Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Если подвести итог, то пляжный отдых у нас не получился. Наскучивало быть на одном месте, и книги не спасали, и хлопоты «по дому-саду», и выезды в Lido за пропитанием, и купание, и пешие походы каждый следующий день делали похожим один на другой. Душа требовала «разврата». Надо было встряхнуться. Начали крутить-вертеть карту, совещаться в кулуарах и пришли к выводу, что самым доступным будет посещение пещер Мелидони и Сфендони, тем более что в 2015 году пещеру Зевса осмотрели, можно было сравнить и опровергнуть или подтвердить одно из мнений, почерпнутых из отзывов, что пещера Зевса совсем не зрелищная против этих двух.
Познакомившись со всеми тремя, по степени интереса я бы отнесла на первое место пещеру Мелидони, на второе – Сфендони и только на третье место пещеру Зевса в Лассито.
Общее для всех - каждая имеет свою легенду, подозреваю, сочинили их давно, чтобы окутать некой тайной завесой (кроме Мелидони, которая имеет в своей биографии документальные подтверждения) и тем самым подогреть интерес у доверчивых туристов: тут и Боги и мифы, и феи, и повстанцы. Поскольку это пещеры (с разной степенью погружения под землю), то внутри влажно и прохладно, минут через 20 после осмотра хочется накинуть что-нибудь на плечи.
Экскурсии платные, Сфендони и Мелидони можно посетить только с группой, в пещеру Зевса группой вход не ограничивали. Бери билеты, спускайся и осматривай на здоровье. Нигде нельзя фоткать со вспышкой, залы со сталактитами подсвечиваются везде, но особенно грешит этим
«Ту Сфендони и Трипа» - что в переводе с греческого означает «Дыра Сфендониса».
Дыра - потому что изначально ее вход представлял собой отверстие размером около метра. Сфендониса – якобы такую фамилию носил некий повстанец, укрывавшийся в этой пещере. Быль это или небыль никто однозначно сказать не может, а вот пещера местным жителям известна более 400 лет. Пещеры имеют притягательную силу: они страшат и манят одновременно. Спускаясь под землю, мы словно, шагаем в другой мир.
Нам хочется чего-то необычного и особенно красивого. Сфендони – это театр, с авансценой и режиссурой, направленной на эстетическую сторону восприятия зрителей. Умелая расстановка цветовых акцентов превращает пещеру в место таинственное, особенно для детей - это то место, где живет сказка, но даже взрослым требуется время к адаптации обстановки.
В зависимости от освещения одна и та же часть осматриваемого места будет выглядеть по-разному. Только что увиденные сталактиты, иначе выхваченные прожекторами ламп, становятся неузнаваемыми,
Игра света заставляет темное нутро пещеры «оживать», попеременно представляя на обозрение то одну, то другую ее часть. Направленный свет делает передние планы приближенными и очень яркими,
в то время как дальняя перспектива погружена или в густую тень, или в кромешную темноту.
Световое шоу создает иллюзию анфилады комнат, которые выстраиваются одна за другой и уходят бесконечно длинным коридором в неизвестном направлении.
Вовлеченные в игру, люди становятся уже не зрителями, а участниками действа, настолько активными насколько они способны быть и насколько они раскрепощены. Можно вообразить, что кто-то раздвинул каменные портьеры,
спрятался в тени и, оставаясь незамеченным, настойчиво зовет следовать за ним,
обещая показать только тебе то, что скрыто от других. Черные дыры, как двери,
за которые хочется шагнуть и убедиться, что самая недоступная красота скрывается за ними,
но есть условие - надо преклонить колена перед богами подземных пещер.
С их молчаливого позволения
можно очутиться в «Дворцовом» зале, среди огромных сталактитовых колонн или
попасть в зал «Парфенон».
Отстав от группы, когда голос гида уже не слышан, вдруг на секунду ощущаешь себя единственным живым человеком среди фантастических декораций в неистовой пляске огней. На стенах оживают тени кривых человечков.
Ребенок может поверить в то, что это тени шмыгающих недобрых гномов, прячущих свои сокровища подальше от человеческих глаз в недоступные места: в густую бороду великана,
в щель над каменным пологом,
в глубокие трещины горной породы у навсегда замерзшего водопада.
Они знают, пещера не выдаст своих тайн. Её хранители безмолвны.
Ни злата, ни серебра, ни алмазных россыпей мы не искали. Мы пришли посмотреть на красоту природного творения и нашли самое ценное, что сделало пещеру Сфендони таковой. Капля воды, всего лишь одна капля воды творит подобные шедевры.
Дождевая вода содержит в небольшом количестве углекислоты, которые растворяют камнеобразования, придавая сталактитам различные оттенки.
Белые сталактиты - чистый известняк, темно-красные содержат оксид железа, серые – оксид магния или меди, а те, что мерцают – это кристаллы карбоната кальция.
Такая капелька содержит соли, которые кристаллизуются, образуя сталактиты.
Пещере несколько миллионов лет, глубина ее варьируется от 20 до 25 метров. Здесь сохраняется постоянная температура 16-17 градусов в течение всего года, влажность близка к 100 %. Пещера занимает площадь три с половиной тысячи квадратных метров, но доступно для осмотра только десятая часть, все остальное осмотреть нельзя. Все, что можно отдано специалистам, изучающим уникальную фауну этого подземного мира. Здесь живут крошечные существа: улитки, изоподы, членистоногие, псевдо-скорпионы (у них отсутствует жало), пауки, есть такие формы жизни, которые обитают только в этой пещере, и по утверждению гида, больше нигде в мире их встретить нельзя. Они такие маленькие, что даже родная мама их не видит. Их размер не превышает 1 см, они слепы и бесцветны. Их увидеть мы не рассчитывали, но летучих мышей для полноты впечатлений, кои проживают здесь в составе 400 особей, включая 4 разновидности, хотелось бы посмотреть. Тем более что было сказано, что черные сталактиты, которые можно увидеть на потолке, - это место ночлега летучих мышей. Черный налет образуется преимущественно от их дыхания и кожного сала (жира, которым покрыты их крылья). Как ни старались, не увидели никого, в нарушение тишины во время экскурсий они предпочитают прятаться. Вся пещера условно поделена на залы, их 11. Первый зал, с которого начинается осмотр, назван в честь Анны Петрохоли - самой известной в Греции женщины-спелеолога, которая вместе с супругом основала греческое общество спелеологов. В 1966 году при исследовании пещеры она дала названия другим залам. Например, за «залом Анны Петрохоли» имеется небольшое отверстие, которое ведет вверх и плохо просматривается, за ним находится большая комната длиной в 17 метров, ее назвали «Святилище Феи». Археологи при раскопках в этой части пещеры нашли множество фрагментов глиняных сосудов и каменных орудий труда. Были найдены предметы, свидетельствующие о том, что эту пещеру люди использовали в качестве убежища и для хранения сыра, были обнаружены скелеты и кости животных. Наиболее уникальные из них – кости оленя и многочисленные кости косуль. Уникальные – потому что эти животные на Крите больше не водятся. Есть зал называемый «Органный», из-за сходства сталактитов с музыкальным инструментом. Есть зал «Парфенон», в этой части в сталактитах наблюдается симметрия в размерах и колоннах. За ним находится комната называемая «Часовня». «Парфенон» и «Часовня» соединяются 35-ти метровым тоннелем. Есть зал – «Дворец», он имеет множество колонн. Некоторые залы закрыты по причине трудного доступа и обвалов, которые случились после землетрясения,
Можно осмотреть только 5-ть из них, но сама пещера ими не ограничивается, она тянется еще на 120 метров и имеет три зала. Два из них большие «Панорама» и «Метрополь», а в конце - «Комната заблудшего ребенка», в которой был найден детский скелет. 900 лет пролежал скелет в пещере, пока его не обнаружили археологи, поэтому излишнюю инициативу проявлять не надо, дабы не повторить его судьбу. Тем более что туристу предложено ступать по дорожкам - подвесным лестницам, которые ведут строго по обозначенному маршруту по направлению к выходу. Здесь сказка заканчивается.
Есть мнение, что пещера миллионы лет назад была подземной рекой, исчезнувшей из-за большой трещины, образовавшейся на входе в пещеру, после чего здесь начали расти сталактиты.
Пещера доступна для посетителей с 10 часов утра. Официальное закрытие в 17 часов, но последняя группа может спуститься за час до окончания ее работы. Это следует учесть. Стоимость билета 4-5 евро, более точно не помню. Недалеко от входа есть кафе, там и билеты, и перекус, и сувениры, и туалет. Длительность экскурсии порядка 40 минут. Один совет: старайтесь фотографировать сталактиты, избегая ядовитой подсветки ярко-красного, малинового, сине-зеленых цветов, дождитесь спокойного умеренного освещения, только потом нажимайте на затвор камеры, избегайте суеты, иначе фотографии вас разочаруют, цветовые пятна «забьют» всю красоту увиденного.
От Лигарьи дорога составила примерно 65 км. На арендованном авто добраться труда не составило. Находится пещера на высоте 700 метров над уровнем моря, подъезд хороший, дорога живописна.
Проезжая деревню Зониана видели плантации гранатовых деревьев, виноград уже был собран, кое-где остались последыши, вялились на лозе,
они были очень солнечными, видимо, необыкновенно сладкими, не снять не смогла.
Для Любознательная Леди:
Я только "за"
Вообще-то, такой отзыв заслуживает вознаграждения от пещеровладельцев))), не то что от читателей, получивших эстетическое удовольствие.
Когда учеными пещера передана в руки турбизнеса, начинается ее вторая жизнь, тут уже ее популярность зависит от изобретательности административной группы в способе подачи зрителю, остальное доделывает реклама и наши отзывы. Рабочие места и доход на поддержание пещеры в рабочем режиме - все лучше, чем пещера была бы брошена или закрыта. Сфендони - пример, как из множества похожих пещер сделать одну наиболее запоминающейся. В целом, повторюсь, что это больше семейное развлечение. Разок посмотреть можно. Спасибо за отзыв, знаю что выбрать время даже для прочтения рассказа бывает непросто, не то что отзыв написать.
То подводные пейзажи там, где, казалось бы, смотреть не на что. То наблюдения за кальцитовыми причудами - как они при виде фотокамеры цвета менять начинают... ))) Двойственное отношение к пещерам - в диких страшновато, но есть адреналин. В туристических красиво, но, к сожалению, не страшно. А вообще хорошо всё то, что настраивает хороших людей на поэтический лад. Пещеры Крита настраивают. Жду продолжения.