Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Гданьск – четверть века спустя
Ненужные туристам личные подробности
Польша была моей первой заграницей. В конце восьмидесятых светлое будущее неотвратимо нас накрывало: заседание комитетов по выпуску за кордон коммунистов, особо подкованных в политическом зарубежном устройстве, отменили; страна приоткрыла двери и в узкий проход хлынул поток беспартийных и безидейных, жаждущих увидать, что же там за бугром.
В тот исторический миг мои родители – инженеры ещё не стеснялись внезапно обрушившейся на них бедности. А я, привыкшая путешествовать с детства, конечно же, воспользовалась возможностью полететь к подруге по переписке в Гданьск. Билеты стоили 60 руб, их было не достать — столько же еще доплачивали имеющим доступ к билетам. Для получения разрешения на выезд (кажется, тогда это называлось ваучером) записывались в ОВИР, стояли в длинных очередях, предъявляли полученное из-за границы приглашение, покупали в магазинах все то, что можно было в Польше продать, и ехали в гости.
Продать полякам в то время можно было что угодно: везли фотоаппараты, обручальные кольца, скатёрки, постельное белье, сигареты, икру... Местные барыги скупали товар оптом, доход в 50 $ оправдывал поездку за рубеж, немного оставалось и на подарки. За 100$ прибыли товар везли контрабандой и сами продавали его на рынках. Так складывался класс первых отечественных коммерсантов, не получивших доступ к разделу страны и народного достояния.
Польша в конце 80-х была очень бедной страной, но уже не такой, в какую она превратилась, повернувшись к СССР задом, к Западу передом.
Подруга рассказывала мне, как настала зима, из старых сапог она выросла, а новые в магазины не завезли, как вместо продуктов на полках стоял уксус, как зимовала с отцом в неотапливаемой квартире, как мама с новорожденным братиком уехала к добрым родственникам в деревню…
Леха Валенсу в то время, мягко говоря, простой народ недолюбливал, и Доната вдавалась в подробности, не упомянутые позже в официальных описаниях биографии.
Из первой польской поездки я вспоминаю лебедей на взморье — их, в отличие от бедных сородичей Летнего сада, никто не ловил и головы им не откручивал. Помню худеньких школьных учительниц. И помню, что два тёплых комбинезончика, купленных дочке с племянником, как раз составляли зарплату той самой учительницы.
Доната и её муж в то время были госслужащими, на жизнь они зарабатывали в свободное время. Доната с вечера ставила в тазике тесто и жарила лук с грибами, утром вставала в пять, пекла пирожки и везла их в корзине продавать на одной из центральных улиц Гданьска. В арендованном вагончике стояла микроволновка, пирожки разлетались как...горячие пирожки. Доната запирала вагончик и ехала на госслужбу.
Через какое-то время мои друзья смогли купить крохотный старый Фольксваген. Доната выехала со двора и тут же в врезалась в осветительный столб. Потом, в один из моих следующих визитов, мы мчали на том самом Фольксвагене за полторы сотни км от Гданьска к родителям моей польской подруги. Скорость явно зашкаливала. Я поинтересовалась, что показывает спидометр. "А, он не работает", — махнула рукой подруга... В этом мы были все — юные и безбашенные.
Дерево Тысячелетия Гданьска "привито" привезенными из разных стран веточками дуба, клена, липы и эвкалипта. на нем обитают бабочки, птицы, жуки, пауки и даже Русалка.
Потом мы потеряли друг друга. Жизнь стала меняться стремительно и часто не в том направлении, которое мы ей указывали.
Я вспоминала наших польских друзей, но вот незадача — ни муж, ни я не помнили, как пишется по-польски их несложная, в общем-то, фамилия. Нас же найти и вовсе было непросто: за четверть века сменили не только адрес, но и страну.
Неожиданно мне предложили поездку в Сопот, что с Гданьском и Гдыней образует "Труймясто" — Трехградье. И заработало подсознание, которое услужливо вынуло из недр памяти закинутую в семейный архив записную книжку с давно ненужными адресами. В ней-то и обнаружилась запись с адресом родственников наших друзей, носящих ту же фамилию.
Потом я открыла Фейсбук, которым не пользуюсь, но зарегестрироваться в нем когда-то заставила служебная надобность.
Доната нашлась, но фамилию нашу она тоже забыла и уж точно не предполагала, что окажемся мы в Финляндии. Словом, она не ответила.
Перед самой поездкой я ещё раз отправила ей письмо — в этот раз по-английски, сообщив, что на днях буду в Гданьске. И получила ответ!
Так мы и встретились, остались довольны друг другом, надеемся, что теряться больше не будем.
Подруга моя, которой много лет русский язык был не нужен, прекрасно его помнит. И говорит, что интерес к изучению русского в Польше снова возрос: дочь Донаты в старших классах лицея выбрала русский как второй иностранный язык.
Нужные туристам сведения
Прежде всего, продолжу о языке.
Молодые поляки не слишком сильны в английском. Возможно, сказываются дублированные на польский язык фильмы или система обучения построена как-то не так.
На третий день туристических будней вдруг обнаружилось, что не знающий английского поляк тут же найдёт говорящего по-русски украинца — и все вопросы решатся. Выходит, созданную языковую дистанцию заполнили уроженцы Западной Украины, ещё не оказавшиеся в лидерах по забыванию русского языка.
К языковому экскурсу обратили меня сидящие сзади соседи по самолёту, моряки, летящие в Хельсинки: один родом из Эстонии, другой — из Польши. Ну и какой язык их общения приходит на ум?.. Правильно — не английский. Нельзя политической волей уничтожить огромный пласт общей культуры — жизнь мудреней и умудреннее, чем кому-то хотелось бы.
Современная Польша оказалась уютной, умытой и приспособленной для жизни страной. Доната сказала, что без Евросоюза им бы не выдюжить. И по моим наблюдениям, как в Венгрии, Чехии, Эстонии, так и здесь деньги идут туда, для что они предназначены. А Гданьск в этом смысле даст фору Таллину с Будапештом — различий между центром и спальными окраинами я не приметила: всюду ухоженные дома, отличные дороги и тротуары, проложены дорожки для велосипедистов, у пешеходных переходов установлены удобные сенсорные переключатели светофоров.
От Данцига — Гданьска — остались руины после советских бомбардировок: выдавливали фашистов, как выдавливали их англичане из Дрездена, сравнявшие город с землёй. К сожалению, это правда, но она существует в своём историческом времени и с нынешней жизнью пересекается не больше, чем взорванный немцами Петергоф — т.е. политические мухи отдельно, а котлеты с галушками, пирогами, драниками и цепелинами — отдельно.
На фото сеть польских столовых самообслуживания. Пообедать можно за 2-3 евро.
С котлетами так: на туристических променадах голодному будет предложен все тот же фастфуд под разными именами или по ресторанным ценам, вполне, кстати, приемлемым— 8-12 евро за блюдо, варианты национальных кухонь от украинской до грузинской: бывший Союз окучивает благодатную ниву гданьского общепита. Настоящую же польскую кухню надо искать с помощью местных. Меня Доната привезла в район Гданьска Олива и заказала в ресторанчике рядом с университетом "пирОги", оказавшиеся… варениками. Список начинок был столь велик, что я решила слегка предаться гурманству и попросила "пирОги с рыбой".
Обошлось блюдо в 5 евро и было так велико, что обмакивая в сметану последний "пирог" я радовалась, что не заказала еще и борща.
Нам повезло — в зале нашёлся свободный столик, что случается не всегда. Обычно голодные ждут в уличных креслах, пока освободятся места.
Цены в Польше вполне адекватны нынешнему курсу рубля, а для евровых стран просто выгодны. Но и зарплаты в Польше в два-три раза ниже, чем финские, и пенсии. Моя подруга затеяла бизнес-проект, чтоб по его завершении не оказаться пенсионеркой с трехсотевровой пенсией — безбедную старость она создаёт сегодня сама. Вот только исполнителей планов найти ей непросто: поляки трудятся в давно капиталистической загранице, а на их место приходят хорошо образованные, но совсем в других областях, бывшие советские граждане. Так что подруга сама себе директор, бухгалтер, снабженец, прораб, а заодно надзирающий орган.
Я как-то подметила, что степень заботы властей о народе безошибочно раскрывает общественный транспорт и тротуары. По Гданьску бегают комфортные рейсовые автобусы, снуют скоростные трамваи и электрички, тротуары удобны и выделена полоса для велосипедистов, чем, в общем-то, меня не удивишь. Но польский велосипедный прогресс шагнул дальше финского: на склонах дорожка покрыта склеенной каменной крошкой, препятствующей скольжению.
Фото из парка Олива
И на заметку. Поскольку жила я пять дней в Сопоте, изучила тонкости покупки билета на электричку до Гданьска. Путь очень короткий, минут 15 от главного вокзала Сопота до главного в Гданьске. Билет стоит около 1 евро, или 3.80 злотых (2018 год). Покупать его надо в кассе вокзала и компостировать при выходе на перрон в переходе. Можно купить на платформе в автомате на ближайшую поездку, тогда компостировать не требуется. Продают билеты и в самой электричке, но это почти в два раза дороже.
Гданьск заново был отстроен после войны, а потому и в мой первый приезд не выглядел обветшалым. Сейчас город по-европейски ухожен и моложав, впечатления новостроя не производит, хотя за фасадами, восстановленными по фотографиям, и скрывается кладка XX - XXI веков.
В историю древнюю я углубляться не буду — географически Гданьск во все времена был лакомым куском, за который дрались последнюю тысячу лет претендующие на мировое господство правители. Чубы в панских драках трещали не раз, да ещё как!
Последний исход населения случился в 45-м, когда с поделённых между победителями территорий были выселены немецкие семьи. Эта умалчиваемая страница истории вряд ли способна вместить в себя трагедию 12 миллионов этнических немцев – беженцев из нынешних Польши и Чехии. Говорят, современные немцы потому так лояльны к сирийским беженцам, что многие семьи хранят память о том ответе женщин с детьми, который пришлось им держать за военные преступления — даже не соотечественников — представителей одной с ними национальности.
Как бы там ни было, но поделённые по Версальскому мирному договору (1919) земли смешали Европейские карты и судьбы, В 1945 Гданьск и окрестности — бывшие между Первой и Второй мировыми войнами частью Восточной Пруссии — искусственно заселили поляками, бежавшими, высланными и "добровольно переселившимися" с ставших советскими территорий. Родители мой подруги родом из Вильнюса, ее мужа — из Западной Украины.
Вторая Мировая война поставила, как думалось, точку, ставшую вновь многоточием в переделе земель…
Колесо истории остановить невозможно. Хорошо бы оно было колесом обозрения: покатался в свое удовольствие, оглядел живописные окрестности, посмотрел сверху на реку Мотлаву с выстроившимися вдоль нее домами ганзейского толка и вернулся на землю, но в приподнятом настроении.
Туристическая судьба Гданьска сложилась удачно: он популярен у немцев и у ирландцев как место, где качество яств в ресторанах выше цены, которую европейцы платят в странах с высоким уровнем жизни. Круговорот денег, рабочих ресурсов и спроса, рождающего предложение, очевиден.
К тому же Гданьск — популярный балтийский курорт. Песчаная полоса пляжей тянется от Сопота в обе стороны — к Гданьску и Гдыне — на множество километров. О Сопоте будет отдельный рассказ.
Для Сергей Стрельников:
Для Лидия:
Для niva:
Спасибо за внимание к моему рассказу!
Спасибо за очень интересный рассказ! С большим удовольствием прочитала )))
Спасибо, Людмила! Совершенно неожиданно из рядовой служебной поездки вышла встреча с давно пройденной частью собственной жизни. К тому же с погодой несказанно повезло - никогда еще не купалась Балтийском море в первых числах июня.
Для OlgaPetrusha_traveler:
Деревья сейчас просто огромные! Несмотря на то, что положено наоборот))) Вообще-то, встречи с прошлым редко бывают удачными, т.ч. мне очень и очень с подругой повезло.