Весенние каникулы в городах Золотого кольца. День второй

Серпухов. Россия
Отзыв написан: 5 апреля 2021 г.

День второй нашего путешествия по России. По программе "Золотые купола России" у нас сегодня три города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский и Ростов Великий. Древние и красивые. В одном из них - Ростове Великом - я когда-то давно побывала: посмотрела белокаменный кремль и послушала колокола на великолепной звоннице (до сих пор помнится). Город впечатлил своей длинной историей и камерностью (городок очень маленький).

Переезды небольшие (60-80 км). Поэтому неутомительно, а экскурсовод по имени Жанна загружала (в хорошем смысле этого слова) путевой информацией. Скучать не пришлось. Замечательный гид, рассказывала всю дорогу. обо всем, что попадалось на пути. Огромное ей спасибо!

Сергиев Посад в советское время с 1930 года был Загорском - по псевдониму Загорский секретаря Московского комитета РКП(б) В. М. Лубоцкого, погибшего в результате террористического акта в 1919 году. И только в 1991 году ему возвратили историческое имя Сергиев Посад. Во времена Екатерины Великой это был Сергиевский Посад. Сейчас немного подсократили.

А первоначальная история начинается в 1337 году, когда отрок Варфоломей основал здесь обитель.

Вспомнился шедевр Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею", который недавно видела на выставке.Сюжетным прототипом для этой картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (его имя тогда было Варфоломей), встретил святого старца. Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту».

Хотела вставить фотографию картины с выставки, но не нашла, а из альбома не стала. Будет желание - посмотрите ее. Нестеров считается художником настроения. И на этой осенней картине изображено умиротворение. Инок с нимбом на голове благословляет отрока, который и стал Сергием Радонежским.

Сейчас Троице-Сергиева лавра - главная достопримечательность города. Лавра - это наиболее значимый мужской монастырь. Женских лавр нет, а всего в России две лавры: одна здесь, вторая в Питере (Александро-Невская- довелось увидеть, правда давно-давно).

Перед монастырем на площади установлен памятник Сергею Радонежскому. Автор монумента В. Чухаркин. Высота его составляет около 5 метров. Иеромонах изображен в скромной монашеской одежде, в руках он держит свиток, правой ладонью благословляет всех посетителей монастыря.

Вход красиво величественный.

Арка Святых врат Троице-Сергиевой лавры расписана сценами из жития Сергия Радонежского.

Пострижение в иноки отрок Варфоломей принял от игумена Митрофана. Исполнилось ему в то время 23 года и было наречено имя ему Сергий.

Кстати, у Михаила Нестерова есть еще одна интересная картина "Юность преподобного Сергия", где он изображен с медведем на фоне построенной им маленькой деревянной церковки.

А как раньше выглядела лавра можно посмотреть на картине Аполлинария Васнецова - младшего брата Виктора, который написал в этих краях свою "Аленушку". Картина так и называется "Троице-Сергиева Лавра".

В 1380 году преподобный Сергий в Троицком монастыре благословил Московского князя Дмитрия Донского в поход против хана Мамая, который закончился на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.

С Куликовской битвы началось освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

Преподобный Сергий преставился (как говорят православные гиды) в 1392 году и был погребен в Троицком храме.

Преемником Сергия по игуменству стал его ближайший ученик преподобный Никон Радонежский. История инока Никона нам интересна тем, что он находился два в Серпуховском Высоцком монастыре, что расположен в нашем городе, где и был пострижен в монахи преподобным Афанасием (учеником Сергия Радонежского). После возвращения в Троицкий монастырь Сергий сделал Никона своим помощником, а потом передал ему и игуменство.

Стараниями Никона был возведен белокаменный Троицкий собор, который мы видим сейчас. Для его росписи были приглашены знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Здесь была написана икона, ставшая символом русской духовности, - "Троица". Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

Преподобный Никон преставился в 1482 году. Над местом его погребения, у стены Троицкого собора, в 1548 году был возведен храм в честь его имени. На фотографии пристройка бирюзового цвета (слева) у Троицкого собора.

Так храм Никона Радонежского выглядит вблизи.

В 1559 году царь Иоанн Грозный заложил в обители пятиглавый Успенский собор.

Величественное здание возводилось по образцу Успенского собора Московского Кремля.Стены и своды храма покрывает монументальная роспись на сюжеты Евангелия. На западной стене - "Страшный суд", на столпах и в оконных проемах - особо чтимые преподобные, благоверные князья и великомученики. Общая площадь фресок 1000 кв.м. Получили разрешение на

фотографирование этой древней красоты. Несмотря на то, что фотографии получились не очень...., решила их выложить, чтобы показать масштабы работы.

Красота неописуемая. Их выполнили ярославские и троицкие мастера в 1684 году всего за 100 дней.

Пятиярусный резной золоченый иконостас включает 76 икон 16-17 веков.

Сохранились бронзовые литые паникадила 17 века работы мастеров Московской Оружейной палаты. Сейчас они приспущены и их готовят к Пасхе.

Словами трудно передать красоту собора - это надо просто увидеть.

Рядом с самым большим собором миниатюрная Надкладезная часовня, красно-белого цвета, в стиле барокко, чудо как хороша.

В лавре много интересных построек. Хотелось бы о многих написать, но остановлюсь на перечисленных.

Почти в центре Соборной площади колокольня, стоит как свеча, а вокруг небольшие храмы и часовенки.

Великолепная пятиярусная лаврская колокольня - шедевр русского барокко. Строилась долго с 1741 по 1769 год по проекту Д.Ухтомского. Дмитрий Ухтомский -личность интересная, из рода Рюриковичей, в 22 поколении приходился прямым потомком Юрию Долгорукову. Кое-что из его построек сохранились, но эта колокольня - самая лучшая.

Высота колокольни 88 метров, самая высокая в России. А башенные часы для нее изготовил известный тульский мастер Иван Кобылин в 1784 году.

Лавра впечатлила своим великолепием и атмосферой (побывала здесь впервые, приеду еще) не только меня, но и 9-и летнюю внучку. Она так впечатлилась чудесами, что задумала привезти бабушке святой воды, несмотря на то, что путешествие только началось и ей пришлось носить литровую бутылку с водой все оставшиеся дни. А от источника с водой она вышла с круглыми глазами: увидела монаха, который читал молитву. И потом взахлеб всем рассказывала как это произошло.

Лавра позади.

Мы в Переславле-Залесском - старинном городе 1152 года рождения. История у него очень и очень интересная. Это и колыбель Рюриковичей, и родина российского флота и Александра Невского.

Но у нас обеденное время на самой Красной площади города. В ресторане "Тройка".

Рядом с одноименным отелем. Расположение очень хорошее и если сюда поедем ( а скорее всего поедем летом), то можно остановиться здесь в исторической части города.

Ресторан запомнился только потолком и пирожками. Напишу о питании в туре. Можно было взять только завтрак, полупансион и полный пансион. Поскольку ехала с ребенком, у нас был полный пансион. В принципе довольна, не нужно заморачиваться и искать кафешки. Где-то было вкуснее, где-то не очень. Но голодными не были даже некоторые сибирские мужчины ( приехали из Сургута) из нашей группы. Группа была 22 человека из разных уголков России.

А вот сам экскурс по городу не понравился. Больше из окна автобуса. Любование древним городищем как-то не получилось.

На небольшой территории сохранилось и действуют 5 монастырей и более 20 храмов. Здесь все связано с православием, царями и историей России.

Побывали только на Красной площади, где некогда находились княжеские палаты, а во второй половине 17 века был построен Новодевичий Владимиро Сретенский монастырь, от которого сохранился Собор Владимирской иконы божией матери.

Храм необычен тем, что его глава высоко приподнята. Пятиглавый четверик имеет боковые выступы.

Все они покрыты единой кровлей с люкарнами - оконными проемами в скате крыши. Не

обычно и красиво.

Храм в стиле барокко запоминается своей сказочностью.

Все остальные постройки требуют реставрации и выглядят неприглядно.

Да и снежно-грязная весна не добавляет красоты. Сюда надо приезжать летом. Увидеть Плещеево озеро, Синь-камень, который, якобы, исполняет желания и многие другие достопримечательности, которые мы не увидели. Город с его богатой историей достоин для посещения.

Пожалуй, это был единственный город из увиденных, который выглядел неухоженным и каким-то сиротски заброшенным.

Третий город на нашем пути - Ростов Великий. Соглашусь с мнением, что это крупная жемчужина в "Золотом кольце России". Приезжаю в Ростовский Кремль второй раз и очаровываюсь им.

В старину на Руси епархиальные центры называли "домами" в честь Бога, святых или церковных праздников. В Новгороде архиерейская кафедра именовалась Домом Святой Софии. В Пскове - Домом Святой Троицы. В Ростове - Домом Пресвятой Богородицы.

Кремль очаровывает своей белоснежностью и множеством куполов.Он состоит из Успенского собора, пяти церквей и целого ряда жилых и хозяйственных построек. Мощные белоснежные башни с красивым входом, которые могут показаться знакомыми, так как здесь снимался фильм "Иван Васильевич меняет профессию".

Святые ворота и церковь Воскресения Христова, построенная в 1670 году, встречает посетителей на входе. Галерея окон и две входные башенки с бочковым покрытием, а от них уже идут стены Кремля, хотя правильнее его называть Архиерейский двор, так как строился он для архиереев Ростовско-Ярославской епархии.

Внутренние стены храма Воскресения полностью расписаны, и даже иконостас нарисован на каменной предалтарной стене. Стенопись была выполнена около 1675 года артелью ярославских и костромских мастеров на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Главный, конечно, Успенский собор, возвращенный церкви более 20 лет назад, но до сих пор ведутся восстановительные работы. Построенный в 16 веке, он первоначально стоял на городской площади, где проходили вече и торг. Потом в 18 веке построили ограду и храм отделили от города.

На месте Успенского собора издревле стояли церкви. От одной из них, построенной в XII веке при Андрее Боголюбском, сохранился Леонтьевский придел, который еще называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря. В нем хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.

А рядом построена четырехглавая звонница, на которой до наших дней сохранились 13 уникальных колоколов, отлитых в XVII–XIX веках.

Каждый из них обладает своим звучанием, который и называют ростовским звоном. Слушала ростовские колокола в предыдущий приезд.

Самый большой, 2000-пудовый (около 32 т) колокол называется «Сысой» (в честь отца митрополита Ионы), чуть поменьше — на 1000 пудов — «Полиелейный» (созывающий на «полиелейные» праздники, во время которых в храме зажигаются паникадила), затем идут «Лебедь», «Баран», «Голодарь» (использовавшийся во время Великого поста), «Козел» и другие.

На звонницу можно подняться и посмотреть город с высоты. Но, увы, минус коллективных экскурсий - это лимит времени.

Палаты митрополита и вход в них белоснежно красивы. Сегодня в митрополичьих хоромах устроена экспозиция отдела древнерусского искусства. Здесь собраны иконы XIII–XX веков, большинство из которых написаны в Ростове и посвящены местным святым.

А еще здесь есть митрополичий сад, в котором интересно побывать в период цветения фруктовых деревьев, которых здесь множество: самых разных. А летом насладиться ароматом лекарственных трав аптекарского огорода.

Сейчас не лето. Поэтому мы идем в Музей ростовской финифти - это такая чудная живопись по эмали огнеупорными красками. В одном из залом мы посмотрели фильм о создании финифти.

В Ростове музей финифти был основан в конце XIX в. Первая экспозиция была выставлена в 1888 г. в музее церковных древностей.

Вся коллекция расположена в четырех залах, в которых расположено 3000 экспонатов.

В первом зале - красивые митры и другие церковные атрибуты.

Каждому времени присущи свои изделия из финифти.

Очень много затейливых украшений, выполненных виртуозно тоненькой кисточкой из трех волосков. С цветочными рисунками, но не буду нагружать фотографиями. Финифть - это нарядно и долговечно.

А еще изделия из финифти не выцветают.

Медальоны, кулоны, сережки, браслеты - насмотрелись вволю и не устояли, купили на память небольшие изделия. Теперь внучка, заплетая косы и скрепляя их резинками с финифтью будет вспоминать Ростов Великий.

Кстати, Музей ростовской финифти расположился в двухэтажном корпусе Судного приказа - это одно из древнейших зданий. Дата его постройки колеблется между 1650-1660 годами.

Ростов понравился всем, кто путешествовал с нами, но город остается позади, мы едем в Кострому, где будем жить два дня и путешествовать по другим городам.

Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.