Ораниенбаум и Кронштадт за один день, возможно? Конечно, да!

Отзыв написан: 30 августа 2019 г.

В продолжение рассказа о моем 6-дневном питерском путешествии.

Планы на питерские пригороды у нас были большими, посмотреть много чего хотелось, при выборе руководствовались тем, что более всего и в первую очередь хочется увидеть.

На второй день путешествия выбор пал на парк Ораниенбаум и Кронштадт. Это был понедельник, по понедельникам абсолютно везде большинство музеев закрыты, парк Ораниенбаум и Кронштадт были самыми безболезненными в этом плане, хотя тоже не обошлось без разочарований.

ОРАНИЕНБАУМ.

Я ранее ничего не слышала и даже не подозревала, думаю, как и многие из вас, что в пригороде Санкт-Петербурга (далее Питер) есть такой парк как «Ораниенбаум», пока случайно не натолкнулась на него на сайте Петергофа, в который собралась еще раз после 13-летнего перерыва, о чем был мой предыдущий рассказ.

Парк имеет не менее интересную историю и прекрасный вид, как и парк Петергоф, но не настолько популярен. Я, конечно же, включила его в свой список питерского путешествия. Но, моя программа была настолько насыщенной, что отдать целый день на парк мы не могли себе позволить, поэтому решили совместить его с посещением Кронштадта.

Турфирмы предлагали аналогичные экскурсии. Одни из них предлагали или только парк, или быстро пробежаться по парку с посещением Меншикова дворца, плюс, так же быстро пробежаться по Кронштадту с посещением Морского собора. Другие предлагали только Кронштадт с водной прогулкой по фортам или без них.

А нам хотелось всё и сразу, поэтому приняли решение встать пораньше и всё успеть, но только самостоятельно.

В Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум" мы отправились от метро «Автово». Маршрутки находятся там же, где и до Фонтанов, нужно выбирать ту, где написано Ломоносов, водителя нужно попросить, чтобы остановил у парка, от остановки нужно еще пройти пешком м.500. Маршрутки ходят реже, чем до Петергофа, но нам повезло, мы сразу сели и поехали, стоимость билета 80 р., ехали 50 минут.

Мы поехали в понедельник, радуясь тому, что будет меньше народа. Но людей на улицах города не было вообще, даже спросить было не у кого, благо есть навигатор. В парке так же не было людей, нас спасал навигатор.

Парк находится в 40 км. от Питера на территории города Ломоносова (до 1948 года назывался Ораниенбаум) и включает в себя дворцы и парки 18 века. Вход в парк стоит 100 р.

В начале 18 века местность была подарена Петром I князю А. Д. Меншикову, который начал в 1711 году строительство Большого дворца вблизи впадения реки Караста в залив. Ораниенбаум — конечная точка Петергофской дороги и место паромной переправы в Кронштадт.

После опалы князя Меншикова в 1727 г. Ораниенбаум был передан в ведомство Канцелярии от строений (Меншиков так и не успел в нем пожить), и сменил несколько владельцев от будущего императора Петра III, Екатерины II, Александра I и его брата, и герцога Мекленбург-Стрелицкого. После Октябрьской революции 1917 года часть зданий ансамбля (дворец Петра III, Большой Меншиковский дворец) были отданы Лесному техникуму. В Китайском дворце в 1922 году был открыт музей.

Парк ценен тем, что в годы ВОВ не был разрушен фашистами, таким образом, сохранив подлинность объектов, которые начали реставрировать в 90-х годах и до сих пор продолжают это делать.

В 1946 г. включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Парк имеет несколько входов, мы вошли со стороны Дворца Петра III.

Бегло осмотрев Нижний пруд, он немного запущен и доступ к нему закрыт, видимо, идет реставрация, взяли курс налево.

Первыми на нашем пути были Въездные Почётные ворота, которые сейчас находятся на реставрации.

Въездные ворота являлись главными воротами потешной крепости Петра, которая позже была перестроена в крепость Петерштадт. Из всех построек "Петерштадта" сохранились только дворец и Почетные ворота.

Следующий объект, встретившийся у нас пути, был Дворец Петра III.

В 1743 году Ораниенбаум был пожалован Елизаветой Петровной своему племяннику и наследнику престола Петру Федоровичу.

Это первая самостоятельная работа Антонио Ринальди в России, несущая в себе черты рококо – стиля, не получившего широкого распространения в нашей стране.

Дворец Петра III практически не пострадал во время Великой Отечественной войны и ныне предстает в своем первозданном виде.

Эта постройка не предназначалась для торжественных приемов и церемоний, а служила местом для отдыха после военных учений.

Дворец окружен небольшим уютным садиком, где стоит памятник императору Петру III, созданный в 2014 г. и садовые скамейки, конечно же, в итальянском стиле, созданные неизвестным мастером по рисункам Ринальди.

Надо заметить, что Петр III, как и Меншиков, не успел насладиться интерьерами дворца, т.к. был свергнут супругой Екатериной II.

В музее представлены личные вещи Петра Федоровича, а также уникальная коллекция живописи европейских художников 17-19 веков, предметы мебели и произведения декоративно-прикладного искусства. Стоит 250 р. вместе с услугами гида.

Внутрь мы не входили, решили, что для первого посещения достаточно будет посмотреть Меншиков или Китайский дворец, к последнему мы и направились.

Свое движение к Верхнему парку мы начали от дворца Петра III, держась левой стороны, где на пути нам встретились несколько оригинальных мостов и красивые виды Петровского парка.

Петровский мост через реку Караста.

Павильон «Китайская кухня» расположился перед фасадом Китайского дворца. Здесь готовили блюда, которые доставлялись в Буфетную Китайского Дворца. В настоящее время нижний зал, освобожденный от всех перегородок, используется для временных выставок музея-заповедника, внешний облик требует реставрации. Стоимость 150 р.

Неподалеку от Китайской кухни был устроен кирпичный ледник (холодильник) для хранения продуктов.

И вот мы пришли к цели, ради которой и ехали сюда, к Китайскому дворцу. Во многих отзывах читала, что Китайский дворец более интересный, чем Меншиков. Но, увы, по понедельникам он закрыт. Мы, конечно, расстроились, но подумали, что будет повод еще раз сюда приехать.

Созданный по проекту Ринальди, своё название получил благодаря тому, что его несколько интерьеров отделаны в китайском стиле (шинуазри), что было в то время очень модным.

Китайский дворец является частью комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II, которая будучи еще княгиней, задумала построить дачу для увеселений.

Определение "собственный" в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица.

В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Жаль, что мы все это не увидели, особенно хотелось посмотреть Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.

Дворец так же, практически, не пострадал от фашистов, является подлинником.

От единственного попавшего снаряда на второй этаж выставочные помещения и интерьеры не пострадали, но состояние дворца после этого было плачевным.

Китайский дворец — единственный из построек Ораниенбаума, превращённый в музей до войны, остальные здания сдавались в аренду Лесотехническому техникуму. Стоимость 300 р.

Если внутренним убранством дворца нам не удалось насладиться, то наикрасивейшим садом в полной мере. Лепота! Самым приятным было то, что, практически, не было людей, и мы свободно могли делать фотосессию.

Самое привлекательное в саду – это Пергола, беседка, построенная в 70-х годах 19 века. На этом месте Ринальди намеревался возвести Кофейный домик (часть задуманного им ансамбля Собственной дачи).

Далее мы направились к павильону «Катальной горки», к очень красивому и изящному нежно-голубому зданию, но, увы, весь в лесах, идет реставрация.

Автор все тот же Антонио Ринальди.

Аналогичная горка была воздвигнута ранее в Царском селе архитектором Растрелли, но эта превзошла её.

Павильон – часть некогда огромного увеселительного сооружения, летних Катальных горок, прообразом которым послужили ледяные горки, создаваемые к дням масленичных гуляний.

После завершения строительства Катальной горки, Екатерина проводила здесь торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов.

Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров.

Очень не простое инженерное сооружение горки, из-за слабой финансовой поддержки, с годами пришло в упадок, и до нашего времени сохранился только павильон, который к тому же больше всех пострадал от фашистов.

Далее мы приблизились к павильону «Каменное зало», перед которым находится П-образный пруд.

Небольшой дворец возводился под присмотром каменных дел мастера М. Л. Гофмана, автор не известен, предположительно Растрелли.

Павильон предназначался для проведения концертов, маскарадов и танцев в дни пребывания в Ораниенбауме будущего императора Петра III, и его супруги – великой княгини Екатерины Алексеевны.

В дни праздников на площадке перед павильоном располагались накрытые столы, иллюминированные цветными фонариками.

Здесь отмечались именины годовалого сына Екатерины Алексеевны, великого князя Павла Петровича, и его отца – великого князя Петра Федоровича.

В настоящее время в павильоне находится выставка парковой и интерьерной скульптуры Ораниенбаума, а также расположен интерактивный кинотеатр. В течение летнего сезона в Каменном зале проходят концерты классической музыки.

И вот мы уже около Меншикова дворца. Ко дворцу мы подошли не с центральной его части, а с боковой, и, увидев длинное одноэтажное здание, подумали, что это либо конюшни, либо техническое здание, пока охранник нас не вразумил.

Купив билеты, стоимость 300 р. с услугой гида, нас пригласили в маленькую комнату, где, пока набиралась группа, можно было немного отдохнуть и посмотреть мультимедийную историю времен Петра I.

Далее группу пригласили на экспозицию, где представлена история князя А.Д. Меншикова, первого владельца и строителя парадной резиденции в Ораниенбауме. В нескольких залах объединены традиционные музейные экспозиционные приемы и новейшие мультимедийные технологии.

Переходя из зала в зал, в сопровождении голоса известного журналиста Владимира Владимировича Познера, мы "перенеслись" на несколько тысячелетий назад, очутившись на берегу Финской акватории после окончания ледникового периода, а затем увидели процесс формирования современного ландшафта.

Затем стали участниками захватывающих сражений Северной войны, оказавшись на командном пункте Петра I и под стенами осажденной крепости "Орешек".

И в конце побывали на аудиенции у губернатора Ингерманландии, "герцога Ижорского" – А. Д. Меншикова.

Было очень интересно слушать, ничего лишнего, что могло бы ввести в сонное состояние.

Затем экскурсия, которая была совсем не утомительной, продолжилась по роскошным залам.

Обратите внимание на полы в 3D формате.

Очень красивые и массивные деревянные перила лестницы, ведущей на 2-й этаж.

Один из фрагментов красивых потолков.

Мы спустились в нижний сад, чтобы сделать фотосессию не только на фоне красивых клумб, но и на фоне дворца, фасад которого, увы, тоже оказался на реставрации.

Центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи, которые мы и приняли за конюшни, с двумя павильонами.

Именно при Петре III восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – "Японский". По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

C 1918 г. дворец передавали в ведение разных ведомств, от Местного совета, госпиталя, Сельскохозяйственного училища, Лесного техникума с общежитием до ВМФ, и только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.

Музей «Картинный дом» осмотрели только внешне, в понедельник он тоже не работал. Стоимость 250 р.

В 1754-1761 годах это здание служило вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания 18 века.

В Картинном и Двусветном залах представлены более 80 живописных полотен западноевропейских мастеров 16-18 вв. из фондов музея.

В Кунсткамере Картинного дома посетители смогут познакомиться с китайским декоративно-прикладным искусством конца 17-18 веков, интерес к которому не ослабевал.

В восточном крыле Картинного дома располагался Оперный зал – первый придворный театр. В настоящее время там разворачивается мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко.

Еще раз повторюсь, парк «Ораниенбаум» заслуживает не меньшего внимания, чем «Петергоф», хотя он не такой роскошный.

В нем гораздо спокойнее, но более дикий, не везде есть цивилизованные дорожки, в дождь там точно не погуляешь без калош. Точек, где можно купить еду очень мало, нас снова спасали пирожки, купленные в Питере в «Столовой №1» по 25-40 р.

Это как раз то место, когда хочется природной красоты и уединения.

Недалеко от «Картинного дома» есть выход в город, через который мы двинулись на автобусную остановку, с которой можно уехать в Кронштадт.

Автобусы ходят с интервалом 30 мин., билет стоит 40 р., ехать до Кронштадта больше получаса.

КРОНШТАДТ.

Немного истории.

Кронштадт с 2009 г. - город воинской славы, расположен на острове Котлин, который представляет собой размытую ледниковую морену.

В палеозое 300—400 млн. лет назад вся эта территория была покрыта морем. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова. После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7—9 м выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило и мели Финского залива превратились в острова.

С 14 века остров Котлин служил границей между Россией и Швецией, который в 17 веке перешел к шведам. В начале 18 века, когда шведы ушли оттуда, Пётр I начал возводить на нём крепость, которая была освящена в 1704 г. и названа Кроншлот (с нидерл. – коронный замок).

Архитектором крепости является Доменико Трезини.

Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, «…которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон». Тогда же город на острове Котлин и был назван Кронштадтом (коронный город).

С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1996 году город перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным.

Знакомство с городом началось с дамбы, по которой мы проезжали, откуда можно было увидеть форты, подводную лодку и другие военные суда.

Конечная остановка автобуса, с нее же мы и возвращались в Питер, находится в самом центре города недалеко от Морского собора, главной достопримечательности города, к которой мы сразу и направились.

Путь к Морскому собору от остановки автобуса лежит через небольшой сквер, где находится музыкальный фонтан.

Далее двигаясь вдоль Обводного канала, где расположено Кронштадтское адмиралтейство, через Екатерининский парк мы пришли к собору, который виден со всех сторон.

Кронштадтское адмиралтейство возникло после того, как вспыхнул пожар в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, находившемся рядом с Зимним дворцом. После этого Екатерина II приказала переместить учреждение подальше от царской резиденции, в Кронштадт.

В качестве площадки для строительства адмиралтейства была выбрана территория, прилегающая к Петровскому доку. Согласно плану, по периметру адмиралтейства должен был быть прорыт Обводный канал, который бы защищал строения не только от пожаров, но и от постороннего проникновения.

По указу Екатерины II были построены казармы, офицерские дома, склады и магазины.

Военные склады сейчас - это полуразваленные здания.

Сегодня комплекс адмиралтейства причислен к объектам культурного наследия страны и находится в ведении Министерства обороны, так что попасть внутрь туристы не могут.

В Екатерининском парке стоит памятник открывателю Антарктиды Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену.

В 1839 году вице-адмирал Беллинсгаузен был назначен военным губернатором Кронштадта. Он очень хотел благоустроить город, но денег в казне не было, тогда Фадей Фадеевич потратил на озеленение Кронштадта все свои сбережения.

Якоря с линкора Гангут.

Орудие, из которого вел обстрел старшина 1-ой статьи Иван Тамбасов, моряк, служивший на линкоре «Октябрьская революция», в 1943 г. спасший корабль и своих товарищей ценой своей жизни.

Якорная площадь, на которой расположился Морской собор. На рисунке изображено два якоря - большой и в нем еще маленький.

Вечный огонь.

Памятник адмиралу С.О. Макарову, вся недолгая жизнь которого была посвящена русскому флоту. Степан Макаров был не только выдающимся флотоводцем, но также изобретателем и кораблестроителем, исследователем русского Севера и океанографом.

Монумент был открыт в Кронштадте в 1913 году одновременно с Морским собором, автор памятника – Л.В. Шервуд.

На пьедестале монумента выбит девиз флотоводца - «Помни войну». Этому короткому, но емкому лозунгу он следовал всю свою жизнь: он был начертан у него в кабинете и даже на запонках.

Подходя к Морскому собору, уже издалека захватывал дух от его красоты и мощи.

Морской собор святителя Николая Чудотворца – с 2013 г. главный военно-морской храм России, сооружен в неовизантийском стиле. Заложен на якорной площади Кронштадта осенью 1902 г. в присутствии вице-адмирала Макарова.

Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

Несколько лет все моряки России отчисляли целую четверть своего жалованья на строительство храма.

Освятили храм летом 1913 года в присутствии Николая II.

В 1930 г. в результате антирелигиозного митинга, с храма торжественно сбросили колокола и кресты, после чего собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, впоследствии прозванный «Максимкой».

После войны в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал с театральной сценой, причем сцена была устроена на месте алтаря.

В ходе реставрации, завершившейся в 2013 г., было решено сохранить след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол в 1943 г.

Внутреннее убранство храма с первой минуты поражает своей красотой и необычностью. Необычность заключается в том, что все в этом храме создано с морской тематикой, даже сосуд для святой воды выполнен в виде подводной лодки.

Вход в храм бесплатный, можно осмотреть самостоятельно, можно взять экскурсию, стоит 300 р. мы, конечно же, ее взяли, т.к. попасть на второй этаж и колокольню можно только в составе группы.

Мы услышали очень интересный рассказ гида об истории храма и полюбовались на его убранство сверху.

Императорская ложа на 2-м этаже храма напротив алтаря.

Внутреннее пространство Морского собора мне показалось большим, чем Храма Христа Спасителя в Москве, который считается самым большим храмом России. Может оттого, что центр храма более свободен от разных колонн, которые присутствуют в Храме Христа Спасителя.

Оконные проемы украшены витражами, это редкий случай в храмах России.

В храме установлены памятные черные мраморные доски, на которых указаны имена всех моряков погибших на службе с 1796 по 1917 годы. Во время революции судьбы моряков никого не интересовали.

Мраморные белые доски размещены и в алтаре, на них выбиты фамилии 14-и священнослужителей, погибших при исполнении своих обязанностей.

Все мемориальные доски - это копии, оригиналы были использованы в советское время на хозяйственные нужды, фамилии были восстановлены благодаря сохранившимся архивным записям.

Накануне нашего приезда в Кронштадт отмечался день Военно-Морского Флота, в связи с этим праздником в храм были доставлены мощи адмирала Ушакова, которые находятся в Санаксарском монастыре, и его китель. В 2004-м г. адмирал Ушаков причислен к общецерковным святым в лике праведного воина, т.е. канонизирован.

В истории отечественного мореплавания есть совсем немного имен, которые можно было бы поставить рядом с именем Федора Ушакова. Прославленный адмирал не проиграл ни одного из 43-х морских сражений, не потерял ни одного своего корабля. Своей храбростью и талантом Ушаков сумел завоевать для России не город, и не крепость, а целое черное море!

Около храма Ушакову установлен памятник.

С колокольни собора открывается захватывающий вид на всю округу, так же можно близко рассмотреть потрясающей красоты купола храма.

Далее двигаясь через Макаровский мост, под которым протекает маленькая речушка или канал, мы направились на пристань, чтобы взять экскурсию на форты.

В небольшом Петровском парке установлен памятник Петру I.

Подойдя к пристани и увидев стоящие вряд военные корабли вдоль Петровского канала, у меня захватило дух. Я уверена, что именно эти корабли накануне в Санкт-Петербурге и Кронштадте в день ВМФ участвовали в параде. Думаю, что это зрелище интересно не только мужчинам.

Набережная канала была перекрыта, не знаю, всегда ли или временно, к сожалению, подойти ближе к кораблям не было возможности.

Сделав фотосессию на фоне кораблей и фортов, выглядывающих издалека, мы стали искать экскурсии на форты, которые предлагались как с высадкой на одном из фортов, так и без высадки.

Но, увы, опоздали, несмотря на то, что время было 6 ч. вечера, а поездки на форты работают до 8 ч. вечера. Видимо, в понедельник они заканчивают раньше или отдыхают, не знаю, мы так и не выяснили. Это было моим самым большим разочарованием, т.к. мы специально ради этого и приехали.

Кронштадт — фортовая крепость. Строительство укреплений началось в начале 18 века и продолжалось до Октябрьской революции. В годы Крымской войны многие форты Кронштадта были перестроены и усилены. Строительство фортов продолжилось в 1860-е годы, когда произошло восстание в Польше и резко обострились отношения России с Англией и Францией. В связи с развитием артиллерии, в 1896 г. часть фортов была выведена из числа оборонительных сооружений как устаревшие.

Во время ВОВ Кронштадтские форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и защите Ораниенбаумского плацдарма. В наши дни некоторые форты превратились в туристические места, другие по-прежнему тщательно охраняются, а третьи разграблены и заброшены.

Форты Кронштадта включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В общей сложности, вокруг Кронштадта расположилось 19 фортов, большинство из них расположены на искусственном основании.

По образу и подобию форта «Александр I» был создан французский форт «Боярд».

Форт "Александр I" создавался таким образом: под основание форта было забито 5335 свай. Пространство между ними заполнили бетоном на основе гидравлической извести. На этом основании были выложены стены из гранита и специального кирпича. Снаружи форт был облицован гранитом.

Фундаментом форта "Кроншлот"служили ряжи из сосновых брёвен, загруженные камнями. Сверху был сделан сплошной настил из брёвен, засыпанный землёй возвышавшийся над уровнем ординара на 1,5 м, на котором и располагалась конструкция башни.

Погрустив немного оттого, что не попали на водную экскурсию по фортам, мы побрели дальше знакомиться с городом, гуляя там, куда глаза глядели и не забывая заглядывать в свою шпаргалку достопримечательностей.

Итальянский пруд с видом на Корабельную кухню (другое название Голландская кухня) и маяк.

В Голландской кухне готовилось питание для команд судов, стоявших в гавани Кронштадта.

Пушки на берегу Итальянского пруда.

Напротив пруда расположен Итальянский дворец, который изначально строился для генерал-адмирала Апраксина по его собственному чертежу, но владельцем дворца стал петербургский генерал-губернатор, светлейший князь Александр Данилович Меншиков.

С 70-х годов 18I века здесь располагались различные учебные заведения, выпускниками которых стали многие знаменитые русские мореплаватели и кораблестроители, такие как российский мореплаватель, адмирал, командир первой русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерн и мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузен.

В 2011 г. здание передано филиалу Военно-Морского музея «Кронштадтская крепость», где после ремонта здания развернётся музейная экспозиция.

Перед дворцом установлен Памятник Петру Кузьмичу Пахтусову, уроженцу Кронштадта, выдающемуся мореплавателю.

Деревянный маяк на Петровском канале является действующим, поэтому закрыт для посещения. Свет с вершины маяка можно увидеть с расстояния 30 км. Действуют так же экскурсии «Маяки Кронштадта» с возможностью высадки на некоторые створные маяки или знаки маленькими группами от 2-х до 6-ти человек.

Петровский док. Начало 18 века ознаменовалось войной со Швецией, одержать победу в которой без сильного флота было практически невозможно.

В Кронштадт и Санкт-Петербург приходили иностранные корабли. Необходимость в их ремонте заставила Петра I задуматься о строительстве специального сооружения в Кронштадте. Док стал настоящим прорывом в строительстве.

Петровский док строился долгих 33 года, за это время сменились четыре правителя. Елизавета Петровна лично запустила шлюзовые механизмы при открытии канала.

Когда-то док мог принимать до пяти кораблей одновременно, что являлось предметом зависти многих европейских судостроителей.

Бассейн Петровского дока в Кронштадте сегодня является украшением города, а вот доковые сооружения, к сожалению, находятся в плачевном состоянии.

Памятник И.К Айвазовскому, первому живописцу Главного Морского штаба России, который проходил практику в Кронштадте.

Стоит заметить, что Иван Айвазовский написал в Кронштадте не более десятка картин, но именно здесь море и флот - основные «персонажи» его творчества.

Павильон с мариографом около Кронштадтского футштока, где самописец записывает показания колебаний уровня Балтийского моря.

Кронштадтский футшток (метрический) — один из старейших в мире, от нуля Кронштадтского футштока производятся измерения глубины Балтийского моря и абсолютных высот на всей территории России. Географические карты равняются на Кронштадтскую точку.

Рассказывают такую легенду (а может, это правда), когда Юрию Гагарину показали Кронштадтский футшток и павильон с мариографом, он воскликнул: «Теперь я знаю, где находится Пуп Земли!»

Вид на канал с Синего моста.

На стене Обводного канала в 2005 г. установлен «Памятник блокадной колюшке», спасшей от голодной смерти тысячи ленинградцев во время блокады. В блокадные годы весной, как только сходил лед, ленинградцы с сачками, майками и рубашками выходили на лов рыбы.

Напротив Вы увидите табличку со стихами поэтессы Марии Аминовой, посвященными этой уважаемой маленькой рыбешке:

Обстрелы смолкли и бомбёжки,

Но до сих пор звучит хвала —

Блокадной маленькой рыбёшке,

Что людям выжить помогла…

Рыбаки также почитают это место, поскольку существует поверье - если наведаться к колюшке, сезон рыбалки будет удачным.

Вот как раз к одному такому рыбаку, ловившему рыбу на Петровской пристани, мы и подошли спросить, какие еще достопримечательности есть рядом. На что он скромно сказал: «Да какие тут примечательности, нет ничего интересного». Ну это может для него, жителя города, ничего интересного, а нам было интересно все.

Проходя по скверу Подводников, чтобы согреться, зашли в инфо-павильон, где нам рассказали о грядущей реконструкции города и предложили посмотреть VR-экскурсию, это очки с 3D видео, виртуальной реальностью.

Это было впечатляюще!

Этим летом в Кронштадте должны были начать реализацию масштабного проекта. Планируют создать туристско-рекреационную зону — самый большой в мире музей истории ВМФ под открытым небом с океанариумом, дайвинг-центром, гостиницами, маринами для яхт и катеров, портом для дирижаблей, с которых можно будет посмотреть на остров с высоты птичьего полета, различными научными и образовательными площадками, технопарками, театрами, историческими реконструкциями, канатной дороги к форту Александр I.

Туристы смогут подняться на борт действующих военных кораблей, которые будут заходить для проведения дней открытых дверей. Также организуют постоянный музей на борту первой советской атомной подводной лодки (третьей в мире) — «Ленинский комсомол».

Проект планируют завершить через 5 лет.

Далее двигаясь по ул.Карла Маркса, вдоль Обводного канала, мы пришли к интересной 4-х метровой чугунной скульптуре «Дерево желаний», на стволе которого огромная улыбка, длинный нос и огромное ухо. Создана к 300-летию города, подарена в 2004 г. мастерами из строительной компании "Ирина".

На вершине дерева сидят три совы, которые держат в лапках металлические таблички с надписями "Любовь", "Здоровье", "Успех".

Посетители должны написать заветную мечту на бумажке, а затем завернуть в нее монету, далее закинуть сверток в гнездо, которое находится на самом верху скульптуры. Это задача не из легких, но некоторые счастливчики попадают в нужное место с первого раза. Правда, некоторые экскурсоводы утверждают, что нужно просто забросить монету, подумав о желании.

На этом загадочный ритуал не заканчивается. Предстоит три раза по часовой стрелке обежать вокруг дерева, а затем прошептать в ухо свое желание. После этого необходимо прислушаться: если зазвенят колокольчики, то мечта осуществится. Затем необходимо оседлать олененка и потереть ему носик. Правда, тем, кто мечтает о большой любви, придется еще и поцеловать хвостик милого животного на глазах у изумленной публики.

Исполняются только чистые и сокровенные мечты, которые не принесут вреда другим людям. Богатство просить бесполезно, поскольку это греховное желание, и на тех, кто его загадывает, может даже обидеться "Дерево желаний".

Вот такое забавное дерево с забавным ритуалом.

Напротив «Дерева желаний» находится Андреевский сад, рядом с которым есть не менее интересные скульптуры, одна из них «Котел».

По преданию, в 1703 году при взятии крепости Ниеншанц на одном из островов Петр I заметил шведский отряд. При приближении русских шлюпок шведы бросились к своим лодкам и уплыли на север. Убегая, шведы в спешке оставили котелок, в котором варили уху. С тех пор остров, на котором был основан Кронштадт, стал называться Котлином (ранее это был остров Ретузари).

В 1730 году императрица Анна Иоанновна утвердила герб Кронштадта, в правой части которого изображены море, остров Котлин и котелок. В левой части герба можно увидеть маяк и крепостную стену.

Осматривая эту необычную достопримечательность Кронштадта, туристы кидают в горшок монетки и загадывают желание - чтобы в их домах царил покой и уют.

Рядом находится карта острова с фортами, выполненная из гранита.

Прогулявшись по саду, мы направились к остановке автобуса, напротив которой расположен стройный нежно-голубого цвета Владимирский собор.

Очень хотелось дойти до Кронштадтской крепости, что на ул.Восстания, вернее до оборонительной стены, это все, что от крепости осталось, но уже было поздно и мы приняли решение возвращаться в Питер. Как раз подошел автобус №101, стоимость проезда 40 р. и минут за 40 доехали до станции метро «Беговая».

Кронштадт мне очень понравился, прежде всего, своей размеренностью и спокойствием. Я была во многих городах, но ни в одном из них я не чувствовала себя так умиротворенно.

Мы спокойно гуляли по городу, не было толп туристов, кроме разве что Якорной площади с Морским собором, нам нравилось рассматривать как обшарпанные дома, коих там достаточно, так и отреставрированные. Там практически не светофоров, полная свобода движения и никаких проблем с этим.

Город чистый и совсем крошечный, за один день можно обойти весь город, что я и рекомендую, нам немного не хватило времени, чтобы все осмотреть. Если у вас есть лишние деньки, то лучше разделить парк Ораниенбаум и Кронштадт. Если, как у нас, нет такой роскоши, то так же можете совместить два города в один день, осмотрев лишь главные достопримечательности.

Отдайте один день на парк, так же спокойно по нему погуляв и по возможности посмотрев все павильоны и дворцы, выбирайте хорошую погоду и обувь.

Второй день отдайте Кронштадту, чтобы не только пройти весь город вдоль и поперек, но и еще пройтись на кораблике вокруг фортов.

Перед поездкой, читая отзывы о городе, некоторые туристы жаловались на отсутствие кафе. У нас с едой не было проблем. Когда мы проголодались, мы не ставили цель где-то засесть на час-полтора, чтобы поужинать, нам достаточно было перекусить.

Оказавшись на ул.Проспект Ленина мы зашли в Гастроном-Кулинарию Контакт, где можно было полноценно поужинать. Супа там не было, но выбор второго блюда большой, а так же сладостей и разных булочек. Дешево и сердито. Минус – нет туалета, и по городу нигде не встречали отдельные туалеты.

Любителям зависнуть в кафе, на противоположной стороне улицы есть несколько кафе: «Золой лев», «Сказка», «Каштан». Недалеко от Морского собора так же есть парочка кафе и одно на Зимней пристани.

Второй день питерского путешествия обошелся мне в 1600 р. «под ключ».

Через 5 лет, когда, я очень надеюсь, что все-таки план реконструкции будет реализован, обязательно вернусь, чтобы посмотреть, что получилось, чтобы поплавать на дирижабле и прокатиться на канатной дороге к фортам.

Приехав на станцию «Беговая» в 10 ч. вечера, мы решили чуть пройтись (вернее, пробежаться, был собачий холод) по Парку имени 300-летия Санкт-Петербурга, который расположился рядом с метро, и полюбоваться вечерними видами набережной Невской губы и залитый огнями Яхтенный мост, посмотреть Лахта-центр в его сиянии и стилизованную под маяк колонну рядом с цветным фонтаном.

Об этом и будет мой следующий рассказ.

Отдых на море по лучшей цене!
Татьяна
13 сентябрь 2019 г.
Для SAY:
Так наш все равно раньше построился, а французы потом подгоняли под наш.))
SAY
13 сентябрь 2019 г.
"По образу и подобию форта «Александр I» был создан французский форт «Боярд»."
Спорное утверждение. Форт Боярд начал строиться в 1801 году и закончен в 1857. А наш Чумный строился с 1838 по 1845 годы.
Татьяна
2 сентябрь 2019 г.
Для Наталья_Zabava:
У Вас всё ещё впереди.)) Когда доберетесь - не пожалеете.)
Наталья_Zabava
Россия, Пенза
31 август 2019 г.
Спасибо, Татьяна, за интересные путешествия. Я несколько раз была в Питере, но вот до Ораниенбаума и Кронштадта ни разу не добиралась.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.