Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
От бухты Лигария пещера Мелидони находится дальше пещеры Сфендони всего на 20 км. На круг туда и обратно выходило 170 км. Это обстоятельство не сильно напрягало, учитывая удобства, которые дает арендованное авто. Дорога ведет мимо курортного поселка Бали. Можно совместить отдых на пляжах этого курорта, здесь их 4, охотники за красивыми пейзажами тоже не будут разочарованы и только после этого добраться до пещеры, двигаясь в западном направлении острова в сторону деревни Мелидони. Первые упоминания о Мелидони датируются 1379 и 1382 годами в документах правителя Хандакаса. В них Мелидони фигурирует как населенный пункт, включенный в административный центр Хандаки (ныне Ираклион). Более поздние записи 1549 года фиксируют полную регистрацию жителей, зданий, годовой урожай пшеницы и вина, в 1562 году к ним были добавлены (что покажется нам сегодня странным) записи учета деревьев. С середины 16 века, Мелидони уже всегда включалась в последовательные переписи населения и постепенно превратилась в важный провинциальный центр. Описывая деревни региона Милопотамоса, Мелидони называли как Mille Donne (Тысячи Женщин). Деревню окружают горы. Одна из них Кулуконас довольно высокая (1075 метров). У ее подножия на высоте 220 метров находится вход в пещеру. Чаще всего пещеру называют Мелидони, по одноименному названию с деревней, но есть версия, что название происходит от Византийской фамилии. Рядом с Храмом Благовещение Пресвятой Богородицы устроена небольшая смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид на горы и зеленую долину, включающую в себя около 45 населенных пунктов бласти Ретимно.
(на снимке так же показана часть долины справа у входа в пещеру, большие глыбы - остаточное явление после обрушения пещерных комнат).
Другое название пещеры Gerontospilios, что означает «Старая пещера» (встречается перевод, как «Пещера Старца», но логичнее первое). «Старая» - в смысле древняя. Возраст пещеры, насчитывает не одну тысячу лет, что подтверждают громадные сталактиты
и сталагмиты,
а так же археологические находки периода неолита. Открытие пещеры произошло случайно британским ученым Робертом Пэшли (Robert Pashley), когда в 1837 году он предпринял европутешествие, включающее в себя Грецию, как объект изучения культуры Крита первой половины 19 века. После спуска в пещеру, в самой большой ее комнате, были обнаружены останки 400 человек. После тщательного расследования Р. Пэшли описал в деталях драматическую смерть 370-ти гражданских и 30-ти вооруженных человек. (Далее придется повторить историю, почерпнутую из инета, без этого никак, т. к это событие для пещеры - ключевое). В ходе греко-турецкой войны в 1824 году, спасаясь от нападения турок, они покинули деревню и укрылись в пещере в надежде избежать плена и смерти. Турки пещеру обнаружили и заблокировали убежище, а потом с уверенностью стали ждать, что безоружные люди не выдержат осады и, в конце концов, сдадутся. Старики, женщины и дети оказались заложниками ситуации: просить пощады у врагов для гордых греков было неприемлемо и бессмысленно, а помощи ждать было неоткуда. Горстка людей, защищающая своих односельчан, оказывала сопротивление, но силы были слишком не равны. Можно было надеяться только на чудо, но оно не произошло. То, что люди считали спасением, оказалось ловушкой. Разозленные турки вели длительную осаду, но потеряв терпение, решили выкурить непокорных. Завалили все входы-выходы хворостом и соломой и подожгли их, направив дым внутрь пещеры. От едкого дыма, от удушья погибли все, приняв мученическую смерть.
Два обстоятельства: важное расположение деревни Мелидони как провинциального центра и эмоции, которые вызвал Холокост, привлекли в этот район иностранных исследователей и ученых. В 1867 году француз Perrot описал странные образования сталактитов и сталагмитов. Время от времени из пещеры извлекали ранние археологические находки. В 1869 году французский геолог V. F. Raulin по степени важности и ценности, найденных в ней артефактов, причислил ее к ряду знаменитых. Найденные в 1928 году неолитические орудия труда были большой удачей для археологов и историков, но изыскания проводились время от времени, систематических и планомерных работ не проводилось. Пещера была в открытом доступе, любой человек мог в нее проникнуть и покопаться с интересом. Археологические находки попадали в случайные руки, не каждый, кто занимался самостоятельными раскопками, мог определить ценность найденного. Были и таки, кто находки сдавал городским властям. Так, например, в 1940 году музею Ираклиона был передан двойной топор, найденный во время незаконных раскопок. Пещера набирала известность. В 1954 году Пьер Фор французский археолог, ученый и исследователь смог собрать более систематизированную информацию, проведя частичное исследование в пещере, в ходе которого он обнаружил позднюю минойскую и римскую керамику. В 1964 году пещера была подробно исследована и отражена на картах президентом Греческого спелеологического общества – Анной Петрохоли, но работа была сосредоточена, в основном, на изучении самой большой комнаты, названный Залом Героев. В ней между сталагмитами и сталактитами установлен оссуарий погибших в 1924 году.
Но и тогда исследовательские работы велись не регулярно и очень медленно. И только с начала 1987 года были предприняты спасательные раскопки из-за увеличивающегося из года в год туристического интереса к пещере Gerontospilios.
Было установлено, что вход в пещеру стал значительно меньше, после осады турками мирных жителей: вход старались завалить, бросая в него камни и огромные куски скал.
Сегодня вход образует арка высотой, примерно, 2,5 и шириной- 4 метра, вглубь пещеры ведет обустроенная лестница. Я не помню, чтобы гид водил нас по пещере от одного места к другому и вел рассказ. Вся организация заключалась в наборе группы и сопровождении её до входа в пещеру согласно расписанию. Было объявлено время нашего возврата, сказано несколько вводных слов и далее - самостоятельный осмотр. Утверждать, что так происходит всегда – не берусь.
Часть площади перед входом в пещеру называется долина, она образовалась, когда обрушилась одна из пещерных комнат (см пояснение в скобках под первой фотографией). Диаметр долины составляет 25 метров, она примечательна тем, что имеет две интересные находки, о которых речь пойдет дальше. Спустившись, заметили, что внутри пещеры рухнувшие скалы подобны амфитеатру.
Интерьер зала разворачивается в три уровня.
Длина Зала Героев по фронтальной стене достигает 65 метров,
Цветовые подсветки отсутствуют. Прожектора, в основном, располагаются в первом ярусе пещерных комнат
и расставлены маяками вдоль обустроенных тропинок. Свет умеренный, в основном, белый и желтый, освещает не более 2/3 высоты пещеры, остальная треть поглощается полумраком или тонет в темноте. Иногда, сквозь отверстия попадает дневной свет, но он рассеянный и не ярок.
Висящие над головой сталактиты ассоциируются с настенными светильниками
и подвесными потолочными люстрами,
на которых, быть может, сохранилась копоть того черного умертвившего людей дыма.
Первое общее впечатление от пещеры, что это - место храмовое. Наличие оссуария и царящий в пещере полумрак, усиливают чувство печали. Высота пещеры у фронтальной стены достигает 25-30 метров, с учетом 65-ти метровой длины фронтальной стены Зал Героев на удивление просторен и высок. Кажется, что здесь должна быть великолепная акустика.
Огоньки вокруг оссуария, словно, не гаснущие свечи вечной памяти безвинно погибших людей.
Здесь было бы уместным звучание божественной музыки органа, усиливающей трепет души, обращающейся к высшим сферам. Помимо привычных форм сталактитов, которые присутствуют в карстовых пещерах, например, такой,
встречаются почти скульптурные нерукотворные формы, в которых угадываются образы святых,
и в последней молитве склонившие головы матери, прижимающие к себе детей - последнее, что они могли им дать в качестве защиты.
Когда Пэшли впервые обнаружил останки людей в пещере, он увидел, что все кости и черепа находились в одном месте и сложены горкой. Он предположил, что заложники, уже понимая, что они сейчас умрут, сбились в кучу и в страхе тесно прижались друг к другу. Едкий удушающий дым сначала стелился по низу, а затем стал постепенно подниматься наверх. Первые кто погибли, становились ступенью, для тех, кто еще мог дышать. Живые карабкались по погибшим наверх, туда, где воздух был не таким ядовитым. По мере гибели людей, ступени продолжали расти вверх, детей поднимали все выше, надеясь, что дым не сможет заполнить все пространство вокруг, и они как-то спасутся, минуют смерти.
Это - сталактиты, которые описал французский ученый, как странные образования. Они очень похожи на предположение Р. Пэшли.
Может это ангел, который хотел людей спасти,
да крылья обломал?
Все-таки больше всего сами греки связывают известность пещеры Мелидони с героическим подвигом соотечественников, оставшихся навечно верными духом христианами, не предавшими учение Христа и ценою собственных жизней избежавшие насильственного обращения в ислам. В честь этого недалеко у входа в пещеру возведен храм Благовещение Пресвятой Богородицы, его можно посетить до или после экскурсии.
Залом Героев пещера не ограничивается. Его фронтальная стена имеет два ответвления. БОльшее направлено к востоку и имеет длину 30 метров,
меньшее - к западу (правая сторона, если стоять спиной к фронтальной стене)
и заканчивается бездной Петрохилос. Гостям можно осмотреть только начальные участки этих ответвлений, остальные для туристов перекрыты.
В западном крыле зала Героев есть небольшая ниша, названная Raulin Room (комнатой Ролена), в честь французского геолога и ботаника.
(Книга Ролена «Физическое и природное описание острова Крит» считается важным вкладом в изучение растительного мира острова).
При обследовании комнаты Ролена, археологи установили, что внутренняя часть небольшого участка была покрыта пеплом, были обнаружены слои каменного угля, а в нижних слоях - найдено несколько ваз, сложенных вдоль стен и входа в это небольшое помещение. Находки относились к позднему минойскому периоду 1600-1190 гг. до н.э.
Три камня уложенные в форме буквы «П» на слой древесного угля, а так же две грубые каменные сваи, вокруг которых были сложены многочисленные вазы различных форм, подтверждали гипотезу, что это мог сделать только человек, использовавший эту комнату.
Вскрывая поверхность почвы слой за слоем вплоть до основания скалы, археологи обнаружили нетронутый пласт жизнедеятельности человека: кости животных и следы древесного угля, датируемые 3650/3500 и 3000/2900 гг. до н.э, т.е. пещера определенно была заселена людьми. В одной из частей комнаты было место, служившее источником воды, он был общим для всех, о нем мало заботились, на что указывал хаотичный беспорядок в виде разбросанных битых сосудов и наличие большого количества глиняных черепков.
Недалеко от этого источника еще один странный сталагмит (похож на женскую фигуру, ведунья может быть?)
Большой интерес представляет обнаруженный фаллос или амфалообразный сталагмит.
Предполагают, что его использовали в качестве символа поклонения. Большое количество статуэток обнаженных и одетых женщин, датируемых периодом между 680 и концом 7 века н.э., беспорядочно лежали у его подножия вместе с многочисленными статуэтками эллинского периода 4-3 века н.э., лампадами, костяными булавками, позднеримского периода. Эти находки свидетельство тому, что это место не только постоянно использовалось, но и тому, что там поклонялись женщине-богине. Назначение этой комнаты было подтверждено анализом, сделанным из проб двух траншей, вырытых в зале Героев, которые подтвердили датировку и тот факт, что деятельность поклонения ограничивалась маленькой комнатой – комнатой Ролена (Raulin Room).
В восточном крыле есть проход во вторую и более глубокую комнату,
которую называют Pashley Room (комнатой Пэшли) в честь британского ученого детально восстановившего драматические события массового истребления мирных жителей деревни Мелидони. В комнату доступа туристам нет. Причина мне неизвестна. Зато есть информация еще о двух находках: первая - нишей уходит влево от входа в пещеру. Она осмотру не подлежит, но называется inscription - начертание или письмена. На стенах этого помещения были найдены надписи, которые служили доказательством поклонения Гермесу в позднеримский период, найдена двенадцати строчная молитва Артемиде. Эти надписи на стенах делали пещеру особенной ценной для дальнейшего изучения. Куски скал с надписями стали вырезать. Возможно, что в этом районе, была нарушена целостная структура скальной породы из-за слишком большого количества вырезанных кусков. Это привело к обрушению скалы и завалу этой комнаты. Предполагают, что 12-ти строчная молитва Артемиде сегодня скрыта под кучей земли и огромных глыб в районе долины справа у входа в пещеру. Есть еще утверждение, что на более высоких уровнях пещеры обнаружен ряд графических начертаний относящихся к Римскому и Венецианскому периодам, а так же к 19 и 20 векам нашей эры. Среди прочих имен можно прочесть имя Антониоса Мелидони – главного героя восстания против турок, но что это за верхние уровни и где это находится, я не поняла. Идет ли речь о заваленном у входа помещении в районе долины или о маленькой комнате Raulin Room. Вторая – находка называется – «Старая женская печь» (перевод может быть неточным) она предназначалась для обжига извести, но мы ее не видели и с чем ее едят не знаю. Находится она слева в начале района долины.
Конечно в этом «темном мире» существует своя правда и боль, вымысел и научные доказательства. Однозначно, что эта пещера произвела на меня большее впечатление, чем две другие, но я бы не стала говорить плохо о пещере Зевса или Сфендони. У каждой из них есть своя прелесть, своя изюминка. Каждая из них хороша по-своему. Будем помнить, что нам – туристам пещеры предоставляются для осмотра «в чистом» и безопасном виде. Насколько зрелище интересно, каждый решает сам.
Абсолютно согласна, у греков какая-то особо нравственная вера, без принуждения и навязывания кому-либо, т.е верят по глубочайшему убеждению, фанатизма не проявляют, но крепостью духа держатся, хотя в высших эшелонах может быть не так все прямолинейно (не может быть все так хорошо, как у нас плохо).
Я умышленно поместила два рассказа о карстовых пещерах следом один за другим. Заметная разница между обоими. То, что уместно в Сфендони, совсем не годится для Мелидони.
И да, "странные" образования, невероятно усиливают трагический исход события 1824 года, но согласитесь, находки ученых тоже очень интересны. Я думаю, если речь шла бы только о них, пещера была бы со своей историей с той только разницей, что на суд обозревателей ее представили бы как-то иначе.
Большое спасибо за прочтение рассказа и живое участие в его обсуждении.
Пещеры без подсветки только выигрывают, как убедилась, просмотрев еще раз оба рассказа на экране лептопа.
И абсолютно согласна с оценкой Редактора))) Как всегда точно, кратко и убедительно.
Спасибо, что отметили оба рассказа, как понравившиеся.
С одной стороны, хорошо, что гид не водил туристов за собой, если бы и водил, то на русском языке не сказал бы ни слова, а я за ним все равно ходила бы. По итогу - информации ноль и для осмотра время резко бы сократилось. С другой стороны, впечатление было бы более полным, если бы были пояснения, где, что, зачем и почему, но тогда бы все повторяли одно и тоже. Надеюсь, рассказ сослужит хорошую службу, для тех, кто решится на эту экскурсию. За оценку спасибо! Мне ваше мнение дорого!