не очень прочным, и спустя несколько веков скульптуры начали разрушаться. Поэтому в 1859 году было решено заменить их на копии, на этот раз - из лучшего итальянского каррарского мрамора. Оригиналы же были восстановлены и сейчас находятся в Музее Санта-Мария-делла-Скала напротив собора.

  Что ещё можно сделать на площади Иль-Кампо? В хорошую погоду – просто посидеть или даже полежать прямо на покрывающих её кирпичах. В плохую - посетить Гражданский музей в Палаццо Публико, где, кроме самих интерьеров, представлены картины и фрески, созданные в самые разные периоды Средних Веков и Возрождения, многие из которых считаются признанными шедеврами сиенского искусства. А можно подняться на Торре-дель-Манджа ( https://www.comune.siena.it/La-Citta/Cultura/Strutture-Museali/Torre-del-Mangia ).

  Удовольствие это стоит недёшево - 10 евро, но дело даже не в цене. "Подписываясь" на это мероприятие, надо очень хорошо оценить свои силы - 100 метров и 400 ступенек - это всё-таки реально круто ("я вас не пугаю, я вас предупреждаю", как сказал какой-то киноперсонаж). Тем более что в начале лестница вполне современная, и первые марши кажутся несложными, но потом "лафа кончается" (здесь как раз расположена зона контроля и запирающиеся шкафчики, где нужно оставить свои рюкзаки и вообще всё, что больше фотоаппарата) и начинается аутентичный узкий подъём с каменным ступеньками разной высоты, где, чтобы разминуться с идущими в противоположном направлении, порой приходится вжиматься в стену на малюсеньких площадках между двумя "пролётами" (зато появляется повод отдышаться).

0
0

  До сих пор моим личным рекордом была Башня Асинелли в Болонье - 97 метров, и тот подъём лёгким я бы не назвал. Поэтому сомнения имелись (тем более что мы с каждым годом не молодеем) - вплоть до последнего "сиенского" дня, но в конце концов соблазн оказался сильнее страхов, и - вот что из этого получилось (в идеале планировать сие мероприятие лучше так, чтобы после него была возможность сходить в отель и переодеться).

0
0

0
0

0
0

0
0

0
0

..........

  Однажды вечером мы встретили на Пьяцца-дель-Кампо такую процессию:

0
0

0
0

  Судя по флагам, в шествии участвовали члены контрады Черепахи. А уж что это было за мероприятие (или его репетиция) я сказать не могу...

..........

  Рядом с Иль-Кампо (по сути, их разделяет только Палаццо Публико) находится, наверное, самая старая площадь Сиены - Рыночная, Пьяцца-дель-Меркато (кстати, это её именем назван отельчик, где мы жили). Торговля на ней велась ещё в те времена, когда Пьяцца-дель-Кампо не была городской площадью, а являлась именно тем, что "заявлено" в её названии: "чистым полем", куда стекала дождевая вода с жилых кварталов на сиенских холмах. Рынки на ней проводились до 1954 года, а сегодня в центре площади восстановлен торговый павильон, называемый в народе черепахой, причём не простой, а огромной (Tartarugone), реконструированный в том виде, каким он был в 19 веке. Кстати, здесь проходил один из фрагментов феерической гонки в начале фильма "Шестеро вне закона" (правда, в кино подразумевалась Флоренция, но её виды решили разбавить сиенскими, видимо, для пущего антуража).

0
0

0
0

  Сама площадь не слишком красивая, да и павильон не особо интересный, но вот окружающие её дома очень симпатичные и колоритные - настоящая "итальянская классика":

0
0

0
0

0
0

  Отсюда Палаццо Публико смотрится очень непривычно:

0
0

  Именно сюда, а не на Иль-Кампо, выходит лоджия дворца, сооружённая уже после чумы, в 1350 году. Сегодня побывать на ней можно в рамках посещения Палаццо Публико. Кстати, появилась она не просто для красоты: на протяжении всего срока своих полномочий члены Совета Девяти "уходили из семей" и проживали в самом дворце, что было этакой "антикоррупционной" мерой для ограничения внешних "соблазнов" и воздействий; покидать Палаццо Публико им разрешалось только для официальных меоприятий. Так что лоджия, по сути, являлась единственным местом, где "правящая верхушка" могла подышать свежим воздухом.


0
0

0
0

  А ещё отсюда открываются живописные панорамы юго-восточные районы Сиены с церковью Санта-Мария-деи-Серви:

0
0

0
0
Подписаться на автора
Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Туры в Италию по самым выгодным ценам!
Горящие туры! Спецпредложения со скидкой 30%!
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.
New! 1001% надежности - страхование от невыезда
Более 200 офисов продаж по всей России! Звоните 8 (495) 725-1001
В начало страницы
Эксперты
по туризму
рядом с Вами
Найти эксперта
Крючкова Анастасия
Крючкова Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Китаев Максим
Китаев Максим +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Погоний Кристина
Погоний Кристина +7 (495) 725 1001
1001тур
Крылатское, 1001 тур
Перезвоните мне
Антохина Светлана
Антохина Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Зубкова Руслана
Зубкова Руслана +7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Вишневская Мария
Вишневская Мария +7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Гаршина Алена
Гаршина Алена +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Данилина Валентина
Данилина Валентина +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Палагина Елена
Палагина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Кулинич Анна
Кулинич Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шевцова Марина
Шевцова Марина +7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Буглак Иван
Буглак Иван +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Шакирова Ксения
Шакирова Ксения +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Никулина Наталья
Никулина Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Балыко Яна
Балыко Яна +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Белоусова Светлана
Белоусова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Решникова Евгения
Решникова Евгения +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Дербина Ирина
Дербина Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Алексеева Оксана
Алексеева Оксана +7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Ласьков Максим
Ласьков Максим +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Купреева Ольга
Купреева Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ворик Илона
Ворик Илона +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Малышева Анастасия
Малышева Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Дорожинская Кристина
Дорожинская Кристина +7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ткач Михаил
Ткач Михаил +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Архипова Елизавета
Архипова Елизавета +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Бриленкова Ксения
Бриленкова Ксения +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Королева Анна
Королева Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Плешко Марина
Плешко Марина +7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Поливановская Анна
Поливановская Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокина Юлия
Сорокина Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Быков Павел
Быков Павел +7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Дмитрова Елена
Дмитрова Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Такташова Светлана
Такташова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Бабичева Ирина
Бабичева Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Москвина Светлана
Москвина Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Карпунина Ирина
Карпунина Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Ольховский Дмитрий
Ольховский Дмитрий +7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Бодаева Людмила
Бодаева Людмила +7 (495) 725 1001
1001тур
Жулебино, 1001 тур
Перезвоните мне
Шипова Алиса
Шипова Алиса +7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Целовальникова Анжелика
Целовальникова Анжелика +7 (495) 725 1001
1001тур
Крылатское, 1001 тур
Перезвоните мне
Сергеев Евгений
Сергеев Евгений +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Самошкина Виктория
Самошкина Виктория +7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Родзик Светлана
Родзик Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Яременко Ирина
Яременко Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Нестерова Ирина
Нестерова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулагина Елена
Кулагина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Меняйлова Светлана
Меняйлова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Кулинич Никита
Кулинич Никита +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Евдокимова Ирина
Евдокимова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Саларьево, 1001 тур
Перезвоните мне
Мишина Светлана
Мишина Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Габоева Белла
Габоева Белла +7 (495) 725 1001
1001тур
Белорусская, 1001 тур
Перезвоните мне
Иванова Анастасия
Иванова Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Васнева Юлия
Васнева Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Макарова Ирина
Макарова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Метельская Елена
Метельская Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ескина Алла
Ескина Алла +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Бывалова Мария
Бывалова Мария +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Антонова Наталья
Антонова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Галахова Светлана
Галахова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Марьино, 1001 тур
Перезвоните мне
Брагэ Анастасия
Брагэ Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лукманова Рената
Лукманова Рената +7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Четвергова Анна
Четвергова Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Жигунова Далила
Жигунова Далила +7 (495) 725 1001
1001тур
Митино, 1001 тур
Перезвоните мне
Самодаровская Ольга
Самодаровская Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Маргарян Шушан
Маргарян Шушан +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Королева Татьяна
Королева Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Ларионова Ирина
Ларионова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Бекишева Анастасия
Бекишева Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Митино, 1001 тур
Перезвоните мне
Письменов Евгений
Письменов Евгений +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Базаров Николай
Базаров Николай +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Маслов Александр
Маслов Александр +7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Казакова Наталья
Казакова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрикова Валерия
Петрикова Валерия +7 (495) 725 1001
1001тур
Планерная, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Мустяца Людмила
Мустяца Людмила +7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Гакова Ирина
Гакова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Лужкова Ольга
Лужкова Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Самарина Марина
Самарина Марина +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Слобожанинова Юлия
Слобожанинова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Киевская Европейский, 1001 тур
Перезвоните мне
Челибджанова Екатерина
Челибджанова Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Осипова Инесса
Осипова Инесса +7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Карпухина Наталья
Карпухина Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Рогова Юлия
Рогова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Степанов Владимир
Степанов Владимир +7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Максимов Павел
Максимов Павел +7 (495) 725 1001
1001тур
Щукинская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кашина Дарья
Кашина Дарья +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Калинина Маргарита
Калинина Маргарита +7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Баркова Наталья
Баркова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Новослободская, 1001 тур
Перезвоните мне
Наумова Юлия
Наумова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Афанасьева Ольга
Афанасьева Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Колодзейчак-Колодзейская Светлана
Колодзейчак-Колодзейская Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Шепелева Татьяна
Шепелева Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Кузьмина Анастасия
Кузьмина Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Гончарова Лилия
Гончарова Лилия +7 (495) 725 1001
1001тур
ВДНХ, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Павликова Юлия
Павликова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Калинин Никита
Калинин Никита +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Захарченко Ольга
Захарченко Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Светлова Виолета
Светлова Виолета +7 (495) 725 1001
1001тур
Отрадное, 1001 тур
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
Сорокин Анатолий +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Бумагина Ирина Владимировна
Бумагина Ирина Владимировна +7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Бойназарзода Гулнози
Бойназарзода Гулнози +7 (495) 725 1001
1001тур
Пражская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кириллов Дмитрий
Кириллов Дмитрий +7 (495) 725 1001
1001тур
Таганская, 1001 тур
Перезвоните мне
Карева Олеся
Карева Олеся +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Шелягина Ирина
Шелягина Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Погосян Ани
Погосян Ани +7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Гореликова Виктория
Гореликова Виктория +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Тузова Татьяна
Тузова Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Григорьева Екатерина
Григорьева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Липатенков Илья
Липатенков Илья +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Кешишян Анастасия
Кешишян Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Чекалова Лариса
Чекалова Лариса +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Матюхина Екатерина
Матюхина Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Славянский бульвар, 1001 тур
Перезвоните мне
Даричева Екатерина
Даричева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Трофимова Ирина
Трофимова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Захарова Инна
Захарова Инна +7 (495) 725 1001
1001тур
Новые Черемушки, 1001 тур
Перезвоните мне
Мухамбетова Рауза
Мухамбетова Рауза +7 (495) 725 1001
1001тур
Новогиреево, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковалёва (Дикая) Евгения
Ковалёва (Дикая) Евгения +7 (495) 725 1001
1001тур
Калужская, 1001 тур
Перезвоните мне
Киреева Анастасия
Киреева Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Хлопкова Анна
Хлопкова Анна +7 (495) 725 1001
1001тур
Бабушкинская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Борисова Виктория
Борисова Виктория +7 (495) 725 1001
1001тур
Юго-Западная, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрова Ксения
Петрова Ксения +7 (495) 725 1001
1001тур
Раменки, 1001 тур
Перезвоните мне
Петрова Анастасия
Петрова Анастасия +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Фортова Маргарита
Фортова Маргарита +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Вахрамова Ирина
Вахрамова Ирина +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Ким Ольга
Ким Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Волкова Виктория
Волкова Виктория +7 (495) 725 1001
1001тур
Братиславская, 1001 тур
Перезвоните мне
Гарёва Оксана
Гарёва Оксана +7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Попеску Даниела
Попеску Даниела +7 (495) 725 1001
1001тур
Улица 1905 года, 1001 тур
Перезвоните мне
Протченко Наталья
Протченко Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Марьино, 1001 тур
Перезвоните мне
Лызина Наталья
Лызина Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокольники, 1001 тур
Перезвоните мне
Сергеева Екатерина
Сергеева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Полежаевская, 1001 тур
Перезвоните мне
Мазина Елена
Мазина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Щедрина Екатерина
Щедрина Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Отрадное, 1001 тур
Перезвоните мне
Павленко Елена
Павленко Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Домодедовская, 1001 тур
Перезвоните мне
Порохина Елена
Порохина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Кичигина Елена
Кичигина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Электрозаводская, 1001 тур
Перезвоните мне
Потапова Ольга
Потапова Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Стрельникова Наталья
Стрельникова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Кантемировская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковалёв Максим
Ковалёв Максим +7 (495) 725 1001
1001тур
Тверская, 1001 тур
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
Тимофеева Инна +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Северина Инна
Северина Инна +7 (495) 725 1001
1001тур
Павелецкая, 1001 тур
Перезвоните мне
Шагербаева Джульетта
Шагербаева Джульетта +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Малькович Регина
Малькович Регина +7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Таран Алена
Таран Алена +7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Гребнева Александра
Гребнева Александра +7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Власова Анжелика
Власова Анжелика +7 (495) 725 1001
1001тур
Речной Вокзал У Речного, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Есина (Сукачева) Оксана
Есина (Сукачева) Оксана +7 (495) 725 1001
1001тур
Марьино, 1001 тур
Перезвоните мне
Ковалёв Вадим
Ковалёв Вадим +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Алексутина Елена
Алексутина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Митино, 1001 тур
Перезвоните мне
Гундырева Юлия
Гундырева Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Кинкович Татьяна
Кинкович Татьяна +7 (495) 725 1001
1001тур
Саларьево, 1001 тур
Перезвоните мне
Тихонова Юлия
Тихонова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Мукаилова Юлия
Мукаилова Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Тульская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Ковязина Жанна
Ковязина Жанна +7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Евдокимова Екатерина
Евдокимова Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Петровско-Разумовская Парус, 1001 тур
Перезвоните мне
Беззубов Сергей
Беззубов Сергей +7 (495) 725 1001
1001тур
Медведково, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Лисина Ольга
Лисина Ольга +7 (495) 725 1001
1001тур
Водный стадион, 1001 тур
Перезвоните мне
Сапрыкина Юлия
Сапрыкина Юлия +7 (495) 725 1001
1001тур
Тёплый Стан, 1001 тур
Перезвоните мне
Кувыкина Елена
Кувыкина Елена +7 (495) 725 1001
1001тур
Алексеевская, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Петрова Галина
Петрова Галина +7 (495) 725 1001
1001тур
Сокол, 1001 тур
Перезвоните мне
Косарева Екатерина
Косарева Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Тимофеева Инна
Тимофеева Инна +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Новосёлова Светлана
Новосёлова Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Москва
Перезвоните мне
Кочеткова Валерия
Кочеткова Валерия +7 (495) 725 1001
1001тур
Отрадное, 1001 тур
Перезвоните мне
Акиняева Светлана
Акиняева Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Щелковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Малышева Элеонора
Малышева Элеонора +7 (495) 725 1001
1001тур
Алтуфьево Весна, 1001 тур
Перезвоните мне
Гусева Евгения
Гусева Евгения +7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Познер Екатерина
Познер Екатерина +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Шугаева Светлана
Шугаева Светлана +7 (495) 725 1001
1001тур
Кузьминки, 1001 тур/Fun&Sun
Перезвоните мне
Сорокин Анатолий
Сорокин Анатолий +7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Махнёва Мария
Махнёва Мария +7 (495) 725 1001
1001тур
Войковская, 1001 тур
Перезвоните мне
Табагуа Диана
Табагуа Диана +7 (495) 725 1001
1001тур
Академическая, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
Иванова Наталья
Иванова Наталья +7 (495) 725 1001
1001тур
Деловой центр, 1001 тур
Перезвоните мне
Самохина Валерия
Самохина Валерия +7 (495) 725 1001
1001тур
Беляево, 1001 тур/Pegas
Перезвоните мне
banner-dzen