Отзыв написан: 16 мая 2019 г.

Мой рассказ не о Ярославле, а о городе Тутаев в Ярославской области, название которого даже нет в поисковике данного сайта.

И когда моя подруга предложила съездить в Тутаев, я так же ничего не знала о нем, может и слышала что-то, но в мои планы путешествий он не входил.

Город является 12-м городом (из двенадцати), входящим в Золотое кольцо России, хотя гид нам сказал, что это не так.

Почитав о нем в интернете, я заинтересовалась и решила взять однодневный автобусный тур, т.к. до Тутаева не ходят прямые поезда, ехать нужно с пересадкой в Ярославле, что было бы не удобно. Стоимость 2400 р.

Программа предлагалась интересной, но, к сожалению, не все, что было заявлено, было предоставлено.

4 мая в 7.15 мы отправились от станции метро «Ботанический сад» и через четыре с половиной часа прибыли в Тутаев.

В ходе поездки, гид рассказывал краткие истории тех городов, мимо которых мы проезжали.

Перед Ярославлем мы увидели огромный нефтеперерабатывающий завод, масштабы которого нас поразили.

Основан в 1879 году русским промышленником В. И. Рагозиным в Романово-Борисоглебском уезде в сельце Константиновском.

Стал одним из флагманов промышленности Ярославской области. На сегодня ЯНПЗ – одно из старейших действующих нефтехимических производств в мире. Назван именем выдающегося химика Д. И. Менделеева, который настаивал, что крайне необходимо не экспортировать сырую нефть, а перерабатывать ее в России.

В 1881 г. Менделеев посетил предприятие и участвовал в доводке технологического процесса.

В наше время завод не один раз сменял собственников. В 2016 г. кредиторы, требовавшие возврат кредитов, одолженных на модернизацию, обратились в суд с целью признать предприятие банкротом. Коллектив оказался в непростом положении. Конфликтующие стороны нашли точки соприкосновения, летом 2017 г. запущен производственный цикл. На базе ЯНПЗ планируется строительство мощного комплекса по сжижению природного газа.

К нашему счастью, случайно, навигатор водителя нас завел в центр города Ярославль. Туристы даже поаплодировали водителю.

Увидев вот эти достопримечательности, я еще раз себя убедила, что этот город обязательно нужно посетить, что и сделаю в ближайшее время.

Город Тутаев расположен на обоих берегах реки Волги. Он возник в результате объединения двух самостоятельных городов — Романова и Борисоглебска, располагавшихся на противоположных берегах Волги. В память об этом левобережная часть носит название Романовской стороны, а правобережная — Борисоглебской.

Романов и Борисоглебск были объединены в единый город Романов-Борисоглебск в1822 г. Это было сделано в соответствии с указом Александра I и объяснялось целями экономии по управлению городами.

7 ноября 1918 г. в Романове-Борисоглебске состоялось собрание, посвящённое первой годовщине Октябрьской революции, где главным обсуждавшимся вопросом было переименование города и его уезда.

Предложения были таковы: Луначарск в честь наркома просвещения А. В. Луначарского, Ленинск в честь В.И.Ленина, Разин в честь предводителя крестьянского восстания Степана Разина, Коммунар-Спартак в честь участников Парижской коммуны, Володарск в честь революционера В. Володарского, Тутаевск в честь рядового красноармейца И. П. Тутаева.

Собрание единогласно приняло новое название — Тутаев-Луначарск. 9 декабря 1918 г. «для удобства телеграфных сношений» слово «Луначарск» было убрано, а город было решено называть просто Тутаев, в память погибшего при исполнении служебного долга товарища красноармейца Тутаева.

В марте 1941 г. было решено переименовать Тутаев в честь учёного Д. И. Менделеева. Помешала ВОВ.

В настоящее время были шуточные предложения переименовать его в Кустодиевск.

В 2017 г. социологическое агентство АКСИО провело независимый опрос о возвращении городу старое название Романов-Борисоглебск, опросив более 16 % населения города. Из них за переименование Тутаева в Романов-Борисоглебск отдали свои голоса 26 %., это в основном старшее поколение. За сохранение нынешнего названия города, Тутаев, высказались 73 %., это молодые люди, выросшие и работающие всю свою жизнь с таким названием, к которому уже привыкли и …так короче произносить.

Город Романов был основан во 2-й половине XIII века впоследствии канонизированным в лике благоверных углицким князем Романом Владимировичем, именем которого и назван город.

В разные времена город не однократно разрушался и заново возрождался.

В XV веке княжество вошло в состав Великого княжества Московского.

В 1563 г. по воле Ивана Грозного состоялось массовое переселение татар на ярославскую землю. Город Романов на двести лет был полностью отдан во владение татарским мурзам. Это своеобразный исторический каприз, поведший к господству татар не только в Романовском, но и в соседнем Ярославском уездах. Государство проводило политику христианизации татар.

В 1777 году Романов стал центром уезда Ярославской губернии.

Наша экскурсия началась с кинотеатра «Экран» в г. Романове.

Тутаев - любимый город не только художников, но и кинематографистов. В Тутаеве снято более 150 советских, российских и зарубежных фильмов и сериалов!

По знаменитому «итальянскому» мостику маршировали отряды Василия Чапаева, а впоследствии и бойцы времен Великой Отечественной войны в кинофильме «А у нас была тишина». Леонид Гайдай, работая над фильмом «Двенадцать стульев», увидел в Тутаеве свой знаменитый Старгород. В Тутаеве снимали эпизоды таких фильмов, как «Хождение за три моря» и «Ярослав Мудрый», где принимали участие около 300 тутаевцев, «Экипаж» и «Доктор Живаго», «Русский бунт», «Вторые», «Котовский», «Позови меня в даль светлую», второй фильм "Бумер" и сериал "Мосгаз". Для тутаевцев съемки очередного фильма - дело привычное, а каждый второй житель города обязательно снимался в массовой сцене какого-нибудь фильма или сериала. Так что, можно сказать, Тутаев - город кинозвезд!

Нас познакомили с киноаппаратурой советского периода времени, показали «будку киномеханика», затем в отдельном зале продемонстрировали нарезку эпизодов из фильмов, снятых в декорациях фактурного Тутаева. Продолжительность экскурсии 30 мин., стоимость не знаю, у нас все входило в тур.

Меня эта экскурсия не впечатлила, я бы лучше это время провела на Волжской набережной, к которой мы двинулись сразу после кинотеатра.

По пути к набережной гид нас знакомила с городом, где нам встречались вот такие дома.

Практически, весь Романов состоит из таких зданий, большинство из которых обветшалые, того и гляди развалятся на глазах. Дороги там никакие. Да и город называть городом язык не поворачивался, большая деревня. Но, надо отдать должное, город чистенький, может просто перед пасхой убрались, а может там всегда так.

Сначала меня обшарпанность города раздражала, потом, наоборот, я увидела в этом свою прелесть. Все пропитано стариной и натуральностью, ощущаешь себя в 19 веке, только не хватает купеческих нарядов.

Это пожарная каланча, снимавшаяся в фильме «12 стульев». На момент постройки в 1912 г. здание оказалось самым высоким зданием в городе. Под крышей находится обзорная площадка, с которой видна вся округа. Сейчас сооружение не используется по назначению, но охраняется, как архитектурный памятник.

Мы приблизились к Казанско-Преображенской церкви, которая отлично смотрится с другого берега реки.

Храм построен в 1758 году.

Существуют красивые легенды о сооружении церкви. Одна из них - о том, что традиционно на месте строительства церкви устанавливался закладной камень. Мастера-строители установили камень почти на самой вершине волжского откоса, но когда пришли утром, оказалось, что закладной камень скатился почти к самой воде. Строители решили, что, видимо, так Богу угодно и приступили к сооружению храма. Другая легенда рассказывает, как жители города бросили клич и просили все проплывающие суда положить на волжский берег по камню: мол, кто камень на берегу оставит, тому грехи прощаются, ибо строить храмы – дело богоугодное. За несколько навигаций камней навезли столько, что хватило на укрепление берега Волги, на сооружение двух мощеных булыжниками спусков к речным причалам и даже часть торговой площади удалось замостить.

Мы не стали к ней спускаться, время на это не было предусмотрено. Храму требуется реставрации.

Затем поднялись на Волжскую набережную, народное название этого места — Кустодиевский бульвар., с которой дул сильный и холодный ветер.

Он получил такое неофициальное название в честь знаменитого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева, который в 1906 г.побывал в городе Романово – Борисоглебске. В своих полотнах он отразил древний город на Волге и посвятил ему картины «Провинция», «Гулянье на Волге», «Гулянье», «Купальщицы» и другие. Посмотрев эти картины проникаешься духом того времени.

Бульвар запечатлён во многих художественных и документальных фильмах.

Это единственное место на Волге в Тутаеве, где сохранилась кованая чугунная решётка.

Отсюда открывается потрясающий панорамный вид на другой берег реки, откуда смотрит на нас Воскресенский собор.

Это отличное место для фотосессии.

Сейчас бульвар пустынный, в отличии от картины "Гулянье на Волге", и оживает это место только в городские праздники: здесь проводятся костюмированные прогулки и реконструкции купеческой жизни, где можно увидеть дам в платьях с кринолином, ажурными зонтиками и элегантно убранными причёсками.

Тур предполагал эксклюзивную экскурсию на настоящий колокольный завод, где заслуженный мастер литья колоколов по древнерусским технологиям должен был рассказать и показать, как все это происходит.

Здесь отливают колокола весом от 4 до 16 000 килограммов, их звон украшает своим благовестом просторы России, Украины, Казахстана.

Мы должны были увидеть заготовки колоколов, узнать, для чего колокол закапывают в землю, что такое кружальное лекало, зачем используют конский навоз и квасное сусло, и используют ли серебро при отливке колоколов, чем закладывают уши звонари, чтобы не оглохнуть, и почему колокольный звон имеет такую целительную силу.

Но, увы, экскурсия не состоялась, была пасхальная неделя, просили правильно понять.

Далее мы направились в музей «Колокололитейное искусство».

Музей еще только создается, для осмотра открыто всего лишь два зала, планируется еще два зала. Мы были первой группой, которая посетила этот музей, в своем роде первооткрыватели. Некоторые экспонаты были привезены непосредственно перед нашим приездом, как, например, вот эта дуга, выпрошенная из другого музея.

К нам вышел мужчина в солидном пиджачке, Александр, который сообщил, что он переоделся только перед нашим приходом. На самом деле он и директор музея, и экскурсовод, и строитель, который своими руками создает музей, и звонарь, в ходе экскурсии продемонстрировал нам звонарное искусство. Одним словом, и швец, и жнец, и на дуде игрец.

К сожалению, самые ценные экспонаты еще не были выставлены, по причине их безопасности, но мне хватило того, что имеется в музее.

Уютный музей, с небольшими комнатками, мне понравился. Когда откроется полностью, будет еще интереснее. Рекомендую.

Далее мы двинулись к Крестовоздвиженскому собору «что в валах».

Тутаев - город на семи холмах, семи оврагах и семи ключах. Вся экскурсия состоит из подъемов и спусков, обувь необходимо выбирать удобную.

Храм построен в 1658 г. ярославскими мастерами на месте деревянного собора, расположен внутри крепостных валов городища, воздвигнутых ещё при основателе города угличском князе Романе Васильевиче, в наиболее древней части города.

Храм расписан фресками, по мнению специалистов костромскими мастерами, сохранились в первозданном виде. Но они требуют реставрации, находятся в плачевном состоянии. Внешне храм был недавно отреставрирован, выглядит прилично.

Рядом с собором находится Усадьба дворян Зацепиных, построенная в первой половине XIX века. В настоящее время усадьба — один из частных музеев Тутаева, хозяин дома не всех пускает в свои владения даже за деньги.

От Крестовоздвиженского собора мы пешком направились к Волге на переправу, по пути знакомясь с купеческими домами.

Это знаменитый Леонтьевский мостик, местные его называют итальянским. Был построен в конце XIX столетия. Когда-то там протекала река Медведка, а сейчас ручей.

Так получилось, что в Тутаеве нет ни одного моста через Волгу. В советское время его планировали построить, но так и не случилось, проект был очень дорогим, а сейчас это стало не целесообразно.

Переправа.

Паром ходит в летний период, зимой жители города переходят Волгу по льду, а в межсезонье единственный вариант добраться на соседний берег - это через Ярославль, до которого нужно ехать примерно 40 км в одну сторону, итого 80 км, чтобы попасть на другой берег.

Сейчас ведется обсуждение о возведении канатной дороги, это гораздо дешевле.

Паром ходит каждый час, билет в один конец стоит 30 р., плыть 5 мин., вмещается несколько автомобилей. Можно еще переправиться на частной моторной лодке, цена такая же, домчат вас за полторы минуты, но выбирать нужно трезвого водителя, и вы ни от чего не застрахованы.

Даже очень жалко, что так быстро ходит паром, потому что виды с него на оба берега города завораживающие.

Это Борисоглебск. Центр в основном такой, и только на выезде мы увидели многоэтажные дома.

Первые упоминания о поселениях на Борисоглебской стороне были ещё до постройки Романова.

Последние исследования показали, что в 1238 году Ярославль подвергся монгольскому нападению. Часть ярославцев, сбегая от нашествия, поселилась в Борисоглебске.

Название города носит имя первых русских святых, мучеников-страстотерпцев князей Бориса и Глеба.

Группа двинулась на Юбилейную площадь в столовую на обед (оплачивался отдельно 350 р.), а я в это время гуляла по городу, рассматривая дома , и наткнулась на такие вот красивые ворота.

Добрела до памятника овечке….

и Благовещенской церкви.

Храм стоит недалеко от Воскресенского собора. Однокупольная церковь была открыта в 1660 г. в южной части Борисоглебской стороны. Прежде это было село Ново- Благовещенское, вошедшее в 1777 году в состав города Борисоглебска. Требует реставрации.

После обеда мы направились в парк «СССР», музей под открытым небом. Из названия понятно, что там все посвящено советскому периоду. В парке можно увидеть статуи пионеров, бюсты Калинина и Маяковского, Ильи Тутаева, имя которого носит город, конечно же, статую Ленина и ретро-автомобили.

Парк был открыт в 2008 году на месте заброшенного сквера, до 60-х годов прошлого века на этом месте располагалась небольшая базарная площадь.

Затем посетили музей «Борисоглебская сторона», был открыт в 2006 г.

Мы посмотрели несколько экспозиций, буквально бегом и не все, другая группа наступала нам на пятки.

В коридоре висит маленький колокол, который нужно потереть или позвонить в него, чтобы сбылось желание.

Экспозиция «Мануфактура Е.Е. Классена» посвящена развитию Борисоглебской части города в конце XIX - начале XX вв., которое связано с жизнью и деятельностью фабриканта, купца II гильдии Е.Е. Классена, выходца из Германии. Экспозиция рассказывает об истории строительства Романовской льняной мануфактуры в городе, знакомит с купеческим бытом.

В экспозиции «Советская провинция» представлены предметы советского периода.

Мне, как человеку, родившемуся в СССР, было не очень интересно, так как что-то я еще помню из детства.

Экспозиция «Квартира Букваря» представляет настоящий школьный класс, где можно посидеть за партами того периода, я их еще помню, в начальных классах такие были.

Экспозиция «Царская овца» посвящена знаменитой романовской овечке, получившей известность почти 300 лет назад.

Здесь представлена крестьянская изба, дом овчара с деревянными предметами обихода, лавками, покрытыми овечьими шкурами, печью, Красным углом и изделия из шерсти овец.

Кованную спинку кровати могли иметь только зажиточные крестьяне.

Романовская овца - гордость края. По наставлению Петра I, обратившего внимание на пробле­мы овцеводства, в 1716 г. были выписаны из Силезии и направлены в романовский край два тонкорунных поро­дистых барана. Благодаря трудолюбию и народной сме­калке, была выведена романовская порода овец. Романовские полушубки верой и правдой служили ямщикам, в годы Великой Оте­чественной войны согревали своим теплом солдат, офи­церов, летчиков, потому что в них «весу четыре фунта, а жару, что от четырех печей».

Каждый год здесь проходит фестиваль «Романовская овца – золотое руно России», и конкурс красоты для овец, где хозяева наряжают своих подопечных, как могут и соревнуются в стрижке овец. Нам показали фото овцы, занявшую первое место в прошлом году. Но, так получилось, что романовская овца ни разу не побеждала.

Так же представлены Романовские гвозди, которые ковали местные кузнецы для строящихся кораблей русского флота по указу Петра I, ког­да велась война с Турцией. В Романове имелись желез­ные и медные заводы.

А еще Тутаев славится Романовскими баранками и Романовским луком, был выведен местными огород­никами на рубеже XV—XVII веков. Лук красный, сочный, не требующий тепловой обработки. По форме и величине на­поминает крупную репу. Славился высокой уро­жайностью и прекрасными вкусовыми качествами.

В музее есть еще несколько экспозиций, но нас туда не пригласили и не дали времени погулять самостоятельно.

Это - «Жители наших лесов», рассказывает о жизни зверей и птиц окрестных лесов;

- «Кустодиевская Чайная», где интерьер воссоздает атмосферу народной чайной. Множество подобных заведений окружали в начале прошлого века торговую площадь. Стены украшены картинами в кустодиевском стиле со сценами чаепития крестьян, извозчиков, приказчиков и купцов;

- «И помнит мир спасенный», где фотографии и документы рассказывают об участии уроженцев города в Первой Мировой, Гражданской и Отечественной войнах.

Напротив музея находится еще один Музей «Царская овца», в уютном дворике которого представлены репродукции Кустодиева и стоит домик для обитающих там двух овец, которых зовут Проша и Глаша, их можно кормить хлебом.

Рядом Музей адмирала Ушакова и Русского флота, расположился в здании конца 19 в. Посещение этого музея не входило в наш тур.

И заканчивается наша экскурсия посещением Воскресенского собора, главная достопримечательность Тутаева.

От музея до собора шли пешком, по пути рассматривая купечески дома.

Сначала мы спустились на смотровую площадку, откуда Романов виден весь как на ладони. На момент нашего пребывания деревья еще не все распустились, благодаря чему была хорошая видимость. Весь левый берег усеян церквями, особенно хорошо смотрятся Казанско-Преображенская церковь и Крестовоздвиженский собор.

Воскресенский собор строился с 1652 по 1678 год. Был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Был расписан в 1680 годах ярославскими художниками. Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета.

Особенность храма — богатые росписи наружных стен, частично расписанные фресками, которые неоднократно переписывались масляной живописью.

Храм очень красивый, реставрировался относительно недавно, по-моему, в 2012 г., но фрески уже требуют очередной реставрации.

Это один из немногих храмов, который не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось все внутреннее убранство, иконостас, росписи.

Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный по преданию Дионисием Глушицким, предположительно в XV веке. Это погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте.

Таких огромных икон я еще нигде не видела. В храме на момент нашего посещения шла служба, у меня рука не поднялась, чтобы сделать фото. Очень жаль, это было впечатляюще.

Тысячи паломников со всего мира специально приезжают в Тутаев, чтобы приложиться к этой древнейшей святыне, прославленной чудесами исцеления. Не только гид, но и некоторые туристы рассказывали истории исцеления, после прикладывания к этой иконе. Согласно древней традиции, нужно проползти под иконой на коленях один или три раза, читая специальную молитву, для этого под киотом образа проделано специальное отверстие. Хочу заметить, что очень полные люди там не пролезут.

В данном храме существуют две церкви - верхняя и нижняя.

Верхнее помещение не отапливается, икона находится там только в тёплое время года. В нижний же храм чудодейственный образ переносится зимой во избежание порчи. Мы были в нижней части храма, икону наверх еще не перенесли.

На этом наша 6-ти часовая экскурсия закончилась, мы двинулись в тяжелый путь. Почему тяжелый? Потому что был выделен микроавтобус, в котором было тесно и неудобно. Я очень устала. Плюс перед Пушкино, где ведется бесконечный ремонт дороги, попали в пробку, из-за которой все переживали, успеем ли сделать последний переход в метро. В результате, обратный путь до Москвы составил более 6 ч.

Некоторые туристы изъявили желание еще раз сюда приехать уже самостоятельно. Скорее всего, я тоже сюда еще раз приеду, но уже из Ярославля, который в любом случае посещу.

Общее впечатление такое: город о-о-чень самобытный, в этом его и изюминка.

Но, какую бы прелесть я не нашла в обшарпанности города, все-таки это туристический город, и правлению города стоило бы вложиться в реставрацию туристических объектов и восстановление дорог, которые там практически отсутствуют. В некоторых деревнях дорожная ситуация лучше, чем в Тутаеве.

Здесь невольно вспомнишь Гоголя (правда это выражение приписывают и Карамзину, и Салтыкову-Щедрину): «У России две беды — дураки и дороги».

Любителям старины рекомендую посмотреть этот город. И ….легкой вам дороги!

Отдых на море по лучшей цене!
КЛМ
18 май 2019 г.
Очень насыщенная экскурсия. Думаю было интересно посмотреть на все своими глазами, нам порадоваться вашему рассказу. Спасибо!
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.