Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
По еврейским местам Рима
О Риме и его достопримечательностях написаны тысячи книг и статей. Мне же, как израильтянину, хочется рассказать о местах, связанных с пребыванием здесь евреев, и их судьбе. Ведь в Италии и её столице проживает фактически старейшая еврейская община Европы.
Поселились евреи в Риме давно. Об этом, в частности, свидетельствуют обнаруженные здесь древние захоронения в катакомбах, вдоль знаменитой Аппиевой дороги, чья история насчитывает свыше 2000 лет. За минувшие века в катакомбах побывало немало «исследователей», после пребывания которых исчезли кости похороненных, украшения и другие предметы. Однако сохранились вырубленные в стенах погребальные ниши, надписи и фрески, свидетельствующие о том, как жили и умирали евреи древнего Рима. Надписи в еврейских катакомбах выполнены в основном на греческом и латинском языках, реже на иврите. На большинстве захоронений можно увидеть менору.
Сейчас в некоторые катакомбы открыт свободный доступ.
Еврейское население древнего Рима постоянно росло, несмотря на определённые ограничения со стороны властей. В 63 году до н. э. еврейскую общину Рима существенно пополнили пленники, уведенные Помпеем из завоеванной им Иудеи. Они вначале были рабами римлян, но постепенно хозяева отпускали их на свободу. Отношение к евреям со стороны правителей древнего Рима было в основном благосклонным и либеральным.
Юлий Цезарь(100 – 44 гг. до н.э.) считал деятельность евреев одним из важных элементов экономической жизни государства. При нем евреи были освобождены от некоторых ограничений, наложенных на последователей других религий.
Есть сведения, что в 4 г. до н. э. 8 тысяч евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Палестины, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии. Еврейское население Рима в это время составляло уже более 20 тысяч человек. В городе действовали несколько синагог. По распоряжению Октавиана Августа (63— 14 г. до н. э.), евреям ежемесячно выдавалось зерно, также как и остальным жителям города. Если раздача зерна в городе происходила в субботу, то для евреев власти делали исключение и переносили её на следующий день.
Существенно возросло еврейское население в Риме после окончания Иудейской войны в 70-м году новой эры. После захвата Иерусалима и разрушения храма римский полководец Тит приказал пленённых руководителей еврейского восстания и, кроме них, ещё 700 человек, отличавшихся своим ростом и красотой, отправить в Рим для участия в триумфальном шествии, которое там было организовано по случаю победы. Это торжественное шествие, возглавляемое Веспасианом, Титом и Домицианом, подробно описано свидетелем этих событий Иосифом Флавием в книге «Иудейская война». Небольшой фрагмент из этой книги:
"Конечной целью триумфального шествия был храм Юпитера Капитолийского. Здесь, по старинному обычаю, все должны ожидать, пока гонец не известит о смерти вражеского вождя. Это был Симон, сын Гиоры, участвовавший в шествии среди других пленников. Теперь на него накинули веревку и, подгоняя его ударами плетей, стража втащила его на возвышавшееся над форумом месте, где по римским законам совершается казнь над осужденными преступниками. Когда было объявлено о его смерти, поднялось всеобщее ликование и тогда начались жертвоприношения".
Храм Юпитера Капитолийского, построенный в 6 веке до нашей эры, был самым важным святилищем в древнем Риме. Он располагался на вершине Капитолия, в том месте, где ныне находится Дворец Консерваторов.
На использованном мною рисунке показана реконструкция Капитолийского холма. Недалеко от Храма Юпитера с обрывистого хорошо видимого склона холма, когда-то носившего название Тарпейской скалы, сбрасывали преступников и предателей.
В наше время со смотровой площадки Капитолийского холма можно видеть священную дорогу, по которой проводили иудейских пленников Тита.
Давно уже исчез храм Юпитера, рядом с которым проводились казни и жертвоприношения, и сейчас можно увидеть только его руины.
В наше время на холме находится площадь Капитолия, на которой расположены три дворца созданные по проекту Микеланджело. В Центральном, Дворце сенаторов, располагается Римский муниципалитет.
Рядом с дворцом установлена колонна со скульптурой римской волчицы
В честь победы в Иудейской войне в Риме в 74—75 гг. н. э. был сооружён Храм Мира, в котором хранились золотые драгоценности, вывезенные из Иерусалима.
Этот храм был разрушен в 410 г. н. э. во время разграбления Рима вестготами. В настоящее время примерно половина территории Храма погребена под городской застройкой. На внутренней стене Храма Мира располагался Мраморный план Рима, фрагмент которого недавно найден археологами.
А, вот, драгоценные реликвии, в том числе и золотая менора, похищенные из Иерусалимского храма, не найдены до сих пор. Недавно израильским учёным была предоставлена возможность осмотреть кладовые Ватикана, но древние украшения Иерусалимского храма там не были обнаружены.
Поиски похищенной римлянами меноры не прекращаются.
Пока же в Израиле изготовлена и установлена в старом городе Иерусалима её копия, при создании которой были строжайшим образом выполнены все её библейские описания.
В честь победы Тита были сооружены две триумфальные арки. Первую возвели ещё при его жизни, но она с годами разрушилась, и сейчас археологи находят только её отдельные фрагменты. Вторую же, знаменитую триумфальную арку Тита, построил его брат – римский император Домициан в 82- ом году н. э., вскоре после того, как Тит Веспасиан умер. Она была призвана увековечить победу войск Рима в Иудейской войне.
Высота мраморного монумента составляет 15,4 м, а ширина 13,5 м. Арка декорирована колоннами. Внутри её пролёта расположены два барельефа. На одном из них изображено шествие победителей и их пленников с трофеями, захваченными в Иерусалиме , на другой - император Тит, управляющий двухколёсной колесницей с четырьмя запряжёнными конями, так называемой квадригой .
Первоначально на вершине арки находилась бронзовая скульптура Тита на квадриге, однако до наших дней она не сохранилась. На «лицевой», западной стороне арки, направленной к Форуму выполнена надпись:
SENATVS
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO
Сенат и люди Рима - божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспвсиана .
Триумфальная арка Тита в Риме считается родоначальницей всех последующих арок, в том числе и всемирно известной Триумфальной арки в Париже. Строили арку те самые евреи, которые были пленены Титом. Точное их количество неизвестно, но историки сходятся в том, что было привезено в Рим несколько десятков тысяч человек. Арка стала гробницей для самого императора Тита Веспасиана, именно там был захоронен его прах. Это явление было очень редким и почетным. Арка стала символом завоеваний Римской империи, и все последующие победные марши римлян проходили через нее.
В дальнейшем у евреев сложилась традиция при посещении Рима обязательно побывать у арки Тита, видя в этом особый ритуал, говорящий о том, что Тит умер, Рим стоит в руинах, а народ Израиля жив. Но проходить евреям под аркой было запрещено, потому что этот проход символизирует поражение и изгнание. Конечно, это символический жест. Но он имел огромный смысл для всех евреев, выражая стремление не оказывать, таким образом, честь императору – поработителю.
В двадцатом веке арка Тита стала местом еврейского самовыражения. Две крупные демонстрации были проведены здесь вскоре после окончания Второй мировой войны. В 1947 году евреи Рима и делегация евреев со всей Европы, выживших в Холокосте, собрались у арки, чтобы отметить резолюцию ООН о разделении Палестины и создании там еврейского государства. Они прошли под аркой с запада на восток, то есть в направлении обратном тому, в котором проходили еврейские пленники две тысячи лет тому назад.
После образования государства Израиль, в Рим приезжала специальная делегация, которая прошла под аркой, но шла она также в обратном направлении движению триумфаторов.
И в наше время многие евреи держатся подальше от арки и никогда под ней не проходят.
Сейчас проход под арку закрыт специальным ограждением, и евреи даже при желании не могут нарушить традицию. Это, правда, несколько затрудняет возможность сфотографировать знаменитые барельефы.
На средства, полученные от распродажи ценностей, захваченных римлянами во время Иудейской войны, были построены не только триумфальные арки, но и другие сооружения, в том числе Римский Колизей, строительство которого было завершено в 80 году н. э.
Его строили десятки тысяч рабов и пленников — в большинстве своем евреи. Многих из них использовали на ручных работах в каменоломнях Тиволи, откуда тяжелые камни доставлялись в Рим.
Еврейское население Рима не пострадало во время Иудейской войны, а наоборот, его численность значительно увеличилась за счет евреев, взятых в плен Титом. Как и пленники Помпея, они были через некоторое время освобождены. Большинство вольноотпущенных рабов селилась рядом с уже жившими в Риме евреями, в основном в районе Трастевере на правом берегу Тибра. Там в середине первого века до н.э. возник еврейский квартал.
Евреи занимались разнообразной торговлей, как мелкой, так и крупной, в том числе ввозом хлеба. Среди них было много ремесленников, портных, мясников, а также представителей свободных профессий, в том числе актеров и художников.
К началу 2 в. н. э. численность еврейского населения Римской империи достигла, по некоторым оценкам, пятидесяти тысяч человек. Более половины их проживало в Риме и его окрестностях. До того, как христианство стало господствующей религией в Римской империи, евреи пользовались полной религиозной свободой. Их общинная жизнь сосредотачивалась в синагогах. В конце первого века н.э. в Риме было 12 синагог. В городе даже существовала религиозная школа - иешива,
Всё изменилось в 313 году н.э., когда император Константин официально признал христианство. С этого момента и вплоть до девятнадцатого столетия судьба римских евреев стала определяться в первую очередь папской политикой. Некоторые из пап пытались сокрушить иудаизм, сжигали еврейские религиозные книги, разрушали синагоги, под страхом смерти заставляли иудеев посещать христианские проповеди и пытались их насильственно крестить. Другие возвращали иудеям отнятые права. Однако любые послабления евреям приходилось оплачивать деньгами
С годами евреи Рима постепенно меняли место своего проживания и перемещались на другой берег Тибра, поближе к Капитолийскому холму. Трастевере пустело, и к середине 15-го века там осталась лишь одна единственная маленькая синагога, построенная ещё в 13-м веке, здание которой используется сейчас для жилья.
До середины 16 в. еврейская община Рима находилась в более благоприятном положении по сравнению с большинством еврейских общин Италии и Европы. Но в 1555 году её относительное благоденствие закончилось, когда папой римским стал Павел Четвёртый, питавший к евреям особую вражду. Отныне жить евреям надлежало на строго ограниченной территории (гетто) недалеко от древнего театра Марцелла.
Место, отведённое под гетто, располагалось между Капитолием и островом Тиберина , в одном из худших районов города на болотистой и затопляемой территории. Гетто окружали высокие стены с тремя воротами которые закрывались с наступлением темноты и открывались с зарей. Во время подъёма воды в Тибре квартал сильно страдал от наводнений, а его перенаселённость приводила к страшным потерям от эпидемий . Так, во время чумы 1656 года из 4000 жителей гетто умер каждый пятый. Жили евреи в гетто в невероятной нищете и тесноте, которые усугублялись по мере того, как население гетто росло.
На его территории был только один источник воды. Он находился на площади в самом центре еврейского квартала. Сейчас на этом месте расположен знаменитый "Фонтан с черепашками".
Евреи были обязаны посещать католические церкви, которые окружали гетто со всех сторон. Есть свидетельства того, что большинство из них молча протестовали, засовывая воск и хлебные комочки в свои уши, чтобы заглушить слова проповедей.
Евреям было разрешено иметь лишь одну небольшую синагогу вместо пяти ранее существовавших и принадлежавших различным направлениям иудаизма. Покидать гетто можно было только в дневное время, но за его пределами мужчины обязаны были носить особую шапку жёлтого цвета, а женщины – шаль. Евреям запрещали общаться с христианами и работать в христианские праздники. Торговать старьём и ссужать деньги можно было только внутри гетто. Папа полагал, что жизнь в таких тяжелых условиях в течение одного-двух поколений будет достаточна для того, чтобы евреи решили отказаться от своей веры и вынуждены будут креститься. Он ошибся. Большинство евреев сохранило свою веру. Иногда их подвергали унизительным процедурам. Так, начиная с 17-го века, жителей гетто принуждали участвовать в особых карнавальных процессиях по случаю избрания нового папы. При этом сто евреев во главе с раввином ехали через весь город на ослах, сидя лицом к хвосту. Под аркой Тита еврейская делегация должна была приветствовать вновь избранного папу. Папа принимал от евреев свиток Торы, а затем возвращал его в знак бесчестия.
В 16–19 вв. на маленьком пространстве, которое занимало гетто, в условиях большой скученности проживало до десяти тысяч евреев.
Этот период был самым тяжёлым в истории еврейской общины Рима.
Положение несколько изменилось в 1798 году, когда Рим был завоёван войсками Наполеона и на площади в центре гетто было посажено так называемое «дерево свободы». Но в 1814 году евреи снова были закрыты в гетто по приказу папы Пия VII. Окончательно же гетто было отменено в 1870 году, когда в Риме закончилась папская власть и евреи были признаны равноправными гражданами Италии. Они стали селиться там, где желали, многие вернулись на старые места в Трастевере, но значительная их часть осталась в районе гетто. На протяжении трех последующих десятилетий стены были постепенно снесены, и весь район перестроен. К 1904 году было завершено строительство новой знаменитой Римской синагоги, одной из самых красивых в Европе. Она сейчас располагается на месте того самого, давно сгоревшего здания, где когда-то размещались под одной крышей пять синагог.
Рядом с синагогой находится Портик Октавии , построенный, больше двух тысяч лет назад по приказу императора Августа. В античные времена здесь бесплатно раздавали зерно римлянам, а в средние века здесь был расположен рыбный рынок и церковь. Стены этой старой церкви вписались между колоннами портика. Именно в этой церкви в средние века заставляли евреев слушать христианские проповеди.
Трудно прочитать, но специалисты уверяют, что на портале имеется надпись на иврите и латыни, осуждающая «иудейское упорство в вере в собственную исключительность».
Сейчас на этой территории бывшего гетто проживают всего лишь несколько сотен евреев. Квартиры здесь очень дорогие, они продаются более чем за миллион евро. Этот район круглосуточно охраняется итальянскими карабинерами после того, как 9 октября 1982 года здесь был совершён теракт. В этот день палестинские боевики дождались окончания молитвы в последний день праздника Суккот и бросили несколько гранат, а также обстреляли из автоматов толпу людей на выходе из синагоги. В результате нападения погиб двухлетний мальчик и 37 человек получили ранения.
Въезд транспорта в этот район ограничен. На дороге установлен шлагбаум. Синагога ограждена решетками, и вход на её территорию происходит через специальный пост проверки безопасности.
Под зданием синагоги разместился Еврейский музей.
На синагоге несколько мемориальных досок. В том числе в память о евреях, служивших в Итальянской армии и погибших во время Первой мировой войны. Трагична была судьба евреев Рима в годы второй мировой войны. Но это тема специального очерка. Сегодня улицы Римского гетто постоянно напоминают о судьбе римских евреев во время Холокоста. У дверей многих домов в мостовую дороги заложены небольшие латунные плитки с именами погибших жителей.
Сегодня в 60-миллионной Италии живут 35 тысяч евреев, около половины из них – в Риме. Здесь действует Союз еврейских общин Италии, три синагоги, одна из которых принадлежит евреям-ашкенази, а две других – сефардской общине. Есть в Вечном городе еврейский детский сад, начальная и средняя школы, больница и дом инвалидов. С 1930 года в Риме действует переехавшая из Флоренции Итальянская раввинская семинария
Еврейская тема в Риме отражена в целом ряде знаменитых художественных произведениях. Здесь находятся две известные скульптуры Моисея – библейского вождя еврейского народа. Первая, работы Микеланджело, - в центре знаменитого мавзолея Юлия Второго, находящегося в церкви Святого Петра.
Рядом с фигурой Моисея находятся скульптуры праматерей еврейского народа - Леи и Рахели.
Вторую фигуру Моисея можно увидеть у Фонтана «Аква Феличе», также известного как «Фонтан Моисея».Здесь также представлены два других библейских персонажа: в левой арке - Аарон , а в правой — Иисус Навин.
В музеях Рима есть и другие персонажи еврейской истории. В галерее Боргезе, например, хранится прекрасная скульптура Давида, выполненная скульптором Бернини.
Еврейская тема популярна в Риме. Существует даже туристская компания ««Пешие туры по еврейским местам в Риме». Район синагоги и бывшего гетто часто посещаются туристами. Здесь пытаются сохранить облик старых строений. Одновременно первые этажи старых домов широко используются под магазины, кафе и кошерные рестораны.
Новые акции каждую неделю! Подарочные сертификаты.
New! 1001% надежности - страхование от невыезда
Более 200 офисов продаж по всей России! Звоните 8 (495) 725-1001
по Италии