"Катюша" на китайском языке или Гонконг своими глазами

Отзыв написан: 28 февраля 2018 г.

« Катюша» на китайском языке

(или Гонконг своими глазами)

Неслучайное путешествие. Десятидневное путешествие в Гонконг в ноябре 2011 года для меня  не было случайным. После экскурсии в Пекин и Шанхай два года назад я мысленно вновь и вновь возвращался в Китай, хотелось больше узнать об этой древней стране и о ее народе. И я задумал новое путешествие,  но уже по другому маршруту и в другом качестве – самостоятельно, по своему собственному плану, без  туристской фирмы. Хотелось на Китай взглянуть с другой стороны, например, со стороны Южно-Китайского моря. И для этой цели самое подходящее место- Гонконг.

Подготовка. Чтобы путешествие было успешным, к нему необходимо подготовиться физически, духовно, информационно и материально. Подготовился я заранее вроде бы по всем статьям, однако тревожил один вопрос: как быть с языком? Постепенно выяснилось, что в Гонконге два официальных государственных языка: китайский и английский и для туристов, в принципе, проблем не должно быть. Пришлось запастись русско-английским разговорником, картами и схемами Гонконга на русском языке, а для подстраховки выучить также десяток самых ходовых фраз и выражений на китайском языке. Очень помогло предварительное общение и советы знакомых, уже бывавшими ранее в Гонконге. Именно эти предварительные беседы убедили меня в том, что в Гонконг можно ехать, не зная ни китайского, ни английского языков (мой случай). Забронировал по Интернету гостиницу, купил билет на самолет и – в путь!

Гонконг крупными мазками. Более 150 лет (с 1842г.  до 1997г.) Гонконг был колонией Великобритании. Процесс деколонизации был завершен совсем недавно - только в 1997 г. Гонконг становится Специальным административным районом (САР) Сянган в пределах Китая с широкой автономией в течение 50 лет и сохранением прежних норм жизни и деятельности населения. Сегодня Гонконг живет  по принципу "одна страна - две системы". Он  имеет свои границы, свою администрацию и свою валюту - гонконгские доллары HKD (1$ = 7,8  HKD). Для въезда в Гонконг иностранцы оформляют визу.  Гонконг-это место, где высокоразвитая западная цивилизация (небоскребы, банки, суперсовременный транспорт, новейшая электроника, вантовые мосты над океаном, и т.д.) гармонично развиваются рядом с древней азиатской культурой (буддийские монастыри и храмы, каменные статуи Будды, кантонская опера, китайский язык и китайская кухня и т.д.). Население – в основном китайцы – составляет  более 7 млн. человек, и оно быстро растет в основном за счет притока иммигрантов из континентального Китая, Филиппин, Индонезии и др. стран. В Гонконге самая высокая плотность населения-6200 человек/км2 и одна из самых высоких в мире продолжительностей жизни: 87 лет для женщин и 82 года для мужчин. Климат субтропический с резкими сезонными катаклизмами: тропические ливни, наводнения, цунами и т.п. – все это у них регулярно случается. В  Научном музее мне пришлось видеть документальные кадры видеосъемки тайфуна, обрушившегося на Гонконг в августе 2011 года–жуткое зрелище! Однако, период сентябрь-декабрь считается наиболее спокойным и подходящим для путешествий. Вот почему я отправился в Гонконг именно в ноябре- и не прогадал!.

Индустрия туризма. В Гонконге много делается для того, чтобы привлечь как можно больше туристов. С 2009 г.  въезд в Гонконг для граждан России – безвизовый. Этот порядок однако не распространяется на граждан бывших республик СССР. Так,  гражданин Белоруссии поделился в Интернете, как он долго доказывал пограничникам в Гонконге, что Россия и Белоруссия – это почти одно и тоже, но его так и не впустили - оформляйте визу через посольство. В Гонконге более 20 музеев и десятки уникальных достопримечательностей, подобных которым нет в других странах. Наиболее интересные, на мой взгляд, музеи: Исторический, Музей науки и техники, Музей изобразительных искусств и Музей космоса. В Музее космоса желающие могут «поплавать в невесомости» внутри космического корабля. Дети всех возрастов стоят в очередь: все хотят в космос. Для любителей экзотики есть еще Музей верховой езды, Музей восковых фигур и др. Вход в музеи  от 10 до 20 HKD. Для школьников и пожилых людей – существенные скидки. И что самое приятное - по средам для всех посетителей вход бесплатный. В отдельные музеи вход формально бесплатный, но желающие по желанию могут оставить несколько долларов на поддержку музея. Среди достопримечательностей Гонконга на первом месте - Пик Виктория. Этот объект - как у нас Дворцовая площадь – посещение обязательно. Фуникулер медленно поднимает гостей на вершину горы, на смотровую площадку, откуда   открывается потрясающая панорама Южно-Китайского моря, пролива Виктория и многочисленных островов. Если повезет с погодой и не будет дымки, такая картина никого не может оставить равнодушным! Именно поэтому сюда, на вершину горы, и устремляются туристы со всего света. Спуститься вниз можно на фуникулере либо пешком. Я выбрал второй вариант, спуск по живописным тропам занял у меня примерно полтора часа. В Гонконге  есть и другие, чисто азиатские достопримечательности: буддийские монастыри и храмы, 30-метровая статуя сидящего Будды и т.д. – всего не перечислить, надо самому смотреть.

Общественный транспорт. Удивительными на первый взгляд кажутся двухэтажные трамваи, двухэтажные автобусы и двухэтажные троллейбусы, линии метро, проложенные под морской акваторией и в горах, автомобильные тоннели под проливом Виктория, аэропорт на искусственном острове в море. Однако вскоре становится понятным, что необычность общественного транспорта в Гонконге обусловлена уникальностью территориального расположения города: кругом только вода, горы и скалы, да еще узкая прибрежная полоса земли. Еще одно удивительное новшество в Гонконге - центральный эскалатор, специально сконструированный и построенный как средство общественного транспорта. Он перевозит пассажиров из центра города на разные уровни горы, где высятся жилые многоэтажки и банковские офисы. Эскалатор спроектировали китайские инженеры, а построили французские строители в конце прошлого века – так значится на памятных табличках. Считается, что это – самый длинный эскалатор в мире и одно из «чудес» Гонконга. Поездка на эскалаторе на любой уровень горы- бесплатная и этот вид транспорта в Гонконге весьма популярен. Весь путь снизу до вершины горы занимает около 1 часа. Ежесуточно эскалатор перевозит до полумиллиона человек - так сказано в путеводителе. Пока в Гонконге – только один такой эскалатор, но будут строить еще – ведь районов с многоуровневыми домами очень много. Отмечу, что с помощью эскалатора можно не только перемещаться, но увлекательно путешествовать, наблюдая за кипящей внизу жизнью города и радуясь постепенно открывающейся величественной панораме гавани.

Уличная еда. Она распространена в Гонконге повсеместно и пользуется большой популярностью у горожан и, особенно у туристов. Жизнь показала, что это очень удобно.  Как это выглядит? В любом районе города можно почувствовать по запаху–пряному, острому, аппетитному – что где-то рядом - уличная «кафешка» с распахнутыми дверями. На глазах у публики в жаровнях варится белый рассыпчатый рис, суп и всевозможные соусы.  Большая порция риса сверху поливается ароматным густым соусом, в котором просматриваются кусочки «чего-то». Поскольку к каждому блюду уже добавлены в изрядном количестве специи, то по виду трудно точно определить, что именно ты ешь: мясо, курицу, кролика или рыбу. По китайской традиции все мясные и овощные блюда готовятся мелко нарезанными кусочками (чтобы удобно было брать палочками). Я убедился сам (и мне об этом же рассказывали знакомые), что уличная еда абсолютно безопасна: все очень чисто, повара (мужчины) в белых халатах, салфетки, запаянные в пакетик одноразовые палочки, если попросить могут дать и коротенькую широкую ложку для супа. На каждом столике - несколько разновидностей специй по выбору. Еда очень вкусная, калорийная и острая. «Пожар» во рту приходится запивать натуральными соками, которые готовят у вас на глазах из манго, апельсинов, ананасов. Есть можно здесь же, в кафе за столиком, либо по вашему желанию еду упакуют в беленький контейнер, если вы хотите ее взять с собой. Такой быстрый походный обед обходится всего в 25-40 HKD, что совсем недорого. Особый разговор – рыбные блюда. В прибрежной полосе Гонконга и многих островов – выстроились цепочкой рыбные рестораны. Здесь же в садках шевелятся, плавают и ползают всевозможные морские и океанские гады. Только выбирай - «предмет» разделают мгновенно на твоих глазах и приготовят по твоему вкусу. Рыбные рестораны всегда заполнены публикой и работают допоздна и даже ночью. Вкусное, аппетитно приготовленное рыбное блюдо с пивом и с видом на «заход солнца» обошелся мне в 95 HKD. Изысканные и дорогие рыбные рестораны расположены в центре Гонконга (площадь Хой-Пон), но в них я не заходил.

Cтрана без курильщиков и без окурков. С 2007 г. в Гонконге действует закон о запрете курения в общественных местах. Курить можно только в специально отведенных местах, оборудованных контейнерами для сбора пепла и окурков. За нарушение закона – штраф 5000 HKD, о чем гласят информационные таблички. Мы не знаем первопричин, побудивших принятие такого закона и не знаем трудностей по его исполнению. Но положительный результат-налицо, его видно каждому гостю: на улицах-чистота, окурков нигде нет, курильщиков тоже нигде не видно. И только редкие фигуры с сигаретой, стоящие рядом с курительным контейнером оригинального дизайна, одиноко и печально выглядят на фоне некурящего города.

Алые паруса в проливе Виктория. Ежедневно в 20 часов на набережной Звезд показывают свето–музыкальное шоу – яркое и красочное зрелище с бегущими ввысь по небоскребам огнями, с лучами прожекторов, пронзающими небо, с красочными лазерными картинами на черном небе и усиленной мощными динамиками китайской музыкой. Посмотреть шоу собирается тысячи зрителей. В качестве заключительного аккорда  30-минутного шоу в темных водах пролива Виктория из-за гор неожиданно выплывает фантастический корабль с алыми парусами! Под аплодисменты восторженной публики корабль медленно проплывает по волнам Виктории и, как призрак, исчезает в ночи. Невольно возникает вопрос: откуда здесь, в Азии, алые паруса? Скорее всего, этот романтический корабль не имеет отношения ни к писателю Александру Грину, ни к девушке Ассоль  и придуман лишь для украшения вечернего шоу. А может этот корабль – образ ушедшей в прошлое истории, когда еще каких-нибудь 150 лет назад именно в этих водах промышляли морские пираты и опиумные контрабандисты. После того, как корабль скрылся в сумраке ночи, мысли переносятся в Санкт-Петербург, где праздник «Алые паруса» давно уже стал символом белых ночей. Но нельзя сравниваешь, где красивее, т.к. каждый праздник  хорош по-своему.

Туристские тропы. Официальная территория Гонконга включает материковую часть- полуостров Коулун, граничащую с Китаем, и 260 островов, главными из которых являются Гонконг, Ламма и Чунг-Чау. Большинство островов обитаемые, с уютными гаванями, в которых качаются  на воде сотни шхун и лодок.  А на берегу  теснятся рыбацкие поселками с непременной набережной и многочисленными рыбными ресторанчиками. Сообщение с островами прекрасное: от городских пристаней (более 10 терминалов) регулярно отходят теплоходы, паромы и катера. Стоимость проезда сравнительно невысока, например до Ламы – 12 HKD, до Чунг- Чау – чуть дороже. До ближайших островов плыть 1,5-2 часа при этом с верхней палубы парома открывается прекрасный вид на город и окрестности. На пристани вывешена красочная карта острова со схемой пешеходных прогулочных маршрутов. Судя по заполненным теплоходам, посещение островов и прогулки в горы очень популярны у местного населения, особенно в выходные дни. Захотелось и мне  прогуляться по таким тропам - и я отправился сначала на Ламму, а на другой день – на Чунг-Чау. Обе прогулки улались на славу! Интересно, что многокилометровые (от 5 до 15 км) прогулочные тропы, проложены в самых живописных местах островов: подъемы в гору чередуются со спусками к морю, в уютные бухты с пляжами. На всем протяжении тропы прекрасно благоустроены: каменные ступени, ограждения в опасных местах, китайские беседки для отдыха и надписями с обращением беречь природу. И, самое интересное, нигде не увидишь мусора! А на обзорной площадке непременно имеется табличка с информацией, об истории строительства тропы и просьбами беречь природу. Кстати, конец ноября оказался поистине «бархатным сезоном»: купание в чистейшем Южно-Китайском море, отдых и загорание на пляже после многочасовой прогулки по горам  доставили истинное наслаждение.

Китайцы у себя дома. Это тема для специального исследования, которое под силу только специалисту, долго живущему в Китае. Тем не менее, даже при таких кратковременных поездках, как у меня, можно заметить немало интересных и необычных национальных особенностей китайцев. О них после поездки мы рассказываем своим друзьям и знакомым. Сначала кажется, что все китайцы «на одно лицо», но вскоре понимаешь, что это не так. Большинство из них-невысокого роста, по крайней мере так кажется в сравнении с ростом европейцев. Китайцы имеют густые черные волосы, широкие скулы, узкий разрез глаз, цвет глаз – преимущественно черный. Среди пожилых встречаются седые, но лысые – очень редко. Китайцы улыбчивые и доброжелательные по отношению к европейцам, молодые говорят на двух языках - китайском и английском. Между собою китайцы разговаривают очень громко даже в общественных местах, что объясняется фонетическими особенностями языка. Для китайцев характерно «быть в коллективе»: если они путешествуют - то непременно большими группами – по 30-40 человек,  в музеи тоже ходят группами и непременно фотографируются «на фоне» всех значимых объектов. Любят фотографироваться рядом с европейцем. И ко мне не раз обращались с просьбой: разрешите с вами сфотографироваться? И отказывать им в этом нет никаких причин. Родители-китайцы особенно любят фотографировать своих детей рядом с иностранцем. На улицах практически нет пьяных (похоже, что алкоголь у китайцев популярностью не пользуется) и не видно курящих. Передвижение китайцев на туристских тропах по островам напоминает наши первомайские демонстрации из советских времен – все дружно, весело, организованно. На экскурсии берут и грудных детей, которых несут привязанными к спине. Китайцы очень любят зеленый чай и пьют его много раз в день. Для этого у каждого китайца есть специальный походный термос, в котором одна порция чая заваривается до 8 раз. Считается, что зеленый чай (особенно хорошие сорта) спасает от многих болезней.

«Катюша» на Авеню звезд. Авеню звезд - одна из достопримечательностей ГК. Так называется роскошная набережная пролива Виктория в центральной части полуострова Коулун. Прогуляться по этой красивой набережной для гостей означает, как минимум, «отметиться» в Гонконге. В гранитные плиты набережной вмонтированы пятиконечные блестящие звезды с именами популярных китайских киноартистов, а рядом с каждой звездой - гипсовый отпечаток ладони самого артиста. Так что, приложив свою ладонь к отпечатку, ты как бы лично поздоровался со «звездой» и получил положительный эмоциональный заряд. Вечерняя прогулка по Авеню звезд привела на эстрадную площадку, где звучала музыка, а вокруг шло народное гулянье. Выступал оркестр народных инструментов и фольклорный ансамбль. Судя по составу музыкантов и певцов – это мероприятие напоминало наш концерт художественной самодеятельности. Солисты в ярких национальных костюмах эмоционально исполняли популярные китайские песни, а публика дружно подпевала исполнителям и горячо аплодировала. Песни сменялись народными танцами и плясками. Было не оторвать глаз от этого народного праздника. Но вот неожиданно оркестр заиграл до боли знакомую мелодию. Так это же наша «Катюша»!. Солист запел в микрофон на китайском языке, а публика тут же хором подхватила -сразу стало ясно, что это любимая народная мелодия. Но пели ее не только китайцы, но и я вместе с ними, только они по-китайски, а я на русском языке. Китайцы сначала с удовольствием пели хором, а затем пустилась в пляс. Группы по 10-15 человек, держась гуськом друг за друга, как бы скакали на лошадях, размахивая в воздухе шашками – танец смотрелся весело и задорно. Когда музыка, наконец, смолкла, народ буквально завопил, требуя повторить «Катюшу» «на бис» - успех был полный!. В этот вечер я не был гостем на этом китайском празднике, так как и сам в нем участвовал. Только задавал себе вопрос: знают ли китайцы, что за песню они поют, каково ее содержание, кто ее сочинил и где она родилась? Скорее всего, ничего этого они не знают, да и не должны знать. Просто им понравилась наша мелодия, она стала и для них народной. И поют они, может быть, не о русской девушке Катюше, а о том, как хорошо скакать на лошади по зеленым степям, когда начинается весна и вся жизнь еще впереди… В тот вечер я был вполне счастлив.

Зачем ехать в Гонконг? Из Интернета я узнал, что в ГК едут с разными целями: бизнес (малый и большой), крупномасштабные финансовые операции, шопинг, «оттянуться» в азиатских ресторанах и т.д. Гонконг готов принять и удовлетворить  всех. Сидя в самолете Гонконг–Москва (лететь 9 часов) я мысленно приводил в порядок свои путевые впечатления и условно разделил их на две части: что понравилось в Гонконге и что не очень. Так вот, понравились мне: заботливое и бережное отношение китайцев к природе, отсутствие свалок вдоль ухоженных туристских троп на островах, чистота как символ страны (город моют и поливают водой с утра до вечера), город без курильщиков и без окурков, доступность и безопасность общественного питания, высокотехнологичный общественный транспорт, культурные программы на любой вкус, забота о стариках, общественный порядок, бесплатные и чистые туалеты, приветливость и отзывчивость китайцев, отсутствие на улицах бомжей и бродячих собак. А не понравились мне колоссальное многолюдство, теснота и скученность (земли очень мало, а людей очень много), пробки на дорогах, слишком много каменных и стеклянных небоскребов в отсутствии зелени, архитектурный контраст центральных фешенебельных кварталов и «спальных» окраин с 50-этажными панельными домами-коробками, отсутствие на домах номеров домов и др.

Осенью 2011 г. на международной выставке в Гавани я случайно разговорился со специалистом, только что возвратившемся из Гонконга. Естественно, я спросил у него: ну как Гонконг? Он ответил примерно так: «Всякий раз, когда я попадаю на набережную пролива Виктория у меня буквально дух захватывает от потрясающей красоты морского пейзажа…». А уже через неделю я и сам оказался на набережной Виктории и также пережил незабываемые минуты восторга от встречи с новой и неожиданной красотой. Действительно, красивых мест на нашей планете немало, даже книги издаются с названием типа «Тысяча красивейших мест на Земле». Уверен, ради таких встреч с прекрасным стоит путешествовать и стоит жить.

Юрий, Санкт-Петербург

Гонконг - непередаваемое сочетание Европы и Азии!
  • Любые формы оплаты туров, туры в кредит