Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Астрахань: прогулки по бывшим слободам Заканалья
Сейчас мы переместимся в нижнюю (по карте) часть города к югу от Варвациевского канала (о нём самом я скажу чуть дальше), где располагались (их названия сохранились и по сей день) "восточные" слободы. А раз восточные - значит, в них есть и мечети, которые я очень люблю:) Вот только жаль, что азаны в Астрахани не приняты: имам одной из здешних мечетей сказал, что это нечто вроде "социального компромисса" (сам термин мой, но суть, думаю, понятна).
Совсем рядом с нашим отелем, но по разные стороны от него, находятся две татарские мечети: Белая и Чёрная.
Белая мечеть (Ак-мечеть) считается старейшей в Астрахани, упоминания о ней встречаются ещё в середине 18 века, когда она была деревянной. В 1810 году её перестроили в камне на средства купца Давида Измайлова, в 1930-м закрыли, но разрушать не стали (только снесли минарет): в ней размещались детский сад, пошивочный цех, пекарня, фанерная фабрика... В 1992 году мечеть вернули верующим, и уже через 5 лет в её стенах было открыто единственное в области медресе "Хаджи-Тархан", в котором могли учиться и мужчины, и женщины. В начале 21 века она была полностью восстановлена.
Интересно, что во всех книгах по исламской архитектуре упоминаются 3 разновидности мечетей: турецкая, или османская (они знакомы даже тем, кто не был в Турции), арабская - с прямоугольным двором, обнесённым аркадой или галереей и примыкающим к нему молитвенным залом (таковых большинство в Каире, а суперклассическим примером служит потрясающая Мечеть Ибн Тулуна) и персидская, для которой характерны монументальные пештаки (большие прямоугольные порталы) с нишами-айванами и высокие купола (таковые можно увидеть в Бухаре и Самарканде). Некоторые астраханские мечети не вписываются в эту классификацию и фактически образуют ещё один вид, родственный построенным "кораблём" православным храмам - когда в один ряд стоят главный зал, минарет (у церквей - колокольня) и соединяющее их проходное помещение (в церквях им часто бывает трапезная). Причём они даже имеют свою "апсиду" - внешний полукруглый выступ, соответствующий михрабу внутри.
Интерьеры Белой мечети богатые и красивые:
Минбар:
Михраб и люстра тонкой работы:
Чёрная мечеть (Кара-мечеть) являлась соборной (где проводятся главные для мусульман коллективные пятничные намазы) мечетью Бухарского двора. Изначально она была деревянной, в 1816 году перестроена в камне, а в советские времена сначала закрыта, а потом разрушена. Та мечеть, которую мы видим сегодня, была восстановлена в 2008 году на прежнем месте.
Самое красивое в архитектуре Чёрной мечети - её резной минарет с узорным декором:
..........
Поблизости расположена ещё одна мечеть - Красная, но чтобы не перегружать рассказ идущей подряд однотипной информацией, я оставлю её на потом, а пока мы пройдёмся по "деревенским" слободским улицам и посмотрим интересные деревянные дома, среди которых встречаются настоящие шедевры - и это не дежурная фраза и не "красное словцо".
А вот и один из шедевров (разве нет?), к сожалению, умирающих. И, судя по всему, "скорая помощь" к нему уже не успеет...
Какие формы, какие детали...
Следующему дому (Дом Кукуджанова 19 века) повезло: его обновляют и, судя по уже готовой стороне, вполне достоверно. Хотя работают тут не профессионалы-реставраторы, а любители-энтузиасты (правда, с определённым опытом), поскольку проходит всё это в рамках программы "Том Сойер Фест" - Фестиваля восстановления исторической среды силами волонтёров и спонсоров, которые уделяют особое внимание домам, в основном деревянным, не имеющим охранного статуса архитектурного памятника или исторического наследия. Ну хоть так, вот дому, который я показал выше, сейчас пригодилась бы любая помощь...
Ещё один шедевр - готический деревянный дом, и это не творение какого-нибудь любителя готики, а самый настоящий, хоть и крошечный, уголок Европы в Нижнем Поволжье. Дело в том, что здесь, на территории бывшей Армянской слободы, в части которой проживала и немецкая община, стояла (деревянное изначально здание было перестроено в камне в конце 19 века) лютеранская церковь - кирха (сколь знакомое для меня слово после недавнего посещения Калининграда!). В ней даже был орган, причём не абы какой, а сделанный в Штутгарте на той же фабрике, где изготовили знаменитый орган рижского Домского собора.
Службы в кирхе шли до середины 1920-х годов, а потом её закрыли, но сносить не стали, а перестроили до неузнаваемости под жилой многоэтажный дом, фотография которого приводится на сайте https://ru.wikipedia.org/wiki/Астраханская_кирха. А здесь вы и сами можете его увидеть: https://www.google.com/maps/@46.3441351,48.0413771,3a,90y,132.63h,107.03t/data=!3m6!1e1!3m4!1s3AsXOKRzziEEJAP4MB7p6Q!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru .
Худо-бедно сохранилось готическое здание приходской школы при кирхе - в ней разместили детский приемник НКВД для детей репрессированных армейских командиров. Удивительно, но его вывеску на фасаде можно видеть до сих пор:
Но самое главное, что уцелел тот самый шедевр, с которого я начал рассказ о кирхе: деревянное резное здание пастората (дом пастора) с легко прослеживаемыми элементами неоготического стиля, сооружённое в сентябре 1893 года. Кроме квартиры самого пастора в ней находился и зал для собраний церковного совета. К сожалению, положение солнца помешало сделать "правильные" снимки, но, я думаю, что и получившиеся общее представление о пасторате передать смогут:
В обозримом будущем планируется реставрация пасторского дома силами того же "Том Сойер Феста", хотя работа предстоит нелёгкая - еще и потому, что, поскольку здание признано памятником архитектуры, необходимо соблюсти определённые процедуры. Однако их, видимо, смогут преодолеть, тем более что заинтересованность в восстановлении пастората проявила Германия. Другой задачей, на мой взгляд, будет избежать излишнего фанатизма, потому как здание в том виде, как оно представлено в одном из проектов реконструкции ( https://arbuztoday.ru/v-astraxani-xotyat-otrestavrirovat-starinnoe-goticheskoe-zdanie ), полностью лишено "духа времени"...
..........
На соседней улице Челюскинцев находится армянская церковь Святой Рипсиме, возведённая в 2001 году на средства армянской диаспоры. До революции в Астрахани было 5 армянских церквей, которые "верные ленинцы" впоследствии "успешно" разрушили, и церковь св. Рипсиме - первая из восстановленных.
При церкви есть пекарня (вход в неё с другой стороны, выходящей на набережную Варвациевского канала: https://www.google.com/maps/@46.3453415,48.0422481,3a,90y,163.41h,91.38t/data=!3m6!1e1!3m4!1s5srq0h1tyRMxew5sa3sXWg!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru ), где, как пишут, делают и продают вкусные хачапури, которых мы, к сожалению, не попробовали: когда мы проходили здесь, было ещё слишком рано, а потом уже зайти не получилось...
..........
А сейчас, пока мы не ушли слишком далеко, я всё-таки покажу ещё одну мечеть, которая официально носит "протокольное" имя Центральной мечети № 1, а иногда зовётся Красной (Кызыл-мечеть). Это, на мой взгляд, самая красивая мечеть Астрахани:
Мечеть была построена в 1898 году на средства татарского муллы Абд ал-Ваххаба Алиева и казанского купца Шакира Казакова. В советское время она оставалась действующей, за исключением 1941-1950 годов, когда в ней размещалось ремесленное училище.
Роскошные внешние ворота:
Внутри она тоже очень красивая:
Резная металлическая лестница, ведущая на верхний этаж молельного зала:
...........
И снова очередной шедевр деревянного астраханского зодчества. Любопытно (и непонятно), что названия он не имеет и числится на карте под абстрактным именем "городской особняк", а находится (если кто захочет посмотреть его) по адресу Гилянская ул., 17.
Вообще Гилянская улица - просто находка для тех, кто любит колорит старых деревянных домов. Её можно пройти всю, из конца в конец, и постоянно находить что-то интересное:
..........
Одна из старейших улиц Астрахани, ныне носящая имя Дарвина, а ранее побывавшая и Никольской (когда нынешней Никольской на Косе, да, впрочем, и самой Косы, ещё не было), и Калустовской, и Тверской, протянулась с севера на юг от бывшего Белого города через Варвациевский канал до Бакинской улицы, разделяя собой старинные Армянскую и Морскую слободы. На ней мы встретили два красивых, немного похожих друг на друга, но, к сожалению, умирающих каменных особняка второй половины 19 века. Одно из них - здание бывшего попечительства вдов и сирот армянского духовенства:
Ныне, говоря казённым языком, в нём размещается жилой фонд. А на языке нормальном - там просто живут и как-то умудряются выживать люди...
А другое здание - ещё одна "просто" городская усадьба, кстати, объект культурного наследия местного значения, но этот "титул" ему мало помогает...
Вот тоже: красивейший когда-то особняк сегодня практически умирает...
В намного более лучшем состоянии находится усадьба надворного советника, губернского предводителя дворянства Н.Д. Сергеева, построенная в середине 19 столетия:
Улицы в этой части города не слишком зелёные, но если уж что-нибудь попадается, то попадается:) Например, дерево с "фигурно" перекрученным стволом или цветущая акация:
А тут прямо на тротуаре рядом со стеной дома виден явно старый металлический люк, ведший в подвал (какие петли, а?!):
Особо гадать, "что бы это значило", вряд ли надо: дом, скорее всего, был купеческим, и чтобы облегчить выгрузку-погрузку товара, не занося его внутрь, "закрома" устроили рядом с проезжей частью.
..........
Неподалёку, за зарослями деревьев и кустарников, так что с улицы не увидать, находятся руины Персидской шиитской мечети, построенной в 1860 году персидской общиной на территории Персидской слободы. Архитектурно она была интересна тем, что её минареты имели не традиционную "устремлённую ввысь" форму, а представляли собой четыре невысокие башенки по углам основного здания.
В 1939 году мечеть закрыли, а внутри разместили швейную фабрику. Сегодня от неё остались лишь стены основного зала, которые продолжают "успешно" разрушаться (про интерьеры и говорить нечего, я даже не решился зайти внутрь, боясь либо куда-нибудь провалиться, либо того, что что-то упадёт сверху). Но на них до сих пор можно увидеть декор в виде стрельчатых арок над окнами:
Персидская мечеть - единственная из крупных исторических мечетей Астрахани, которая до сих пор остаётся "неприкаянной". Почему так получилось, мне судить трудно, но в любом случае это неправильно. Даже если городское мусульманское сообщество отказалось от неё (во что трудно поверить), негоже бросаться памятниками, представляющими исторический и культурный интерес. И если на полноценное восстановление средств пока не находится, то изыскать возможности хотя бы на элементарную консервацию "объекта" до лучших времён, чтобы остановить его разрушение, власти просто обязаны. Иначе зачем такие власти вообще нужны?!
..........
В пяти минутах ходьбы от "Колхети" на Бакинской улице ещё издали на фоне заброшенных участков видна большая мечеть из красного кирпича. Она появилась позже других, в начале 20 столетия, и была названа Криушинской - по имени района Криуша, где она находилась. В 1930-х годах мечеть была закрыта и переоборудована под склад. Лишь в самом конце 20 века её, уже в полуразрушенном состоянии, вернули верующим и восстановили силами азербайджанской диаспоры. Сегодня мечеть, уже под новым названием "Бакы", является единственной шиитской мечетью в Астрахани.
Её интерьеры очень своеобразные:
Вообще народ в астраханских мечетях очень дружелюбный (за исключением Кавказской в районе Больших Исад, где посмотрели откровенно искоса, конкретизировать я не буду). Несколько раз, когда я был внутри, ко мне подходил имам (настоятель) и доброжелательно спрашивал, может ли чем-то помочь; на ответ, что меня интересует мусульманская архитектура, кратко и ненавязчиво рассказывал историю мечети. А на мой вопрос, можно ли фотографировать (имелось в виду внутри), неизменно отвечал, что да, конечно, сколько угодно и без каких-либо ограничений. Так что двери астраханских мечетей открыты, и все интересующиеся вне зависимости от своих духовных воззрений могут смело в них заходить.
..........
Интересные деревянные домики в Астрахани есть везде, но здесь, в Заканалье (напомню, так называется слободской район "ниже" Варвациевского канала), их особенно много. Я, конечно, не собирался снимать всё подряд, но очень часто был просто не в силах устоять
Мы выходим к набережной Варвациевского канала, где стоит безымянный, но интересный кирпичный дом 1917-го года постройки:
И сейчас я, наконец, уже упомянув его несколько раз, вкратце расскажу о самом канале и человеке, имя которого он носит. Земли к югу от Белого города издавна были низменными, солончаковыми, часто заливались водой и заболачивались, в результате чего становились источниками болезней. Идея прорыть канал, который, во-первых, способствовал бы осушению болот, во-вторых, обеспечивал население свежей водой и в-третьих, содействовал развитию судоходства в городской черте и был бы условием "цветущего состояния коммерции", принадлежала Петру I, посетившему Астрахань в 1722 году. Работы были начаты в 1744 году, но по причине недостатка средств шли очень медленно и часто прерывались - ну, вы понимаете, как это бывает... В итоге к началу 19 века уже сама вырытая часть канала представляла собой зловонное болото и неизвестно, сколько ещё это продолжалось и чем бы закончилось, если бы на выручку не пришёл "добрый волшебник" - грек Иоанис Варвакис, известный в Астрахани под русским именем Иван Андреевич Варваци. Он вложил в строительство канала 600 тысяч рублей, и спустя несколько лет, в 1817 году, канал был сооружён, обустроен и стал называться Варвациевским (хотя в городе за ним закрепилось и другое прозвище - "Канава"). Более того, Варваци "устроил с обеих сторон канала отличные деревянные набережные, возвёл шесть мостов и, вообще, облагообразил всё" (А.Н. Штылько, "Иллюстрированная Астрахань").
Правда, и в дальнейшем хлопот с каналом хватало. В 1839 году, когда деревянные сооружения вдоль него обветшали, городские власти провели ремонт и реконструкцию набережных, посадив на них липы, купленные в Саратове. Вскоре канал вновь засорился и к концу 19 столетия принял, по выражению А.Н. Штылько, "невозможный вид" (ещё в 1857 году поэт Тарас Шевченко, останавливавшийся в Астрахани, возвращаясь из Оренбургской ссылки, написал, что "канал сам по себе дрянь"). Наконец в 1894 году купец и рыбопромышленник Степан Мартынович Лианозов (интересный факт его биографии: за гуманное отношение к рабочим-персам он был удостоен высшей награды Персидского правительства - ордена "Льва и солнца") пожертвовал 300 тысяч рублей - что тогда было огромными деньгами - на благоустройство городских водоёмов: Варвациевского канала, реки Кутум и Адмиралтейского затона (для чего, в частности, за границей была куплена специальная землечерпалка за 80 тысяч рублей). А последний раз канал облагородили совсем недавно - к 450-летию Астрахани.
В начале 20 века, когда по России уже вовсю бродил "призрак коммунизма", местные пролетарии провели первомайскую манифестацию посреди канала на лодках, чтобы их не разогнала полиция. В память об этом в советское время канал был переименован в честь Первого мая, о чём ныне напоминает название набережной вдоль него (сейчас каналу возвращено прежнее имя).
Кстати, канал его имени - не единственный подарок "русского грека" Астрахани: в начале 20 века он выделил деньги на "вторую" Пречистенскую колокольню в Кремле (ту, что строил швейцарский итальянец Луиджи Руска). А вообще личность Варваци столь незаурядна, что он заслуживает хотя бы тезисного описания основных событий его жизни: он родился в Греции, стал пиратом, за голову которого сам турецкий султан обещал награду, был участником русско-турецкой войны в составе эскадры Первой Архипелагской экспедиции, а позже - Персидской экспедиции, в мирное время занимался коммерцией и благотворительностью (кроме уже сказанного, он построил Греческий Иерусалимский монастырь в Таганроге), а закончил свою жизнь опять в родной Греции, где вместе с повстанцами сражался против османских завоевателей. На его могиле в Афинах благодарные потомки поставили величественный и торжественный мраморный монумент.
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
Другое дело, что тут смотря на чём акцентировать внимание. Вот честно, я эти провода "увидел" только на своих же фотографиях, и то после того, как про них написали (не только Вы) :)