Отзыв написан: 25 марта 2018 г.

Никогда бы не подумала, что поеду в Индию. Страна пугала, а Гоа же я считала неким райским местом наравне с Бали. Вот такой «прохлоп» даже при всем моем тур.опыте. И тут сложилось: Гоа «оказалось» побережьем Аравийского моря Индийского океана, был подобран тур, из мартовской слякоти мне предстояло за 8 часов перелететь в лето)

Виджнаягарская империя.

Соленое!

Для планирующих путешествовать - полезные советы: для посещения Индии нужна виза. Её можно оформить в Консульстве, или через визовый центр, или «через Интернет» - заполнить анкету, отослать ее не позднее 72 часов до вылета, а заветный штамп в паспорте (визу) получить, уже прилетев в Индию. «Электронная виза» стоит ок. 70 долларов, она выручит тех, кто покупает горящий тур. Правда и ждать постановки «визовой печати» в аэропорту придется долго: от часа до трех.

Время в пути на микроавтобусе от аэропорта Даболим до поселка Кандолим от 40 до 55 минут. Всё побережье заселено и определить, где заканчивается один «поселок» и начинается другой – сложно. Есть, конечно, и поля: на них возделывают рис. Проезжаем город Панаджи, пересекаем реку Мандови. В нескольких километрах по реке находится город Старый Гоа, который раньше был столицей. Но постоянные эпидемии из-за близости болот, обмеление реки и множество других причин вынудили португальцев в 1843 перенести столицу Гоа в Панаджи, коей он до сих пор и является.

Река Мандови
Аравийское море

Мы же – едем. Еще в Дабиломе проезжую часть перебежала довольно крупная обезьяна (размером с молодую овчарку). Даже гид удивилась появлению обезьяны в городе; позже мы видели их только в заповеднике или в центральной части Индии, куда отправлялись в самостоятельное путешествие. Кстати, советую дочитать мой рассказ хотя бы до середины – начнется самое интересное, но и мелочей «по прибытии» пропустить не могу.

праздник к ним приходит! Холи)
Дикий и сурьёзный

Я заранее готовилась к путешествию и много читала обо всех аспектах жизни туристов. Отели в Индии соответствуют общему уровню жизни: например, 2* от 3* не отличаются, всё очень бедненько. Отзывов от гостивших в 5* отелях не встречала.

Несмотря на все уговоры, поселили нас в номер с окнами на улицу. При закрытых окнах (имеющих большие щели/ и так везде) вся мебель в номере была покрыта слоем бурой пыли. В углах – паутина (без пауков). Все жалуются на постельное белье: в Индии «иные стандарты» стирки. Белье зачастую с пятнами, может быть рваным. Россияне даже привозят постельное с собой или покупают его в первый же день, благо недорого).

Первые впечатления.

Наверное, первое и яркое впечатление производят дороги в Индии и движение по ним. Похоже, что правил не существует. Ширина асфальтированной части дороги – по меркам РФ – полторы полосы, предусмотрены они для движения двух встречных потоков. Тротуаров нет, есть пыльная тропинка шириной см 30.. Разметки нет. Знаков не заметила.

Тук-туки
Доставка сырых яиц

Движение – полнейший хаос. Поворотники? Не, не слышали. И поэтому все сигналят. Любое действие на дороге: сигнал, лучше не один. Повороты ли это, остановки, перестроения, обгоны; но особенно яркие впечатления: если едущий впереди автомобиль притормозил пропустить пешехода (чего делать не принято) или высадить пассажира, то каждый остановившийся за ним начинает непрерывно сигналить. И вот 3-4 авто или байка одновременно жмут на клаксон, пешеходы выпрыгивают из-под колес, встречный поток несется на тебя. И это не прекращается ни на минуту. Тихо не бывает просто ни-ког-да! А та самая бурая пыль с «пешеходной дорожки» проникает всюду…

МОРЕ.

Вид с форта Агуада

Индийский океан

В первый же день, конечно, побежали на море. Кроме того, что «на море всегда хорошо», восторженного мне добавить нечего. Возможно, я избалована. Нет, оно не плохое. Вода негрязная, но не прозрачная, смотреть нечего и некого. Спокойным море почти никогда не было, у песчаного берега всегда бьются 2-3 волны, большинство людей любит на них попрыгать. Дно пологое, умеренного наклона. А вот с глубины уже 130 см (по расстоянию это метров 7-10 от крайней точки «разлива волны») волн нет, можно спокойно плыть в своё удовольствие. В марте температура морской воды +280. Радоваться тут нечему – такая вода не освежает. Вода очень соленая, гораздо солонее, чем в Черном море. Я не «крутая пловчиха», но была благодарна мужу, который взял мне очки для плавания: вода в глаза – брызгами, каплями – попадала всё равно, и глазом «пользоваться было уже невозможно»)) А в очках мы заплывали на десятки, а может, и сотни метров).  /это еще один полезный совет - очки/

Но примечательно на пляже другое: индийцы боятся воды и не умеют плавать. Они заходят в море максимум по пояс, особый восторг –подставить волнам спину. Некоторые сидят на линии прибоя, их постепенно заносит песком, ловят кайф, видимо, от того, что угасшие волны докатываются до их ног. Нам не понять. Сидят и «купаются» в одежде(!) О_о. Как пояснил гид, эта фобия вызвана верованием, что в воде обитают демоны, которые, как только индиец потеряет опору под ногами, уволокут его на дно.

При этом на пляжах дежурят спасатели. Прикол в том, что они … не умеют плавать и спасать Вас, безусловно, не будут. Будут только свистеть, чтобы Вы не заплывали далеко.

Пляж Вагатор

То обстоятельство, что местные не умеют плавать, делает каждого, умеющего держаться на воде, супер-героем. Местные собираются стайками и наблюдают за этим «смертельно опасным аттракционом», а потом подходят к тебе и просят разрешения сделать совместное фото. Впрочем, и без браса или кроля белые люди обречены на ежедневное многократное фотографирование: фото с белым человеком – к удаче.

Вид с форта Чапора

На побережье много приезжих индийцев (местным это, думаю, уже неинтересно), но жители других штатов, оказывается, мечтают запечатлеться именно с тобой. Чаще спрашивают разрешения, и мы фотографируемся вместе, реже садятся от тебя в 3 метрах и делают вид, что снимают селфи, хотя во фронтальную камеру ты видишь, что в кадр попадаешь именно ты (с индийцем или без него – неважно). Такое же со мной было и в автобусе) Значит, непринципиально, одет ты или раздет (как на пляже), хотя и здесь стоит отметить, что ни мужчины, ни женщины Индии даже на пляже не бывают так обнажены, как европейцы, отдыхающие даже в самых обычных купальниках.

Пляж Вагатор

На пляже много «шеков» - кафе с весьма демократичными ценами, практически не выше, чем в городе. Покупка всего лишь стакана сока дает тебе право разместиться на лежаке под зонтиком из пальмовых листьев хоть на целый день, чем многие и пользуются. Хотя и обедают там же, и ужинают. Вечером в шеках зажигают свечи. Романтично, но не более того.

На пляжах, как и везде в городе, бродят и спят собаки. Все рыжие, вспомните «дикую рыжую стаю» из «Маугли» - это они; но сейчас они безобидны, худы и вялы, как и коровы, гуляющие по улицам, «загорающие» на пляжах, жующие кто пластик, кто иной мусор.

Коровы на плаже
Рабочие "лошадки"

А мусора там – больше, чем сигналящего транспорта. И к этому тоже надо «привыкнуть», если это возможно. Именно это сочетание: хаоса на дорогах, жары (+380), пыльных дорог и мусора-мусора – повергло меня в культурный шок минимум на 3 дня. Впервые, находясь за границей, я с первого дня начала думать о возвращении вообще и как об избавлении – в частности. спешу сообщить - это прошло БЫСТРО). Ладно бы кучи кокосовой кожуры (кокосы продают и вскрывают на улицах за 30 рупий – сначала молочко пьешь, потом ешь начинку а*ля «Баунти») – это экологический мусор, но преимущественно это банки, бутылки, пакеты, бумага - ими усеяно всё вокруг. Изредка видела уборщиков улиц, но на общую картину это не влияет.

Штат Карнатака. Манки-тепл.
Кокосовая кожура

В магазинах сложно разобраться, ценников нет. Заранее предупреждают гиды, что везде надо торговаться, ибо цену называют в 5 раз выше реальной. Потом оказывается, что на какие-то магазины это распространяется, на какие-то – нет (но является обязательным правилом для рынков и лавочек). Отсюда ощущение, что тебя все пытаются обмануть.

Так что касается «хочу домой и срочно»: через 2-3 дня привыкаешь, точнее тебе открываются «приятности»; мусор и гудки авто остаются, но ты относишься к этому индифферентно, как истинный индус.

Наблюдения: юноши (с юношами) ходят за руку или в обнимку. Нет, это не то, что вы подумали, это всего лишь друзья и ни более того. Выглядит очень странно, никак не отделаться от своих стереотипов.

Женщины носят тяжести на голове. Очень ловко, очень много, руками помогают себе редко. Только надевают (или подкладывают) определенным образом закрученный платок под корзину или мешок.

Из магазина
Переноска тяжестей

Примерно также …асфальтируют дороги! Работники (низших каст, видимо) переносят горящий асфальт в плетеных корзинах на голове (иногда блюдом в руках), несут эти несколько кг асфальта в нужную точку, высыпают, другие работники его разравнивают. Катки – редкость. Асфальтовое покрытие получается бугристым изначально. Также производятся и другие дорожные работы: выкапывают яму, орудующих лопатой уже не видно на поверхности земли, а из ямы, как черти, выскакивают рабочие с тазиками в руках – выносят землю. Вот и вся механизация труда. Ну еще машут кувалдами, какими-то допотопными кирками, женщины в том числе.

Здесь уместно рассказать о кастах, но объем рассказа не позволяет. Загуглите! Возможно, все читатели знакомы с кастовой системой Индии, но для меня - хоть и я слышала это ранее – такое «погружение и приобщение» было «еще одним культурным шоком».

Ох, рано, встает охрана!

Валюта. Языки.

Национальная валюта – рупии. Курс примерно равен рублю (1 рупия=1 рубль). Везти с собой лучше доллары, также меняют и евро. Обменники практически в каждом магазинчике, в банках курс примерно такой же. Редко, но случается мошенничество при обмене. Раскладывают выдаваемую сумму кучками, но затем кучки с десятью купюрами по 50 рупий считают за 1000. Это и пытаются всучить. На подобном обмане я поймала за руку «менялу». Швырнул обратно мне мои 100 долларов. Я поспешила удалиться.

Вывозить с собой национальную валюту запрещено. Её должны «без суда и следствия» отбирать в аэропорту. Но вывозят «на сувениры».

1000 рупий

В Индии говорят на 447 различных языках, 2 тысячах диалектах. В Конституции Индии оговорено, что хинди и английский являются двумя языками государственными языками. Поэтому английский знают практически все. Достаточно удобно… если ты знаешь английский). Хотя «индийский английский» тоже отличается от того, которому нас учили в школе. Это затрудняет понимание. Однако, мы не пропали) К тому же, ныне немало индийцев учит русский язык, зачастую есть меню на русском, на рынке к тебе обязательно подбежит «русскоговорящий» индиец: он не предложит помощь, он начнет активно помогать, советовать, переводить, он быстро поймет, что вы хотите купить, он отведет Вас на все точки, где торгуют необходимым товаром, взамен попросит поговорить с ним на русском «для практики» и посетить «его магазин» (чаще это лист фанеры на кирпичах, на котором разложены вещи). Очень забавные ребята. В принципе, все доброжелательны и открыты. С ними мы держались так же. Все было очень позитивно.

Рынок

И всё-таки к белым людям здесь особенное отношение) «С придыханием подобострастия». Особенно это заметно в общественном транспорте. Об этом отдельная глава.

Общественный транспорт.

Автобусы курсируют между городами, проезжая «поселки городского типа». Остановки существуют, но сесть в автобус и выйти из него можно там, где вам угодно. На улице вы машете рукой, автобус останавливается. В автобусе говорите о своём желании выйти «именно здесь» кондуктору, он остановит автобус.

В автобусах кондукторы - мужчины. И кондукторже – главный человек в автобусе, эта должность важнее водителя. Все беспрекословно случаются кондуктора. Он пересаживает людей, свистит, чтоб автобус остановился/тронулся, раздает подзатыльники бестолковым, но любя)).

Автостанция
Девки-трэвэл

Свистят натуральным образом (как это делают мальчишки).На крупных остановках кондукторы зазывают пассажиров криками. Безотрывно и очень громко. Ни за что не пропустишь свой bus.

В автобусе почти всегда играет национальная музыка. Стиль, видимо, "поп", но приятненькая (исполнителю может подпевать пол-автобуса, причем весьма недурно). (А когда отвечаешь на их вопрос и сообщаешь: "I am from Russia", индусы оживляются и улыбаясь говорят: "О! Дима Билан!" Не «Путин», не «Раша», а Дима Билан !

Все авто всегда украшены цветочными "бусами"(и личный транспорт, и общественный). Реально: водитель не поедет в рейс, пока не купит на базарчике эти бусы.

Купи!

Автобус имеет отгороженную зону "водитель-кондуктор" (средней красоты решетка, с дверью с такими же "перилками"). В этом «загончике» - диванчик, на котором сидит кондуктор. Так вот "белым людям", которые там в большом почете, нередко выделяют самое лучшее место в автобусе - именно в этом загончике: кондуктор выходит в народ (а там может быть даже давка), а "белую госпожу и господина" посадит к водителю, закроет дверцу, чтоб никто не беспокоил. Чудесно! Только при этом белая госпожа неоднократно с ужасом наблюдала, что водитель всю дорогу (как и пассажиры) употребляет легкие наркотики, сплевывая на дорогу. Нас не угощали. В общем, понравилось)

Уголок водителя

Рассадка в автобус: не согласно купленным билетам, а "по понятиям". Есть еще лавочки для "Почетных горожан" )) - во втором и правильном переводе "престарелых граждан", для инвалидов. Все четко соблюдают предписания. Треть автобуса "только для леди"))) Пол-автобуса не подписаны никак, но дамы во вторую половину автобуса не проходят. Они лучше останутся стоять возле занятых мест "для леди", чем пойдут и сядут в конце автобуса)

Only для леди

Но отдельная (и ранее неведомая) тема – это «слипер-басы»

Спальный автобус (слипер бас) – это большой автобус, который едет из города в город на значительные расстояния: в нашем случае, 420 км вглубь страны, из Мапусы в Хампи (бывшую столицу Виджаянагарской империи, ныне – объект всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО). Интересен «слипер» тем, что передвигается по ночам, а места для пассажиров – лежачие, на первом и на втором ярусе, как в поезде.

Представьте себе вагон поезда, только полки для сна расположены не поперек вагона, а вдоль, тоже двумя этажами, слева – односпальные (как боковые полки плацкартного вагона), справа – двуспальные. Каждая полка закрывается своей персональной занавеской. Передвигаться на таких автобусах очень удобно: экономится световой день, и можно поспать. Путешествовать советуют четным количеством туристов в своей компании, ибо к «нечетному» человеку запросто «подложат» любого другого пассажира. В этом есть «коммерческая логика»: в самолете могут рядом посадить человека? Да, и это нормально. Так и здесь: на свободное место билет продадут другому пассажиру.

Sleeper-bus

Мы путешествовали «туда и обратно» разными автобусными компаниями. В первой были широкие и длинные кровати, отгороженные от прохода пусть фанерными, но загородочками, для вещей были подвесные полки. Выспалась, хотя многие пишут, что очень трясет. Повторю советы бывалых: места лучше просить ближе к водителю (пишут, что в конце салона трясет), брать с собой простынь (белье там не предусмотрено, кровать обита велюром, но сколько она перевидала тел?), не брать автобусы с кондиционерами: водители не регулируют температуру и автобус превращается в рефрижератор (видела окоченевших людей)). А вот обратно мы ехали автобусом фирмы «Паоло».

Междугородний и для сна

Вместо загородок – занавески, диваны короткие (165 см) и узкие (как полутораспальные), полок для вещей нет. Пассажиры – в большинстве своем молодежь, к тому же, «принявшая на грудь», но не буйная – пооткрывали окна, что оправдано при такой жаре, и уснули. Через час стемнело, температура упала, в пути образовался ледяной сквозняк, пронизывающий до костей. Волосы развевались, будто еду в кабриолете; через спящих людей не полезешь закрывать окна; занавески «плещут» по салону, хлещут в лицо. Впечатлений – масса…. Хотя сейчас вспоминаю это с улыбкой и считаю, что любые впечатления – моё богатство).

Холи

Обзорный однодневный тур.

Купили тур (как мы обычно это делаем – обзорный: смотрим, а потом понимаем, что мы из увиденного хотим узнать подробнее). Обзорная экскурсия «Весь Гоа за 1 день» включает: посещение 2 католических храма в Панаджи и Старом Гоа, индуистского храма, поездка на водопад Дудхсагар (джип-сафари по джунглям, где много-много диких обезьян), посещение слоновьей фермы, национальный обед, посещение «плантации специй» (аналог Ботанического сада) и очень интересный рассказ гида на всем пути следования. Ехали на микроавтобусе. 14 человек.

Дудхсагар
Ботанический сад
Экзотические растения

Храмы – католические, а не являюсь их поклонником, как и любых других религий, в т.ч. индуистской, поэтому от описаний воздержусь. О базилике Бом-Жезус (младенца Иисуса), тесно связанной с жизнью святого Франциска Ксаверия, где и покоятся его мощи (которые мы видели на высоте 4 метров – они подвешены от нападок фанатиков) – вы сможете прочитать в Интернете.

город Панаджи
Храм в Панаджи

Понравилось джип-сафари, но как известно, «сколько не говори «халва» - во рту слаще не станет», поэтому дам каплю справочной информации, чтобы вам тоже захотелось там побывать и ощутить всё это лично: и прохладу водопада, и нежные пальчики обезьянок и их детенышей, разгибающих твои пальцы в поисках орехов, и шлепки огромных карпов в запруде реки Мандови (куда и впадает водопад) – всё это надо испытать самому):

Водопад на реке Мандови

«Молочная река – так переводится название водопада Дудхсагар (DudhsagarFalls), находящегося на крупнейшей гоанской реке Мандови, в предгорье Западных Гат, на границе штатов Гоа и Карнатака (Carnataka).При высоте 310 м и длине потока свыше 600м Дудхсагар входит в топ-5 индийских водопадов и занимает 227 место в мире. Многоуровневый и полноводный даже в сухой сезон, водопад считается одним из самых впечатляющих природных явлений и стражем экосистемы Южного Гоа». Небольшой участок водопад идет горизонтально, в этом месте проложена железная дорога, а точнее мост с ж.-д. путями. Он и окружающая местность были сняты в одном из фильмов Болливуда, и теперь это место еще более популярно у индийцев. Особой удачей считается застать поезд на мосту. Но мы не могли ждать поезд с фотоаппаратом в руках. Мы побежали купаться. И тут ГУУУУУДИИИИТ! И в ответ сотня восторженных голосов: и "Ура!", и "Вау!" Мы видели поезд!!! А вот фото сделать не смогли.

На той же обзорной экскурсии мы покормили диких обезьян. Нас научили: зажать в кулаке орешек, обезьянка будет по одному отгибать ваши пальцы, в поисках угощения. Так и сделали. Получилось забавно. Макаки бегают по заповеднику с малышами, они очень потешные ребята.

В заповеднике

Побывали на «плантации специй» больше похожей на ботанический сад. Узнали, как растёт всякая экзотика, кое-что даже попробовали. Там же обедали. И это снова отдельная тема.

ЕДА.

В Индии вся еда очень острая. Когда заказываете в ресторане, необходимо говорить «nospice», даже если Вы – любитель острого. Потому что «индийская доза» специй – небывалой ударной силы. Однажды, заказывая «гоанское блюдо», я попросила «ноу спайси», мне ответили, что это невозможно, иначе оно не будет «гоанским», и предложили «spicelittle».

От акулы до тунца
Еда - готовься!

Имела неосторожность согласиться. «Литл» был невыносимо острым(( В остальном всё несложно. В подавляющем большинстве кафе есть и меню на русском, и русскоговорящие официанты. Цены – демократичные, порции – очень большие. Так что на двоих надо заказывать одну порцию, например, риса. Очень понравился салат из креветок с папайей в йогурте. Появилось мнение, что это не салат, а десерт: папайя же сладкая.

Индийское пиво – одно: «Кингфишер» («Зимородок» - этих птичек мы видели и в дикой природе). Кстати, алкоголь в Гоа продают (и только до 22.00). Это «важно», поскольку в большинстве других штатов Индии – строгий сухой закон. Соблюдается! Также есть местности, где строгое вегетарианство. В Гоа же готовят очень разнообразно – всё для туристов.

На рынке в 5 утра
На рынке

Чаи и кофе – на выбор. Очень популярен чай «масала» - со специями и молоком. На любителя, коим я не стала. А вот чай с лимоном и имбирем (!) очень понравился. Да он остренький, и таковым становится постепенно, пока пьешь. Повторюсь: острое всё! Даже сладости в Индии с перцем, иногда получается интересный вкус, иногда – невозможно есть. Тогда такой сюрприз становится неплохим розыгрышем для друзей в РФ. Например, печенье с перцем. Видеть гамму эмоций на лицах тех, кто попробовал без предупреждения – бесценно)! Впрочем, ты и сам был в такой ситуации, распечатав пачку печенья.

Сразу уточню: вывозить из страны запрещено кокосы, арбузы, дыни. А также ракушки и песок с моря (что любят делать русские аквариумисты). Но можно ракушки-сувениры (обработанные).

На рынке «за фрукты» торгуются неохотно, в остальном – торговаться на рынке необходимо! Это и часть «торговой культуры», и дань традиции, и экономическая составляющая. Пишут, что в среднем «сторговать» можно цену в 5 раз меньшую начальной. Реально – в 3 раза (меньше). Но, например, «палку для селфи» нам удалось купить вместо 800 за 100 рупий.

Легкие и здесь незапрещенные
Цыплята, вентиляторы и прием макулатуры

ХАМПИ

В Виджнаягарскую империю «загадывали» поехать еще тогда, когда планировали путешествие. Повторюсь, что древний город Хампи - столица когда-то богатейшей империи Виджаянагара- расположен в центральной Карнатаке (штат Индии)и является одним из прекраснейших образцов индийского зодчества; включен ЮНЕСКО в число культурных объектов мирового значения. Виджаянагара в переводе с санскрита - "город славы". Столица самой крупной империи в Индии с 1336 по 1565 год.

Хампи
Гапурам

Как я писала выше, ехали мы туда ночь (420 км) на слипербасе. В Хампи автобус встречают местные жители, жаждущие сдать жилье именно вам. Говорят, что туристов тянут за руки в разные стороны, но у нас всё прошло спокойно и цивилизованно. Мы договорились о проживании в течение полутора суток всего (суммарно) за 350 рупий в бунгало (на двоих): комната с 2 окнами, санузел (душ, раковина, унитаз, зеркало, смена приличного постельного белья). Думаю, что ни в Гоа, ни в РФ за такие деньги переночевать вдвоем в отдельном домике с удобствами невозможно. Заселившись, мы отправились на осмотр достопримечательностей. Исторические справки мы можете навести в Интернете в необходимом Вам объеме.

Хампи

Я в качестве полезного совета сориентирую по ценам. Поскольку территория «империи» в настоящее время 26 км2, мы наняли моторикшу. Безусловно, это был «развод на деньги». Нам было сказано, что в это«дилижанс» могут поместиться только двое туристов, поэтому на четверых (мы путешествовали с друзьями) надо нанять 2 тук-тука по 1000 рупий каждый. Мы знали, что это дорого. Торговались, убеждая взять нас четверых в один тук-тук. Индусы спорили яростно, даже тогда, когда мы указали, что сами же индийцы едут в этой таратайке…вдесятером!! На что нам ответили: «Это индийцы, им можно. Таковы ПДД, а иностранцам нельзя!» ХитрО!)) Мы сделали вид, что уходим гулять пешком, и тогда вдруг стало можно перевозить и четверых туристов сразу в одном «флаконе», и стоить это может 800 рупий (как потом оказалось – за полдня, но этого более, чем достаточно). Примерно таким же «образом» наняли русскоговорящего гида. Тоже за 800 рупий.

Выдвинувшись около 7 утра (после того, как посмотрели «купание Пре*красного слона», а точнее храмовой слонихи Лакшми) и переправившись через речушку на каком-то экзотическом корыте за 50 рупий/чел (моста нет, видимо, из коммерческих соображений),

Переправа в империю 14го века
"Имперская" река

мы начали осмотр, но к обеду перестали воспринимать действительность: жарко невыносимо (+42 в тени), лавина информации аудиальной, визуальной, моральной и проч. Поутру мы возмущались: почему это гид будет с нами только полдня, но как же тут мозгам не закипеть? Около 14 часов мы взмолились о пощаде, были отпущены гидом, объездив на тук-туке все заповедные 26 км2. Мы видели:

- Шри Виттала-храм, посвящённый божеству Виттала, который отождествляется с Вишну или же его аватарой Кришной.Построен в 16-м столетии, и является одним из лучших образцов архитектурного исскуства мастеров империи Виджаянагара. Говорят, что внешние колонны этого храма производили музыку, когда вырезались, поэтому они также известны как музыкальные колонны. На самом деле тонкие каменные колонны действительно издают звук, если похлопать по ним ладонью.

Музыкальный храм

- Каменную колесницу "Стоун Чариот", расположенную напротив центрального входа в Виттала-храм. Колесница была предназначена для передвижения бога. Она создана из отдельных монолитов, однако стыки почти невозможно различить. Колеса колесницы сделаны в форме лотоса и могут спокойно поворачиваться вокруг осей.Поверья гласят, что тот, кто прокручивал колеса, приобретал различные религиозные заслуги. В современном мире данную процедуру сочли излишней и в целях сохранности колесницы предпочли колеса прочно зафиксировать.

Колесница

- СтатуюНарасимхи.К югу от Хампи стоит массивная скальная статуя Нарасимхи, грозного воплощения Вишну, высотой 6,7 м.

Изначально на одном колене статуи стоял маленький идол Лакшми, но он упал. Сейчас эта маленькая статуя находится в музее Камалапурама.Нарасимха изображен сидящим на спине змея Шеши. Шеша изображен с семью головами, которые создают над головой Нарасимхи подобие ореола. Сейчас статую реставрируют, между ног божества установлена гранитная плита для придания скульптуре устойчивости.

- статую быка Нанди, на котором ездил бог Шри Шива.

- бурундучков и ящериц)

- дерево «плюмерию».

Плюмерия

В засушливый сезон оно полностью теряет листья, остаются лишь цветы, за это дерево еще называют цветочным. Кажется, сказали «120-летняя», но выглядит "не на свои года", по-моему, старше).

- девичью купальню и дамский бассейн.

- «Слонюшню» и бараки для гвардии. В ней размещались 11 слонов царского почетного караула. Слева и справа от центра по 5 слонов "обычных", а по центру - 1 белый, императорский. Эти слоны никогда не участвовали в боевых походах. Между загонами сделаны «окна», чтобы слоники могли общаться друг с другом хоботами

Слонюшня Виджнаягарской империи

- мы видели то ли святых, то ли юродивых.

- Дворец Лотоса, являющийся смесью индийской и исламской архитектуры представляет собой павильон сложной формы, который никогда не был жилым и использовался как место отдыха в жаркое время суток. Каменный дворец имеет сложный архитектурный план, благодаря которому в нем всегда чувствуется дуновение ветерка, здание получило свое название от распускающегося цветка лотоса, на который похожи резные купола и сводчатые потолки.

Дворец Лотоса

- храм Вирупакши (англ. VirupakshaTemple) — индуистский храм, посвящённый Шиве,известному здесь под именем Вирупакша — супруга местной богини Пампы, которая ассоциируется с рекой Тунгабхадрой.Храм включает в себя 3 гопурама (надвратных башни), достигающих в высоту 50 м и имеющих 9 ярусов каждая; главный гопурам выходит на главную улицу Хампи.

- мы видели много-много диких обезьян и одну храмовую слониху и фотографировались с ней. А обезьяны фотографировались с нами, хотя гиды предупреждают, что это опасно: самцы, отгоняя более слабых сородичей выхватывают еду у зазевавшихся туристов, хотя, если предложить им бананы с руки, ведут себя приличнее, но не рекомендуется смотреть им в глаза – воспринимают как агрессию, не надо даже улыбаться. Вид «обнаженных» зубов человека – прямая провокация! Всё это проверено на себе. Прокушенное платье – доказательство. Хотя сначала это общение выглядит очень мило.

Обезьянки

Отмечу, что Хампи - категорически вегетарианский регион. Да-да) В ресторанах нет животной пищи. Наши мужчины «не оценили».

На следующий день в Хампи мы проснулись (в отпуске да по будильнику!) и поехали на очередном рикше к Манки-темпл. Это небольшой храм, расположенный на горе, куда ведут 572 ступени

Манки-темпл
Дворец обезьян

Преодолели их - на удивление – легко, хотя в некоторых местах лестница проходит под нависшими глыбами и по нескольку метров приходится идти на полусогнутых и кланяясь в пояс, иначе – никак! Это своего рода туннели, но не вырубленные, а образованные камнями.

Лестница в небо

В храме на горе обучаются несколько мальчиков (около 8 человек)

Школа на вершине

и носятся обезьяны в больших количествах. Это сочетание – спящих на тонких ковриках юнцов и прыгающих по ним обезьян, которые желая попить самостоятельно (!) открывают краны с водой, гигантские валуны, между которых пробиваются редкие деревья (как они смогли?), панорама на 360 градусов, где и извилистая река, и ровные квадраты рисовых полей, и развалины какого-то акведука, и пальмы – всё это тонет в легком утреннем тумане, разгоняемом солнцем под звуки утренних мантр, возносимых Шиве.

И ты гораздо ближе у центру Вселенной, и ощущаешь это каждой мурашкой на спине.

Пляжи.

Мы обитали на стыке пляжей Калангута и Кандолима. Побывали на Вагаторе, посетив форт Чапора (везде передвигались на общественном транспорте), заглянув в знаменитый джус-центр в Чапоре. Божественный вкус свежевыжатых соков весьма хорош, но несколько преувеличен молвой, прославляющей это местечко.

Джус-центр Чапора

На Вагаторе нашли «лицо Шивы». В конце 60-х в Индию хлынула волна хиппи, облюбовавших побережье Гоа. Одним из них был итальянский скульптор Антонио Кароли по кличке Jungle (Джунгли). Из Италии он пешком (!!!) добрался до Гоа. Как и подобает истинному хиппи, выбросил паспорт в море и остался жить в Гоа. Сначала ночевал прямо на пляже Вагатор, где и создал свою скульптуру. Потом расписывал несколько известных ресторанов, сейчас работает в музее.

Голова Шивы. Вагатор
Арамболь

Побывали на пляже Арамболь. Знаменитых факиров, хиппи и прочих днем не приметили, зато сходили на SweetLake, разочаровались полностью. «Лужица» по пояс, размером меньше футбольного поля и наполовину заросшая тиной.

Sweet lake

Тогда решили добрести до знаменитого «баньяна Beatles». По легенде, под этим деревом, имеющим разброс корней в несколько десятков, если не сотен м2, медитировала легендарная четверка, хотя большинство летописцев не подтверждают даже факт пребывания ливерпульцев в Гоа. Однако прогулка по настоящим диким джунглям нам понравилась. Под баньяном годами обитают странные субъекты, смысл их бытия мне недоступен, видимо, я не достаточно просветлилась.

Дерево "Битлс"

Однако там же кружили волонтеры, собравшие бесчисленное количество мешков с пустыми бутылками; тут же возникает вопрос: с помощью чего достигается состояние нирваны живущими здесь? Однако ребята доброжелательные, один – Паша из Златоуста, поболтали, велел передавать привет. Научили меня играть на большом барабане необычной формы, вдоволь посмеявшись над моими попытками освоения инструмента.

Уходя, мы прихватили с собой из джунглей в цивилизацию 2 тяжеленных мешка с мусором, посодействовали Greenpeace.

Джунгли
Помощь Greenpeace

Видели в тропическом лесу еще двоих (по отдельности) «просветленных». Живут на коврике под деревьями, мажутся глиной.

80 уровень просветления

По пути на пляж Арамболя обошли много лавочек. Особенно интересны портные: открыто сидят в дверях своих магазинов, шьют, продают, всё по-честному, а не как у нас – где-то «по подвалам», а потом «лейблы» пришивают. Здесь мастер своим присутствием и делом отвечает за качество товара, если ты не нашел того, что хотел, то по «любой картинке из Интернета», как они говорят, тебе готовы сшить любую вещь за 2 дня. Много кожаных изделий. Сравнительно недорого, много мужчин вышивают (!) на допотопных швейных машинках яркие разнообразные узоры. Смотрится очень эффектно, похоже на салфетки или прихватки. Основной мотив – листья (кажется, разрешенной здесь) марихуаны.

Храбрые портняжки
Рукоделие

На пляжах очень модное занятие - сансет (сажать солнце). Собираются толпы туристов. Нуу, даа. Можно посмотреть, но, как сказали наши новые друзья из Донецка: "Видели бы они НАШИ рассветы и закаты!!!"

Сансет

Вот так «незаметно» укатывается за горизонт и наше повествование. Наверняка, я осветила не все стороны нашего путешествия, наверняка, буду еще что-то вспоминать и дописывать, ведь даже пляжи и форты, в которых мы побывали здесь перечислены не все. Особенно буду рада вопросам: так Вы поможете мне не упустить то, что важно читателю.

В Индию, безусловно, стоит съездить. Возможно, вы примете в ней не всё, но любые впечатления – они же и есть богатство путешественника.

Кариатида

В Индию с «1001 Тур»!

ГоаРаннее бронирование. С нами выгодно! Горящие туры
Офисы продаж по всей России. Доступны 24 часа в сутки.