Отзыв написан: 23 мая 2019 г.

Как-то посмотрев программу «Поедем, поедим», я увидела необычайно красивый город, это оказался Йошкар-Ола, столица Марий Эл.

Даже и предположить не могла, что у нас в России может быть такой сказочный город. Он так запал мне в душу, что я решила не откладывать в долгий ящик и посетить этот город в ближайшее время. Дождавшись весны, чтобы застать город во всей красе, на майские праздники, 10 и 11 мая, отправились туда.

Понимая, что город не большой, несколько дней там будет делать нечего, мы решили взять еще экскурсию в красивейший Замок Шереметева, что находится в трех часах езды от Йошкар-Олы в селе Юрино, на берегу Волги. Но, увы, туристическая фирма, предлагающая такую экскурсию не только из Йошкар-Олы, но и Чебоксар, не проводила ее в дни нашего пребывания, только позже и на теплоходе. Самостоятельно добираться туда неудобно, нам никто так и не смог подтвердить, что мы сможем уехать на маршрутке или автобусе, а на такси очень дорого.

Мы решили оставить замок на следующий раз, да и к тому же до 1990 г. замок был в плачевном состоянии, реставрация его еще продолжается, для осмотра открыто небольшое количество залов. Через годик-два, надеюсь, будет уже интереснее, и мы обязательно его посетим. Замок занял свое место в моем списке путешествий. Кстати, до замка еще можно добраться по Волге на теплоходе из Нижнего Новгорода. Мы и выберем такой маршрут, к тому же я обещала себе, что еще раз приеду в Нижний Новгород, но уже летом, я его посетила в ужасном ноябре.

Вот такая небольшая реклама замку.

В связи с этим, решили на другой день нашего путешествия посетить Чебоксары, о чем будет мой следующий рассказ.

На сайте airbnb.ru забронировали очень приличную однокомнатную квартиру в самом центре города на Красноармейской улице за смешные деньги 1300 р. за ночь вместе с комиссией (по 650 р. на человека), со всеми удобствами.

Первая достопримечательность Йошкар-Олы - это красивый и, так подозреваю, с национальными нотками, место которого в музее, а не на балконе хозяина - сундук.

До главных достопримечательностей 10-15 минут пешком.

Комфортабельный поезд Москва - Йошкар-Ола, с очень вежливыми и внимательными проводницами в плацкартном вагоне, где можно воспользоваться душем за 150 р. (привет РЖД за такой сервис), около семи утра доставил нас в Йошкар-Олу. Большинство попутчиков так же ехали с целью шепнуть на ухо йошкину коту свое заветное желание.

На промежутке дороги поезд сделал 40-минутную остановку в Вековке, где на перроне ходит много назойливых продавцов с лотками с местными сувенирами от завода "Гусь хрустальный".

На привокзальной площади установлен памятник самому известному беспризорнику – Мустафе, из фильма «Путевка в жизнь», точнее, марийскому артисту Йывану Кырля, сыгравшего роль оборванца.

От вокзала до дома ехать на такси 5-7 мин., стоимость 80 р., приблизительно такие цены по всему городу, учитывая его небольшой размер.

Знакомство с городом мы решили провести самостоятельно, предварительно составив приблизительный маршрут. Делается это очень легко, открываете яндекс-карту города, составляете список достопримечательностей, которые вы желаете посмотреть, отмечаете их на карте и чертите схему. Я создала свою схему, а эту скачала в инете.

Немного истории.

Археологические раскопки свидетельствуют, что люди в окрестностях современной Йошкар-Олы жили уже с эпохи мезолита (12 тыс. лет до н. э.)

До середины XVI века эта территория входила в состав Галицкой даруги Казанского ханства и была заселена марийцами. В октябре 1552 г. Иван Грозный присоединил земли Казанского ханства к своему царству. После чего начались восстания и войны, и для укрепления своей власти царь решил ставить здесь «города-крепости». Именно этому событию и обязан своим рождением город Йошкар-Ола, который получил свое название намного позже. Йошкар переводится - красный, Ола - город, Красный город, каким и является весь его центр.

Город находится на берегах реки Малой Кокшаги, разделяющей его на две части.

В составе Казанского ханства у марийцев не было городов, они жили небольшими поселениями — «илемами».

Сначала был Царевококшайск, основан в 1584 г. при царе Фёдоре Иоанновиче уже после смерти Ивана Грозного.

Царевококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Сохранились предания, что царевококшайцы участвовали и в военных походах Петра.

С созданием Царёва города на Кокшаге здесь появилось и русское население.

При Петре I Царевококшайск был приписан к Казанской губернии, в которую входило всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани.

С середины XIX века Царевококшайск становится местом политической ссылки.

В 1919 г. Царевококшайск был переименован в Краснококшайск. В 1928 г. Краснококшайск получил марийское национальное название — Йошкар-Ола, которая становится столицей Марийской Автономной Советской Социалистической Республики.

В 1990 г. Йошкар-Оле присвоен статус исторического города, а в 2010 г. исключен из списка исторических городов. Причиной явилось то, что значительная часть объектов историко-культурного значения, отражающих различные периоды градостроительного развития с ХVIII по ХХ вв. и размещенных у реки Малая Кокшага, была уничтожена, как мешающая «венецианской» и псевдо-русской застройке города.

Наша задача была успеть к 9 ч . к комплексу «12 апостолов» на представление, которое разыгрывается каждые три часа с 9 ч. до 21.ч.

На пути к нему нам встретился памятник "Комсомольцам огненных лет", Вознесенский собор и стадион.

Далее, шагая по мосту через реку, любовались потрясающим видом на центр города.

Комплекс находится на Патриаршей площади, образованной в 2010 г.

Вид с площади на Воскресенский мост и набережную реки.

Часы «12 апостолов» запущены в эксплуатацию в 2011 г. В основу сюжета положена иллюстрация евангельского события Входа Господня в Иерусалим.

Под песнопение «Да молчит всяка плоть человеча» на балконе 3-го этажа из левых ворот появляется Иисус и следующие за ним апостолы. Отстающий от всех Иуда Искариот, понурив голову, несёт в руках мешочек с тридцатью сребренниками, которые он получил за предательство Иисуса. Представление длится семь с половиной минут. Каждая фигура отлита из бронзы и имеет высоту 1,5 м. Скульптуры были привезены из Москвы и расписаны на месте. Некоторые фигуры двигают руками, ногами и головой. Жаль, что на сайте нельзя загружать видео.

Мы успели добежать до часов, и были первыми зрителями этого действа. Были еще три группы туристов, что не мешало нам подойти поближе и все снять на видео. Следующее представление началось в 12 ч, и, гуляя в это время недалеко от часов, мы увидели огромную толпу народа, которая заполнила всю огромную площадь. Поэтому, если вы не хотите снимать головы туристов, приезжайте пораньше.

Рядом находится наикрасивейший, как и все в этом месте, Кукольный театр, открытый в 2014 г., который с другого берега реки смотрится сказочно-игрушечным.

Напоминает немецкий замок Нойшванштайн, по образу которого был придуман замок Уолта Диснея.

Помимо комплекса на площади находятся памятник патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II

…. фонтан-памятник Святым преподобным Петру и Февронии, без которого сейчас не обходится, наверное, ни один российский город….

…. часовня Петра и Февронии Муромских.

Далее мы пошли гулять по Набережной Брюгге, образованную в 2010 г. Набережная названа так ввиду определённого сходства архитектуры застройки с бельгийским городом Брюгге, построенные во фламандском стиле. Инициатива такого наименования улицы принадлежит президенту Республики Марий Эл Леониду Маркелову. А еще в народе ее называют «Датским поселком».

Особенно хороша набережная Брюгге вечером в подсветке.

На набережной расположены несколько министерств, отдел ЗАГС, музеи, жилые дома …

Святые на фасаде министерства. Предположительно, количество святых соответствует количеству министерств, на данный момент их 13.

Напротив здания ЗАГСа находится скульптура Грейс Келли и Князя Монако Ренье III, открытая в 2012 г., в основу композиции которой положена «свадьба века». Памятник является символом супружеской любви и верности.

Леонид Маркелов объяснил несколько необычный выбор героев композиции: "Грейс Келли и принц Монако Ренье III - это образец супружеской пары. В жизни надо под кого-то равняться, брать пример. На свете нет места знаменитее Монако. Эта супружеская пара развивала свое государство. Я хочу, чтобы Йошкар-Ола стала таким же Монако". Что тут добавишь?

Спассккая башня, создана по подобию башни Московского кремля, которая находится перед Театральным мостом с одной стороны, с другой – бульвар Чавайна, это центральная улица, названа так в честь национального марийского поэта Чавайна Сергея Григорьевича.

В 2011 г. набережную Брюгге украсили памятником императрице Елизавете Петровне, изображенной молодой девушкой. Скульптура находится напротив здания президентской школы искусств для одаренных детей. Елизавета Петровна очень многое сделала для развития образования в Царевококшайске.

В конце набережной находится Музей сыра, который входил в наши планы, я как любитель сыров планировала еще и купить сыр, но посмотреть нам его не удалось, был еще закрыт, а прийти позже так и не получилось.

Это первый музей сыра в Поволжье. Открыт в марте 2017 г. В экспозиции представлена история сыров в мире, история марийских сыров. Представлены также муляжи сыров и другой продукции Сернурского сырзавода. В музее проводятся интерактивные экскурсии программы для детей и взрослых, включая мастер-классы по сыроварению, дегустации сыров марийских производителей.

К 10 часам мы уже проголодались, но многие кафе на набережной открывались только в 12 ч., пришлось идти на другой берег в поисках открытого кафе.

На пути к Гоголевскому мосту нам встретилось красивое здание с куполом, как оказалось, это детская поликлиника.

Далее мы двинулись по набережной Амстердам...

...где в гоголевском сквере нам встретились памятники Н.В.Гоголю, который упомянул Царевококшайск в «Мертвых душах»...

... и Рембрандту, который посещал этот город.

Чуть дальше в пушкинском сквере расположился памятник А.С.Пушкину и Е.Онегину.

«Любите ли Вы Пушкина так, как люблю его я» - сказала я и плюхнулась к нему на колени, которые уже блестели от посиделок туристов, крепко обняв его за шею.

«Ужель та самая Татьяна!?» - это первое, что мне вспомнилось и я пристроилась рядом с Онегиным.

Пройдя мимо очень красивой Елисаветинской часовни, двигаясь по Воскресенской набережной, мы, наконец, достигли цели – это кафе, готовое нас накормить, расположенные в Архангельской слободе. Помимо них в слободе в особняках фламандского стиля находятся банки, сувенирные киоски и магазины.

Стиль фламандский, а слобода Архангельская. Где связь, не поняла?

Рядом с Архангельской слободой находится драм театр им. Константинова.

Солнечные часы...не обманули.

У входа в кафе «Африка» находится скульптура «Йошкина кошка». Насколько я знаю, раньше она находилась в другом месте.

Мы решили зайти в кафе, попавшимся нам первым, это «Ситора». К сожалению, в кафе нет кондиционера, или его не включили, в любом случае мы его не видели, при 30 гр. жаре находиться там было не легко, но мы так устали и так хотели есть, что больше ничего искать не стали. В утешение, на стенах кафе читали Омара Хайяма.

Голодная, я заказала много еды, в результате съела только лагман, объевшись им. Второе пришлось упаковать в контейнер, зато вопрос ужина был решен. Цены очень приятные, за первое, второе, молочный коктейль и большую порцию мороженного, я заплатила чуть более 500 р. – это обед и ужин, в сущности.

Довольные и сытые, мы продолжили наше шествие по Воскресенской набережной, дойдя до умопомрачительно-красивого Благовещенского собора, который внутри не менее красив.

Доминирующий собор находится на площади Республики Пресвятой Девы Марии, рядом с пешеходным Театральным мостом. Построен в 2014 г., освящен в 2016 г. патриархом Кириллом.

Сооружен на добровольные пожертвования верующих, в русском стиле, прообразом является храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Такое необычное двойное название для площади придумали Глава Республики Марий Эл Леонид Маркелов и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Обусловлено это стремлением показать взаимосвязь Республики Марий Эл и Богородицы, которая является покровительницей края.

Сделав фотосессии на фоне Театрального моста и набережной Брюгге, мы пришли к Благовещенской башне, похожую на Спасскую башню московского кремля. На первом ярусе башни располагается действующий опорный пункт милиции, на третьем - обзорная площадка.

Изюминкой башни являются часы-куранты, циферблаты которых есть на каждой из четырех сторон. Диаметр каждого циферблата составляет 3,5 м. Ежечасно бьют куранты, как на Красной площади.

Рядом находятся фонтан-скульптура архангела Гавриила и скульптура-икона Девы Марии с младенцем Христом.

Мы подошли к итальянскому садику. Сад очень маленький и очень уютный. Деревья еще маленькие, особенно красивы красные клены. В центре располагается скульптура "Лоренцо ди Пьеро де Медичи Великолепный".

Скульптурная композиция символизирует преобразование мира, возвеличивание науки и искусства, и создана на средства меценатов. Посвящена Главе Флорентийской республики в эпоху Возрождения, известному государственному деятелю, меценату, поэту, покровителю наук и искусств Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепному».

На барельефе высечены три принципа – «Слава Отечества, величие семейства, возрастание искусств », которыми руководствовался дож Флоренции.

И тут Остапа понесло, то бишь меня. В этот день у меня было игривое настроение, хотелось похулиганить, я карабкалась чуть ли не на все памятники. Увидев у Лоренцо до блеска натертый палец, видимо, студенты трут его на удачу, я, хоть давно уже и не студентка, каким-то образом взобралась к нему, чтобы потереть палец... авось ума прибавится.

Продолжая двигаться по Воскресенской набережной, мы дошли до Царьградской площади. Она находится за театром драмы им. Константинова, напротив Троицкого собора со стороны реки, за кремлевской стеной.

Царьградская площадь основана в 2014 г., инициатором был, как вы догадались - президент республики Марий-Эл Леонид Маркелов.

На Царьградской площади расположился музей православия и скульптурная композиция посвящённая основателям славянской азбуки, Святым Кириллу и Мефодию.

Памятник Фёдору Иоанновичу - царю всея Руси и великому князю Московскому Фёдору I Иоанновичу. Открыт 4 ноября 2009 г. на Воскресенской набережной.

За ним находится Собор Воскресения Христова.

Сооружение середины XVIII века, построенное частично на средства казанского купца В. Ф. Булыгина, частично – на пожертвования горожан не сохранилось до наших дней, его снесли в 1960-х годах. Современное здание, возведенное на том же месте в 2010 году, представляет собой классический барочный храм с шатровой колокольней.

Вот мы и дошли до Царевококшайского кремля.

Но, увы, он не относится к временам Ивана Грозного, это тоже новодел, не пропитан историей. Я немного пошутила, сказав, что через 500 лет историки напишут, что кремль был построен во времена Владимира Путина.

Кремль построен в 2009 году на месте средневековых оборонительных сооружений, следы которых были обнаружены при раскопках.

Много лет назад здесь была построена крепостная стена, защищавшая город. Сама крепость была деревянная, поэтому до наших дней не сохранилась. Представляет собой замкнутый комплекс из четырех башен красного кирпича, соединенных стенами и образующих прямоугольную внутреннюю площадь.

В Царевококшайском кремле на постоянной основе работают исторические экспозиции, как под открытым небом, так и во внутренних помещениях. Можно посетить музей археологических находок, находящийся на территории комплекса. Именно здесь хранятся все предметы, найденные во время раскопок на территории города.

Круглогодично на площади кремля размещены реконструированные артиллерийские орудия 16-19 веков.

С 2011 года в Царевококшайском кремле проводятся постановки спектаклей Театра оперы и балета под открытым небом, а так же многие праздники.

Для нас единственным развлечением в этот день была прогулка по галереям кремлевских стен, бесплатно. С них открывается интересный вид на город.

Заглянув в одно из окошек, мы увидели жилой дом, где на первых этажах располагаются магазины с очень интересной темой отделки, в национальном стиле, и музей очков. Жаль, что мы потом к нему не подошли поближе, очень интересные фигуры.

Где-то недалеко от кремля мы зашли в сувенирный магазин, вход в который украшает вот такой плакат. Спасибо за юмор!

Для себя мы решили, что хотя бы один музей, позволяющий лучше узнать о культуре и традициях коренных марийцев, должны посетить.

Далее, двигаясь по Советской улице, мы пришли к Национальному музею Т.Евсеева. Открыт в 1920 г. в двухэтажном здании постройки 1903 года, является старейшим музеем республики. Назван в честь одного из основателей музея, директора, учёного-этнографа, краеведа Тимофея Евсеева.

Музей небольшой, мы провели там мин. 30, стоимость 100 р.

В фондах музея собраны коллекции по истории, природе, этнографии, культуре Марийского края.

Одна из экспозиций рассказывает о животном и растительном мире края, в том числе животных, занесенных в Красную книгу Марий Эл, России и Красную книгу мира, здесь представлены чучела животных и птиц.

Нам больше понравилась экспозиция под названием «Традиционная культура народа мари и обряды жизненного цикла», где представлены национальные костюмы, украшения, оружие, предметы быта XIX—XX вв. марийцев и других народов.

Мы брали билет без гида, но в момент нашего посещения, в зале проводилась групповая экскурсия с демонстрацией музыкальных инструментов и национальных танцев с участием туристов. Мы с удовольствием наблюдали за этим представлением.

Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана.

От музея мы двинулись по Ленинскому проспекту к площади Ноготкова-Оболенского, по пути зайдя в гости к бронзовому Йошкину коту, вальяжно расположившегося на скамейке.

Кот выглядел таким довольным, что мне захотелось его чуть-чуть придушить.

На самом деле, восклицание «Йошкин кот!» не имеет отношения к Йошкар-Оле, но идея создать городской талисман на основе готового фольклорного материала пришла в голову главе республики и оказалась весьма удачной.

В правительстве Марий Эл пояснили, что «Йошкин кот» - это частный проект, подарок жителям города от московских бизнесменов, что не помешало им запатентовать название «Йошкин кот» как фирменный туристический бренд города.

Композиция расположилась около Марийского университета в 2011 г., к которой не зарастает народная тропа. Очередь, чтобы сфотографироваться с главной скульптурой города была нескончаемой.

По традиции надо потереть нос или лапу кота на удачу, и шепнуть в ушко заветное желание, и оно обязательно сбудется. Не верите? Проверьте!

Слопав по очередной порции мороженного, чтобы хоть как-то охладиться от изнуряющей жары, мы пришли на площадь Ноготкова-Оболенского.

Свое имя площадь получила в честь первого воеводы города Ивана Андреевича Оболенского-Ноготкова, рода Рюриковичей, которого отправил туда царь Федор Иоаннович после издания указа о создании нового города. По сути, он основатель города. Удивительно, что сам Ноготков после образования города Йошкар-Ола пропал без вести, не пробыв в Марий Эл и года.

Конный памятник воеводе Оболенскому-Ноготкову украшает ее центральную часть.

Главным зданием площади является Национальная художественная галерея, основанная в 2007 г. в специально построенном здании в венецианском стиле палаццо. Представляет лучшие образцы национальной живописи, графики и скульптуры. Кроме того, в стенах галереи регулярно проходят выставки российского и мирового уровня.

Рядом со входом в галерею находится мини-копия московской Царь-пушки.

Интересно, что пушка при необходимости может и выстрелить. Именно поэтому на заводе в ствол орудия вварили ядро.

Так же на площади находится памятник священномученику Леониду, марийскому епископу. Судьба этого человека была очень непростой, но он не сломался и продолжал свое дело. Был несколько раз осужден и в 1937 г. его в очередной раз арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, в 1938 г. был расстрелян.

На центральной башне галереи находятся самые точные в Республике Марий Эл часы, время на них корректируется сигналом со спутника.

В начале каждого часа во время боя курантов верхнее левое окошко открывается и появляется образ Божией Матери. Затем из нижних левых врат выезжает ослик с иконой Богородицы и движется в сторону правых врат (что по замыслу проектировщиков символизирует приход Божией Матери на марийскую землю). Когда ослик въезжает в правые врата, они вслед за ним закрываются, а в правом верхнем окошке снова появляется благословляющий образ Царицы Небесной. Сопровождается это действо православным песнопением и боем колоколов.

За основу сюжета взята история о перенесении на Афон образа Божией Матери «Троеручица».

На площади к этому времени собралась толпа народа, но мы-то были в праздничные дни, если приехать в обычные дни, то не думаю, что в городе будет много туристов.

Напротив площади Ноготкова-Оболенского располагаются Дом правительства и Мэрия. Это здания советского образца, ничем не примечательны, резко контрастируют с галереей.

Мы обошли их и попали на улицу Успенская, где находится очень красивая Успенская церковь. Обязательно погуляйте по этой красивой улице.

Проходя по какой-то улице мы увидели в витрине магазина огромную мягкую игрушку в виде кота, благодаря отсвету вот что получилось. Забавно.

Это какой-то детский музей, если я не ошибаюсь.

Далее мы вернулись на улицу Советская в надежде найти скульптуры "Голубой слон", "Молоток", "Гигантский стул" и Строитель. Но не нашли и двинулись к Центральному парку культуры и отдыха.

На бульваре Чавайна докупили сувениры, чтобы потом не забыть.

Парк небольшой и уютный. Мы покатались на колесе обозрения, стоит 100 р, (боже, такие бы цены в Москву!) с высоты птичьего полета еще раз посмотрев на город. В кабинах был кондиционер и играла музыка, это самое лучшее, что могло быть после жаркой многочасовой прогулки.

Аттракционов не много, кафе тоже, много времени там делать нечего.

Самое интересное, на мой взгляд, это скульптура Дерево жизни, открытая в 2008 г.

Автором этой скульптуры, как и многих других в городе, стал председатель союза художников России Андрей Ковальчук.

В основу монумента, олицетворяющего духовную жизнь марийского народа, входят три фигуры с музыкальными инструментами в национальных костюмах: юноша с барабаном, мужчина средних лет со свирелью и старец с гуслями щитовидной формой (встречающиеся только у марийцев). В центре композиции дерево, как символ жизни или мирового древа, часто используемое в национальном орнаменте марийской вышивки.

Это Вечный огонь, заваленный цветами в День победы.

В парке можно еще увидеть стелу Воинская слава, Аллею героев, мемориал жертвам локальных войн и памятник погибшим в Чечне.

Мы очень хотели дойти до красивой скульптуры в виде двух лебедей «Скамья любви и верности», но силы наши иссякли. Гуляя с 8 ч. утра до 6 ч. вечера (в общем 10 часов), мы двинулись домой, благо он был не далеко, чтобы 2-3 часика отдохнуть и еще раз выйти уже в ночной город. Что и сделали.

Вечером прошлись по бульвару Чавайна, где из каждого второго проезжающего автомобиля на всю громкость раздавалась музыка, начиная от Ирины Аллегровой, группы «Мираж», шансона и заканчивая самой современной. Видимо, у них так модно. Без музыкального сопровождения точно не останетесь, на любой вкус.

Еще раз прошлись по Театральному мосту, через Спасскую башню продолжили прогулку по бульвару и, не доходя до конца, т.к. там ничего интересного не было, кроме двух памятников, поплелись назад домой.

На следующий день мы запланировали поездку в Чебоксары, чтобы познакомиться еще с одной культурой многонациональной России.

Хозяин квартиры, в которой мы остановились, сказал нам, что правильно сделали, что не остались еще на один день, т.к. два дня в Йошкар-Оле делать нечего. И от некоторых туристов я слышала то же самое. Но, я с ними не согласна. Да, действительно, если бегом пробежаться по центру, обходя мимо все музеи и соборы, то достаточно. А если гулять с чувством, толком и расстановкой, посетив хотя бы парочку музеев, то одного дня не хватит.

В целом, город чистенький, но на Патриаршей площади уже или еще в 9 ч. утра было все завалено мусором, что испортило такую прекрасную панораму.

Мне не хватило зелени, может просто центр города еще молодой, деревья не выросли, но я и маленьких не видела. Цветочных клумб тоже очень мало.

Еще мне не хватило чего-то национального, конкретно марийского.

Архитектура города меня и изумила своей красотой, и удивила своей эклектикой. Намешено все – и фламандский стиль, и венецианский, и русский, и псевдорусский, и готика, и псевдоготика, баварская архитектура.

За идеей собрать все архитектурные красоты мира в одном месте стоит глава Марий-Эл Леонид Маркелов. Основной источник его вдохновения - итальянское Возрождение, поэтому многие здания в центре столицы республики выполнены, как шутят местные жители, «в характерном для Йошкар-Олы венецианском и фламандском стиле».

На мой взгляд, идентичность Марий Эл была утеряна.

Было бы лучше, если бы было разграничение стилей - русский стиль отдельно, фламандский отдельно, островками. А не так как сейчас на одной площади сразу несколько стилей и все вперемешку. Но, странным образом все это гармонирует!

Очень много красного цвета, который я люблю в архитектуре, но в меру. Все сливается и кажется одинаковым.Понимаю, что, таким образом, подтверждают название города Красный город, но будет лучше, если разбавят другими оттенками. Это мой чисто субъективный взгляд.

В любом случае, это гораздо лучше архитектуры советского периода, когда все города штамповались одинаковыми, где серые мрачные минималистические дома выглядывают отовсюду и портят вид.

Средства на застройку «нового города» были выделены не малые, чьи-то амбиции были удовлетворены, но люди живут скромно, по благополучию марийцы находятся, по-моему, на 50-м месте среди регионов России.

При этом люди выглядят современно, по-европейски, хорошо одеты, мало чем отличаются от москвичей. Народ мне показался не очень доброжелательным, в кафе нам никто не улыбался, в магазинах тоже, общались не охотно, в отличии тех же самых чувашей, с которыми мы встретились на следующий день.

Об этом и будет мой следующий рассказ.

В целом, город очень понравился, не смотря на все вышесказанное, действительно, попадаешь в сказку.

Больше всего меня впечатлили представления с осликами на Патриаршей площади и площади Ноготкова-Оболенского. Аналогичные спектакли проходят и в Праге на часах "Орлой", но мы его не видели, часы были на ремонте, и в Мюнхене на городской Ратуше, тоже не увидели, не попали в нужное время. Теперь есть у нас в России и мы это увидели, спасибо!

Поездка была малобюджетной и не обременительной, учитывая, что застройка все еще продолжается, через несколько лет еще раз приеду.

И вам рекомендую посетить сказку-город Йошкар-Ола. Приятной поездки!

Отдых на море по лучшей цене!
Зоя_П
31 август 2019 г.
Спасибо вам Татьяна за подробный рассказ и виртуальное путешествие в Йошкар-Ола
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.