Отзыв написан: 22 августа 2018 г.

Тут проблема вот в чем… Я очень люблю ездить. Но не меньше я люблю потом долго и с подробностями рассказывать о том, куда я ездила и что видела. А все почему? Потому что перед каждой поездкой я читаю вот такие же отзывы, выбираю то, что мне интересно, и на этой основе строю свои путешествия. А потом гуляю по городу N и думаю о том, как рассказать тем, кто после меня туда приедет, о разных его интересностях. Посему – с целью: авось, кому сгодится – наберитесь терпения, еще два дня осталось.

А место старта все то же – Воронеж. Перекресток улиц Кольцовская и Плехановская.

День четвертый. Выездной.

Всей оравой едем в Рамонь. Ударение, кстати, на последнем слоге. Местные и экскурсоводы делают на этом акцент. Поэтому мы быстренько усвоили: РамОнь. Дорога недальняя: 40 км. Красивая – есть на что головой покрутить тому, кто не за рулем. Указатели имеются – так что не промахнулись. Дворец Ольденбургских. Дворянское гнездо.

Посмотрели.

Ну что сказать… Печаль… Сад великолепен – труда вложено в него ой-ей сколько. Как следствие – брачующиеся (пардон, слово словарное, я проверяла) в сопровождении фотографов позируют на фоне клумб.

Котейка рамоньская, кстати. Которая всем своим видом демонстрирует, что всяким собакам тут не место. Ибо кошки – хозяева жизни))

Дворец скромен снаружи – но это понятно, времена барокко прошли к моменту его создания. Официальный сайт – а у дворца как учреждения культуры таковой имеется -очень красиво рассказывает о том, каким был когда-то этот уголок. Но вот с мыслью: «Сегодня дворец внешне по-прежнему величественен, будто и не пронеслись над его башнями ураганы времени» я согласиться не могу. Видно, что пронеслись, и еще как пронеслись. А уж внутри дворца... Дело в том, что у меня есть некоторый опыт присутствия при восстановлении памятников, подобных этому. И я хорошо представляю, сколько сил, средств и, главное, энергии нужно будет, чтобы создать достойный объект. В противном случае получится как обычно: дорого и ни о чем.

Внутри не фотографировала. Во-первых – нечего. Во-вторых – тяжело. Касались стен – еще тех, не покалеченных современной штукатуркой. Смотрели на дверные пролеты – пустые. Много интересных фотографий. Но это даже не копии – распечатки в большинстве своем. Мотивы понятны, но впечатление тягостное.

В свитский корпус на экскурсию не пошли. Может, и зря, но время уже поджимало, и вот это настроение. Флер печали по утраченному. Знакомый и всякий раз новый. Его-то мы сохранили и увезли из Рамони как главный сувенир. Положили себе приехать лет через пять. Будем посмотреть.

Еще очень жалела – там фестиваль предполагался, но уже после нашего отъезда. «Кармина Бурана» здесь должна была слушаться феерично.

Железный мужчина – я его пообнимала, разумеется, без того никак)

Впереди у нас еще 60 с чуть-чутем километров. Парк «Кудыкина гора» - Липецкая область, 11 км от Задонска. У деревни Каменки. Навигация достойная, нигде не заблудились.

Проехали. Кстати, по платному участку. До сих пор скорблю, что не было возможности зафотографировать обвисший от непосильного труда, обмякший шлагбаум))

А это – первый взгляд на парк.

Добавим ко всему, что синоптики сильно нас дезинформировали. И вместо обещанных 18 градусов случились все 28)) А купальники, есс-сно. дома)) В смысле – в Воронеже. Если поедете – имейте ввиду: есть, где искупаться. Водоем искусственный, мелкий, вода, стало быть, теплющая.

И пошли мы…

Сначала – к крепости. Вот так как-то это выглядит))

Ну, расклад понятен. Что было в самой крепости – рассказывать не буду. Ибо спойлер)) Скажу только – мы своих Взрослых деток едва вытащили оттуда. А уж мелких – вовсе не выгонишь)). Провели там часа полтора. Нам понравилось. Вода и мороженка, кстати, внутри продаются. И всякая сувенирка тоже.

Крепость как-то лениво стерегут три богатыря. Но фантазия их создателей умилила даже меня. Кольчуга из панцирной сетки, шевелюры из металлической стружки – в общем, на любом складе чермета можно при желании такого богатыря собрать. Очень классные. На фото кто-то чужие – тропа к трем нехилым мужикам не зарастает, и мне стало лениво ждать, пока их объятия освободятся)).

А вот это – непосредственно Кудыкина гора. Ножками туда, ножками...

Дерево с рекламы о вреде курения. Натурально, растет такое.

И вот – вершина. Уже оттуда понимаем, что для освоения всего пространства парка отведенного времени не хватит. Официально маршрут по парку - 5 км. А если еще везде останавливаться?! Надо ехать на целый день. А еще лучше – с ночевкой. Кстати, там есть домики (недешево, замечу, но для большой компании – самое то) и кемпинг. Даже палатки можно взять в аренду. Все продумано.

На вершине – группа прозрачных таких ребят. Мы долго спорили: назгулы это или ангелы. Сошлись на том, что по-любому бестелесные. И «в том строю есть промежуток малый…» Для всех желающих примкнуть, так сказать)

Коняшки-поняшки-страусы всякие гуляют там в отведенном огромном вольере, покатушки предусмотрены. Очень комфортно себя чувствуют многочисленные гуси-лебеди в естественной среде, отгороженной от нас, любопытных, заборчиком. Так что посмотреть можно, а побеспокоить – никак)

Но наш путь – мимо крепости, мимо парка развлечений, мимо пиратской «Жемчужины» -к нему, к Царю горы! Вот только тапками не кидайтесь: мне он напомнил Родину-мать. Монументальностью своей и бетонностью. По крайней мере у меня восприятие было сходное. Велик и могуч Змей Горыныч. И пасть у него оплавлена – ибо огнедышащ он темными ночами.

(Кстати, вы заметили, друзья мои, что изменился язык повествования? Это потому, что «Котлован» я дочитала и очень стараюсь вернуться к нормальному человеческому мыслеизъявлению Но мозги прогружает ощутимо. Неделю во сне кошмары смотрела).

Простите, я отвлеклась. Итак, Змей Горыныч. Поодаль пасутся Троянский конь и Медный бык. В того и в другого можно забраться. Но Старшие дети уже нервно смотрят на часы – им пора ехать. А куда мы без них. Даже на Кудыкиной горе. Кидаем прощальные взгляды, обещаем себе непременно приехать снова. И – по ступам!!!

Весь путь до Воронежа обсуждаем придумки и находки организаторов парка. Только ближе к городу понимаем, что из всей еды мы сегодня поймали только по мороженому. Остальная охота как-то забылась за прогулками и впечатлениями.

Куда податься в последний вечер в Воронеже семье ролевиков? Без вариантов. Улица Лизюкова, кафе «Бильбо»! Привет славным хоббитам и их верным друзьям!

Фотографии – так себе. Темновато для моего фотика. И руки от усталости дрожат. И есть хочется… И красотка Шелоб (сами понимаете – на фото отсутствует, я чуть жива была, когда ее обнаружила)) наблюдает за моими движениями. Но вот что: крайне редко снимаю еду. Но тут… Это не блюдо, это произведение искусства. И если пиццу еще можно обсудить, то десерты… О, роскошный лембас и дивный ягодный крамбл! А уж бру-ан-буан... С драконом на тарелке…

В-общем, прощальный ужин удался на славу)) На экране, кстати, без перерыва крутили фильмы по произведениям Профессора, а фоном звучала ирландская музыка. Причем, не утомительная.

Хорошо посидели. Вкусно))

На часах – начало седьмого. Завтра в восемь мы должны отбыть до дому. А еще столько не увиденного… Не я ли говорила, что бешеному туристу десять верст не крюк)

Заскочили в квартиру, прихватили кофточки – и в путь. Что там по карте? Два часа на всё? Какие пустяки!!!))

Ремарка на полях: именно вечером хорошо видна еще одна характерная черта Воронежа. Здесь очень не любят, чтобы горели все буквы на вывеске) Если ни одна не погасла – это не Воронеж) Подтверждение – вывеска главного торгового центра. Прочие – лишь подобие))

Скажу сразу – фотографии вечерние, так что не обессудьте. Зато маршрут простроен четко)) Мы уложились даже меньше, чем в два часа. По Плехановской бодрой рысью – марш!

На площади Ленина за зданием администрации в скверике установлен специальный лечебный антижлобский стул. Мы на нем все честно посидели. Теперь мы не жлобы. А вот тот факт, что он установлен рядом с местным «белым домом» - так инициаторам респект и всяческая уважуха. На фото стула нет. Потому что мы на нем сидели, а один запечатлеть не догадались)

Далее по той же улице до здания ВГУ. Там – известный в городе памятник чупа-чупсу. Точнее, символизирует он объединение пролетариев всех стран, как гласит надпись по кругу, но выглядит точь-в-точь как знаменитый леденец. Местные сказали, что так его и нарекли: памятник чупа-чупсу. Здесь, кстати, на этом месте, стоял, как нам объяснили, Благовещенский собор когда-то.

По дороге еще встретили памятник Бунину. Иван Алексеевич был грустен. Мы подумали – это из-за того, что за спиной у него арбитражный суд. Кого такое соседство порадует… Чуть поодаль от поэта – местечко под дивным названием «Папин Сибиряк». Если верить аннотации: «крафтовая пельменная»)) нам после «Бильбо» еда была неинтересна, но сам факт!)

Ремарка на полях: в городе классно отработана туристская навигация. Таблички утвержденного вида стоят в центре чуть не на каждом перекрестке. Нижний отдыхает в этом отношении, даже в время чемпионата.

С Университетской площади по улице Тараченко мы дошли до пересечения ее с ул. Карла Маркса, затем мимо Каменного моста – по Орджоникидзе (там аллея Архитекторов) – до Советской площади. И тут почувствовали себя обманутыми. Сначала мы читали, что главная площадь города – площадь Ленина. Потом нам сказали, что главная – Университетская. И лишь оказавшись на Советской, выяснили мы, что главная – она. Гуляющие семьи, радостные дети, светомузыкальные фонтаны, устроенные по принципу петровских «шутих». Ярко, весело, шумно.

Дома с совой (на Алексеевского, 12) и дома со львами (на Революции, 27), к сожалению, уже не увидели. Стемнело. Зато видели вот такой клуб. Скромно, но со вкусом))

По улице 25 Октября до проспекта Революции, затем – на Чайковского. Следующая остановка – парк «Орленок». Здравствуйте, Осип Эмильевич!

Мы поняли, почему воронежцы не слишком жалуют этот памятник Мандельштаму. Вероятно, потому же, почему москвичи не одобрили когда-то памятник Бродскому. Он необычен. У меня лично, пока я смотрела в лицо автору «Воронежских тетрадей», возникло ощущение, что именно так он и выглядел, когда в ссылке менял теплые вещи на сахар. Продрогший, простуженный, с печалью и послевкусием растаявшего за щекой сахара. Памятник, между прочим, тоже не для Воронежа предназначался. Авторы его выступали на конкурсе в столице. Их проект в финал не вышел. И был установлен в Воронеже.

По темному (вне центральных магистралей в городе вообще темновато) и не очень уютному в это время суток скверу (нас было много, мы могли себе это позволить, а в одиночку там лучше гулять в компании с догом) мы выбрались на ул. Мира, а по ней – к вокзалу. Уже упомянутый памятник Черняховскому. Воронежцы чтят его память – есть за что. Венки у подножия – это понятно, но лежат и несколько скромных букетов. Очевидно, что не от официальных органов. Приятно.

Напротив – интересное, но насмерть огороженное задание вокзала. Увы, скульптуры на фасаде не подсвечены и, как я не старалась, рассмотреть детали не удалось. Неча ночами шляться…

Ремарка на полях: в городе много нищих. Причем, это не наши «братья меньшие», агрессивные и назойливые. Молча сидят люди разных возрастов: от благообразной старушки до совсем молодого парня, уронившего голову между колен. Ничего не просят. Просто сидят. Зацепило…

От площади Черняховского путь наш лежал по Кольцовской до дома. И вот тут вся тяжесть и долгота этого дня дали о себе знать. Мы нарушили свои правила, прыгнули в автобус и доехали до дома. Надо было еще собираться…

Но если вы решили, что на этом мы и попрощались с Воронежем – ошибаетесь)) Доброе утро началось с визита на рынок. Ну как же! В Воронеж за салом, говорят, даже украинцы едут! И мы прикупили. Муж ел – сказал: очень вкусно))

Прощальный взгляд: утро субботы, город тих и спокоен.

Долго торговались с навигатором. Мы ему: «Ротонда». Он нам «Владимирская церковь». Оказался прав. Одному ему (ну, и местным жителям, конечно) известными тропами вывел нас к памятнику, который не посетить мы просто не могли.

Это ротонда. Бывший учебный корпус здания клинической больницы. Все, что осталось от огромного комплекса. Воронеж сильно пострадал (как это нехорошо звучит… сильно пострадал… город был практически уничтожен, из 20 000 тысяч домов осталась едва ли 1 000. Отсюда и такая эклектика в застройке. Оборону Воронежа некоторые историки приравнивают по значению к Сталинградской битве. Простите, отвлеклась. Тема непростая…) Ну так вот, ротонда. Здание решено было законсервировать как памятник о героических днях обороны города (а то поистине славные страницы, очень рекомендую ознакомиться). Но сооружение очень лакомое для всякого рода неумных экстремалов. Теперь ротонда заключена в церковную ограду построенной близ Владимирской церкви. И, кто бы что бы не говорил, это мудрый шаг. Залезть на памятник и побезобразничать – это одна история. А залезть на памятник, который за церковной оградой – совсем другая.

Стояли. Молчали… Поклонились.

До свидания, Воронеж! Спасибо тебе за все! Очень надеемся еще вернуться!

Оставшиеся ремарки из блокнота: то, что не вписалось в основной контекст.

1. На улице Плехановской в сторону Заставы, куда мы заблудились в первый день – милый памятник. Его зовут памятником Незнакомке. Вот захотелось владельцу бутика установить МАФ (малую архитектурную форму). И сидит теперь загадочная девушка, грустит. Ждет спутника. На подсаживающихся к ней внимания не обращает. А спутник вот-вот вернется: куда же он без пиджака, оставленного на спинке стула!

2.У людей – очень хорошие лица. Смотришь – и улыбаешься. Нет, я понимаю, что жизнь в городе не простая, и проблемы есть свои, и трудности. Но нет на лицах (даже вечерних) тумана вселенской скорби и взаимной неприязни. Горожане охотно приходят на помощь: не раз к нам, мечущимся по улице с круглыми глазами, подходили прохожие: «Вы помочь? Вы что хотите найти?» Для Питера такое характерно, больше нигде не встречала.

3.Умилил общий эмоциональный фон в Воронеже. Нормальное дело, когда на остановке стоят два автобуса с пассажирами, водитель первого автобуса что-то не так сделал по мнению водителя второго, и последний пошел разбираться. Крик – на всю улицу. А пассажиры сидят и ждут. «Фа-фа» по любому поводу меня очень пугали. Обычно видят, что номера другого региона на машине, типа «сами мы не местные» - и относятся снисходительно. Не про Воронеж!)) Но вопли, кстати, чаще всего без мата (у меня на это особый пунктик, я болею от идиом). Зато сколько крику! Уже и предмет для скандала скрылся (это я не про нас, свидетелями стали просто), а дама все надрывается!)) Я ж говорила: город контрастов))

4.Шпили! О, если вы нашли дом без шпиля – это не Воронеж! Шпили везде. Большие и малые. Красивые и так себе. С флюгерами, звездами, без ничего. Воронеж – город шпилей))

5.В комментарии к первой части мне написали, что нам повезло с погодой, отсюда и такое благостное впечатление. Да. Нам повезло. Аборигены сказали, что в августе плюс 40 – не редкость. Нам выпал один жаркий, день, прочие: +23 - + 25. Вполне пригодная для жизни температура. Но хороший город погодой не испортишь. Доводилось мне бывать в Питере при +35. Марсово поле под ногами плавилось. И в +5 там тоже бывали. В одно и то же время года. Серость и унылость города – это больше наше настроение, чем метеоусловия. Хотя лично я – тоже не разу не Пушкин, осень не люблю. Поэтому и ездить стараюсь в яркие сезоны))

6. Про конфеты меня спросили. Конфеты вкусные! «Песни Кольцова» с мармеладкой вообще зашли на «ура!». После «Столичных» за руль лучше не садиться)) «Сказки» - с вафелькой, не моя тема. «Вечерний Воронеж» - с кислинкой, на любителя. И фирменный шоколад – за 47 рублей (!) – вообще прекрасно. Уже давно один фантик остался))

И вот это еще. Строго 18+!!! Фото сделал сын в ТЦ «Град». Даже выделять ничего не буду – а то забанят)) Но не все английское надо писать в русских магазинах)) ох, не все))

В общем, буду я подводить итоги. Итак: если даже вы не совсем котенок... Хм, ну хорошо! Даже если вы уже давно совсем не котенок, и зовут вас не Василий, Воронеж - город славный. А уж если вы – большая Мама Кошка, сумевшая в этом городе собрать своих детенышей, всех сразу, наобнимать, нагуляться с ними, наговориться, то – лучше, чем Воронеж, нет города нигде.

Если кто не понял – это цитата. Песенка из мультика про котенка с улицы Люзюкова. Смотрели? Если нет – срочно к просмотру)

И как там меня бабушка учила?... А, вспомнила: «Кар-р!!!». Нет! Что это я)) «Мур-р!!!»

До новых отчетов! Хороших вам всем поездок!

Ваша Кошка-путешественница

P.S. В Кошкин дом со мной из Воронежа приехали: конечно, Василий и сатиновый Кудыка)

Отдых на море по лучшей цене!
Elena555
Россия, Воронеж
6 декабрь 2018 г.
Ух ты как захватывающе вы все написали! Прямо по новому захотелось взглянуть на собственный город!
27 август 2018 г.
Для Аlex:
меня ничто не смущает)) Просто довелось услышать, как на ударении РамОнь делают акцент, подчеркивая, что именно так надо произносить, я привела этот момент в рассказе. За оценку спасибо сердечное!!!
Аlex
27 август 2018 г.
Для Кошка-путешественница:
А что Вас смущает в произношении топонима Рамень? В русском языке "о"/"ё" в таких случаях ударная, а "е" - безударная.

А серия рассказов очень интересная, спасибо.
26 август 2018 г.
Для platok:
В Подмосковье есть топоним Рамень - с ударением на первый слог. И порой это ударение проецируется на Воронежское местечко. Вот откуда акцент на ударении))
platok
Россия, Обнинск
26 август 2018 г.
И мысли не было в Рамони ударение делать в другом месте) неудобно же)
А Змей и правда монументален, как Она...)
23 август 2018 г.
Для Любознательная Леди:
Спасибо большое!))
23 август 2018 г.
"Флер печали по утраченному. Знакомый и всякий раз новый. Его-то мы сохранили и увезли из Рамони как главный сувенир"
Как я вас понимаю! Это ощущение не покидает и в Гданьске, полностью восстановленному после войны. Но "современные архитектурные формы" на руинах - не лучшая альтернатива...

Вместе с вами помолчала и поклонилась отстаивающим здравый смысл и право на неискаженную историю.

А КУдыкина пусть будет! Уж если и изобретать свое прошлое, то так)))
Отдых на море по лучшей цене!

Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.