Делиться с другими своими впечателениями об отдыхе;
Общаться и заводить друзей среди туристов;
Обрести популярность в нашем сообществе.
Отвечать на отзывы клиентов и быть более заметным среди целевой аудитории;
Повысить позиции вашей турфимы в поисковых системах;
Внести фирму в базу сайта и получать звонки;
Увеличить количество прямых бронирований вашего отеля;
Иметь надежную обратную связь со своими клиентами;
Отвечать на отзывы от имени администрации отеля.
Я в Саду пообвыкся и забываю иной раз, что привожу сюда людей и из мест, где муж жену, а жена мужа совсем без одежды никогда не видели.
Ну, и мы с вами об этом уже говорили, и столько уже до нас сказано и написано. Давайте просто примем в качестве постулата, что нагота сама по себе, а эротика сама по себе.
Говорят, у немцев плохо с юмором. Это не у них плохо с юмором, это у нас плохо с немецким языком. Но голый Бетховен у них в Бонне, в святая святых - доме великого композитора, стоит не для юмора. И дирижирует при этом тоже не для юмора, а с целью воплощения авторского замысла. А что это за замысел, почему немцы ходят в общий "бад", а итальянцы не ходят, и как пророк Мухаммед решил проблему воспроизводства населения - договорились же не обсуждать.
Автора "Бетховена" назову: Густав Вигеланд.
Сад на редкость целомудрен. Это, что ли, эротика?
Или это?
По-видимому, трудоголик Вигеланд был аскетом в быту?
Он был эротоманом.
Таковым его считал Станислав Пшебышевский. Польскому писателю надо верить и как основательному исследователю этого дела и просто приятелю Вигеланда по берлинскому кафе-салону "Черный поросенок". Там они и собирались на излете ХIX века: Пшебышевский, Мунк, Стриндберг, их жена Дагни и Вигеланд.
Недавно в Осло выставили эротические рисунки и статуэтки Вигеланда. Нимфы, фавны и люди сосредоточенно занимаются разнообразными копуляциями. Выставка получилась большая. Люди сведущие обратили внимание, что женщина показана не в духе тогдашнего снисходительного вуайеризма, а как равноправный и инициативный участник акта.
Но творчество здесь ни при чем.
Он переселился в свои скульптуры. Он жил ТАМ. Сном была так называемая реальная жизнь. ТАМ была суррогатная семья: любящие жена, дети, братья. ТАМ не было ревности к отцу, чувства вины перед возлюбленной, страха смерти, страха жизни. Боль и страдания воплощались, оставались и исцелялись тоже ТАМ.
***
А что же 17-метровый 180-тонный Монолит - доминанта Сада?
Этот обелиск выполнен из цельного куска гранита, отсюда название.
Карьер, где добыли глыбу, был не так уж далеко, но тащить посуху было делом безнадежным. Доставили морем, выгрузили как можно ближе к Саду и затем уже оттуда перемещали со скоростью 1 метр в день с 1927 по 1928 год. Затем трое каменотесов обрабатывали гранит 14 лет. Работа шла в специально построенном навесе-павильоне. Рядом стоял образец, выполненный Вигеландом в глине и затем гипсе. Гранитный монумент в точности и в натуральную величину повторяет гипсовую модель.
Вигеланд не дожил совсем немного до окончательного воплощения. Уже после его смерти последнюю часть гипсового образца (изначально разъёмного, в отличие от Монолита) вернули с площадки в студию-музей.
А к Рождеству 1944 года пригласили всех желающих на открытие. Из навеса получилась отличная смотровая площадка в несколько этажей. В отличие от сегодняшних посетителей Сада, публика могла подробно рассмотреть каждую фигуру, находясь с ней на одном уровне.
Cоветские войска к этому времени выбили противника из Петсамо (Печенги) и овладели норвежским Заполярьем. Последний, 10-ый сталинский удар был успешно осуществлен. Однако Осло и остальная территория страны были заняты гитлеровцами до самого конца войны.
Посмотреть на Монолит пришло много людей - в общей сложности 180 тысяч человек. Настроение у большинства было по-рождественски приподнятое. О том, что русские в Киркенесе (важный северный порт), знали все.
Всего фигур 121. Они молодеют и распрямляются ближе к вершине. По поводу Монолита скульптор как-то сказал: "Это моя религия", а дальше не стал ничего объяснять.
Вспоминали египетские прототипы, вавилонскую башню, связь с Космосом, но надо очень напрячься, чтобы не увидеть для начала просто-напросто фаллос. Что это будет приходить в голову любому нормальному человеку, Вигеллан не мог не понимать.
Ну вот, а говорите, нет эротики, возразит кто-то.
Прошу прощения, если всякое подобное изображение - эротика, значит, мы очень по-разному понимаем это слово. Такой монумент стоял во дворах римских патрициев. Рядом, можно сказать, дети в песочнице игрались. Смысл был понятен всем: жизнь продолжается! Вот фрески внутри лупанария в Помпеях были точно не для детей. Эрос у ахейцев отвечал за жизнь вообще, жизнь в антитезе Танатосу - смерти. В классический период Эроса понизили в должности, отвели ему департамент чувственной любви, потом и вовсе сделали порученцем Афродиты.
Монумент не эротика, как не эротика картинка в анатомическом атласе. Назначение этих изображений разное, но не эротические они, и все тут.
Неприлично? Это другое дело. Пенис Давида во Флоренции - прилично, а условное изображение неприлично. Кама-сутру, свальный грех приплетают и вовсе зря.
Cкульптор еще и помещает напротив Монолита Колесо Жизни.
Круг - всеобщее движение и воплощение в новых ипостасях, но это и наложенный на нас обруч, колодки, из которых не вырваться. А и не надо. Все равно не получится. В Колесе Жизни 4 взрослые и 3 детские фигуры устремляются друг за другом, очередной оборот колеса - жизненный цикл совершается. И вновь, в который раз уже, увидел Бог, что это хорошо...
Пусть теперь кто-то скажет, что это не мужское и женское начала, не созидание и созерцание, не светлый Янь и беспросветно темный Инь. Мнение меньшинства всегда интересно.
Работа с гипсовой моделью заняла у Вигеланда в 1924-1925 годах 10 месяцев.
Что же до 36 гранитных композиций у основания, скульптор трудился над ними около 20 лет до 1936 года. Их расставили в задуманном порядке только в 1947 году.
***
После всей этой наготы радуешься, чего греха таить, любой одежонке. В дальнем углу Сада делает пируэт бронзовая Соня Хейни в юбке фигуристки. Она еще и актриса была замечательная. Проснулась знаменитой после "Серенады Солнечной долины". Будучи на заслуженном отдыхе приглашалась в жюри и, говорят, немножко подсуживала советским мастерам. Если так, пусть кто другой её за это осуждает, не мы. Рядом с ней скользит Оскар Матисен. Скоро сто лет, как отбегал свое. Но собрать столько золота, сколько этому конькобежцу, пока не удалось никому.
А это кто?
Входя в Сад мы и не заметили этот небольшой, скучно-традиционный памятник. Коренастый человек держит в руках молоток и резец. На голове сидит голубь. Голубь настоящий и почти всегда там действительно сидит.
На пьедестале читаем:
GUSTAV VIGELAND
1869 - 1943
Это автопортрет. Вторую дату выбили сразу после кремации.
Не пожелал изобразить себя нагим.
В Саду Людей нет знаменитостей. Там простые люди, просто Люди. Может, среди них есть короли или лудильщики, ТАМ это неважно. Он растворился в них и остался ТАМ. А скромный памятник - личное клеймо мастера, который сделал свою работу и увидел, что это хорошо. Клеймо так обычно и ставят мастера - в незаметном месте.
Древнее скандинавское название главного города Норвегии переводится: Поляна Богов.
Норвежцы дали миру великих мореплавателей, спортсменов, политических деятелей, ученых, героев, драматурга и прозаика, композитора и художника. Вышел в Люди и скульптор Густав Вигеланд.
В сферах, где возжигают искру божью, давно этот народ на хорошем счету.
Cпасибо. Для чего, собственно...