Карелия - это не только Валаам и Кижи. День 2-й - парк Рускеала и водопады

Отзыв написан: 1 октября 2019 г.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЯ.

В предыдущем рассказе я описала первый день путешествия в Карелию по двухдневному туру, который мы приобрели в Питере, где мы побывали на ленинградской ферме, в монастыре Александра Свирского, на водопаде Кивач, Марциальных водах и Петрозаводске.

Второй день был не менее насыщенный и интересный.

Утром, плотно позавтракав в уютном отеле «Вилла Айно», где мы остановились на ночь, двинулись к парку Рускеала, увидеть который я давно мечтала.

По пути снова любовались первозданной природой Карелии.

При приближении к Сортавале проезжая посёлок Ляскеля мы сделали небольшую остановку, чтобы посмотреть на бурлящую реку Янисйоки (Янис), которая берёт своё начало в Финляндии и впадает в Ладожское озеро.

Шум воды был не ниже водопада Кивач, который мы посетили накануне. Это было завораживающе.

Та же самая река Янис.

Незадолго до первой остановки – это город Сортавала, нам посчастливилось проехать мимо одного из живописнейших мест Южной Карелии – пестрому заливу Кирьяволахти. Это самая северная часть Ладоги. В переводе с финского обозначает «пёстрый, искрящийся». Связано это с особым оптическим эффектом — ярким свечением воды в солнечную погоду. В этом виноваты гранитные скалы, окружающие залив почти по всему периметру, которые и дают блики, словно бы подсвечивающие воду. Это самое красивое место Приладожья.

По данным геологов, между озером Ристиярви и заливом Кирьявалахти 2 миллиарда лет назад находился центр вулкана. Высота горы составляла 2 километра. Из жерла вулкана на протяжении 5 миллионов лет изливалась лава, выбрасывались тучи пепла. Ширина кратера составляла 70 километров!

За сотни лет центральная часть вулкана была разрушена практически полностью до самого гранитного основания. А вот края кратера частично сохранились. Сегодня они формируют горы Хелюля и горный хребет Петсеваара.

К сожалению, остановка у залива не была предусмотрена программой, не было парковки, поэтому те, кто сидел у окна со стороны залива, могли сполна налюбоваться. Я сидела на противоположной стороне, и, учитывая, что это был микроавтобус с небольшими окнами, посмотрела только краешком глаза, а фото и вовсе не удалось сделать.

Все что получилось.

Зато со своей стороны я смогла рассмотреть «Дом творчества композиторов», который стоит на берегу залива. Это бывшая дача хельсинкского аптекаря Тауно Яяскеляйнена, построенная в 1935 г.

За Домом композиторов начинается тропа на Лысую (Композиторскую) гору, откуда открывается великолепная панорама ладожских шхер, которые входят в мои планы следующего путешествия в Карелию.

В этом месте была написана песня «Долго будет Карелия сниться», неофициальный гимн республики Карелия. У водителя оказался диск с этой песней, и мы смогли с ней познакомиться.

Её авторами являются композитор Александр Колкер и поэт Ким Рыжов. Премьера состоялась в 1963 г. в Петрозаводске. Она вошла в репертуар многих исполнителей: Лидии Клемент, Марии Пахоменко, Майи Кристалинской, Валентины Дворяниновой и др.

Мы подъехали к городу Сортавала - это старинный город, первые упоминания в летописях о городе ведутся с 1468 г. Здесь ощущается дух Европы старых времен, что-то шведское, что-то финское.

К сожалению, у нас не было времени детально ознакомиться с городом Сортавала, мы заехали в него, чтобы пообедать. Обед стоит 400 р., в который была включена карельская уха со сливками. На мой взгляд, это был обычный рыбный суп.

Из окна автобуса можно было увидеть Старое финское кладбище, история которого насчитывает около трёхсот лет и окутана мистикой и тайной. Раньше здесь хоронили очень известных и богатых людей, в основном это были финны. В настоящее время кладбище находится в запустении, но здесь еще хорошо сохранились памятники и склепы, а также надписи на них.

По пути к парку Рускеала сначала заехали на Рускеальские водопады на реке Тохмайоки, которые видны с дороги, поэтому проехать мимо них невозможно.

Ахвенкоски — название самого крупного водопада, высота которого 4 метра, а всего их здесь четыре, образующих каскад Рускеальских равнинных водопадов. Особенно впечатляюще они выглядят в период весеннего половодья.

В переводе с финского означает «Окунёвый порог». Вода в Рускеальских водопадах коричневого цвета, или, скорее, цвета кока-колы. Это связано с тем, что в ней содержатся примеси железа и органических соединений. Недалеко отсюда, в Ханки, когда-то даже добывали железную руду. Неслучайно река Тохмайоки («бешеная, дурная река») имела еще одно название — Рускеалка, от финского слова ruskea — коричневый, бурый.

В туристических турах эти водопады предлагают только для обзора и дают очень мало времени. Чтобы спокойно пройти экологическую тропу (дополнительно стоит 200 р.), делая остановки для фотосессий, да и просто подольше полюбоваться красотами природы, необходимо не меньше часа.

Нам было дано всего 30 минут, за это время мы успели пройти, вернее, пробежать, чуть больше половины маршрута, чем были очень огорчены. На мой вопрос турфиме, почему так мало времени отведено на маршрут, ответили, что есть специальные туры на эти водопады с большим отведением времени. На водопад Ахвенкоски приезжать лучше самостоятельно.

В маршруте экологической тропы проложено несколько мостиков, по которым совсем не страшно ходить, единственное, что приводило в тонус – это раскачивание моста, когда кто-то еще проходил по нему, в результате чего было неудобно фотографировать, я все время боялась выронить телефон, с которого делала фото. Но не переживайте, мостик точно не перевернется.

Количество людей, находящихся на мостиках, ограничено до 5 человек, хотя конструкции смотрятся мощно и надежно.

С животными не рекомендую ходить по тропе. Мы были свидетелями, как одна огромная собака от страха не могла даже ползти по мостику, не то чтобы идти. Хозяева с ней достаточно намучались, и это задерживало туристов, идущих сзади и торопящихся к своему автобусу.

По всему маршруту расставлены забавные деревянные фигуры лесных волшебников.

Это место знаменито тем, что здесь снимался фильм «А зори здесь тихие», сцены купания и последнего боя Жени Комельковой.

И вот на этом камне каждый желает сделать фото.

Здесь также снимался фильм-фэнтези «Темный мир», где специально была построена избушка, которая так и осталась там.

Рускеальские водопады произвели на меня не меньшее впечатление, чем водопад Кивач, не смотря на то, что тот мощнее, и где-то даже большее впечатление, та же самая экологическая тропа, которая обязательна для посещения!

Вот мы и прибыли в парк Рускеала. Как только мы вошли на территорию парка, нам ничего не оставалось сделать, как ахнуть, какая красотища!

Мне захотелось сразу же побежать на мраморный карьер и восхищаться красотой природы. Но нам пришлось чуть-чуть подождать гида, который облачился в национальную одежду, и в течение часа нам рассказывал о происхождении карьера.

Не могу сказать, что экскурсия была утомительной, нет, она была интересной, но моё желание самостоятельности всё возрастало.

О парке.

Основой горного парка является заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер, длина которого 460 м., ширина 100 м.а глубина до 50 м.

Рускеальский мрамор образовался примерно два миллиарда лет назад в результате длительного метаморфизма морских осадков и вулканических продуктов. В условиях высоких температур и давления, длившихся миллионы лет, горные породы сминались, перекручивались, смешивались. Так появился невероятно красивый мрамор разных цветов.

Во время последнего оледенения эти горные породы оказались на поверхности.

Каменоломни начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II.

Первыми разработками руководил «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.

На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого.

Мрамор Рускеалы использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов, в таких как Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также во второй половине 20 века — подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».

В 1939—1947 гг. карьер не действовал, при отступлении финны затопили Главный карьер. Производство было возобновлено в 1947 г. и действовало до начала 1990-х г.

В 1998 г. главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия, и в 1999 г. - включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».

Сохранилось здание заводоуправления, сложенное из небольших мраморных блоков, и часть печей для обжига извести.

1 июня 2019 г. со станции Сортавала до горного парка «Рускеала» запущен туристический ретропоезд на паровозной тяге, интерьер которого выполнен в стиле «Николаевского экспресса».

Обсуждается возможность запустить поезда «Ласточка» по маршруту от Санкт-Петербурга через города Выборг и Сортавалу до горного парка Рускеала.

Работы по обустройству парка и прокладке новых маршрутов продолжаются по сей день.

В темное время суток горный парк Рускеала эффектно подсвечивается разноцветными лампочками, которые придают пейзажу загадочный вид. В парке проходят музыкальные концерты и другие мероприятия.

В парке есть комплекс развлечений, и мы запланировали несколько из них, но, увы, ни на один не попали.

Главное, ради чего мы ехали, это «Подземная Рускеала». Маршрут не входит в стоимость прогулки по парку (вход в парк 300 р.), билеты сюда необходимо приобретать дополнительно. Стоимость экскурсии — 1200 рублей с человека, рассчитана на час, от желающих нет отбоя. Посетить подземелье можно только в составе группы и только в заранее выбранное время. По приезде в парк, а это было, точно не помню, 12 или 13 часов, гид уточнил в кассе, когда следующий свободный сеанс, ближайший оказался только на 17 ч., в это время мы уже должны были покинуть парк.

Наблюдая за плавающими в лодках по озеру мраморного карьера, которые заезжая в гроты кричали оттуда, не от страха, а видимо от желания послушать свое эхо, в утешение мы решили хотя бы покататься на лодках, 4-х местная лодка стоит 600 р. за час. Но, лодок оказалось не много, а большая очередь отняла бы у нас все свободное время, которого после экскурсии оставалось не так уж и много.

Нам ничего не оставалось делать, как спокойно прогуливаться по парку, заглядывая в каждый уголок.

Если вы не верите в гномиков, то они есть! Ну и конечно же, они появляются там тогда, когда проходит туристическая группа.

От Большого мраморного карьера ведет дорога к Белой горе, от которой почти ничего не осталось.

Зато около нее построено много-много пирамидок, считается, что если при строительстве такой пирамидки загадать желание, оно обязательно сбудется! И чем больше и устойчивее пирамида, тем быстрее оно сбудется.

Это 60-метровый ствол шахты. Когда-то здесь были установлены подъёмные механизмы для горной породы и людей.

Это штольня.

Во время войны штольни использовалась в качестве бомбоубежища - в них стояли лавки и нары, ящики с продуктами.

Выход из штольни ведет снова в парк.

По пути к Итальянскому карьеру можно встретить провал, где образовалось подземное озеро, один из эпизодов подземного маршрута.

Итальянский карьер. Свое название карьер получил по созданным в Италии станкам канатного пиления, с помощью которых велась добыча мрамора с 1974 по 1986 годы.

В некоторых местах мрамор настолько гладкий, как будто его отполировали.

Часть Итальянского карьера занята культурно-природным парком «Калевала». Он небольшой и еще развивается.

На одной из площадок Итальянского карьера рассыпано много маленьких камешек, из которых туристы выкладывают слова. В основном это имена, название городов, поздравления с днем рождения и признания в любви.

Рядом с Большим мраморным карьером расположен еще один карьер поменьше - Монферранов карьер. Его еще называют детским, он менее глубокий и там распложены развлечения для детей.

На одной из смотровых площадок предлагают сделать бесплатное фото.

Сначала вас фотографируют несколько раз на фоне карьера, затем вы подходите к киоску, который находится рядом, в порядке очереди выдают ваше первое фото очень маленького размера и предлагают выслать остальные фото вам по электронной почте за 400 р. Вот такая заманиловка.

Помимо возможности прыгнуть с тарзанки, в парке есть еще одно развлечение – Троллей – это скоростной спуск по натянутому под углом тросу, стоит 1200 р. Вдоль всего озера мраморного карьера протянуты тросы, по которым нужно проехать от одной точки до другой в специальном альпинистском снаряжении на тросе. Многие считают, что это развлечение для экстремалов, мне так не показалось. Никто из катающихся не кричал, а тем, кто боялся скорости, можно было прицепить парашютик, который гасил скорость.

Гид рассказал, что на троллей прокатилась бабушка 80-ти лет и была в восторге.

Я решила, чем я хуже бабушки, дай-ка хотя бы прокачусь на троллей, который я оставила напоследок, но взглянув на часы, поняли, что надо бежать к автобусу.

По пути забежали в кафе, купили калитки (это небольшие открытые пирожки из ржаного пресного теста с различными начинками), чуть ли не на ходу проглотили их, т.к. строгий гид не позволял есть в автобусе, что правильно.

На территории есть сувенирные магазины.

В результате, все запланированные развлечения прошли мимо нас, но это нисколько не испортило общего впечатления от парка, а наоборот, будет повод приехать еще раз.

Что можно сказать о парке Рускеала? Если одним словом, то сказка!

Боже, Боже, Боже! Я снова хочу туда!

Конечно, нам не хватило времени. Мы хоть и старались заглянуть в каждый уголок, но я знаю точно, что некоторые уголочки остались без нашего внимания.

Опять же, у кого есть автомобиль, езжайте самостоятельно, так как добираться на автобусах неудобно.

У кого нет, лучше взять тур с Питера или Петрозаводска, чтобы охватить и парк и водопады.

Наша экскурсия подходила к концу, на обратном пути в Питер заехали в маленький городок или поселок, название которого я не запомнила.

Как вы уже заметили, в западной части Карелии названия населенных пунктов остались прежними, финскими, их даже прочесть сложно, не сломав языка, не то чтобы сразу запомнить.

Остановка была коммерческой - с целью купить карельской рыбы.

Рыба меня не интересовала, поэтому, пока группа выбирала какая рыба лучше, я решила пробежаться по скверику, расположенному рядом с магазином.

Здесь установлено много интересных огромных деревянных скульптур.

Благодаря опытному водителю и гиду, который смог организовать группу, мы смогли сэкономить время.

Под самый вечер мы прибыли в город Приозерск и смогли посмотреть крепость Корелу, которая не входила в обязательную программу тура, а только при наличии времени и желания туристов.

Вот такие пейзажи сопровождали нас всю дорогу.

Кстати, на одном из участков дороги, проезжая одну из скал, на которой был нарисован большой медведь (фото, к сожалению, не получилось, скорость была большая), как раз в тот момент, когда я фотографировала скалу, водитель решил пошутить и закричал: "Смотрите, медведь!"

Я то, понимая, что он имеет в виду, улыбнулась, а вот группа, которая не видела эту скалу, поверила, что там настоящий медведь, все встрепенулись и закричали: "Где?" Мы потом долго все смеялись.

Но, расслабляться на этих дорогах не стоит, потому что медведи и олени, действительно, выходят на дорогу.

Кстати, о дорогах, которые так любят ругать российские автолюбители, на трассах, по которым мы проезжали, были отличные дороги, может где-то в развилках и плохие, но мы там не ездили.

Помимо наскальных рисунков есть еще одно развлечение по дороге. На одном участке есть дорога, которую называют "американские горки". Эффект приблизительно такой же, как на аттракционе, сердечко замирает и выкрикиваешь непроизвольное УХ!

Теперь о крепости, которая на самом деле оказалась таким дивным местечком, что ее обязательно надо включать в любой маршрут.

Приозерск относится уже к Ленинградской области и первое упоминание новгородским летописцем об укреплённом поселении на месте нынешнего города относится к 1143 г., а в средневековых шведских хрониках от 1295 г.

В 1310 году русичи возвели в Кореле мощный детинец, обветшавшие древние оборонительные сооружения были снесены. Выяснилось, что предыдущие укрепления были примерно на 500 лет старше новгородских и относились к 9 столетию, к периоду викингов.

На протяжении многих лет Корела переходила от одного государства к другому и обратно - это Россия, Швеция и Финляндия.

Свое название Приозерск город получил в 1948 г., до этого именовался в русской хронике - Корела, в шведской – Кексгольм, в финской - Кякисалми.

На Карельском перешейке на острове реки Вуоксы на рубеже 13-14 вв. крепость Корела была заложена новгородцами для сдерживания агрессии шведов, которые неоднократно нападали на Корелу.

Река Вуокса.

Через Корелу проходил «запасной» маршрут великого водного торгового пути «из варяг в греки».

С 18 века крепость поменяла назначение и стала выполнять роль тюрьмы, где содержались политзаключенные и декабристы.

По дороге к крепости мы услышали очень интересный рассказ гида о смутьяне Емельяне Пугачеве и судьбе его семьи, которая много лет содержалась в этой тюрьме после его казни.

Башня в простонародье так и называется Пугачевская. В одной из камер содержались две его жены и трое детей, которых впоследствии вызволил Александр I. Остаток дней узники доживали на форштадте, но работать все равно продолжали в крепости.

Крепость интересна еще одной историей, связанной с Безымянным заключенным, который содержался в атмосфере строгой тайны. Освобождён также императором Александром I.

В августе 1803 года крепость Кексгольм посетил император Александр I. Государь поинтересовался именами и деяниями государственных преступников, томившихся в подземных казематах, но кто таков был Безымянный, сидевший в одиночной камере более пятнадцати лет, не знал даже начальник тюрьмы.

Царь велел вызвать и расспросить Безымянного, но тот рассказывать о себе при всех твердо отказался. Тогда император уединился с ним, а после беседы появился со слезами на глазах.

Александр I приказал освободить старика, предоставить ему дом и скромное казенное содержание, но выезд за черту города Безымянному был воспрещен. По воспоминаниям современников этого события, царь любезно пригласил освобожденного пленника на обед, а на прощанье обнял и подарил ему свою фуражку с кокардой Романовых.

С той поры и до самой смерти новый поселенец пользовался уважением среди горожан, но имени своего он никому так и не открыл. На его надгробии была надпись «Безымянный», но та могила, к сожалению, не сохранилась.

Существует предположение, что под грифом «Безымянный» в мрачном каземате был заключен дворянин Иван Пакарин, единственное «преступление» которого заключалось в высоком происхождении.

По одной из версий, он появился на свет как плод тайной любви Екатерины II и графа Никиты Панина.

Знатный бастард служил в Иностранном приказе и однажды за бокалом вина проболтался о своих родителях. Говорят, той же ночью, по приказу императрицы, до которой тут же дошли слухи, его мигом схватили и доставили в крепость Кексгольм в карете на взмыленных лошадях.

Если это правда, то Безымянный приходился расчувствовавшемуся Александру I побочным дядюшкой.

Такие башни строились в Шведском королевстве саксонскими мастерами с начала 1540-х гг.

В настоящее время сохранившиеся помещения крепости занимает историко-краеведческий музей «Крепость Корела».

В 1996 г. у стен крепости Корела снимались эпизоды кинофильма режиссёра Алексея Балабанова «Брат».

Рядом с крепостью находится памятная плита, которая гласит, что в городе Корела умер и был захоронен Рюрик. На самом деле, никто точно этого не знает. Скорее всего, памятник установили для привлечения туристов.

В Приозерске есть еще интересные объекты – это лютеранская кирха и Церковь Всех Святых. Жаль, что нам их не показали, время было ограничено.

Недалеко от крепости можно увидеть остатки финской оборонительной линии Маннергейма 1920-1940-х г.г.

В годы зимней советско-финской и Великой Отечественной войн город был почти полностью разрушен, поэтому исторической застройки практически не осталось.

О советских солдатах, полегших при освобождении Карелии от нацистов, в Приозерске напоминает монумент у входа в Старую крепость.

Если вы проезжаете мимо Приозерска, обязательно загляните в город, уделите пол часа-час времени, прогуляйтесь вокруг крепости и просто по созерцайте округу, уверяю вас, не пожалеете!

На этом наше знакомство с Карелией закончилось, в Питер приехали даже чуть раньше запланированного.

Мы услышали много интересной истории. Мы полюбовались карельской природой, которую можно созерцать бесконечно. Мы не увидели гипербореев, потому что их там никогда не было, это, конечно же, миф, но мы встречали людей с шведо-финской внешностью, предки которых когда-то остались на этой земле.

У нас еще обширная программа относительно Карелии, которую обязательно выполним. Пусть хоть и холодный край, но прекрасный!

Следующий мой рассказ будет о городе Выборг, который находится на Карельском перешейке, за который также, как и за Приозерск воевали те же государства - Россия, Швеция и Финляндия.

Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.