Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Хорватия из прошлого: парк Крка, Дубровник и Плитвицкие озёра
В первой части этого рассказа я вспомнил (поскольку на этотраз речь идёт о путешествии "давно минувших дней") про Сплит и курортную Макарску ривьеру, а сегодня завершу свои хорватские воспоминания ещё несколькими местами, в которых мы побывали.
<<<<< ========== ПАРК КРКА ============== >>>>>
Чем (кроме всего прочего) уникальна Хорватия? Тем, что в ней примерно половина на половину сошлись достопримечательности как рукотворные, так и природные, поэтому она будет интересна практически для любого туриста вне зависимости от его интересов и приоритетов - причём, что очень важно, ему не придётся наматывать многие сотни километров, как это случается, путешествуя по Испании или Италии.
Одной из главных природных достопримечательностей Хорватии (да что там - пожалуй, второй - после неподражаемых Плитвицких озёр, разумеется!) является Национальный парк Крка, названный так по имени реки, на берегах которой он располагается. Поэтому не удивительно, что его посещение является "темой" одной из "обязательных" экскурсий в Средней Хорватии и, соответственно, "предложением, от которого нельзя отказаться".
Правда, отмечу (хотя, возможно это кому-то покажется чуть ли ни кощунственным), что, если у вас в Хорватии не так много времени, или полно других планов, в Парк Крка можно и не ехать - при условии, конечно, посещения Плитвицких озёр. И уж в любом случае, если вы хотите побывать и там, и там, сначала надо посмотреть Крку (да-да, в русском языке это название склоняется!), иначе впечатление от неё полностью померкнет на фоне Плитвиц...
В нашем случае получилось (поскольку у организованного туриста манёвра всегда меньше и "свобода воли" сильно ограничена) именно так, а вдобавок, в экскурсию было включено посещение старинного городка Трогир (о как, я только сейчас узнал, что ударение в его названии падает на 1-й слог!). Так что поездка обещала быть интересной, хотя настроение омрачалось пасмурной с самого утра погодой, а когда окна автобуса "украсили" капли дождя, оно и вовсе упало, как сказали бы некоторые, "ниже плинтуса"... И это было тем обиднее, что дорога оказалась очень красивой, я даже успел сделать несколько "путевых" фотографий:
И всё же небеса (и в прямом, и в переносном смыслах) в этот день были за нас: уже на подъезде к Крке они начали разъясняться, а потом даже выглянуло солнце.
..........
Парк Крка - это феерия воды (хотя, повторюсь, она намного менее феерична и масштабна, чем на Плитвицких озёрах). Да, для учёных интерес здесь представляет и флора (более 860 видов растительности), и фауна (одних только рыб здесь насчитывается 222 вида, а, простите за выражение, поскольку в силу известных событий это имя сейчас чуть ли ни ругательное, летучих мышей - целых 18, и не штук, а только разновидностей), но для туристов, которым важна не научная, а визуальная сторона "вопроса", интерес представляет именно вода и, прежде всего, водопады и пороги.
Первая часть прогулки по парку - "разминочная", этакая "увертюра", "вхождение в тему":
Начало пути проходит по возвышенности, поэтому совершенно естественно, что здесь оборудованы смотровые площадки, с которых то место, куда все направляются, выглядит очень живописно:
И уже совсем скоро спереди открывается главная "фишка" парка - водопад Скрадинский бук (Skradinski Buk), самый большой в парке:
Особенностью Парка Крка, в отличие от тех же Плитвиц, является то, что здесь в некоторых водоёмах разрешается купаться. Одно из таких мест - как раз "бассейн", в который "впадают" воды Скрадинского бука. И народ, как видите, активно этим правом пользуется, тем более что погода к этому времени уже совсем распогодилась.
На самом деле, то, что со стороны "бассейна" видится отдельным водопадом, является только нижней частью многоуровневого каскада, состоящего из 17 порогов, общая длина которого составляет около 400 метров, а высота (между началом первого и окончанием последнего) - почти 48 метров. Вдоль этого каскада мы сейчас и пройдём:
<<<<< ========== ДУБРОВНИК ============== >>>>>
А вот в день поездки в Дубровник погода задалась с самого утра: солнце светило весь день, голубое небо украшали небольшие живописные облачка, да и сама дорога оказалась очень красивой:
Большая часть этих фотографий сделана из окна автобуса, но в одном месте мы специально остановились:
Впереди видна часть системы Бачинских озёр, состоящих из семи водоёмов. 6 из них сообщаются друг с другом, а самое маленькое озеро - Врбник - расположено изолированно (у него даже цвет воды отличается - это хорошо видно на фотографии). Интересно, что хотя сами по себе озёра являются пресноводными, одно из них (самое глубокое - Црнишево) сообщается с морем через карстовые пустоты, а потому вода в нём бывает солоноватой.
Кстати, небольшая часть дороги - около 10 километров - из Средней Хорватии в Южную (где и находится Дубровник) проходит через территорию другого государства - Боснии и Герцеговины, поэтому перед поездкой всех настоятельно попросили на всякий случай взять с собой паспорта, которые так и не потребовались, поскольку автобус, что в одну сторону, что в другую, никто не останавливал. А вот причина того, что Хорватия в этом месте оказалась разделённой, очень интересная: когда в 1699 году Далмация (южная прибрежная часть нынешней Хорватии) перешла под власть Венеции, Дубровницкая республика (о ней я скажу дальше), чтобы избежать нападок бывшего сюзерена (Дубровник до середины 14 века находился под властью венецианцев) с суши и отгородиться от него, уступила два небольших участка своей земли Османской империи. Одним из этих участков и был тот, что ныне отделяет Южную Хорватию от основной территории страны (в результате дальнейших неоднократных политико-географических пертурбаций он в конечном счёте оказался боснийским).
* * * * * * * * * *
На мой взгляд, в туристическом мире существует гипертрофированный, на уровне почти нездорового, пиетет перед Италией. Да, Венеция и пизанская Площадь Чудес, в меньшей степени - античные развалины в Риме (я говорю исключительно об "экстерьерах", музейную составляющую, в коей я не силён, оставим "на растерзание" "любителям жанра") действительно уникальны. Но если брать картину более "общо", то многие хорватские города (эх, как "облизываюсь" я сейчас, глядя на Задар!) совсем не уступают итальянским по архитектурному колориту, а в совокупности с их пейзажной составляющей и вовсе дадут им много очков форы (справедливости ради отметим, что многие из них в разные периоды своей истории тоже были итальянскими)... И самым ярким из таковых является Дубровник, который на протяжении многих веков (450 лет, если точно - вдумайтесь, много ли средневековых государств в Европе имели более долгую историю; к примеру, хорошо известная любителям Италии Пизанская республика, долгое время успешно конкурировавшая со знаменитой Генуэзской, просуществовала на столетие меньше) был центром по факту независимой - юридически там были нюансы, не меняющие общей сути - морской Дубровницкой республики, в латинских странах называемой Республикой Рагуза, одного из флагманов тогдашней торговли в Средиземноморье.
К сожалению, Дубровник сильно пострадал во время сильного землетрясения в 1667 году, разрушившего бОльшую часть города и почти все старинные сооружения. Но и его нынешний облик, созданный в основном в конце 17 столетия, настолько красив и атмосферен, что об этом даже не задумываешься.
Мы входим в старый город через западные Ворота Пиле (Pile Gate) 16 века, перед которыми через ров переброшен каменный мост. В нише в верхней части ворот установлена статуя покровителя города Святого Власия (Saint Blaise).
Ворота Пиле - двойные. Те, через которые мы только что прошли, являются более поздним внешним расширением укреплённого городского периметра, а вот внутренние, в самих крепостных стенах, были сооружены столетием раньше. Пространство между ними образует своего рода захаб с изгибающейся на 180 градусов дорогой, дабы затруднить проникновение неприятеля внутрь города.
От внутренних ворот начинается длинная прямая улица, называемая Плака (от греко-латинского "Platea" - улица), или Страдун (с ударением на "А"), как прозвали её венецианцы, что означает "уличища", то есть оооочнь большая улица. До конца 11 века на её месте был мелкий канал, который потом заполнили землёй, и уже с середины 12 столетия образованная таким образом улица стала главной в городе, проходя по нему с запада на восток, от одних крепостных ворот до других; в 1468 году она была вымощена известняковым камнем.
Как и сам Дубровник, Плака-Страдун была разрушена в 1667 году и такой, как мы видим её сегодня, стала только в конце 17 века. В числе немногих уцелевших сооружений оказался Большой фонтан Онофрио середины 15 столетия, созданный неаполитанским архитектором Онофрио-делла-Кава:
А также расположенная рядом с ним церковь Святого Спаса, возведённая в переходном от готического к ренессансному стиле в 1520-х годах после землетрясения, принесшего городу сравнительно небольшой ущерб:
А вот примыкающий к ней францисканский монастырь 14 века пострадал очень сильно, однако его романский клуатр каким-то чудом пережил удар стихии (или гнев божий?) и сегодня является одной из главных старинных достопримечательностей Дубровника:
Помимо средневекового клуатра монастырь известен своей аптекой, основанной в 1317 году, которая считается третьей из старейших ныне действующих аптек во всем мире.
Восстановленная монастырская колокольня:
Ещё одна колокольня находится на другом конце улицы Страдун - это Городская Часовая башня, построенная в 1444 году. Она пережила землетрясение, но впоследствии начала "падать" - наклоняться в сторону Страдуна. В конце концов в 1928 году, когда её состояние стало вызывать особо сильные опасения, её снесли и восстановили в оригинальном виде (позже она вновь была повреждена при черногорском землетрясении 1979 года и снова восстановлена).
От первоначального сооружения на башне остался колокол, отлитый в 1506 году, звон которого можно услышать и сегодня.
В нише стены примыкающего к Часовой башне здания находится Малый фонтан Онофрио (середина 15 века), переживший, как и его "Большой собрат", землетрясение:
Здесь, где Плака-Страдун оканчивается у крепостной стены в восточной части старого города, расположена площадь со смешным для русского уха названием Лужа. На ней находится ещё одно великолепное сооружение, уцелевшее при землетрясении и дошедшее до нас в своём подлинном обличье - Дворец Спонца (сейчас в нём размещается архив Дубровника), построенный в 1516-1521 годах в готическом стиле, но уже под явным влиянием "ветров" Возрождения:
От Лужи перпендикулярно Страдуну отходит небольшая улица, в конце которой виден (на левой фотографии) купол кафедрального собора Дубровника, посвящённого Вознесению Богородицы, построенного на месте разрушенной при землетрясении 1667 года средневековой романской церкви.
А на заднем плане фото справа - монументальная барочная лестница, ведущая к иезуитской церкви Св. Игнатия.
Неподалёку на Площади Гундулич стоит памятник жившему в Дубровнике поэту начала 17 века Ивану Гундуличу:
..........
За пределами городских стен расположен хорошо укреплённый старый порт Дубровника, защищаемый мощными крепостями Святого Иоанна (в ней сегодня находится Аквариум) и Ревелин, а также фортом Святого Луки (к сожалению, они в кадр не попали):
* * * * * * * * * *
А теперь мы вновь переместимся в западную часть города и отправимся на прогулку по его крепостной стене."Великая хорватская стена", как назвал я тогда крепостные стены Дубровника (и сейчас, "глядя" на них уже более осознанно, я вполне согласен с этой эмоциональной оценкой) - одно из тех немногих городских сооружений, что выстояли во время землетрясения 1667 года. Главная причина этого, как отмечают современные специалисты, в том, что сложены они были очень качественно - не в пример нынешней московской плитке...
Дубровник был обнесён каменными стенами ещё при венецианцах, в 13 веке, но тот укреплённый периметр, что мы видим сегодня, сформировался чуть позже, во времена Дубровницкой республики - в 14-15 столетиях, когда стены были дополнены сложной системой башен, бастионов и крепостей. Общая их протяжённость составляет чуть менее двух километров (если точно - 1940 метров), а толщина достигает 4-6 метров (со стороны, обращённой к морю, поменьше: "всего" от 1,5 до 3 метров).
Сегодня по городским стенам можно прогуляться ( http://www.wallsofdubrovnik.com/info-ticket-prices-working-hours ), и мероприятие это очень интересное и красочное, поскольку почти отовсюду с неё (стена, как и Китайская, проходит то вверх, то вниз, повторяя естественный рельеф местности) Дубровник с его красно-оранжевыми крышами и обрамляющим его изумрудным морем виден, что называется, "как на ладони", но цена этого удовольствия - 200 кун, то есть около 26 евро - зашкаливает все мыслимые и разумные пределы...
Я уже не помню, сколько стоило посещение стен тогда, скорее всего, намного меньше, а, может, оно и вовсе было включено в общую цену экскурсии, но, как факт, прогулка по "Великой хорватской стене" состоялась и доставила неописуемые впечатления - потому я даже не буду пытаться восстановить их, а просто покажу, как это выглядело:
Вид через бойницу в маленькой "настенной" башенке - с самой высокой точки стены:
А это, как нам сказали, яхта Абрамовича, который тогда как раз находился в Хорватии:
Одно из самых монументальных сооружений в крепостном периметре - защищавшая город с севера круглая Башня Минчета, построенная в 15 века вокруг ранее существовавшей квадратной башенки и названная по имени семейства, владевшего землёй, на которой она была сооружена.
Вмд с башни на "дорожку" на стене:
Фрагмент бастиона св. Маргариты (Sveta Margarita):
Вид на городскую стену со стороны:
Одним из самых значимых сооружений в системе укреплений Дубровника была стоящая отдельно от стен на выдающейся в море скале крепость Святого Лаврентия, традиционно называемая Ловриенац (Lovrijenac). Считается, что она была возведена ещё в 11 столетии, причём, согласно местным преданиям, всего за три месяца, но первая документальная запись о ней относится к 1301 году, а свой нынешний вид крепость приняла после реконструкций 15-16 веков. О том, сколь важная и ответственная роль отводилась ей для защиты города с моря, говорит хотя бы тот факт, что толщина её стен, обращённых к воде, достигает 12 (!) метров.
"Сухопутные" стены были намного тоньше - всего 60 сантиметров. Интересно, что это было сделано не ради экономии, а на случай возможного предательства коменданта форта: тогда расположенная с другой стороны бухточки крепость Бокар, легко и быстро подавила бы мятеж своей огневой мощью. В качестве дополнительной "страховки" от подобного прецедента командующий фортом не только выбирался из числа знати, но и менялся каждый месяц. Как говорится, доверяй, но...
Крепость Ловриенац защищали 10 пушек, самая крупная из которых называлась "Ящерица", отлитая в 1537 году и красиво украшенная, так никогда и не сделавшая (прямо как Царь-Пушка!) ни единого выстрела. К сожалению, она не дожила до нашего времени: во время разоружения крепости австрийскими войсками в 19 веке пушка упала в море и ... "сия пучина поглотила ея в один момент". Попыток достать из воды уникальное орудие впоследствии не предпринималось.
Живописная бухта у подножия крепости:
..........
Ну вот, друзья, я показал Дубровник, как мог - в рамках сделанных мной тогда фотографий. К моему приятному удивлению, на них попали почти все самые значимые достопримечательности города, хотя сегодня я бы, конечно, снял всё по-другому. Так что "в общем и целом" "мой Дубровник", смею надеяться, даёт хотя бы общее представление об этом прекрасном месте, настоящей "жемчужине Адриатики", включённом, кстати, в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.
<<<<< ========== ПЛИТВИЦКИЕ ОЗЁРА ============== >>>>>
Я заканчиваю рассказ о своей поездке в Хорватию "десертом" - главной естественной (в смысле - нерукотворной) достопримечательностью этой прекрасной страны: Плитвицкими озёрами. Они хороши настолько, что не оставили равнодушным даже меня, в общем-то, не фанатеющего от "природных красот". И даже ужасная погода, "сопутствующая" нам на протяжении почти всей экскурсии по Плитвицам, не испортила ни текущих впечатлений, ни воспоминаний, оставшись в памяти просто как констатация факта и добавившая, к тому же, несколько забавных моментов.
Всё было плохо уже с самого утра: сильный дождь пошёл почти сразу же, как мы отъехали от Брелы. Правда, где-то за Сплитом он закончился, тучи начали расходиться, между ними всё чаще стали появляться просветы голубого неба, а температура воздуха росла буквально на глазах, с каждым "придорожным термометром" (на электронных дорожных указателях) повышаясь на градус: 12, 13, 14, 15, 16... А вместе с ней, разумеется, улучшалось и настроение. На этой "оптимистический ноте" мы въехали в один из самых больших хорватских тоннелей - названия его я, естественно, не запомнил, но территориально предполагаю, что это был Свети-Рок - второй по длине тоннель Хорватии (5679 метров). В памяти остались (поскольку раньше я ничего подобного не видел) огромные вентиляционные установки, похожие на турбины самолётов, "висящие" на потолке тоннеля.
Незадолго до "большого" (потому что дорога проходит ещё через несколько маленьких) тоннеля мы проехали через Старый Масленицкий мост, названный по имени расположенной неподалёку деревни. Он проходит над Новским проливом на высоте 55 метров, а длина его составляет 315 метров. Во время войны, в 1991 году, он был взорван (тут вспоминается прекрасный фильм нашего детства "По следу Тигра") и восстановлен в прежнем виде в начале 21 столетия. Смотрится мост, конечно, просто шикарно: и величественно, и живописно.
Выехав из тоннеля Свети-Рок, мы оказались ... совсем в другом мире: видимо, горная гряда, под которой он проходил, являлась естественной границей, разделявшей страну на два разных климатических района: условно говоря, приморский и континентальный. И если в приморском, как я уже сказал, погода начала налаживаться, то в континентальном всё было с точностью до наоборот. От голубого неба и уже довольно уверенно светившего с него солнца не осталось и следа, всё вокруг было серо и местами туманно, а первый же "термометр" ошарашил всех: +8! При том, что у большинства были даже не "ботиночки на тонкой подошве", а обычные пляжные шлёпки на босу ногу…
Так, в наступившей в автобусе понурой тишине и с тоскливыми видами за окнами, мы и доехали до Плитвиц. А дальше всё складывалось, как в анекдоте: когда тебе кажется, что у тебя чёрная полоса, не спеши печалиться, поскольку вскоре может оказаться, что она была белой :) Стоило нам выйти из автобуса, как пошёл дождь. Впрочем, "шёл" он недолго, потому как очень скоро он ускорился, потом припустил, а потом просто полил - "a cantaros", как сказали бы испанцы (что в переводе означает примерно "как из ведра"). В общем, то, что творилось, в полном соответствии с фразой из незабвенного "Золотого теленка", "напоминало рукопись композитора Франца Листа, где на первой странице указано играть «быстро», на второй — «очень быстро», на третьей — «гораздо быстрее», на четвертой — «быстро как только возможно» и все-таки на пятой — «еще быстрее»". С той лишь, естественно, разницей, что речь шла не о темпе музыки, а о льющихся с небес потоках воды.
Первым делом гид завела нас в домик, в котором располагалась билетная касса, кафетерий и традиционный магазинчик сувениров, где уже стояла длинная очередь - не за билетами и не за кофе, а за ... дождевиками :) Осадки для Плитвиц, видимо, не редкость, потому что запас дождевиков оказался очень приличным: они продавались прямо из фабричных коробок, которые штабелями стояли рядом с кассой и распаковывались одна за другой (примерно в это же время, некоторые чуть раньше, некоторые сразу за нами, прибыло сразу несколько автобусов, так что в клиентам недостатка не было; да, зонты кое у кого, как и у меня, имелись, но было ясно, что в такой ливень они не спасут). Дождевики, конечно, тоже были так себе, что называется, одноразовыми, но хоть что-то... Забавно, что почти в каждой новой коробке они были разного цвета: красные, жёлтые, синие, зелёные, розовые, так что почти все группы теперь различались своей "боевой окраской" :) Нашей преимущественно достались жёлтые.
Экскурсии, как и футбольный матч, проходят "при любой погоде" (тем более что уже приехали в такую даль – аж 290 километров в одну сторону, жуть, хотя тогда об этом не задумывались: везёт автобус и везёт), так что "и пошли они, дождём поливаемы". Пошли, правда, недалеко, а дойдя, про дождь, по-моему, сразу все забыли, ибо от восхищения "в зобу дыханье спёрло" - мы оказались на главной смотровой площадке, откуда открывается открыточная "заглавная" панорама Плитвицких озёр, их "визитная карточка" - система каскадов Саставци (Sastavci), в центре которых находится Большой водопад (Veliki Slap) высотой 78 метров:
Видите, вон таааам, далеко внизу, люди вдоль скалы идут? Вот и наша дорога сейчас лежит туда.
Плитвицкие озёра - это система из 16 крупных и нескольких меньших водоёмов, расположенных "цепочкой" на разных высотах и, как правило, переходящих друг в друга каскадами. На "макроуровне" озёра делятся на Верхние и Нижние, причём общий перепад высот между "самым верхним" и "самым нижним" водоёмами составляет 133 метра. Интересно, что многие из них названы по именам утонувших в них в разное время людей (Батиновац, Милино озеро, Милановац, Цигиновац).
Для туристического осмотра вдоль (а кое-где и поперёк, в том числе - по естественным "плотинам") озёрной цепочки проложены деревянные подмостки, по которым, спустившись, мы сейчас и отправимся по этому водному (что в данный момент, к сожалению, верно на 200%, поскольку, перефразируя известную эзотерическую фразу, "что внизу, то и наверху") царству.
Конечно, основной шарм Плитвицам придают каскады, водопады и водопадики.
Всё это время шёл дождь, который, правда, потихоньку "мельчал": дождевиков-"презервативчиков", уже начавших кое-где рваться (я ж говорю, что они были, по сути, одноразовыми - но и стоили копейки), вкупе с зонтом уже вполне хватало, чтобы укрыться от него. И, что удивительно, в памяти совсем не осталось "ощущения дождя", как чего-то очень ужасного, что невозвратно испортило бы эту поездку. Как факт - да, но не как гнетущее последействие, отравляющее все воспоминания. И сегодня я вспоминаю Плитвицкие озёра исключительно как прекрасную составляющую прекрасного путешествия в прекрасную страну.
В экскурсию была включена и небольшая прогулка на кораблике по одному из озёр (какому именно, сейчас уже не скажу).
Одни из самых больших водопадов на Плитвицких озёрах - 25-метровый Велики Прставац (Veliki Prstavac):
И 16-метровый Галовачки Бук (Galovacki buk):
У меня тоже так часто бывает. Кажется, что фотография неплохая, а через год-другой посмотришь и уже не так радуешься.