Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Москва хороша, особенно утром, утром праздничным, когда на улицах никого нет, все отсыпаются. А у меня большие планы: немного пройтись по Садовому кольцу, потом по нему проехаться на "бэшке" (автобусе "Б"), доехать до Арбата, посмотреть одну древнюю и примечательную церковку и дальше через Новый Арбат в Дом-музей Цветаевой М.И. Вот такой небольшой маршрут.
На Новокузнецкой(улице) ни души. На этой улице много интересных домов. Один из них № 33 - доходный дом Макарова М.П. Хорошая осталась память. Модерновый дом необычен, с красиво украшенной аркой и листиками на фасаде.
Этот дом мелькает в фильме Э. Рязанова "Девушка без адреса" 1957 года (посмотрела отрывки, полностью не нашла).
Прохожу мимо знакомого старообрядческого Храма Пресвятой Богородицы. Кирпичная кладка, которой больше ста лет,
смотрится как новенькая. Авторов проекта указывают двух: архитекторы В.П.Десятов и Н.П.Омелюстый.
Строгие шлемовидные купола как шлемы у древних воинов.Чуть-чуть покрыты недавно выпавшим снегом.
Кованые решетки представляют собой калейдоскопический узор, только однотонный.
Кстати, у В.П.Десятова построено около десяти храмов в Москве и Подмосковье. Н.П.Омелюстый строил не только храмы, но и доходные дома.
Выхожу на Садовое кольцо. Налево Павелецкий вокзал, направо Валовая улица. Валовая улица до 1917 года называлась Зацепский вал, вот по ней я и направляясь смотреть современную архитектуру, так как далекой старины улица не сохранила. Если вспомнить не очень далекие времена, то испанский архитектор Антонио Гауди в своих проектах был автором не только здания в целом, но и всех детальных мелочей: дверных ручек и даже крючков.Сейчас автор проекта - это автор "коробки".
Виктор Гюго писал, что "зодчество было главной летописью человечества". Вот и будем потихоньку читать эту летопись.
Несколько интересностей привлекли внимание.
Многоэтажный дом с небольшими усеченными обелисками, пришедшими к нам из древнего Египта и украшенные небольшими маковками.
Эта башня красиво смотрится не только вечером с подсветкой, но и утром. На самом верху балюстрада - ограждение из красивых балясин.
Дом с окном в мир. Интересно было бы туда забраться и посмотреть вокруг.
На этом интересности кончились.
Не спеша дошла до Серпуховской площади и села в автобус.
Вышла на Смоленской площади и на пути попался вот такой отель "Арбат ИНН" - 3 звезды, очень удобное расположение.
Переулками Арбата дошла до Старопесковской площади, главные достопримечательности которой памятник А.С.Пушкину и церковь Спаса на Песках конца 19 века. Фотография памятника получилась не очень удачной. Около памятника четверостишие:
"Если жизнь тебя обманет,
не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
день веселья, верь, настанет."
Рядом на Арбате дом № 53. В начале декабря 1830 года Пушкин возвратился из Болдина и снял квартиру, где у него бывали П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов и другие известные люди. В канун свадьбы в этом доме прошел "мальчишник" - прощание с холостой жизнью. В этот дом А.С.Пушкин привез Н.Гончарову после венчания. Они - счастливые после такого события- жили некоторое время в этом районе. И вдруг такая грусть в стихах. Здесь что-то должно быть другое.
Церковь Спаса на Песках. Хотела посмотреть этот храм и вот почему. Летом ездили в усадьбу В.Д.Поленова, потом много читала об этом художнике. Оказалось, что он, приехав из Европы, жил рядом с этим храмом. И его известнейшая картина "Московский дворик" - это вид из его окна. И на картине виднеется белоснежная колокольня. Только Поленов писал свою картину летом, а фотографии зимней Москвы. Как же она изменилась....
Вышла на пока немноголюдный Арбат, украшенный к новогодним праздникам.
Сфотографировала свои любимые фонари.
Фонари словно добрые боги освещают дорогу мою.
Не доходя до Театра имени Евгения Вахтангова, свернула в переулок.
В театре идет зрелищный ( как пишут, кто смотрел) спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса. В главной роли молодой, но уже известный Виктор Добронравов. Из известных актеров в спектакле принимают участие Людмила Максакова, Евгений Князев.
Прошла мимо Музея А.Н. Скрябина, в котором он жил после эмиграции.
Когда-то была в нем. Что запомнилось? Скрябин - первый композитор, который попытался соединить музыку, свет и цвет. И в его комнате, где стоит рояль, есть набор лампочек на подставке, которые загораются разным цветом, когда начинает звучать музыка. Так что Скрябина можно считать первооткрывателем цветомузыки. А еще интересен такой факт. Дом не был в собственности семьи, каждый год договор аренды продлевался до конца года - 31 декабря. В год смерти Скрябин не стал продлевать до конца года, а установил срок до мая 1915. Когда хозяин дома спросил его: "Почему не до конца года?", композитор ответил: "Что ему был голос свыше, что нужно так поступить".27 апреля 1915 года композитор умер.
Рядом жил Константин Бальмонт, писавший о Москве:
"Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу,
Солнце в каждом взоре".
Давно хотела побывать в Доме-музее М.И.Цветаевой. Вот туда и направляюсь, где пешком, где на автобусе. От метро Арбатская или Смоленская все равно идти далековато.Кстати, Бальмонт бывал в гостях у Цветаевой.
Перехожу Новый Арбат и вот он Борисоглебский переулок.
Дом № 6, в котором М.И.Цветаева была счастлива и благополучна ( здесь она жила с мужем Сереем Эфроном и дочерью Ариадной) и несчастлива ( из этой квартиры ушел на фронт ее муж и в 20-е годы от голода умерла ее дочь Ирина). Вот такой это дом - сердце цветаевской Москвы, живое сердце.Живое, потому что в этом доме-музее работают удивительные люди. Но об этом чуть позже.
Старинный доходный дом, построенный в 1862 году по проекту Никифорова. Семья Цветаевых занимала квартиру № 3 на втором этаже.
Напротив музея памятник поэту.Не люблю слово поэтесса из-за его кажущегося мне легкомыслия.
Напротив музея посольство какой-то страны. Флаг не разглядела, а ближе не подошла.
Но пора идти в музей, где жила семья Цветаевых с 1914 года до 1922 года. Отсюда Цветаева с дочерью Ариадной уехала в эмиграцию. Парадная лестница ведет на второй этаж.
В витрине много мемориальных вещей или меморий, как говорят музейные работники. Их интересно рассматривать.
Серебряную ложечку "на зубок" Марине подарил отец. По свидетельству сестры Анастасии, она с ней не расставалась. В 1941 году ее сын Георгий передал ее и некоторые другие вещи на хранение поэту Николаю Асееву
Цветаева называла свой дом лавкой древностей. В нем было много разных безделушек. Можно увидеть фигурки собак. Марина, по воспоминаниям дочери, любила собак, и они отвечали ей взаимностью.
Скромное янтарное украшение принадлежало Цветаевой, а баночка для крема ее мужу Сергею Ефрону ( 1905-1915 год Париж - так написано в пояснении к экспонатам).
Книга Осипа Мандельштама "Египетская марка" (мне совсем не нравится) напоминает о том, что он был в этом доме. Они познакомились в Коктебейле, потом он читал ей стихи в Петербурге, а потом влюбленный приехал в Борисоглебский переулок к уже замужней женщине.
Любимый герой Цветаевой - Наполеон. Поэтому его изображения можно встретить в музее в разных вариантах. Наполеону и его сыну герцогу Рейхштадтскому посвящались стихи. В молодости Марина загородила икону Николая Чудотворца портретом Наполеона, чем очень огорчила отца. "Шестнадцати лет безумно полюбила Наполеона 1 и Наполеона П. Целый год жила без людей, одна в своей маленькой комнате, в своем огромном мире..." - писала уже 22-х летняя Цветаева в 1914 году Василию Розанову. А началось все с героической драмы Ростана "Орленок", посвященной сыну Наполеона, которую Цветаева увидела в Париже, куда ее возили родители. Эта пьеса была написала для Сары Бернар, которая в 56 лет играла 20-и летнего сына Наполеона. И играла почти до смерти, когда ей было почти 80. Кстати, портрет Сары Бернар тоже висит в кабинете поэта. Каждый музейный экспонат что-то напоминает.
"Пила черный кофе: светлые его зерна обжаривала до коричневости, терпеливо молола его в старинной турецкой мельнице, медной, в виде круглого столбика, покрытого восточной вязью" - так писала о своей матери Ариадна Эфрон в воспоминаниях.
Следующая комната - гостиная с высокими потолками, которые располагают к высоким беседам. Окно только в потолке.
Через него смотрели на вечернее небо и звезды.
Не стене портрет Ивана Владимировича Цветаева - отца Марины. Именно ему мы должны быть благодарны за Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. "..... великий и бескорыстный труженик и просветитель, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств, ставшего ныне культурным центром мирового значения, рано потерял горячо любимую и прелестную жену — Варвару Дмитриевну Иловайскую, которая умерла, подарив мужу сына. Вторым браком Иван Владимирович женился на юной Марии Александровне Мейн, долженствовавшей заменить мать его старшей дочери Валерии и маленькому Андрею, — женился, не угасив любви к умершей, привлеченный и внешним с ней сходством Марии Александровны, и ее душевными качествами — благородством, самоотверженностью, серьезностью не по летам" - так пишет Ариадна о своем дедушке.
Обстановка гостиной собрана их предметов эпохи.
Но есть и мемориальные предметы.
Это блюдо принадлежит семье Эфрон. Елизавета Дурново ( мать Сергея Эфрона) из старинного дворянского рода - дочь гвардейского офицера, адъютанта Николая 1, отец Яков Эфрон - слушатель Московского технического училища. Они были членами революционной организации "Земля и воля", потом вступили в "Черный передел". Выполняли сложные революционные задания. Елизавета Дурново в 1880 году будет арестована и заключена в Петропавловскую крепость. О семье Эфрон подробно и интересно пишет Ариадна в своих воспоминаниях. Дети пошли по стопам родителей: "Анна, которая будет руководить рабочими кружками и строить баррикады вместе с женой Баумана; Петр, которому, после отчаянных по смелости антиправительственных действий и дерзких побегов из неволи, будет разрешено вернуться из эмиграции лишь в канун первой мировой войны — чтобы умереть на родине; Вера, так названная в честь друга матери, пламенной Веры Засулич, — пока еще девочка с косами, чей взрослый жизненный путь так же начнется с тюрем и этапов; Елизавета («солнце семьи», как назовет ее впоследствии Марина Ивановна Цветаева) — опора и помощница старших, воспитательница младших; Сережа, которому предстоит прийти к революции самой тяжелой и самой кружной дорогой и выпрямлять ее всю свою жизнь — всей своей жизнью; Константин, который уйдет из жизни подростком и уведет за собой мать…"
Вот такая это семейная реликвия, напоминающая о семье Сергея Эфрона.
Когда собираюсь в музей, всегда готовлюсь и читаю. Иначе неинтересно,просто смотреть красивую посуду или другие экспонаты.
Следующая на пути музыкальная гостиная. С большим роялем. Конечно не тем, которых был в семье Цветаевой. Тот давний был продан в голодные годы за пуд ржаной муки, но это не уберегло семью от голода.
Мария Александровна Мейн - мать Марины очень любила музыку и хотела, чтобы дочь стала музыкантом. Но она выбрала слово вместо музыки.
" Детей своих Мария Александровна растила не только на сухом хлебе долга: она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку, вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги — те, что прочитываются впервые; возле нее было просторно уму, сердцу, воображению" - лучше чем внучка о своей бабушке не напишешь ( из воспоминаний Ариадны Эфрон).
А вот и детская - самая большая и светлая комната в доме. И, конечно, же Рождественская елка - ведь сегодня Сочельник.
На подоконниках стояли клетки с белками - сейчас их нет, но вид из окна все тот же.
Симпатичная лиса украшает детскую комнату.
Большой сундук музей принял в дар от семьи Тарковских - примерно такой был у Арсения Тарковского, с которым Марина разминулась в двадцатые годы в Москве. На нем спали няни, которые часто сменялись." С одной из них пришлось расстаться потому, что вместо скверика на Собачьей площадке она неукоснительно уводила меня в Николо-Песковскую церковь — выстаивать панихиды и прикладываться к покойникам. «А что тут такого, барыня, — говорила она разгневанной Марине, неторопливо собирая пожитки: — Ангельская-то молитва скорее до господа проникает, значит, у гроба и младенец при деле, не то что на этих ваших — тьфу! грех вымолвить! — площадках собачьих!»
Вторую уволили за то, что оказалась нечиста на руку, да и на язык: вместо «медведь» и «панталоны», например, произносила, — а вслед за ней и я, — «ведьмедь» и «полтолоны»; третья и последующие уходили, кажется, сами" - так забавно вспоминала Ариадна.
Можно подумать, что Марина не занималась детьми, ан нет...."Маринино влияние на меня, маленькую, было огромно, никем и ничем не перебиваемое и — всегда в зените. Между тем времени со мной она проводила не так уж много, гуляла не так уж часто, ни в чем не потакала, не баловала; всем этим в той или иной мере занимались няни, не оставившие в памяти надежного следа, может быть оттого, что, не приживаясь к дому, часто сменялись. (из воспоминаний Ариадны Эфрон). К 4 годам Ариадна уже умела читать, к 5 годам писать. И этому ее научила мать.
Комната Цветаевой - это и кабинет, и спальня , и гостиная. Многоугольная, как граненый стакан. Обстановка нынешняя воспроизводит прежнюю. Шкура волка, кушетка, над которой портрет мужа, патефон (Цветаева любила слушать музыку), письменный стол и книжный шкаф. На стенах картины Врубеля - необычного как и Цветаева.
Как она писала? Подробно об этом опять пишет дочь Ариадна или Ася, как звала ее мать
: "Отметя все дела, все неотложности, с раннего утра, на свежую голову, на пустой и поджарый живот. Налив себе кружечку кипящего черного кофе, ставила ее на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку — с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе. Все, что в данный час на этом столе оказывалось лишним, отодвигала в стороны, освобождая, уже машинальным движением, место для тетради и для локтей".
В угловом книжном шкафу книги на французском языке. Цветаева писала, что книги ей дали больше, чем люди. Они спутники ее жизни и герои первых стихов: "Книги в красном переплете", "За книгами" и другие. В детстве читала Пушкина, потом увлечение Ростаном, стихами Брюсова и Блока.
Поднимаемся выше. Вот и окно-иллюминатор. Из-за этого окна дом называли кораблем. А Марина стояла в нем на капитанском мостике.
Дальше комната Сергея Эфрона.
Они познакомились в Коктебейле 5 мая 1911 года " на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик (впрочем, ей он показался веселым, точнее: радостным!) — с поразительными, огромными, в пол-лица, глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, — и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день…" Лучше Ариадны не напишешь. Ей было 18, ему 17 лет. Обвенчались в январе 1912 года, а в 1914 году приехали уже с дочерью в этот дом.
Счастье было недолгим. Революция, первая мировая война, гражданская война - во время всех этих событий Цветаева с детьми живет в этом доме, одна.
"Мракобесие.- Смерч.- Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность, спустив с цепи,
Человек молодой - не спи".
Именно так: Гнездо, Дом, Долг и Верность - все слова с заглавной буквы.
Во время голода и холода семья Цветаевых занимала кухню - небольшую комнату на самом верху почти под крышей. Здесь в небольших витринах экспонируются документы.
Карточки на товары широкого потребления (так они назывались) выдавались продовольственным отделом Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов ( 1920 год).
Стихи, написанные в этом доме с посвящением С,Э.
"Хочешь знать, как дни проходят,
Дни мои в стране обид?...."
Весной 1922 года Цветаева с дочерью уехала в Берлин.
Путешествие закончилось. Немного грустное, но интересное. Кстати, в музее работают замечательные люди, одна из них Данильева Галина Алексеевна - научный сотрудник, экскурсовод и поэт, пишущий стихи, а еще человек, влюбленный в творчество Марины Ивановны Цветаевой, с которой было очень и очень приятно общаться.
Туры на Черное и Азовское море из Москвы.
Активный отдых в России. Скидки на раннее бронирование от 30%.
Анапа, Крым, Сочи, Алтай, Калининград, Карелия и Байкал.
Бонусы с каждой покупки! Звоните сейчас: +7 (495) 725-1001
Бронируйте online на www.1001tur.ru
по России