Прикоснитесь к космосу через Музей космонавтики на ВДНХ

Отзыв написан: 10 марта 2019 г.

В преддверии Дня космонавтики и 85-летию Ю.Гагарину посвящаю этот рассказ.

Девчонки и мальчишки, а так же их родители, увидеть не хотите ли Музей космонавтики?

Тот, который находится в Москве рядом с метро ВДНХ, на ул. Проспект мира 111, под титановой ракетой, которая стала символом технологического скачка своего времени.

Я долго откладывала свой поход в этот музей, несмотря, что в школе очень любила астрономию, почему-то считала, что он будет больше интересен мальчишкам, которые мечтают стать космонавтами. И, добравшись до него, я думала, что там пару маленьких залов, которые мы осилим за полчаса.

Но, на самом деле, это оказался огромный музей в два этажа, где мы провели около 3-х ч, могли бы и больше, если бы он уже не закрывался. В воскресенье он работает до 19 ч.

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный, чем мы и воспользовались (в остальные дни стоимость 250/50 р.) Увидев очередь на улице, рассчитывали, что будем стоять мин.40, но уложились в 10 мин., чему приятно были удивлены.

Зато неприятно были удивлены отсутствием свободных мест в маленьком гардеробе, где, всем вновь вошедшим, предлагали носить пальто на руке (на улице был февраль), что было бы очень неудобно и тяжело. Мы решили чуть-чуть подождать освободившиеся места и избавились от такого неудобства.

Музей космонавтики – один из крупнейших научно-исторических музеев мира. История музея началась во второй половине 20 в., когда в 1964 году на карте Москвы появился монумент «Покорителям космоса».

Эти летние фото 6-летней давности я нашла в своем архиве, остальные актуальные, февраль 2019 г.

Первые экспонаты для будущего музея начали собирать вскоре после полета Юрия Гагарина. Сергей Королев очень хотел, чтобы с достижениями отечественной и зарубежной космонавтики могло познакомиться как можно больше людей. Именно он предложил создать космический музей в столице. Местом для здания была выбрана Аллея Космонавтов.

Музейные залы начали строить на глубине 5 м - под цокольным основанием монумента. В 1981 г., через 20 лет после первого полета человека в космос, состоялось торжественное открытие музея.

Спустя 25 лет сам памятник и музейные экспозиции сильно обветшали и устарели технически, поэтому власти города приступили к их масштабной реконструкции. Выставочное пространство расширили в четыре раза и добавили к нему интерактивные компоненты и тренажеры. Строительные работы заняли несколько лет и были закончены в 2009 г.

Музей разделен на восемь тематических разделов и представлен в восьми залах, это: «История мироздания», «Утро космической эры», «Творцы космической эры», «Пилотируемая космонавтика», «Исследование Луны и планет Солнечной системы», «Космонавтика — человечеству», «Международное сотрудничество в космосе» и «Международный космический парк».

Экспозиции насчитывают более 96 тыс. единиц хранения и периодически пополняются. Большая часть экспонатов поступает в фонды путём дарения, стоимость уникальных экземпляров не подлежит оценке.

Первое, с чем мы познакомились, войдя в холл музея, это с красивой барельефной стеной, так понимаю, раздел «История мироздания, где можно увидеть черепаху со слонами, Архимеда и др.

Затем, получив бесплатные билеты и пройдя через турникеты, мы сразу попали в зал «Утро космической эры», где в центре зала нас встречает монументальная фигура космонавта с распростертыми объятиями.

Чтобы понять масштаб этой фигуры, я встала рядом.

За ним, на фоне витража, находится красивый шар со знаками зодиака.

В этом зале располагаются оригиналы и макеты различных спутников, скафандров и др., в разных масштабах.

Запомнить все, что написано под экспонатами, не реально, поэтому некоторые фото останутся без комментариев. Мы даже не все читали, иначе не успели бы все осмотреть.

Спутник Марса - Фобос.

Макет Луны.

Технологический дубликат первого искусственного спутника Земли, самый первый, без которого не было бы ни первого космонавта планеты, ни научных и технических достижений.

Это чучела наших главных героинь Белки и Стрелки, рядом подлинный спускаемый аппарат, в котором две отважные собаки вернулись на Землю после успешного космического полёта 19 августа 1960 г. На стенках катапультируемого контейнера – как напоминание о собачьем подвиге – сохранились повреждения и вмятины, следы «мягкой посадки».

Белка и Стрелка провели в космосе 25 часов и совершили 17 полных витков вокруг Земли. За время своего полета они преодолели расстояние в 700 тыс. км. Впервые на всём протяжении полёта из космоса шла телевизионная трансляция того, что происходило в кабине. К глубокому удовлетворению наблюдателей, собаки дружно облаяли пролетавший мимо американский спутник связи «Эхо-1».

Через некоторое время после приземления Стрелка принесла здоровое потомство — шесть щенков, один из которых был отправлен в подарок жене президента США Джона Кеннеди Жаклин и их дочери.

Немного о собаках. Известно, что американские исследователи пытались запустить в космос обезьян, но опыты проваливались.

Собаки лучше поддавались дрессуре, были спокойней и стабильней, лучше переносили нагрузки.

Все собаки были не дворовыми дворняжками, а специально выращены для этих целей и тренированы. Выбирали в основном собак женского рода, они более приспособлены и не задирают лапу.

Всего в космос было отправлено 48 советских собак и две китайских (Сяо Бао и Шаньшань, которые летали по очереди, а потом вернулись и родили здоровых щенков). 20 собак погибли.

Конечно же, их было очень жалко, но каждая загубленная собачья жизнь заставляла конструкторов исправлять ошибки и усовершенствовать аппаратуру, аварийные технологии. То есть, ценой своих жизней собаки спасали жизнь космонавту.

При этом, смерти собак воспринимались учеными, как личное горе — ведь за время подготовки к полетам собаки и люди привыкали друг к другу, у сотрудников появлялись любимцы. И главный конструктор Королев знал каждое животное «в лицо», ежедневно справлялся об их самочувствии. Утром, приходя на работу, он шел сначала к собакам, а потом в свой кабинет.

Особенно жалко было Лайку, запущенную в космос 3 ноября 1957 г., пострадавшую из-за человеческих амбиций. Лайка стала первым животным, выведенным на орбиту Земли, и была единственной собакой, которую люди обрекли на верную смерть (в остальных случаях собаки погибали из-за нечаянных ошибок и недочетов).

Собаку отправили в первый орбитальный полет, не успев разработать механизм для возвращения летательного аппарата на Землю. При выходе корабля на орбиту вышла из строя система вентиляции и собака погибла через 5—7 часов после старта от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.

Впоследствии стало известно, что конструкторов подгоняло высшее государственное руководство, которому во что бы то ни стало, хотелось продемонстрировать миру выдающиеся достижения и таким образом отметить 40-летие революции.

К тому же в космической гонке нельзя было уступать американцам.

Дальше не могу писать, слезы, слезы, слезы…

Еще в одном из залов можно увидеть чучело собаки Жульки, которая уже летала на геофизических ракетах в 1959 г. Через год она снова стартовала с напарницей Жемчужиной, но в космос они не вышли из-за разрушения газогенератора третьей ступени ракеты-носителя, её отклонило в сторону от курса через некоторое время после старта. В результате отделения спускаемого аппарата они приземлились в районе падения знаменитого Тунгусского метеорита. Жулька со своей напарницей остались живы, хотя другая живность в виде мышей и крыс погибла. После этого она прожила еще 12 лет.

По мотивам этих событий в 1985 г. был снят художественный фильм «Корабль пришельцев».

Технологический дубликат скафандра, в котором побывали на орбите Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова, для которой был создан скафандр СК-2, специально пошитый на женскую фигуру.

Яркий цвет костюма специально был сделан для того, что бы быстрее найти человека, т.к. они приземлялись отдельно он спускаемого аппарата.

Дубликат скафандра, в котором Леонов выходил в космос.

Затем мы направились в следующий зал в раздел «Творцы космической эры», где мы смогли посмотреть инсталляцию веранды дома-музея Константина Циолковского, в котором он прожил 29 лет в Калуге, и кабинета отдыха Сергея Королёвав Подлипках.

Личные вещи Королева.

Личные вещи Ю. Гагарина.

Далее, проскользнув еще в один портал, мы попали в сказочный космос.

Не ожидая такого масштаба, мы растерялись, не зная с чего начать. Остальные разделы все перемешались в нашей голове, мы уже не понимали, в какой зоне мы находимся.

Справа от входа располагается фото-галерея космонавтов.

Мы спустились вниз, любуясь космическим потолком, продолжили осмотр, где увидели много чего интересного.

Первая стыковка двух кораблей "Союз-4" и "Союз -5", через открытый космос, состоявшаяся в январе 1969 г.

Для меня самым интересным экспонатом был макет станции «Мир», масштаб 1:1, внутрь которой, постояв чуть-чуть в очереди, можно было войти и увидеть условия, в которых обитают и работают космонавты.

Вместо запланированных 5 лет, она отработала 15, после чего была затоплена в океане.

К сожалению, народ, стоявший сзади, подталкивал, так что долго и досконально все рассмотреть не удалось. Думаю, что в обычный и платный день, будет гораздо свободнее.

Это санузел, чуть правее тренажер, рабочий кабинет и столик с едой.

Так же впечатлил макет «Лунохода-1» (кстати, было написано, что подлинник, в чем сомневаюсь).

Первый автоматический самоходный аппарат на поверхности другого небесного тела, проехавший по Луне 10 с половиной километров, стал ещё одним триумфом советской науки. Кроме многочисленных исследований и экспериментов, выполнял и практическую миссию – поиск площадки для прилунения советской лунной пилотируемой миссии.

Круглая тарелка - это дневная батарея, которая ночью закрывалась.

Сутки на Луне равны 14 земным.

Уменьшенная копия "Луна-16"

Возвращаемый контейнер, который доставил лунный грунт на Землю, небольшая часть которого представлена в музее в специальной капсуле, т.к. грунт радиоактивен.

В этом же зале находится оригинал пульта, с которого в 1970-71 году осуществлялось управление первым «Луноходом». Близко подойти к которому мы не смогли из-за толпы, желающей поуправлять им.

Андрогинный периферийный агрегат стыковки космического корабля «Союз» (АПАС), который позволил выполнить на орбите стыковку советского «Союза» с американским «Аполлоном», а экипажам кораблей – встретиться над планетой.

Спускаемый аппарат "Союз", пришедший на смену "Востоку" и "Восходу".

Аппарат «Бион» – технологический дубликат. Всего выведено 11 «Бионов» с 1976 по 1997 годы. Они запускались с целью изучения влияния длительного пребывания организмов в космосе. По этой программе запускались в космос различные растения и животные.

Космический мотоцикл (средство для перемещения космонавта в открытом космосе).

Это транспортное средство – по замыслу его создателей – помимо помощи космонавтам в ремонтных, монтажных и научных работах в открытом космосе, должно было сыграть и одну из главных ролей в «Холодной войне» в космосе. С его помощью советские космонавты могли бы обезвреживать и выводить из строя вражеские спутники.

Раздел «Космический дом на орбите» показывает предметы быта космонавтов, например, бортовой холодильник и гигиенический набор.

Ферма «Софора», была установлена на модуле «Квант» орбитальной станции «Мир». Это уникальное сооружение вошло в историю и как мачта для последнего и самого высоко поднятого флага СССР, который находился в космосе до марта 1992 г.

Раздел «Международный космический парк».

Каменные и железные Метеориты, которые можно трогать руками, что и делали дети, окружившие их и долго никого к ним не подпуская. В так называемых «железных» метеоритах находится железо (около 90%), никель (около 8%) и другие безвредные для человека элементы, так что трогать их безопасно.

Жидкостный ракетный двигатель РД-107 для первой ступени ракеты-носителя «Восток».

Это макет ИЛ-76, оборудованный для тренировок космонавтов в невесомости. Самолет набирает высоту, затем переходит в свободное падение, в котором и возникает состояние невесомости. Несколько минут свободного падения, и самолет снова набирает высоту.

Полетный костюм В.А. Джанибекова, который работал в нем на станции "Салют-7" в 1985 г.

Шлюзовой отсек, где космонавты переодевались  для выхода в открытый космос.

Инсталляция приземлившихся космонавтов у костра с оригинальным спускаемым аппаратом космического корабля "Союз-37"

Фрагмент защитного щита спускаемого аппарата, который отстреливается перед посадкой.

Научно-исследовательское судно космической связи "Космонавт Юрий Гагарин".

Шнекороторный снегоболотоход для поиска приземлившихся космонавтов.

Алюминиевая скамья, с нанесением фигурной лазерной резки, изображающей космические корабли , подаренная американским астронавтом Томасом Стаффордом в честь 35-летия первого международного космического полёта кораблей "Союз"-"Аполлон". Можно присесть и сфотографироваться.

Фантом-манекен, изготовлен из специального материала тканеэквивалентного (смесь зерен пшеницы, древесных опилок и органической смолы), принимал участие в научных экспериментах и исследованиях по изучению радиации на больших высотах во время полетов на самолете.

В музее есть кинотеатр, в который мы не попали в связи с ограниченным временем (знали бы о таком масштабе, пришли бы пораньше), а так же конференц-зал и кафе, где можно купить не только земную, но и «космическую» пищу (цена не совсем земная).

В музее все устроено с расчетом на инвалидов, которые могут передвигаться по этажам без барьеров.

Музей очень понравился, будет интересно не только детям, но и взрослым. Намереваюсь еще раз его посетить, оставив на это не три часа, а гораздо больше, чего и вам рекомендую.

Несмотря ни на что, все-таки берет гордость, что, именно, русские первыми покорили такую махину, как космос!

Приятного просмотра и с наступающим Днем космонавтики!

Отдых на море по лучшей цене!
Руслан
Россия, Краснодар
25 апрель 2019 г.
Спасибо за прекрасную статью. много фото и подписей) было интересно
Руслан
Россия, Краснодар
25 апрель 2019 г.
много фото и описаний) спасибо , было приятно читать.
Семен Шарапов
25 март 2019 г.
Выглядит мощно!
Татьяна
19 март 2019 г.
Для Сергей Василец:
Спасибо за хорошую оценку.))
Сергей Василец
18 март 2019 г.
Классный музей и отличный фоторассказ
Alisia
13 март 2019 г.
Очень прекрасный отдых- поход в музей.
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.