Красноярск. Россия
Отзыв написан: 28 декабря 2019 г.

Это моё третье и более насыщенное посещение северной столицы. Если на предыдущие поездки получалось выделить не более двух дней, то в этот отпуск, восемь дней проведенные в этом городе позволили увидеть многие интересные места коими богат Санкт-Петербург и его пригороды. Ну а по результатам трёх поездок можно уже сделать для себя какие-то выводы и посоветовать что-нибудь другим.

И так, рано утром самолёт авиакомпании Россия приземлился в Пулково. Получив багаж и пробившись через толпу навязчивых таксистов выходим с терминала на остановку общественного транспорта. Добраться до города очень просто, автобусы 39 маршрута и маршрутки подходят друг за другом, минут 20 езды и вы у метро "Московская".

О городском транспорте. С предыдущих поездок у меня жива транспортная карта "Подорожник. В кассе метрополитена заряжаю её на неделю, стоит это 680 рублей и даёт право пользоваться муниципальным транспорте (метро, автобусы, трамваи) в течении 7 суток. Отсчет времени начинается с момента прохода через турникет метро или активацию через валидатор в автобусе. Этой же картой я пользовался в поездках в Петергоф, Царское село и Кронштадт. Если посчитать все поездки по этой карте и сравнить с оплатой разовых поездок, экономия получается существенная.

Где остановиться. Вариантов проживания в Санкт-Петербурге масса. Тот же самый Booking регулярно шлёт мне кучу интересных предложений. Правда если попробовать связаться напрямую с владельцами гостиницы, то цена проживания станет еще привлекательней. Очень важное значение имеет месторасположение гостиницы, не надо обращать внимание на заманчивые предложения типа "А из нашего окна где-то там за поворотом Аврора красная видна!". Просто посмотрите на карте расположение гостиницы относительно основных достопримечательностей, желательно, чтобы все было в пешей доступности. Для себя я уже третий раз выбираю мини гостиницу около Сенной площади, остановки общественного транспорта рядом, до Адмиралтейства минут 15 ходьбы, до Невского проспекта 10.

До заселения времени еще много и сдав на хранения чемодан, иду по утреннему Санкт-Петербургу. Получается почти как в клипе Ленинграда - "идешь по улице, кругом ни души, мир кажется таким чистым!"

Прогулка на кораблике. В прошлые поездки из-за холодной и слякотной погоды так и не отважился на прогулку по Неве и каналам на прогулочном кораблике. В этот раз погода хоть и ветреная, но тепло и ясно. От Петропавловской крепости кораблик сделав разворот около Авроры

плывёт по Фонтанке мимо Летнего сада. В очередной раз слушаю рассказ гида о Чижике-Пыжике.

2-й инженерный мост около Михайловского замка. Раньше он был полноценным мостом для Воскресенского канала, в 1882 году канал засыпали, но мост сохранили.

Фонтанка, Мойка, небольшая остановка около Адмиралтейства и кораблик возвращается к Петропавловской крепости. Время подходит к 12.00 и хочется успеть к выстрелу пушки. Увы и Ах, опоздали буквально на три минуты!

Знакомство с Санкт-Петербургом продолжается. Сразу попрошу прощения за нарушение хронологии посещенных мест, это будет заметно по фотографиям. С начало будет представлен Санкт-Петербург, а потом пригороды. Хотя было совсем по другому - почти каждый день была поездка в пригород и после возвращения прогулка по Питеру. Короче, получилась какая-то сборная солянка, так что не судите строго.

Заглянем на Витебский вокзал, который связывал Санкт-Петербург с Царским селом. По сравнению с другими вокзалами города, он гораздо скромнее в размерах, но по красоте он точно первый.

И кроме того вокзал относится к памятникам истории.

Витебский вокзал служил для съемок множества фильмов. На момент моего посещения на вокзале тоже шла съемка эпизода фильма.

А эту платформу вокзала можно узнать по фильму "Брат". Именно сюда прибыл Данила Багров.

Помимо поездов дальнего следования с этого вокзала идут электрички в Царское село и Павловск.

Напротив Новой Голландии за решеткой чугунного забора находится дворец Бобринских. Название особняк получил от Алексея Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и её фаворита Григория Орлова. После смерти матери, взошедший на престол Павел I признал его своим братом и пожаловал ему титул графа. Дворец Алексею подарила супруга императора.

Неизменные символы Санкт-Петербурга.

Немного о Григории Распутине. Впервые с историей этого человека я познакомился в 80-е годы прошлого века прочитав роман В. Пикуля "Нечистая сила". Потом был фильм, где главного героя играл Депардье. А в 2014 году вышел сериал Григорий Р, где Распутина играл Владимир Машков. Но все это художественные произведения, а если вы хотите узнать больше про этого человека, загляните в его квартиру на Гороховой и дворец Юсупова на Мойке, где его убивали. Я начал со дворца.

Несколько экспозиций дворца посвящены последнему дню жизни этого человека.

И так об убийстве. По версии Феликса Юсупова, кроме него участвовали еще четверо: депутат Госдумы Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, военврач Станислав Лазоверт и поручик Сергей Сухотин. Под предлогом знакомства с супругой, Феликс Юсупов привозит к себе ночью Распутина, где его ждет богато накрытый стол в подвальной помещении. Григорий не удивляется отсутствию Ирины и начинает есть отравленные пирожные и пить вино начиненное ядом. Как ни странно цианистый калий не действует на сибирского крестьянина, Феликс поднимается в верхние покои к заговорщикам, берет у великого князя револьвер и спустившись вниз, стреляет в старца. На выстрел прибежали остальные участники убийства. Осмотрев Распутина, они пришли к выводу, что он мёртв. Начинается уничтожение улик и инсценировка отъезда Григория из дворца. В какой-то момент Феликс спускается в подвал к мёртвому и тут отравленный и простреленный Распутин оживает и пытается спастись бегством. Несколько выстрелов во дворе останавливают его. Григория заносят во дворец, где Юсупов в припадке бешенства набрасывается на бездыханное тело с палкой.

Ни о каком уничтожении улик и конспирации уже речи не идёт. Распутина заворачивают в его же шубу и везут через Санкт-Петербург к Петровскому мосту на Малой Невке. Сейчас здесь современный мост, а в те времена был обычный деревянный.

Заговорщики опускают Распутина в прорубь под лёд думая, что он мёртв. После его обнаружения и вскрытия обнаружится, что какое-то время под водой старец был еще живой и дышал.

Что касается причин убийства Григория Распутина, то соучастники преступления пытались придать себе благородную роль "спасителей престижа династии и России". Только все это не вяжется с причастностью к преступлению английской разведки. В 2004 году появилась информация, что её агенты тоже принимали участие в этом убийстве. Как сейчас говорят, "контрольный выстрел" в голову Распутина сделал англичанин Освальд Райнер, но Феликс Юсупов почему-то про это умолчал.

После экскурсии в Юсуповский дворец меня ждёт еще одна экскурсия связанная с Григорием Распутиным. Это посещение его квартиры на Гороховой 64, где он жил последние годы. Попасть сюда гораздо сложнее, чем в Юсуповский дворец. Дело в том, что это до сих пор коммунальная квартира, где живут люди. Энтузиасты выкупили несколько комнат, отреставрировали что смогли и теперь знакомят желающих узнать больше о судьбе этого человеке. Стоимость экскурсии 700 рублей.

Если в Юсуповском дворце вам расскажут о последнем дне Григория Распутина, то в его квартире вы узнаете каким человеком он был в реальной жизни. Где родился, отношение к религии, какое влияние имел на царскую семью, вел ли распутную жизнь, какими целительными способностями обладал, его предсказания, судьбу его потомков и многое другое.

Остатки синих обоев на стене еще помнят этого человека, который оставил заметный след в истории последней императорской семьи России. Да и не только его, многие государственные деятели того времени бывали здесь у Григория Распутина.

Надо отдать должное экскурсоводам, рассказ о жизни Григория Распутина очень интересный, хотя в чем-то на мой взгляд немного предвзятый. С некоторыми их утверждениями я решительно не согласен, но как говорится, у каждого человека своё мнение.

Экскурсия в квартиру на Гороховой откроет вам больше правды об этом человеке, чем все вышеперечисленные художественные произведения. Честно говоря не ожидал, что уважаемый мною Валентин Пикуль, так серьезно исказит информацию о нём. Да и в фильмах о Распутине, как сказала экскурсовод, правды очень мало.

Многие в те времена считали старца агентом немецкой разведкой из-за его желания не втягиваться в первую мировую войну и давления на царскую семью по заключению сепаратного мира с Германией. По этой причине версия о причастности английской разведки к убийству Григория Распутина кажется весьма убедительной.

К этой старинной бронзовой дверной ручке прикасался "святой чёрт", как многие называли старца из далёкой Тобольской губернии.

Вот такое знакомство с одним из самых противоречивых людей России.

А теперь предлагаю взглянуть на Крюков канал. За мостом он соединяется с Фонтанкой. На первый взгляд место ни чем ни примечательно, но именно здесь снимался фрагмент клипа Ленинград "В Питере пить".

Менеджер банка и продавщица перебегают набережную и чуть не попадают под колёса машины ГАИ. Возмущенный сержант выскакивает из машины и его тут же сбивает другой автомобиль. Вместо оказания помощи, хулиганы с красной "девятки" решили, что гаишнику просто необходима водная процедура и сбросили его в канал.

После купания в Крюковом канале доблестный гаишник присоединяется к менеджеру и продавщице для совместной пьянки.

Еще одно необычное место Санкт - Петербурга - Смоленское лютеранское кладбище на Васильевском острове. Помните куда в фильме "Брат" немец Гофман привел своего нового знакомого Данилу Багрова?

От центрального входа идём по аллее метров 300 и справа увидим беседку, в которой снимался эпизод, где Гофман обитает с местными бродягами. С момента съемки фильма прошло 22 года, беседка обветшала и пришла в плачевное состояние.

Как ни странно эта беседка пользуется известностью, кроме меня её фотографируют еще два человека.

Еще один интересный объект Санк-Петербурга - тюрьма Кресты на Арсенальной набережной. Еще недавно её можно было посетить с экскурсией, но сейчас для посещений закрыли даже музей.

Как следственный изолятор тюрьма не используется уже несколько лет, но по прежнему входит в систему ФСИН.

А теперь немного ночного Санкт-Петербурга.

О питании. Кафе, столовые и другие едальные заведения в Санкт Петербурге на каждом углу. А вот качество и цены оставляют желать лучшего, не смотря на вроде бы высокий рейтинг и хорошие отзывы. По своему опыту посещения северной столицы я хочу порекомендовать "Новую столовую" рядом с Сенной площадью в доме №2 по Московскому проспекту (не путать со "Столовой №1" в этом же здании, которую я точно ни кому не порекомендую). Заведение находится в полуподвальном помещении. Цены здесь средние, качество и ассортимент блюд хорошее. Единственный небольшой минус, это большое количество посетителей, но это не удивительно учитывая, что рядом Сенная площадь.

Второе, моё любимое заведение общественного питания имеет скромную вывеску "Столовая" и располагается по улице Декабристов №19 позади Юсуповского дворца. Качество еды очень высокое, ассортимент блюд большой, цены средние, больших наплывов посетителей я не наблюдал. Единственно, не стоит приходит сюда к окончанию работы, ассортимент блюд будет очень маленький.

Для меня, честно говоря не понятно, почему эти столовые имеют весьма низкий рейтинг.

Поездка в Павловск. Добраться сюда можно на маршрутке № К299 от метро "Московская", электричкой с Выборгского вокзала или с платформы Купчино. На мой взгляд ехать лучше с вокзала. Электрички ходят довольно часто, но минут 20 у вас будет, чтобы осмотреть первый железнодорожный вокзал России.

Вход в Павловске в парк находится рядом с железнодорожным вокзалом, стоимость взрослого билета 100 рублей, если вы хотите осмотреть дворец придется купить еще билет за 500 рублей. В парковом ансамбле есть еще несколько объектов для осмотра которых придётся покупать билеты, но основная масса посетителей ограничивается осмотром парка и дворца. Кстати, вход в парк платный только с 9.00 до 19.00.

Колоннада Аполлона когда-то была круглой, но после мощного ливня часть ее обрушилась, обломки её решили не убирать, так как искусственные руины были тогда в моде. Кроме того, обрушение части колоннады открыло Аполлона для обзора из замка.

Памятников императора Павлу I очень мало, один из них установлен пред дворцом в Павловске.

В храме Дружбы когда-то очень давно проводились концерты только для избранной публики.

Мост около холодной бани украшают мраморные кентавры. Первоначально они были гипсовые, но после обветшания их воссоздали из более надёжного материала. Компания китайцев хихикая изучают анатомию кентавров и фотографируется на их фоне.

Во время Великой Отечественной войны Висконтиев мост в Павловске немцы взорвали и только в 1974 году его восстановили в первоначальном виде.

Во время войны пострадал и сам дворец, многие его покои были разграблены, а сам дворец подожжен.

Пришло время простится с Павловском и переехать в царское село. От остановки у входа в парк садимся на маршрутку № К299 и едем минут десять до остановки "Средней" в Пушкине.

В Екатерининском парке я был весной 2018 года и в эту поездку решил его пропустить и ограничиться Александровским парком. Не смотря на то, что вход сюда бесплатный, туристов здесь мало. Сказывается небольшое количество достопримечательностей на его территории.

Когда-то по Крестовому мостику императрица Екатерина II переходила в Китайскую деревню, а сейчас он носит чисто декоративные функции.

В отличии от Крестового моста Китайский мостик служит по своему прямому назначению.

А вот и основная цель моего визита в Александровский парк - башня Шапель. В предыдущую поездку мне не удалось на нее взглянуть из-за реставрационных работ. Строили её ради одного экспоната - мраморной статуи Спасителя. Полностью Шапель должна быть из двух симметричных башен соединенные между собой аркой, но одну башню или не достроили или разобрали.

Возвращался я из Царского села в Питер все той-же маршруткой, что и приехал сюда. На мой взгляд это не очень удачный вариант, поездом было бы чуть быстрее.

Поездка в Кронштадт. Есть несколько вариантов как добраться в этот город, но я выбрал наверное не самый удачный от метро "Черная речка". Вернее уехать отсюда просто, если знаешь где остановка маршруток, но я умудрился искать её минут двадцать. В шаговой доступности от метро несколько остановок общественного транспорта, но обежав все я так и не нашел нужную, не помогали и советы местных жителей. Наконец попался дедок, который и вывел меня к нужному месту. Оказалось все просто, рядом с метро есть небольшой парк, проходим через него в сторону виднеющейся автомобильной эстакады и там у перекрёстка стоят маршрутки № К405 идущие в Кронштадт. До главного морского собора ехать чуть менее часа.

Никольский морской собор видно издалека, но только стоя рядом начинаешь ощущать его величественность и мощь. Внутренняя отделка тоже вряд ли кого оставит равнодушным. Лично на меня этот храм произвел гораздо большее впечатления, чем храм Христа Спасителя в Москве.

А теперь прогуляемся в Среднюю гавань и посмотрим военные корабли. Лучшее время для посещения этого места 18 мая День Балтийского флота или День военно-морского флота в конце июня, у вас будет возможность не просто взглянуть на корабли с берега, но и попасть на них.

Петровский док начали строить еще при Петре I и закончили в в 1752 году. Грандиозность его заключается в длине более 2-х километров. Представляете сколько кораблей можно было поместить в нём? Не смотря на свой почтенный возраст, объекты дока которые вы сможете увидеть и сейчас выглядят очень внушительно, но к сожалению находятся в запущенном состоянии.

Памятник Петру I основателю российского флота.

А теперь уйдем с проторенных туристических троп на противоположный от Средней гавани берег.

Этот ДОТ построен из бетона и скорее всего относится к временам Отечественной войны.

Старые неоштукатуренные здания из красного кирпича можно встретить во многих местах Кронштадта. К сожалению многие из них выглядят весьма заброшенными.

А в этом заброшенном здании работал русский изобретатель радио А.С. Попов.

Эта небольшая статую не была указанна в карте путеводителя и на неё я наткнулся случайно в одном дворике.

Возвращаться в назад в Санкт-Петербург я планировал через Ораниенбаум, тем более накануне поездки прочитал рассказ "Ораниенбаум и Кронштадт за один день...". Но судьба распорядилась по другому. Найдя нужную остановку не далеко от Владимирской церкви (перекресток ул. Ленина и Гражданской) стал дожидаться нужного автобуса. Безрезультатно прождав полчаса и учитывая, что время уже 17.00 и скоро начнёт темнеть скрепя сердцем решил возвращаться в Питер.

Только в этот раз вышел у станции метро "Беговая". На мой взгляд ехать в Кронштадт и возвращаться оттуда удобнее через неё.

Поездка в Выборг. Это еще один городок который я настоятельно рекомендую посетить. Помимо местного замка здесь можно побродить по узким улочкам застроенными небольшими домами. Многие постройки имеют довольно жалкий вид, но по своему весьма интересны.

Добраться в Выборг можно автобусом или электричкой. Я выбрал самый скоростной на "Ласточке" от Финляндского вокзала, время в пути чуть больше часа. От вокзала до исторической части города минут 20 ходьбы.

По набережной вдоль залива Большой ковш дойдем до рыночной площади. Здесь можно купить сувениры у уличных торговцев или на рынке, сфотографироваться с рыцарями закованными в старинные доспехи, пообедать в ресторане Круглой башни. Знакомясь с рынком чувствуется, что рядом Финляндия, постоянно слышна финская речь.

Вдоль залива идём к Выборгскому замку.

Когда-то очень давно его возвели шведы захватив эти земли. За свою историю он пережил множество осад, но достаточно хорошо сохранился.

Сейчас здесь можно прогуляться по внутреннему двору, посетить музей и подняться на башню Олафа.

К сожалению в большинство строений замка вам попасть не удастся. Музей честно говоря большого впечатления не производит, а вот взглянуть на Выборг с высоты башни Олафа заманчиво, вот только подняться на неё можно только в определенное время. С внутренним двором мне тоже не везёт, там шли реставрационные работы и проход был закрыт.

По узким мощеным улочкам иду по старому городу.

У старой ратуши вас встретит основатель Выборга швед Торгильс Кнутссон.

Одно из старейших зданий города дом купеческой гильдии.

А это все что осталось от собора Доминиканского монастыря. К сожалению восстановить и отреставрировать в Выборге не все получается.

А это костёл Святого Гиацинта, хотя на церковь это здание совсем не похожа.

Эти развалины все что осталось от старого кафедрального собора. Его еще называют крендельным, был когда-то давно такой монашеский орден прославившийся своими кренделями, которые поставлялись к королевским дворам.

Позади развалин видна Часовая башня. Именно по ней с завязанными глазами понимался на спор Олег Даль в фильме "Земля Санникова". Во всяком случае так видно в фильме, на самом деле поднимался альпинист. Говорят, что во время съемки с окрестных домов сняли все телевизионные антенны которые попадали в кадр, а в это время проходил чемпионат мира по футболу и это собрало у башни разгневанных болельщиков. Пришлось от каждого откупиться выдав по 100 рублей, по тем временам это были приличные деньги.

В усадьбе Бюргера сейчас информационный центр и сувенирный магазин, здесь нет китайских сувениров, только отечественные, причем весьма оригинальные. А вот с реставрацией этого здания явно перестарались, новая металлочерепица на нём смотрится дико.

А этот дом, если не врёт путеводитель, самое старое жилое здание в России и ему больше 430 лет. И в нём живут люди! Штукатурка на красных кирпичах и валунах держится на честном слове.

Башня ратуши расположена чуть в стороне от основных туристических троп. Попасть внутрь у вас вряд ли получится.

Печальный момент в истории Выборга который надо помнить, относится к 1918 году. Тогда маршал Маннергейм разгромил красных, занял город и под лозунгом "убивай русских" было расстреляно около 400 человек включая женщин и детей.

Пару слов о питании в Выборге. В историческом центре вы не найдете ни одного заведения с приемлемыми ценами. Самым дешевым оказалось кафе "Приятного аппетита" по Театральной улице 1, но найти его не просто, а ассортимент блюд весьма мал.

Поездка в Гатчину. Электричка сюда идёт от Балтийского вокзала, причём можно сесть на поезд до станции Гатчина-Балтийская или Гатчина-Варшавская. Разница только в том откуда вы попадёте в Гатчинский парк. Я добирался до первой станции, от вокзала до дворца метров четыреста. Билет во дворец стоит 400 рублей, в парк проход бесплатный.

А это всё что осталось от павильона Адмиралтейство. От бывшей деревянной постройки остались только каменные столбы. Во времена императора Павла I здесь хранились небольшие судёнышки.

Чесменский обелиск напоминает о победе русского флота в сражении с турками в Средиземном море.

Портал "Маска" и расположенный за ним Берёзовый домик вроде как одно целое, но друг с другом они явно не сочетаются.

Покровский собор в Гатчине пережил две войны гонения, закрытие и долгое восстановление.

Вдали от Гатчинского дворца на берегу Чёрного озера Павел I повелел возвести Приоратсий дворец для рыцарей Мальтийского ордена. Существует легенда, что между ним и Гатчинским замком есть подземный ход, вроде бы нашли какой-то тоннель, но его назначение и куда он ведёт так и осталось тайной.

И так путешествие подошло к концу. Помимо главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его пригородов удалось взглянуть на несколько "нестандартных" и интересных мест, надеюсь, что это будет интересно и другим.

Отдых на море по лучшей цене!
Наталья_Zabava
Россия, Пенза
28 декабрь 2019 г.
Малтат, спасибо за рассказ. Лечу в Питер 2 января. Не была там с 2010 года. Уже купила экскурсию в Выборг. Надеюсь, не разочаруюсь.
Небольшое уточнение - день Военно-морского флота России в конце июЛя.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.