Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
"Некикладские" Киклады - остров Тинос
В отличие от изначально входившего в обязательную программу Делоса, посещение Тиноса вышло относительно спонтанным – нужно было куда-то девать время, которого на Миконосе оказалось (впрочем, совершенно предсказуемо) слишком много. А почему именно Тинос, который никогда не входил в число моих "точек притяжения"? Да просто потому, что он был единственным островом, посетить который расписание паромов позволяло одним днём – в отличие от "кандидата N1" Пароса.
Правда, и здесь всё обстояло не слишком гладко: пара самых экономичных – по 8 евро в каждую сторону – рейсов вынуждали либо ехать ни свет, ни заря, ещё и жертвуя при этом отельным завтраком, либо оставаться на Тиносе более 7 часов и возвращаться уже поздним вечером, что тоже было не очень здорово. Потому, проведя в раздумьях не один час и даже не один день и плотно посовещавшись с недовольно квакающей Жабой из "департамента Сдержек и Противовесов", я решил всё же немножко разориться, поставить во главу угла удобный регламент поездки и вернуться более быстрым – что в данном случае, впрочем, не имело никакого значения и более дорогим – аж по 16 евро! Грабёж!!! – судном. Это решение оказалось очень удачным, поскольку, когда я брал билеты, выяснилось, что тот самый дорогой рейс идёт с приличной скидкой – 11 евро вместо 16, по всей видимости (как я понял уже на пароме), вследствие глобальной незагруженности корабля. В общем, всё сложилось, как нельзя лучше, да ещё и сам Тинос оставил впечатление намного более приятное, чем я ожидал.
Я впервые оказался на "настоящем" греческом пароме, и для меня здесь всё в новинку. От входа наверх ведёт целый эскалатор:
Вот эта часть судна называется "палуба", а места на ней – соответственно, "на палубе". Они – в отличие от более комфортных "самолётных" - без нумерации, где хочешь, там и садись, и самые дешёвые цены – именно здесь.
На следующих этажах (а их несколько) судна расположены ряды тех самых кресел "как в самолёте". Вообще они стоят заметно дороже "палубы" (я помню это, потому что пару лет назад перед поездкой на Санторини анализировал, как туда попасть по воде в качестве возможной альтернативы перелёту), но когда я спросил одного из стюардов, где можно сесть, он сказал "да где угодно" - видимо, снова сказалось то, что судно было практически пустым. "Угодно" оказалось как раз здесь
Вот только неприятно удивил платный вай-фай. В целом стоимость поездок на паромах не слишком низкая, и уж при этом ещё жлобствовать на вай-фае... Честно говоря, необходимости в нём не было, но как факт – я "юмора" не понял...
Как и при поездке на Делос, смотреть по сторонам было не на что, но "переплыв" очень короткий, и через полчаса в зоне видимости уже появилось побережье Тиноса:
Тинос начал "обаять" и "влюбливать" в себя сразу же, с первых шагов от порта (здесь он тоже расположен на отшибе, но не так далеко, как на Миконосе) в сторону центра:
Вот честно… Вроде, и ничего особенного в этих видах, но они такие "тёплые", душевные, в них столько всего такого, что нельзя выразить словами, но прекрасно ощущается "нутром", как что-то родное…
Первый же городской квартал, куда мы "занырнули" с открытых пространств вдоль набережной, оказался "ресторанным". Но поразило не столько число "едальных точек", сколько то, как они были декорированы: красиво, стильно, с фантазией и даже артистично – куда там "Парижам" и "Римам"... А уж их разнообразие и вовсе поражало: как будто тут проводился конкурс, кто лучше и интереснее всех оформит своё кафе или таверну. В выигрыше же остались все, а больше прочих – гости острова и вообще все, кто приходит сюда по прямому назначению (то есть поесть).
Проблемой стало только то, что большинство меню были как раз не для "гостей", а для своих, то есть на греческом. Поэтому мы всё же "осели" не внутри этого "гастрономического Монмартра", а снаружи – там, где и с ассортиментом всё было понятно, и с ценами, которые здесь всё же оказались хоть немного, но поменьше, чем на Миконосе.
Именно тут я и попробовал шедевр местной кухни, одно из самых вкусных блюд, что я когда-либо ел в Греции (про Испанию и Италию я вообще молчу!) – "тиносский" кебаб, оду которому уже спел ранее, да и фото показал – хотя внешность, как это часто бывает, обманчива, и "извне" он мало отличается от своих менее вкусных сородичей.
После такого вкусного обеда путь лежит к главной достопримечательности Тиноса – Благовещенской церкви Панагия Евангелистрия, известной далеко за пределами не только острова, но и Греции - недаром её прозвали Эгейским Лурдом (и то только потому, что "высшим титулом" Эгейского Иерусалима неотъемлемо владеет Патмос), а в 1969 году Синод Элладской Православной Церкви объявил Тинос Священным островом Пресвятой Богородицы, что по статусу только немногим ниже Святой Горы Афон.
Церковь расположена на холме, к ней ведёт широкая автомобильная дорога, а справа от неё проложена специальная дорожка для паломников, преодолевающих этот последней перед храмом отрезок на коленях:
Некоторые уже здесь покупают огромные длинные свечи и поднимаются вместе с ними:
Вдоль дорожки разбит парк, в верхней части которого находится скульптура, изображающая таких паломников:
Подъём закончился, и мы выходим к церкви. Здесь всё очень красиво, причём черта, за которой началась бы аляпистость и помпезность, на мой взгляд, не перейдена. Богато? Да. Торжественно? Да. Но всё же меру, мне кажется, выдержать удалось. И ещё - какие-то португальские "мотивы", трудно объяснимые словами, чувствуются во всём этом, не находите?
Заходим внутрь - и сразу же открывается прекрасный вид на храм:
Тут же, в небольшой часовне, можно поставить, а при необходимости - и купить свечи (внутри церкви это не разрешается, дабы не навредить росписям):
История появления Панагия Евангелистрия, что означает "Несущая благую весть", начинается в 1822 году, когда местной монахине Пелагии трижды явилась Богородица, сообщив ей место, где среди руин древнего храма, сожжённого ещё сарацинами, хранится чудотворная икона. После долгих поисков она была найдена, и на том месте возведена церковь, открытая в 1830 году, но свой нынешний облик принявшая лишь спустя полвека. Её главной святыней является та самая икона, иногда называемая Тиносской, которая продолжает творить чудеса и поныне - всего за неполных 2 столетия их насчитывается более 1000. Вообще христианские предания - не моя "тема", поэтому более подробно рассказывать все перипетии тех событий я не буду, а те, кому они интересны, могут найти их на сайтах http://tour-greece.com/o-grecii/ostrova/3268-ostrov-tinos-chudo-bogorodicy-evangelistrii/ и http://www.monastiria.gr/святое-паломничество-богоматерь-ев/?lang=ru . Я же, как обычно, ограничусь визуальными впечатлениями.
Церковь имеет 2 этажа. В верхнем - Благовещенском - храме фотографировать запрещается, и нарушать этот запрет я не стал (уж по какой именно причине, сейчас сказать затрудняюсь). А вот нижний - Обретения чудотворной иконы Тиносской Богоматери - я покажу, поскольку он очень интересный. Он состоит из трёх длинных узких галерей с низкими сводами, соединёнными между собой поперечным переходом посередине. Они используются, главным образом, для крещения.
Источник со святой водой обозначает то место, где была обнаружена икона Богородицы:
Церковь окружает большой двор, в котором есть много колоритных и живописных уголков:
Редкая для православия икона, на которой Богоматерь изображена с очень человеческими чертами лица - одновременно и скорбными, и одухотворёнными. Да и возраст её, не в пример "каноническим" образам, примерно соответствует Евангельским событиям (правда, точной цифры там не указано, но большинство толкователей склоняются к тому, что она родила Иисуса в 13-16 лет (но уж точно не в 20-30)...
А это, возможно, тот самый фонтан, что подарил храму разбитый параличом османский офицер Мустафа после того, как он, будучи на Тиносе, обратился к Богородице с просьбой о помощи и был исцелён:
Красив не только дворик, но и верхние галереи церкви и окружающих её по периметру "лоджий":
Двор (да почти целая площадь!) перед храмом:
Один из самых красивых видов церкви Панагия Евангелистрия:
А теперь мы покидаем Благовещенскую церковь, радуясь, что не оказались здесь в дни массовых паломничеств, когда на Тиносе только что воздух не закипает, и отправляемся в глубины городских кварталов острова:
Итак, как я уже сказал, теперь теперь мы отправимся в глубины городских кварталов Тиноса – и вы поймёте (может, не сразу, не из первого фотосета), почему в заглавии рассказа я назвал его итальянским. Характерные карнизы и нижние части балконов, арочки, лоджии, непобеленные фасады из тёмного камня - эти и многие другие элементы архитектуры и декора когда явно, а когда и "по духу" напоминают об Италии почти на каждом углу. Ничего удивительного в этом нет: венецианское владычество на Тиносе длилось дольше, чем на многих других эгейских островах (более 500 лет, между прочим!) – лишь в 1715 году он пал на милость захвативших его османов (кстати, он до сих пор является единственным островом Греции, где католическое население по своей численности хоть немного, но превышает православное, а огромное количество церковных колоколен являются следствием мирного соперничества между ними). Конечно, "фирменные" бело-голубые домики встречаются и здесь, Тинос изо всех сил пытается показать что он "свой", кикладский, но у него это не очень хорошо получается: "итальянские уши" выпирают, что называется, из всех щелей
В особнячке с уютным "итальянским" двориком-патио разместились зоомагазин и клуб дайвинга:
В одном из домов обнаружилась очень колоритная изнутри пекарня-кондитерская. Я даже не удержался и сфотографировал её с разрешения работницы, тоже попавшей в кадр:
"Кикладский квартал":
Церквей на Тиносе не так много, как на Миконосе, а те, которые есть (я говорю о столице - Хоре), уже не маленькие семейные, а чисто "городские". Но многие из них очень живописные, а их колокольни изящные и грациозные. Вот только некоторые из них (названия я приводить не буду, поскольку они всё равно ни вам, ни мне ничего не скажут):
Хора Тиноса не только очень красива и колоритна, но и разнообразна - в отличие от Миконоса, который при всей своей суперживописности всё же однотипен. Поэтому, кстати, и фотографии там было отбирать проще: не эта сотня, так другая, а всё равно - вполне полное и "объёмное" представление о городке они давали. А вот на Тиносе почти каждое второе фото индивидуально и подчёркивает какую-то новую грань, которую не отражают или не так ярко отражают прочие. Ну и, вдобавок ко всему, здесь многие улочки и уголки имеют свои неповторимые обаяние и шарм, заверни за угол - а там всё совсем по-другому... Так что на всякий случай попрошу прощения у тех, кому покажется, что иллюстраций вышло слишком много - тогда просто "перелистните" страничку, "конец уж близится"
А конец действительно уже близится, поскольку солнце спускается всё ниже и ниже, свет уже не такой яркий, белые стены домов становятся желтоватыми и розоватыми, да и до парома остаётся меньше часа. А потому мы замыкаем круг и направляемся в сторону порта, но не напрямую, а сделаем небольшой крюк - время и расстояния это позволяют - и пройдём по кварталу, расположенному вдоль берега на склоне скалистого холма.
А это здание "обыгрывает" "крепостной" колорит, но явно является насквозь современным. Но всё равно красивым, а уж балкончики - это отдельная песня
В нагорных лабиринтах многие здания стоят прямо на камнях, а некоторые - так и вовсе "вырастают" из них:
И эта красивая церковь тоже:
Вообще этот район - один из самых живописных на Тиносе:
И виды отсюда замечательные:
Конечно, Тинос - это не только его столица, красивые уголки есть и внутри острова, хотя реально заслуживающих внимания среди них, на мой взгляд, всё же немного (я бы лично для себя отобрал 3). Но любое путешествие - это "искусство возможного" (мой личный афоризм, которым я немного горжусь, хоть и понимаю, что это грех), задачи "исследовать" Тинос у нас не стояло и стоять не могло, а тем, кто захочет приехать сюда более основательно, возможно, будет интересен такой краткий обзор (есть и другие, но этот мне показался наиболее сжатым, показательным и вообще "чисто конкретным"): https://www.voyagetips.com/en/things-to-do-in-tinos/
Мы тем временем уже спустились к набережной, и отсюда до порта осталось пройти совсем немного. Вот и порт:
Сейчас в нём стоит и неторопливо грузится одинокий транспортный паром, а наш пока задерживается, на сколько - а кто ж знает, никакой информации здесь нет, даже текущего расписания нет, и вообще, весь порт, не считая длинного и широкого причала - это открытый всем боковым ветрам (но хоть с крышей, и слава богу) бетонный "отстойник", разделённый на несколько отсеков, каждый из которых, по идее, соответствует своему морскому маршруту, но на практике все кучкуются везде.
А пока, во всё сильнее сгущающихся сумерках, на меня снисходит давно знакомое чувство спокойствия и умиротворения - знаете, как бывает, когда программа путешествия выполнена, и выполнена успешно, все напряжения и волнения (а они всегда есть, даже в самой хорошо подготовленной и простой поездке) отступают и начинается "отходняк" в хорошем смысле этого слова, душа наполняется лёгкой воздушной пустотой (той самой, хорошей, которую буддисты называют "дао"), и ты остаёшься один на один с мирозданием, а потом и это "один на один" проходит, потому что остаётся вовсе одно, и где ты, где море, где небо, уже не понятно, и вообще не понятно, есть ли ты, или это просто игра того же мироздания и твоего (а точнее, его) воображения... В общем, лёгкое такое самадхи
Возможно, тому ещё способствовала картинка заката, не "красочно-театрального", как на Миконосе или Санторини, а обычного, "жизненного", а потому ещё более пробирающего: потемневшее море, сверкающая "лунная" (точнее, ещё солнечная) дорожка, на фоне которой уходят в ночь за горизонт два парусника ... Мне кажется, более медитативный вид ещё хорошенько поискать надо...
О, а вот и паром появился, всего-то на 20 минут позже, а казалось...
"А пока, во всё сильнее сгущающихся сумерках, на меня снисходит давно знакомое чувство спокойствия и умиротворения - знаете, как бывает, когда программа путешествия выполнена, и выполнена успешно, все напряжения и волнения (а они всегда есть, даже в самой хорошо подготовленной и простой поездке) отступают и начинается "отходняк" в хорошем смысле этого слова, душа наполняется лёгкой воздушной пустотой (той самой, хорошей, которую буддисты называют "дао"), и ты остаёшься один на один с мирозданием, а потом и это "один на один" проходит, потому что остаётся вовсе одно, и где ты, где море, где небо, уже не понятно, и вообще не понятно, есть ли ты, или это просто игра того же мироздания и твоего (а точнее, его) воображения...! Уверена, что еще не раз вернусь к прочтению рассказа и просмотру фоток. СПАСИБО!