Сафари в Танзании с ребенком. Пляжный отдых на Занзибаре

Отзыв написан: 28 марта 2019 г.
Посещенные курорты: Занзибар

Я не буду спрашивать, как у тебя дела. Раз ты бегаешь по Флоренции в поисках средства для профилактики малярии, значит, у тебя все хорошо ?

(из письма за полгода до поездки)

В составе больших делегаций мы с мужем побывали во многих экзотических местах планеты. В нашем travel-списке Бразилия, Малайзия, ЮАР, Гоа, Бали. Но самой яркой, самой запоминающейся поездкой для меня стала Кения в 2010 году. Поэтому

1.   Африки я не боялась;

2.   Мечтала показать настоящую дикую Африку младшей дочери (11 лет).

Так при планировании отпуска “из зимы в лето” мы остановились на Танзании.

На просторах Интернета попался восторженный английский отзыв об отдыхе в Танзанийском кемпе прямо посреди саванны. Другие отзывы об этом кемпе были не менее позитивными. Семейный отдых мы обычно планируем без участия агентств, поэтому муж написал в понравившийся нам кемп. Пришел ответ: напрямую с Россией эти ребята не работают – только через английское агентство. Пришлось поступиться принципами и написать теперь уже в агентство. Так мы начали общаться с Чарли Блэком.

Переписка была продолжительной, вопросов у нас было много, поэтому общались долго. В семье мы активно обсуждали поездку, а агента называли уже не иначе как “наш друг Чарли”, представляя себе большого темнокожего специалиста по саванне, выросшего в дикой природе и с копьем охотящегося на диких кабанов. Каково же было наше удивление, когда мы случайно нашли фото нашего друга Чарли, который оказался хрупкой блондинкой с ясными голубыми глазами!

Чарли предложила нам на выбор несколько кемпов и несколько вариантов продолжения отдыха у океана, она отвечала на наши умные и не очень вопросы, давала рекомендации, стойко переносила наш не самый грамотный английский. И вот наступил день X – отправка 100% предоплаты в Англию, в агентство, о котором мы узнали только пару месяцев назад и с представителями которого не увидимся никогда. Страшно было? Конечно! Но кто не рискует, тот не пьет шампанского посреди саванны на террасе с видом на реку с бегемотами ? А я его пью!

Страшно ли было потом? Да! Когда мы ездили сами, то были моложе, безответственней. Но с ребенком…

На теме подготовки дочери к поездке остановлюсь отдельно. Информации по этому вопросу в Интернете очень мало, опыта путешественников еще меньше. Я нашла один единственный отзыв о поездке в саванну с детьми. Поэтому пишу подробно, надеюсь, будет полезно.

Укреплением иммунитета дочери (и своего) занимались особо: каток и бассейн min 1 раз в неделю. Если хочется кататься на санках, а надо делать уроки, то идем и катаемся на санках. Поливитамины – каждый день, противовирусное – неделю перед отъездом в профилактических дозах (в классе были заболевшие, поэтому мы перестраховывались). Аптечка на полчемодана, в которой есть все от всего. Прививки от желтой лихорадки были сделаны всем членам семьи. От тифа не делали, т.к. врач сказал: если вы не планируете купаться в африканских реках, то в этой прививке нет смысла. Поверили. Остальные прививки у ребенка по возрасту.

Профилактика малярии - это, пожалуй, самое главное. Изучив вопрос от и до, я решила, что нам нужен только Маларон. Дженерик Маларона – Милан – был куплен в Италии без проблем и рецептов. Прием начали по инструкции. И, конечно, полный арсенал средств от комаров: в розетку, на батарейках, браслеты, кремы, спреи – всех возможных торговых марок и названий. Кстати, советую закупить это все заранее, т. к. в январе-феврале найти репелленты проблематично. Пользовались всем, но половину все-таки привезли обратно. Моя дочь относится к категории людей, которых комары и мошки любят особенно и могут покусать даже в Москве в декабре. Забегая вперед, скажу: взрослых комары не кусали, у дочери три укуса – один в саванне, два на побережье. У мамы добавилось седых волос, дочь так и не поняла, из-за чего весь кипиш.

Немного прописных истин: если вы не видите и не слышите комаров, это не значит, что их нет. Репелленты обязательны, опущенный полог на ночь обязателен, профилактика малярии обязательна. Я не зря столько слов посвятила теме малярии, т.к. именно она больше всего пугает путешественников. Американские туристы, с которыми мы познакомились, никаких репеллентов не применяли и на наш вопрос о малярии ответили: “Мы же пьем Маларон, у нас нет повода волноваться.”

На этом тему медицинских страшилок я заканчиваю и возвращаюсь к нашему путешествию.

Итак, наш друг Чарли прислала нам билеты, телефоны, координаты, инструкции – и мы полетели. Маршрут был выбран такой. Москва – Дар-эс-Салам (с пересадкой в ОАЭ). На все про все 16 часов. Ночевка в Дар-эс-Саламе. И утром маломоторной авиацией местных авиалиний перелет в заповедник Селоу, в Rufidgi River Camp.

4 дня/3 ночи в заповеднике, потом таким же маленьким самолетом перелет на Занзибар и 7 дней/6 ночей моря, пляжа, фруктов и релакса.

Долетели до Дар-эс-Салама без приключений. Из самолета, конечно, вышли на автопилоте. И тут я в который раз поблагодарила моего предусмотрительного мужа, который не поленился в Москве, съездил в посольство и получил визы на всех нас, несмотря на мои уверения в том, что все получают визу на месте, что это пустая трата времени, что нельзя настолько ответственно подходить к вопросу и т. п.

В аэропорту Дар-эс-Салама очередь на получение визы была неимоверная – часа на 2. Помещение душное, самочувствие после перелета отвратительное. И как же я была рада, когда мимо всей этой очереди мы быстро прошли на пограничный контроль.

Увидев водителя, встречающего нас с табличкой, первый раз выдохнули: похоже, мы работаем с хорошим турагентством и наше путешествие состоится. И тут нас ждало испытание на прочность: машина, которую за нами прислали, оказалась весьма почтенного возраста и, что самое ужасное, без кондиционера. Час-пик, плотный трафик, путь до гостиницы 15 км занял полтора часа времени в жутких пробках. Дочь из машины мы практически вынесли на руках, ребенок был в полуобморочном состоянии.

Гостиница в Дар-эс-Саламе оказалась очень приятной: кондиционеры и вентиляторы, приветливый персонал, холодный напиток сразу после “Hello” – мы ожили. И наш папа тут же достал ноутбук и написал Чарли все, что думал о встречающей нас машине. Через три минуты мы получили полстраницы извинений и уверений в том, что завтра машина будет другой. Поужинав в see-food ресторане рядом с гостиницей, мы упали в постели.

Ночевка в Дар-эс-Саламе была очень правильным решением. Если б в день прилета мы сразу отправились в заповедник (а такой вариант мы тоже рассматривали), это было бы очень тяжело. Мы бы потеряли одно сафари, потому что просто не смогли насладиться им в полной мере после трех перелетов, недосыпа, смены климата. Так что, если есть возможность, я очень рекомендую ночевку в Дар-эс-Саламе перед дальнейшим путешествием.

Утром за нами действительно прибыл другой транспорт – две машины! Обе новые, большие и, самое главное, с кондиционерами! Видать, Чарли так наехала на танзанийское транспортное агентство, что те с перепугу перестарались ?

В аэропорт мы доехали быстро. Там нас встречал сотрудник, который помог с вещами и проводил нас в отдельный зал ожидания местных авиалиний Дар-эс-Салама. Пассажиров собралось 7 человек. Самолетик маленький, 12-местный. Пилот предложил нашей дочери сесть на место второго пилота! С одним условием – не трогать штурвал. Радости ребенка не было предела. Полетели. Честно скажу, я думала, будет страшнее. Тем более, что я в принципе боюсь летать: до слез во время турбулентности и до вопросов стюардов “Хорошо ли я себя чувствую”.

Маленький самолетик летел очень плавно, его не трясло, не качало. Единственной проблемой были уши. Их закладывало сильно. Поэтому рекомендую конфетки/жвачки/открытый рот на протяжении всего полета. Особенно для детей. Полет продолжался 40 минут. Сели на грунтовую дорогу, которая и оказалась взлетно-посадочной полосой. Самолетик встречали джипы, они и развезли пассажиров по разным кемпам.

С нами поехала женщина инвалид-колясочник (простите за подробности, но для понимания напишу: у женщины нет ноги). Путешествовала женщина одна! В этой связи, во-первых, охватывает гордость за ту страну, где инвалиды-колясочники могут себе позволить такой недешевый отдых. А во-вторых, конечно, очень порадовал прием, который оказывает кемп людям с ограниченными возможностями: даму вместе с креслом на руках носили со склона в лодку и обратно на водное сафари, сотрудники привозили/увозили ее в ресторан, помогали справиться со шведским столом, хозяйка кемпа (или управляющая?) обняла и расцеловала эту женщину. Оказывается, дама приехала в кемп второй раз! В прошлое посещение ей не удалось увидеть гиен – и она решила предпринять вторую попытку. Забегая вперед, скажу, гиен она увидела. Но, надеюсь, дама совершит еще не одно путешествие по Африке.

Хозяйка кемпа показала нам территорию, рассказала об основных правилах поведения. Кемп не огорожен, поэтому через территорию может пройти слон или бегемот. Такое редко, но бывает, пугаться не надо, животные неагрессивны. За время нашего пребывания ни слон, ни бегемот на территорию не заходили. А жаль…

Несколько видов обезьян и лемуров живут на территории кемпа. Правила общения стандартные: кормить/трогать нельзя - только смотреть. Выходить из палатки после захода солнца можно исключительно в сопровождении масая. Кстати, вечером, провожая гостей кемпа до палаток, по дороге масай ищет на деревьях ночных лемуров и высвечивает их фонариком в густых зарослях. Лемуры не боятся, свет их не раздражает, но явно вызывает интерес.

Электричество обеспечивается генератором, поэтому включают его по часам: 1 час утром, 2 часа днем и 4 часа вечером. В 22-00 электричество отключают до утра. Мы за день уставали так, что ложились раньше 22-00, тем более что выезд на сафари в 8 утра.

Еда – шведский стол. Выбор блюд небольшой, потому что все продукты завозятся самолетом. С нами в проходе летели картонные упаковки с яйцами. Кормили хорошо и вкусно, даже наша привередливая дочь была сыта и довольна. Столики ресторана находятся на улице под огромными зонтиками. Чистота, белоснежные скатерти, любезные официанты.

Меня пугали, что бутылка пива в кемпе стОит, как Мадам Клико на цивилизованном континенте. Ничего подобного. Пиво оказалось по 5 Евро за бутылку. По остальному алкоголю цен не знаю.

Кемп расположен на крутом берегу реки Руфиджи. Ресторан с видом на реку и на остров, по которому ходят бегемоты. На территории кемпа большой общий бассейн, 11 палаток, 3 сьюта, ресторан, бар, две зоны отдыха (лобби), стойка ресепшн, паркинг сафари-авто. Палатки расположены так, что других жителей кемпа ты видишь и слышишь только в ресторане. В остальное время – ощущение полного уединения.

Когда я ехала в кемп, я представляла себе армейскую палатку: брезентовое сооружение на каркасе, в некоторых местах которого помещаешься в полный рост. Увиденное поразило мое воображение.

Нам предоставили семейный номер, хотя оплачен был стандарт. Вот как это выглядело. На 4-х столбах держится огромная тростниковая крыша. Столбы стоят на каменном фундаменте. Размеры фундамента где-то 4м на 9 м. Под крышей натянута большая брезентовая палатка, с окнами и дверями. Площадь палатки метров 25. Плюс ванная комната под той же крышей. Стены ванной комнаты высотой метра 2,5, а крыша расположена на высоте метра 4. То есть, между стеной и крышей пространство, достаточное для попадания в ванную не только насекомых и птиц, но и обезьян. Для более тесного общения с природой. Поэтому никакие умывальные принадлежности в ванной хранить нельзя – унесут. Умылся – забери все с собой в палатку.

Таких конструкций в составе семейного номера две! Две палатки-комнаты, две ванны. В одной палатке-комнате двуспальная кровать, односпальная кровать, письменный стол, кресло, шкаф, вентилятор. В другой то же самое, но две односпальных кровати и диван. В первой ванной комнате душ, умывальник, унитаз, в другой – ванна, душ, умывальник, унитаз с гигиеническим душем. Палатки находятся на деревянном помосте, здесь же шезлонги, стол, стулья и…. бассейн! Небольшой, но наш, личный! Как мы любили купаться в нем до и после сафари!

Москитные сетки везде: на окнах, дверях, над кроватями и диваном. Предполагалось, что ребенок будет спать в одной палатке, а папа с мамой в другой. Конечно, я не допускала даже мысли о том, что ночью посреди саванны мой ребенок будет не рядом со мной. Поэтому мы жили в одной палатке, а второй практически не пользовались.

Ночь в саванне – это отдельная тема: обезьяны кричат, кабаны хрюкают, бегемоты рычат, - саванна полна звуков. С первыми лучами солнца просыпаются птицы. Обезьяны начинают скакать по деревьям, ломая ветки и устраивая какие-то свои обезьяньи скандалы. В первую ночь заснуть удалось с большим трудом. Потом привыкаешь, успокаиваешься, понимаешь, что никто к тебе ночью в палатку не заберется – и спишь, как убитый, особенно после 8-часового сафари.

Остановлюсь на деликатной теме похода в туалет ночью. Мы с дочерью старались после 19-00 жидкости не потреблять, дабы благополучно проспать до утра. Но если вдруг все-таки приспичило… Света нет. Насекомые, ящерицы и, может быть, обезьяна, в санузле есть. Будим папу. Берем фонарик. Пошли. Выключаем фонарик – страшно. Включаем – все насекомые саванны, в том числе бабочки, размером с воробья, радостно слетаются на свет. Так что мы ходили в туалет со светомузыкой: дочь включает фонарь – насекомые полетели, визг, фонарь выключаем. Что-то мимо проползло, мы в темноте не видели, что это, - визг, фонарь включаем. И так по кругу. Но к концу пребывания в кемпе наш ребенок на трехсантиметровых жуков-скарабеев уже не реагировал никак, а визг по поводу бабочек перешел в тихое “кыш отсюда, я тут писаю”.

Каждый день у вас есть выбор сафари: сафари на джипах с 8-00 до 12-00 или с 12-00 до 15-30. Сафари на джипах может быть на целый день с 8-00 до 15-30 с обедом в саванне. По факту такое сафари заканчивалось в 17-00 и даже в 17-30. Есть сафари на лодке с 6-30 до 11-30 с завтраком или с 9-00 до 13-00, или с 16-00 до 18-00.

Компоновать сафари можно, как угодно. Проживание, питание, в том числе и на сафари, большое количество воды, само сафари – все входит в стоимость.

Мы брали вечернее водное сафари в день прилета, два сафари на джипах на полный день и хотели взять водное сафари со встречей рассвета на реке в день отъезда, но ребенок наши планы подкорректировал...

Начнем с водного сафари. Моторный плот с рядами удобных кресел, легкая крыша от солнца. Вместимость 6-8 человек, но по факту людей всегда меньше. На таком плоту мы отправились в путешествие по реке Руфиджи – одной из самых чистых рек Африки. Вода в реке мутная, но это природный ил без грязных примесей. Мы подплывали очень близко к бегемотам, один из них даже поднырнул под наш плот, чем вызвал легкое качание судна и восторг присутствующих.

На берегах реки мы видели крокодилов, птиц, обезьян. Ярко красные цветущие кусты, пальмы, хлебное дерево, сосисочное дерево - берега реки очень живописны.

Страшно было дважды. На плоту два сотрудника. Один управляет плотом, второй высматривает живность, показывает ее и рассказывает о ней. И вот гид увидел крокодила. Нас подвезли к берегу вплотную. Гид отчаянно тычет пальцем, шепчет crocodile – а мы ничего не видим. И тут …. оно метнулось в воду в 50 см от плота! Что-то серое, огромное, мощное! Плот зашатался – и тут мы поняли, что, сливаясь с окружающей действительностью, рядом с плотом лежал двухметровый крокодил – мастер маскировки. Мы видели еще много крокодилов, они грелись на песочке, при нашем приближении убегали в воду. Но этот, подпустивший нас так близко, произвел неизгладимое впечатление.

Потом мы подплыли к буйволу, который стоял по колено в воде и с удовольствием обгладывал прибрежные кусты. Остановились – буйвол ест. Хороший такой буйвол, с полтонны весом. Подплыли ближе – ест. Подплыли совсем близко, на весле, не включая мотора, чтоб не вспугнуть. Буйвол перестал есть, повернулся в сторону нашего плота и очень недобро посмотрел на нас. И тут я понимаю, что двух прыжков ему будет вполне достаточно, чтоб очутиться у нас на плоту. Стало страшно. Шепчу мужу: “А если товарищ прыгнет?” “Не, - говорит муж, - у сотрудников все рассчитано, мы успеем уплыть.” Буйвол делает шаг в нашу сторону, сотрудник заводит мотор, мотор кашляет два раза – и не заводится. Буйвол делает еще шаг – мотор опять кашляет, и повисает тишина. И только с третьего раза, когда вся жизнь уже промелькнула перед глазами, мотор заработал и мы успешно покинули место ужина буйвола. Не знаю, может, ситуация с мотором была инсценировкой для получения наиболее ярких впечатлений, может, буйволы не нападают на такую крупную дичь, как плот, но я испугалась не на шутку. Сотрудники были абсолютно спокойны. Значит, вопросы безопасности продуманы до мельчайших подробностей. Мы именно потому и выбрали этот кемп, что за всю многолетнюю историю его работы ни одного несчастного случая не было.

На следующий день нас ждало сафари на джипах. Джип открытый со всех сторон, стекло только лобовое. Легкая крыша, как на плоту. На первое сафари мы ездили одни на 6-местном джипе, на второе - с американской парой в 8-местной машине.

Я хорошо помню сафари в Кении в 2010 году. Мы подъехали к воротам национального парка, водитель зарядил ружье и демонстративно положил его перед собой. Далее последовал рассказ о том, как однажды несознательный турист выскочил из машины, рванул к слону и… (нет, не туриста) слона пришлось пристрелить. А вот туристу пришлось оплатить полную стоимость слона.

В Танзании ничего похожего не было – ни оружия, ни страшилок.

В Кении нас подвозили к местам, где сотрудники заповедника кормят животных. В Танзании никто никого не кормит. Дикая природа живет своей жизнью, и человек никак в нее не вмешивается – только наблюдает.

Гид в саванне показывал нам огромный череп носорога и объяснял, что носорог умер от жажды, потому что было засушливое лето и он не смог добраться до воды. На наше: “Как же так? Разве вы не подкармливаете животных? Не привозите им воду во время засухи?” – гид ответил: “Нет, мы в дела природы не вмешиваемся. Если носорог умер, значит, он был нужен гиенам, птицам-падальщикам, муравьям…” Вот так.

В машине на сухопутном сафари так же два сотрудника, как и на плоту. Один рулит, второй высматривает животных и общается по рации с другими машинами. Гиды делятся друг с другом информацией о локации животных. Экскурсия на английском. Особое отношение к ребенку. Гид говорил небыстро, объяснял простыми словами, если видел, что ребенок не очень понимает. Мы не ожидали, что наша дочь настолько хорошо знает английский. Сначала она стеснялась/напрягалась, а потом задавала вопросы, переводила то, что папа с мамой не поняли, показывала московские фотографии. Кстати, фото трехдневной давности, где наш ребенок в пуховике, капюшоне, перчатках и шарфе катается на коньках, а по периметру катка сугробы достигают метра в высоту, – это фото производило на африканцев неизгладимое впечатление. Они передавали его друг другу, смотрели с нескрываемым ужасом: “Ребенок, это ты? Как ты там живешь?...”

Дочь подружилась с гидом, он относился к ней особенно тепло и действительно был рад общению с русской девочкой. Когда мы поехали на сафари с американцами, гид начал с того, что извинился: “Я сегодня буду говорить не так быстро и некоторые вещи буду объяснять более подробно, я очень хочу, чтоб моя маленькая подружка из России в полной мере понимала меня”.

Никогда никакой, даже самый приближенный к естественной среде обитания зоопарк не сравнится с живой дикой природой. Поверьте, нам есть с чем сравнивать. Мы были во многих зоопарках Европы и Азии. В дикой природе звери абсолютно другие. Они живые, настоящие, этого не описать словами. Жирафы совсем не боятся людей. Они ходят группами, часто семьями с малышами. Иногда кажется, что жираф специально поворачивается к объективу фотоаппарата своим самым фотогиеничным бочком. Кто кого рассматривает – не понятно.

Очень много козочек. Они не перебегают, а буквально перелетают дорогу перед джипом. Пасутся обычно мамы с детками отдельно, папы отдельно.

Мы видели несколько семей бородавочников. И за что таких очаровательных хрюшек так некрасиво назвали? Дочь первая крикнула: “Пумбы!”, увидев семью с тремя поросятами. Так мы их и называли – пумбы.

Протектор у колес джипа очень рельефный, поэтому машина буквально вспахивает верхний слой земли, когда едет прямо по саванне. Красные птички с длинными голубыми хвостами целой стаей летят рядом с машиной, с той же скоростью и выхватывают из-под колес насекомых и червячков. Мы мчим по саванне, а с двух сторон ярко-красные птицы, совсем близко, кажется, можно рукой достать.

Есть животные, которые близко к себе не подпускают и детально рассмотреть их можно только в бинокль. Это зебры, антилопы гну и буйволы. Правда, нестандартный смелый буйвол нам уже встретился на водном сафари, но он такой был один.

Очень много обезьян. С детками. Скачут вдоль дороги, в два прыжка перелетают на другую сторону. Если остановиться, то можно спокойно понаблюдать за ними – не боятся, не убегают.

Мы видели гиен, причем дважды. Они очень яркие, красивые, сливаются с травой и почвой. Лапы высокие, уши большие и впечатляющие зубы. Стая гиен отдыхала после сытного ночного приема пищи. Они перекатывались в боку на бок для улучшения пищеварения. Подпустили к себе очень близко, на расстояние 5 метров.

Со слонами нам не повезло. Стадо слонов паслось в кустах, и их не очень хорошо было видно. Один слон с бревном в хоботе вышел к нам ненадолго. Говорят, бывает, слон подходит к машине, щупает хоботом туристов. Нам не повезло. Или повезло? -)

Мы проезжали мимо озер и теперь уже с суши наблюдали за бегемотами, крокодилами, птицами. Все животные были с малышами. Маленькие бегемотики очаровательны! Взрослые очень бдительно охраняют их от крокодилов.

Искали львов. И вот, когда уже отчаялись, когда гид сказал, что сафари – это игра: кому-то повезло, а кому-то повезет в следующий раз, именно в этот момент рация сообщила Lions! И мы помчались. Львы отдыхали в тени деревьев возле водопоя. Подъехали мы к ним на расстояние метров 10. До нашей открытой машины три-четыре львиных прыжка. Видя мои круглые глаза, гид сказал: “Мы о своих животных все знаем. Ночью львы охотились. Причем очень успешно. Сейчас на вас, как на еду, они смотреть не могут – и так переели. Именно поэтому сегодня мы можем рассмотреть их так близко.” И мы рассматривали. Одна львица лакала водичку, как настоящая кошечка, вторая каталась пузом кверху, чтоб быстрее переварить обильный ужин, другие дремали под деревьями. Смотреть на них можно бесконечно. Возле львов собралось несколько машин с туристами. Водители старались перещеголять один другого: подвозили максимально близко, в самую выгодную для фото точку. Через время уступали место другим машинам, чтобы все гости саванны смогли полюбоваться дикими кошками и сделать уникальные фотографии.

Обедали мы в саванне. Гид выбирал площадку, выходил, смотрел, нет ли опасности, потом вместе с водителем они ставили деревянный стол, стулья, стелили скатерть и доставали из термосов и салат, и мясо с гарниром, и фрукты, и напитки на выбор. Даже десерт был! Мы обедали в тени огромных деревьев и наблюдали за гуляющими жирафами, за отдыхающей неподалеку стаей обезьян.

Впечатления ребенка не описать: круглые глаза, восторженные крики, столько всего интересного вокруг, что… даже воды попить некогда. Думаю, на этом мы и попались.

Последняя ночь в саванне, на утро заказано водное сафари со встречей рассвета, а наша маленькая путешественница проснулась среди ночи с температурой под 39 и рвотой. Весь арсенал привезенных медикаментов был извлечен из аптечки – и поехали. Таблетки, вода, средства для восстановления баланса. До утра улучшений никаких. Тогда мы пошли простым дедовским путем. У меня с собой была марганцовка, несколько кристалликов. Развели, напоили, еще раз напоили – и стало лучше. Сотрудники кемпа очень переживали за нашу девочку. Наш гид и водитель были готовы к сафари еще до рассвета, а теперь ждали – может, станет лучше и мы поедем хоть на пару часов? Хозяйка кемпа предлагала помощь. Все сотрудники были единогласны: это недостаток воды + жара. Я тоже склонна так думать, потому что впихнуть жидкость в мою дочь сложно, а на улице действительно было жарко. Плюс смена климата, плюс, наверное, какой-то микроб...  Поэтому настоятельно советую пить много, независимо от того, хочется или нет и заставлять пить детей.

В 11 утра было принять решение все-таки поехать на сафари в надежде, что на реке дочери станет легче. Действительно, вода и речной ветерок сделали свое дело. Мы, конечно, пропустили всю утреннюю красоту реки, поэтому придется вернуться за африканским рассветом ?

А после обеда мы улетали на Занзибар. Гид сказал нам: “Не волнуйтесь, у океана с вашей девочкой все будет хорошо” – и обнял дочь на прощание. И действительно, у океана все как рукой сняло, ребенок ожил и продолжил радоваться отпуску.

Занзибар очень красив с самолета! Необыкновенные переходы цвета воды, белый песок, подводные камни, пальмы – нас встречал остров и … водитель на прекрасной машине с кондиционером. Дочь чувствовала себя все лучше и лучше.

Отель полностью соответствовал заявленным пяти звездам: огромная территория, вкуснейшая кухня с тематическими ужинами у бассейна и на пляже, шезлонги, куда полотенце для вас лично принесет сотрудник отеля. Пять звезд для Занзибара не обязательны, в соседних 4-х тоже очень даже хорошо. В скромных отелях останавливаться не рекомендую, чтоб не испортить впечатление от отдыха. Я не пытаюсь рассказывать о степени крутизны, просто мои знакомые жили на Бали в хижине на берегу моря – и все окрестные насекомые и крысы жили вместе с ними. После этого знакомые сказали, что худшего отдыха у них не было. В Европе можно жить и в полутора звездах, но в экзотических странах, особенно с ребенком, я рекомендую на отеле не экономить.

Пляж с белым песком красоты неземной, вода… Такого цвета воды я не видела нигде. Корабейники ненавязчивые, к линии шезлонгов не подходят – за этим четко следит охрана. Как-то поздно вечером мы с дочерью решили посмотреть на звезды с самого неосвещенного места – с пляжа. Вышли к линии шезлонгов, легли на один из них – любуемся. Через несколько секунд к нам подошли вооруженные полицейские: “Из какого вы отеля? Почему здесь?” “Да вот, - говорим, - вот из этого. Звездами любуемся.” “Аааааа…,”- сказали полицейские, отошли на 5 шагов и стали нас охранять. Мы еще минут 5 полежали – и пошли в отель: неудобно как-то, люди, оказывается, пляж патрулируют, а мы тут со своими звездами.

На Занзибаре великолепные морепродукты, особенно запомнились лобстеры нескольких видов. Цены гуманные.

Пляжный отдых пролетел очень быстро. На обратном пути в аэропорт мы попросили водителя заехать в аптеку. Купили лекарство от малярии. Я читала, что в России малярию лечить не умеют совсем, препаратов нет, а если есть, то за нереальные деньги и то неизвестно, не подделка ли. Поэтому лекарства от малярии лучше покупать в Африке, туда они поставляются по ценам помощи развивающимся странам. Т.к. дочь все-таки кусали комары, я решила, что без средства от малярии не уеду. Я верила в Маларон, но с упаковкой лекарства от малярии чувствовала себя значительно уверенней.

Зал ожидания международного аэропорта Занзибара напоминает сельский клуб в глухой деревне. И больше всего комаров за все время пребывания было именно в аэропорту. Поэтому не упаковывайте репелленты. Я как чувствовала – крем и спрей от комаров были у меня в сумочке.

К вопросу можно ли вывозить ракушки и кораллы? Нельзя, но, отдав бдительной таможеннице 5 долларов, можно. Мы готовы были расстаться с 5 долларами, но спектакля “моя твоя не понимает” оказалось достаточно и немного ракушек и обломков кораллов уже собраны в панно и украшают наш дом. И, конечно, на Занзибаре был куплен танзанит – очень красивый камень, который добывают только в Танзании. Я купила камень в аэропорту и немного пожалела, что не сделала этого в магазине отеля – там изделия с танзанитом были интереснее.

Не бойтесь Африки. Она удивительная. Это та поездка, которую вы будете помнить всю жизнь. Развесьте дома фотографии, зарядите в фоторамку все 500 кадров – и еще долго-долго вспоминайте удивительные африканские приключения.

Я убеждена, путешествия - это то, ради чего стОит жить! Задайте себе вопрос: когда мы были долго, безудержно, бесконечно, ежесекундно счастливы всей семьей? Когда у нас было несколько дней сплошного, нашего, общего восторга? Если давно - срочно планируйте путешествие!

Страшно? В Африке акулы, в Африке гориллы, малярия и всякая другая гадость? Поверьте мне, я на черном континенте в третий раз. Я именно потому повезла туда ребенка, чтоб дочь полюбила Африку и не боялась ее. Конечно, профилактику, полчемодана лекарств и истерический мандраж временами никто не отменял -)

Но, увидеть ДРУГИХ животных, побывать у НИХ в гостях, почувствовать и обрадоваться тому, что ты далеко не царь природы - это того стОит.

Даже самые лучшие зоопарки не дадут вам возможности почувствовать восторг, единение, иногда страх, которые дает испытать только дикая Африка.

Если финансы позволяют, поезжайте! Поезжайте, чтобы увидеть размышление в глазах льва: съесть или не съесть - вот в чем вопрос?.. Предупреждение в глазах буйвола: приблизьтесь еще хоть на метр - и я за себя не отвечаю... Изумление в глазах жирафов: опять люди? Ну ладно, повернусь правым бочком, он у меня фотогиеничнее левого. А глаз крокодила вообще не увидите, потому что только потом поймете: метнувшееся под борт лодки солидное бревно и было крокодилом...

Пусть утром к вам приходят обезьяны со своими детьми, пусть ночью рычат бегемоты, пусть за холодным московским окном еще долго мерещатся пальмы.

Коллега сказала моему мужу:

- Я тоже очень хочу в Африку, но боюсь.

- Значит, ты еще не очень хочешь, - ответил мой путешественник ?