Отзыв написан: 16 ноября 2019 г.

Мцхета - древняя столица Грузии

Небольшой, ныне патриархально-провинциальный городок Мцхета, расположенный в 20 километрах севернее Тбилиси, является столь же непременным местом посещения "гостей столицы", как Жирона из Барселоны или Сеговия с Толедо из Мадрида. Именно здесь, перефразируя расхожую фразу, "родилась Грузия": по легенде, Мцхету в 5 веке до нашей эры основал и назвал своим именем Мцехотос (что означает "помазанный елеем") - сын легендарного Картлоса, первого царя Картли, считающегося прародителем грузинского народа. А в 4 столетии уже нашей эры Мцхета стала столицей Сакартвело - Земли Картлоса, или страны картвелов, как тогда называли Грузию.

Добраться до Мцхеты из Тбилиси не просто, а очень просто: доезжаете на метро основной "красной" ветки до станции Дидубе (проезд стоит те же пол-лари, как и на автобусе, платить картой Metromaney, остановки объявляют на грузинском и на английском, к тому же, в вагонах некоторых поездов есть табло над проходом, показывающие следующую станцию), выйти на левую сторону по ходу поезда и немного пройти через рынок прямо и чуть правее, если возникнут проблемы - можно спросить у любого, разумеется, по-русски. Билет стоимостью 1 лари (22 рубля - смешно даже!) покупаете в кассе, прямо напротив которой и останавливаются маршрутки (очень смешно, как англоязычные путеводители и сайты выделяют их, как отдельное транспортное средство - marshrutka) до Мцхеты (на лобовом стекле есть соответствующая табличка), которые ходят очень часто. Садитесь, ждёте, пока marshrutka заполнится, и едете - и минут через 15 справа за окном уже видите громаду собора Светицховели; правда, потребуется ещё минут 5-7, чтобы доехать до расположенного западнее моста через Куру, а потом вернуться в городок уже с другой стороны реки. Первая остановка по требованию, скорее всего, будет в центре, а вторая - основная, откуда надо будет уезжать назад, уже ближе к северной окраине Мцхеты - как раз напротив монастыря Самтавро.

Мцхета интересна не только и не столько своей историей, сколько сохранившимися древними памятниками религиозного зодчества, и монастырский Самтавро-Преображенский храм, построенный в 11 веке на территории женского монастыря Святой Нины - один из них.

К сожалению, фотографировать внутри храма запрещается, и я снова не стал нарушать правила (кстати, и не особо жалел - той сакральной аутентичности, как в соборе Светицховели, там нет). Поэтому пришлось ограничиться лишь внешними видами и наружными деталями:

Колокольня была возведена намного позднее, в 15-17 веках, хотя выглядит она, на мой взгляд, намного старше.

Современная часть монастырской территории, где находятся, в частности, небольшой музей и церковная лавка:

История монастыря Самтавро неразрывно связана с именем святой Нины, Нино Каппадокийской, родившейся в Малой Азии в конце 3 века. По преданию, она отправилась в Грузию, в Мцхету, где, как считалось, находился перенесённый из Иерусалима Хитон Господень. Здесь она проповедовала Евангелие, и именно во многом благодаря ей христианство уже в 4 веке стало государственной религией Картли (Грузии).

Некоторое время св. Нино жила в шалаше, который она (добавим непременное "по легендам") сама сложила в ежевичнике, принадлежавшем давшей ей приют семье местного садовника - именно на этом месте и возник впоследствии монастырь Самтавро. Сам ежевичник заботливо сохраняется до сих пор, а рядом с ним установлен Крест святой Нины характерной формы - концы его перекладины опущены вниз, поскольку крест был сплетён из виноградной лозы. Согласно житию святой Нины, она получила его от Богородицы, которая и напутствовала её идти в Грузию. Сам же крест хранится сейчас в тбилисском соборе Сиони.

Рядом, сразу после принятия Грузией христианства, был сооружён "малый" храм монастыря - церковь святой Нины, называемая также Маквловани (ежевичник). Она считается самым древним храмом Мцхеты и, возможно, всей Грузии.

Главная же достопримечательность Мцхеты - патриарший собор Светицховели, посвящённый Двенадцати апостолам Христа. Первую церковь на его месте, тогда ещё деревянную, возвёл по совету святой Нины царь Мириан III в 4 столетии. А сегодняшний храм появился в первой половине 11 века! Вообще после этого путешествия я часто ловлю себя на мысли, что по меркам Европы, если дошедшее до нас сооружение относится к 12-13 векам, то это просто жуть какая древность. Совсем недавно я писал рассказ о Великом Новгороде и говорил о Софийском соборе чуть ли ни с придыханием: ещё бы - 1050 год, первый каменный храм и вообще самая старая из сохранившихся на Руси построек. А в Грузии или в Армении, которая теперь стоит в моих ближних планах, это совершенно обычное явление, 13 век кажется чуть ли ни новоделом, подумаешь, тут таких столько..., а вот по-настоящему "древнее" - это век так 6...

По преданию, некий раввин Элиоз выкупил Хитон Господень и передал его своей сестре Сидонии, которая, взяв его, скончалась на месте. Но и после смерти её руки так крепко держали Хитон, что пришлось похоронить её вместе с ним. Вскоре на могиле Сидонии вырос кедр, а когда в Грузии приняли христианство, дерево срубили, чтобы построить на его месте церковь, а из его древесины изготовили 7 колонн-столпов для храма. Шесть из них быстро встали на свои места, а седьмой повис в воздухе (по другой версии его не могли поднять с земли), и только после молитв св. Нины сам встал на место и начал мироточить, а приходящие к нему больные выздоравливали. Потому церковь назвали Светицховели, что переводится как "Животворящий Столп".

В 18 столетии собор по приказу царя Ираклия II был окружён крепостной стеной с восемью башнями, и этот "укреплённый периметр", очень живописный и антуражный - первое, что видят те, кто приходят к Светицховели:

Над одной из башен возведена звонница:

Сам же собор ... о его архитектуре пишут много умных слов, но что от них толку, если они не могут передать красоты и величия этого сооружения с более, чем 1000-летней историей - на него надо просто смотреть:

Стены собора украшают резной орнамент и множество интересных изображений:

Рядом из камня "вырастает" Крест святой Нины:

Фрагмент территории Светицховели изнутри:

Однако не менее, а может, даже и большее впечатление - на уровне потрясения, этакого "культурного шока" - ожидает внутри собора (там без вспышки снимать можно). Тут язык "отнимается ещё сильнее...

На современном (точнее, сильно обновлённом недавно) надгробии царя Вахтанга Горгасали, заложившего в 5 веке на месте нынешнего собора первую каменную базилику, основатель Тбилиси изображён во весь рост с мечом в руках:

На стенах Светицховели сохранились фрагменты росписей, но по-настоящему старинных среди них почти нет: большая их часть выполнена в 16-17 веках и реставрирована в наше время.

Самой интересной из них многие называют фреску с изображением Страшного Суда, центральное место на которой занимает фигура Христа-Пантократора в окружении ангелов и зодиакального круга:

Главный иконостас современной, начала нашего века, работы:

Ещё некоторые детали, прокомментировать которые подробно я не возьмусь:

Центральное место (по значимости, а не геометрически) в соборе занимает каменная башенка, или, как её часто называют, сень, символизирующая Животворящий Столп. Она установлена над могилой Сидонии и Хитоном Господним и почти полностью расписана фресками:

Ещё одна башенка, поменьше, обрамляет каменный трон патриарха, пристроенный в 17 веке к одному из столбов собора и тоже покрытый росписями:

Он уже давно не используется по назначению, а современный патриарший трон из резного дерева установлен в центре зала лицом к алтарю:

Одна из самых интересных частей соборного интерьера - встроенная в 13-14 столетиях в стену одного из боковых нефов часовня, созданная по образу и подобию кувуклии иерусалимского Храма Гроба Господня. Издалека она кажется вырезанной в камне и немного напоминает знаменитую Сокровищницу в иорданской Петре:

Пишут, что открывают её только во время службы, так что сейчас она закрыта. А жаль, очень любопытно было бы увидеть её изнутри...

* * * * * * * * * *

Центральная часть Мцхеты вокруг собора недавно была полностью отреставрирована, возможно, даже излишне усердно:

Очень колоритно - "под древность", причём, скорее греческую, чем грузинскую, хотя и с местными мотивами - выполнено здание здешнего туристического центра:

Чуть позже я продолжу рассказ о Мцхете двумя монастырями в её ближайших окрестностях.