Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Венозная недостаточность
Мы точно знали, зачем едем в Вену: разобраться с Францем Иосифом, побывать на конюшнях и наконец убедиться в гениальности Хундертвассера. Напоследок была оставлена летняя резиденция Габсбургов Шёнбрунн, в тенистых аллеях которой мы неспешно бы коротали оставшиеся до будапештского поезда пару великолепных часов.
На все было восемь часов. Мы ехали в Вену впервые и даже представить себе не могли, как глубоко шагнули австрийцы в создании совершенных развязок: метро, электрички и даже трамваи упрятаны под землю, в калейдоскопе убегающих строк расписаны время, номера, направления... Возможно, бывалому это покажется пустяком, но на табло высвечивалось не то, что хотелось бы ― "дом Хундертвассера", например, ― а какие-то совсем неизвестные нам урбанонимы.
Начиналось, как обычно, чудесно. Слова на заборе (зачеркнула) на указателях играли переливами Сказок венского леса. "Прекрасный немецкий язык ― это тебе не венгерское черт ногу сломит, " ― в умилении думала я. "Entschuldigen Sie, wo ist das Hundertwasserhaus, bitte?" ― в четком размеренном темпе ди Шраммелмюзик звучал заученный в школе вопрос "скажите пожалуйста, где…". Меня понимали и вежливо отвечали изысканным па венского вальса ― но школьное ухо оказалось неприспособленным к живой речи австрийцев… Супруг, приструнив "хенде хох" и "нихт шиссен", вспоминал из курса немецкого, как вести беседу в тылу врага (зачеркнула) в чужом городе, но после решил, что с цивильными лексикон не прокатит ― и перешел на английский. Тут с ноги сбились почтенные австрийцы и австриячки. Благодарим. Извиняемся. Начинаем сначала, меняя аудиторию…
Казалось бы, предусмотрено все: билеты из Будапешта в Вену оплатили заранее, когда туда и обратно они обошлись на двоих всего в 50 евро ( http://elvira.mav-start.hu/); накануне поездки не поленились сходить на вокзал Келети и получили в автомате билеты по номеру брони; выехали первым поездом, чтобы вернуться последним; под лупой изучили карту венского метро и с помощью Гугла проложили маршруты;
еще дома купили на сайте https://shop.wienerlinien.at/ и распечатали проездные (нам идеально подошла так называемая венская карта для покупок ― Wiener Einkaufskarte ― за €6,10. Действует она в пределах города ― зона 100 ― с 8 утра до 8 вечера, кроме воскресенья и праздничных дней).Не учли одного: австрийцы железной рукой управляют немыслимым количеством голов (зачеркнула) единиц общественного транспорта, и, как показалось, человек, передвигающийся на Y, не нуждается в Z и ему на фиг не нужен X, а следовательно, ни о чем, кроме Y, он и не знает. Отклонившись от заранее проложенного маршрута, мы столкнулись со сложной задачей: прохожие прекрасно ориентируются на местности, но карт с микроскопическим текстом читать не умеют ― ткнуть пальцем и показать, где мы находимся, смельчаков не нашлось. Время шло. Мы приуныли.
В Будапеште ничто не предвещало топографического кретинизма. Ранним утром, где-то полпятого, муж заткнул жерло проснувшегося будильника, мой сочувственно пискнул в ответ ― супруг повелел: "Давай никуда не поедем?.." Я готова была поломаться, но тут будапештская черная туча пригрозила в распахнутое окно, под первыми упавшими каплями радостно квакнула жаба ― напомнила о 62 уплаченных евро, мы припустили по пустым еще улицам на вокзал. Туча надулась и приготовилась лопнуть — прибавили ходу, от временного жилища в Еврейском квартале до Келети-вокзала домчали за пятнадцать минут, из вагона сделали ручкой посуровевшему венгерскому небу — и уснули.
Пути от Будапешта до Вены чуть больше трех часов в комфортном сидячем вагоне. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю об альтернативе нашей поездке — автобусной экскурсии из одной австро-венгерской столицы в другую — и понимаю, что времена, когда информация гида оседала навечно в незамутненных мозгах, остались далеко позади. Экскурсия целого дня — театр одного актера, но для меня от нее пользы не более, чем от многочасового просмотра ТВ: внимание притупляется, мысли блуждают параллельно сюжету, остается лишь впечатление. А мы имели в Вене свой интерес, далекий от обзорных красот и тесной коммунальной дворцовой застройки.
На смену венгерским ван-гоговым подсолнухам за окном в вагон вошли полицейские, проверили аусвайсы — и картинка сменилась на шеренги полей с пришитыми к горизонту остроконечными пуговицами ветряков. Мы восхитились и снова уснули.
На Центральном вокзале вагон поменял пассажиров, желающих в Вену, на желающих уехать оттуда куда-нибудь в Цюрих. Вокзал как вокзал — огромный транспортный муравейник, кишащий жизнью на всех наземных, подземных и глубинных своих этажах. Оставалось найти из множества единственный выход, от которого "сразу направо пешком пятнадцать минут" до намеченного нами объекта. Объект в интернете был так засекречен, что услыхав предлагаемое интернетом название, австрийцы морщили лбы, силились вспомнить — мы перешли на портовый язык: "Франц Иосиф, пушка, паф-паф…" — "Arsenal!" — "Да-да, военный музей!" — "Das ist kein Kriegmuseum" — "Арсенал?" — "Arsenal!" — "OK, нам туда…" Разобрались.
Арсенал
Как боевая подруга я сопровождаю мужа во всех военных походах (зачеркнула) музеях. Мы покорили множество оборонительных укреплений от Мальты до Гибралтара, брали османские крепости в Израиле, Суэцкий канал Британской империи, ганзейские города Великогерманского государства и Пруссии, бастионы Финляндского княжества Российской империи и вот докатились до оплота Австро-Венгерского могущества ― Арсенала.
Здравый смысл не велит мне наступать на любимые грабли ― занимательные путеводители оставлю для будущей жизни, "Знаете, ещё позволит себе кто-нибудь на этот счёт замечание, и посыплются неприятности. На кой черт мне это надо?" (Похождения бравого солдата Швейка). Но грабли на то и грабли, чтобы сгребать всякую всячину…
Из всячин в Арсенале Франца Иосифа на ум приходит "засиженный мухами портрет, на всякий случай убранный на чердак," и почему-то Земля Франца Иосифа (сбегала в Википедию убедиться, что архипелаг действительно был открыт экспедицией, снаряжённой Францем Иосифом). Про Швейка в музее нет ничего ― невелика сошка, один из миллионов, населявших Австро-Венгерскую империю. Империя занимала добрую часть Европы ― и это вторые грабли, которые я сейчас обойду.
( www.ru.wikipedia.org )Третьи грабли прямо-таки норовят дать мне по лбу, но и про Франца Иосифа ― молчок. Хотя не заметить его трудно, говорю это как очевидец: в нынешней Вене Франца Иосифа больше, чем было Ленина в советской Москве.
Собираясь в Арсенал, надо иметь в виду: даже минимум информации, которую мы в себя запихнули за 3,5 часа, требует подпитки мозга глюкозой; экспонаты сопровождаются хроникой ― посетителей вовлекают в военные действа, и не всякому под силу выдержать документальные кадры с очень жесткой натурой: раненные солдаты с оторванными ногами, болтающаяся кисть руки... Весь ужас Первой мировой осознаешь, пожалуй, у экспозиции, представляющей медсанбат, где из запчастей собирают подходящую по размеру железную ногу, чтоб отвоевавшийся герой ковылял восвояси ― война искалеченных миллионов.
Венский военно-исторический музей ( http://www.hgm.at/en.html ) задумывался Францем Иосифом во славу империи, но стал свидетелем ее краха. Музей не для праздного посещения: Европа аккуратна со своей новейшей историей, ибо живы еще и "хорошие", и "плохие", но свидетельства Первой мировой войны уже не убийственны для потомков бывших врагов, а потому и материалы представлены с безжалостной достоверностью ― историческая перезагрузка мозгов, взращенных на Чапае и гражданской войне, обеспечена.
Вена печально известна фюрером некой нацистской партии, провозгласившей: "Один народ, одна империя, один вождь". Под этим лозунгом Австрия вошла в состав гитлеровской Германии, и если кому-то кажется, что о пропаганде он знает все ― товарисчъ! вам сюда!, в Арсенал.
Больше я ничего не скажу о крупнейшем из военных музеев мира, но для пытливых умов именно он ― не дворцы ― раскроет интригу XX века: крушение великой империи нового времени, на обломке которой "юные лыжницы по-прежнему катаются с гор" и "работают казино" (цитаты относятся к Швейцарии времен Второй мировой, но попытайтесь-ка придумать что-нибудь более точное о современной Австрии...)
Аполитичные жены-пацифистки с дочерьми могут прогуливаться в парках Бельведера, это неподалеку. Променад, возможно, затянется дня на два или на три ― некоторые мальчики зависают в Арсенале надолго: испытательные стрельбы, анализ, протоколы результатов пробивающей силы орудий, патроны в разрезе...
На мое счастье, экспозиция техники во дворах была отгорожена от Арсенала строительным забором ― огонь в глазах мужа погас, и мы поехали к лошадям.
Испанская школа верховой езды
Из утробы метро нас извлекло в беломраморное пышное и скученное: оно охватило, поставило на подобающее особе не королевских кровей место и прихлопнуло своим имперским величием. Такого мы от Вены не ожидали.
Выкручиваем по спирали за конными парами и покорно бредущими вслед за ними авто.
По центру Вены сподручнее передвигаться пешком или на велосипеде.Просачиваемся сквозь группы усердных китайских туристов, уже возвращающихся оттуда, куда мы только что добрались. Время ланча ― не худшее для "обязательно побывать" туристических объектов, но нам было не до Хофбурга: в него, как и в Эрмитаж, наспех не забежишь. Дворцы и резиденции королевского дома Габсбургов неплохо кормят гостиничный бизнес, привязывая туристов к Вене на несколько суток, мы же поставили себе реальные однодневные цели и с миной завсегдатаев петербургских аристократических салонов проследовали мимо императорских покоев прекрасной Сисѝ прямиком на конюшню.
Я обманулась. Часовая "Экскурсия по Испанской школе верховой езды" ― это всего лишь экскурсия на конюшни, не включавшая в себя ни представления, ни обещанной тренировки. К тому же фотосъемка лошадей в стойлах и живописного обслуживающего их персонала запрещена. Манеж в разгар лета был на ремонте.
Наездники наслаждались покоем за непроглядной стеной временной тренировочной арены. Фотографировать конскую сбрую и инвентаризированного кота было позволено. Об этом всем сайт Вена ( https://www.wien.info/ru/sightseeing/sights/imperial/spanish-riding-school ) благоразумно умалчивает, но настоятельно рекомендует билетами озаботиться, не отходя от сайтовой кассы.Сплоченный восемнадцатиевровыми билетами интернационал разделился в холле Школы на немцев и англопонимающих, мы двумя группами отправились наслаждаться прекрасными стойлами с лошадьми, запахами конюшни и рассказами гида о поражающем воображении "Балете белых жеребцов, парящих над землей".
Запись фильма я не купила ― оставила повод вернуться в Вену и все же попасть на великолепное шоу, для которого лошадей готовят не менее 8 лет. Законы шоу-бизнеса непреклонны: талант прилагается к внешности, а внешность укладывается в определенные рамки. Окрас жеребцов липпицианской породы сродни гаданию на кофейной гуще: предугадать не дано, превратится ли отобранный для обучения жеребенок в прекрасного белого коня или останется "гадким" брюнетом. Нам показали темноволосого шестилетнего гения, все обещающего посветлеть…
Ну вот я и села на излюбленного конька ― прогарцевала, минуя грабли и швабры, по устланной шипами стезе.
Копыта конного шоу растут из кавалерийских сражений, когда жизнь кентавра ― лошади и всадника как единого организма ― зависела от навыков, отрабатываемых годами: обученная лошадь, словно пружина, готова к молниеносной атаке; поднятая на дыбы конем Медного всадника, она уклонялась от удара противника; посыл ― и конь разрушает строй вражеских пехотинцев; стремительный пируэт ― и всадник развернут "к лесу задом", забралом к врагу; а эффектный прыжок через голову неприятеля вершил победоносное наступление ― или, во спасение живота, кентавр делал ноги с ратного поля…
Не знаю, как поступают с лошадиными двоечниками и с не прошедшими кастинг на масть.
Возможно, им уготовлена участь катать до скончания века счастливых туристов. А нам предстояло скитание по трамваям.
Дом Хундертвассера
Прокатившись на трамвае туда, а после, на другом трамвае, сюда, мы по совету добрых людей пересели на третий, такой же безнадежный, трамвай и, гонимые голодом, вышли на неведомой остановке в поисках не Макдональдса, не кебабной и не пиццерии. Мудреной оказалась задача: мафия общепита крепко держит заезжего едока. С тоской вспоминался покинутый утром Еврейский квартал Будапешта с небрендовыми харчевнями на каждом углу ― о венском шницеле, цвибельростбратене и краутфлекерле мы уже мечтали. Бог странников сжалился и послал нас (зачеркнула) нам ресторан с тафельшпицем и яблочным хреном. Можно жить дальше.
Персонал ресторана признал на картинке дом Хундертвассера, посовещался и назвал номер трамвая. Персонал оказался неправ. Безнадега давила. Нас спасли чеченские парни, слыхавшие о венском шедевре ― в отличие от многих народов, населяющих венский трамвай и на русском не говорящих.
(Это еще не дом Хундертвассера)Сейчас уже не припомнить, кто первым и где нас "послал не туда". Простая задачка, как попасть из пункта А в пункт В, легко решается транспортным приложением Вены, но отклонившись от описанного в интернете маршрута, мы получили уравнение с двумя неизвестными и варварски вырванное время из коротких восьми часов. Спасибо австрийским чеченцам, после долгих скитаний по венским трамваям мы наконец добрались!
На дом Хундертвассера я бросила взгляд, полный страсти и мучительной боли от скорого расставания.
Из множества заблуждений, в которых не стыдно признаться, дом Хундертвассера был заблуждением особо приятным: уж очень уютно эклектика на грани фривольности вписалась в эпоху модерна ― но это не так. С творениями раннего Гауди дом Хундертвассера разделяет столетие. Достаточно посмотреть на нижнее фото, чтоб оценить бесстрашие архитектора, заполнившего пространство напротив того франтоватого, с башенкой, дома какофонией цвета, форм, асимметрии, деревьями, растущими из каменных стен, ― только смирительной рубашки всей этой лепоте не хватает.
(торчащая зеленая борода из стен слева указывает на невидимый дом)И на минуточку, в 80-х компьютерных архитектурных программ еще не создали ― каша заваривалась в голове новоявленного гения.
Вена рискнула и не осталась в накладе ― в скучном архитектурном болоте 80-х родился шедевр. Как обычно, планы создателя с готовностью заказчика их оплатить не совпали. Случился скандал. Проект остался незавершенным. Архитектор обиделся, от вознаграждения за труды отказался. Вена потерла руки и сдала квартиры, офисы и торговые помещения арендаторам, нехватки которых, понятно, не наблюдается.Дом Хундертвассера стал питательной средой для населяющих его творческих личностей, и, похоже, взгляд Фриденсрайха Хундертвассера (один и самый известный псевдоним австрийского художника, архитектора) на жилище как третий покров человека (вторая кожа ― наша одежда) уже никто не оспаривает. Нам комфортно в "неправильнстях" природы, Хундертвассер раскусил человеческую слабость к несовершенству и создал что создал.
Чтобы признали гением, надо прослыть чудаковатой бездарностью. Чтоб не сочли за придурка в узком кругу, вдобавок к разноцветным носкам желателен искрометный талант, задевающий за сокровенное каждого ― просто, не правда ли? В гениальности Хундертвассера я убедилась лично: легкой кистью художника он исправил человеческие оплошности ― искривил отвесные стены и округлил прямые углы. Дальше ― больше: куда зимой лег снег, летом что-нибудь вырастет ― разве противоестественно? И посреди каменного квартала на крыше, балконах, в нишах стен живут деревья и кусты, выплачивая арендную плату кислородом. Добро не должно пропадать ― присмотритесь, увидите кирпичи из разобранных кладок с гербами империи и кафель ушедших времен, вцементированный в стены искусственных гротов. Нарушенные пропорции окон напомнили мне садовые домики, разноцветные рамы и балконная "захламленность" ― отечественные кварталы. Не знаю, на какую из ностальгических нот давит богемный дом японцу с американцем, но меня не покидало ощущение, что вдохновение Хундертвассер черпал не в Испании…Свое вдохновение я извлекла из этих двух сайтов:
http://www.hundertwasser.at/
Наши трамвайные страдания вовсе не обязательно повторять. Есть множество простых способов познакомиться с Веной и с домом Хундертвассера в частности. Но каждый в путешествиях ищет что ищет. Я впитываю города через живое общение, через затруднения, в которые попадаю, а после выпутываюсь. Глупо? Как знать… Но точно не скучно.
В Шёнбрунн мы не попали. Ни времени, ни сил уже не хватило. Может, и к лучшему. В одну упряжку, даже королевского премиум-класса, "впрячь не можно…", но что мешает еще раз приехать в Вену?
Муж возражал против этого снимка. Вообще-то и я не любительница снимать на память надгробия, но поднятые над головами могилы почему-то не вызывали внутреннего протеста. Качество жизни складывается из физического и психологического комфорта, а по этим-то показателям Вена не раз занимала первое место в мире ― так что приму решение градоустроителей как данность немецкой уравновешенности, практичности и умению изобретать не велосипед.
А нас ждали возлюбленные венгерские купальни. Впереди была Братислава. Мы возвращались в Будапешт.
Однозначно, просится в туральбом в форме стихотворного рассказа о Вене, со всеми "Ну и т.д."
Солнца блики на волнах Дуная,
Воздух праздником насквозь пропитан.
Два дня в Вене равны, полагаю,
Трем неделям без искры прожитым.
Вена строгая, Вена имперская
Глубь веков представляет зримо.
Вена юная, даже дерзкая,
От традиций неотделимая.
Все в зачет и в копилку памяти:
Скрипки звук под нотки вина,
Розы чудные, кем-то занятые
И Сиси, что такая одна...
Информации – гигабайты,
Усыпальница – потрясение.
От девчонок Конраду «лайки».
Фрейда тень в кафе в воскресение.
И потрясное произношение.
«Поцелуй» и дом с окнами разными.
Парк с беспечными развлечениями,
И банкет, и коктейль двухфазный...
Ну и т.д.
Сегодня Вы - мое открытие!
Надеюсь.что в следующий раз про Шёнбрунн напишешь и не только :).
Шенбрунн постараемся не упустить в следующий раз. Столица Австро-Венгрии напичкана достопримечательностями, но смотреть их лучше, вгрызшись в эпоху. Мне всегда интересна жизнь, кипевшая в дворцах и замках, а не их нынешняя музейная статичность.
Зато вот пафосный центр города с дворцами и просторами понравились значительно больше. Особенно любимая в восторге от них была. Мне-то отчасти резали как раз некоторые минимальные знания по истории Австро-Венгрии и осознание, что чем монументальнее и пафоснее архитектура, тем меньше обычно свободы и рационализма в эпоху, когда она создавалась.
Шёнбрунн - зря упустили, парк красивый. Хотя, наверно, Хундертвассер конкретно вам был более уместен, раз понравился, т.к. вышло разнообразнее и всеохватнее.
Самое смешное, что как раз имперское "громадьё" пока и отпугивает - слишком много всего сразу хочется. :)
По той же причине и Италию всё никак не спланирую - там просто глаза разбегаются. Но набеги на Австрию уже начали (правда, с альпийской глубинки).
Спасибо, Натали - буду расти к простоте.