Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
(продолжение) Начало здесь:
http://album.turizm.ru/story/645623-kolomna_gorod_detstva_mezhdu_bylyu_i_nebylyu_chast_1/
http://album.turizm.ru/story/646076-kolomna_gorod_detstva_mezhdu_bylyu_i_nebylyu_chast_2/
http://album.turizm.ru/story/647137-kolomna_gorod_detstva_mezhdu_bylyu_i_nebylyu_chast_3/
«Я приглашу на танец Память, и мы закружимся вдвоем,
И вместе с нами, вместе с нами помолодеет старый дом.
Ну а когда погаснут свечи и за окном рассвет вздохнет,
Произнесет: "До скорой встречи!"- мне тихо Память, и уйдет». (И.Тальков)
20. «Мусорный ветер»
Купола, купола... Вид старой Коломны на фотографии, с которой я начал эту часть рассказа, знаком по открыткам и буклетам, но в фотоархивах приезжих туристов встречается редко. Неудивительно: точка съемки серьезно удалена от туристических маршрутов, а догадаться о ней без подсказки местных непросто. Обычным объективом повторить кадр не получится – слишком далеко.
С телевиком тоже придется повозиться - дрожит он сильно, ведь точка съемки не только на семи ветрах находится, но и рядом с дорогой, по которой постоянно проносятся автомобили.
Жаль, но нынешний вид сильно уступает фотографиям, сделанным 20-30 лет назад, ведь деревья на переднем плане успели вырасти и закрыть собой часть панорамы. То ли дело раньше...
Впрочем, фотографы и художники и в те времена нечасто приходили сюда, и всему виной то, что здесь тогда располагалось. Как вы думаете, ЧТО же могло годами отпугивать народ от такой роскошной смотровой площадки?
Итак, мы с вами находимся у озерской автодороги, на высоком холме в паре километров от старого города. Осмотревшись, ничего страшного или неприятного не замечаем – нас окружают бескрайние яблоневые сады крупного садового товарищества. Увы, так было не всегда - в канун 800-летия Коломны, когда этот фирменный вид красовался на открытках и разворотах туристических альманахов, на этом самом месте находилась...
... многокилометровая центральная городская свалка. Да-да, на самом видном месте! На холме, на семи ветрах, «благоухавшая» на все окрестности так, что проезжавшие мимо водители спешили плотно задраить окна! Это просто не укладывается в голове, но эта «достопримечательность» не только пережила пышные торжества в честь 800-летия города (1977), но и просуществовала до конца восьмидесятых. Впрочем, она и сейчас никуда не делась. Свалку ведь никуда не переносили, просто зарыли. Выкопали котлован метров 10 глубиной, сбросили в него горы гниющего мусора, а сверху присыпали вырытой землей и раздали территорию дачникам под сады. Так что я бы на Вашем месте здесь колодезную водицу не пил.
Увы, история движется по спирали, и в наши дни Коломне (как и ряду других городов Подмосковья) грозит удушье от новой помойки, которую вместе с гигантским мусоросжигательным заводом разворачивают рядом по команде сверху. Поищите в интернете группу «Нет свалке Коломна» и сами оцените масштаб происходящего. А я лишь скажу, что с регулярной периодичностью на город обрушиваются выбросы ядовитого газа. В последний раз выветрить его, скопившийся под потолком, из нашей квартиры не удавалось несколько дней.
Наш город задыхается, но протесты жителей подавляют, общественное мнение фальсифицируют, а с активистами жестоко расправляются. Трусливо молчит губернатор, убегая от камер и микрофонов. Дружно берет под козырек большинство депутатов, и среди них я с удивлением обнаружил того, кого с детства знал, а до недавних пор уважал и считал бесстрашным. Видимо, жизнь обнажает и высвечивает души лучше, чем мототрек.
Зато, пользуясь случаем, хочу выразить свое восхищение одному из коломенских священников, с подачи которого немало митингов и пикетов превратились в крестные ходы и молитвенные стояния по «святым местам», по «чистой случайности» расположенным прямо на пути мусоровозов. Учитывая новую моду на православие и законодательную защиту чувств верующих (у остальных ведь, по мнению законодателей, чувств нет), это наделяет акции протеста хоть каким-то подобием иммунитета от разгона. Неудивительно, что поддержать такую «культурно-историческую традицию» приходит и немалое число убежденных атеистов. Жаль только, что батюшка этот – один воин в поле, ведь остальное коломенское духовенство (уже начавшее на него гонения) куда больше заботит их собственное теплое место под солнцем. А Коломна, чай, не в первый раз за 840 лет ютится в тени грандиозной помойки. И не в последний.
21. Место под солнцем
Когда в 90е годы многочисленные храмы Коломны стали постепенно возвращать РПЦ, этот процесс казался логичным и не мог не радовать. Казалось противоестественным, что многие старые церкви при СССР превращались в хозяйственные постройки. Ведь одно дело – музей, но совсем другое – мастерская, склад, или даже ферма.
Именно ферма располагалась одно время в церкви Илии Пророка в селе Сандыри близ Коломны, которое было сначала собственностью матери царя Михаила Федоровича, а впоследствии вотчиной фельдмаршала Шереметева. Помните пушкинское «Сии птенцы гнезда Петрова... И Шереметев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин...»? Вот-вот, он самый. В советские годы здание сильно пострадало - разрушили колокольню и купол. До недавних пор я даже не догадывался, что это бывший храм, причем знаковый. Отсюда тоже попала в Третьяковку икона 15 века, подаренная фельдмаршалу рыцарями Мальтийского ордена (http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=630). Читал и еще про одну древнюю икону из этой церкви, вот только отыскать ее следы пока не смог.
В защиту переоборудования храмов под «светские» нужды в СССР могу сказать лишь одно: в до- и послевоенные времена в нашем городе катастрофически не хватало зданий, и использовать старались каждый бесхозный камень. Были, конечно, бывшие дворянские да купеческие дома и особняки в центре, были и немногочисленные сталинки, но по большей части город состоял из частного сектора с крохотными избенками. А многие семьи после войны (в их числе и семья моего папы), до появления серийных хрущевок жили в бараках, из которых состояли рабочие слободские кварталы близ коломенских заводов и фабрик. Мы еще поговорим об этом в главе «домик в Коломне».
Когда же, наконец, храмы один за другим стали возвращать РПЦ, постепенно пришло понимание, что история храмов, восстановление и сохранение их исконного облика новых хозяев не слишком волнуют. Что главная цель – застолбить территорию и при каждой удобной возможности клеймить позором и прежних хозяев, и всю «бездуховную страну». Порою завираясь до невозможности.
Вот, скажем, одна из визитных карточек города – церковь Иоанна Богослова на площади Двух революций с ее высоченной колокольней, что и по сей день остается одним из самых высоких зданий города. Ее современный вид – результат многочисленных перестроек, последняя из которых имела место в 19 веке (хотя сама церковь почти ровесница каменного кремля). Внутри интерес для туристов представляет большой старинный каменный барельеф 16 века, на котором изображены Богоматерь с младенцем и Иоанн Богослов.
Снаружи же сразу бросается в глаза особенность планировки здания – церковь и колокольня встроены в плотное каре торговых павильонов. Торговали здесь испокон веку – справа от колокольни был гастроном, слева – электротовары, а на обратной стороне «Тысяча мелочей». Здесь же располагался и торговый техникум. Так вот не успели вернуть церковь в лоно РПЦ, как вокруг этого самого техникума разразился скандал.
«О господи, они... (убили Кенни) ... впустили торгующих в храм! Осквернение!» Гнев церковников не знал предела, и подростков вместе с преподавателями бесцеремонно вышвырнули на улицу, но почему-то сохранили магазины, к которым с недавних пор еще добавилось отделение Сбербанка. Понятное дело – у этих ведь деньги есть, а с техникума какая нажива?
Но позвольте, возразят мне, ведь магазины и банк – это уже не совсем территория храма! Правильно, так ведь и техникум был не совсем территорией храма. В храме, знаете ли, в советские годы вообще не торговали – там была художественная мастерская и галерея, и ничего плохого в этом лично я не вижу. Что же до каре торговых павильонов, то рискну напомнить, что изначально отстроили их вокруг церкви специально сами церковники! Комплекс располагался перед главными кремлевскими воротами (Ивановскими, не сохранившимися), на месте которых сейчас пролом в стене и въезд на улицу Лажечникова со шлагбаумом и ряженым городовым.
Трудно представить более удачное место для размещения торговых рядов. Это еще в 18 веке прекрасно понимали служители церкви Иоанна Богослова, поэтому они отстроили комплекс и...
...начали сдавать помещения в аренду торговцам, отчего церковная казна мигом наполнилась огромными деньгами. Так позвольте спросить, и кто же в таком случае... (убил Кенни) ...впустил торгующих в храм? Кто продолжает их впускать, да еще и свои собственные лавки открыл? Кто и что оскверняет?
22. Карточный домик
Еще один очень интересный храм, практически не известный туристам, находится близ Коломны, в селе Черкизово, у погоста Старки. Это церковь Николая Чудотворца – одна из немногих, действовавших даже в советское время.
В последние годы храм буквально опутан застройкой, плотно подступающей к его ограде на несколько метров. Храм никак не желает вмещаться в кадр целиком, поэтому для его съемки приходится прибегать к хитрости – в данном случае я использовал панорамный режим на смартфоне.
Обратите внимание на элементы декора храма. Приглядитесь, они ничего вам не напоминают? Ну как же! Вот на стенах обнаружились ромбики-бубны в разных вариациях. Чуть выше, над скатом нижнего яруса крыши, угадываются контуры перевернутых сердечек (червы). Ярусом выше выглядывают из кровли наконечники пик. Ну, а крести-трефы ищите на самом верху шпилей (в других местах их следы уже зачищены).
Да-да, вы не ошиблись, перед вами действительно символы карточных мастей, и связана с этим следующая легенда.
В 18 веке один из князей Черкасских, чей род владел селом с 17 века и обитал в здешней усадьбе, был страстным любителем карточных игр. Однажды проигрался он в пух и прах и вне всякого сомнения утратил бы и усадьбу, и село, если бы не имел возможности отыграться. Покаявшись в содеянном священнику, князь внезапно получил от последнего заманчивое предложение. Ему были предложены деньги в долг, но с условием: если отыграется князь, то обязуется он построить здесь новую каменную церковь и поклянется никогда более за карты не садиться. А чтобы каждый день помнил он о клятве своей, да будут в орнаменте новой церкви масти карточные сокрыты.
Фортуна улыбнулась князю. Отыгрался он, да еще и с прибылью, и все исполнил, как уговаривались. Выписал из столицы известного архитектора (говорят, самого Василия Баженова) и отстроил ту самую церковь Николая Чудотворца.
Историю эту в Коломне знает в основном старшее поколение. Она передается из уст в уста, однако на православных порталах из сведений о данной церкви изъята, ведь духовенство считает мысли о карточной символике на стенах храма кощунственными.
Это они напрасно, кстати. Рискну напомнить, что карточная символика на стенах самых древних церквей была вполне нормальным и даже традиционным явлением. Взять к примеру церковь того самого Николая Чудотворца на его исторической родине – в нынешней Турции. Были на экскурсии Демре-Мира-Кекова? Вот сейчас мы с вами на минутку из Коломны перенесемся в Демре. Взгляните на стену храма: (фото не моё, даю ссылку https://img-fotki.yandex.ru/get/9219/7304888.a1/0_18ca5e_b13f8f0b_XL.jpg). В той же церкви легко найдете и остальные масти. Поищите в интернете или проверьте на месте сами.
Ну что, отберем немного хлеба у Роберта Лэнгдона и внесем ясность? А давайте. Изначально символика, использованная в картах, была христианской и несла в себе массу закодированной информации. 4 знака масти по числу апостолов евангелистов. Красное и черное – это пребывающие в вечном балансе жизнь и смерть. Трефы – символ распятия, бубны – шляпки гвоздей, пики – копье Лонгина, а червы имеют два толкования. Кто-то вспоминает смоченную водой губку, приложенную к губам Христа, а кто-то сердце и любовь Спасителя. Поэтому подобный орнамент встречался во множестве древних церквей.
Спустя некоторое время ту же символику стали использовать в картах (гадальных) всякие мистики для усиления эффекта своих прорицаний, как бы подмешивая к ним божественные символы и силы. Еще позже какому-то остряку пришло в голову превратить гадальные карты в игральные, и вот тогда-то и имело место кощунство – божественной символикой стали играться!
Остается лишь догадываться, каким образом в наши дни тему кощунства церковь умудрилась вывернуть наизнанку, отсылая христианскую символику к азартным играм, а не наоборот, и оскорбляясь тому, чему оскорбляться не следует. А мне остается лишь посетовать на то, что ради защиты чьих-то «оскорбленных» чувств опять зачищаются следы нашей родной истории.
О храме, пожалуй, всё. Про усадьбу и княжеский склеп рассказал бы, да нечего – усадьбу в советские годы разрушили, а склеп разорили. Зато кое-что интересное могу рассказать про само Черкизово и Старки.
Название это дано по имени первого владельца села, Ивана Серкиза (он же основатель впоследствии угасшего княжеского рода Старковых). Был он одним из воевод Дмитрия Донского, и село это (и не только его) получил во владение из княжеских рук за свою верную службу. Черкизовым (впрочем, как и Иваном) стал не сразу. Дело в том, что сей достойный муж – знатный ордынец, который вместе с войском перешел на службу к русскому князю и впоследствии принял крещение, чтобы воевать против своего кровного врага – темника Мамая, рвавшегося к власти. Да что ж такое, о чем рассказывать не начни – неизбежно к татаро-монгольскому игу возвращаешься!
Бытует в Черкизове и еще одна старая легенда. Стоит село это на берегу Москвы-реки (кстати, в очень живописном месте), и по весне, во время ледохода, здесь иногда наблюдается любопытное явление: ледоход останавливается, уровень воды поднимается, и на какое-то время вся эта масса поворачивается вспять, двигаясь против течения в сторону столицы. Физический смысл явления рассматривать не стану (ничего интересного – типичный «засор»), но согласно легенде объясняется оно так.
Поручил когда-то один из князей Черкасских (ох уж эти картежники) управлять селом злющему старосте-немцу. Житья от него простым людям не было, зато князю и порядок, и прибыль немалая. Сколько ни жаловались барину на старосту – тот всегда его сторону занимал. И вот однажды не осталось терпения у крестьян. Дождались они, когда князь уедет, да убили старосту. А потом пошли к барину с повинной, ибо повинную голову, как известно, и меч не сечет. Ага, щас! Еще как сечет! Разгневался князь да пригнал в мятежное село солдат, которые стали людей без разбора саблями рубить. Дрогнула толпа да бросилась в реку – много тогда людей потонуло. Так вот сказывают с той поры, что иногда, когда вскрывается река ото льда, пробуждаются их грешные души и идут вверх по течению в Москву, князю жаловаться. Вот река вспять и поворачивается.
Что поделать - верит у нас народ в доброго царя или барина, сколько нас саблями ни руби.
23. Никто не забыт? Ничто не забыто?
Неподалеку от центра, на пересечении двух главных городских магистралей, бок о бок с площадью Советской (той самой, где раньше «пряник» стоял) и зданием городской администрации в 70-е годы прошлого века построили Мемориальный парк.
Изначально парк этот был данью памяти о жертвах Великой Отечественной войны, и по сей день по доброй коломенской традиции сюда приезжают свадьбы, чтобы возложить два букета цветов: к Вечному огню и к скульптуре Скорбящей матери.
Раньше сюда регулярно приводили группы школьников (как сейчас – не знаю), особенно 9 мая. Несмотря на то, что на территории Коломны не было боевых действий (немцев остановили в 30 километрах западнее), воевали и работали на нужды фронта все, а горе вошло практически в каждый дом. Я с детства помню единственный тост моего деда, звучавший в День Победы: «Чтобы никогда больше не было войны». Он выпивал единственный крохотный стаканчик, без пафоса и торжественной части, не чокаясь и практически всегда избегая разговоров о войне. Представляю, что сказал бы он сегодня, увидев модные наклейки «На Берлин» или «Можем повторить». Впрочем, что тут скажешь? Пороть их авторов и популяризаторов уже поздно.
С тех пор прошло немало лет, за которые пролилось немало новой крови и пересмотрено немало старых дел, поэтому в наши дни Мемориальный парк пополнили новые памятники: жертвам сталинских репрессий, ликвидаторам чернобыльской аварии и жертвам прочих войн и региональных конфликтов от Афганской до Чеченской.
Приходя в Мемориальный парк в далеком детстве, всегда испытывал здесь светлую грусть. Сейчас же, повзрослев, узнав историю парка и наблюдая за множеством новых событий, все чаще ловлю себя на мысли, что бессильно спрашиваю в пустоту: (РПЦ) «Да как вы можете?..» (создателям парка) «Да как вы могли?..» В этом порядке свой рассказ и начну.
Появление в парке РПЦ связано с тем, что на его территории находится частично разрушенный в годы советской власти (снесли колокольню и маковку с куполами) храм апостолов Петра и Павла, который в настоящее время возвращен церкви, действует и ожидает восстановления. Закрыли храм в годы войны, а священников репрессировали и казнили по типичным для того времени подозрениям в антисталинской агитации (для этого оказалось более чем достаточно доноса по факту молитвы о заключенных), а о дальнейшей судьбе храма информация противоречива.
Правду говорят не все. Одни источники утверждают, что до возвращения здания церкви здесь был склад. Другие (например, официальный сайт храма) уверяют, что до 1997 года здесь был спортивный зал и лишь в последние годы после этого в храме был размещен Музей боевой славы.
Ну так вот, господа соврамши! Поясните мне, глупому, пожалуйста: меня торжественно принимали в пионеры в 1984 году на складе или в спортивном зале? Мне казалось, там был все-таки музей. Тот самый Музей боевой славы, к которому вела аллея героев, которая и по сей день никуда не делась. Вот ее фото от входа в храм.
Согласитесь, довольно странно выглядит дорога к «складу» или «спортивному залу». И как прикажете относиться после этого к страшилкам про устроенные большевиками туалеты в алтаре храма и т.д., которыми изобилуют отдельные православные агитки?
Как по мне, музей никому не мешал и ничего не осквернял. Восстанавливать на его месте еще один храм (в паре остановок трамвая от массы других), причем лишенный и внешнего облика, и интерьера – идея сомнительная. Тем более, что ради этого пришлось переносить музей в спешно отстроенное новое здание у гаубицы на противоположном краю парка. Это, кстати, та самая «пушка» - место встреч и фотосессий новобрачных, которая по шуточному поверью городских остряков еще ни разу не стреляла, но обязательно выстрелит, если... (всё, молчу, молчу, тема сейчас слишком серьезная).
РПЦ рассудила иначе. Им был нужен именно этот храм, поскольку связан он (косвенно) с именем культовой фигуры российского православия - святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.
Фигура эта в истории, мягко говоря, неоднозначная. Лично я бы выделил два эпизода из биографии, прекрасно характеризующих данного персонажа:
1) Именно он уговорил Александра I вместо тишайшего либерально настроенного Константина передать право наследования будущему императору Николаю I (Палкину).
2) Именно он был категорически против отмены крепостного права, но под давлением был вынужден подчиниться воле Александра II, проработать и огласить манифест 1861 года.
РПЦ же, напротив, эти эпизоды либо замалчивает, либо сильно искажает (например, согласно житию Филарета он чуть ли не сам уговорил Александра II отменить крепостное право). Основные же акценты РПЦ делает на духовной жизни, преподавательской и епископской деятельности святителя, а также особенно гордится его переводом Писания на русский язык.
Дело их, конечно, но после позорного изгнания из России церковниками Франциска Скорины (15 век) и разгрома ими же типографии Ивана Федорова (16 век) не вижу повода для гордости за то, что 3-4 века спустя кто-то в очередной раз врукопашную взялся за перевод священных книг, давным-давно переведенных на все европейские языки. Тем более, что и в России существовали более ранние переводы.
В любом случае связь Филарета с Коломной заключается лишь в том, что здесь он родился и вырос, а затем уехал, принял постриг, а после этого никогда более не возвращался. Однако в Коломне осталась его семья, которая была погребена рядом с храмом Петра и Павла. Собственно, именно этот факт и решила увековечить РПЦ, поставив рядом с храмом памятный крест.
Могу ошибаться, но лично я к появлению этого памятного креста отношусь негативно, как к сомнительной маркетинговой акции.
Во-первых, довольно странно читать надписи вида (утрирую) «здесь лежит троюродный брат Пушкина». Мы знаем Пушкина, но понятия не имеем, кем был и чем прославился его «троюродный брат», по непонятной причине выделенный и увековеченный в тени знаменитого родственника.
Во-вторых, еще более странно видеть подобную персонализацию среди монументов жертвам войн, репрессий и региональных конфликтов, ни коим образом персонально не выделенных. Возвыситься лишь по праву родства со знаменитостью над всеми не перечисленными героями и мучениками – разве это не оскорбительно для памяти последних?
В-третьих, упомянутые родственники Филарета давно уже там не лежат, а до этого там лежали... не только они. И тут мы приближаемся к самой грустной части моего сегодняшнего рассказа.
Видите эту старую ограду, фрагменты которой окаймляют Мемориальный парк и прорезают его наискосок? Наличие маленьких часовен в стене, полуразрушенного храма внутри и могильного креста наводят нас на правильную мысль: здесь когда-то было древнее кладбище.
Действительно, было. Его открыли еще во времена Екатерины II, повелевшей во избежание эпидемий располагать кладбища строго за городской чертой (теперь вы, кстати, можете оценить границы города в конце 18 века). На кладбище этом покоились целые поколения коломенцев, чьи имена неразрывно связаны с историей нашего города на протяжении двух веков. Купцы и фабриканты, меценаты и деятели искусств, священники и военные... Словом, здесь были собраны имена, многие из которых нам пристало бы помнить и ценить. Здесь были склепы и надгробные плиты, представлявшие интерес даже в культурном плане. Что стало с ними? А вот что.
В конце 60х в проекте развития города появилась площадь Советская - светлая, просторная, современная. Ее доминантой предполагалось сделать белоснежный горкомовский дворец (до появления гостиницы-высотки он ей и оставался), мимо которого будут радостно шагать колонны трудящихся с флагами, шариками и транспарантами.
Одна беда – все это праздничное великолепие неважно сочеталось со старым мрачным кладбищем по соседству. Поэтому кладбище решили...
... перенести? Какой там! Снести под корень, причем самым постыдным образом. Врубили бульдозеры и экскаваторы и на глазах у всего города начали ломать и крушить памятники, сгребать штабелями гробы и кости, грузить на самосвалы и вывозить на свалку за город. Старшие братья моих друзей рассказывали, что мелкота в то время развлекалась, утаскивая по ночам со «стройки века» фрагмент какого-нибудь скелетика, чтобы пугать им потом своих знакомых. Рокот, треск, пыль, грязь, вонь, истлевшие фрагменты, ночная грызня бродячих собак...
Многие, наблюдая это, плакали, да только сделать ничего не могли. Партия сказала «надо», а народ и партия – сами помните, едины. И медлить никак нельзя – надо успеть до 800-летия города, к которому должны быть достроены «город-сад», новая площадь и...
... новый парк, по иронии названный Мемориальным. То есть, самим фактом своего существования призывающий нас вечно помнить и уважать умерших предков. Господи, какое лицемерие!
Поговорите с любым коломенцем постарше, заставшим ранние 70е – запаса эмоций от описания масштабов и подробностей произошедшего вандализма вам хватит надолго.
А потом придет горькое прозрение. Вы постепенно начнете понимать, как и почему разбирали кремль и переплавляли артефакты, почему в храмах появлялись склады и мастерские, почему детей из техникума легко вышвыривали на улицу, почему город травили и травят помойками. Вы почувствуете, от какой участи пытались спасти когда-то реликвии и святыни, вывозя их от греха подальше в московские музеи. Осознаете, почему страдает от нехватки экспонатов задвинутый на задний план краеведческий музей, а нас с вами потчуют байками про какую-то долбаную пастилу, будь она сто раз неладна!
Это мы убиваем и топчем свою историю и устраиваем пляски бульдозеров на костях наших предков. Мы не умеем строить новое, не уничтожая при этом старое. Мы сначала стираем уникальный лик городов, а потом в порыве ностальгии придаем им фальшивый картонный лоск, обрекая на вечную вторичность и скучную шаблонность. Когда-нибудь потомки проклянут нас за это. И будут правы.
(продолжение следует)
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
Алекс, спасибо тебе огромное, что расставляешь все по своим полкам, не пытаясь что-либо, поставленное до тебя, с них сбросить, дабы освободить место - почище да получше.