Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Пошел день пятый нашего путешествия. Остановились в отеле "Княжий двор" - на задворках города Суздаль. Если точнее, отель находится в селе (или деревне) Ивановское. О том, как мы шлепали с этих задворок в Суздальский Кремль в свободное время уже писала в предыдущем отзыве.
Сегодня суббота и у нас до обеда опять свободное время: мы ждем туристов из Москвы, которые путешествуют в выходные дни.У нас же группа сборная: из всех уголков России - из Сибири, Минеральных вод и других городков нашей огромной страны. За время путешествия успели подружиться. Давно не была в таких поездках. Всем, и мне тоже, нравится. Особенно, если гид хороший. Нас сопровождает гид Жанна - все довольны ее организацией поездки и экскурсом. Видно, что работает давно и с удовольствием.
Что делать до обеда? Вот в чем вопрос. Решили дойти еще до одного известного монастыря, называется он Покровский или, если полностью, Свято-Покровский женский монастырь.
На рецепшен нам сказали, что это недалеко, мы и решили пойти пешочком. Карта у нас есть. Город маленький.
Идем-идем, ничего интересного. Идти без интересностей надоело, увидели такси, остановили и минут через 5-10 были уже у стен монастыря. Кстати, тариф в такси по городу 150 руб.
Храм над Святыми воротами монастыря построен московским князем Василием Третьим в 1515 году. Раньше на этом месте был ветхий деревянный храм. Увидев это, великий князь повелел воздвигнуть в обители каменный Покровский собор с колокольней и надвратную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство было закончено в 1518 году.
Благовещенский храм стал местом молитвенных трудов двух государынь-инокинь - прп. Софии Суздальской и царицы Евдокии Лопухиной, в монашестве Елены, супруги Петра I. В советский период церковь была разорена. В конце 1950-х годов в ходе комплексной реставрации архитектурных памятников Покровского монастыря ее отреставрировали, в ней открылась музейная экспозиция. Богослужения здесь стали совершаться с 1992 года. В 2015 году надвратному Благовещенскому храму исполнилось 500 лет.
Но я забежала в истории монастыря далеко вперед. Основан был монастырь в 1364 г. святым благоверным князем Дмитрием Константиновичем Суздальско-Нижегородским на правом берегу реки Каменки. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел ученик великого Сергия Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский, тот самый, чьим именем назван Спасо-Евфимиев монастырь, в котором мы побывали накануне - на левом берегу Каменки.
На территории монастыря несколько деревянных домиков.
Информация о них самая разная: то ли монахини в них живут, то ли паломники.
Главный Покровский храм монастыря - необычен, представляет собой массивное четырехстолпное сооружение, стоящее на высоком цоколе и окруженное с трех сторон двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы.
Покровский храм в зимнее время закрыт.
Под зданием храма находится усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини и знатные женщины аристократических родов Руси.
Одна из них Соломония Сабурова - супруга московского князя Василия Третьего, при котором Русь переживала свое лучшее государственное время. Отец Соломонии был потомком ордынского мурзы Сабура, принявшего в 1330 году крещение.
Соломония была выбрана из полутора тысяч знатных девиц, приехавших из разных концов Русского государства. 4 сентября 1505 года в московском Успенском соборе было совершено церковное венчание Василия Третьего и Соломонии Сабуровой. Соломония отличалась редкой красотой. Двадцать с лишним лет прожила она в высоком звании великой княгини, но у них не было детей. Поэтому сама княгиня решает вступить в монастырь, на что Василий дает согласие. Хотя есть версия, что сослали ее против воли. Кстати, потом Василий женился на Елене Глинской - матери Ивана Грозного.
Постриг был совершен в московском Рождественском монастыре в 1525 году, а монашеская жизнь княгини - уже инокини по имени София потекла уже в Суздале в этом Покровском монастыре.
О Софии Суздальской ходит много легенд разного характера. Одна из них, якобы в монастыре после пострига у нее родился ребенок, которого назвали Георгий. Чтобы скрыть его существование и избежать преследования, София, якобы, инсценировала смерть сына во младенчестве и его захоронение в соборном некрополе. В 1935 году А.Д. Варганов - суздальский краевед, занимавшийся историческими исследованиями и восстановлением Покровского монастыря, обнаружил детскую могилу в усыпальнице Покровского собора. Под могильной белокаменной плитой был найден детский гроб с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Так что судьба сына Софьи покрыта тайной. То ли был сын, то ли не был. Так же рассказывают, что Иван Грозный интересовался судьбой своего сводного брата и неоднократно приезжал в Покровский монастырь. Вот такие истории рассказывают.
Еще одно предание, связанное с Софией Суздальской: в 1609 году при нашествии поляков великая княгиня Соломония явилась пану Лисовскому в иноческом одеянии с горящей свечой в руках и стала жечь его. Он тогда страшно громил русские города. Польский предводитель впал в тяжкий недуг, у него отнялась правая рука, на него напал страх и он отступил от монастыря.
С 1650 года началось почитание старицы Софии как святой. Оно продолжалось в обители и в последующие века.
Еще в Покровском монастыре были погребены супруга Ивана Грозного - Анна Васильчикова, супруга князя Владимира Старицкого - княгиня Евдокия Старицкая-Нагая, дочь царя Василия Шуйского - царевна Анастасия и многие другие именитые монахини. В Покровском монастыре провела долгих 19 лет Евдокия Лопухина, первая жена царя Петра I.
Шатровая колокольня также построена при Василии Третьем.
Нижняя ее часть — столпообразная церковь Происхождения Древ Креста Господня - построена в 1515 году и связана с важным событием в русской истории - присоединением Смоленска к Москве в августе 1514 года. Именно в августе Православная Церковь совершает празднование в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Великий князь вложил в новый храм престольную икону, которую поместили в иконостасе. Она сохранилась до нашего времени.
Монастырь не очень большой: трапезная палата с Зачатьевской церковью ( оказывается, что в 80-е годы прошлого века в трапезной находился ресторан).
Сейчас обитель возрождается. В Зачатьевской церкви проходило богослужение.
Но самый впечатляющий, конечно же, Покровский собор. Опять захотелось приехать в Суздаль летом.
Хотели обойти монастырь со стороны Каменки, но протоптанной дорожки там не было.
Зато рядом увидели сказочно уютный храм, а на другом берегу - еще один монастырь.
А мы идем дальше мимо белокаменных стен древнего женского монастыря.
На пути попался гостевой дом. И даже телефон для бронирования указан. Берем на заметку. Место
интересное, особенно летом, почти на берегу Каменки, между двух монастырей - женским и мужским.
А вот и Каменка показалась, на берегу которой Спасо-Евфимиев монастырь, в котором мы побывали вчера.
Преодолели еще один мост через речку, которая огибает город и делит его на две маленькие части.
И вот мы уже у краснокирпичных стен мужского монастыря.
Что интересно, перед нами шла семья ( не одни мы такие любознательные) из 5 человек с детской коляской.
Неплохой получился маршрут: от женского до мужского монастыря через Каменку и вышли на главную улицу города - улицу Ленина, на которой много интересного.
Судя по карте - это посадский дом 17 века. Сейчас в этом здании музей, но работает он только летом.
А мы идем по улице Ленина дальше. Увидели вывеску "Огурец", которыми славится Суздаль.
Решили полюбопытствовать, что там. Вот что оказалось, но не работающее.
На выходе красивая резьба (люблю подмечать детали).
В этом же районе находится арт-отель с физкультурно-оздоровительным комплексом "Никольский посад" - 4 звезды. Внешне понравился: вид купеческой усадьбы. Взяли на заметку ( если поедем еще, можно остановиться здесь).
Неплохо оформлена территория и рядом автобусная остановка ( для тех, кто приедет без машины и не любит ходить пешком).
Рядом памятник архитектуры 18 века: двухэтажный дом - первый этаж кирпичный, второй - деревянный. Говорят, что это единственный в городе и очень редкий в России памятник жилого каменного зодчества..
Следующее историческое здание на улице Ленина - это здание Блохинской богадельни с церковью Мучеников Херсонских и Божией Матери Утоли Мои Печали (1834 год).
Необычное здание. Архитектурная постройка вызывает интерес вот чем: на входе под куполом домовая церковь, а по бокам флигели - похоже на барскую усадьбу.
В 1837 году богадельню посетил будущий император Александр II и на радостях основатель и попечитель богадельни Василий Максимович Блохин жертвует богадельне капитал в 15 000 рублей. Взнос этот был особенный. Проценты с него составляли 600 рублей в год. И тратиться эти проценты должны были исключительно на приданое бедным девицам, выходящим замуж.
Василий Максимович был суздальским уроженцем и небедным человеком. Он вырос с тремя братьями без родителей и знал, что такое нужда. Сколотил приличный капитал и стал купцом первой гильдии.
Блохинская богадельня была рассчитана на 100 человек, при этом мужчин брали в возрасте старше 60 лет, а женщин – старше 50. Они должны были помогать друг другу, женщины должны были рукодельничать. Все в обязательном порядке должны были ходить в церковь, которых в округе было много.
А сейчас с 1979 года в этом историческом здании находится художественно-реставрационное училище - Суздальский филиал Санкт-Петербургского государственного института культуры, которому уже исполнилось 40 лет. Очень нужное училище, с учетом того, что объем реставрационных работ в городе очень велик.
На улице Ленина расположен также ансамбль РизополОженского монастыря (16-20в.в. - так написано на карте). Но на самом деле история этого женского монастыря начинается в 13 веке. Суздальский Ризоположенский монастырь относится к числу древнейших русских обителей, хотя летописи сохранили мало сведений о времени его основания.
Частые пожары уничтожили почти все источники по его истории. Единственные сведения о его первоначальном периоде имеются только в Житии преподобной Евфросинии Суздальской.
Вход в монастырь не очень пригляден.Вдали виднеется высокая колокольня. Классика в чистом виде.
Преподобенскую колокольню начали строить во время Отечественной войны 1812 года. В книге краеведа А.Д.Варганова "Суздаль" есть сведения, что после окончания Бородинского сражения в Суздале оказался один из полков русской армии. Жители города, видя страдания воинов, дали обет в случае победы над французами построить в городе самую высокую колокольню. На карте указана дата 1819 год. А по мнению еще одного суздальского краеведа Юрия Белова ее начали строить еще до войны. Есть еще одно предание, связанное с колокольней: когда в 1812 году армия Наполеона вторглась в Москву, суздальцы поклялись в случае изгнания врага за пределы России возвести в Суздале самую высокую звонницу. И хотя наполеоновская армия троекратно превосходила российскую по численности, русский народ одержал победу. Так и появилась Преподобенская колокольня, возведенная в 1813 — 1819 годах на личные пожертвования суздальцев.
Высота колокольни 72 метра. Выполнена она в стиле классицизма, что было характерно для того времени, но вот в общий архитектурный стиль города она не вписывалась. Колокольня монументальна и ее видно издалека. Это самое высокое место в городе. А еще на колокольне есть смотровая площадка, которую мы оставили на следующий приезд.
В 1967 году на территории монастыря проектировался крупный центр ремесел и художественных промыслов, но из-за отсутствия средств проект не исполнен.
Территория монастыря выглядит заброшенной.
Дом-развалюшка на территории монастыря не добавляет радости.
Ризоположенский собор (первая половина 16 века с приделом в честь преподобной Евфросинии- придел разрушен) выглядит как новенький. Это главный храм обители. По некоторым сведениям, его начали возводить в 1520-е годы на средства Ивана Шигони-Пожогина — ближнего боярина великого князя московского Василия III. Однако в результате последующих переделок от первоначального облика церкви мало что осталось.
Во внутрь не заходили - нельзя объять необъятное. Оставили до следующего раза. То, что следующий раз для меня будет - это однозначно. Город Суздаль мне полюбился.
Около главного храма установлен памятник в честь 190-летия Бородинской битвы - в 2002 году.
От Сретенской трапезной церкви мало что осталось, но ей предстоит реставрация и судя по состоянию - очень долгая.
Хорошо сохранились башни монастыря.
Монастырь действующий: на территории увидели монахиню, она заходила в одноэтажное здание трапезной палаты 19 века, а на окнах тюлевые занавесочки.
Можно было бы полюбопытствовать...., но мы постеснялись. Обычно в монастырях есть таблички куда вход запрещен. Здесь таковой не было.
А еще на территории монастыря есть улица Коммунальный городок со спортивной школой и зданием из красного кирпича. В здании находится гостиница "Ризоположенская"- тоже неплохое местечко для остановки в городе. Самый центр.
И на выходе - Святые ворота, которые построили в 1688 году талантливые суздальские архитекторы - И.Грязнов, И. Мамин и А.Шмаков. Тоже требуют реставрации. Если постараться, монастырь может заблистать во всей своей красе. Но, очевидно, до него пока не дошли руки.
А мы идем по улице Ленина дальше.
На пути Антипиевская и Лазаревская церкви. Совершенно непохожие друг на друга из разных веков: века 17 и 18. Чудо как хороши и изящны.
Храм Лазаря Праведного Воскрешения - самый ранний храм городского посада. Датируется 1667 годом. Пятиглавый черно-белый храм с красивыми апсидами и кокошниками. Считается одним из лучших произведений суздальского зодчества. Очень красив.
Антипиевская церковь - зимняя, построена в 1745 году.
Очень нарядна и стройна примыкающая к церкви Антипия колокольня с типичным для Суздаля вогнутым шатром с круглыми люкарнами.
Расположены обе церкви между Торговой площадью и Ризоположенским монастырём.
Время поджимает, нам надо торопиться на общий сбор. Впереди у нас обед и княжеская усадьба Кидекша.
На Торговой площади, судя по карте, еще 7 крамов. Яркие и нарядные, но мы проходим мимо.
На Торговой площади ведется оживленная торговля. Что только здесь не продают: даже варенье из огурцов. Но откровенно говоря, что-то не решились продегустировать этот суздальский деликатес.
К часу общего сбора успели чуть-чуть. Московские путешественники выходного дня приехали раньше. По программе у нас обед, на который нас привезли к стенам Покровского женского монастыря, у которого мы уже побывали в самостоятельном хождении.
Неплохая оказалась кафешка для групповых туристов с вкусным обедом. Но не очень уютная (столы на 6 человек).
После обеда у нас поездка в Кидекшу. Кидекша - это небольшое село, но с известным именем.
Находится оно недалеко от города, ехали мимо ансамбля Васильевского монастыря, но не останавливались.
Кидекша - княжеская резиденция Юрия Долгорукого. Расположена на месте слияния рек Нерли и Каменки. Мерянское название "Кидекша" означает "каменистая речка".
По легенде здесь когда-то располагалось становище святых князей Бориса и Глеба. Подтверждение этому можно найти в памятнике Древней Руси - "Степенной книге". Именно это предание послужило поводом для освящения главного княжеского собора в честь первых русских святых - церковью Бориса и Глеба.
Усадьба небольшая и именно здесь в середине XII века располагалась древняя столица Ростово-Суздальского княжества. Отсюда Долгорукий правил своими владениями, здесь жил. Правда, непонятно где жил - ни одной жилой постройки мы не увидели. Очевидно, что княжеские палаты все-таки были.
Церковь Бориса и Глеба - редчайший образец белокаменного зодчества домонгольской Руси, возведенного Юрием Долгоруким и дошедшей до нас в нетронутом виде с 1152 года. Строгие фасады храма украшает лишь аркатурный пояс.
Когда Юрий Долгорукий стал княжить на Суздальской земле, он начал большое строительство. Практически одновременно было заложено 5 белокаменных храмов. До этого ни в Византии, ни в Киеве храмы из камня не строили, использовали плинфу — тонкий обожженый кирпич.
Были построены белокаменные Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь в Кидекше, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, храм Георгия во Владимире и церковь Спаса в Суздале. Юрий Долгорукий захотел показать могущество Суздальского княжества. В Западной Европе в то время в архитектуре преобладал романтизм. Суздальский князь, строя храмы из белого камня в стиле русской романтики, хотел показать, что его княжество могущественнее Киева и Византии.
Церковь Святого архидиакона Стефания (1780 год) похожа на корабль.
Если в храме Бориса и Глеба сейчас находится музей, то Стефановская церковь используется по прямому назначению.
Колокольня была построена одновременно со Стефановской церковью. Восьмигранная шатровая колокольня со временем наклонилась . Ее уклон заметен невооруженным глазом.
Времени для самостоятельного осмотра интерьеров было немного. Хотелось бы повнимательней рассмотреть исторические интерьеры и побродить среди этих древностей подольше.
Заглянули в храм Бориса и Глеба. Посмотрели маленькие сохранившиеся кусочки фресок 12 века. Для того, чтобы их увидеть нужно долго вглядываться: хорошо, что есть фотографии, показывающие где их можно увидеть.
На полу омфалий 12 века - это особое место, на которое во время службы становился епископ.
Красиво расписан плафон и стены.
Винтовая лестница ведет наверх, но проход был закрыт. И мы так и не узнали, куда она ведет.
Экскурсия закончилась. Мы прикоснулись к истории правления Юрия Долгорукого - родоначальника владимиро-суздальских князей, у которого было 11 сыновей. И завтра бы едем в Боголюбово - резиденцию сына Юрия Владимировича - Андрея Боголюбского, а также будем смотреть Владимир и его окрестности.
По масштабу своей личности Юрий Долгорукий уступает отцу - Владимиру Мономаху и сыновьям Андрею Боголюбскому и Всеволоду Большое Гнездо (так говорят). Цель его жизни была борьба за Киев, там он хотел княжить и поначалу княжение в Суздале было для него побочным делом. Эта вотчина казалась ему захолустной окраиной, но для борьбы за Киев ее нужно было укреплять, что князь и делал: строил города, возводил крепости и храмы. Этим и запомнился.
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
Согласна, хочу выбраться туда летом.